Краткое содержание рассказа бумажная победа

  • Краткие содержания
  • Улицкая
  • Бумажная победа

Краткое содержание Улицкая Бумажная победа

Рассказ «Бумажная победа», вошедший в цикл рассказов Людмилы Улицкой «Детство сорок девять», повествует о мальчике Гене Пираплетчикове. Кроме нелепой фамилии, которую мальчик «ощущал как унижение», у него что-то было неладно с ногами, он часто болел, и нос его был постоянно заложен. В довершение ко всем несчастьям отца у Гени не было, ни погибшего на фронте, ни живого, и отношения с другими детьми не складывались – они обижали его и дразнили.

Эта история как раз и начинается  с эпизода, в котором Геня выходит во двор и прогуливается там, ожидая бабушку. Тут-то и бросил в него Колька Клюквин ком грязной весенней земли.

Позже, рассуждая о том, что нужно сделать, чтобы их мальчика перестали унижать, мама с бабушкой решают организовать в день рождения Гени настоящий праздник. Через две недели мать сама вышла во двор, чтобы пригласить в гости играющих там детей. А Геня с ужасом думает, как завтра к нему в дом ворвутся эти веселые и шумные дети, его враги.

Наступил этот день, за накрытым столом собрались «двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей». Две девочки, сестры, подарили имениннику букет цветов. Мама Гени играла на пианино Шуберта и Бетховена, а потом предложила ребятам сыграть в фанты. Но ни у кого не оказалось того, что можно предложить как фант. И тут Женька Айтыр, один из уличных врагов Гени, увидел на подоконнике недоделанную им бумажную фигурку-кораблик. Ведь Геня часто болел, много дней он провел в постели. В это время его верным спутником была книга, посвященная искусству складывания разнообразных бумажных самоделок. Геня стал настоящим асом в этом занятии.

Женька взял недоделанный кораблик в качестве своего фанта. А другие ребята стали наперебой просить именинника сделать фанты и им. Геня стал складывать фигурки людей, собак, стаканчики, солонки, рубашки… В итоге все и думать забыли об игре. Так Геня стал настоящим героем дня.

Заканчивается история тем, что Женька Айтыр сам пытается сделать кораблик, но у него ничего не получается. И он просит помощи у Гени.

Это рассказ о настоящей победе. Хоть она и «бумажная», так же как и чудо (в другом рассказе Улицкой) – «капустное», но понятия эти не теряют своего значения. Для детей, во всяком случае.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Улицкая. Все произведения

  • Бедные родственники
  • Бумажная победа
  • Дочь Бухары
  • Зеленый шатер
  • Казус Кукоцкого
  • Капустное чудо
  • Медея и ее дети
  • Перловый суп
  • Пиковая дама
  • Сонечка

Бумажная победа. Картинка к рассказу

Бумажная победа кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Лермонтов

    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) был незаурядной личностью, что позволило ему за очень короткий период своего жизненного пути (успел прожить всего 27 лет) стать автором выдающихся прозаических и лирических

  • Краткое содержание Адамович Каратели

    События повести Алеся Адамовича «Каратели» разворачиваются в 1942 году, на захваченной немецкими войсками Белорусской земле.

  • Краткое содержание былины Святогор и Микула Селянинович

    Народное сказание повествует о встрече русского богатыря Святогора с путником Микулой Селяниновичем.

  • Краткое содержание Алексин А тем временем где-то…

    Главным героем произведения Алексина, является мальчик, по имени Серёжа, который рассказывает о своей семье, и о том, что у него и у папы одинаковое имя. И как-то раз Серёжа остаётся совершенно один в доме

  • Краткое содержание Аблесимов Мельник — колдун, обманщик и сват

    Произведение относится к пасторальной комической опере, исполняемой в разные периоды с использованием различной музыки, чаще всего в народном авторском стиле Соколовского М.М.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 Вопросы «Бумажная победа»
  • 3 Анализ «Бумажная победа»

Послевоенная весенняя Москва. Здесь с мамой Мусей и бабушкой живет школьник Геня Пираплетчиков. И он несчастен. Не любит свою странную фамилию, плохо ходит, вечно болеет и дышит ртом. И у него нет папы. Не погиб на фронте, как у других. Его просто нет. Друзей у Гени тоже нет. Ведь он для ребят «Генька хромой, сопли рекой». Как завидят его – забрасывают грязью. Особенно старается Колька Клюквин, а вожак, Женька Айтыр, одобряет.

Переживая за сына, мама приглашает дворовую компанию на день рождения Гени. Надеется, что мальчишки подружатся с ним. Геня боится насмешек. Ведь у них пианино, маска Бетховена на стенке, книги. Ожидая в гости «врагов», мальчик складывает из бумаги парусник. Болея, он овладел этим искусством. По книжке Гершензона.

Приходят 12 гостей. Без подарков. Среди них Женька Айтыр, Колька Клюквин, Валька Боброва, Лилька. Мама играет для них на пианино, потом предлагает сыграть в фанты. Фант Женьки – бумажный кораблик Гени. Айтыр нашел его на подоконнике. Ребята обступают Геню. И он на их глазах складывает человечков, собачек, стаканчики.

Все в восхищении. Благодарят за «бумажные чудеса». И лица у ребят «не злые». Геня счастлив. «Он был ничем не хуже их». Мама Гени украдкой плачет от радости. Айтыр пытается сложить кораблик – не выходит. И он просит у Гени помощи. А «счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»

Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой

Сюжет

Геня Пираплетчиков часто болеет, хромает, и у него нет папы, только мама с бабушкой. Ребята во дворе его обижают. Мама зовет «врагов» (главаря мальчишек Женьку Айтыра, Кольку Клюквина, Валю Боброву, Лилю и других) на день рожденья сына. Женька замечает на окне бумажный кораблик. Ребята наперебой просят себе фигурки из бумаги. Счастливый Геня дарит им свои «бумажные чудеса», и даже учит Женьку их складывать.

Отзыв

Рассказ о мальчике, которому талант помог найти друзей. Тема детской жестокости, травли непохожих, беззащитных, тема одиночества, непростой послевоенной жизни, поддержки семьи. Мальчик одержал победу над «врагами», «бандитами» и своими страхами. Его «оружием» стала бумага. Рассказ учит судить людей не по внешности, а по поступкам, уметь ставить себя на место другого, дружить, прощать и мириться, иметь интересные увлечения, быть щедрым, дарить радость.

Вопросы «Бумажная победа»

  1. В какое время года происходят события рассказа? (весной).
  2. Почему Геня был несчастен? (из-за фамилии, хромоты, болезней, из-за того, что у него нет отца).
  3. Кто бросался в мальчика грязью? (Колька Клюквин).
  4. Как относились к герою девочки? (дразнили).
  5. Как бабушка называли ребят? (бандиты).
  6. Кто предложил позвать ребят на день рождения Гени? (мама Гени).
  7. Как мальчик называл ребят? (враги).
  8. Кто первым увидел бумажный парусник Гени? (Женька Айтыр).
  9. Почему герой был счастлив? (ребятам понравились его игрушки).
  10. Кто попросился к Гене в ученики? (Женька Айтыр).

Анализ «Бумажная победа»

Рассказ о послевоенной жизни. Геня – чужак для ребят. Этот болезненный мальчик несчастен, в нем засел страх. Над ним смеются, его обижают, с ним не дружат. Взрослые приходят на помощь. Мама надеется, что его «враги» станут друзьями на дне рожденья. Так и выходит. Но не из-за пирога и маминой музыки, а из-за таланта самого мальчика. Подолгу болея, он научился складывать из бумаги красивые фигурки. Никто из ребят такого не видел, и так не умеет.

Для Гени это «чепуха», для них – чудо. Главный среди мальчишек Женька – и тот просится в ученики к «хромому» Геньке. Это победа. Победил Геня, его мама и бабушка. Было побеждено зло, несправедливость ребят и страхи самого Гени. Его оружием стала бумага. Игрушки завоевывают сердца детей во все времена. Талант придает мальчику уверенности в себе. Рассказ вселяет надежду, что любые отношения можно исправить, и стать счастливым совсем не трудно. Достаточно поддержки родных людей и желания дарить людям радость.

Ранней весной Гена Пераплетчиков вышел на улицу. Помимо нелепой фамилии, мальчик ходил прыгающей походкой, у него был заложен нос, и у него не было отца. Все это вместе делало Гену очень несчастным человеком.
На улице было тепло, играли девочки и мальчики. Вдруг рядом упал ком земли и облил лицо мальчика грязью. Следом летел второй и третий. Гена побежал, а вслед ему неслись обидные стихи и смех. Кидался Колька Клюквин, кричали девочки, а позади них стоял ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Генка бросился к подъезду, из которого выходила его бабушка.
Вечером мама и бабушка мальчика обсуждали, почему дети обижают Генку. Мать предложила испечь пирог и позвать всех детей на день рождения к Генке. Бабушка возражала, называя детей бандитами, но мать настояла на своем.
Через две недели мать сказала Гене, чтобы он позвал детей на день рождения. Гена отвечал, что не хочет никого приглашать, и тогда мать сама вышла во двор и пригласила всех, в том числе и Женьку Айтыра.
С большим страхом Гена ждал прихода своих непримиримых врагов. Он сидел за столом и складывал бумажный кораблик. Он был большой мастер этого дела. Гена часто болел и долгими днями занимался тем, что складывал из бумаги разные фигурки.
Ровно в четыре пришли гости и чинно расселись за столом. Мать предложила выпить за здоровье Гены и все выпили домашней шипучки
Потом мать села за пианино и стала играть «Турецкий марш», потом Шуберта.
Айтыр увидел маску Бетховена и насторожился, узнав, что это немецкий композитор. Но мать сказала, что Бетховен умер задолго до фашизма, и стала играть Бетховена.
Наконец пирожки и конфеты были съедены и мать предложила играть в фанты. Айтыр крутил в руках недоделанный бумажный кораблик, потом поставил его на стол и сказал, что это будет его фант.
Гена двумя движениями закончил кораблик, а мать попросила его сделать фанты другим детям. Гена стал делать из бумаги лодки, корабли, солонки, хлебницы.
Едва он заканчивал очередную фигурку, ее сразу выхватывала чья-нибудь нетерпеливая рука. А ребята, забыв про фанты, просили Гену сделать еще и еще. Все улыбались и благодарили Генку.
А Генка был счастлив. Он был не хуже других. Мало того, дети восхищались его чепуховым талантом и были совсем не злыми.
Айтыр разобрал свой кораблик и пытался сделать его снова. Он назвал Генку по имени и попросил помочь.
Мать улыбалась и мыла посуду.
А счастливый Генка раздаривал бумажные игрушки.

Краткое содержание Бумажная победа Улицкая для читательского дневника

Повествование «Бумажная победа» вошедшее в серию произведений Людмилы Улицкой под названием «Детство 49», рассказывает о мальчишке по имени Гена Пираплетчиков. Помимо глупой фамилии, которую парень расценивал, как оскорбление. Плюсом ко всему было то, что у него были проблемы с ногами, а также часто заложенный нос. В добавление ко всем невзгодам судьбы у Гены не было отца, и даже информации о том, кем он был. Отношения со сверстниками у него не получались.

Повествование начинается с того, как он Генадий вышел на улицу и гуляет там, ожидая при этом свою бабулю. Внезапно мальчик по имени Коля в него бросил кусок грязно весенней глины.

Немного погодя, мать и бабушка рассуждали о том, как сделать так, чтобы Гену не обежали сверстники, и в конце концов решили сделать на его День рождение действительный праздник. Спустя пару недель мама Гены зашла в детский двор для того, чтобы позвать тамошних детей, а он с недоумением понимает, что к нему завтра придут все эти дети, которые являются для него противниками.

Наконец настал заветный праздник, за столиком сидели «двенадцать нехорошо одетых, но умытых детей». Две сестрицы подарили Гене цветы. Мать Гены на умела играть на форте пиано и поэтому играла классическую музыку. После этого она сделала предложение детям поиграть в фанты. К сожалению, ни у одного из детей не было вещей, которые можно использовать как фант. В этот момент мальчик по имени Женька, один из противников главного героя заметил под окном фигурку из бумаги в виде корабля. Гена часто болел, и у него было достаточно свободного времени. В этот период он имел книгу про искусство складывания бумаги. За это время он стал действительно профессионалом в этом деле.

Мальчик взял кораблик для собственного фанта. Остальные дети тоже решили так сделать и попросили Геннадия сотворить им такие же фигурки. Он стал складывать различные фигуры и даже забыл о фантах. Так он стал настоящей звездой дня.

Кончается произведение тем, что, Женя хочет сделать сам фигурку, но у него не выходит. Он просит подсказки у Гены.

Данный рассказа повествует о настоящей детской победе.

Оцените произведение:

  • 3.09
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 122

Читать краткое содержание Улицкая — Бумажная победа. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Улицкая — Бумажная победа

Улицкая - Бумажная победа для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Орел

    Орел свил гнездо и в нем породил орлят. Столкнувшись с неблагородными людьми — орла с рыбой в когтях закидали камнями

  • Краткое содержание Фромм Бегство от свободы

    Книга Эриха Фромма «Бегство от свободы» представляет собой цепочку размышлений о таком понятии, как свобода. Он со всех сторон пытается объяснить этот феномен и говорит о том, что по факту человек страшно боится абсолютной свободы.

  • Краткое содержание Бунин Поздний час

    В рассказе И.Бунина «Поздний час» идет речь о необычной встрече уже немолодого мужчины со своими прошлыми воспоминаниями. Его жизнь много лет проходит за границей, и сейчас герой очень скучает по прежним временам и родным местам, предается ностальгии.

  • Краткое содержание Очарованный странник Лескова кратко и по главам

    Повесть была написана в 1872-1873 годах. Но все-таки мысль о написании появилась в 1872 году, после того как писатель побывал в Валаамском монастыре

  • Краткое содержание Рыбаков Кортик

    Действие происходит в 1921 году. В г. Раевск на каникулы приезжает мальчик Миша Поляков. По своей природной любознательности мальчик тайно наблюдает за местным отставным матросом Сергеем Полевым

  • Краткое содержание Виннипегский волк Сетона-Томпсона

    В первый раз, автор столкнулся с этим волком в 1882 г. Он увидел зверя из окна поезда. Смелый и решительный волк стоял, окруженный сворой собак. Они ощетинились, но боялись подойти близко. Спустя некоторое время

Улицкая - Бумажная победа пересказ читать онлайн

  • Краткие содержания
  • Улицкая
  • Бумажная победа

Рассказ «Бумажная победа», вошедший в цикл рассказов Людмилы Улицкой «Детство сорок девять», повествует о мальчике Гене Пираплетчикове. Кроме нелепой фамилии, которую мальчик «ощущал как унижение», у него что-то было неладно с ногами, он часто болел, и нос его был постоянно заложен. В довершение ко всем несчастьям отца у Гени не было, ни погибшего на фронте, ни живого, и отношения с другими детьми не складывались – они обижали его и дразнили.

Эта история как раз и начинается с эпизода, в котором Геня выходит во двор и прогуливается там, ожидая бабушку. Тут-то и бросил в него Колька Клюквин ком грязной весенней земли.

Позже, рассуждая о том, что нужно сделать, чтобы их мальчика перестали унижать, мама с бабушкой решают организовать в день рождения Гени настоящий праздник. Через две недели мать сама вышла во двор, чтобы пригласить в гости играющих там детей. А Геня с ужасом думает, как завтра к нему в дом ворвутся эти веселые и шумные дети, его враги.

Наступил этот день, за накрытым столом собрались «двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей». Две девочки, сестры, подарили имениннику букет цветов. Мама Гени играла на пианино Шуберта и Бетховена, а потом предложила ребятам сыграть в фанты. Но ни у кого не оказалось того, что можно предложить как фант. И тут Женька Айтыр, один из уличных врагов Гени, увидел на подоконнике недоделанную им бумажную фигурку-кораблик. Ведь Геня часто болел, много дней он провел в постели. В это время его верным спутником была книга, посвященная искусству складывания разнообразных бумажных самоделок. Геня стал настоящим асом в этом занятии.

Женька взял недоделанный кораблик в качестве своего фанта. А другие ребята стали наперебой просить именинника сделать фанты и им. Геня стал складывать фигурки людей, собак, стаканчики, солонки, рубашки… В итоге все и думать забыли об игре. Так Геня стал настоящим героем дня.

Заканчивается история тем, что Женька Айтыр сам пытается сделать кораблик, но у него ничего не получается. И он просит помощи у Гени.

Это рассказ о настоящей победе. Хоть она и «бумажная», так же как и чудо (в другом рассказе Улицкой) – «капустное», но понятия эти не теряют своего значения. Для детей, во всяком случае.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание сказки «Бумажная победа» (Людмила Улицкая)СРОЧНО!ДАЮ 25 баллов!

Бумажная победа

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля — все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

— Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери — с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

…Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

— Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.

— Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

— Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

— Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

— У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

Старушка промолчала.

— Твои старые ботики никому не нужны.

— При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами — это «разбойники», убегая от «казаков», оставляли свои знаки.

ШколеNET

Бумажная победа

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля — все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

— Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери — с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

…Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

— Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.

— Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

— Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

— Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

— У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

Старушка промолчала.

— Твои старые ботики никому не нужны.

— При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами — это «разбойники», убегая от «казаков», оставляли свои знаки.
более месяца назад

Улицкая Людмила

Бумажная победа

Людмила Евгеньевна Улицкая

Бумажная победа

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля — все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

— Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери — с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

…Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

— Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.

— Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

— Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

— Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

— У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

Старушка промолчала.

— Твои старые ботики никому не нужны.

— При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами — это «разбойники», убегая от «казаков», оставляли свои знаки.

Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо — боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

— Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.

— Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.

— Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

— И ты, Женя, приходи.

Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

— А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.

И мать пошла ставить тесто.

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино — такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке — это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: «А это твой дедушка? Или папа?»

Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

— Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница…- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…

К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась «Веселый час», написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей — некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось…

Послевоенная весенняя Москва. Здесь с мамой Мусей и бабушкой живет школьник Геня Пираплетчиков. И он несчастен. Не любит свою странную фамилию, плохо ходит, вечно болеет и дышит ртом. И у него нет папы. Не погиб на фронте, как у других. Его просто нет. Друзей у Гени тоже нет. Ведь он для ребят «Генька хромой, сопли рекой». Как завидят его – забрасывают грязью. Особенно старается Колька Клюквин, а вожак, Женька Айтыр, одобряет.

Переживая за сына, мама приглашает дворовую компанию на день рождения Гени. Надеется, что мальчишки подружатся с ним. Геня боится насмешек. Ведь у них пианино, маска Бетховена на стенке, книги. Ожидая в гости «врагов», мальчик складывает из бумаги парусник. Болея, он овладел этим искусством. По книжке Гершензона.

Приходят 12 гостей. Без подарков. Среди них Женька Айтыр, Колька Клюквин, Валька Боброва, Лилька. Мама играет для них на пианино, потом предлагает сыграть в фанты. Фант Женьки – бумажный кораблик Гени. Айтыр нашел его на подоконнике. Ребята обступают Геню. И он на их глазах складывает человечков, собачек, стаканчики.

Все в восхищении. Благодарят за «бумажные чудеса». И лица у ребят «не злые». Геня счастлив. «Он был ничем не хуже их». Мама Гени украдкой плачет от радости. Айтыр пытается сложить кораблик – не выходит. И он просит у Гени помощи. А «счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»

Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой

Сюжет

Геня Пираплетчиков часто болеет, хромает, и у него нет папы, только мама с бабушкой. Ребята во дворе его обижают. Мама зовет «врагов» (главаря мальчишек Женьку Айтыра, Кольку Клюквина, Валю Боброву, Лилю и других) на день рожденья сына. Женька замечает на окне бумажный кораблик. Ребята наперебой просят себе фигурки из бумаги. Счастливый Геня дарит им свои «бумажные чудеса», и даже учит Женьку их складывать.

Отзыв

Рассказ о мальчике, которому талант помог найти друзей. Тема детской жестокости, травли непохожих, беззащитных, тема одиночества, непростой послевоенной жизни, поддержки семьи. Мальчик одержал победу над «врагами», «бандитами» и своими страхами. Его «оружием» стала бумага. Рассказ учит судить людей не по внешности, а по поступкам, уметь ставить себя на место другого, дружить, прощать и мириться, иметь интересные увлечения, быть щедрым, дарить радость.

Вопросы «Бумажная победа»

  1. В какое время года происходят события рассказа? (весной).
  2. Почему Геня был несчастен? (из-за фамилии, хромоты, болезней, из-за того, что у него нет отца).
  3. Кто бросался в мальчика грязью? (Колька Клюквин).
  4. Как относились к герою девочки? (дразнили).
  5. Как бабушка называли ребят? (бандиты).
  6. Кто предложил позвать ребят на день рождения Гени? (мама Гени).
  7. Как мальчик называл ребят? (враги).
  8. Кто первым увидел бумажный парусник Гени? (Женька Айтыр).
  9. Почему герой был счастлив? (ребятам понравились его игрушки).
  10. Кто попросился к Гене в ученики? (Женька Айтыр).

Анализ «Бумажная победа»

Рассказ о послевоенной жизни. Геня – чужак для ребят. Этот болезненный мальчик несчастен, в нем засел страх. Над ним смеются, его обижают, с ним не дружат. Взрослые приходят на помощь. Мама надеется, что его «враги» станут друзьями на дне рожденья. Так и выходит. Но не из-за пирога и маминой музыки, а из-за таланта самого мальчика. Подолгу болея, он научился складывать из бумаги красивые фигурки. Никто из ребят такого не видел, и так не умеет.

Для Гени это «чепуха», для них – чудо. Главный среди мальчишек Женька – и тот просится в ученики к «хромому» Геньке. Это победа. Победил Геня, его мама и бабушка. Было побеждено зло, несправедливость ребят и страхи самого Гени. Его оружием стала бумага. Игрушки завоевывают сердца детей во все времена. Талант придает мальчику уверенности в себе. Рассказ вселяет надежду, что любые отношения можно исправить, и стать счастливым совсем не трудно. Достаточно поддержки родных людей и желания дарить людям радость.

  1. Краткие содержания
  2. Улицкая
  3. Бумажная победа

Бумажная победа — краткое содержание рассказа Улицкой

История, рассказанная Людмилой Улицкой, повествует о молодом парне по имени Гена Пираплетчиков. Мальчик был юродивым. Помимо нескладной фамилии у ребёнка были проблемы с двигательным аппаратом и аллергический ринит. Отец Геннадия погиб на войне, поэтому мальчик ощущал себя одиноким. К тому же сверстники не очень-то стремились общаться с болеющим ребёнком. Другие дети смеялись над Геной и дразнили его.

Действие рассказа начинается с того, что мальчик выходит погулять во двор и ждёт там свою бабушку. В это время проходящий мимо Гены Коля Клюквин бросает в мальчика горсть земли.

Родители мальчика, мама и бабушка, очень озабочены поведением окружающих ребёнка детей. На семейном совете женщины решают устроить для Гены День Рождения с размахом, чтобы примирить его с ровесниками. Мама мальчика ищет детей во дворе, где они обычно собираются для игр. Гена не надеется, что дети примут его. Он представляет, что враги устроят ему бучу.

В день праздника на торжестве собралась дюжина детей, плохо одетых, но лощёных. Две маленькие девочки-сестры подарили Гене красивый букет цветов. Мать мальчика весь вечер исполняла разные композиции на фортепиано, и в какой-то момент решила предложить детям сыграть в фанты. Однако у ребят не оказалось ничего, что можно использовать как фант. В это время Женя Айтырь заметил на окне поделку Гены – маленький бумажный кораблик. Гена занимался оригами, поскольку болел и много времени проводил в постели. А также много читал про эту технику. Гена очень гордился своим занятием и постоянно совершенствовался в нём.

Женя, некогда враг Гены, взял с подоконника недоделанный кораблик Гены и решил сделать из него фант. Остальные дети, собравшиеся на празднике, попросили именинника сделать и им такие фанты. Гена начал старательно складывать из бумаги различные поделки. Он смастерил несколько людей, собак, стаканчиков, слоников и рубашек. Ребята восхищались талантом Гены и даже забыли о вражде и игре в фанты. Таким образом, Гена стал настоящим героем на своем Дне Рождения. Не просто именинником, а человеком, которого есть, за что уважать.

В конце рассказа Женя пробует сделать кораблик самостоятельно, но у него ничего не выходит. Мальчик просит помощи у своего нового друга Гены.

Произведение Людмилы Улицкой рассказывает читателям о том, что настоящие победы совершаются не на соревнованиях.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Бумажная победа. Читательский дневник

Бумажная победа

Советуем почитать

  • Золото — краткое содержание романа Мамин-Сибиряк

    Роман начинается с посещения Родиона Зыкова, знаменитого горного мастер, Андрона Кишкина, который сообщил ему важную новость. Оказывается, Кедровскую дачу совсем скоро будут открывать

  • Похождения бравого солдата Швейка — краткое содержание рассказа Гашека

    Произведение рассказывает о приключениях рядового солдата, отправленного в отставку в связи с его бестолковым поведением.

  • Краткое содержание оперы Орфей и Эвридика Кристофа Глюка

    Орфей и Эвридика — одни из самых популярных героев древнегреческих мифов. Кристоф Глюк неспроста использовал именно этих персонажей для создания своей оперы.

  • Полковнику никто не пишет — краткое содержание повести Маркеса

    Произведения описывает события сложных времен. Действия происходят в Колумбии. В данные времена здесь из-за постоянной борьбы между группировками царила анархия. Всё было разрушено, о порядке оставалось только мечтать.

  • Краткое содержание книги Кавказский пленник Пушкина

    В одной из деревень в кавказских горах сидят и отдыхают мужчины. Они вспоминают былые времена. Мимо проезжал еще один горец на коне, а на привязи тащил пленного русского.

  • Краткое содержание рассказа бригадир
  • Краткое содержание рассказа брат которому семь
  • Краткое содержание рассказа бородино
  • Краткое содержание рассказа борис годунов пушкин
  • Краткое содержание рассказа борис годунов отрывок ночь келья в чудовом монастыре