Краткое содержание рассказа гуттаперчевый мальчик

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.

Пересказал В. П. Мещеряков.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Краткий пересказ
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея повести

В 1883 году Дмитрий Васильевич Григорович написал повесть о мальчике-сироте, оказавшемся в цирке. Краткое содержание книги «Гуттаперчевый мальчик» поможет составить план для сочинения и ознакомиться с характерами героев. На его чтение уйдет около шести минут.

Основные персонажи

  • Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» — тягучая смола).
  • Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
  • Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
  • Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.

В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:

  • Анна – мать Пети;
  • Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
  • граф и графиня Листомировы;
  • Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
  • Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
  • сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.

Краткий пересказ

У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.

В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.

После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.

Краткое содержание по главам

Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.

Глава I
События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).

Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.

Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.

Глава II
Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.

Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.

Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.

Глава III
Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.

В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».

Краткое содержание Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин

Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.

Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:

«…белье на теле мальчика носилось иногда без перемены по две недели, шея его и уши были не вымыты, а сапожишки просили каши…»

Глава IV
Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.

«Пестрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы…»

Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.

Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.

Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.

Глава V
В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.

В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.

Глава VI
Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.

Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.

Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.

Краткое содержание Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов

Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.

После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».

Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.

Глава VII
В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.

Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.

В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.

Основная идея повести

Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.

Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»

Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1094.

Обновлено 12 Октября, 2022

О произведении

Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная и никого не оставляет равнодушным.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повести происходят в XIX веке в Петербурге.

Главные герои

  • Петя – восьмилетний мальчик, сирота, воспитанник циркового акробата.
  • Беккер – самовлюбленный силач, акробат, жестокий и бесчувственный человек.
  • Эдвардс – талантливый клоун, добрый, сострадательный мужчина, сильно привязанный к Пете.
  • Верочка – старшая дочь графа Листомирова, восьмилетняя девочка, добрая, чуткая, очень ранимая.

Другие персонажи

  • Анна – мать Пети, кухарка, непутевая женщина.
  • Варвара – прачка, соотечественница Анны, добрая, отзывчивая женщина.
  • Зина и Павел – младшие дети графа Листомирова.
  • Тетя Соня – сестра графини Листомировой, любящая тетя.

Краткое содержание

Глава I

Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления и готовы покинуть помещение цирка.

Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.

Не внушает доверия режиссеру и клоун Эдвардс, который является «душою цирка, главным его украшением, главной приманкой». Но в период тоски он мог в любой момент сорваться и уйти в тяжкий запой. Режиссер просит его продержаться хотя бы пару дней, до конца масленицы, когда цирк закроется на время поста.

Глава II

Настоящее имя «гуттаперчевого мальчика» – Петя. История его жизни коротка, ведь ему «минул всего восьмой год». Мать его была «взбалмошная, хотя и добрая чухонка» по имени Анна, служившая кухаркой.

Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной каморке и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.

Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь: никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.

Положение еще больше ухудшилась, когда Анна вышла замуж за сильно пьющего мужичонку. Он сразу люто возненавидел Петю и «грозил утопить его в проруби». Отчим пропивал все деньги, и зачастую в доме не было даже хлеба. Изможденная постоянным голодом, Анна умерла, оставив Петю на попечение своей соотечественницы, прачки Варвары.

Глава III

Варвара жила по соседству с цирковыми артистами. Иногда она брала к себе Петю, и вскоре все узнали печальную историю его жизни. В разговорах Варвара частенько упоминала о том, как было бы неплохо, если бы «кто-нибудь из господ сжалился и взял сироту в обученье». Никто не изъявлял такого желания, и лишь акробат Беккер о чем-то задумался.

Однажды Варвара привела испуганного Петю к Беккеру на осмотр: «акробат обещал взять его на воспитанье в случае, когда он окажется пригодным». Заметив природную гибкость мальчика, тот согласился взять его себе в качестве ученика.

Петя никак не мог привыкнуть к своему хозяину, которого очень боялся, но «особенно тяжело стало ему, когда началось ученье». Главная трудность для Пети заключалась в том, что в процессе выполнения сложных акробатических трюков его «лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение».

Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.

Глава IV

В детских комнатах графа Листомирова все создано для веселых забав, учебы и общего комфорта его отпрысков. За прилежное поведение тетя Соня, родная сестра матери, пообещала отвести их в цирк. Дети находятся в радостном возбуждении, поскольку давно мечтают об этом. «Старшей девочке, Верочке, было уже восемь лет; за нею шла шестилетняя Зина», а после – пятилетний бутуз Павел, которого родные называли не иначе как Паф.

С тех пор, «как обещано было представленье в цирке», Верочка зорко следила за поведением сестры и брата, чтобы ненароком не разгневать взрослых и не остаться без цирка. Благодаря миловидной внешности и кроткому нраву она была любимицей всей семьи.

Глава V

Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.

Разыгравшаяся метель ставит под угрозу поход в цирк, и Верочка нервничает целый день. Ее лицо проясняется лишь при известии о том, «что граф и графиня велели одевать детей и везти их в цирк».

Глава VI

Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.

Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.

Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.

Глава VII

Во внутреннем коридоре цирка лежит «ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью». Лишь изредка из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего мальчика. Не сдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.

На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось: его «уже не было на свете»

И что в итоге?

Петя — исполняя трюки на цирковой арене, падает с большой высоты, ломает рёбра и вскоре умирает.

Эдвардс — единственный навещает раненого Петю, после смерти мальчика уходит в запой.

Верочка — тяжело переживает после трагического происшествия в цирке.

Анна — умирает, измождённая постоянным голодом.

Заключение

Заключение

Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.

После прочтения краткого пересказа «Гуттаперчевого мальчика» рекомендуем прочесть повесть Григоровича в полном варианте.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Yaroslov Solovev

    9/10

  • Наталья Фокина

    10/10

  • Виктория Биченова

    6/10

  • Наталья Ярошенко

    10/10

  • Светлана Тишук

    10/10

  • Ксения Ветчинникова

    10/10

  • Сергей Будур

    10/10

  • Олеся Евстифеева

    9/10

  • Лилия Кудрявцева

    9/10

  • Марина Балакшина

    9/10

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1094.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 14 мин Просмотров 2.9к. Опубликовано 28.04.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «Гуттаперчевый мальчик» за 3 минуты и подробно по главам за 10 минут. 

Очень краткий пересказ повести «Гуттаперчевый мальчик»

На Масленичной неделе в цирке было особенно много посетителей. После утреннего представления артисты расходились по своим уборным. Среди всех выделялся Эдвардс — клоун в костюме с бабочками. Эдвардс один стоил целого коллектива и мог заменить собой любого артиста труппы.

Поэтому его так ценило руководство и так беспокоилось о его состоянии, ведь при всех достоинствах, Эдвардс имел существенный недостаток. Временами на него нападала непреодолимая тоска, которая заставляла его тянуться к бутылке и пропивать всё от сбережений до клоунского парика.

В афише цирка значился гуттаперчевый мальчик, новая «приманка» для зрителя. Восьмилетний Петя был воспитанником самовлюблённого акробата Карла Беккера. До пяти лет мальчик жил с матерью, а после её смерти оказался никому не нужным.

Соотечественница его матери Варвара пожалела сироту и отдала в обучение знакомому акробату. Гимнаст Беккер вздумал сделать из обычного мальчика цирковую звезду, но обращался с ним так, будто дрессировал зверушку. Ребёнок подвергался изнурительным тренировкам и унизительным наказаниям за свои промахи.

Жизнь в страхе и боли была настоящим адом для беззащитного дитя. Клоун Эдвардс жалел Петю, осуждал Карла и мог бы стать лучшим учителем для гуттаперчевого мальчика.

В семействе графов Листомировых в праздничные дни было решено впервые познакомить детей с цирковым искусством. Прелестная Верочка, Зина (Зизи) и Павел по прозвищу Паф, обычно избалованные всякими благами, всю неделю вели себя идеально.

Дети сгорали от любопытства, увидев афишу с гуттаперчевым мальчиком. И вместе со своей тётей Соней, несмотря на метель, отправились на вечернее представление. Верочка с нетерпением ждала выступления мальчика с афиши. Карл Беккер и его гуттаперчевый воспитанник явились публике во втором отделении.

Петя исполнял упражнения под куполом цирка на золочёном шесте, который удерживал Беккер. Напряжение и волнение публики росло, но мальчик улыбался и посылал воздушные поцелуи зрителям. А потом сорвался вниз. Изумлённые зрители торопились покинуть цирк.

Верочка Листомирова была поражена увиденным и рыдала. Не смогла успокоиться она и дома, в эту ночь девочка заснула в слезах.

Петя с переломанным телом тихо умирал на тюфяке в коридоре цирка. Клоун Эдвардс изредка подходил к нему, после чего возвращался к графину водки. А к утру гуттаперчевого мальчика уже не было на афише, он умер.

Главные герои и их характеристика:

  •  Беккер  — гимнаст цирка, мускулистый и сильный мужчина лет сорока, тяжеловесный и неповоротливый. Карл Богданович Беккер считал себя красавцем и любимцем женщин. Грубый, жестокий и бесчувственный тиран, которого побаивалась вся труппа.
  •  Эдвардс  — душа и визитная карточка цирка, вокруг которого строилась вся его жизнь. Прекрасный клоун, эквилибрист, дрессировщик и наездник, любимец публики. Добрый и милосердный, но одинокий мужчина небольшого роста, имеющий страсть к алкоголю.
  •  Верочка  — старшая дочь и любимица графов Листомировых, худенькая и нежная девочка восьми лет с большими серо-голубыми глазами и густыми волосами пепельного оттенка. Приветливый, чуткий и послушный ребёнок. Верочка с четырёх лет сочиняла сказки и басни.
  •  Петя  — ребёнок с природной гибкостью, гуттаперчевый мальчик, восьмилетний воспитанник Карла Богдановича Беккера. Несчастный сын кухарки Анны, осиротевший в возрасте пяти лет. Худой белокурый мальчик, вынужденный без отдыха и в страхе выполнять изматывающие упражнения по приказу своего хозяина, которому был нужен лишь для постановки циркового номера.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Анна  — мать Пети, чрезмерно худая молодая женщина с растрёпанными светлыми волосами. Взбалмошная кухарка, служившая в разных домах и падкая на романтические связи. Оставленная вторым мужем, Анна скончалась от голода, впав в беспамятство.
  •  Павел  — младший и единственный сын графа Листомировых по прозвищу Паф, брат Верочки и Зины. Пухлый, низенький мальчик пяти лет с тяжёлым и апатичным характером, отличительной чертой Павла были тёмные киргизские глаза на круглом лице.
  •  Тётя Соня  — высокая сильная девушка тридцати пяти лет, темноволосая, с восточными глазами. Сестра графини Листомировой, посвятившая свою жизнь её детям. Добрая и мягкая, совершенно не умела сердиться.
  •  Зина  — сестра Верочки и Павла, графская дочь. Шестилетняя девочка, которую в семье было принято называть Зизи. Девочка была болезненной, измученной лекарствами и очень капризной.
  •  Варвара  — соотечественница и знакомая Анны, служила прачкой. Сердобольная женщина, пыталась помочь осиротевшему Пете.
  •  Граф Листомиров  — молчаливый мужчина высокого роста с особенно худыми ногами, которые он старался скрыть. Наружность графа дополняло бледное лицо с большими дугообразными бровями и носом, чуть сдвинутым в сторону. Педантичный и излишне сдержанный человек, меланхолик.
  •  Режиссёр  — распорядитель цирка, жадный и мелочный человек. Ради максимальной выгоды и полной кассы готов, не задумываясь, жертвовать здоровьем и жизнями артистов.
  •  Фрау Браун  — немолодая хромая женщина, облачённая в старую одежду. Бывшая артистка цирка, которую теперь сменяла её дочь Мальхен.
  •  Мальхен  — худенькая девушка пятнадцати лет с выразительными глазами, цирковая наездница, дочь фрау Браун. Как и её мать, бедно одета.
  •  Графиня  — супруга графа Листомирова, сестра тёти Сони. В прошлом красивая женщина, изнурённая частыми родами, переживающая потерю «четвёртых детей».

Краткое содержание повести «Гуттаперчевый мальчик» подробно по главам

I

Прекрасная погода в пятый день масленицы сменилась неожиданной метелью. На площади перед цирком царила суета. Люди выходили с утреннего представления, сетуя на снег и ветер. Особенно недовольны были руководители цирка, ведь из-за плохих погодных условий вечернее представление могло принести намного меньший доход.

Проводив взглядом толпу петербуржских зрителей, режиссёр прошёл к конюшням. В зале уже было темно, только на средней ложе играл пробившийся из-за драпировки луч света. За малиновым бархатом занавеса сложены были все декорации для представлений.

Там же находились сейчас артисты, среди которых выделялся Эдвардс — невысокий, безразличный к коллегам человек, одетый в трико с бабочками на груди и спине. К нему и направлялся режиссёр, попутно отчитав фрау Браун за неудовлетворительную работу её дочери на представлении.

Пятнадцатилетняя Мальхен три раза упала с лошади, и режиссёр заметил, что девочка должна больше тренироваться, чтобы оправдать жалованье. Затем он осмотрел Эдвардса, весь вид его указывал на начало периода тоски, в который вступал клоун.

В такие периоды Эдвардс начинал беспробудно пить и пропадал из труппы. Для цирка это было огромной потерей, так как клоун был любимцем публики и главным украшением цирка. Артиста знали и любили зрители во всём мире, он мог заменить любого коллегу в представлении, поэтому имел среди них много завистников.

В начале болезни Эдвардс начинал сторониться товарищей и проявлял привязанность к какому-нибудь ребёнку или животному. А затем болезнь поглощала его.

Сегодня, заметив отчуждение клоуна, режиссёр попросил его вытерпеть до Масленицы. Эдвардс пообещал справиться и сообщил руководителю о проблемах со здоровьем гуттаперчевого мальчика, с которым общался в последнее время. Номер мальчика был на афише цирка, поэтому режиссёр отказался исключать его из представления до конца недели, а здоровье клоуна волновало его куда больше.

Закончив разговор, Эдвардс прошёл по коридору и вошёл в уборную гимнаста Карла Беккера. Хозяин комнаты снял костюм и охлаждался пивом. Рядом на стуле неподвижно, словно наказанный, сидел худой белокурый мальчик без одежды, ученик Беккера.

Клоун попросил разрешения коллеги ненадолго сводить мальчика на прогулку, посмотреть на праздничные балаганы. Гимнаст резко ответил отказом, так как ребёнок плохо работал, и прогнав Эдвардса, приказал несчастному мальчику готовиться к тренировке.

II

История гуттаперчевого мальчика Пети была коротка и несчастна. Мать его умерла, когда мальчику шёл пятый год, но он хорошо её помнил. Анна была «крайне взбалмошной» молодой женщиной, она служила кухаркой, но ни в одном доме не задерживалась надолго из-за своего легкомыслия.

Первый раз Анна спонтанно вышла замуж за временно — отпускного русского солдата, который служил швейцаром в соседнем доме. Счастливая жизнь быстро сменилась ссорами и бранью. В этом браке и родился Петя, он был очень слабым и мог погибнуть сразу, если бы не помощь прачки Варвары.

Через месяц после рождения сына швейцар отбыл на службу по требованию, а спустя год его жене сообщили, что тот убит. Анна с ребёнком голодала и не могла найти работу. Варвара и здесь помогла Анне устроиться в прачки к хозяевам фабрики.

Это время стало лучшим в жизни маленького Пети, здесь он никому не мешал и всегда мог быть рядом с матерью. Но спустя два года Анна снова объявила о грядущем замужестве. Хромой портной изо дня в день приходил домой с приятелями и устраивал попойку.

Жизнь бедного мальчика превратилась в каторгу, отчим пропивал все деньги, не любил его и грозился утопить. Уходя на работу, Анна оставляла сына старушке-соседке, Петя привязался к ней и называл «бабушкой».

Муж Анны пропал, а она совсем зачахла и вскоре отдала богу душу в больнице. Мальчик помнил похороны матери морозным январским днём. Он оказался никому не нужным, лишь прачка Варвара в очередной раз взялась помочь сироте.

III

В доме, где проживала Варвара, размещались хорошо ей знакомые артисты местного цирка. Женщина не раз говорила с ними об устройстве Пети, но никто не хотел брать на себя лишние хлопоты. Акробат Карл Беккер медлил с отказом.

Варвара привела сироту к Карлу Богдановичу, когда все его коллеги ушли на репетицию. Акробат велел раздеть мальчика, но перепуганный ребёнок стал плакать и кричать. Тогда раздражённый Беккер, не обращая внимания на сопротивление Пети, схватил его, раздел и провёл осмотр, после чего кивнул Варваре.

Через два дня прачка снова привела к Беккеру мальчика, тот плакал и цеплялся за юбку Варвары. Но Карл Богданович быстро выпроводил женщину, а мальчику пригрозил наказанием, если тот выйдет из комнаты.

В этот день Петя попал в цирк, постепенно он стал привыкать к окружающим людям, особенно расположил его клоун Эдвардс. Не мог привыкнуть он только к своему хозяину, он боялся его, а тот и не старался привязать к себе ребёнка.

Обучение мальчику давалось тяжело, так как Беккер торопил его, требовал выполнения сложных упражнений и не скупился на тумаки. От боли и напряжения Петя часто кричал, тогда вмешивались другие актёры, пытаясь вразумить Карла Беккера. Вся труппа была убеждена, что лучших результатов гуттаперчевый мальчик мог достигнуть под руководством Эдвардса.

IV

В богато убранных детских комнатах в доме графов Листомировых в эту среду было особенно весело. Тётя Соня пообещала своим племянникам в пятницу отвезти их в цирк, если они будут вести себя хорошо.

Дети смеялись от радости и целовали тётю, а единственный графский сын Петр, по прозвищу Паф, обычно отрешённый и невозмутимый, изображал клоуна. Они хотели попасть на представление, поэтому старшая дочь графов — Верочка внимательно следила за поведением брата и сестры Зины, которую прозвали Зизи.

Верочка была прелестной девочкой, которую любили все в доме, включая прислугу. Единственным недостатком её было то, что она сочиняла басни и сказки, поэтому родители запрещали ей читать, дабы не возбуждать воображение.

Дети вели себя примерно и в четверг тётя Соня решила побаловать их подарками. По их просьбам она пообещала привезти из города говорящую куклу для Зизи, рабочий ящик для Верочки и собачку для Пафа.

V

За завтраком в пятницу в доме Листомировых обсуждали предстоящую поездку детей в цирк. Графиня сомневалась в правильности этого решения, так как дети её были «особенно нервны и впечатлительны». Но тётя Соня уверила сестру, что в афише сегодня нет ничего пугающего. Граф, по обыкновению одетый во фрак даже дома, молчал, он не любил тратить слов. Он относился к людям мыслящим, но за всю жизнь так и не воспользовался случаем проявить способности и сделать карьеру.

Пробило двенадцать и в столовую вошли дети. После семейного завтрака в тишине тётя сообщила, что вечерняя поездка состоится и графиня позволила Верочке прочесть афишку. Более всего внимание детей привлек номер гуттаперчевого мальчика, теперь с ещё большим нетерпением они ждали вечера.

Внезапная метель за окном взволновала тётю Соню, непогода могла помешать поездке. Беспокойство охватило и Верочку, но, как оказалось, напрасно. В указанное время дети были одеты в дорогу и вместе с тётей отправились в цирк.

VI

Цирк был полон посетителей, среди которых сегодня было много представителей «изящной» публики. Весь передний план по большей части был занят детьми. Верочка перешёптывалась с Зизи и Пафом в ожидании начала представления.

Первыми на арену вышли люди в ботфортах и красных ливреях, а за ними показались весёлые клоуны. Узнав среди них Эдвардса, публика радостно приветствовала своего любимца. Но Эдвардс быстро скрылся за кулисами и больше уже не выходил.Гуттаперчевый мальчик

После антракта началось второе отделение и открывал его гуттаперчевый мальчик, выйдя на арену со своим наставником акробатом Беккером. Взрослый акробат прикрепил к своему поясу золотой шест и мальчик стал подниматься по нему вверх, встав сначала на плечи гимнаста.

Под куполом ребёнок послал поцелуй зрителям и принялся исполнять опасные штуки, заставляющие публику трепетать. Всё шло благополучно, не считая сильных колебаний шеста, который с трудом удерживал Карл Богданович. Но во время исполнения самого сложного трюка гуттаперчевый мальчик сорвался вниз.

Арена быстро опустела, мальчика унесли за кулисы и на сцене опять появились клоуны. Взволнованная публика спешила покинуть цирк, среди общего смятения выделялась Верочка, которая рыдала на груди своей тёти. По возвращении домой девочка с трудом забылась беспокойным сном.

Узнав о происшествии в цирке, граф выразил недовольство, что из-за негодяя, который посмел сорваться, его дочь будет плохо спать. К счастью, тёте Соне удалось успокоить взволнованных родителей.

VII

В полумраке коридора цирка в одиночестве лежал мальчик Петя. Его рёбра были переломаны, грудь разбита, всё его тело было забинтовано. Иногда к нему подходил человек, в полутьме были видны только его лысина и шитая блёстками бабочка. Его нетвёрдая походка и недопитый графин водки говорили о том, что Эдвардса снова поглотила тоска.

Утром гуттаперчевого мальчика не стало на свете, а имя его более никто никогда не упоминал.

Кратко об истории создания произведения

Дмитрий Васильевич Григорович написал свою самую известную повесть «Гуттаперчевый мальчик» в 1883 году, после почти двадцатилетнего перерыва в творчестве. Популярность произведения пришла мгновенно, «маленький шедевр» включали в хрестоматии и учебники, а в послереволюционное время повесть стала частью обязательной школьной программы.

Как и всё своё литературное творчество, Григорович посвятил повесть «Гуттаперчевый мальчик» простому народу, которому всегда сочувствовал, будучи сыном помещика.

Примечательно то, что в повести нет ни одного персонажа, который был бы по-настоящему счастлив.

Экранизировалась повесть в 1915 году – русский немой фильм и в 1957 году цветной советский художественный фильм.

Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная, и никого не оставляет равнодушным.

Содержание

  1. Основные персонажи повести
  2. «Гуттаперчевый мальчик» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика»
  4. Сюжет повести «Гуттаперчевый мальчик» по главам
  5. Видео краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Петя – восьмилетний мальчик, сирота, воспитанник циркового акробата.
  • Беккер – самовлюбленный силач, акробат, жестокий и бесчувственный человек.
  • Эдвардс – талантливый клоун, добрый, сострадательный мужчина, сильно привязанный к Пете.
  • Верочка – старшая дочь графа Листомирова, восьмилетняя девочка, добрая, чуткая, очень ранимая.

Другие персонажи:

  • Анна – мать Пети, кухарка, непутевая женщина.
  • Варвара – прачка, соотечественница Анны, добрая, отзывчивая женщина.
  • Зина и Павел – младшие дети графа Листомирова.
  • Тетя Соня – сестра графини Листомировой, любящая тетя.

«Гуттаперчевый мальчик» очень краткое содержание

Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» краткое содержание для читательского дневника:

Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте.

Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.

И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.

Вывод:

Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.

Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.

Короткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика»

«Гуттаперчевый мальчик» Григорович краткое содержание:

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым.

Сюжет повести «Гуттаперчевый мальчик» по главам

Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович с описанием каждой главы:

Глава 1

Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления, и готовы покинуть помещение цирка.

Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.

Не внушает доверия режиссеру и клоун Эдвардс, который является «душою цирка, главным его украшением, главной приманкой». Но в период тоски он мог в любой момент сорваться и уйти в тяжкий запой. Режиссер просит его продержаться хотя бы пару дней, до конца масленицы, когда цирк закроется на время поста.

Глава 2

Настоящее имя «гуттаперчевого мальчика» – Петя. История его жизни коротка, ведь ему «минул всего восьмой год». Мать его была «взбалмошная, хотя и добрая чухонка» по имени Анна, служившая кухаркой.

Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной коморке, и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.

Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь – никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.

Положение еще больше ухудшилась, когда Анна вышла замуж за сильно пьющего мужичонку. Он сразу люто возненавидел Петю, и «грозил утопить его в проруби». Отчим пропивал все деньги, и зачастую в доме не было даже хлеба. Изможденная постоянным голодом, Анна умерла, оставив Петю на попечение своей соотечественницы, прачки Варвары.

Глава 3

Варвара жила по соседству с цирковым артистами. Иногда она брала к себе Петю, и вскоре все узнали печальную историю его жизни. В разговорах Варвара частенько упоминала о том, как было бы неплохо, если бы «кто-нибудь из господ сжалился и взял сироту в обученье». Никто не изъявлял такого желания, и лишь акробат Беккер о чем-то задумался.

Однажды Варвара привела испуганного Петю к Беккеру на осмотр –  «акробат обещал взять его на воспитанье в случае, когда он окажется пригодным».  Заметив природную гибкость мальчика, тот согласился взять его себе в качестве ученика.

Петя никак не мог привыкнуть к своему хозяину, которого очень боялся, но «особенно тяжело стало ему, когда началось ученье». Главная трудность для Пети заключалась в том, что в процессе выполнения сложных акробатических трюков его «лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение».

Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.

Глава 4

В детских комнатах графа Листомирова все создано для веселых забав, учебы и общего комфорта его отпрысков. За прилежное поведение тетя Соня, родная сестра матери, пообещала отвести их в цирк. Дети находятся в радостном возбуждении, поскольку давно мечтают об этом. «Старшей девочке, Верочке, было уже восемь лет; за нею шла шестилетняя Зина», а после – пятилетний бутуз Павел, которого родные называли не иначе как Паф.

С тех пор, «как обещано было представленье в цирке», Верочка зорко следила за поведением сестры и брата, чтобы ненароком не разгневать взрослых и не остаться без цирка. Благодаря миловидной внешности и кроткому нраву она была любимицей всей семьи.

Глава 5

Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери, и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.

Разыгравшаяся метель ставит под угрозу поход в цирк, и Верочка нервничает целый день. Ее лицо проясняется лишь при известии о том, «что граф и графиня велели одевать детей и везти их в цирк».

Глава 6

Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю, вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.

Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.

Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.

Глава 7

Во внутреннем коридоре цирка лежит «ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью». Лишь изредка из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего мальчика. Не сдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.

На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось – его «уже не было на свете» …

Заключение

Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

Видео краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович

Рассказывается о не простой судьбе маленького сироты. О том, какая у него нелегкая доля. Что ему приходится пережить в цирке, какие испытания. И как детки в разных условиях, живут. Завершается рассказ достаточно трагично, гибелью «гуттаперчевого мальчика». Этот рассказ нас учит тому, что не нужно к детям применять жестокость. Нужно их понимать, и относится к ним очень бережно.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Григорович — Гуттаперчевый мальчик

Краткое содержание Григорович Гуттаперчевый мальчик

Автор начинает произведение с самого интересного для всех момента. Весь русский народ празднует Масленицу. И во время такого веселья в городе гастролирует цирк. И даже сильная метель не может заставить остаться горожан дома. Все места переполнены и ждут выступления артистов и особенно появление на сцене гуттаперчевого мальчика. Кто же на самом деле это герой?

Это был восьмилетний мальчуган Петя, который состоял воспитанником при акробате Беккере. Ему было пять лет, когда мать его умерла. Она была обыкновенной кухаркой, которая переходила от одного хозяина к другому по причине своей неряшливости и любовных историй. Несколько раз она выходила замуж, да мужики ей все попадались нерадивые, бросали ее. В итоге она скончалась от истощения организма и душевных переживаний. После потери матери Петю долго не могли определить, чем он будет заниматься. Наконец, мальчика к себе взяла прачка Варвара.

Там то и присмотрел к себе в помощники известный акробат Карл Богданович. Он забрал ребенка к себе в труппу, и они сразу же отправились на гастроли в Прибалтику. Ему нравились артисты, но как появлялся Беккер, то Петя забивался в угол и трясся от страха.

Он тяжело обучался разным акробатическим упражнениям. Тело вначале его не слушалось, потом болели руки и ноги, он несколько раз падал, и никто его не пожалел, кроме клоуна Эдварда. Этот человек всегда показывал,  как нужно выполнять определенный трюк, и для Пети он был самым близким человеком.

Как-то раз, Эдвард сделал подарок для мальчика. Он подарил ему маленькую собачек. Петя был рад ,  но все настроение испортил Беккер. Он просто убил щенка, да к тому, же, еще и ударил Петю.

Так протекали дни бедного сироты.  Совсем по-другому жили дети состоятельного господина Листомирова.  У них в доме было все устроено для их благополучия. Все бегают радостные, потому что племянников тетя Соня поведет в цирк. И особенно все хотят посмотреть на номер гуттаперчевого мальчика.

Наконец, наступает обещанный поход на представление. Ребятишки усаживаются  удобнее, и смотрят великолепные номера. Но,  интересный момент  начинается тогда, когда на сцену выходит  Беккер с мальчиком. Карл Богданович устанавливает шест к самому верху, и все людям видно, что он держится неустойчиво. Петя начинает карабкаться вверх, и кто-то требует не продолжать номер, так как это опасно. И в ту же минуту мальчик разбивается насмерть.

Расстроенные дети долго не могли успокоиться, увидев происшедшее.

А жизнь продолжалась. И наследующий день та же шли представления, только не было уже номера с гуттаперчевым мальчиком.

 Повесть учит нас  понимать несчастье и нужду другого человека, быть добрыми по отношению друг к другу.

Подробный пересказ

В Петербурге праздновали Масленицу. На улице, несмотря на мороз, было много народа. К вечеру поднялся сильный ветер, начался снегопад. Люди, выходящие из цирка, заторопились домой. Некоторые вслух ругали непогоду. Режиссёр цирка тоже был недоволен метелью. Он боялся, что если снегопад не прекратится, зрителей в зале будет мало.

Часть персонала цирка уехала домой. Вторая половина занималась животными или отдыхала. Среди оставшихся циркачей был любимец публики клоун Эдвардс. Он уже много лет служил в цирке, и к нему относились с уважением. Но был у него большой недостаток – он периодически страдал от запоев. Клоун часто заходил в раздевалку акробата Беккера, который выступал с гуттаперчевым мальчиком. Звали его Петей. Маленький гимнаст очень боялся своего тренера. Эдвардс жалел его, так как его воспитатель был грубым и жестоким человеком.

Пете пошёл девятый год. Три года назад у него умерла мать, но он хорошо помнил её. До его рождения мать, звали её Анной, готовила еду в богатом доме, а отец работал швейцаром. Родился мальчик очень слабым и, наверное, не прожил бы долго, если бы не подруга матери Варвара. Она старалась во всём помогать Анне.

Через месяц отца Пети забрали в армию. Не прошло и года, как Анне сообщили о смерти мужа. И, как обычно, на помощь пришла Варвара. Она нашла для Анны место прачки. Несколько лет работала она у хозяина фабрики и была довольна своей жизнью.

Потом Анна вышла замуж за помощника портного. Это был маленький и вредный человек. Целый день муж работал в мастерской, а вечером любил выпить с компанией друзей. Попойка длилась до утра. Отчим невзлюбил мальчика с первого дня совместной жизни, хотя Петя был тихим и спокойным ребёнком. Анна уже пожалела, что вышла замуж.

Через три месяца муж Анны пропал, хотя некоторые знакомые утверждали, что видели его в соседнем городе. А вскоре мать Пети умерла, оставив сына на произвол судьбы. Подруга матери Варвара снимала комнату в подвальном этаже. В том же доме жили циркачи. Варвара решила пристроить в цирк Петю. Взял его акробат Беккер, который начал готовить из него гимнаста на шесте. Методы обучения часто были настолько жёсткими, что на крик мальчика сбегались соседи и забирали его у акробата.

У графа Листомирова было четверо детей. За ними присматривал целый штат прислуги. Вместе с графом и его женой в доме жила сестра графини, которую дети называли тётей Соней. Девушка очень любила своих племянников и большую часть времени проводила с ними. Детям пообещали, что если они будут всю неделю вести себя прилично, то их поведут в цирк. Восьмилетняя Вера постоянно следила за поведением сестры Зины и брата Павла. Если между ними возникали ссоры, она спешила уладить их.

В пятницу детей повезли на представление. Все с нетерпением ждали выступления гуттаперчевого мальчика. О нём тётя Соня прочитала детям в афише. Мальчик вышел вместе с акробатом Беккером, и номер начался. Маленький гимнаст выполнял сложные и опасные трюки на перекладине, закреплённой на длинном позолоченном шесте. Его держал с помощью пояса акробат Беккер. В конце выступления мальчик не удержался и сорвался вниз. Цирковая прислуга унесла его с арены. Снова зазвучала музыка. Но зрители уже не хотели смотреть представление, все стали расходиться. Всю дорогу Вера не могла успокоиться. Так она и заснула с мокрым от слёз лицом. Граф был очень недоволен, что детей так расстроили.

В цирке было тихо и пусто. Только в коридоре на гимнастическом тюфяке лежал забинтованный мальчик. Иногда к нему подходил клоун Эдвардс и долго прислушивался к его дыханию. Потом он возвращался в свою раздевалку. Утром в афише уже не было номера с гуттаперчевым мальчиком.

Повесть учит умению сопереживать, понимать горе другого человека, доброте и состраданию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Григорович — Гуттаперчевый мальчик. Картинка к рассказу

Григорович - Гуттаперчевый мальчик кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Мопассан

    Ги де Мопассан относится к числу гениальных мастеров литературного слова. Произведения французского писателя получили огромный успех у читателей нашей страны.

  • Краткое содержание Носов Витя Малеев в школе и дома

    В 1951 году советский детский писатель Николай Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». За данное литературное произведение Носов был награжден Сталинской премией. Повесть посвящена подросткам младшего школьного возраста

  • Краткое содержание Шекспир Ричард 2

    Пьеса под названием «Ричард 2» представляет собой захватывающую историческую трагедию, которая изложена полностью в стихотворной форме. Ориентируясь на источники можно сказать, что пьеса написана и поставлена в 1595 году, а опубликована в 1597 году.

  • Краткое содержание Пантелеев Новенькая

    Ранним утром 1940 года Володька Бессонов торопился в школу. Ему очень хотелось говорить всем, что именно он пришел в школу первым после зимних каникул.

  • Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля

    В рассказе описывается замечательная семейная традиция, резать арбуз перед первым сентября. Ведь сын пойдет уже во второй класс. Все в предвкушении наблюдали, как отец разрезал сочное лакомство, как неожиданно появился гость.

Автор: Григорович Дмитрий.

Название: «Гуттаперчевый мальчик».

Жанр: повесть.

Тема произведения: детство.

Число страниц: 56.

Главные герои и их характеристика

  1. Петя. Мальчик восьми лет. Худенький, ловкий,
    гибкий. Гимнаст.
  2. Эдвардс, клоун. Пьяница. Добрый и отзывчивый.
  3. Беккер, акробат. Жестокий, равнодушный, чёрствый.
  4. Вера Листомирова. Девочка восьми лет. Добрая,
    открытая, милосердная.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Сироту Петю берёт на воспитание акробат Беккер и делает из него гимнаста. Беккера интересуют только деньги, и он заставляет мальчика исполнять смертельно опасные трюки.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет – краткое содержание

  1. Клоун Эдвардс отличался большим талантом и
    добрым нравом, но часто уходил в запой, и режиссёр строго предупредил его.
  2. Акробат Беккер взял на воспитание мальчика Петю,
    у которого умерла мать.
  3. Беккер был жесток и груб, он делал из мальчика
    гимнаста, и только клоун Эдвардс жалел маленького артиста.
  4. Дети графа Листомирова с нетерпением ожидали
    похода в цирк, они хотели увидеть знаменитого гуттаперчевого мальчика.
  5. Во время выступления Петя упал с шеста и сильно
    разбился, в зале поднялись крики и плач.
  6. Клоун Эдвардс не сдержал слова и сильно напился,
    а имя мальчика исчезло с афиш.

Понравившийся эпизод

Меня тронула реакция девочки Веры на падение Пети. Она
зарыдала, стала кричать, постоянно повторяла: «Ой, мальчик!», – а вечером,
когда легла спать, плакала даже во сне.

План произведения для пересказа

  1. За кулисами цирка.
  2. Режиссёр и Эдвардс.
  3. Эдвардс и Беккер.
  4. История Пети.
  5. Смерть матери.
  6. Унизительный осмотр.
  7. Обучение.
  8. Семья Листомировых.
  9. Верочка.
  10. В цирке.
  11. Падение.
  12. Слёзы Веры.
  13. Смерть мальчика.

Главная мысль

У каждого ребёнка должно быть счастливое и беззаботное
детство.

Чему учит эта книга

Повесть учит милосердию, состраданию, отзывчивости. Учит
доброте и любви к маленьким детям. Учит помогать несчастным, попавшим в беду.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравилась эта повесть, хотя у неё и очень печальный
финал. Мальчик Петя много раз выходил на арену и выполнял очень опасные трюки.
И он сорвался и разбился. Только клоун Эдвардс жалел бедного мальчика, да ещё
на Веру его падение произвело сильное впечатление.

Новые слова и выражения

Гуттаперчевый – резиновый, гибкий.

Уборная – гримёрка.

Аршин – старинная мера длины.

Пословицы к произведению

Без матери и солнце не греет.

Без матки и пчёлки – пропащие детки.

Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.

Сироту каждый обидеть может.

Жалость не помощь, когда смерть пришла.

Назад к содержанию

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по повести «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Глава 1

Петербург, конец 19 века, веселая Масленица, сильная метель. Придет ли народ на вечернее представление в цирк – неизвестно. Артисты устали. Режиссер делает им замечания. 15-летняя гимнастка Амалия, дочка бедной фрау Браун, пусть больше репетирует – а то взялась падать!

Старого клоуна Эдвардса, любимца публики, душу цирка, он просит не пить еще пару дней. Клоун заступается за гуттаперчевого мальчика, 7-летнего акробата, который так устал. Но его заставляют выступать.

Глава 2

Имя маленького белокурого акробата – Петя. Он сирота. Мать его Анна была кухаркой. Отец его, солдат, погиб. Жили они бедно. Мать умерла от голода. Добрые люди кормили худенького, слабого Петю. Подруга матери прачка Варвара нашла ему место в цирке.

Глава 3

Петя стал учеником злого акробата Карла Беккера. Он полюбил цирковых лошадок, а его полюбил клоун Эдвардс. Беккер сразу понял, что из Пети, легкого и гибкого, выйдет толк. Он учил и бил мальчика, и совсем не заботился о нем. Пете трудно давалась улыбка во время сложных трюков. Эдвардс подарил ему щенка – Беккер с досады зашиб его. Словом, Петя был несчастен.

Глава 4

В доме графа Листомирова трое детей: 8-летняя Верочка, 6-летняя Зиночка и 5-летний Павел. У них есть игральная комната, а в ней – игрушки на любой вкус. Верочка – любимица семьи. Это красивая голубоглазая послушная девочка. Детей пообещали взять в цирк за хорошее поведение. Верочка следит, чтобы младшие слушались.

Глава 5

Сам граф довольно скучный, молчаливый человек. Всем в доме заправляют графиня и добрая, веселая тетя Соня. Верочка с восторгом читает афишу, где указан и «гуттаперчевый мальчик». Ей не терпится все увидеть. Метель не мешает их походу в цирк.

Глава 6

Дети садятся под музыку оркестра. Первым выходит клоун Эдвардс. Но ненадолго и с простым номером. Потом наездница Амалия на белой лошади. Ее сменили жонглер, ученые собачки и танцы на проволоке. Наконец, вышли Беккер и Петя. Оба в трико с блестками. Петя балансирует на шесте, который держит Беккер. Во время исполнения сложного трюка Петя падает с высоты. Рыдающую от жалости Верочку увозят домой.

Глава 7

В цирке темно и тихо. В коридорчике лежит «ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью». Это Петя. За ним приглядывает выпивший клоун Эдвардс. С того дня с цирковых афиш исчезли трюки «гуттаперчевого мальчика». Ведь его «уже не было на свете», он умер.

Читательский дневник по повести «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича

Сюжет

7-летний сирота Петя, гибкий «гуттаперчевый мальчик», воспитанник злого акробата Беккера, калечится в цирке после неудачного трюка. Это представление видят дети графа Листомирова: 8-летняя Верочка, 6-летняя Зиночка и 5-летний Павел. Верочке очень жаль разбившегося мальчика. Петя умирает. Рядом с ним – старый добрый спившийся клоун Эдвардс.

Отзыв

Повесть о бедном сироте Пете, которого любил только старый клоун. Тема нищеты, сиротства, детского труда, жестокости, равнодушия. Никому нет дела ни до жизни Пети, ни до его смерти. Он был «несчастным» маленьким мальчиком, который мало видел хорошего. Детство должно быть счастливым. Такое оно у графских детей: у них все есть, их любят. Повесть учит состраданию, сопереживанию тем, кому плохо, больно, трудно. Учит взаимовыручке, любви к людям. Напоминает, что в жизни есть не только радость, но и горе.

Произведение о тяжелой жизни бедных людей в царской России, особенно детей. Главный герой не виноват в своей доле, но ему пришлось вкусить нищету и несправедливость. Об этом узнаете из краткого содержания повести Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» по главам.

Действующие лица

  • Петя – «гуттаперчевый мальчик» — восьмилетний гимнаст, сирота.
  • Эдвардс – клоун, добрый, склонный к пьянству, жалеет Петю.
  • Беккер – немец, акробат, наставник Пети.
  • Анна – мать Пети, кухарка и прачка, нищая вдова.
  • Варвара – прачка, взявшая Петю после смерти матери.
  • Вера, Зина, Павел – дети графа.
  • Граф Листомиров – сухощавый, педант, строгий.
  • Тетя Соня – няня, добрая, мягкая женщина.

I

На Масленицу предполагалось выступление цирка. Но поднялась сильная метель, режиссер опасался, что народу придет мало. Он ходил по коридору, нервничал. Зашел к фрау Браун и сделал замечание, что ее дочь делала ошибки во время выступления и даже упала.

Клоун Эдвардс – пожилой человек, больной, ходил печально. Было видно, что он опять пристрастился к спиртному. В комнате акробата Беккера – огромного немца – сидел мальчик лет восьми. Его звали «гуттаперчевым» за редкую гибкость тела.

Он был тихим, забитым, несчастным, боялся Беккера, который распоряжался им, как хотел. Выгонял из комнаты с помощью кнута, словно зверя. Эдвардс жалел мальчика и робко предложил Беккеру повести его прогуляться. Но тот ответил, что он не заслужил. Мальчик был готов заплакать.

II

Настоящее имя мальчика — Петя. За свою короткую жизнь он успел хлебнуть горя. Его мать была чухонкой, умерла, когда мальчику было пять лет. Он помнил ее резкие смены настроения, то ласкала его, совала в рот еду, то вдруг била, кричала.

Она работала кухаркой, ее не любили из-за частых романов и неряшливость. Она вышла замуж за отставного солдата, родила сына. Но муж кричал на нее, бил. Однажды его забрали на войну, где он погиб. Тогда Анна вышла замуж второй раз за некрасивого маленького человека, портного. Он сильно пил, водил друзей. Потом вдруг пропал. Анна снова овдовела, устроилась прачкой.

Петя ходил вместе с ней на работу, держась за подол. Денег не хватало, одежда износилась. От голода Анна падала в обморок. Ее отвезли в больницу, где она умерла. Петю забрала к себе бабушка. Иногда приходила Варвара, забирала мальчика.

У Пети была одежда не по размеру, сапоги велики, шапка падала на глаза.

III

В доме, где жила Варвара, жили несколько артистов цирка. Она стирала им белье. Акробат Беккер обратил внимание на мальчика. Однажды он подозвал его к себе в комнату, раздел, начал гнуть его в разные стороны.

Варвара испугалась и отобрала Петю. Но спустя некоторое время привела обратно. Петя стал жить у акробата, учиться гимнастике. Беккер заставлял его делать разные трюки. Иногда мальчик так кричал во время занятий от боли и страха, что соседи прибегали и отнимали Петю из рук немца.

Скоро цирк отправился в Ригу. Клоун Эдвардс часто заходил к акробату, приносил закуску и грозился отобрать Петю. Мальчик был грязный, плохо одет, все говорили об этом немцу, но тот не обращал внимания.

Однажды клоун подарил Пете щенка. Акробат вернулся злой, что публика не вызывала его. Отобрал щенка и бросил его головой о стену. Щенок умер, мальчик заплакал. Беккер ударил его.

IV

Детям графа Листомирова пообещали поездку в цирк. Их было трое: старшей Вере было восемь лет, средней Зине – шесть и младшему сыну Павлу пять. Он имел разные прозвища.

Однажды в дом графа пришел Тютчев. Вера удивлялась, смотря на седого старика, и сказала: «я думала, что стихи только ангелы пишут».

Когда тетя объявила, что подарит детям игрушки, все обрадовались. Старшая попросила рабочий ящик, Зина – говорящую куклу, а Паша собачку, только без блох. Все засмеялись.

V

Наступила, наконец, долгожданная пятница. Графиня говорила тете, что зря наверно отправляют детей в цирк. Ведь они такие впечатлительные, нервные. Граф молчал, он не любил тратить зря слов. Был педантичен, очень аккуратен, сухощав. Некоторые обвиняли его в деспотизме, но он просто любил порядок и всех приучал к этому.

В игральной комнате на столике лежала афишка. Вера стала читать ее вслух. Объявлялись выступления девицы на лошади, гуттаперчевого мальчика на шесте. Она удивлялась, как мальчик может так высоко забираться под купол. Наконец дети и тетя Соня собрались, поехали в цирк.

VI

Началось представление, цирк был заполнен. Верочка выглядела самой оживленной. Сначала вышли клоуны. Эдвардс пронес на носу перо и быстро ушел за кулисы. Его долго вызывала публика снова, но он не выходил.

Потом выступала девочка на коне. Затем на арену вышли жонглеры. Вера с нетерпением спрашивала у тети, когда же выйдет «гуттаперчевый мальчик».

И вот во втором отделении он вышел. Беккер подсадил его, и мальчик ловко поднялся под купол цирка. Он смело ходил по канату на большой высоте, держа в руках противовес. При этом останавливался и посылал публике поцелуй.

Но когда Петя начал выполнять сложные трюки на высоте, вдруг раздался звук упавшего на арену тела. Публика замерла, раздался женский визг. Вокруг мальчика столпилась публика, перебравшись на арену через барьер. Беккер поднял Петю и унес за кулисы.

На арену вышли другие артисты. Но Вера громко кричала, обвивая шею тети. Павел вторил ей. Тетя Соня вывела детей, повезла домой.

Вера всю дорогу вскрикивала и плакала. Дома ее уложили в кровать. Отец нервно ходил из угла в угол и недовольно высказывался, что случилось все, как он предполагал.

VII

За кулисами на большом тюфяке на полу лежал мальчик со сломанными ребрами. Он весь забинтован с головы до ног. Эдвардс время от времени подходит к нему. Его все больше тянет к графину с водкой, несмотря на данное режиссеру обещание не пить.

Больше на афишах не было видно имени «гуттаперчевого мальчика», ведь его уже не было на свете.


Основная мысль. Автор рисует контраст между жизнью богатых детей и бедных сирот. Первые избалованы, капризны, вторые стремятся выжить. Если бы богатые были милосерднее и внимательнее к бедным, им бы не пришлось зарабатывать на жизнь опасным ремеслом.

  • Краткое содержание рассказа гулливер в стране лилипутов
  • Краткое содержание рассказа гроза островский
  • Краткое содержание рассказа гробовщик пушкин
  • Краткое содержание рассказа гришка ольга павлова
  • Краткое содержание рассказа гриша