Краткое содержание рассказа цифры бунина

Краткое содержание «Цифры»

Краткое содержание «Цифры»

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 5441.

Обновлено 30 Декабря, 2021

О произведении

Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина. Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий.

На нашем сайте вы сможете читать онлайн краткое содержание «Цифры» по главам, а также пройти тест для проверки своих знаний по теме.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят на протяжении одного дня в начале ХХ века в царской России.

Главные герои

  • Женя – невероятно активный, любознательный, но при этом капризный и избалованный мальчик с чутким любящим сердцем.
  • Дядя – родной дядя Жени, выступает в роли рассказчика. Сдержанный мужчина, который очень любит своего племянника, но боится избаловать его.

Другие персонажи

  • Мама Жени – выступает на стороне своего брата, и старается поддерживать его методы воспитания.
  • Бабушка Жени – любящая женщина, которая не может спокойно смотреть на душевные страдания ребенка, даже если тот наказан по заслугам.

Краткое содержание

Глава I

Дядя делится со своим племянником воспоминаниями о давнишней крупной ссоре между ними, когда тот еще был маленьким мальчиком.

Женя – «большой шалун», готовый без удержу резвиться с утра до ночи. Между ним и дядей частенько вспыхивают ссоры, но они быстро мирятся и забывают взаимные обиды. Однако этот конфликт приобрел совсем иные масштабы, и быстрое его разрешение было невозможно.

Главы II-III

Женя отчаянно мечтает научиться писать цифры. Он просыпается в хорошем настроении, предвкушая интересное и полное удивительных открытий времяпровождение. Мальчик просит дядю сходить в магазин и купить все необходимое: детский журнал, бумагу и цветные карандаши.

Однако дяде лень выходить из дома, и он находит подходящую отговорку: «Царский день!». Женя возмущен таким положением дел, ведь он хочет писать цифры здесь и сейчас, и никакой царский день ему не указ. Вот только горячо любимый дядя наотрез отказывается идти на компромисс, и соглашается выучить племянника цифрам на следующий день.

Понимая, что он ничего не добьется от упрямого взрослого, мальчик решает как следует ему отомстить и с удвоенной силой принимается за шалости. Набегавшись по дому, Женя находит новое развлечение, которое заключается в том, чтобы «подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом звонко вскрикивать».

Первыми не выдерживают такой атаки мама и бабушка шалуна. Они просят Женю успокоиться, но тот не обращает на них никакого внимания, ведь у него одна цель – позлить несговорчивого дядю. И это вскоре ему удается. Дядя кричит на проказника, шлепает его и закрывает в детской.

Главы IV-V

От «острого и внезапного оскорбления» Женя принимается пронзительно кричать на самой высокой ноте. Устав от криков и рыданий, он прибегает к более эффективной манипуляции, изображая из себя умирающего. Однако и эта мера не оказывает решительно никакого влияния на взрослых.

Тогда Женя хватается за последний шанс и принимается звать бабушку, сердце которой едва выдерживает подобное испытание. Но, так и не дождавшись утешения в лице бабушки, мальчик затихает.

Спустя некоторое время дядя заходит в детскую, чтобы убедиться, что с Женей все в порядке. Но, чтобы выдержать характер, он не обращает никакого внимания на проказника, а делает вид, что ищет портсигар.

Желая как можно больнее наказать дядю за проявленное равнодушие, Женя обещает, что уж более никогда не будет его любить. Более того, он даже грозится отобрать у него «японскую копеечку», которую подарил ему в знак особого расположения.

Мать с бабушкой просят мальчика помириться с дядей, однако тот не соглашается, и взрослые оставляют его в покое.

Главы VI-VII

Перед сном бабушка в очередной раз уговаривает внука попросить прощения у дяди. Не добившись успеха, она пускает в ход тяжелую артиллерию: напоминает мальчику о том, что если он не помирится с дядей, то тот никогда не научит его писать цифры.

Утром Женя, «обессиленный борьбой за счастье», робко просит прощения у дяди за свое отвратительное вчерашнее поведение. Наконец, между ними воцаряется мир и согласие, и они приступают к работе.

Мальчик с нескрываемым удовольствием и большим старанием выводит цифры, в то время как дядя, которому больше не нужно держать марку строгого и требовательного взрослого, радуется их сближению. Он с наслаждением вдыхает запах волос любимого племянника, ведь детские волосы так чудесно пахнут, «совсем как маленькие птички».

И что в итоге?

Женя — просит у дяди прощения за своё поведение, изучает вместе с ним цифры.

Дядя Жени — с радостью прощает племянника, учит его писать цифры.

Заключение

Заключение

Своей книгой Бунин наглядно демонстрирует, насколько важно взаимопонимание между взрослыми и детьми. Необходимо всячески поощрять любознательность ребенка, но ни в коем случае не баловать и не потакать его капризам. Только тогда из малыша вырастет образованный и хорошо воспитанный человек.

Пересказ «Цифры» пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елизавета Скопина

    7/10

  • Илья Некрасов

    7/10

  • Ирина Руднева

    10/10

  • Иван Попов

    9/10

  • Kate Www

    9/10

  • Алинка Сочинская

    7/10

  • Матвей Ермолаев

    10/10

  • Вероника Андреева

    10/10

  • Евгений Арабов’

    9/10

  • Екатерина Епифанова

    10/10

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 5441.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 6 мин Просмотров 10.3к. Опубликовано 12.06.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Цифры» за 1 минуту и подробно по главам за 4 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Цифры»

Крупная ссора случилась зимним днем между дядей и племянником. Мальчик Женя хотел выучить цифры, дядя поленился ехать в город за книгами, карандашами и альбомами, отложил дело на завтра. Тем же вечером возбужденный от нетерпения ребенок устроил игру с визгом и топаньем ногами. Дядя разозлился от громкого крика Жени. После крепкого мужского шлепка племянник отправился в детскую.

Мужчина винил себя и злился на племянника. Женя тоже обиделся, не хотел просить прощения. Взрослые по одному заглядывали к Жене в детскую как бы невзначай и каждый говорил, что капризничать не хорошо, ребенок дерзил. Тогда взрослые престали замечать Женю, но на помощь пришла бабушка. Она намекнула внуку, что не прекратишь, дядя не покажет цифры.

Самолюбие ребенка было сломлено, Женя пришел к дяде с извинениями. Ребенок принес карандаши и бумагу. Они вместе с дядей сели за стол учить цифры. Пока мальчишка старательно рисовал цифру 3, дядя любовался им, вдыхая запах детских волос.

Главные герои и их характеристика:

  •  Дядя  – выступает в роли рассказчика. Очень любит племянника Женю, привозит ему гостинцы, учит. Нежное отношение к ребенку скрывает за маской строгости, старается не баловать.
  •  Женя  — любопытный, озорной шалун. Женя буквально горит каждым новым желанием. Его мир наполнен стремлением к знаниям и открытиям. Взрослые не всегда торопятся исполнять Женины мечты. Мальчик не понимает отговорки старших. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Нетерпение выплескиваются в капризы и пронзительные истерики.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Бабушка Жени  — любит внука. Внешне поддерживает строгое воспитание, скрывая теплые чувства к Жене. Когда мальчика отшлепали и заперли в детской, она едва сдерживала слезы, но крепилась, чтобы не броситься следом с утешениями. Мудрая женщина знает струны детской души, которые можно затронуть, чтобы сломить гордыню и самолюбие.
  •  Мама Жени  — сестра рассказчика. Вместе со всеми старается быть строгой во время истерик сына. Она хмурится, кажется беспристрастной, старается отвлечься вязанием.

Краткое содержание рассказа «Цифры» подробно по главам

Глава 1

Рассказчик обращается к племяннику. Он вспоминает, что Женя – большой шалун. Мальчишка не дает покоя всему дому шалостями, криком и беготней. Дядя прощает баловство племянника. Мальчик так трогательно и нежно радуется примирению, что на него нельзя долго сердиться.

Тем зимним днем дядя и племянник крупно поссорились. Вечером Женя робко подошел пожелать дяде «Покойной ночи!» шаркнув ножкой, вспомнил о хороших манерах. Дядя сдержанно ответил «Покойной ночи!». Такого примирения Жене было недостаточно и он, забыв обо всех обидах, горячо попросил прощения. Ему очень хотелось научиться цифрам! Дядя понимал, что с ответом медлить нельзя. И все же помедлил.

Глава 2

Женя проснулся рано утром с мечтой выучить счет, цифры и рисование. Для этого нужны книжки с картинками, альбом, цветные карандаши. Мальчик упрашивает дядю исполнить желание, но ехать в город мужчине не хочется. Он обманывает, что сегодня царский день, все закрыто. Женя не верит, упрашивает сильнее.

Дядя пригрозил, что за надоедливость ничего не купит. Мальчик смирился, попросил хотя бы показать цифры. Дядя предложил пойти на компромисс, отложить цифры до завтра. К разговору подключилась бабушка, потребовала не приставать к дяде. Весь день Женя был суетлив и рассеян. К вечеру энергия нашла неприятный выход.

Глава 3

Женя придумал развлечение. Высоко подпрыгивать, бить ногами в пол и громко кричать, не обращая внимания на уговоры мамы и бабушки. Дядя сначала попытался сделать племяннику замечание. Озорник не послушался и огрызнулся. В мужчине закипело раздражение.

Когда Женя в очередной раз подпрыгнул с особенно пронзительным криком, дядя не выдержал, в бешенстве накричал на ребенка. Дядя заметил перепуганное лицо Жени, но не остановился. Дернул мальчика за руку, крепко шлепнул и вытолкал из комнаты.

Глава 4

В детской Женя закатил истерику, привлекая внимание рыданиями, мольбами о помощи. Взрослые решили не поддаваться на провокации, соблюдая правил разумного воспитания.

Рассказчик курил папиросу, бабушка стучала чайной ложечкой по столу, мама взялась за вязание. Но дяде уже стало стыдно, а сердца женщин разрывались от жалости к ребенку. Женя устал плакать, слезы сошли на крик, который вскоре стих.

Глава 5

Женя спросил рассказчика, сразу ли они помирились. «Нет, не сразу», ответил он. Дядя вошел в детскую спустя полчаса, будто в поисках портсигара. Сердце его сжалось при виде заплаканного ребенка, но выдержать характер надо было до последнего.

Женя хмуро расставлял на полу коробочки из-под спичек. Он поднял голову, обиженно сказал, что дядю больше не любит и заберет назад свой подарок – японскую копеечку. Затем заходили мама с бабушкой. Советовали помириться. Им Женя от обиды тоже надерзил. Взрослые решили оставить ребенка без внимания.

Глава 6

Поздно вечером мужчина собирался выйти на прогулку. Проходя мимо детской, он услышал голос бабушки. Она корила внука, говорила, что если он не извинится, то дядя уедет в Москву и никогда не вернется. Тогда с мечтой о цифрах можно попрощаться. Самолюбие Жени было сломлено.

Дядя понял, племянник молил утром об исполнении заветной мечты.  Он стремился, упрашивал саму жизнь помочь. Но жизнь не дрогнула перед мольбами ребенка. Она  потребовала терпения, а также наказала за стремление к знаниям. Она приказала: «Смирись!» И Женя смирился в ожидании.

Кратко «Цифры» И. А. Бунин

Глава 7

Женя робко вышел из детской. Он все еще очень хотел научится писать цифры. Мальчик извинился, его простили. Женя принес карандаши, бумагу. Пока племянник старательно выводил на листе цифры, дядя сохранял строгий вид, незаметно наслаждался детской радостью, вдыхая аромат детских волос.

Кратко об истории создания произведения

В июне 1898 года Иван Алексеевич Бунин уехал в Одессу, а в сентябре 1898 года женился на Анне Николаевне Цакни.

Их сын Николай умер 16 января 1905 года. В 1906 году появляется рассказ «Цифры», который не имеет прямого отношения к трагическому событию, но несет в себе грустный, ностальгический оттенок.

«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, — это было после одной из наших ссор, — и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Ты большой шалун, и когда что-нибудь увлечёт тебя, ты не знаешь удержу. Но я не знаю никого трогательнее тебя, когда ты притихнешь, подойдёшь и прижмёшься к моему плечу! Если же это происходит после ссоры, и я говорю тебе ласковое слово, как порывисто ты целуешь меня, в избытке преданности и нежности, на которую способно только детство! Но это была слишком крупная ссора…»

В тот вечер ты даже не решился подойти ко мне: «Покойной ночи, дядечка» — сказал ты и, поклонившись, шаркнул ножкой (после ссоры ты хотел быть особенно благовоспитанным мальчиком). Я ответил так, будто между нами ничего не было: «Покойной ночи». Но мог ли ты удовлетвориться этим? Забыв обиду, ты опять вернулся к заветной мечте, что пленяла тебя весь день: «Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И пожалуйста, покажи мне цифры!» Можно ли было после этого медлить с ответом? Я помедлил, ведь я очень умный дядя…

В тот день ты проснулся с новой мечтой, которая захватила всю твою душу: иметь свои книжки с картинками, пенал, цветные карандаши и выучиться читать и писать цифры! И все это сразу, в один день! Едва проснувшись, ты позвал меня в детскую и засыпал просьбами: купить книг и карандашей и немедленно приняться за цифры. «Сегодня царский день, все заперто» — соврал я, уж очень не хотелось мне идти в город. «Нет, не царский!» — закричал было ты, но я пригрозил, и ты вздохнул: «Ну, а цифры? Ведь можно же?». «Завтра» — отрезал я, понимая, что тем лишаю тебя счастья, но не полагается баловать детей…

«Ну хорошо же!» — пригрозил ты и, как только оделся, пробормотал молитву и выпил чашку молока, принялся шалить, и весь день нельзя было унять тебя. Радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше, и вечером ты нашёл им выход. Ты начал подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и громко кричать. И мамино замечание ты проигнорировал, и бабушкино, а мне в ответ особенно пронзительно крикнул и ещё сильнее ударил в пол. И вот тут начинается история…

Я сделал вид, что не замечаю тебя, но внутри весь похолодел от внезапной ненависти. И ты крикнул снова, весь отдавшись своей радости так, что сам господь улыбнулся бы при этом крике. Но я в бешенстве вскочил со стула. Каким ужасом исказилось твоё лицо! Ты растерянно крикнул ещё раз, для того, чтобы показать, что не испугался. А я кинулся к тебе, дёрнул за руку, крепко и с наслаждением шлёпнул и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь. Вот тебе и цифры!

От боли и жестокой обиды ты закатился страшным и пронзительным криком. Ещё раз, ещё… Затем вопли потекли без умолку. К ним прибавились рыдания, потом крики о помощи: «Ой больно! Ой умираю!» «Небось не умрёшь, — холодно сказал я. — Покричишь и смолкнешь». Но мне было стыдно, я не поднимал глаз на бабушку, у которой вдруг задрожали губы. «Ой, бабушка!» — взывал ты к последнему прибежищу. А бабушка в угоду мне и маме крепилась, но едва сидела на месте.

Ты понял, что мы решили не сдаваться, что никто не придёт утешить тебя. Но прекратить вопли сразу было невозможно, хотя бы из-за самолюбия. Ты охрип, но все кричал и кричал… И мне хотелось встать, войти в детскую большим слоном и пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами воспитания и с достоинством справедливого, но строгого дяди? Наконец ты затих…

Только через полчаса я заглянул будто по постороннему делу в детскую. Ты сидел на полу весь в слезах, судорожно вздыхал и забавлялся своими незатейливыми игрушками — пустыми коробками спичек. Как сжалось моё сердце! Но я едва взглянул на тебя. «Теперь я никогда больше не буду любить тебя, — сказал ты, глядя на меня злыми, полными презрения глазами. — И никогда ничего не куплю тебе! И даже японскую копеечку, какую тогда подарил, отберу!»

Потом заходили мама и бабушка, и так же делая вид, что зашли случайно. Заводили речь, о нехороших и непослушных детях, и советовали попросить прощения. «А то я умру» — говорила бабушка печально и жестоко. «И умирай» — отвечал ты сумрачным шёпотом. И мы оставили тебя, и сделали вид, что совсем забыли о тебе.

Опустился вечер, ты все так же сидел на полу и передвигал коробки. Мне стало мучительно, и я решил выйти и побродить по городу. «Бесстыдник! — зашептала тогда бабушка. — Дядя любит тебя! Кто же купит тебе пенал, книжку? А цифры?» И твоё самолюбие было сломлено.

Я знаю, чем дороже мне моя мечта, тем меньше надежд на её достижение. И тогда я лукавлю: делаю вид, что равнодушен. Но что мог сделать ты? Ты проснулся, исполненный жаждой счастья. Но жизнь ответила: «Потерпи!» В ответ ты буйствовал, не в силах смирить эту жажду. Тогда жизнь ударила обидой, и ты закричал от боли. Но и тут жизнь не дрогнула: «Смирись!» И ты смирился.

Как робко ты вышел из детской: «Прости меня, и дай хоть каплю счастья, что так сладко мучит меня». И жизнь смилостивилась: «Ну ладно, давай карандаши и бумагу». Какой радостью засияли твои глаза! Как ты боялся рассердить меня, как жадно ты ловил каждое моё слово! С каким старанием ты выводил полные таинственного значения чёрточки! Теперь уже и я наслаждался твоей радостью. «Один… Два… Пять…» — говорил ты, с трудом водя по бумаге. «Да нет, не так. Один, два, три, четыре». — «Да, три! Я знаю», — радостно отвечал ты и выводил три, как большую прописную букву Е.

Глава I

Автор-рассказчик обращается в воспоминаниях к своему племяннику, когда тот был еще совсем маленький. Между ними произошла слишком крупная ссора, и рассказчик решил выбрать воспитательную позицию, чтобы не потворствовать развитию капризного характера мальчика. Вместе с тем он искренне восхищается непосредственностью и живостью племянника, так как в них он видит самые чистые и прекрасные олицетворения детства. Повсюду в тексте сквозит нежная любовь взрослого к ребенку. 

После ссоры мальчик стесняется пожелать спокойной ночи дяде: он чувствует себя виноватым. Дядя отзывается на его прощание также весьма сдержанно. Вскоре, однако, мальчик подавляет в себе обиду и просит его: Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!.

Глава II

Мальчик мечтает, чтобы дядя научил его писать цифры. Также ребенку хочется, чтобы ему подарили цветные карандаши, книжки с картинками и пенал. Красивые вещицы, как у взрослых, приводят его в восторг и вдохновляют на освоение нового. Но дядя в то утро не хочет заниматься с ним и нарочно говорит мальчику, что это «царский день» (день коронования или молебна по монаршей особе), и все закрыто. Мальчик не верит ему, спорит, остальные взрослые принимают сторону автора и подтверждают, что день действительно царский. Племянник соглашается подождать подарков, но просит в таком случае чтобы ему хотя бы показали, как пишутся цифры. Бабушка с мамой велят ему перестать приставать к взрослым:  

«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей»

автор об отказе показать цифры

Весь день в отместку за этот отказ ребенок капризничает.

Глава III

К вечеру мальчик совсем расшалился: он прыгает и громко кричит. Такая «игра» раздражает взрослых, они ссорятся. Автор признается, что внезапно чувствует в себе ненависть к ребенку, которую сдерживает всеми силами. Упрямый мальчик назло всем снова кричит, и автор выходит из себя, злобно ругает племянника, о чем потом искренне жалеет:

«Какой черт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы? У меня помутилось сознание. И надо было видеть, как дрогнуло, как исказилось на мгновение твое лицо молнией ужаса!»

ссора автора с племянником

Мальчика шлепают и выгоняют из комнаты.

Глава IV

Запертый в детской ребенок кричит и плачет от глубокой обиды. Он обвиняет взрослых, что ему нестерпимо больно от шлепка.

Глава V

Через некоторое время после того, как мальчик успокоился, дядя находит предлог зайти к нему, но до примирения далеко. В сердцах ребенок заявляет: Теперь я никогда больше не буду любить тебя

Автор так же делает вид, что сердится на мальчика. Затем к нему входят мать и бабушка, но на них ребенок также реагирует обиженно и делает презрительно-равнодушный вид. Взрослые совместно решают занять ту же позицию.

Глава VI

К вечеру эмоции утихают, и возникает попытка примирения, но состоится она лишь тогда, когда бабушка пригрозит ребенку, что ему не купят обещанных карандашей, пенала и книжек и не научат цифрам. Автор размышляет о том, что должна была испытывать страстная детская душа, чью горячую и, в сущности, незамысловатую мечту в лице взрослого человека так жестоко и равнодушно разбила в тот день жизнь.

Глава VII

Мальчик опять извиняется и просит дядю все-таки показать ему цифры. Автор не сразу соглашается, опять отсылая к ссоре и пережитым эмоциям. Он притворяется, опять хочет наказать ребенка, но долго злиться не может и внутри себя давно простил его за шалости. Он обучает его писать цифры. Племянник, делая ошибки, с восторгом погружается в новую для него науку… 

«Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!»

изучение цифр

Содержание

  1. Краткая характеристика персонажей
  2. Пересказ очень кратко
  3. Краткое содержание по главам
  4. Глава I
  5. Глава II
  6. Глава III
  7. Глава IV
  8. Глава V
  9. Глава VI
  10. Глава VIII
  11. В чем идея автора

В основе краткого содержания рассказа — история непослушного мальчика и его дяди. Иван Бунин раскрывает взаимоотношения между родственниками после ссоры. Мягко и ненавязчиво подводит читателя к интересному выводу на тему взаимоотношений поколений. Сам рассказ «Цифры» очень короткий, но емкий по содержанию и наводит на интересные, пускай и грустные, мысли.

Краткая характеристика персонажей

В кратком содержании рассказа «Цифры» Бунина участвуют 4 персонажа:

  • Главный герой — от его имени ведется повествование. Он является дядей для маленького мальчика. Его размышления о воспитании основа рассказа. Человек строгий, принципиальный, но любящий своего племянника.
  • Мальчик Женя — воспитывается бабушкой и мамой. Дядю воспринимает как наставника и учителя, получает от него подарки, новые знания. Обычный ребенок, мечтательный, любознательный, непосредственный.
  • Мама — поддерживает методы воспитания своего брата.
  • Бабушка — безусловно любит Женю, жалеет его, но не подает виду. На стороне авторитарных правил дома. Пытается напутствовать ребенка, заставить его слушаться взрослых.

Краткое содержание рассказа Ивана Бунина «Цифры»

Иван Алексеевич Бунин

Пересказ очень кратко

Женя просыпается утром с желанием выучиться писать цифры. Дядя давно обещал ему объяснить их, но не находил времени. В очередной раз ребенок получает отказ, и, чтобы все-таки добиться своего, начинает вести себя непозволительно. Мужчина не выдерживает и наказывает Женю. Происходит крупная ссора. После родственники мирятся.

Краткое содержание по главам

Пересказ основных событий глав произведения.

Глава I

Автор обращается к своему племяннику, чтобы напомнить про один случай из своего детства. Эпизод был настолько незначителен, что, скорее всего, ребенок его не запомнил, но дядя помнит его всю жизнь. Он сетует на то, что Женя не знает удержу, когда что-то задумает. Вспоминает, как заканчивались их ссоры, описывая чувство глубокой любви к ребенку в эти моменты.

Затем повествование переходит на вечер, когда Женя пришел к дяде после крупной ссоры и с уважением, забыв про все обиды, просил прощения. Детское сердце перенесло свое дневное горе и было готово вновь вернуться к мечте. Мальчик хочет обучаться цифрам. Но дядя медлит с ответом.

Глава II

Дядя вспоминает день ссоры с самого начала. Утром Женя проснулся и захотел, чтобы ему подарили цветные карандаши, пенал, научили рисовать и писать цифры. Он позвал дядю и горячо попросил помочь выполнить задуманное.

Мужчина начинает искать причины, чтобы не идти за покупками и не заниматься с ребенком. Ему лень. Он говорит, что магазин не работает, в нем “царский день”. Мальчик быстро раскрывает обман. Но дядя грозит ему, и Женя соглашается подождать еще. Однако просит хотя бы показать цифры.

Бабушка говорит ребенку, чтобы он не приставал. Дядя обещает исполнить просьбу завтра. Мальчик соглашается и убегает на завтрак.

После завтрака Женя ведет себя плохо. Кидает стулья, носится по дому, кричит и смотрит на дядю в ожидании. Постоянно требует подтверждение обещания.

Глава III

Ребенок совсем расшалился. Подпрыгивает, стучит ногами в пол и громко кричит. Взрослые поочередно просят его прекратить, но тот не унимается и мешает разговору.

Тут дядя понимает, что теряет терпение. Мальчик не слушается, продолжает вскрикивать и прыгать. Дядя приходит в бешенство, грубо просит ребенка замолчать. Но тот не утихает. Женю хватают за руку и выпроваживают из комнаты, предварительно шлепнув.

Глава IV

Мальчик в один миг переживает смену бурного веселья на отчаяние. Он громко плачет, вопит. После прояснения сознания начинает давить на жалость, однако взрослые не поддерживают его.

Мама говорит, что Женя ужасно избалован. Бабушка явно нервничает, но старается не проявлять сочувствия открыто. Ребенок пытается найти у нее поддержки, но старушка не сдается, подыгрывая остальным взрослым.

Женя рыдает, пока есть силы. Все его жалеют, но никто не подходит, чтобы утешить, потому что это не согласуется с правилами строгого воспитания. Наконец, он затихает.

Глава V

Дядя заглядывает в детскую спустя полчаса под видом внезапного дела. Женя сидит на полу с потемневшим лицом, прерывисто вздыхает и играет с пустыми спичечными коробками. Сердце дяди преисполнено жалостью к ребенку, но он решает уйти. В этот момент Женя говорит, что больше не будет его никогда любить. Не видя реакции, пытается добиться ее и говорит, что заберет свои подарки у дяди обратно. Мужчина уходит.

Поочередно в детскую под видом важных дел заходят мама и бабушка. Отвлеченно говорят о том, что непослушным ребенком быть нехорошо. Советуют Жене пойти попросить прощения у дяди. Мальчик не хочет. Бабушка говорит, что дядя больше не приедет и она умрет, пытаясь пробудить в нем совесть. Но ребенок упрямится и не хочет извиняться. Дядя раздосадован. Мама говорит, чтобы он не обращал внимания на Женю, и все уходят из детской.

Глава VI

Дядя расстроен произошедшим, решает выйти погулять, но случайно слышит, как бабушка стыдит Женю. Она говорит о том, что больше никто не подарит ему карандаши и пенал. И самое главное — не научит писать цифры. Бабушка оставляет ребенка одного в темноте и уходит.

К дяде приходит осознание, что мальчик проснулся утром в ожидании чуда, ждал его всем сердцем. Но пришлось потерпеть. Его поведение показывало бурное желание действовать, учиться новому. Однако взрослые просили опять потерпеть. Последовало наказание и обида, но на смену им пришло смирение.

Глава VIII

Женя выходит из комнаты и просит у дяди прощения. Говорит, что любит его и не хочет огорчать. Дядя соглашается, прощает ребенка и просит его принести карандаш и бумагу.

Мальчик жадно слушает объяснения, учится писать цифры. Его мечта сбывается в этот миг. Дядя счастлив, ему нравится находиться рядом с ребенком.

Краткое содержание рассказа Ивана Бунина «Цифры»

Иллюстрации к рассказу «Цифры» Ивана Бунина

В чем идея автора

Краткий пересказ произведения «Цифры» иллюстрирует теплое отношение автора к детям. Сам Бунин за год до написания этого произведения пережил смерть пятилетнего сына. По всей видимости, какие-то отголоски той боли впитались в рассказ.

Автор раскрывает непосредственный детский характер ребенка, как он искренне ждет исполнения простого желания. Наглядно описывается, как внутреннее напряженное ожидание чуда перерастает во внешнее возбуждение и непослушание.

При этом дядя, несмотря на требования строгости в воспитании, характерные для начала XX века, внутренне понимает, что был неправ. Его пропитывает жалость и любовь к ребенку. По описанию видно, что Женя готов на все, чтобы добиться исполнения своей мечты. Поначалу дяде лень заниматься мальчиком, но в конце он понимает, что процесс приносит счастье и ему тоже.

Бунин стремился объяснить, что взрослым нужно быть более чуткими к детям. Скромные желания составляют для них целый мир, занимающий все мысли и чувства. И родители способны сделать ребенка счастливым очень просто, например, объяснив, как пишутся цифры.

Читать краткий пересказ «Цифр» Бунина или полный рассказ следует всем семьям, где есть дети. Автор пытался донести, что мгновения ссор между родными неизбежны, но последствия могут оказаться гораздо тяжелее. Повзрослевший Женя уже и не помнил о произошедшем, но дядя запомнил тот случай на всю жизнь. Иван Бунин хочет, чтобы люди осознали, насколько детский мир ограничивается возможностями старших. Как хрупок этот мир, как он рушится в одно мгновение от неосторожных слов и действий. И то, как дети верят в своих взрослых, несмотря ни на какие обиды.

  • Краткие содержания
  • Бунин
  • Цифры

Краткое содержание Бунин Цифры

Дядя рассказывает Жене свои воспоминания. Дядя приехал из Москвы погостить на время. Он часто покупал что-нибудь Жене. Однажды дядя так сильно поссорился с Женей, что тот боялся даже подойти к нему. В итоге мальчик извинился и попросил показать ему цифры. Именно этот случай вспоминает рассказчик. Он в подробностях описывает, как проходил тот день, как вел себя ребенок.

В тот день Жене хотелось, чтобы у него были цветные карандаши, пенал, книжки, чтобы он умел писать цифры и рисовать. Мальчик позвал дядю к себе в детскую комнату и попросил купить ему всё, что Жене хотелось в тот день. А еще научить считать. Но дяде было лень идти в город и показывать цифры. Ребенок очень просил, но дядя был непреклонен.

Женя расстроился. Он стал быть стулья в зале и шуметь. Весь день он был рассеян, кушал плохо. А вечером бил ногами об пол и кричал. Никто не мог унять его. Дядя рассердился и выставил Женю из комнаты. Мальчик еще громче стал кричать. Никто не пошел его успокаивать, и он затих.

Дядя пришел только через полчаса, притворяясь, что ищет портсигар. Женя сказал, что ненавидит его. Потом к нему заходили мама и бабушка. Они тоже прикидывались, что зашли за чем-то важным. Но Женя ни с кем не помирился.

В детской было темно. Дядя собрался уходить, и тут бабушка стала говорить Жене, что ему должно быть стыдно, так как дядя ему гостинцы привозит. Еще она говорила, что дядя обидится и больше не приедет. Кто же теперь купит Жене карандаши и покажет цифры? Мальчик остался в комнате один. Его самолюбие было задето. Он вышел из своей комнаты. Извинился перед дядей, уверил его, что любит. Дядя согласился показать цифры. Женя принес карандаш и бумагу. Ребенок был счастлив и очень старался аккуратно писать цифры.

Рассказ учит тому, что необходимо слушаться взрослых и не расстраивать их. Важно понимать и принимать мудрость старшего поколения, потому что они уже много повидали и делятся своим опытом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

  • Антоновские яблоки
  • Антоновские яблоки по главам
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Цифры. Картинка к рассказу

Цифры кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Дубов Сирота

    Книга рассказывает о жизни Леши Горбачева. Отец его погиб на фронте, а вскоре и мама скончалась от болезни. Дядя и тетя Леши, люди глупые и жадные, взяли над ним опеку.

  • Краткое содержание Янссон Последний в мире дракон

    Однажды летом Муми-тролль поймал маленького дракона при помощи стеклянной банки. Дракон был небольшого размера, а легкие крылья напоминали плавники красивой рыбки

  • Краткое содержание Солоухин Мститель

    Произведение начинается с того момента, когда ребятишки отправились выкапывать картофель. Для всех это было радостным занятием, ведь им не надо было просиживать на уроке арифметики

  • Краткое содержание Тургенев Андрей Колосов

    В произведении Тургенева «Андрей Колосов» описывается взаимодействие двух абсолютно противоположных людей. Они имеют совершенно разные взгляды на жизнь, у них противоречащие друг другу моральные ценности и смысл их пребывания у них совершенно разный

  • Краткое содержание Искандер Дедушка

    Мальчик, от лица которого ведется повествование, помогает своему дедушке в заготовке ореховых веток. Точнее, это дедушка, изловчившись, отсекает ветки, используя маленький топорик – цангу. А мальчишка собирает их в пучки.

изображение к чтению

История создания

Во второй половине 19 века в русской литературе появилась традиция обращения к теме детства. Об этой поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже самобытная личность, —  это интересовало и продолжает интересовать писателей. 

Краткое содержание по главам

Глава 1 

События начинаются с того что рассказчик вспоминает о ссоре между ним и маленьким племянником Женей, шаловливым и резвым мальчиком. Затем рассказчик  излагает рассказ этой ссоры.

Глава 2

Однажды мальчик Женя проснулся с новой мечтой. Жена сильно  хотел научиться читать, рисовать и писать цифры. Утром мальчик попросил дядю подписаться на детский журнал, а также купить книги, карандаши, бумагу и изучать цифры. Но дяде сегодня было лень этим заниматься, поэтому ответил, что уже завтра этим займется. Женя упрашивал чтобы дядя, показал хотя бы цифры сегодня, но взрослого было тяжело уговорить.  Дядя ясно понял что собственной ленью лишает ребенка радости и этим грешит, но и баловать мальчишку также не желает. Мальчик сильно обиделся на дядю и начал себя вести своевольно и шумно. Но женя периодически спрашивает дядю не покажет ли тот цифры, но каждый раз получает отказ.  

Глава 3

 Уже днем дядя, мама и бабушка Жени собирались за столом пить чай. Но мальчик оставался недоволен из-за дяди отказа, также продолжает буянить и шуметь. Женю тяжело было успокоить. Дядя сделал вид, что не замечает племянника. Однако в один момент у дяди лопается терпение и чувствует такую ненависть к мальчику, что начала кричать и шлепать Женю, а затем выталкивает ребенка из комнаты и закрывает дверь. 

Глава 4

Когда Женя остался один за дверью, мальчик начал сильно кричать и рыдать. Но это было, для того чтобы привлечь внимание, Женя показывает словно ребенок, умирает и мальчику нужна срочно помощь. Дядя сохраняет спокойствие и ждет, пока мальчик сам успокоиться. Мама, дядя и бабушка с трудом сдерживаются, потому что мальчика стало жалко, но взрослые продолжают сидеть на месте, как будто ничего не слышат. Дядя уже хотел открыть дверь и успокоить Женю, но правила воспитания, которые приняты в обществе, не разрешают дяде так баловать племянника. Мужчина продолжает оставаться непоколебимым, мама и бабушка следуют примеру дяди. Мальчик понимает, что взрослые не сдадутся, и в конце концов затихает. 

Глава 5

Дядя выдерживает паузу в полчаса и как будто случайно заглядывает в детскую, чтобы убедиться в том, что мальчик успокоился. Когда дядя увидел несчастного племянника у него стало сжиматься сердце, но этому виду не показывает и  смотрит строгим взглядом на ребенка. Женя заявляет дяде, что не будет теперь любить дядю. Мужчина сдержанно выслушал обидные слова мальчика, а затем ушел из комнаты. Мама и бабушка советуют Жене попросить прощения у дяди, но ребенок отказывается это делать. Мама попросила чтобы  внимание не обращали на “злючку”. И сделали вид, что забыли о ребенке.

 Глава 6 

Вскоре наступил вечер. Мальчик сидит в детской. Бабушка начала Жене объяснять, что дядя любит его и часто привозит подарки и игрушки. Затем бабушка объяснила, что пенал и другие вещи это не главное, но вот цифры не купишь ни за какие деньги. Видимо, бабушка хотела сказать, что только дядя научить может  цифрам Женю. И таким способом у бабушки получилось затронуть самую чувствительную струну сердца Жени на тему цифр. Гордость мальчика сломлена. Жена решила помириться с дядей, чтобы изучить цифры.  Этот случай с цифрами научил Женю смиряться, так как во взрослой жизни людям сложнее получить то, что хотят, когда угодно.

Глава 7

В конце вечера Женя спокойно вышел из детской и ласково попросил дядю показать цифры. Добрый дядя услышал мальчика и сказал принести карандаши и бумагу. Глаза мальчика начали, зажглись радостью, вел себя осторожно, ловит каждое слово дяди и с волнением пишет первые цифры на бумаге. Дядя обрадовался за племянника. Так и проходит долгожданный урок цифр.

В этом рассказе автор вспоминает одно происшествие, которое с ним происходило. Это ссора с племянником и напоминает ему, уже повзрослевшему. Этот рассказ полезен как детям, так и взрослым, так как автор в подробностях рассказывает о смене чувств и переживаний во время ссоры. Здесь родители и дети, найдут что, то полезное для себя в этом произведении.

Бунин “Цифры” характеристика главных героев 

В рассказе выделены такие главные герои:

Дядя – рассказывает ссору, которая произошла между ним и племянником, но при этом старается принять каждую позицию, чтобы понять каждого в этой ссоре. Рассказал о том что ребенок  грустный перед ссорой и  пытался  скорее получить желаемое от дяди. Герой сильно любит мальчика и старается научить племянника тому, что и сам знает.  Конфликт случился из-за того что дядя решил отложить учение с цифрами  и таким способом дядя решил воспитывать ребенка. Дядя считает что вредно детей баловать. После того как племянник начал буянить и шуметь, дядя наказал ребенка закрыв в другой комнате. 

Племянник – единственный герой этого рассказа имя которого Женя. Мальчик сильно любознательный хотя слегка капризный. Ссора случилась из-за желания мальчика выучить цифры, но дядя отказался исполнять эту просьбу. Мальчик сильно упертый и пытается многообразными способами заполучить желаемое. В финале произведения мальчик пошел примириться с дядей, затем дядя прощает племянника и начал обучать цифрам. 

Бабушка – добрая женщина, которая старается решить ссору и  помирить семью. Сначала пытаются успокоить Женю, но это не сразу бабушке удается сделать. После того как мальчика выпустил дядя из комнаты, бабушка пошла беседовать с ребенком и получилось затронуть чувствительные струны сердца. Переживает, что мальчик буянит и не слушается взрослых.

Мама – это персонаж немногословный. В этой ссоре поддержала сторону брата. Маме надоедают это непослушание ребенка. Видно, что у мамы не сильно получалось воспитывать сына, так как ребенок не боится собственную маму и продолжает шалить. Даже после того как мальчик сильно плакал, мама продолжала оставаться на стороне брата, хотя женщине было больно смотреть как плачет ребенок. Однако мама также старается разрешить этот конфликт и попробовать заставить ребенка пойти на примирение с дядей, но маме это не удалось. 

Сюжет произведения 

Сюжет рассказа Бунина “Цифры” создан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди показывать в этот день. Мальчик и дядя оказались перед выбором: племянник  подождать  должен до завтрашнего дня, чтобы начать изучать цифры, а дяде не руководствоваться мудрым правилом, так считает что вредно баловать детей.  Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик придумал одну игру,  в которой прыгал, бился ногами в пол и при этом так звонко кричал, что чуть не лопались барабанные перепонки.

Проблемы

Конфликты в семье. Случившаяся из-за мелочи ссора дяди и племянника, такие конфликты в семье часто возникают из самых пустых  событий. Главным становится в таких ситуациях не подчиниться собственному эгоизму, а проявить чуткость и житейскую мудрость. Нравственная проблематика этого рассказа касается для ребенка и взрослого человека: вспыльчивости, эгоизма и категоричности. Эти качества и стали причиной ссоры, при этом и маленький мальчик, и дядя одинаково не хотят признать собственную неправоту и заключать мир. 

Проблема упрямства, также заложена в этом рассказе. Видно, что от него страдают не только дети, но и взрослые и уже сформировавшиеся люди, поэтому каждому стоит воспитывать сначала себя. 

Развернутый анализ произведения “Цифры” 

 В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и племянник. Бунин показал сложные отношения между взрослыми и детьми, но часто взрослым тяжело понять, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, а также желания и мечты. Взрослые часто ранят деток собственными поступками и словами, при этом не понимают, что это ещё нежные, чуткие души.

Иногда может и стоит вспомнить себя в детстве, радости и горести и тогда станет легче понять родных детей. Не стоит обижать детей, показывая им превосходство над ними. Дети вырастут и извинят, но стараться нужно иногда воплощать желания детей и побаловать, ведь детство быстро проходит.  В этом рассказе и показано, то, что желания ребенка воспринимать надо как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с племянником. Ребенок ведь не просил чего, то дорогого или невыполнимого, оказалось что взрослым лень  тратить на ребенка собственное время. Но часто внимание дороже подарков.

Рассказ Бунина написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В таком возрасте как мальчик тяжело понять отказ и опыта в силу возраста у племянника еще нет. Поэтому дети начинают бунтовать. И иногда взрослые признают, что вина в них. Впрочем, в этом рассказе мальчик смирился, и первым попросил прощения и конфликт прекратился. Цифры это мечта мальчика, а дядя их знал. Дядя позже будет винить себя за лень, и стыдиться за такой поступок. А детское сердце быстро забывает зло, мальчик, конечно, забудет эту ссору, и дальше продолжит жить с любовью к окружающим  родным и близким.

Этим рассказом Бунин дает понять, что главное это ценить и понимать друг друга в жизни, не обижать друг друга, ведь обидеть это легко, а первым пойти померить сложнее. Иногда не стоит следовать правилам, а слушать стоит и собственное сердце.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми стоит вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, так человек с годами может не поменяться. Дядя быстро терпение взорвалось, показывая капризному мальчику негативный пример. Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки выбирает правильный путь, дядя возвращается назад и исправляет собственную ошибку. Женя и дядя умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит рассказ

Автор заставляет задуматься о том, что стоит не забывать и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок  это другое, ребенок этот не взрослый человек и требует собственный подход. Вывод в том что стоит подходить к воспитанию детей, не подавая негативного примера,  как это сделал дядя.  Также в этом конфликте нельзя сразу выделить правую сторону, ведь и других конфликтах у каждого собственная правота, но каждый бывает неправ, поэтому стараться нужно  уметь находить и идти на  компромисс. В этом и заключается нравственный смысл рассказа.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Цифры» Бунина
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Глава 1

Дядя напоминает племяннику эпизод из детства. Женя жизнерадостный мальчик, и немножко шалун. Но у него доброе сердце. Он охотно просит прощенья и с радостью мирится. Но однажды случилась крупная ссора. Женя боялся, что дядя его не простит. А ведь только «дядечка» может показать ему цифры!

Глава 2

Все началось с радости: Женя будет учиться. Ему купят книжки, пенал, научат писать буквы и цифры. Женя хотел сразу всему научиться, но дяде было лень ехать в город за покупками. Он соврал, что сегодня «царский» (выходной) день. Тогда мальчик стал упрашивать учить его цифрам. Дядя видел, что ребенок будет счастлив, но решил не баловать Женю. И отложил урок до завтра. Бабушка поддакнула дяде. И Женя весь день проказничал, раз уж мечта не сбывается.

Глава 3

За столом Женя с криком бил ногами в пол, подскакивая. Так он радовался жизни. И хотел, чтобы дядя знал: он не сдался, он дотерпит до завтра. Бабушка с мамой делают мальчику замечанья. Потом дядя злобно орет на него и вышвыривает испуганного Женю за дверь. «Вот тебе и цифры!»

Глава 4

Дядя чувствует, что не прав, что испортил ребенку счастье. Женя кричит и рыдает так долго, что взрослым не по себе. Даже дядя хочет его пожалеть. Но они выдерживают характер. И ребенок затихает сам.

Глава 5

Все по очереди заглядывают в детскую комнату. Будто что-то ищут. И зовут ребенка непослушным. Говорят, что очень обидел дядю – и тот вряд ли приедет к ним еще из Москвы. Мальчик тихонько играет со своими коробочками. Дяде жалко его, но он молчит. И тогда Женя объявляет, что больше не любит дядю.

Глава 6

Бабушка стыдит мальчика. Напоминает, что пенал и чудесные цифры – во власти дяди. Дядя знает, как трудно откладывать мечту. Особенно в детстве. Потому и случилась та ссора. Жизнь, взрослая и правильная, обидела ребенка. Его заставили подчиниться, ждать.

Глава 7

И мальчик сдался. Он не мог ненавидеть, держать обиду так долго. И так хотел научиться цифрам, что от всего сердца сказал, что очень любит дядечку. Сели к столу, взяли карандаши. Мальчик был счастлив, боялся рассердить своего учителя. Дядя учил и тихонько радовался вместе с ребенком.

Читательский дневник по рассказу «Цифры» Бунина

Сюжет

Мальчику Жене не терпится начать учиться цифрам. Но дядя откладывает урок на завтра, хотя знает, какое это счастье для ребенка. В ответ Женя балуется, потом плачет. Взрослые стыдят его. Он просит прощенья – и дядя, чувствуя свою вину, учит его писать цифры.

Отзыв

Взрослые должны помнить, что тоже были детьми. Ребенок рад всякой мелочи – так зачем без причин лишать его радости. Тема воспитания: с виду правильного, а на самом деле бездушного. Дяде из рассказа всю жизнь стыдно за свой поступок. Ссора глазами взрослого и глазами ребенка. Взрослые учатся у детей радости жизни. Рассказ учит беречь чувства других, ставить себя на место другого, исполнять мечту – если она исполнима, забывать обиды, прощать, исправлять свои ошибки, дорожить семьей.

  • Краткое содержание рассказа цветы для элджернона
  • Краткое содержание сказки дубровский пушкин
  • Краткое содержание сказки домовенок кузя
  • Краткое содержание рассказа цветок хлеба
  • Краткое содержание сказки добрыня никитич и змей горыныч