Краткое содержание рассказа для читательского дневника уроки французского

«Уроки французского» читательский дневник

«Уроки французского» читательский дневник

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4656.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4656.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Уроки французского» – трогательная история о взаимоотношениях учительницы и ученика, благодаря которым мальчик получил жизненно важные уроки доброты, милосердия и человеческого участия.

Краткое содержание «Уроки французского» для читательского дневника

ФИО автора: Распутин Валентин Григорьевич

Название: Уроки французского

Число страниц: 31. Распутин Валентин Григорьевич. «Уроки французского». Издательство «Эксмо». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1973 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие рассказа разворачивается в 1948 году – в тяжёлое послевоенное время, когда вся страна испытывала лишения и голод. Место действия – один из районных центров Иркутской области. Произведение автобиографично, и события в рассказе имели место в реальной жизни писателя, который благодарен учительнице, преподавшей ему «урок доброты».

Главные герои

Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик из бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышлёный.

Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая.

Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный.

Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше.

Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась и отправила сына квартировать к своей знакомой.

В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно с произношением.

Вскоре мальчик попал в сомнительную компанию, где ребята на деньги играли в «чику». Мать присылала герою 50 копеек, чтобы он пил молоко. Однако этого было мало, и герой стал на эти деньги играть, чтобы получить возможность покупать молоко каждый день. Он выигрывал один рубль и уходил. Заметив это, Вадик – самый главный в компании – принялся жульничать. Герой уличил его во лжи, за что был сильно избит.

Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи и из-за постоянного чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всём расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако всё обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.

Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он был слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.

Тогда Лидия Михайловна предложила своему ученику сыграть в «замеряшки» – игру с монетками, которые нужно было особым образом кидать об стену. Мальчик счёл это честным соревнованием, в то время как учительница всячески старалась жульничать в его пользу, чтобы дать мальчику возможность выигрывать. Однажды во время игры они стали так громко спорить, что на их голоса пришёл Василий Андреевич, живший по соседству. Узнав, что учительница играет с учеником на деньги, он тут же уволил её.

Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными яблоками.

Вывод и своё мнение

Олицетворением всех добродетелей в произведении стала молоденькая учительница, которая без тени сомнения пренебрегла всеми правилами приличия ради возможности помочь одинокому голодающему мальчику. Её благородный поступок оставил глубокий след в душе ребёнка, который, без сомнения, вырос порядочным человеком.

Главная мысль

Доброта, человечность и сострадание – самые ценные качества в человеке.

Авторские афоризмы

«…Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после…»

«…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком…»

«…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного…»

«…Когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»

«…Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно…»

Толкование непонятных слов

Квартировать — снимать квартиру.

Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.

Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.

Гольный кипяточек — чистый, без примесей.

Вякать — болтать, говорить, возмущаться.

Притайка — то, что спрятано.

Грамотей – грамотный человек.

Бредни – небольшая рыболовная сеть, которую люди, идущие бродом по мелководью, тянут за собой.

Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

Рейтинг читательского дневника

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4656.


А какую оценку поставите вы?

Автор: Распутин Валентин

Название: “Уроки французского”

Жанр: рассказ

Тема произведения: детство

Число страниц: 12

Главные герои и их характеристика:

  1. Главный герой. Мальчик 11 лет. Честный, смелый,
    решительный. Принципиальный, гордый.
  2. Лидия Михайловна. Молодая учительница. Добрая,
    отзывчивая, находчивая.
  3. Вадик. Местный хулиган.
  4. Птаха. Его напарник.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Мальчик переезжает учиться в райцентр и оказывается один, среди чужих людей. Молодая учительница помогает ему понять, что такое добро и сочувствие.

Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. В деревне не было пятого класса, и мальчик
    отправляется в райцентр, чтобы продолжить учебу.
  2. Ему не дается французское произношение, он
    одинок и часто голодает.
  3. Мальчик начинает играть на деньги, но ребята
    бьют его, потому что мальчик часто выигрывает.
  4. Учительница решает помочь мальчику. Но тот
    отказывается принимать подарки и соглашается лишь играть на деньги.
  5. Директор застает учительницу и мальчика за игрой,
    и учительницу выгоняют из школы.
  6. Мальчик получает посылку с настоящими яблоками.

Понравившийся эпизод

Мне очень понравился заключительный эпизод рассказа, когда
мальчик получил посылку от учительницы. В ней лежали три яблока, а мальчик до
этого видел яблоки лишь на картинках. Для него это было настоящим чудом.

План произведения для пересказа

  1. Переезд в райцентр
  2. Сложный французский язык
  3. Голодное время
  4. Игра в чику
  5. Драка
  6. В гостях у учительницы
  7. Странная посылка
  8. Игра в пристенок
  9. Директор
  10. Прощание с учительницей
  11. Яблоки

Главная мысль

Не надо стыдиться помощи, если эта помощь предлагается от
чистого сердца.

Чему учит эта книга

Рассказ учит честности, благородству, отзывчивости и
состраданию. Учит любить людей и принимать их такими, какие они есть. Учит
уметь настоять на своем. Учит преодолевать трудности и никогда не отступать от
своих принципов.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ, и больше всего
понравилась молодая учительница. Она была очень доброй, а глупый мальчик
считал, что чужая помощь может его чем-то унизить. Это ложная гордость, из-за
которой учительнице пришлось уволиться. Но главный урок доброты мальчику она
все же успела дать.

Новые слова и выражения:

Полуторка – небольшой грузовик.

Башковитый – умный, сообразительный.

Наобум – наугад, как придется.

Пословицы к произведению:

Свет не без добрых людей.

Сделав добро, не кайся.

Доброе дело само себя хвалит.

С голоду хлебная корка слаще пирога.

Доброго держись, а от худого удались.

Назад к содержанию

«Что передать вороне»

Главные герои рассказа «Уроки французского» и их характеристика

  1. Мальчик. 11 лет. Из крестьянской, бедной семьи. Очень честный и порядочный, упорный и упрямый. Решительный и смелый, принципиальный, гордый, хорошо учится.
  2. Лидия Михайловна, учительница французского, 25 лет. Добрая и ласковая, честная и отзывчивая, умеет сочувствовать и стремилась как могла помочь мальчику.
  3. Василий Андреевич. Директор. Строгий, суровый, важный.
  4. Вадик. Семиклассник. Заводила и вожак игр в чику. Нечестный, жестокий.
  5. Птаха. Второгодник. Хулиган и драчун.
  6. Мама мальчика. Простая, добрая женщина.
  7. Тетя Надя. Знакомая матери мальчика, у которой он жил.
  8. Тишкин. Одноклассник мальчика. Робкий, молчаливый, ябеда.
  9. Федька. Сын тети Нади.

План пересказа рассказа «Уроки французского»

  1. В райцентр на учебу
  2. Трудности с французским
  3. Воровство продуктов
  4. Голодное время
  5. Игра в чику
  6. Успехи мальчика
  7. Мальчика бьют
  8. Ябедничество Тишкина
  9. Рубль на молоко
  10. Снова в игре
  11. Снова побит
  12. Домашние уроки
  13. Посылка с макаронами
  14. Игра в пристенок
  15. Появление директора
  16. Посылка с яблоками

Кратчайшее содержание рассказа «Уроки французского» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик приехал в райцентр, чтобы ходить в пятый класс.
  2. Время было голодное и мальчик стал играть на деньги в чику.
  3. Мальчика побили за то, что он постоянно выигрывал.
  4. Учительница решила заниматься с мальчиком дома.
  5. Она предложила мальчику сыграть с ней в пристенок на деньги.
  6. Игроков застал директор и учительница уехала.

Главная мысль рассказа «Уроки французского»
Самым ценным качеством человека является его доброта к другим людям.

Чему учит рассказ «Уроки французского»
Рассказ учит быть честным, добрым, отзывчивым. Учит помогать другим людям и не стесняться принимать такую помощь. Учит быть настоящим человеком, учит сохранять в душе лучшие качества, несмотря на все трудности. Учит проявлять сочувствие. Учит преодолевать трудности, учит упорно трудиться и учиться. Учит тому, что успех всегда является результатом кропотливого труда.

Отзыв на рассказ «Уроки французского»
Мне очень понравился этот рассказ и особенно учительница Лидия Михайловна, которая проявила большую доброту и как могла старалась помочь и поддержать голодного мальчика. Она была умной и находчивой, и несмотря на то, что мальчик отказывался от помощи, смогла сделать по-своему. Очень жаль, что директор оказался таким черствым, что не понял, что именно делала Лидия Михайловна для своих учеников.

Пословицы к рассказу «Уроки французского»
Доброе дело само себя хвалит.
Сделав добро, не кайся.
Свет не без добрых людей.
Доброго держись, а от худого удались.
С голоду хлебная корка слаще пирога.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Уроки французского»
Самостоятельная жизнь мальчика началась в одиннадцать лет, когда для того, чтобы учиться в пятом классе, ему пришлось покинуть мать и братьев и отправится в райцентр.
В деревне была только начальная школа, а мальчик учился хорошо и все говорили, что он башковитый. Он помогал людям разбираться с номерами облигаций, и однажды, когда дядя Илья выиграл четыреста рублей, он на радостях дал мальчику ведро картошки.
Поэтому мальчик приехал в райцентр и стал учится на одни пятерки. Только с французским у него были проблемы, потому что не ладилось с произношением. Лидия Михайловна, учительница французского снова и снова показывала мальчику как произносить слова, но он не мог этого запомнить.
Когда он приходил из школы и оставался один, на него наваливалась тоска. Он даже похудел так сильно, что мать, которая в конце сентября приехала проведать его, с трудом узнала мальчика.
А когда она уезжала, мальчик заревел и бросился вслед за машиной. Мать остановила машину и сказала ему собираться, чтобы ехать домой, но мальчик опомнился и убежал.
По осени из деревни мальчику часто привозили продукты — хлеб и картошку, но они таяли очень быстро. Мальчик проверил и убедился, что продукты воруют, но кто — он не знал. Это могла быть тетя Надя, знакомая матери у которой он жил, а могли быть любой из трех ее ребятишек — времена были голодные.
Мальчику пришлось голодать, он бродил по городу, облизывался на лавки с продуктами и наедался до отвала, когда дядя Федя привозил продукты из дома.
Однажды в конце сентября, Федька, сын тети Нади, отвел мальчика на огороду, где играли в  чику несколько ребят, ровесников мальчика, и один более взрослый, семиклассник Вадик.
Он недовольно посмотрел на мальчика, но Федька сказал, что тот свой. И Вадик разрешил ему смотреть, как они играют, поскольку у мальчика самого не было денег на игру.
Вадик играл нечестно, он всегда бросал последним, когда было ясно, куда кидать, и деньги чаще всего доставались ему. Но остальные ребята видели это и молчали.
Мальчик решил, что тоже мог бы играть в чику и он решил использовать пять рублей, которые ему присылали раз в две недели на молоко. Молоко ему нужно было пить от малокровия.
И вот получив пятерку в очередной раз, мальчик разменял ее на деньги и отправился на пустырь играть.
В первый раз мальчик проиграл девяносто копеек, во второй шестьдесят. Но он был упорным и по вечерам тренировался сам. а потому скоро оказался в выигрыше.
Ребята на поляне менялись, только Вадик и Птаха, его друг и помощник, второгодник из пятого класса, ходили каждый день. Иногда на поляну прибегал одноклассник мальчика Тишкин.
Мальчик стал выигрывать и разработал свою собственную систему игры. Он старался сразу попасть шайбой по банку и сорвать его. А когда мальчик выигрывал рубль, то бросал игру и бежал покупать молоко.
Вадику скоро стали не нравится такие выигрыши мальчика, и он однажды высказал ему, что мальчик, выиграв сразу уходит. Потом случился неприятный случай, когда Вадик специально перевернул одну монетку, а мальчик не смог смолчать. Его сильно побили, в основном Вадик и Птаха, но и кто-то третий, мелкий, тоже пинал мальчика.
Напоследок Вадик пригрозил мальчику и велел молчать, а тот убегая все равно крикнул, что Вадик перевернул монету.
В тот день мальчик был самым несчастным человеком в мире.
На следующий день он пришел в школу с синяком и распухшим носом, и Лидия Михайловна сразу спросила его что случилось. Мальчик ответил, что упал, но вредный Тишкин рассказал, что его избил Вадик, потому что он играл на деньги.
Лидия Михайловна вызвала Тишкина к доске, а мальчику сказала остаться после уроков.
Мальчик боялся, что учительница поведет его к директору Василию Андреевичу, который имел обыкновение долго допрашивать провинившегося ученика, но Лидия Михайловна усадила мальчика за парту и стала расспрашивать.
Узнав, что мальчик выигрывает, она спросила на что он тратит деньги, на конфеты или книги. Но мальчик ответил что выигрывает лишь рубль и тратит его на молоко.
Учительница внимательно посмотрела на мальчика и сказала, что играть все равно нельзя. И мальчик пообещал ей больше не играть.
Но в то время ему пришлось совсем плохо. Еды не было и мальчик все дни бродил голодным. Он не выдержал и снова пришел на полянку, где играли в чику. Птаха хотел сразу побить его, но Вадик разрешил мальчику сыграть, видимо устав от пресной и неинтересной игры.
Несколько дней мальчик был очень осторожным, он играл аккуратно, выигрывая по нескольку копеек, но на четвертый день, забывшись снова выиграл рубль, и едва собрался уходить, как его снова избили.
Лидия Михайловна сразу увидела новые синяки, вызвала мальчика к доске и заставила читать французский текст. А потом остановила его и сказала, что с ним придется заниматься дополнительно.
Лидия Михайловна стала заниматься с мальчиком в классе после уроков, а потом стала водить его к себе домой. Она жила в учительском доме, во второй половине которого жил директор и для мальчика эти визиты были настоящей пыткой. Он не мог привыкнуть к учительнице и ее образу жизни, а потому едва только Лидия Михайловна звала его ужинать, как он вскакивал и быстро убегал, говоря, что сыт.
Лидия Михайловна смотрела на мальчика с удивлением и обидой, но остановить его не могла.
Учительнице было лет 25, она была совсем молодой, но видимо уже побывала замужем.
Однажды мальчик узнал, что в школе оставили для него посылку и очень обрадовался. Он правда не понимал, почему мать отправила продукты не в мешке, как обычно. Он притащил посылку домой и торопливо вскрыл. Там лежали макароны. Мальчик съел одну палочку, вторую, третью и вдруг понял, что это не мать ему послала макароны. Он разгреб посылку и нашел на дне сахар и гематоген.
Он сложил все в посылку и принес ее к Лидии Михайловне. Та сделал вид, что не понимает, но при этом смутилась. Мальчик сказал, что у них в деревне не бывает макарон и гематогена, а бывает редька.
Лидия Михайловна засмеялась и сказала, что у них на Кубани в это время полно яблок, и стала упрашивать мальчика взять макароны, и сварить себе нормальный обед. Но мальчик оставил посылку и сбежал.

Уроки после этого все равно продолжились и странное дело, мальчик постепенно вошел во вкус и стал самостоятельно читать французские тексты. Его язык обмяк и произношение выправилось. Лидия Михайловна даже сказала, что пятерки в этой четверти ему еще не видать, но в следующей обязательно.
Однажды, недели через две после случая с посылкой, Лидия Михайловна спросила мальчика, играет ли он на деньги. Тот ответил что нет, а учительница спросила правила игры. Мальчик объяснил, а Лидия Михайловна сказала, что они в детстве играли в  пристенок и показала, как это делается. Правила были простыми и учительница предложила мальчику сыграть.
Мальчик сильно удивился — все-таки учительница, но Лидия Михайловна сказала, что и для учителя полезно узнать что-то новое. Ведь человек стареет не от возраста, а когда перестает быть ребенком.
И они стали играть, сперва просто так, а потом Лидия Михайловна предложила играть на интерес, то есть на деньги. Мальчик видел, что она играет хорошо, и очень скоро проиграл пятьдесят копеек. Он боялся проиграть больше рубля, ведь тогда этот будет позор — он не сможет отдать деньги. Но тут он заметил, что Лидия Михайловна не старается выиграть и не тянет пальцы. Он сделал учительнице замечание и та обещала исправиться.
Потом мальчик увидел, что Лидия Михайловна обманывает и чуть-чуть подвигает свою монету. И при этом отпирается совсем как Вадик. Он пришел в ужас, что учительница обманывает его и стал следить, чтобы она играла честно.
И постепенно мальчик стал выигрывать. У него снова появились деньги и он снова бегал на базар за молоком. Каждый раз принимая деньги от Лидии Михайловны мальчик чувствовал себя неловко, но ведь это был честный выигрыш.
Однажды, когда игроки увлеклись и азартно спорили была чика или нет, в дверь неслышно вошел Василий Андреевич и остолбенел. Он спросил, что здесь происходит и Лидия Михайловна сказала, что надо стучать прежде чем войти. Она сказала, что они играли в пристенок.
Василий Андреевич воздел к небу руки и назвал это преступлением и растлением, он сказал, что никогда не видел, чтобы учитель играл с учеником на деньги.
Через три дня Лидия Михайловна уехала и на прощание сказала мальчику, чтобы он учился и не волновался — его вины в этом нет. А потом, уже после январских каникул мальчику пришла посылка. В ней лежали тугие пачки макарон и в самом низу три ароматных яблока. До этого мальчик видел яблоки только на картинке, но сразу узнал их.

Уроки французского Распутина В.Г. — читательский дневник

Распутин Валентин Григорьевич

1966 — 2015

Автобиографический рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» поднимает тему человеческой доброты, которая не всегда соотносится с представлениями о морали. Также он раскрывает тему взаимоотношений учителя и ученика, влияния наставника на личность ребенка. Читательский дневник по рассказу акцентирует самые важные художественные детали и позволяет глубже погрузиться в замысел автора.

  1. Время и место сюжета
  2. Главный герой и его характеристика
  3. Краткий пересказ
  4. Главная мысль, чему учит произведение
  5. Вывод и свое мнение
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Цитаты

1. Время и место сюжета

Время создания — 1973 год.
Время в произведении — 1948 год.
Место сюжета — Сибирь, деревня Аталанка, районный центр – город Усть-Уда.

2. Главный герой и его характеристика

Валентин — главный персонаж, мальчик 11 лет, пятиклассник. Из-за учебы ему пришлось переехать в другой город и жить у знакомых. Чтобы прокормить себя, мальчик начал играть на деньги с местной шпаной, но быстро становится неудобным конкурентом. Позже начинает играть в подобную игру с учительницей. Честный, порядочный парень, который умеет держать слово.
Лидия Михайловна — учительница французского, которая помогла Вале в трудные времена, когда у него никого не было рядом. Спасла ученика от голода и истощения. Классная руководительница, чуткая молодая женщина лет 25. Обучает Валю языковым навыкам и новой игре на деньги, благодаря которой он может выигрывать и покупать себе еду. Уволена за аморальное безнравственное поведение и дурное влияние на ученика.
Василий Андреевич — директор школы, живущий по соседству с учительницей французского. Моралист, человек правил, воплощение бесчувственной системы. Равнодушный, холодный человек. Из-за его вмешательства учительницу увольняют.
Вадик — 7-классник, заводила местных хулиганов. Сначала научил Валентина играть в «чику», а когда тот стал его все время обыгрывать – отомстил, избив дважды.

3. Краткий пересказ

Мальчик 11 лет переезжает в другой город, чтоб иметь возможность учиться в средней школе. Он живет у знакомых, хорошо учится, сложности есть только с французским языком.

Мальчик голодает: часть его еды кто-то тайком подъедает. Поэтому парень начинает играть в «чику» – азартную игру на деньги, в которой нужно переворачивать монетки ударами. Мальчик быстро овладевает навыками игры, забирает хорошие выигрыши. В отместку 7-классник Вадик избивает его.

Учительница Лидия Михайловна, замечает, что ученик избит. Одноклассник выдает секрет: парня избили за якобы нечестную игру на деньги. Валя боится, что за такое его отчислят из школы, но учительница только просит мальчика не повторять подобного.

Однако голод заставляет его вернуться к игре, а позже снова случается эпизод избиения. Учительница решает вмешаться и помочь ученику. Она приглашает его к себе на дом – заниматься французским. Во время занятий пытается его накормить, но мальчик всегда отказывается. Тогда она идет на хитрость и предлагает играть в «пристенок». Мальчик быстро усваивает правила и начинает выигрывать. Он больше не голодает, покупает себе еду на выигранные деньги. Но однажды учительницу и ученика застает за игрой сам директор школы. Он считает, что такая игра аморальна, а поведение Лидии Михайловны непедагогично. Учительницу увольняют, она уезжает на родину. Позже мальчик получает от нее посылку с продуктами.

Смотрите более подробный краткий пересказ рассказа «Уроки французского» Распутина В.Г.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Рассказ учит тому, что доброта может быть разной, не стоит ее приравнивать к морали и нравственности. Помощь учительницы мальчику была воспринята как нечто аморальное и плохое, потому что осуждался сам принцип азартной игры на деньги. И Лидия Михайловна, как человек, в обязанности которого входило научить ребенка хорошему, не должна была играть с учеником в «пристенок». Но оставаясь в рамках морали, можно было довести ребенка до полного истощения от голода. Есть ученику было нечего, помощи он не принимал, а играть с мальчишками в «чику» стало невозможно, так как его там били. Когда учительница предложила играть, она заговорила с мальчиком на одном языке, нашла способ помочь, и ему не пришлось себя чувствовать обязанным или униженным. В этом и проявилась истинная доброта учительницы – она помогла так, что мальчик почувствовал себя сильнее.

5. Вывод и свое мнение

Оценивая поступки людей, важно не судить о них однобоко, только с точки зрения морали. Моральные принципы могут меняться, а по-настоящему добрые поступки в своей основе всегда имеют горячее желание помочь тому, кто нуждается. Директор, который сразу осудил учительницу за непедагогичные действия, не думал, что необходимо разбираться в мотивах людей, понимать контекст, ситуацию в целом. Он не увидел в этой истории людей, заметив лишь отклонение от правил, от принятых норм. И все же мальчик запомнил на всю жизнь доброту и помощь учительницы, потому что это и было главным в ее «безнравственном поступке».

6. Система образов

• Образ учительницы — идеал наставника. Один из главных образов этой истории, показывает прямое влияние взрослого человека на жизнь ребенка, на его личность. Это вовлеченный, неравнодушный, внимательный к судьбе ученика человек, заинтересованный в том, чтобы помочь ему учиться, развиваться и жить нормальной жизнью. Учительница – образец теплого, дружественного, человечного отношения.
В то же время, она показывает мальчику другую реальность, становится символом более интересной, удивительной жизни, в которой больше возможностей (вкусные продукты, знание иностранного языка, разрешение нарушать правила, если это никому не мешает и др.)
• Образ ученика, которому приходится довольно рано стать взрослым и начать о себе заботиться. Главный герой с 11 лет сталкивается с теми задачами, которые должны решаться взрослыми, это способствует становлению его личности. Герой переживает одиночество, предательство, болезнь и недомогание, голод, зарабатывает деньги, стоит перед сложным выбором.
• Образ директора — это олицетворение системы, которая бесчувственно относится к людям, но всегда держится за правила и нормы, боясь их нарушать.

7. Словарь незнакомых слов

✓ Хлюзда — обманщик, мошенник.
✓ Гольный — чистый.
✓ Чайная — столовая, в которой можно перекусить и попить чая.
✓ Притайка — нечто спрятанное, тайник.
✓Форсить — важничать, красоваться, хвастаться.

8. Понравившиеся цитаты

• Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому.

• Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом.

• Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.

Было интересно? Смотри еще:

  • Краткая биография Распутина Валентина Григорьевича
  • Краткое содержание рассказа «Уроки французского» Распутин
  • Сочинение на тему «Портрет главного героя» в рассказе Уроки французского
  • Сочинение на тему «Взросление героя» в рассказе Уроки французского
  • Сочинение на тему «Добро и зло» в рассказе Уроки французского
  • Сочинение на тему «Образ учителя» в рассказе Уроки французского
  • Анализ рассказа «Уроки французского» Распутин

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Уроки французского» Распутина
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Рассказчик рассуждает о том, что взрослый человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает вину не только перед родителями, но и перед учителями.

Он приехал из деревни в райцентр в пятый класс послевоенные годы, в 1948 году. Тогда не в диковину семье было голодать. В 11 лет у мальчика началась самостоятельная жизнь, целых 50 км отделяли его от родного дома. Мать сняла для него комнату у знакомой.

Все предметы смышленому мальчишке давались легко, исключением был французский язык. Самым трудным для деревенского ангарского мальчика было произношение. Молодая учительница, классный руководитель, «вся умная и красивая» Лидия Михайловна тщетно пыталась исправить этот недостаток. Мальчик тосковал по дому – так, что однажды едва не уехал вместе с навестившей его матерью домой. Но потом опомнился и вернулся в школу. Хлеба и картошки, которыми он питался, не хватало: кажется, хозяйка комнаты понемногу брала из его запасов своим ребятишкам. Рыба здесь не водилась, и частенько приходилось обходиться кружкой кипятка, чтобы унять голод.

Тогда мальчик решился играть на деньги, в «чику». Там играли ребята постарше, верховодил всем семиклассник Вадик. Игра была тайной – ребят гоняли и взрослые, и милиция. Правила были просты: на кон ставили монетки по десять копеек решками вверх. Дальше круглой каменной шайбой выбивали монеты. Те, что перевернулись «на орла» – можно было забрать себе. Сноровка у главного героя была, а вот денег – нет. Впрочем, он приспособился играть на те 50 копеек, что мать присылала на молоко. Мальчик скоро наловчился играть, и всегда останавливался, когда удавалось раздобыть целый рубль. Тратил он эти деньги на молоко. Вскоре Вадик и его прихвостень второгодник Птаха стали притеснять счастливчика, а однажды и вовсе избили. А утром одноклассник Тишкин еще и выдал истинную причину его синяков: играли на деньги, а получил он за строптивость. Мальчик уже представлял поход к директору Василию Андреевичу. Однако учительница лишь попросила его задержаться после уроков. Все обошлось: она узнала, что он тратит выигрыш лишь на молоко и попросила больше так не делать.

Однако голод давал о себе знать, и мальчик отважился показаться на полянке, где заправлял Вадик. Теперь он был осторожнее, выигрывал не больше 30 копеек – только на хлеб. А когда не выдержал и взял целый рубль – вновь был избит. Лидия Михайловна, глядя на его ссадины, вдруг предложила подтянуть французский. Ходить нужно было к ней на квартиру. Там она ставила ему пластинки, чтобы улучшить произношение. Поужинать после урока он категорически отказывался. Спустя годы он решил, что было ей тогда лет двадцать пять, кроме того, чувствовалось, что она, наверно, уже побывала замужем.

Однажды мальчик получил посылку. В ней были макароны, а еще сахар и плитки гематогена. Продукты явно не деревенские, значит, посылка вовсе не от матери. Он разыскал Лидию Михайловну – и она выдала себя с головой. Мальчик вернул ей посылку. А уроки французского языка продолжались, и с уже заметным успехом. Однажды зимой учительница вдруг расспросила мальчика о правилах игры в «чику». Сама она знала другую похожую игру – в «пристенок». Монетки бросали о стену, и если удавалось достать чужую монетку пальцами своей руки – выигрыш был твой. За стенкой жил директор школы – и учительница просила не выдавать ее. Сперва она подыгрывала мальчику, а после вдруг взялась жульничать. Тут уж он с нее глаз не спускал. Вскоре вновь у него появились деньги на молоко.

Но однажды без стука в комнату вошел директор. Лидия Михайловна честно ответила, что играет с учеником на деньги. Через три дня она была вынуждена уехать из школы, вернулась к себе на Кубань. И уже зимой мальчик получил от нее посылку – старые знакомые макароны и три красных яблока. Он такие только на картинках видел.

Читательский дневник по рассказу «Уроки французского» Распутина

Сюжет

Мальчик из ангарской деревни после войны идет в школу в райцентре. Не дается ему только французский язык. Да еще одолевает голод. Он берется играть на пустыре в «чику», игру на деньги. Теперь он может покупать молоко. Однако ребята бьют его за излишнюю удачливость в игре. Об этом узнает Лидия Михайловна, учительница французского. Она берется поработать над его произношением и зовет на свою квартиру. А однажды на его имя присылает посылку, где были макароны и сахар. Мальчик возвращает ей эту посылку. Тогда она предлагает играть на монетки с ней, только не в «чику», а в «пристенок». Мальчик начинает побеждать – и в его рационе вновь появляется молоко. Директор школы, сосед учительницы, застал их за игрой. Ей приходится уволиться. Уроженка Кубани, она однажды вновь шлет ему посылку с макаронами, а еще – с красными яблоками. Мальчишка яблоки видел лишь на картинках, но «догадался, что это они».

Отзыв

Рассказ о трудном послевоенном времени, о детстве, опаленном войной. Уроки человеческой доброты, а не только французского. Умение сопереживать, видеть нужду другого человека – важное качество. Умение дающего человека помочь, не унижая. Встреча с неравнодушным человеком и меняет жизнь, и вдохновляет еще долгие годы.

  • Краткое содержание рассказа дикие лебеди
  • Краткое содержание рассказа детство толстой для читательского дневника
  • Краткое содержание рассказа детство толстой глава детство
  • Краткое содержание рассказа детство толстой 4 класс
  • Краткое содержание рассказа детство темы глава экзамены