Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а еще жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у нее нет детей, за это и бьет её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далекий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывет он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку.
***
…В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя мое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.
***
Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут еще этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошел, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушел.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…
Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.
На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что еще вчера была Рогатой матерью-оленихой.
Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.
И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…
Пересказала И. Н. Слюсарева.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Краткое содержание «Белый пароход»
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1110.
Обновлено 10 Октября, 2022
О произведении
Повесть «Белый пароход» Айтматова была написана в 1970 году. Это одно из лучших произведений писателя, главным героем которого является простой семилетний мальчик. Не в силах смириться с окружающей его несправедливостью, он решает по-своему решить эту проблему.
Рекомендуем читать онлайн по главам краткое содержание «Белый пароход», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События повести происходят во второй половине XX столетия в Киргизии, на лесном кордоне, в Сан-Таншской пади.
Главные герои
- Мальчик – семилетний мальчик, добрый, умный, чуткий, воспитанием которого занимается дед.
Другие персонажи
- Момун – дед мальчика, добрый, работящий и безотказный старик, лесник.
- Бабка – новая жена Момуна, сварливая старуха.
- Бекей – дочь Момуна, бездетная женщина, несчастная и забитая.
- Орозкул – начальник кордона, властолюбивый, злой, жестокий мужчина, муж Бекей.
- Семья лесников – Седахмат, его молодая жена Гульджамал и маленькая дочка.
Краткое содержание
Глава 1
На лесном кордоне жил дед и его семилетний внук – «единственный мальчишка на все три двора»
. Он рос свободным ребенком: никто не занимался ни его воспитанием, ни обучением. С утра до ночи мальчик пропадал на улице, самостоятельно познавая окружающий мир. Он «жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали»
, и даже не помышлял о том, какой может быть жизнь за пределами кордона.
Женщин здесь было три: бабка, дочь деда Бекей и Гульджамал – жена подсобного рабочего. Самой несчастной среди них была тетка Бекей, которую частенько поколачивал муж Орозкул за то, что у них не было детей.
Дед Момун по прозвищу Расторопный Момун отличался «неизменной приветливостью ко всем»
, желанием помочь и сделать что-то хорошее. Однако «усердие его никем не ценилось»
. Только он один и любил мальчика, остальным же он был безразличен.
Глава 2
Мальчик любил брать полевой бинокль, которым «премировали деда за долгую службу на кордоне»
и взбираться на Караульную гору, с вершины которой хорошо просматривалось озеро Иссык-куль, поселок животноводов, скотные дворы, школа-четырехлетка, в которую мальчику предстояло пойти в первый класс.
Однако мальчик взбирался на гору не для того, чтобы полюбоваться окрестностями: он ожидал появления белого парохода, который пленял его воображение.
Мальчик «не помнил ни отца, ни матери»
. После того, как родители разошлись, мать оставила его на попечение деда, а сама уехала в город. О своем отце мальчик знал только то, что он «был матросом на Иссык-Куле»
. Он мечтал оказаться на белом теплоходе, чтобы рассказать отцу «про всю свою жизнь»
.
Глава 3
Белый пароход был для мальчика словно сказка. Когда он исчезал из поля зрения, мальчишка с грустью возвращался домой, где злобный Орозкул избивал тетку Бекей и обзывал ее самыми последними словами, а любимый дед страдал, глядя на унижение дочери.
Воображение «живо рисовало мальчику картину справедливой кары»
: он мечтал, как однажды они все вместе накинутся на Орозкула и бросят в реку. Но взрослые «не поступали так, как считал справедливым мальчик»
– они постоянно прощали грубому и жестокому Орозкулу все его выходки.
Глава 4
Укладываясь спать, мальчик решил рассказать сказку своему новому портфелю, купленному в честь поступления в школу.
Эта история случилась в «давние-предавние времена»
, когда разные народы находились в постоянной вражде. Было пролито немало крови, но «некому было примирить врагов»
.
В день, когда киргизское племя хоронило своего старого вождя, на беззащитных людей напали враги. Жестокий хан перебил всех – «никто не успел убежать, никого не осталось в живых»
. Лишь чудом удалось спастись двум детям – мальчику и девочке.
Узнав об этом, хан приказал Рябой Хромой Старухе отвести детей в тайгу и прикончить их. Старуха не смела ослушаться, и повела плачущих детей к воде, чтобы утопить. В этот миг перед ними появилась «олениха, матка маралья»
. Она попросила старуху отдать ей детей.
Рогатая мать-олениха заботилась о них, а когда повзрослевшие мальчик и девочка стали мужем и женой, она помогала им с их детьми. Своего первенца они назвали в честь оленихи – Бугубаем. С тех пор прошло много лет, и их потомки возобновили охоту на прекрасных белых маралов, которых раньше так почитали.
Глава 5
С приходом осени мальчик начал заниматься в школе. Старик Момун каждое утро отвозил его верхом на коне, а затем скакал обратно, чтобы привезти из школы. Это очень раздражало Орозкула, который не уважал ни местную «карликовую школу»
, ни учительницу, которая в ней преподавала.
Орозкул становился все более злым и раздражительным и вымещал свое недовольство жизнью не только на жене, но и на старике. Однажды он нарочно затеял ссору с Момуном и даже поднял на него руку.
Терпение Расторопного Момуна лопнуло только в тот миг, когда Орозкул не пустил его, чтобы забрать внука из школы. Разгневанный Орозкул выместил свою злобу на Бекей, которую сильно избил и выставил из дома, а Момуна уволил с кордона.
«Мальчик задохнулся от обиды за деда»
и долго плакал на берегу реки. Неожиданно перед его глазами возникли маралы, возвращения которых они так долго ждали с дедом.
Глава 6
От сильных душевных переживаний мальчик заболел: его лихорадило, «то в жар, то в холод кидало»
. Он слышал, как бабка давила на Момуна, чтобы тот извинился перед Орозкулом, от которого они все зависели. Она считала, что «если у человека отбирают жалованье, он уже не человек. Он никто»
, и дед должен был переступить через себя, свою совесть, но задобрить зятя.
Мальчика все чаще мучили мысли: «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?»
. Он мечтал о справедливости, но уже понимал, что не всегда можно ее добиться.
Глава 7
На следующее утро мальчик был вынужден пропустить школу из-за плохого самочувствия. Он признался деду, что видел маралов.
Орозкул понял, как отомстить Момуну: он заставил старика пристрелить марала. Совершив черное дело, старик впервые в жизни сильно напился. Когда мальчик увидел, как Орозкул разделывал во дворе тушу, ему стало плохо. Он хотел стать рыбой и уплыть далеко от этих жестоких, бессердечных людей, которые издевались над самой природой.
Никем не замеченный, мальчик спустился к реке и уплыл рыбой. Он «прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая»
…
И что в итоге?
Мальчик – не выдержав жестокости и бессердечия окружающих, хочет уплыть от них подальше, отправляется к реке и тонет.
Момун – по приказу Орозкула убив марала, напивается.
Орозкул – заставляет Момуна убить марала, чтобы отомстить старику.
Заключение
В своей книге Айтматов поведал печальную историю об одиночестве, несправедливости и человеческой жестокости. Внутренний протест мальчика против насилия не смог найти отклика в окружающих его людях, и он был вынужден покинуть этот равнодушный и жестокий мир.
После ознакомления с пересказом «Белый пароход» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Арсений Морев
9/10
-
Гулвира Избасарова
9/10
-
Ролан Ахмет
10/10
-
Даня Батурин
9/10
-
Татьяна Верланова
10/10
-
Александр Белов
10/10
-
Надежда Корнеева
10/10
-
Богдан Трощинский
9/10
-
Artur Andagulov
9/10
-
Елизавета Бычихина
10/10
Рейтинг пересказа
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1110.
А какую оценку поставите вы?
- Краткие содержания
- Айтматов
- Белый пароход
Краткое содержание Айтматов Белый пароход
Семилетний мальчик жил в лесу. Дедушка был единственным родным человеком для него: родная бабушка давно померла, а неродная бабка, дочь деда Бекей и её муж Орозкул были равнодушны к ребёнку.
Бекей была очень несчастлива: Орозкул часто её бил из-за отсутствия у них детей. Момун не мог вступиться за свою дочь, хотя очень её любил и жалел. Деда за его мягкость не уважали, хотя у него было очень доброе сердце. Он всю жизнь работал, не покладая рук, и всегда был готов всем помочь. А Орозкул хоть и был начальником, но отличался своей праздностью: работать он не любил, зато постоянно расхаживал по гостям.
Родителей своих ребёнок не знал: мать развелась с его отцом, когда он был ещё совсем крохотным, уехала и вышла замуж за другого человека. Мальчик жил своими фантазиями. Он часто думал, как было бы хорошо обратиться рыбой и найти своего отца-моряка.
Дед часто рассказывал ему сказки, особенно полюбилась ему эта: давным-давно хан напал на народ, всех перебил и приказал старушке утопить двух маленьких детей – единственных оставшихся в живых. Ослушаться старуха не могла, и она решила утопить их. Но стоило ей подойти к воде, как навстречу вышла маралья. Люди убили её детёнышей, и она просила отдать малышей ей. Дети выросли и вскоре поженились. Первого сына они назвали в честь своей приёмной лесной матери Бугубай. Именно он дал начало роду Бугу.
Спустя много лет потомки из рода возобновили охоту на маралов, и оленям пришлось бежать со своих земель. Мальчик мечтал, чтобы Олениха когда-нибудь вернулась и помогла Бекей родить сына.
Момун купил внуку портфель, так как пришло время отправиться учиться. Мальчик любил ходить в школу и всегда боялся не успеть к первому уроку. Дед это знал и всегда сам отвозил его.
Орозкул становился всё злее. Он мечтал о детях, о переезде в город, где жилось легче, о деньгах и новой жене. Он вымещал свою злость не только на Бекей, но и на деде. Как-то они вместе грузили брёвна, и Орозкул затеял ссору. Момун никак не отвечал, даже когда Орозкул поднял на него руку. Но когда зять не отпустил его, чтобы Момун отвёз внука на учёбу, старик вырвался от разгневанного Орозкула и уехал.
Орозкул сильно избил Бекей и выставил её из дома, а деда погнал с работы. Все надавили на старика, и ему пришлось извиняться перед Орозкулом. В отместку тот заставил старика убить марала: оказалось, олени вернулись в лес. Сделав чёрное дело, Момун впервые в жизни напился.
Увидев, как мужчины разделывают маралью тушу, мальчику стало плохо. Он пытался поднять дедушку, но тот лежал неподвижно от алкоголя и содеянного зла. Ребёнок понял: лучше и правда стать рыбой и уплыть подальше от всех этих людей. Он побежал к реке и вошёл в воду.
В произведении особенно остро поставлен вопрос добра и зла. Дед, несмотря на свою доброту, слишком слаб, чтобы встать на защиту справедливости. Ради своей дочери и внука он пошёл против своей совести и памяти своего рода. Мальчик живёт в мире своих фантазий, так как в реальности видит лишь злобу окружающих. Его смерть стала своего рода избавлением от реальности, причиняющей боль детской душе. Важно быть добрым человеком.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Айтматов. Все произведения
- Белое облако Чингисхана
- Белый пароход
- Буранный полустанок
- Верблюжий глаз
- Джамиля
- И дольше века длится день
- Когда падают горы (Вечная невеста)
- Красное яблоко
- Легенда о манкурте
- Лицом к лицу
- Материнское поле
- Пегий пес, бегущий краем моря
- Первый учитель
- Плаха
- Прощай, Гульсары!
- Ранние журавли
- Солдатенок
- Тавро Кассандры
- Тополёк мой в красной косынке
Белый пароход. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Лермонтов Вадим
Как видно по названию главным героем романа является юноша по имени Вадим. Вадим был сыном разоренного дворянина. Он поднимает восстание против дворянских людей чтобы отомстить за свою семью.
- Краткое содержание Успенский Вера и Анфиса
Рассказ разворачивается вокруг отца девочки, по имени Вера, который был неравнодушен к живописи. Как – то раз сидя на берегу, с, казалось бы, ставшими родными красками, к нему подходит молодой человек – моряк
- Станюкович
Писателя Константина Станюковича принято называть «художником слова» в маринистической тематике из-за мастерства изображения моря.
- Краткое содержание Сенека Федра
Антиопа – это красивая и воинственная амазонка, которая вскоре родила мальчика от Тесея, которого назвала Ипполитом. Но у мальчика вскоре появилась мачеха, Федра. Теперь, очень рада, что у нее будет такой пасынок
- Краткое содержание Старый Мореход Драгунского
С некоторых пор в Денискином доме стала часто появляться Марья Петровна. Она заходила поболтать с родителями и выпить чаю. Денису не нравился приторный аромат ее духов и однообразные вопросы. Как-то Марья Петровна
Чингиз Айтматов — знаменитый киргизский писатель, чье творчество почитают далеко за пределами Родины. С большой любовью и одновременно с горечью он писал о родной земле и двойственной человеческой природе. Убедиться в этом поможет его выдающаяся повесть «Белый пароход». Краткое содержание и анализ произведения предлагаем ниже.
«Белый пароход»: краткое содержание
Удивительное творческое наследие оставил писатель Чингиз Айтматов. «Белый пароход» — одно из вершинных его произведений. С него советуем начать знакомство с манерой писателя. Краткий пересказ повести читайте далее:
Краткое содержание: «Белый пароход»
События повести «Белый пароход» происходят в Киргизии. Автор знакомит читателя с главным героем:
- семилетний мальчик, сирота;
- живет на лесном кордоне у озера Иссык-Куль вместе с дедом Момуном — единственным человеком, которому не безразличен;
- никогда не видел родителей, но знает, что его отец — матрос, а мать живет в далеком городе.
Родная тетка Бекей (дедова дочка) и ее муж — егерь Орозкул, главный человек на кордоне, — не заботятся о мальчике. Своих детей у них нет, поэтому Орозкул частенько бьет жену. Нередко он кричит и на деда.
Мало хорошего мальчик видит в жизни. Его друзьями и собеседниками часто становятся неодушевленные предметы — бинокль, портфель или камень. Каждый вечер он взбирается на гору, берет дедов бинокль и смотрит на Иссык-Куль. В это время на озере появляется большой и красивый белый пароход. Мальчик верит, что именно там и служит отец. Он мечтает превратиться в рыбу и поплыть к нему, рассказать о своей жизни.
Верит он и в другую сказку, которую часто рассказывает ему дед.
Сказка о маралах
Давным-давно у реки Энесай жило киргизское племя. Однажды на него напали враги и всех перебили. Остались лишь двое детей — мальчик и девочка, но и те были захвачены. Хан поручил Рябой Хромой Старухе их убийство, и та повела детей к реке. Как вдруг из леса вышла олениха, самка марала, и уговорила отдать детей ей, поскольку всех ее оленят убили.
Олениха привела детей на Иссык-Куль. Там они выросли и поженились. Когда у женщины начались мучительные роды, напуганный муж позвал на помощь мать-олениху. Та на своих рогах принесла колыбель, а на ней звенел звоночек. В тот момент и родился ребенок. И дали ему имя в честь оленихи — Бугубай. Он и основал киргизское племя Бугу.
Позже, когда умер какой-то богач, его дети решили украсить гробницу рогами марала. С тех пор на маралов велась охота, и вскоре они исчезли из этих лесов.
«Белый пароход»: конфликт между героями
Настала осень. За подношения Орозкул разрешает рубить сосновый лес. Вдвоем с Момуном они тащат по горам бревна, из-за этого Орозкула охватывает гнев:
- Ему не нравится, что за подношения он сам должен бревна таскать.
- Беспокоит Орозкула инспекция. Что делать, если спросят, куда увезли лес?
- Он мечтает уехать жить в город. Там-то его бы по-настоящему уважали.
Все эти мысли вызывают у Орозкула дикую злость. Он хочет выпустить пар и избить жену, но до дома далеко. Достается Момуну: он еще отпрашивается, чтобы внука забрать со школы. Орозкул отказывает и вдобавок несколько раз бьет старого человека по голове, но это не помогает — дед его бросает посреди леса и уходит за внуком.
Момун с мальчиком возвращаются домой и узнают, что Орозкул избил Бекею и прогнал из дома, а деда решил уволить. Тетка и бабка пилят деда, велят просить у Орозкула прощения. Иначе куда они пойдут?
Тем временем мальчик видит в лесу маралов и радуется, что они наконец вернулись. Он просит мать-олениху принести Орозкулу и Бекее на рогах колыбель.
Приезжают люди забирать лес, пока носят бревна, тоже замечают маралов. Дед же ходит за Орозкулом по пятам, пытаясь заслужить прощение.
Айтматов: «Белый пароход» — трагичная история
Вечером мальчик видит во дворе казан, в котором варят мясо. У костра стоит пьяный дед, хоть это вовсе на него не похоже. Орозкул и кто-то из приезжих делят мясную тушу, а рядом лежит рогатая голова марала. Мальчик хочет убежать, но ноги не слушаются: он стоит и смотрит на труп, который еще недавно был матерью-оленихой.
Все садятся за стол и начинают поедать мясо. Но мальчик не может есть, ему плохо, начинается жар. Из разговора за столом он узнает, что это дед убил марала, иначе Орозкул грозился его выгнать.
От ужаса мальчик сбегает к озеру. Он представляет, что превратился в рыбу, и уплывает на глубину. Его исчезновение взрослые не замечают.
«Белый пароход»: анализ произведения
Трагичная история о мальчике из Киргизии стала одним из главных произведений в творчестве Чингиза Айтматова.
Какие идеи реализовал писатель в повести «Белый пароход»? Анализ произведения поможет это выяснить:
История создания
«Белый пароход» — история, основанная на реальных событиях, а ее главные герои имеют прототипов. Однажды Чингиз Айтматов поехал на джайлоо Каркыра (пастбища в Иссык-Кульской области), чтобы отыскать каменные статуи. Он отправился на поиски вместе с несколькими местными жителями.
Во время поездки к ним подошел лесник по имени Момун, а рядом с ним был маленький мальчик. Писатель проговорил с ним почти два часа. После этого статуи его больше не интересовали. «То, что я услышал, удовлетворило мой голод», — сказал тогда Айтматов.
Вероятно, то, что рассказал писателю лесник, и послужило основой для написания повести. Впервые ее опубликовали в 1970 году в журнале «Новый мир». Интересно, что у «Белого парохода» есть и второе название, данное автором, — «После сказки».
Жанр и композиция произведения
«Белый пароход» — повесть, созданная в традициях реализма. В ней детально изображены герои, их характеры и мотивы, тонко исследована натура главного персонажа.
Реализм — любимое направление Айтматова, однако в произведении использованы также элементы фольклора и мифологии. Автор рассказывает читателю народную легенду о маралах, которые в Киргизии издавна считались священными животными. Такой прием противоречит реализму, однако в «Белом пароходе» он позволяет читателю лучше понять главного героя и контекст описанных событий.
Композиционно повесть состоит из семи глав:
- Первые четыре главы составляют экспозицию и завязку повести. Автор нарочно не жалел слов для этой части. Читатель узнает о нелегкой жизни мальчика и о людях, которые его окружают. В четвертой главе представлена легенда о маралах.
- Пятая и шестая главы — развитие событий. Орозкул срывается на Момуна и выгоняет жену из дома, из-за чего деду приходится переступить через себя и извиниться. Мальчик наблюдает и не понимает, почему мир так несправедлив.
- В седьмой главе происходит кульминационный момент повести и ее драматическая развязка. Мальчик видит труп марала, сказка о котором наполняла красотой и добротой его детство. Не выдержав человеческой жестокости, он прячется в своем вымышленном мире и тонет в озере.
Проблематика повести
В «Белом пароходе» Айтматов рассказал печальную историю об одиночестве и несправедливости. Автор обнаруживает самые низменные пороки человеческой души и показывает, насколько люди жестоки и эгоистичны. Особенно ярко в произведении прослеживаются две проблемы:
- Противостояние добра и зла.
Главный герой живет в двух параллельных мирах — вымышленном и реальном. Фантазируя, он оживляет предметы, наделяет животных благородными чертами, верит, что даже Орозкул изменится, если у него родится ребенок. Однако вскоре сталкивается с жестокой действительностью. Наблюдая за несчастьем деда и тетки, понимает, что в реальном мире не всегда добро и справедливость побеждают зло.
Мальчик рассуждает: «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?». На эти вопросы автор не дает ответа, а предлагает читателю поразмышлять.
- Отношение человека к природе.
Пагубное влияние человека на природу — излюбленный мотив Айтматова, который встретите во многих его произведениях. Автор изобличает зверскую жестокость людей по отношению к животным — часто необоснованную, ради собственной потехи.
Таким образом, писатель призывает прекратить уничтожение природы, относиться к ней с уважением и любовью. Айтматов пророчит: если человек не научится бережно с ней обращаться, его ждет неминуемая трагичная расплата.
В повести автор затрагивает темы, которые важно обдумать каждому. Но чтобы оценить писательский талант Айтматова, стоит непременно ознакомиться с полной версией произведения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1879069-belyj-parohod-kratkoe-soderzanie-i-analiz/
На чтение 9 мин. Опубликовано 06.04.2020
В 1970 году журнал «Новый мир» опубликовал произведение Чингиза Айтматова под названием «Белый пароход». Через несколько лет оно вошло в сборник «Повести и рассказы». Грустная история об одиночестве и жестокости, одно из лучших творений автора — повесть «Белый пароход». В кратком содержании по главам рассказывается о том, как двое беззащитных людей, старик и мальчик, с помощью сказок и преданий спасаются от жестокости реального мира.
Содержание
- Чингиз Айтматов и его повести
- Герои произведения
- Краткий пересказ истории
- Белый пароход
- Злость и беспомощность
- Легенда о матери-оленихе
- Бунт старика
- Начало лихорадки
Чингиз Айтматов и его повести
Киргизский писатель Чингиз Айтматов вошел в историю литературы благодаря своему таланту к созданию глубоких, цепляющих душу повествований. Популярным он стал в начале шестидесятых годов, но любовь читателей к его творчеству не угасает по сей день.
Наиболее популярны такие произведения Чингиза Айтматова:
- «Первый учитель»;
- «Верблюжий глаз»;
- «Материнское поле»;
- «Ранние журавли».
Писатель несколько раз был награжден государственными премиями. По мотивам некоторых его повестей были сняты киноленты. В 1975 году на экраны вышел фильм «Белый пароход».
Режиссером стал Болотбек Шамшиев, а автором сценария — сам Айтматов. Кинокартина собрала все самые лучшие отзывы и награды.
Герои произведения
Читая «Белый пароход» Чингиза Айтматова публика узнает о жителях глухого аула, расположенного рядом с лесным кордоном. Сюда лишь изредка заезжает автолавка. А школа расположена в нескольких километрах от поселения.
Главный герой — маленький семилетний мальчик, имя которого автор не называет. Это не только очень умный, но и добрый, чуткий, впечатлительный ребенок. Его воспитанием занимается старый дедушка. Другие персонажи повести:
- Момун — дед мальчика. Добродушный старик. Работает лесником.
- Бабка — вторая жена Момуна. Ворчливая старуха.
- Бекей — дочь старика. Несчастная женщина, не имеющая детей.
- Орозкул — муж Бекей. Жестокий, властолюбивый мужчина. Начальник лесного кордона.
- Семья лесников — муж Седахмат, жена Гульджамал, их маленькая дочь.
История этих персонажей рассказана в особом художественном стиле, присущем Чингизу Айтматову. Здесь жизненные, порой жестокие реалии, искусно переплетаются со старинными легендами.
Краткий пересказ истории
В маленьком ауле живет главный герой, единственный мальчишка на три двора. Ребенок растет без присмотра, целыми днями пропадает на улице. Никто не занимается его образованием, поэтому он самостоятельно изучает окружающий мир. За неимением друзей мальчик сам себе придумывает собеседников, наделяя невоодушевленные предметы именами и человеческими качествами. Характеристика некоторых:
- булыжники Танк, Седло, Верблюд — друзья малыша;
- главный неприятель — колючий бодяк;
- заросли ширладжинов — главные защитники, под которыми можно спрятаться и поплакать;
- любимый собеседник — новенький портфель.
Единственный человек, который любит и воспитывает мальчика, это его дед по имени Момун. Он очень добрый, безобидный, всегда готовый прийти на помощь. Его отзывчивость совершенно не ценится людьми и воспринимается как должное. Однако старик не обижается и не расстраивается, продолжая творить добрые дела. Люди называют его Расторопный Момун.
Кроме деда, о мальчике некому позаботиться. Именно он купил в автолавке портфель для своего внука, чтобы тот мог пойти в школу. Этот день стал самым счастливым в жизни ребенка.
А новенький портфель с того момента превратился в лучшего друга, которому малыш мог поведать обо всем.
Белый пароход
Когда-то за долгую и верную службу на лесном кордоне деда премировали и подарили настоящий бинокль. Старик прибором не пользовался, утверждая, что прекрасно видит без него. Поэтому полевой бинокль достался мальчику и стал его любимым развлечением.
Малыш взбирался на Караульную гору и разглядывал окрестности. С вершины было отлично видно сосновый бор и озеро Иссык-Куль, расположенное далеко от аула. Мальчик любил наблюдать за жизнью в поселке животноводов и на скотных дворах. Также ему нравилось рассматривать школу-четырехлетку, в которую ему вскоре предстояло пойти учиться.
Со своим безмолвным другом портфелем мальчик делился всеми полученными наблюдениями и впечатлениями. Поведал ему и о белом теплоходе, появления которого на горизонте ждал каждый день.
Ребенок рос без отца и матери. Родители разошлись давно. Мама оставила малыша на воспитание деду и уехала в город искать лучшей жизни. Об отце было известно только то, что он был матросом на озере Иссык-Куль. Мальчик мечтал оказаться на пароходе, чтобы встретиться с папой и рассказать ему про свою жизнь.
Злость и беспомощность
Вечером главный герой нехотя возвращался домой. Здесь ему приходилось наблюдать не самую радостную картину. Злой Орозкул постоянно избивал и всячески унижал свою жену Бекей. Причиной было то, что она все никак не могла подарить своему мужу наследника. На самом деле грозный мужчина, которого уважало и боялось все село, мечтал о простом человеческом счастье. О том, что после работы его дома будет встречать семья — жена и дети. Но чуда не происходило.
Возвращаясь домой, он все больше и больше раздражался, вымещая свою злость на несчастной женщине. Старик Момун страдал, видя это, и не имея возможности исправить ситуацию. А мальчику было тяжко видеть эти слезы и побои.
Его воображение рисовало картину расплаты — как они все вместе накидываются на Орозкула и бросают его в реку. По непонятным мальчику причинам взрослые не поступали по справедливости. Они прощали все выходки этому жестокому человеку, продолжая его слушаться и терпеть.
Бабка, жена Момуна, появилась в их доме не так давно, после смерти родной бабушки малыша. У нее умер муж и дети, поэтому она озлоблена на весь мир. Сварливая старуха, как и все остальные герои повести, не любит мальчика, и постоянно срывается на нем.
Легенда о матери-оленихе
От старика мальчик слышал много легенд. Одну из них он решил поведать своему другу портфелю перед сном. История происходила в древние времена. Тогда разные народы враждовали и сражались между собой, проливая немало крови. Они жили только грабежами и завоевыванием земель. И некому было примирить их.
Однажды в племени киргизов умер старый вождь. Во время похорон на людей напал жестокий хан со своим войском. Они перебили все племя, до единой души. Чудом спаслись лишь двое детей, мальчик и девочка, которые во время побоища были далеко возле реки.
Когда хан узнал об этом, он приказал хромой старухе увести детей далеко в тайгу и там убить. Та не смогла ослушаться и увела рыдающих малышей. Но ей помешала Рогатая мать-олениха, самка марала. Она отобрала у старухи детей и стала о них заботиться. Когда мальчик и девочка выросли, у них появились свои дети. Первенца они назвали в честь оленихи — Бугубай.
Через много лет потомки спасенных детей возобновили охоту на благородных маралов, украшая их роскошными рогами могилы своих родственников. Горы опустели, а печальная мать-олениха обиделась на людей. Она поднялась на горную вершину, попрощалась с озером Иссык-Куль и ушла. С тех пор никто из киргизов не видел этого грациозного животного.
Бунт старика
Когда наступила осень, дед отправил мальчика в школу учиться. Поскольку учебное заведение находилось далеко от аула, старику приходилось каждое утро отвозить ребенка верхом, а вечером забирать. Люди смеялись над Момуном, так как не считали образование чем-то обязательным. А Орозкула злило упорство деда, который во что бы то ни стало пытался обучить внука грамоте.
Момун и Орозкул ходили в горы, чтобы рубить древесину и продавать односельчанам. Однажды во время такого похода мужчина едва не погиб. Старик, который верил в легенды и предания, предположил, что Орозкула спасли вернувшиеся в Киргизию маралы. Но даже близость смерти не смягчила жестокое сердце.
Как-то во время рабочего процесса старик сказал, что ему нужно отложить работу на вечер и поехать за мальчиком в школу. Несмотря на обвинения и угрозы в свою сторону, он сел на лошадь и ускакал. Рассвирепевший зять вернулся домой. Там он выместил злость на Бекей, избив жену и выгнав ее из дома. Затем он обвинил во всем Момуна и уволил его с работы.
Узнав обо всем случившемся, мальчик ушел к реке и долго плакал там от обиды за своих близких. Но вдруг перед его глазами возникли маралы, грациозные животные, вернувшиеся на родную землю. Мальчик наблюдал за ними с огромным удивлением.
Он мысленно просить мать-олениху помочь его семье, послав тетке Бекей малыша. Тогда Орозкул перестал бы злиться и изводить всех, и они зажили бы мирно и счастливо.
Начало лихорадки
От сильного потрясения и переживаний у мальчика началась лихорадка, и он не смог пойти в школу. Он лежал и думал обо всем, что произошло. Малыш рассказал деду о том, что произошло у реки. Про появление маралов узнал и Орозкул. Это известие натолкнуло его на мысль, как отомстить старику за непослушание…
В это время бабка пилила Момуна за то, что тот остался без работы. Она заставляла пойти извиниться, чтобы зять принял его обратно на должность лесника. В итоге деду пришлось переступить через себя и потешить самолюбие Орозкула. Но тирану простых извинений оказалось мало. Он заставил Момуна пойти и застрелить оленя. Старик не смог ослушаться и исполнил поручения.
Пока люди во дворе разделывали тушу несчастного животного, старик с горя напился. Сосед Сейдахмат вытащил больного мальчика во двор, чтобы тот посмотрел на убитого оленя. Увидев окровавленную рогатую голову марала, ребенок был в ужасе. Такого потрясения он не смог пережить. Пока люди ели оленину, мальчик выбежал из дома и устремился к реке.
Он хотел превратиться в рыбу, чтобы уплыть далеко-далеко. Чтобы не видеть этих бессердечных существ, которые называют себя людьми. Но, к сожалению, прыгнув в холодную воду синего моря, он так и не превратился в рыбу и не доплыл до белого парохода…
Ч. Т. Айтматов в «Белом пароходе» рассказывает читателям об извечной борьбе добра и зла. Это прослеживается в обеих сюжетных линях — реальной и фантастической, при анализе произведения. К сожалению, в данной повести добро не побеждает. История об одиночестве, жестокости, насилии и несправедливости заканчивается печально.
Внутренний протест главного героя не находит отклика в его близких людях, поэтому он покидает этот равнодушный мир.
Описание произведения:
Произведение «Белый пароход» было написано Чингизом Айтматовым в 1970 году. Интересно, что в 2013 году рассказ «Белый пароход» был включен в 100 книг, которые министерство образования и науки рекомендуют для самостоятельного прочтения школьникам. В этой повести Айтматов создал авторский эпос, который, так сказать, был стилизован под эпос народный.
Ниже читайте краткое содержание рассказа «Белый пароход».
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку.
…В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.
Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…
Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.
На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.
Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.
И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…
Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Белый пароход. Будем рады, если вам удастся прочесть этот рассказ целиком.
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.