Краткое содержание рассказа астафьева фотография на которой меня нет

Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»

Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 10727.

Обновлено 4 Июля, 2022

О произведении

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в первой половине XX века в неназванной российской деревне.

Главные герои

  • Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шалун и проказник, не отличавшийся хорошим прилежанием.

Другие персонажи

  • Саня – лучший друг Вити, верный товарищ, так же не отличавшийся поведением и прилежанием.
  • Екатерина Петровна – бабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина.
  • Евгений Николаевич – школьный учитель, добрый, внимательный, любящий детей.

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть». Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам», но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

И что в итоге?

Витя — спустя много лет хранит пожелтевшую фотографию, на которой нет его и его друга Сани.

Заключение

Заключение

Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.

После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Iliakudl Kudl

    6/10

  • Елизавета Безликая

    10/10

  • Диас Калмахан

    10/10

  • Светослав Данилов

    8/10

  • Алина Лапкова

    8/10

  • Светлана Черешня

    10/10

  • Ислам Мустафин

    10/10

  • Заур Аллахвердиев

    7/10

  • Ваня Фомичёв

    10/10

  • Настя Холева

    10/10

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 10727.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 4 мин Просмотров 8.6к. Опубликовано 01.09.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Фотография, на которой меня нет» менее 1 минуты и подробно за 3 минуты

Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.

Главные герои и их характеристика:

  •  Витя Подтылицын  — растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  •  Бабушка  – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Санька  — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  •  Молодые учителя деревенской школы  — прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  •  Дедушка  – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  •  Тётка Авдотья  – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» подробно

Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.

Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.

Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.

К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.

Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.

Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.

Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.

В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.

  • Краткие содержания
  • Астафьев
  • Фотография, на которой меня нет

Краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьева

Посреди глухой зимы в сибирской деревне прошла волнующая новость: из города приезжает фотограф, чтобы сделать снимок местных школьников. Вите и его другу Саньке придётся сесть сзади, ведь они всегда учились плохо. От досады ребята пошли кататься на санках с крутого обрыва и вернулись домой промокшие и в снегу.

Ночью у Вити заболели ноги. Бабушка принялась лечить его от «рематизни»: натирала ноги спиртом, укутывала шалью его покойной мамы, носила в баню. Но всё это не помогло, и на утро, когда пришёл Санька, мальчик не смог встать с печи. Бабушка ругала Саньку за то, что он уговорил её внука кататься, и мальчик принял серьёзное решение: раз его друг не может фотографироваться, то и он не пойдёт. Таким образом Вити и Саньки не оказалось на снимке.

Во время болезни Витя внимательно изучал окна в избах деревни. Каждое из них было уникальным, по окну можно было судить о хозяйке и самой избе. Например, его бабушка вставляла между рам розетки рябины, вату, бруснику, всё было просто, но красиво. У тётки Авдотьи навалено калины, мху, разноцветных цветов, а главным украшением служит безногая кукла. У Левонтия, «лиходея из лиходеев», изучать нечего: между рам ничего не лежит, не все стёкла целы.

Вскоре в гости зашёл учитель. Он принёс фотографию, на которой не было Вити. Мальчик стал рассматривать знакомые лица, здесь были все, кроме него и Саньки. Учитель с учительницей, муж с женой, слегка улыбались. Они были уважаемыми людьми в деревне, и все старались им помочь: кто крынку молока под дверью оставит, кто дрова отгрузит и уйдёт. Благодаря учителям в деревне появились учебники, краски, женщины обзавелись иголками и нитками. Деревенские мужики сделали столы и скамейки. Организовали школу. Дом, в котором она помещалась, до раскулачивания принадлежал прадеду Вити. К весне, когда все обменянные на утильсырье тетрадки и карандаши закончились, учитель стал водить учеников в лес. Он много знал, но часто и ребята учили его. Однажды на горе им попалась змея, и учитель встал на защиту детей, убив её палкой. Только позже ребята догадались, что он никогда раньше не видел змей.

Много лет автор хранит старую фотографию, ведь на ней изображены дорогие ему люди и его «родовое гнездо». В произведении очень много примет времени, диалектных и разговорных слов.

Рассказ учит настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель. Важно помнить тех, кто был с тобой в детстве. Эти люди могут быть важной частью вашей жизни. И вместе по жизни идти легче.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Фотография, на которой меня нет. Картинка к рассказу

Фотография, на которой меня нет кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Человеческая комедия Бальзака

    «Человеческая комедия» – это собрание сочинений (98), в которых описана история народа Франции. Бальзак описывал жизнь общества в XIX веке

  • Краткое содержание Бегущая по волнам Грина

    Дома у Стреса проходила игра в карты. Одним из игроков являлся мужчина по имени Томас Гарвей, который остался в Лиссе по причине серьезного заболевания. За игрой Гарвею четко послышался голос женщины

  • Краткое содержание Чехов Беглец

    Мать ведет своего сына Пашу к доктору. Дорога в больницу была долгой и запоминающейся для мальчишки. Пашка с матерью долго ждали своей очереди. Наконец назвали их фамилию, это было для них обоих неожиданно. Впервые в том странном месте мальчик узнал

  • Краткое содержание Бианки Паучок пилот

    Рассказ о том, как паучок от своей грозной матери паучихи убегал. Мать, когда детишки очень маленькие, таскает их всех в мешочке на спине. А когда вырастают дети, она их ловит и съедает

  • Краткое содержание Ерофеев Москва — Петушки

    В подмосковный районный центр Петушки к красивой девушке едет её молодой человек Веничка Ерофеев. Каждую пятницу он ездит к ней, где проводит выходные с ней и младенцем. Каждую пятницу он покупает конфеты «Васильки» и садится на электричку.

изображение к чтению

  • Краткое содержание рассказа аристократка зощенко
  • Краткое содержание рассказа антона павловича чехова мальчики
  • Краткое содержание рассказа андреева петька на даче
  • Краткое содержание рассказа андреева кусака
  • Краткое содержание рассказа андреева ангелочек