Краткое содержание «Честное слово»
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 409.
Обновлено 28 Сентября, 2022
О произведении
Рассказ «Честное слово» Пантелеева был написан в 1941 году. Это произведение о маленьком мальчике, который, играя с ребятами, не хотел покидать свой пост, даже когда товарищи позабыли о нём и разошлись по домам.
Произведение показывает, что, если у человека, даже маленького, есть внутренний стержень, желание сдержать честное слово, он вызывает уважение и восхищение.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Честное слово» на нашем сайте. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в 1940-х годах в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове.
Главные герои
- Мальчик – мальчик лет семи-восьми, смелый, отважный, принципиальный, с огромной силой воли.
Другие персонажи
- Рассказчик – посторонний мужчина, добрый, чуткий, деликатный.
- Майор – молодой военный, отзывчивый и добрый.
Краткое содержание
Однажды летом автор забрел в сад на Васильевском острове и сел читать интересную книгу. Он «засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер»
. Стало темнеть, и мужчина поспешил покинуть сад, который могли закрыть в любую минуту. Неожиданно он услышал, как «где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет»
.
Мужчина свернул на боковую дорожку и возле будки увидел плачущего ребенка. Это был мальчик лет восьми в коротеньких штанишках, которые «держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе»
. Автор принялся расспрашивать мальчика о причине его слез, но тот упорно отмалчивался. Когда же мужчина взял его за руку, чтобы отвести к родителям, мальчик вырвался и наотрез отказался покидать свое место. Он признался, что стал играть с незнакомыми ребятами в войну. Те дали ему задание – охранять вымышленный пороховой склад, который хранился в будке. Мальчик дал честное слово, что не уйдет, и уже долгое время ответственно стоял на своем посту. Он признался, что те ребята, скорее всего, забыли о нем и разошлись по домам.
Услышав эту историю, рассказчик хотел было засмеяться, но вовремя спохватился. Этот мальчик был прав: «если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни»
. Мужчина задумался, как выйти из затруднительного положения. Он предложил проголодавшемуся мальчику постоять на часах вместо него, но тот отказался. Тогда рассказчик решил найти какого-нибудь военного, чтобы тот мог снять с караула настойчивого мальчишку. На трамвайной станции он заметил молодого кавалерийского майора и объяснил ему сложившуюся ситуацию.
Майор поспешил вслед за рассказчиком. Увидев мальчика, он поинтересовался его званием, а затем приказал оставить пост. Тогда «мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки»
и с огромной радостью выполнил этот приказ. Майор похвалил его, сказав, что из него «выйдет настоящий воин»
. Рассказчик же решил, что когда этот мальчик вырастет, то «это будет настоящий человек»
.
И что в итоге?
Мальчик — получив «приказ» от майора, наконец-то покидает пост.
Рассказчик — приводит военного к мальчику, чтобы тот мог уйти с поста и пойти домой.
Майор — приказывает мальчику покинуть пост.
Заключение
Рассказ Пантелеева учит быть смелым, ответственным, уметь держать свое слово при любых обстоятельствах. Кроме того, автор показывает, как важно с уважением относиться к людям, в том числе и к маленьким детям.
После ознакомления с кратким пересказом «Честное слово» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Александра Шиловская
10/10
-
Наталья Понкратова
8/10
-
Татьяна Никифорова
7/10
-
Ирина Дорофеева
10/10
-
Руслан Кузнецов
10/10
-
Сережа Киселев
10/10
-
Вера Власова
9/10
-
Рита Шумейко
10/10
-
Наташа Литвиненко
8/10
-
Надя Петренко
8/10
Рейтинг пересказа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 409.
А какую оценку поставите вы?
- Краткие содержания
- Пантелеев
- Честное слово
Краткое содержание Пантелеев Честное слово
Однажды вечером рассказчик шел по садику на Васильковском острове. Увлекшись книгой, он зачитался до самой темноты и сад вот-вот должны были закрывать. Внезапно из-за кустов послышался тихий плач.
Возле небольшого каменного домика, похожего на сторожку, стоял мальчик лет семи-восьми и безутешно плакал. Заметив подходящего незнакомца, он насупился, подтянулся и сразу же успокоился. Расспросы, что же все-таки произошло, мальчик проигнорировал и лишь только когда его взяли за руку, чтобы увести, стал сопротивляться и, наконец, признался. Оказывается, во время игры с незнакомыми ребятами в войну, он согласился быть часовым и дал честное слово игровому маршалу не сойти с места, охраняя пороховой склад, в роли которого выступала сторожевая будка. Ребята давно уже разошлись по домам, а маленький сержант все стоял на своем посту. Уходить домой он не собирался, несмотря на то, что его новые друзья уже давно поужинали и легли спать.
Мальчик тоже хотел и есть, и спать, но нарушить слова не мог. Да и рассказчик не мог ему ничем помочь, поскольку сам не являлся военным.
Пришлось идти и искать человека в форме. Но встретившиеся ремесленники и железнодорожники не подходили. Наконец, на трамвайной остановке мелькнула защитная командирская фуражка с синим кавалерийским околышем.
Военный долго не мог понять, что от него требуется подбежавшему незнакомцу. Нужный трамвай ушел, и майор был сердит. Наконец, разобравшись, в чем дело, отнесся к просьбе серьезно и поспешил в сад.
Уже повесивший замок сторож согласился немного обождать, пока выведут забытого посетителя.
Мальчик все еще стоял на своем посту и тихонько плакал. Увидев пришедших, вначале обрадовался, но пост не покидал, пока военный не отдал приказа на правах старшего по званию. Только тогда маленький сержант приложил руку к козырьку кепки и отрапортовал о покидании вверенного объекта. А после все трое весело рассмеялись.
Выйдя из сада, майор и рассказчик с удовольствием пожали руку мальчику. Он отказался, чтобы его проводили до дома, сказав, что близко живет. Да и не нужны ему были провожатые: с такой сильной волей не страшны ни темнота, ни хулиганы, ни более страшные вещи. И кем бы он ни стал, когда вырастет, ясно, что это будет настоящий человек. Ведь только настоящий человек знает: тот, кто нарушает слово в малом, нарушит и в большом, а если ты дал слово – держи, даже пусть это и будет игрой.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пантелеев. Все произведения
- Буква ТЫ
- Лёнька Пантелеев
- На ялике
- Новенькая
- Республика Шкид
- Трус
- Фенька
- Честное слово
Честное слово. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Двадцать тысяч лье под водой Жюля Верна
Огромный предмет продолговатой формы впервые был замечен ещё в 1866 году. Учёные решили, что это неизвестная морская тварь. Спустя год Это напало на корабль, проткнув ему дно.
- Краткое содержание Пушкин Повести Белкина
Повести Белкина – это одна из первых завершенных работ Пушкина. Она состоит из пяти рассказов
- Краткое содержание О. Генри Последний лист
Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью
- Краткое содержание Дюма Королева Марго
В данном произведении Александра Дюма идёт повествование о истории враждующих королевских семей. В сюжете неразрывно переплетаются военные события, дворцовые интриги и любовный сюжет
- Шмелёв Иван
Автор: Пантелеев Леонид
Название: “Честное слово”
Жанр: рассказ
Тема произведения: честность
Число страниц: 8
Полную подборку иллюстраций к этому и другим произведениям вы найдете в нашем разделе сайта здесь
Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик. Человек добрый, благородный, любит
детей. - Мальчик. Храбрый, честный, упрямый.
- Майор. Молодой военный. Добрый, понимающий.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)
Мальчик дал обещание стоять на часах и не покидает своего
поста, даже поняв, что про него забыли. Автор приходит на помощь мальчику.
Сюжет — краткое содержание
- Автор часто бывал в городском саду, а в тот вечер засиделся до самого закрытия.
- Он бежал к выходу, когда услышал плач, и увидел маленького мальчика.
- Мальчик стоял на посту и не мог его оставить, потому что дал честное слово.
- Автор выбежал из сада, и на остановке нашел молодого майора.
- Майор снял мальчика с поста.
- Мальчик не боялся идти домой один, и автор понимал, что он настоящий человек.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда автор попытался сам отпустить
мальчика, объяснив тому, что ребята про него забыли. Но автор не был военным, и
мальчик не мог оставить свой пост.
План произведения для пересказа
- Городской сад
- Вечер
- Плач
- Мальчик на часах
- Безвыходная ситуация
- Поиски военного
- Майор
- Настоящий человек
Главная мысль
Тот, кто умеет держать свое слово, никогда не подведет.
Чему учит эта книга
Рассказ учит честности и умению держать свое слово. Учит
твердости духа и силе характера. Учит ничего не бояться и всегда поступать по
совести.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравился этот рассказ и понравился героический
мальчик, которому было очень страшно и одиноко, но который сумел побороть свой
страх. Его слово было важнее тепла и ужина, важнее всего на свете. И мальчик не
отступил.
Новые слова и выражения:
В глазах зарябило – стало плохо видно.
Хоть лопни – чтобы не произошло.
Несолоно хлебавши – без результата.
Пословицы к произведению:
Честное слово на дороге не валяется.
Давши слово – держись, а не давши – крепись.
Честное слово дорогого стоит.
Лучше богатство потерять, чем слово нарушить.
Крепка окова, а еще крепче слово.
Назад к содержанию
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Честное слово» Пантелеева
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 План по рассказу «Честное слово»
- 3 Вопросы по рассказу «Честное слово»
Рассказчик вспоминает, как встретил перед закрытием сада на Васильевском острове плачущего веснушчатого мальчонку лет семи-восьми. Мальчик отказался идти домой, ведь он – сержант, часовой у склада. Его назначил мальчишка постарше, «маршал», обещал сменить. Мальчик понимает, что о нем забыли, а игра кончилась, но стоит – ведь он дал честное слово, что не уйдет.
Взрослый догадывается: «снять с караула» часового может только старший по званию. На остановке трамвая он находит майора. По его приказу мальчик оставляет пост. Всем радостно. Оба взрослых жмут ему ручку.
Когда мальчишка убежал домой, майор сказал, что из таких вырастают настоящие воины. А рассказчик уверен: с такой сильной волей и честным словом мальчик ничего в жизни не испугается, и вырастет в настоящего, хорошего человека.
Читательский дневник по рассказу «Честное слово» Пантелеева
Сюжет
Темнеет, рассказчик спешит до закрытия выйти из сада на Васильевском острове. А там плачет мальчик. В игре он дал честное слово стоять на посту, а о нем забыли. По просьбе рассказчика майор с трамвайной остановки отпускает мальчика. Оба они думают о том, что из таких мальчиков с сильной волей и крепким словом вырастают настоящие люди, воины.
Отзыв
Рассказ учит держать слово, быть честным, ответственным, мужественным, не подводить товарищей, даже если они свое слово не держат. Учит твердости духа, стойкости, силе характера, отзывчивости, сочувствию и уважению к человеку любого возраста. Если человек не нарушил слово в игре – не подведет и в жизни, ему можно доверять. Учит взрослых ставить себя на место ребенка, понимать его.
План по рассказу «Честное слово»
- Встреча в саду на Васильевском острове.
- Маленький забытый часовой.
- Отказ покинуть пост.
- Приказ майора.
- Мальчик свободен.
- Настоящий человек и воин.
Вопросы по рассказу «Честное слово»
- В какое время года случилась эта история? (летом).
- Чем был занят рассказчик в саду? (чтением).
- Каким был возраст маленького часового? (7 или 8 лет).
- Где был пост мальчика? (у будки, сторожки).
- Каким было звание ребенка? (сержант).
- Что по игре было в будке? (склад пороха).
- Кто поставил героя часовым? (мальчик постарше, маршал).
- Кто снял мальчика с караула? (прохожий майор).
- Кем, по мнению майора, станет мальчик? (воином).
- Кем, по мнению рассказчика, станет мальчик? (настоящим человеком).
Краткое содержание Пантелеев Честное слово для читательского дневника
Год: 1941 Жанр: рассказ
Главные герои: Мальчик, Рассказчик и Товарищ майор.
Однажды летом мужчина зашёл в сад, и зачитавшись, не заметил, как наступил вечер. Он поторопился выйти, пока сад не закрылся, и услышал какой-то шум. Прислушавшись, он понял, что где-то в кустах плачет ребёнок. Он пошёл на голос, и действительно обнаружил тихо плачущего мальчика в коротких штанишках. Мужчина хотел взять ребёнка за руку, и отвести его домой, но мальчик не двинулся с места. Мужчина удивился, и начал расспрашивать, что случилось. Мальчик ответил, что он стоит на посту.
Оказалось, он сидел на скамейке, и к нему подошли какие-то большие дети. Они предложили поиграть в войну, и когда мальчик согласился, его оставили стоять на посту под честное слово, и охранять военный склад. Его должен был сменить, кто-то из играющих. Прошло уже много времени, все уже давным-давно разошлись по домам, и только маленький мальчик остался стоять на месте. Сначала мужчина решил, что мальчишка болен, и не понимает, что говорит. Но по мере того, как малыш объяснял, всё стало на свои места.
Мужчина понял всю серьёзность положения, и начал думать, как помочь ребёнку. Он предположил, что малыш очень хочет есть, и хотел отпустить мальчика домой, сказав, что сам постоит вместо него. На что ребёнок пожал плечами, и ответил, что мужчина не военный, и у него нет таких полномочий.
Мужчина задумался и в его голову пришла идея. Он оставил ребёнка на несколько минут и пошёл искать человека в военной форме. Это оказалось не так просто: все военные куда-то сразу подевались. Мужчина уже было отчаялся, но тут он заметил майора, который как раз садился в трамвай. Мужчина со всех ног бросился за ним. Сначала майор ничего не понял, но потом поспешил за мужчиной в сад. Ребёнок, как и прежде, стоял на посту. Увидев майора, мальчишка засиял. Потом выпрямился и отдал честь. Майор улыбнулся и с самым серьёзным видом приказал постовому идти домой.
Рассказ учит тому, что если дал честное слово – нужно держать его во что бы, то ни стало. Иногда нужно проявить твердость характера.
Оцените произведение:
- 3.84
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 329
Читать краткое содержание Честное слово. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Честное слово
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Мериме Кармен
Путешествуя по Испании, главный герой заводит опасное знакомство. Беседа за сигарой и совместной трапезой располагает к доверию, и незнакомец становится попутчиком. Антонио, проводник рассказчика, признаёт в случайном знакомом преступника
- Краткое содержание Женитьба Фигаро Бомарше
Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Фигаро, молодого, энергичного, веселого, целеустремленного юноши, служащего графа Альмавивы. Но именно в этот момент, граф разочарован в нем, так как его ближайший соратник решил
- Краткое содержание Червоточина Шолохов
В труде Шолохова Червоточина идет повествование о судьбе семей во время становления Советского государства. Речь идет об обычной среднестатистической семье: глава семейства — Яков Алексеевич
- Краткое содержание Айтматов Джамиля
В начале рассказа герой смотрит на небольшую картину в простенькой рамке и вспоминает свою юность. Дальше повествование переносится в годы Великой Отечественной войны.
- Краткое содержание Высшая Мера Лиханов
Жизнь Софьи Сергеевны сложилась трудно и не совсем счастливо. Она и ее сестра — двойняшка Женя рано потеряли родителей. Замуж Женя вышла рано, в девятнадцать лет.
- Краткое содержание Драгунский Рыцари
После окончания репетиции, учитель Борис Сергеевич спросил у мальчиков, что каждый подарил маме на праздник Восьмое марта. Денис подарил игольницу. Оказалось, что остальные ребята тоже сшили игольницы маме в подарок