Краткое содержание «Косцы»
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 472.
Обновлено 19 Декабря, 2022
О произведении
Рассказ «Косцы» Бунина, написанный в 1921 году, стал отражением любви и душевной боли писателя, который после революции был вынужден навсегда покинуть родину. С грустью он описывает ту Россию, которую знал и любил когда-то.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Косцы», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе. Проверить полученные знания можно при помощи специального теста.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в начале XX века в России.
Главные герои
- Рассказчик — мужчина, любящий родину, ценящий красоту её природы, культуру.
- Косцы — рязанские крестьяне, молодые и сильные мужчины, чистоплотные, трудолюбивые, весёлые.
Краткое содержание
Эта история произошла давно, в той жизни, что «не вернётся уже вовеки
». Рассказчик шёл по большой дороге и услышал пение косцов, которые косили траву в берёзовой рощице.
Это была «глушь серединной, исконной России
», в которой время будто навеки остановилось и, казалось, не было никакого деления на месяцы, годы, века. Тёплый июньский день подходил к концу, и солнце мягко освещало верхушки деревьев.
Косцы «были «дальние», рязанские
». Они прибыли в орловские места на заработки, помогая местным быстро управиться с сенокосом. Рязанские косцы были «беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути
». Они были опрятно и красиво одеты, их яркие, нарядные рубахи радовали глаз.
Неделю назад рассказчик наблюдал за тем, как эти же косцы во время обеденного перерыва жадно пили чистую родниковую воду: «так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки
». После они дружно отправились на работу в поле.
Вечером того же дня рассказчик застал косцов за ужином: сидя у костра, они «ложками таскали из чугуна куски чего-то розового
». Рассказчик подошёл поближе, поздоровался с мужиками и с ужасом заметил, что они ели «страшные своим дурманом грибы-мухоморы
». В ответ косцы весело засмеялись и сказали, что мухоморы сладкие, словно курятина.
Теперь же рассказчик наслаждался песней косцов, в которой была дивная, необъяснимая прелесть, трогавшая душу за живое. Было понятно, что эта песня неразделимо связана со всем тем, что окружало рассказчика и косцов — полями, лесом, предвечерним небом. Она дарила ощущение единства, острого понимания того, что Россия есть общий дом для всех.
Косцы продвигались по лесу, плавными, мерными движениями выкашивая траву. В своей песне они то прощались с «родимой сторонушкой
», то радовались встрече с любимой. Несмотря на кажущуюся безнадёжность, песня эта дарила ощущение радости.
Рассказчик не сомневался, что и эти рязанские мужики были бесконечно счастливы в те далёкие и невозвратимые более дни. Теперь же «иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению
».
И что в итоге?
Рассказчик — раздумывает о жизни и судьбе рязанских косцов.
Заключение
Автор с большой любовью и нежностью описывает родные места. Он учит чувствовать красоту окружающего мира, никогда не унывать, не сдаваться и черпать силы в любви к своей родине.
После ознакомления с кратким пересказом «Косцы» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Просто Викулька
8/8
-
Любовь Мокина
6/8
-
Муздалифа Нозирова
1/8
-
Валентина Вершинина
8/8
-
Юлия Малиновская
5/8
-
Владлена Паткина
8/8
Рейтинг пересказа
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 472.
А какую оценку поставите вы?
Это было давно, в той жизни, которая «не вернётся уже вовеки». Рассказчик шёл по большой дороге, а впереди, в небольшой берёзовой роще, мужики косили траву и пели.
Рассказчика окружали поля «серединной, исконной России».
Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.
Косцы шли издалека «по нашим, орловским местам» в ещё более плодородные степи, по дороге помогая справляться с обильным сенокосом. Они были дружны, беззаботны и «охочи к работе». От местных косцов они отличались говором, обычаями и одеждой.
Неделю назад они косили в ближнем от поместья рассказчика лесу. Проезжая мимо, он видел, как косцы «заходили на работу» — пили родниковую воду, становились в ряд и пускали косы широким полукругом. Когда рассказчик возвращался, косцы ужинали. Он заметил, что они едят «страшные своим дурманом грибы-мухоморы», сваренные в котелке. Рассказчик ужаснулся, а косцы, смеясь, сказали: «Ничего, они сладкие, чистая курятина!».
Теперь они пели, а рассказчик слушал и не мог понять, «в чём такая дивная прелесть их песни». Прелесть была в кровном родстве, которое чувствовал рассказчик между собой и этими простыми косцами, едиными с окружающей их природой.
И ещё в том была … прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.
Пение было похоже на единый вздох сильной молодой груди. Так непосредственно и легко пелось только в России. Косцы шли, без малейших усилии «обнажая перед собой поляны» и выдыхали песню, в которой «расставались с родимой сторонушкой», тосковали и прощались перед гибелью, но всё-таки не верили «в эту безнадёжность». Они знали, что не будет настоящей разлуки, пока над ними «родное небо, а вокруг — беспредельная Русь», просторная, свободная и полная сказочных богатств.
Плакал в песне добрый молодец, и заступалась за него родная земля, выручали его звери и птицы, получал он ковры-самолёты и шапки-невидимки, текли для него молочные реки и разворачивались скатерти-самобранки. Улетал он из темницы ясным соколом, и прятали его от врагов дебри дремучие.
И ещё было в этой песне то, что чувствовал и рассказчик, и косцы: бесконечное счастье. Эти далёкие дни прошли, ибо ничто не вечно, Отказались от своих детей «древние заступники … поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля». Наступил конец, «предел божьему прощению».
Электронная книга
Читайте также
-
Танька
Иван Бунин · рассказ
Деревенская девочка голодает вместе с братом и матерью. Отец давно ушёл в заработки. Старый одинокий барин берёт её к себе, кормит, веселит, сам отогревается душою и задумывается о будущем девочки.
-
В дурном обществе 🏰️
Владимир Короленко · повесть
Мальчик из хорошей семьи подружился с нищими братом и сестрой. Когда слабая девочка заболела, мальчик дал ей на время дорогую куклу сестры. Девочка умерла, а отец мальчика понял, как добр его сын.
-
Тёмные аллеи 🍂
Иван Бунин · рассказ
Старик-военный случайно встретил бывшую крепостную, которую когда-то соблазнил и бросил. Дальнейшая его жизнь сложилась несчастливо, и он понял, что любовь этой женщины — лучшее, что с ним было.
-
Двенадцать месяцев
Самуил Маршак · сказка
В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха)…
-
Кавказский пленник ⛓️
Лев Толстой · рассказ
Русские офицеры — трус и храбрец — попали в плен к горцам. Трус пал духом, но храбрец не сдался. После неудачного побега он подружился с горской девочкой и снова сбежал. Труса выкупили еле живого.
-
Солнечный удар
Иван Бунин · рассказ
Поручик познакомился с женщиной и провёл с ней ночь. Наутро она отправилась домой к мужу и дочке, а поручик отплыл следующим пароходом. Эта встреча запомнилась им, а особенно ему, на всю жизнь.
-
Сказание о Кише
Джек Лондон · рассказ
У Полярного моря живёт тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестёр у Киша нет, а его отец Бок погиб в схватке с полярным медведем, в которую он вступил, спасая людей от голодной смерти…
-
Медной горы Хозяйка
Павел Бажов · сказ
Молодой крепостной встречает мифическую Хозяйку Медной горы, благодаря ей получает вольную, однако не находит счастья и покоя. В конце героя находят погибшим при странных обстоятельствах.
-
Кавказ 🚂
Иван Бунин · рассказ
Жена изменяла мужу, который подозревал её в этом, но отпустил на Кавказ одну. Пока жена наслаждалась жизнью с любовником на Кавказе, муж, не найдя её на курорте, застрелился из двух револьверов.
-
Робинзон Крузо
Даниэль Дефо · роман
Робинзон был третьим сыном в семье, баловнем, его не готовили ни к какому ремеслу, и с детских лет его голова была набита «всякими бреднями» — главным образом мечтами о морских путешествиях…
-
Матрёнин двор 👵🏻
Александр Солженицын · рассказ
Женщина всю жизнь работала в колхозе. Детей и мужа она потеряла, но сохранила доброту и бескорыстно всем помогала. После её нелепой страшной смерти родные поделили её дом и вспоминали о ней с укором.
-
Тарас Бульба ⚔️
Николай Гоголь · повесть
Война с поляками. У старого казака два сына. Один влюбился в полячку и перешёл на сторону поляков — отец выследил его и убил. Второй отважно бился и погиб в плену — за него отец мстил до самой смерти.
На чтение 4 мин Просмотров 2.7к. Опубликовано 24.07.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Косцы» менее 1 минуты и подробно за 2 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Косцы»
Рассказчик повествует о том, как он идет по дороге, наслаждается красотой природы и слушает песни косарей. Косцы работают в поле и ожидают, когда закончится очередной рабочий день. Погода стоит прекрасная. Тем временем автор начинает рассказывать о том, как ему удалось пообщаться с косцами.
Простые мужики познакомили рассказчика со своими обычаями, рассказали о том, как они проводят свое время. Сенокосцы пели песни, которые были такие же красивые, как и природа. Автор рассуждает о содержании песен. Именно их смысл пробудил в рассказчике чувства к Родине, он понимает, что наполнен этой любовью.
Главные герои и их характеристика:
- Косцы – рязанские сенокосцы, жизнерадостные, сильные и трудолюбивые мужчины.
- Рассказчик – мужчина, которому удалось ближе познакомиться с сенокосцами, узнать больше об их жизни, благодаря чему он понимает, насколько любит Родину и ценит ее красоту.
Краткое содержание рассказа «Косцы» подробно
История эта случилась давно. Рассказчик шел по дороге, прислушался и понял, что вдалеке поют сенокосцы, которые работали в березовой роще. Это была самая настоящая обычная российская глушь. Время в этой забытой или благословенной — богом стране будто остановилось или вовсе не имело значения. Был теплый июньский день, работа косцов подходила к завершению. Верхушки деревьев освящало мягкое теплое солнце.
Косцы из Рязани, работающие в поле, прибыли в орловские места, чтобы заработать в период сенокоса. Рязанские мужики были дружелюбными, жизнерадостными, они были нарядно и опрятно одеты. Их внешний вид радовал глаз, они шли и пели среди вечной полевой тишины.
Неделю назад они косили в ближнем от нас лесу, а в обед, после трапезы, косцы сначала пили воду из прохладного родника, жадно и сладко, а затем снова отправлялись в поле работать. Ужинали они вечером, устроившись у костра, и ели приготовленную там же еду. Рассказчик не видел их ужин. Он подошел ближе, поздоровался: «Хлеб-соль, здравствуйте», — и приглядевшись, с ужасом увидел, что на ужин были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. Смеясь, косцы поведали, что они сладкие, а по вкусу схожи с курятиной.
Затем рассказчик увлекся пением рязанских косцов. Было в нем что-то дивное и необъяснимое, что трогало за душу, в этом и было очарование песни. В них отражалась их жизнь, быт, природа, песни дарили ощущение единения и понимания того, что для всех общий дом – была Россия.
Косцы шли вперед по лесу, медленно продвигаясь, выкашивали траву. Во время пения они то прощались с родными местами, то радовались встрече с любимой. И даже кажущаяся на первый взгляд окружающая безнадежность меркла, и появлялись радостные чувства от этих песен.
Рассказчик заметил, что рязанские косцы были в те далекие дни по-своему безмерно счастливы, они были беззаботны, дружны. А сейчас «иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению».
Кратко об истории создания произведения
Произведение «Косцы» Бунин создал в 1921-ом году. Рассказ отражает чувства и любовь писателя к Родине, а также его душевной боли, так как ему пришлось навсегда уехать из России. Он трепетно описывает родные места, какими они были раньше, до революционных событий.
- Краткие содержания
- Бунин
- Косцы
Краткое содержание Бунин Косцы
Это было в июне. Рассказчик шел по дороге и встретил косцов, которые работали и пели. Дорога была длинной, и на ней виднелись колеи, оставшиеся еще от дедов. Время было вечернее. Солнце склонялось к горизонту, небо золотилось, и облака были красивы. Впереди виднелось стадо овец. Косцы находились в березовом лесу, они приехали сюда на заработки из Рязани. Они выглядели здоровыми и крепкими. Косцы были беззаботны и дружны. А работали живо, с задором.
Неделю назад рассказчик видел, как косцы пили родниковую воду и ужинали. К ужасу своему, рассказчик понял, что едят они мухоморы. Косцы с улыбкой сказали ему, что в этом нет ничего страшного, и грибы похожи по вкусу на курицу.
А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.
Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.
Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах окружающих нас. Только так можно стать по-настоящему счастливым и гармоничным человеком. Произведение показывает, как людей тянет на свою Родину.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Бунин. Все произведения
- Антоновские яблоки
- Антоновские яблоки по главам
- Господин из Сан-Франциско
- Грамматика любви
- Деревня
- Жизнь Арсеньева
- Кавказ
- Косцы
- Кукушка
- Лапти
- Легкое дыхание
- Митина любовь
- Натали
- Окаянные дни
- Подснежник
- Поздний час
- Сверчок
- Сны Чанга
- Солнечный удар
- Степа
- Танька
- Темные аллеи
- Холодная осень
- Цифры
- Чистый понедельник
Косцы. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Уэллс Остров доктора Моро
Произведение повествует нам историю пассажира с корабля «Леди Вейн», потерпевшего кораблекрушение. Главный герой, пробывший некоторое время на необитаемом острове, оформил свои приключения в виде записок, которые рассказал потом его племянник.
- Чуковский
Родился Корней Иванович Чуковский в городе Санкт-Петербург. Он являлся одним из лучших поэтов и публицистов в Советском Союзе.
- Краткое содержание Богатырь Салтыкова-Щедрина
В одном царстве появился на свет Богатырь. Родила его Баба-яга, она же и кормила, холила и лелеяла сына. А когда вырос тот огромным как гора, то ушла на покой в места заброшенные, а сын отправился куда глаза глядят подвиги совершать.
- Краткое содержание Роковые яйца Булгаков
События фантастического произведения «Роковые яйца» разворачиваются в Советском Союзе в 1928 году. Талантливый зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков открывает необычный «луч жизни»
- Краткое содержание Киплинг Слоненок
В интересном рассказе от известного английского писателя – Редьярга Киплинга «Слонёнок» нам предстоит встретиться с любопытным слонёнком, уж очень любящем задавать всем различные вопросы.
- Краткое содержание
- Бунин
- Косцы
Косцы — краткое содержание рассказа Бунина
Рязанские косцы пришли на заработки на орловские сенокосы. Они косили траву и пели. Их песни разносились по всей округе и радовались слух. Приезжие косцы отличались от местных жителей: они были одеты чище и опрятней; их движения были плавнее и делали они свою работу с огромным удовольствием. Язык также имел немного отличий: они говорил в старинной манере. Но слушать их было очень приятно. Даже родниковую воду косцы пили так сладко и долго, как могут только трудолюбивые батраки или звери. Артель рязанских косцов была очень дружной, так как они находились в чужих местах, вдали от семей и друзей.
На прошлой неделе рязанские косцы трудились в лесу, который располагался недалеко от дома рассказчика. Он проезжал мимо работников и видел, что они обедали. Рассказчик подъехал к косцам и пожелал им приятного аппетита. Те пригласили его отведать их еду. Когда же рассказчик увидел, что в супе плавают мухоморы, то был очень удивлён. Рязанцы же сказали, что эти грибы имеют вкус курицы и продолжили свою трапезу.
Затем, пообедав, косцы принялись за дело. Они косили траву среди берез и пели песни. Их голоса разносились по всему лесу и восхищали своей красотой всех, кто слышал эти песни. Прелесть этих ощущений была в том, что и косцы, и слушатели были детьми одной страны. Они росли в этих местах, собирали здесь ягоды, срывали цветы и вдыхали ароматы лесных трав. Несмотря на то, что многие песни были о расставании с родиной, о невозможности чего-то столь желаемого, но все равно была в их голосах надежда на лучшую долю. И пока они все под голубым небом, которое их объединяет, косцы не чувствовали, что они на чужбине. Как бы тяжело не приходилось русскому человеку в песнях, но ему всегда помогала родная земля, птицы и звери. Все, что окружает русского человека на его родной земле, делает его сильным и даёт надежду на счастливое будущее. Бесконечное счастье звучало в песнях рязанских косцов.
Также читают:
Рассказ Косцы (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- 35 кило надежды — краткое содержание романа Анна Гавальда
Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки
- Третий в пятом ряду — краткое содержание книги Алексина
Рассказ Анатолия Алексина «Третий в пятом ряду» был опубликован в 1963 г. Произведение написано от лица учительницы-пенсионерки Веры Матвеевны, учительницы русского языка.
- Сухой хлеб — краткое содержание рассказа Платонова
Произведение под названием «Сухой хлеб» написано известнейшим русским писателем Андреем Платоновым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
- Краткое содержание комедии Мандрагора Макиавелли
По жанровой направленности произведение является комедийной новеллой, основная тематика которой заключается в необходимости проявления осмотрительности и внимания к поступкам окружающих людей.
Будучи в Париже, писатель очень тосковал по родине, что подвигло ему к написанию этого трогательного произведения, а краткое содержание рассказа «Косцы» для читательского дневника вобрало лучшие его моменты.
Содержание
- Бунин «Косцы» очень кратко
- Короткий пересказ «Косцов» Бунина
- Сюжет рассказа «Косцы» с цитатами
- Видео краткое содержание Косцы Бунин
Бунин «Косцы» очень кратко
Бунин Косцы краткое содержание для читательского дневника:
Главные герои: сам автор и косцы.
Сюжет
Автор вспоминает, как шел пешком в летний день и увидел косцов. Неделю назад он встречал их у родника, где они напились и поужинали мухоморами. Тогда они сказали, что грибы похожи на курицу, а приехали они из Рязани на заработки.
Сейчас эти мужики живо работали и пели грустную и мощную песнь. Несмотря на грустное содержание, они пели ее радостно, энергично. Она была о любви к родине и прощании с родными краями. В этой песне отражалась сама Россия, и автор наполнялся невероятной силой, слушая их.
Он ощущал прилив счастья и энергии, и понимал, что эти косцы символизируют русский дух и русский народ. Он навсегда запомнил тот момент и свои ощущения — единство с этими людьми, душевное слияние и бескрайнюю свободу их натур.
Вывод
Самые ценные вещи — это не вещи, а понятия — свобода, высокий дух, дружба и единство, родина, взаимопонимание, возможность говорить на одной языке, придерживаться одной культуры и традиций.
Читайте также:
«Окаянные дни» были написаны Буниным в 1918 году в виде дневника, в котором велись учетные записи. Именно в них и были употреблены все случаи, произошедшие в те года, которые изменили жизнь многих людей в России. На нашем сайте можно прочитать Бунин «Окаянные дни» краткое содержание для читательского дневника:
Короткий пересказ «Косцов» Бунина
Краткое содержание Бунин Косцы:
Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами, которые размеренно вышагивая по полю, ждут окончания рабочего дня.
Июньский день подходит к концу. Природа будто раскрыла напоследок все свои прелести. Закат солнца ослепительно красив. Он слился с золотистыми облаками. На фоне благоухающих полей умиротворенно отдыхает пастух и стадо овец.
Громким раскатистым эхом разносятся слова из песен мужчин, которые из далекого рязанского края добрели до орловских мест. В поисках плодородных участков земли они дружно, наслаждаясь своей работой, идут к цели, по пути протягивая руку помощи местным сенокосам.
Вспоминая недавнюю встречу с ними, рассказчик повествует о каждом их занятии, связанном с приемом пищи на лугу в виде мухоморов, косьбой, подчеркивая их приветливость и гостеприимство, своеобразие обрядов и одежды.
Теперь, вновь услышав их звучные голоса, герой чувствует слияние их песен со всем тем, что окружает вокруг. Ощущение счастья переполняет его от осознания себя частью родного края, наделенного такой волшебной красотой просторов. Вдыхая свежий воздух, он думает об особенностях традиций, исполнении и содержании русских песен.
Именно в процессе косьбы мужики, напоминающие богатырей, проявляли настоящие чувства. Продолжая раскрывать загадку русской песни, рассказчик, прежде всего, обращается к удивительной душе певцов, которые, прощаясь с этой землей, уходят в другой край. Они помнят, что где бы ни находился человек, везде одно небо, а Россия — единственный дом, где каждый кустик укроет от непогоды.
Лаская слух, песня постепенно раскрыла свое содержание. Речь шла о мире, наполненном добрыми людьми, о богатстве нашей страны неповторимым русским творчеством. Но все когда-то уходит, подобные дни остаются навсегда лишь в памяти.
Это интересно: Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина.
Сюжет рассказа «Косцы» с цитатами
Краткое содержание Косцы Бунина:
Это было давно, в той жизни, которая «не вернётся уже вовеки». Рассказчик шёл по большой дороге, а впереди, в небольшой берёзовой роще, мужики косили траву и пели.
Рассказчика окружали поля «серединной, исконной России».
Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.
Косцы шли издалека «по нашим, орловским местам» в ещё более плодородные степи, по дороге помогая справляться с обильным сенокосом. Они были дружны, беззаботны и «охочи к работе». От местных косцов они отличались говором, обычаями и одеждой.
Неделю назад они косили в ближнем от поместья рассказчика лесу. Проезжая мимо, он видел, как косцы «заходили на работу» — пили родниковую воду, становились в ряд и пускали косы широким полукругом. Когда рассказчик возвращался, косцы ужинали. Он заметил, что они едят «страшные своим дурманом грибы-мухоморы», сваренные в котелке. Рассказчик ужаснулся, а косцы, смеясь, сказали: «Ничего, они сладкие, чистая курятина!».
Теперь они пели, а рассказчик слушал и не мог понять, «в чём такая дивная прелесть их песни». Прелесть была в кровном родстве, которое чувствовал рассказчик между собой и этими простыми косцами, едиными с окружающей их природой.
И ещё в том была … прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.
Пение было похоже на единый вздох сильной молодой груди. Так непосредственно и легко пелось только в России. Косцы шли, без малейших усилии «обнажая перед собой поляны» и выдыхали песню, в которой «расставались с родимой сторонушкой», тосковали и прощались перед гибелью, но всё-таки не верили «в эту безнадёжность». Они знали, что не будет настоящей разлуки, пока над ними «родное небо, а вокруг — беспредельная Русь», просторная, свободная и полная сказочных богатств.
Плакал в песне добрый молодец, и заступалась за него родная земля, выручали его звери и птицы, получал он ковры-самолёты и шапки-невидимки, текли для него молочные реки и разворачивались скатерти-самобранки. Улетал он из темницы ясным соколом, и прятали его от врагов дебри дремучие.
И ещё было в этой песне то, что чувствовал и рассказчик, и косцы: бесконечное счастье. Эти далёкие дни прошли, ибо ничто не вечно, Отказались от своих детей «древние заступники … поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля». Наступил конец, «предел божьему прощению».
Рассказ «Сны Чанга» Бунина был написан в 1916 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сны Чанга» для читательского дневника. Особенность данного произведения в том, что он ведется от имени пса, в снах и воспоминаниях которого отражается драматическая история жизни его хозяина.
Видео краткое содержание Косцы Бунин
Рассказ И. А. Бунина “Косцы” учит беречь традиции своего народа, ценить красоту народного творчества, природу любимого края. Помнить о том, что минуты счастья, которые преподносит жизнь, могут быть неповторимыми.
- Краткие содержания
- Бунин
- Косцы
Это было в июне. Рассказчик шел по дороге и встретил косцов, которые работали и пели. Дорога была длинной, и на ней виднелись колеи, оставшиеся еще от дедов. Время было вечернее. Солнце склонялось к горизонту, небо золотилось, и облака были красивы. Впереди виднелось стадо овец. Косцы находились в березовом лесу, они приехали сюда на заработки из Рязани. Они выглядели здоровыми и крепкими. Косцы были беззаботны и дружны. А работали живо, с задором.
Неделю назад рассказчик видел, как косцы пили родниковую воду и ужинали. К ужасу своему, рассказчик понял, что едят они мухоморы. Косцы с улыбкой сказали ему, что в этом нет ничего страшного, и грибы похожи по вкусу на курицу.
А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.
Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.
Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении
Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ «Косцов» Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.
Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.
Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.
Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.
Косцы
Они были рязанские, неместные, проходили через эти земли, продвигаясь в места более плодородные. Дружные и беззаботные, ничем не обремененные, они любили работу. Одежда их была добротнее, чем у местных. Так можно описать крестьян, освещая кратко рассказ И. А. Бунина «Косцы».
Автор неделю назад проезжал верхом и наблюдал, как в ближнем лесу они косили. Сладко напившись из жбанов чистой родниковой воды, мужики бодро сбегались к рабочему месту. А затем рассказчик наблюдал, как они ужинали: сидели вокруг потухшего костра, доставали куски чего-то розового из чугуна. Приглядевшись, он понял с ужасом, что ели эти люди грибы-мухоморы. А они лишь посмеивались: «Они сладкие, словно курятина».
Особенности сюжета
Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета. Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ «Косцы» не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.
В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.
Горечь утраты
Все это могло бы у читателей произведения вызвать лишь самые лучшие чувства, если бы не предваряющая повествование фраза о том, что было это бесконечно давно, так как жизнь, которой в то время жили, уже вовеки не вернется. Произведение «Косцы» Бунина, краткое содержание которого было вам представлено, отображает сложные чувства, которые владели в эмигрантское время душой писателя. Разрыв связи с Родиной всегда переживается тяжело. Вдвойне трудно приходится, если осознавать, что ее никак уже не вернуть — прежней страны больше не существует. Пересказ произведения Бунина «Косцы» отображает это.
Композиционное и жанровое своеобразие
Четко выраженной композиции в рассказе «Косцы» нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.
В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.
К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.
Жанр, направление
Жанр произведения «Косцы» — рассказ. Но его можно назвать и поэтической зарисовкой, не забывая о важной лирической составляющей творчества Бунина. Ведь в сюжете лежат чувства и восприятие рассказчика, возникшие под влиянием пения крестьян, косивших траву в лесу.
Направление — реализм. Но в «Косцах», как и в некоторых других произведениях Бунина, можно наблюдать элементы импрессионизма. Здесь особенно ярко выражено субъективное восприятие рассказчиком окружающей его действительности.
Природа в рассказе Бунина «Косцы»
Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.
На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.
Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.
Короткий пересказ «Косцов» Бунина
Краткое содержание Бунин Косцы:
Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами, которые размеренно вышагивая по полю, ждут окончания рабочего дня.
Июньский день подходит к концу. Природа будто раскрыла напоследок все свои прелести. Закат солнца ослепительно красив. Он слился с золотистыми облаками. На фоне благоухающих полей умиротворенно отдыхает пастух и стадо овец.
Громким раскатистым эхом разносятся слова из песен мужчин, которые из далекого рязанского края добрели до орловских мест. В поисках плодородных участков земли они дружно, наслаждаясь своей работой, идут к цели, по пути протягивая руку помощи местным сенокосам.
Вспоминая недавнюю встречу с ними, рассказчик повествует о каждом их занятии, связанном с приемом пищи на лугу в виде мухоморов, косьбой, подчеркивая их приветливость и гостеприимство, своеобразие обрядов и одежды.
Теперь, вновь услышав их звучные голоса, герой чувствует слияние их песен со всем тем, что окружает вокруг. Ощущение счастья переполняет его от осознания себя частью родного края, наделенного такой волшебной красотой просторов. Вдыхая свежий воздух, он думает об особенностях традиций, исполнении и содержании русских песен.
Именно в процессе косьбы мужики, напоминающие богатырей, проявляли настоящие чувства. Продолжая раскрывать загадку русской песни, рассказчик, прежде всего, обращается к удивительной душе певцов, которые, прощаясь с этой землей, уходят в другой край. Они помнят, что где бы ни находился человек, везде одно небо, а Россия — единственный дом, где каждый кустик укроет от непогоды.
Лаская слух, песня постепенно раскрыла свое содержание. Речь шла о мире, наполненном добрыми людьми, о богатстве нашей страны неповторимым русским творчеством. Но все когда-то уходит, подобные дни остаются навсегда лишь в памяти.
Это интересно: Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина.
Труженики в рассказе
Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.
И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.
Значение народной песни
В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.
Пение косцов Бунин сравнивает с пением души. Он даже не находит слов для выражения всей прелести этой песни. В ней связь со всем окружающим миром. Эти наивные, не ведавшие своих сил и талантов люди так запели, что даже лес отозвался на их звуки. В них слышались радость и безнадежность одновременно. Один из косцов оплакивал себя: «Ой, да все пути мне, молодцу, заказаны». Разве могут так сладко петь и скорбеть те, кому некуда пойти, и везде закрыты дороги? Эти люди не верят в безнадежность. Самое главное, что было в той песне — нельзя возвратить прошлых счастливых дней.
Литература. 5 класс (2 часть) Косцы
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.
Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.
Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как
«Страдная пора (Косцы)». Худ. Г. Мясоедов
пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.
Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеты, своими мягкими кожаными бахилками [1], белыми, ладно увязанными онучами [2], чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.
Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.
Я сказал:
— Хлеб-соль, здравствуйте.
Они приветливо ответили:
— Доброго здоровья, милости просим!
Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:
— Ничего, они сладкие, чистая курятина!
Теперь они пели: «Ты прости, прощай, любезный друг!» —подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.
Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.
Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно пре- красное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.
Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:
Ты прости, прощай, любезный друг, И родимая ах да прощай, сторонушка! —
говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.
Ты прости, прощай, любезная, неверная моя, По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —
говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:
Коль не любишь, не мил — Бог с тобою, Коли лучше найдёшь — позабудешь! —
и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:
Ах, коли лучше найдёшь — позабудешь, Коли хуже найдёшь — пожалеешь!
В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости, прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её глушью обступает меня, — и всё- таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» — И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, чёрные топи болотные, пески летучие — и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие…
Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел Божьему прощению.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОИХ РАССКАЗОВ
Из заметок И. А. Бунина
Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и всё говорили: «Так… могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди». Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге… как в берёзовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, лёгкостью и всем существом.
Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот берёзовый лес.
Размышляем о прочитанном
1. В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?
2. Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина?
3. Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и её проблемах. Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите репродукции картин художников Г. Мясоедо- ва и А. Пластова в тексте и на форзаце учебника. Какая из репродукций ближе к тексту рассказа «Косцы»? Составьте по одной из них свой рассказ. Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа «Косцы», например: берёзовый лес, былинная свобода и беззаветность, родниковая вода, широко, играючи, дерзкая и мощная звучность, откликающаяся даль, глубина леса, всепрощающее великодушие и т. д.
Совершенствуем свою речь
Подготовьте выразительное чтение и пересказ этого произведения, используя характерные для него слова и выражения.
Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))
И. А. Бунин. «Косцы»
1. Каким общим настроением окрашено всё произведение Ивана Алексеевича Бунина?
2. Как вы думаете, почему у писателя было особенно обострено чувство любви к Родине в тот период его жизни, когда был написан рассказ «Косцы»?
3. Как меняется интонация актёра, когда он читает описание внешности рязанских мужиков; когда он передает воспоминание автора о прелести их песни; когда звучат мысли И. А. Бунина о неизбывной, неиссякаемой любви к Родине?
4. В чём же была прелесть песни косцов? Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту, используя те речевые обороты, повторы, риторические вопросы, которые использует автор.
5. Как вы думаете, почему в мыслях писателя о Родине воедино сливаются песни, сказки, предания, животворные ключи, дремучие леса, высокие травы?
6. Напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, дремучими лесами, высокими горами, синими морями, травами-муравами.
Обогащаем свою речь
Сопоставьте слова синонимических рядов из рассказа «Косцы». Какие из них вы предпочли бы использовать в своей речи и почему? Например:
Прелесть — красота… —
Продолжите этот ряд, придумайте собственные предложения со словами этого ряда.
Примечания
[1] Бахилы — крестьянская обувь в виде кожаных или плетёных из бересты полусапожек, спереди стягивающиеся ремешками.
[2] Онучи — куски полотна, предназначавшиеся для обёртывания ног; обычно носились с лаптями.
Образ Родины в произведении
Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина «Косцы» Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.
Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.
Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет «родной сторонушкой». А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах «беспредельная родная Русь» выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.
Светлые стороны творчества эмигрантского периода
Однако далеко не всегда пребывал в унынии Бунин. Краткое содержание («Косцы», 1921 год) доказывает, что он, напротив, стал видеть больше, чем, возможно, раньше, когда все казалось ему очевидным и не нуждающимся в утверждении. У него теперь вырвались слова, которые раньше он держал в себе, не произносил — вылились прозрачно, свободно, ровно. Трудно себе представить что-либо более просветленное, чем произведение «Косцы» Бунина. Краткое содержание не передает всех его особенностей и настроения, но даже из него можно сделать вывод о том, что рассказ этот является взглядом издалека, со всеми присущими ему особенностями. Произведение само по себе будто бы малозначительное: в березовом лесу идут пришедшие на Орловщину косцы из рязанской земли, поют и косят. Но Бунину снова удалось разглядеть в едином моменте далекое и безмерное, связанное со всей Россией. Заполнилось небольшое пространство и получилось светлое озеро, а не рассказ. И в этом озере отразился великий град.
Мыслью о непростой, трагической судьбе нашей страны пронизано все творчество Бунина эмигрантского периода.
Печальная концовка
В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.
Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.
Чувство обреченности, сгущение времени
Он, как и прежде, сдвигает смерть и жизнь, ужас и радость, отчаяние и надежду. Но ранее никогда в его произведениях с такой обостренностью не выступало ощущение обреченности и бренности всего сущего: могущества, славы, счастья, красоты — как в творениях эмигрантского периода. Россия была неотторжима от писателя, как бы далеко он ни находился. Но это была отодвинутая страна, не та, что начиналась раньше за выходящим в сад окном; она была и одновременно как будто не существовала. В ответ на сомнение и боль в образе нашей страны все яснее начало проступать то русское, что должно было из прошлого идти дальше, что исчезнуть не могло. Иногда во власти особо тяжелого чувства отдаленности от своей Родины Бунина посещали различные озаряющие мысли, но горизонт так и оставался беспросветен.
Идея
Рассказ «Косцы» называют поэтической зарисовкой, которая сопровождается размышлением автора о судьбе России. Однажды, путешествуя на пароходе, Бунин услышал песню грузчиков. Это и послужило поводом для написания данного стихотворения в прозе. Писатель рассуждает о русском человеке, о духовном единении людей со своей страной. Главное, что хотел показать Иван Алексеевич: слушая песню косцов, все чувствуют себя единым целым — Россией. Каждый должен ощущать свою землю и гордиться ею. Ведь косцы пели так легко и естественно, как может только русский человек.
Проблемы
Проблематика как круг вопросов, рассматриваемых автором в произведении «Косцы», выражена в общественно-политическом аспекте, национально-историческом, философском, социальном. Посредством мыслей и чувств рассказчика, которые пробудились от трогательных песен крестьян, появляется возможность воссоздать образ той страны, в которой родился автор, нашел вдохновение и начал творить. Основная проблема произведения – это, прежде всего, невозвратность прошлого, необратимость времени, которое никогда не вернется назад.
Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.
Главная>Краткие содержания>Произведения Бунина
Косцы, Бунин
Быстрый переход:
Очень краткое содержание (в двух словах)
Краткое содержание (подробно)
Видео краткого содержания (для тех, кто предпочитает слушать)
Очень краткое содержание (в двух словах)
Рассказчик вспоминает далёкое прошлое, ещё до всех войн и бед в России. Он шёл по большой дороге и вдруг увидел косцов, которые косили траву в берёзовом лесу и пели печальные песни. Они выглядели такими здоровыми и счастливыми, несмотря на свои грустные песни, что рассказчик не мог налюбоваться ими. Но всё хорошее проходит и сейчас он утверждает, что такие добрые времена уже никогда не вернутся, так как божье прощение закончилось.
Краткое содержание (подробно)
Рассказчик делится воспоминанием давно минувших дней, которое он вспоминает с теплотой, и утверждает, что те хорошие и добрые времена, уже никогда не вернутся. В тот день он с попутчиками шёл по дороге в Орловской губернии, и они увидели косцов, которые косили траву и красиво пели песни.
Выяснилось, что они не местные, а рязанские, которые ходят артелью в сезон косьбы по России, и косят траву, зарабатывая таким образом деньги. Рассказчик смотрел на них, и не мог налюбоваться их красивой и слаженной работой. Он вспомнил, что уже видел их неделю назад, и даже сумел с ними пообщаться. В тот раз он застал их за ужином, когда, с большим удивлением увидел, что они едят ядовитые грибы мухоморы. Косцы со смехом сказали ему, что грибы сладкие, а на вкус, так вообще, как курятина.
Рассказчик продолжал стоять дальше, смотреть на их работу и слушать песни. Его радовало, что они так едино слились с природой, с землёй, что так гармонично вписались в этот берёзовый лес в самой глуши нашей страны. Глядя на них, ему становилось радостно и спокойно на душе.
В своих песнях они грустили и тосковали по своей родине, по своим родным и любимым. Но, несмотря на тоску и грусть в песнях, косцы понимали, что счастливее, чем в данную минуту, они, возможно, не будут никогда.
Рассказчик с грустью заканчивает, что и действительно, такие приятные денёчки уже не вернуть, и их никогда не будет. Так как сказка закончилась, и природа с богом отвернулись от человека.
Примечание: рассказ был написан в 1921 году, и Бунин имел в виду те страшные события, которые уже долгие годы шли в России — Первая мировая война (1914 — 1918), Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война (1917-1922).
Видео краткого содержания (для тех, кто предпочитает слушать)
см. также:
Краткие содержания других произведений
Краткая биография Ивана Бунина