Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 10727.
Обновлено 4 Июля, 2022
О произведении
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в первой половине XX века в неназванной российской деревне.
Главные герои
- Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шалун и проказник, не отличавшийся хорошим прилежанием.
Другие персонажи
- Саня – лучший друг Вити, верный товарищ, так же не отличавшийся поведением и прилежанием.
- Екатерина Петровна – бабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина.
- Евгений Николаевич – школьный учитель, добрый, внимательный, любящий детей.
Краткое содержание
Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»
: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался»
. Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.
Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом»
.
Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть»
. Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.
Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.
Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства»
, по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»
: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.
Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость»
– школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.
Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.
Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам»
, но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.
И что в итоге?
Витя — спустя много лет хранит пожелтевшую фотографию, на которой нет его и его друга Сани.
Заключение
Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.
После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Iliakudl Kudl
6/10
-
Елизавета Безликая
10/10
-
Диас Калмахан
10/10
-
Светослав Данилов
8/10
-
Алина Лапкова
8/10
-
Светлана Черешня
10/10
-
Ислам Мустафин
10/10
-
Заур Аллахвердиев
7/10
-
Ваня Фомичёв
10/10
-
Настя Холева
10/10
Рейтинг пересказа
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 10727.
А какую оценку поставите вы?
:
Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскулачивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.
В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.
Приезд фотографа в село
Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотографировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.
👦🏻Витя — рассказчик (в персонаже угадывается сам Астафьев); школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает.
Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».
👦🏼Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения.
Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.
Болезнь Вити и Санькина поддержка
Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.
👵🏻Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах.
Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.
Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячённым с маковыми головками. Под утро Витя наконец уснул и проспал до полудня.
Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотографироваться мальчик не смог: «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».
Молодая семья учителей
Через несколько дней к больному Вите зашёл Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.
👨🏻Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный.
Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.
Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.
👩🏻Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне.
Только Вити и Саньки там не было…
Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.
Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им как могли: кто за их новорождённым ребёнком присмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.
«Учителя были заводилами» в сельском клубе: учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».
Организация сельской школы
Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки, и получился большой класс.
Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии: на её фоне снялись школьники.
Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.
Память об учителях
Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо: змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.
Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…
Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.
Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».
На чтение 4 мин Просмотров 8.6к. Опубликовано 01.09.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Фотография, на которой меня нет» менее 1 минуты и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.
Главные герои и их характеристика:
- Витя Подтылицын — растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
- Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
- Молодые учителя деревенской школы — прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
- Дедушка – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
- Тётка Авдотья – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.
Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» подробно
Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.
Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.
Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.
К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.
Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.
Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.
Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.
В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.
Краткое содержание Астафьев Фотография, на которой меня нет для читательского дневника
Год: 1968 Жанр: рассказ
Главные герои: Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель
В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.
Главная мысль. Старые довоенные фотографии — это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.
Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьев
Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — это одна из глав книги «Последний поклон».
В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.
В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников. Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно. Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.
Все ребята с нетерпением ждали приезда фотографа и думали, кто где будет сидеть на фотографии. Договорились, что самые лучшие ученики сядут впереди, средние — во втором ряду, а троечники и двоечники — сзади. Однако не все были довольны таким решением, например, герой-рассказчик и его друг Санька, потому что они как раз были одними из худших учеников. Попытавшись добиться хорошего места кулаками и потерпев неудачу, мальчики убежали на увал и до ночи катались на санках с крутой горки и валялись в снегу.
Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.
Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага. Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно. Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.
Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:
мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.
И вот однажды к ним пришел учитель и принес фотографию. Витя очень обрадовался. Учителя и учительницу в деревне очень уважали все жители. Учитель попил чай с бабушкой и пожелал мальчику поскорее поправляться. Рассказчик с благоговением вспоминает этот приход учителя в их дом. Учитель знал очень много, был вежлив со всеми жителями, всегда здоровался. Учитель смог так поговорить с пьяницей дядей Левонтием, что тот стал меньше пить. А однажды весной учитель пошел в лес с учениками и рассказывал им все, что знал. Вдруг они увидели змею, она страшно шипела. Учитель схватил палку и забил змею до смерти. Он хотел защитить детей. Все жители деревни старались отблагодарить учителя и приносили ему то лукошко ягод, то еще какие-нибудь гостинцы, а зимой завозили дрова на двор.
Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.
Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.
Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.
Оцените произведение:
- 4.23
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 960
Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Астафьев. Краткие содержания произведений
- Ангел хранитель
- Бабушка с малиной
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Земляника
- Злодейка
- Капалуха
- Капля
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Легенда о стеклянной кринке
- Людочка
- Макаронина
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Осенние грусти и радости
- Пастух и пастушка
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Пролётный гусь
- Родные березы
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Картинка или рисунок Фотография, на которой меня нет
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Астафьев Гуси в полынье
В этом произведении говорится о семье гусей, прибывших к нам из дальних стран и об их судьбе. Остановиться они решили на Енисее, в небольшой полынье. По роковому стечению обстоятельств, гусиха с детьми угодила в западню
- Краткое содержание Набоков Рождество
Слепцов возвращается домой. С этим человеком явно что-то не так. Он очень рассеян и постоянно про себя о чем-то думает. Его облик, его весь образ говорит о глубоких душевных переживаниях.
- Краткое содержание Соловьи Коваля
Повесть «Соловьи» рассказывает читателю о красоте природы и о любви к ней. Главный герой рано утром идет на рыбалку сквозь заросли кустов, окутанных дымкой. На протяжении всей дороги соловьи приветствуют рыбака своим
- Краткое содержание Андреев Роза мира
Роза Мира — самый известный труд Даниила Андреева. Книга, которая передает суть существования человека, описывает судьбы России и мира в целом. Является фантастической сокровищницей в русской литературе и философии
- Краткое содержание Нортенгерское аббатство Джейн Остин
У деревенского священника Морланда была большая и дружная семья. Одна из дочерей, семнадцатилетняя Кэтрин, любила читать старинные романы. Однажды близкие друзья родителей супруги Аллен пригласили
- Краткое содержание Честертон Тайна отца Брауна
Отец Браун католический священник. На первый взгляд он совсем обычный человек. Его внешность даже немного смешная. Отец Браун довольно толстенький мужчина низкого роста.
- Краткие содержания
- Астафьев
- Фотография, на которой меня нет
Краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьева
Посреди глухой зимы в сибирской деревне прошла волнующая новость: из города приезжает фотограф, чтобы сделать снимок местных школьников. Вите и его другу Саньке придётся сесть сзади, ведь они всегда учились плохо. От досады ребята пошли кататься на санках с крутого обрыва и вернулись домой промокшие и в снегу.
Ночью у Вити заболели ноги. Бабушка принялась лечить его от «рематизни»: натирала ноги спиртом, укутывала шалью его покойной мамы, носила в баню. Но всё это не помогло, и на утро, когда пришёл Санька, мальчик не смог встать с печи. Бабушка ругала Саньку за то, что он уговорил её внука кататься, и мальчик принял серьёзное решение: раз его друг не может фотографироваться, то и он не пойдёт. Таким образом Вити и Саньки не оказалось на снимке.
Во время болезни Витя внимательно изучал окна в избах деревни. Каждое из них было уникальным, по окну можно было судить о хозяйке и самой избе. Например, его бабушка вставляла между рам розетки рябины, вату, бруснику, всё было просто, но красиво. У тётки Авдотьи навалено калины, мху, разноцветных цветов, а главным украшением служит безногая кукла. У Левонтия, «лиходея из лиходеев», изучать нечего: между рам ничего не лежит, не все стёкла целы.
Вскоре в гости зашёл учитель. Он принёс фотографию, на которой не было Вити. Мальчик стал рассматривать знакомые лица, здесь были все, кроме него и Саньки. Учитель с учительницей, муж с женой, слегка улыбались. Они были уважаемыми людьми в деревне, и все старались им помочь: кто крынку молока под дверью оставит, кто дрова отгрузит и уйдёт. Благодаря учителям в деревне появились учебники, краски, женщины обзавелись иголками и нитками. Деревенские мужики сделали столы и скамейки. Организовали школу. Дом, в котором она помещалась, до раскулачивания принадлежал прадеду Вити. К весне, когда все обменянные на утильсырье тетрадки и карандаши закончились, учитель стал водить учеников в лес. Он много знал, но часто и ребята учили его. Однажды на горе им попалась змея, и учитель встал на защиту детей, убив её палкой. Только позже ребята догадались, что он никогда раньше не видел змей.
Много лет автор хранит старую фотографию, ведь на ней изображены дорогие ему люди и его «родовое гнездо». В произведении очень много примет времени, диалектных и разговорных слов.
Рассказ учит настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель. Важно помнить тех, кто был с тобой в детстве. Эти люди могут быть важной частью вашей жизни. И вместе по жизни идти легче.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Астафьев. Все произведения
- Ангел-хранитель
- Бабушка с малиной
- Бабушкин праздник
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гори, гори ясно
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Зорькина песня
- Капалуха
- Капля
- Карасиная погибель
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Людочка
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Не хватает сердца
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Песнопевица
- Пеструха
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Родные берёзы
- Сон о белых горах
- Стародуб
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Фотография, на которой меня нет. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Человеческая комедия Бальзака
«Человеческая комедия» – это собрание сочинений (98), в которых описана история народа Франции. Бальзак описывал жизнь общества в XIX веке
- Краткое содержание Бегущая по волнам Грина
Дома у Стреса проходила игра в карты. Одним из игроков являлся мужчина по имени Томас Гарвей, который остался в Лиссе по причине серьезного заболевания. За игрой Гарвею четко послышался голос женщины
- Краткое содержание Чехов Беглец
Мать ведет своего сына Пашу к доктору. Дорога в больницу была долгой и запоминающейся для мальчишки. Пашка с матерью долго ждали своей очереди. Наконец назвали их фамилию, это было для них обоих неожиданно. Впервые в том странном месте мальчик узнал
- Краткое содержание Бианки Паучок пилот
Рассказ о том, как паучок от своей грозной матери паучихи убегал. Мать, когда детишки очень маленькие, таскает их всех в мешочке на спине. А когда вырастают дети, она их ловит и съедает
- Краткое содержание Ерофеев Москва — Петушки
В подмосковный районный центр Петушки к красивой девушке едет её молодой человек Веничка Ерофеев. Каждую пятницу он ездит к ней, где проводит выходные с ней и младенцем. Каждую пятницу он покупает конфеты «Васильки» и садится на электричку.
«Фотография на которой меня нет» — кратчайшее содержание — 1 вариант
«Фотография, на которой меня нет» — рассказ Виктора Астафьева, который повествует о нем самом, это автобиографичное произведение на основе реальных событий, написанное в 1968 г. о давно минувшем из детства.
В село, где живет мальчик Витя, приезжает фотограф, чтобы сделать памятную фотографию для учеников. Его размещают жить в доме Ильи Ивановича Чехова — уважаемого человека в селе.
Витя и его друг Саша хотят быть на фотографии впереди всех, но туда поместят, в первую очередь, хороших учеников, так думают Витя и Саша. Мальчики ссорятся с другими школьниками и уходят кататься на горку. Вечером за внуком приходит бабушка, ругает детей, для порядка стегает прутиком. Ночью главному герою становится нехорошо, у него болят ноги. У ребенка наследственная болезнь суставов, поэтому не может заснуть, плачет. Бабушка ругает внука, что тот опрометчиво «застудился». Она просит деда затопить баню, отпаривает Витю, в ход идет березовый веник, а после бани растирает нашатырным спиртом. Все эти средства вкупе дают небольшой эффект, мальчик устал и заснул. На другой день приходит Санька, но Витя не может идти в класс, чтобы сделать памятный снимок. Он просит друга остаться. Ребятам очень обидно. Витя болел всю неделю. Он сидел у окна и изучал оформление, — мох между оконными рамами и веточки калины «от угара».
Однажды Сашу навестил учитель. Он принес снимок, на котором изображены все дети из класса, только Вити и Саши там нет. Всех детей на снимке Витя рассмотрел, там же написано название овсянской школы. Только лица Вити там нет.
Паренек очень рад, что учитель пришел к нему в гости, запросто пьет чай, разговаривает. Он не тронул ничего из тех угощений, которые спешила поставить к столу бабушка. Учитель уходит, Витя долго смотрит ему во след в окно. Учитель у него особенный. Побольше бы таких учителей! Он добрый, улыбка у него скромная и тихая, но это особенный человек. Он помог детям, чтобы у всех были тетради, карандаши и книги. Он заботится, чтобы в классе были столы. Учитель ездит в центр, чтобы договориться насчет школы. Однажды на Лысой горе, будучи на экскурсии, он спас детей, оттолкнув от змеи, потом уничтожил последнюю, опасность миновала. Дети преподавателя очень любят.
Прошли годы, а фотография до сих пор сохранилась. На ней дорогие для сердца люди, среди них добрый учитель. Витя не помнит его фамилии, но не забыть имени этого человека, Евгения Николаевича, как не забыть добрых поступков.
Краткое содержание «Фотографии на которой меня нет» — 2 вариант
«Фотография, на которой меня нет» — рассказ из повести В.П. Астафьева «Последний поклон». В этом произведении описана жизнь сибирского села далеких тридцатых годов.
Астафьев вспоминает и описывает яркое событие из собственной жизни – приезд фотографа в сельскую школу. Краткий пересказ произведения «Фотография, на которой меня нет» — это основные события, формирующие сюжет рассказа, в сокращении. Он поможет читателю быстро подготовиться к уроку и вспомнить то, что он уже читал.
Приезд фотографа взбудоражил все село: где представить ему ночлег? Не нашли ничего лучшего, как поселить фотографа у Ильи Ивановича Чехова, делового, грамотного и уважаемого во всем селе человека. Там гостя смогут и разговором занять, и водкой угостить, если потребуется, и книгу дать.
Сами школьники и учителя начали размышлять о том, какие будут распорядки, как их будут фотографировать. Все сошлись на мнении, что самых прилежных учеников посадят на первый ряд, самых «плохих» — на последний. Рассказчик и его друг Санька сразу поняли, что решение это не в их пользу. Тогда они кинулись во все тяжкие: полезли в драку, пошли кататься на санках с обрыва, «с какого ни один разумный человек никогда не катался». Была зима, и главный герой сильно застудил ноги. Дело в том, что ему от матери передалось заболевание, ревматизм, и стоило ему хоть немного промочить ноги, как некий дискомфорт сразу превращался в невыносимую боль.
Сначала герой терпел, но потом не смог больше и «завыл». Бабушка проснулась, выругалась на мальчонку и стала натирать его ноги спиртом, а далее укутала их в шаль, накрыв потом теплым полушубком. Но и это не помогло, не помогли и остальные лекарства из бабушкиных склянок. Тогда решили топить баню. Бабушки и веником внука лечила, и водки с брусникой потом дала – дай бог, чтобы вылечился. Все эти процедуры так утомили героя, что он беспробудно проспал до полудня.
Пока мальчик пребывал в небытие, прибежал Санька и сказал бабушке:
«Бабушка Катерина, машину, аппарат наставили. Меня учитель послал. Бабушка Катерина!..».
Но не смог герой подняться, хотя очень хотел фотографироваться: при первой же попытке ноги его подкосились, и рухнул он на пол. Санька, видя своего друга, принял волевое решение: «Раз так, я тоже не пойду!» — заявил герой. Бабушка Катерина подбодрила мальчиков, сказав им, что отвезет их к лучшему в городе фотографу – Волкову. Но не обрадовались мальчики: аппарат у Волкова был прикручен, и не смог бы он сфотографировать школу. Тогда рассказчик залез обратно на печку и заплакал.
Мальчик не ходил в школу неделю и от скуки стал изучать подготовленные к зиме окна:
«Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад», — объясняла бабушка замысловатое устройство.
Герой также любил смотреть на цветы, на то, как они оживают, расцветают. Всегда он хотел застать момент цветения, но никогда у него это не выходило. Ночью или на самом рассвете случалось это таинство. Бабушка стала доставать из подполья цветы, которые тянули свои листочки к свету – первый признак приходящей весны.
Однажды кто-то постучал в дверь, и бабушка Катерина, всполошившись, так как в деревне не было принято стучать в дверь, побежала открывать гостю. Эти вежливым гостем оказался школьный учитель. Войдя в дом, он справился о здоровье мальчика. Герой боязливо сидел на печке, но бабушка попросила его слезть. После того как мальчик спустился, учитель с немного печальными, и оттого добрыми глазами, сказал, что принес фотографию, на которой были все: и Васька Юшков, и Витька Касьянов, и Нинка Шахматовская, — только героя и Саньки не было, и так стало обидно от этого мальчику.
Хотя на фотографии и не было автора, она все равно стала ему дорога в качестве воспоминания об этом происшествии, о детстве и о родных людях.
В рассказе так же говорится о том, какое уважение оказывали учителям. И дрова ему подкидывали, и штаны бесплатно штопали, и детей лечили в знак благодарности. И неспроста такое уважение: учителя начинали свою деятельность с одним имеющимся в селе букварем и красным карандашом, самоотверженно вносили культуру в жизнь сельчан. Учитель – это человек, способный улучшить жизнь каждого, наставив его на верный путь.
Также описывается сельская жизнь: например, говорится о домах, которые были разделены на две части: делалось это, чтобы поселить в одном доме две семьи. Иногда теснота приводила к раздорам, и семьи выселяли. Но чаще всего все уживались и жили рука об руку, ведя одно хозяйство.
Пересказ «Фотографии на которой меня нет», кратчайшее содержание — 3 вариант
Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет “не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы”. Возник вопрос – где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. “Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя”.
Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.
Весь оставшийся день школьники
решали, “кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки”. По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы “не удивляли мир прилежанием и поведением”. Даже подраться не получилось – ребята просто прогнали нас.
Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.
Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла “рематизня” и утверждала, что я унаследовал ее от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришел Санька, но пойти фотографироваться я не смог, “подломились худые ноги, будто не мои они были”.
Тогда Санька заявил, что тоже не пойдет, а сфотографироваться успеет и потом – жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.
В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашел учитель и принес готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно.
Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, “лиходея из лиходеев”, наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитем посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезет.
На деревенских свадьбах учителя были самыми почетными гостями.
Работать они начинали в “доме с угарными печами”. В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил еще мой прадед.
Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а еще через некоторое время прадеда раскулачили.
Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. “Незаметно” бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы.
В этих временных пристанищах семьи не обживались – сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали “новожители” – сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.
Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. “Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнес его голову” ржавым колуном.
Кирилу выдали властям, а прадеда с семьей выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.
В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили “новожители”. То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки.
Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали “про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо”.
Уже много лет прошло, а я все еще помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное – слово “учитель”. Фотография та тоже сохранилась.
Я смотрю на нее с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда”.
Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а еще через некоторое время прадеда раскулачили.
Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. “Незаметно” бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы.
В этих временных пристанищах семьи не обживались – сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали “новожители” – сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.
Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. “Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнес его голову” ржавым колуном.
Кирилу выдали властям, а прадеда с семьей выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.
В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили “новожители”. То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки.
Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали “про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо”.
Уже много лет прошло, а я все еще помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное – слово “учитель”. Фотография та тоже сохранилась.
Я смотрю на нее с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда”.
Содержание
- Основные герои рассказа
- Пересказ в кратких тезисах
- Краткое содержание
- Основная идея произведения
В школьном курсе литературы изучают полный текст рассказа «Фотография, на которой меня нет» или его краткий пересказ. Он помогает детям понять важность воспоминаний, переоценить значимость прошлого. Полный текст заставляет задуматься о других вещах и черпнуть более глубокие мысли.
Основные герои рассказа
Астафьев написал рассказ «Фотография, на которой меня нет», с кратким пересказом которого следует ознакомиться. Для автора это не обычная литературная работа. Она основана на реальных событиях. Автобиографический текст увидел мир в 1968. Действия происходили 1932-36 годах. Писатель и драматург точно передал атмосферу происходящего, так как являлся участником событий.
Сюжет краткого пересказа крутится вокруг нескольких главных героев:
- Екатерина Петровна – бабушка Вити. Простая женщина, крестьянка. Любящая и заботливая для своего внука.
- Витя – главное действующее лицо. В рассказе говорится об уже взрослом человеке. Судьба у него трагическая. Воспитанием занималась бабушка, родителей не было.
- Евгений Николаевич – учитель школы, в которой учился Виктор. Творческий, умный и дружелюбный человек.
- Саша – лучший друг Вити. История их дружбы легла в основу произведения и стала примером для многих детей.
В рассказе задействованы также другие местные жители, учителя, ученики школы. Среди них уважаемые люди, пьяницы, простые крестьяне. Несмотря на сложное время, главные герои проявляли дружелюбие, уважение. И даже главные хулиганы проявили себя с положительной стороны.
Интересно! Рассказ является одной из глав творения автора «Последний поклон».
Пересказ в кратких тезисах
Вместе с преподавателем рекомендуется обратить внимание на тезисы. Основные положения рассказа помогут ученикам выделить главные мысли во всем тексте:
- Приезд фотографа в довоенную деревню привел в восторг всех жителей, он должен был делать снимок школьного класса.
- Все мечтают оказаться в первых рядах на фотографии, но у Вити и Саши не получилось выбить первые места.
- Затаив обиду, Витя с другом долго играл на улице и заболел.
- Бабушка любила внука и всеми силами пыталась поставить его на ноги, но из-за болезни мальчик не смог пойти на фотосессию.
- Санька проявил уважение и разделил проблему со своим лучшим другом, также отказавшись от фотографии.
- Школьный учитель оценил поступок ребят и пришел на чаепитие в дом Вити.
- Школьные друзья навсегда остались на фотографии. Сохранились дорогие воспоминания о тех, кто не вернулся с войны.
Краткое содержание
Пересказ поможет сделать вывод из истории. Однако в полном тексте автор использует новые слова, интересные сравнения. Прочтение принесет пользу и поспособствует развитию мышления. Рекомендуется использовать упрощенное описание рассказа как дополнительную возможность изучения текста.
Витя – сирота, которого воспитывает любящие бабушка и дедушка. В глухой сибирской деревне жизнь людей была сложной, однако они оставались открытыми, мудрыми, добрыми. Повседневную жизнь селян изменило редкое событие – приезжал фотограф, который должен был сделать фотографию учеников местной школы. Его было решено поместить в доме у одного из местных жителей.
Дети начали спорить, кто как будет стоять на фотографии, ведь это было важным событием для тех времен. Было решено, что отличники заслужили первые ряды, а двоечники – последние. Лучшие друзья Санька и Витя были не согласны с решением. Они учились плохо, однако тоже хотели стоять впереди. Мальчикам не удалось убедить в своей правоте других, и они отправились кататься на горку в морозный день.
После зимних развлечений Витя слег. Ему в наследство остался ревматизм, теперь его ноги болели. Проказник долго терпел, ведь завтра должен был прийти фотограф, но ночью боль стала нестерпимой. Бабушка долго ругала Витю, но любила его всем сердцем. Началось длинное лечение. Он грел ноги в бане, но боль все не проходила. Саша пришел за другом, однако Витя не мог идти. Мальчик проявил сочувствие и тоже остался дома, не желая появляться на фотографии.
Лечение было скучным, и Витя целыми днями смотрел в окно. Наблюдение прервал классный руководитель, который пожаловал с фотографией. Бабушка угостила чаем уважаемого человека, о котором по всей деревне ходили только хорошие разговоры.
Будучи взрослым, Витя хранил фотографию, которая со временем обрела желтый оттенок. Несмотря на то, что его с другом на ней нет, фотография много значила для обоих: он вспоминал ребят, которые были на снимке.
Основная идея произведения
Прочитав краткий или полный текст, школьники могут найти в нем то, чему стоит поучиться.
История произошла в 30 годы 20 века. В довоенной деревне жизнь крестьян была тяжелой. Только упорный труд мог хоть как-то улучшить качество жизни. Судьба людей была трагической. Мужчины не возвращались в семьи, их дети росли без отцов. Однако люди не забывали про человечность. Они оставались простыми и открытыми для общения. В них была мудрость, обретенная в нелегких жизненных обстоятельствах. Учителя всегда готовы были помочь, а дети знали, что такое дружба.
Стоит сделать акцент на дружеских отношениях. Санька проявил настоящую солидарность, поддержав друга, который не мог присутствовать на фотосъемке класса. Важно отметить, что фотография в те времена – невиданная редкость и роскошь.
Еще одна идея произведения заключается в уважении к прошлому. Нужно помнить, откуда пошли наши корни, кто всегда был готов поддержать нас. Важно хранить в памяти и на снимках значимые моменты и на протяжении жизни интересоваться теми, кто был ее частью хоть на миг.
Рассказ Виктора Петровича Астафьева обращает внимание на важные человеческие качества, которые следует проявлять даже в самых сложных жизненных ситуациях. Автор делает акцент на важности памяти о нашем прошлом. Нельзя забывать о том, что оказало влияние на настоящее и прошлое.