Краткое содержание рассказа максимка станюкович

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Максимка» Станюковича
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План рассказа «Максимка»

Глава 1

Русский военный паровой клипер «Забияка» в Атлантическом океане держит курс на юг. С утра матросы делают уборку на любимом судне. Молодой вахтенный офицер наслаждается прохладой, кок печет булки, боцман ругается для порядка.

Глава 2

И вдруг часовой видит в море человека на обломке мачты. Капитан командует спустить баркас. Матросы плывут к потерпевшему.

Глава 3

Баркас привозит спасенного. Это большеглазый худенький негритенок лет десяти-одиннадцати. Доктор выхаживает его. Матросы рады, что «арапчонок» жив. Вестовой Сойкин говорит им, что мальчика высадят на мысе Доброй Надежды. Матросы переживают, как ему попасть домой.

Глава 4

Через мичмана Петеньку, знавшего английский, все узнали, что год назад капитан американского брига «Бетси» купил его в Мозамбике. Мальчик служил ему, а тот бил его. Бриг вез груз негров на продажу и затонул. Матросы, бывшие крепостные, рады, что теперь раб на воле.

Глава 5

Через 3 дня мальчика выпустили из лазарета. Пьяница, но отличный матрос Иван Лучкин сшил негритенку матросский костюмчик. И дал ему имя Максимка (мальчика нашли в день святого Максима). Мальчик понял, что русские матросы его не обидят.

Глава 6

Лучкин, одинокий матрос-марсовой, всем объявил, что «дитё» в обиду не даст, пусть и некрещеное. Лучкин стал нянькой сироте. Жалеет его и пожилой плотник Захарыч. Поначалу мальчик боится есть за одним столом с белыми людьми.

Глава 7

У Лучкина радостно и тепло на душе, он даже хочет бросить пить. Он мастерит мальчику башмаки. Мальчик с ним доверчив и послушен. Так добра к нему была только мать, которую он смутно помнил. Лучкин учит его русским словам.

Глава 8

Лучкин и Максимка стали друзьями. Мальчик помогал матросам. А еще пел и плясал. Лучкин упросил капитана взять Максимку Забиякина в команду юнгой. Мальчика окрестили. За 3 года плаванья Максимка выучил русский язык, а уже в Кронштадте его отдали в школу фельдшерских учеников. Лучкин вышел в отставку, чтобы с ним не разлучаться. Пил он теперь «с рассудком», не пропивая вещей.

Читательский дневник по рассказу «Максимка» Станюковича

Сюжет

В Атлантическом океане моряки русского военного клипера «Забияка» спасают негритенка лет десяти. Год он был рабом у злого капитана затонувшего американского брига «Бетси». Отчаянный матрос, но пьяница, Иван Лучкин стал ему нянькой, одел, обул. Они стали друзьями. Все на судне любили сироту. Его приняли в юнги, окрестили Максимкой Забиякиным. Потом устроили в школу фельдшерских учеников. Жил он у Лучкина, который при мальчике пить стал умеренно.

Отзыв

Рассказ о доброте, отзывчивости. Моряки не только спасают сироту-раба, но и создают для него новую, счастливую жизнь. Для Лучкина мальчик тоже стал спасением: от одиночества, пьянства. Человек расцветает от хорошего отношения. Максимка всем, как мог, отплатил добром, стал хорошим человеком. Рассказ учит состраданию ко всем, не разбирая цвет кожи, национальность, веру, щедрости, бескорыстию, доброте, взаимовыручке, благодарности, учит честно трудиться, ставить себя на место другого, иметь достойные цели в жизни, исправлять свои ошибки, меняться в лучшую сторону.

План рассказа «Максимка»

  1. Путь клипера «Забияка» на юг.
  2. Спасение тонущего.
  3. Жалость матросов к негритенку.
  4. Мальчик – раб с брига «Бетси».
  5. Забота команды о мальчике.
  6. Матрос Лучкин – нянька Максимки.
  7. Дружба матроса и мальчика.
  8. Максимка – юнга в команде.
  9. Учеба и жизнь героя на берегу у Лучкина.
  • Краткие содержания
  • Станюкович
  • Максимка

Краткое содержание Станюкович Максимка

Атлантический океан. Шесть часов утра. Все вокруг спокойно и красиво. Не видно ни одного паруса, а только время от времени покажется спинка рыбы, которая плывет в нужном ей направлении.

Русский паровой клипер «Забияка» плывет на юг. На палубе идёт уборка. В восемь часов начнется обычный день на военном судне. Боцман Матвеич покрикивал на матросов и следил, чтобы все вокруг сверкало. Матросы любили боцмана за его доброту и не обижались на его реплики. Вахтенный офицер наблюдает за компасом, в правильном направлении ли идёт корабль.

И, вдруг сигнальщик закричал, что человек за бортом. В бинокль лейтенант увидел человека, привязанного к мачте. Он отдал приказ достать несчастного. Капитан и старший офицер также появились на мостике и стали отдавать приказы. Корабль остановился и баркас с матросами отправился спасать пострадавшего.

Спасенным оказался маленький мальчик десяти лет. Его отправили в лазарет к доктору. Все матросы жалели мальчишку. Они рассуждали, что же дальше будем с мальчиком. Кто-то предположил, что его высадят на мысе Доброй Надежды. Плотник Захарыч особенно жалел арапчонка.

Доктор пытался поговорить с мальчиком, но они не понимали друг друга. Тогда за дело взялся молодой мичман Петенька, который хорошо знал английский язык. Оказалось, что у арапчонка нет родных. Его купил капитан корабля «Бетси», который перевозил рабов. Капитан избивал мальчишку и называл его » бой». У мальчика не было имени. Ночью корабль столкнулся с другим и затонул.

Мальчик быстро поправился. Ему матросы сшили одежду по размеру.

Матросы назвали арапчонка Максимка. Он чувствовал, что его здесь не обидят. Матрос Иван Лучкин взял мальчика под своё покровительство.

Максимка боялся есть вместе с белыми людьми, но вскоре понял, что его никто не обидит на корабле.

Лучкин хоть и был любителем выпить и погулять, но очень серьёзно отнесся к мальчику. Он шил ему одежду и заботился, как о сыне. Он приучал Максимку к корабельной службе и обучал его русскому языку.

Максимку по просьбу всей команды, оставили юнгой на корабле. Затем его крестили в православную веру. Лучкин стал меньше пить. Максимку через три года отправили учиться в фельдшерскую школу, а Лучкин и дальше заботился о мальчике.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Станюкович. Все произведения

  • Куцый
  • Максимка
  • Матросик
  • Нянька
  • Побег

Максимка. Картинка к рассказу

Максимка кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Мастер и Маргарита Булгакова

    Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный прогуливаются на Патриарших прудах, встречают сатану, который называет себя Воландом и практикует чёрную магию. С ним путешествует свита, большой кот Бегемот, девушка Гелла, Коровьев и Азазелло

  • Краткое содержание Бальзак Тридцатилетняя женщина

    Главной героиней становится Жюли. Она неизменно красивая, со свежим румянцем. Девушка нравится всем, однако самой героине нравится лишь один граф Виктор, по совместительству ее первая любовь.

  • Краткое содержание Толстой Два товарища

    По лесной тропинке проходили два мальчика. Вдруг на них напал бурый, страшный, громадный медведь.

  • Краткое содержание Похищенное письмо Эдгара По

    Однажды повествователь был у своего друга Огюста Дюпена и вспоминал его прошлые расследования. Вдруг к ним за советом является префект полиции Парижа, их общий знакомый.

  • Краткое содержание Пришвин Утята и ребята

    Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню

После изучения в классе или дома морского рассказа Станюковича «Максимка», краткое содержание для читательского дневника составляется быстро. Но надо учитывать некоторые особенности. 

Если внимательно читать или слушать онлайн эту книгу, запомнится большое количество деталей, связанных с описанием команды и океана – то тихого, то рокочущего. Выбирать следует только те события, которые непосредственно влияют на развитие сюжета.

Содержание

  • Главные герои и их характеристика
  • Краткое содержание рассказа «Максимка»
  • Главная мысль произведения Константина Станюковича

Главные герои и их характеристика

"Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

В рассказе несколько главных персонажей:

  • Иван Лучкин — около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте. Его отличной службе уже 15 лет. Он «лучший матрос, но отчаянный пьяница», поэтому у него красный нос. Однако Лучкин очень добрый, отзывчивый. Он мастер на все руки и раньше всех догадался сшить негритенку матросскую одежду по росту.

  • Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым. Бывший хозяин купил его в Мозамбике и постоянно бил плеткой. Максимка умеет быть благодарным, он сообразительный и трудолюбивый, ласковый, добродушный.

  • К главным героям можно отнести не только Максимку и Ивана Лучкина. 

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    В судьбе негритенка так или иначе принимали участие многие члены экипажа клипера «Забияка»:

  • Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.

  • Доктор — уже в годах, он добродушный, веселый.

  • Мичман Петенька — хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.

  • Старый плотник Захарыч — человек без предрассудков, жалеет Максимку.

  • Боцман Василий Егорович — строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

  • Сироту-арапчонка жалели практически все матросы и офицеры.

    Краткое содержание рассказа «Максимка»

    Русский военный паровой клипер с лихим названием «Забияка» шел тропиками Атлантического океана. На бирюзовом высоком небосклоне ярко светило южное солнце. Горизонт был пуст, только переливались серебряной пеной гребни синих волн. Изредка блеснет чешуя летучей рыбки и покажется темная спина кита.

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    Ночь прошла, и моряки занимались чисткой снастей и палубы корабля. Вдруг часовой крикнул, что увидел человека в море. Весь экипаж пришел в движение, клипер снял паруса и спустил на воду баркас. Когда он вернулся, все увидели маленького негритенка. Его сняли с обломка мачты американского брига «Бетси».

    Матросы и офицеры очень жалели мальчика. Мичман Петенька выяснил, что капитан-американец избивал арапчонка плетью, считал его рабом.

    Пока все обсуждали, как помочь сироте, Иван Лучкин сшил ему маленькую матросскую форму, нарек Максимкой в честь святого Максима и взял мальчика под свою опеку. Он учил негра говорить по-русски, баловал его сахаром и приучал к выполнению простой работы на корабле.

    Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, Лучкин все больше мрачнел. Он объяснил Максимке, что его оставят там на берегу. Но мальчик, который все это время жил как в сказке, горячо убеждал своего опекуна, что хочет быть русским матросом.

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    Тогда Лучкин попросил боцмана Егорыча замолвить за арапчонка слово, чтобы оставить на корабле. Другие матросы поддержали эту идею. Капитан хотел было отказать в этой просьбе, но ему тоже было жаль мальчугана, и он дал согласие. Так маленький арап стал юнгой. Его окрестили, назвали Максимом Забиякиным.

    Максимка был в плавании три года. За это время мичман Петенька обучил его чтению и письму. В Кронштадте капитан определил мальчика в школу фельдшерских учеников. Иван Лучкин вышел в отставку, чтобы быть ближе к своему воспитаннику. Он остепенился и стал меньше пить.

    Главная мысль произведения Константина Станюковича

    Станюкович показывает доброту русских моряков, их способность к сочувствию. Они не делят людей по цвету кожи, искренне радуются спасению маленького арапчонка. 

    Если у одинокого человека, каким был Иван Лучкин, появляется цель в жизни, то он способен на благородные поступки и преодоление своих пороков.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Растрепанный воробей» — краткое содержание сказки К.Г. Паустовского для читательского дневника

    Следующая

    Краткое содержание«Журавлиный крик» — краткое содержание повести Василя Быкова

    Автор: Константин Станюкович

    Название: «Максимка»

    Жанр: рассказ

    Тема произведения: милосердие и добродушие

    Число страниц: 48

    Главные герои и их характеристика:

    • Максимка – мальчик 10-11 лет, находчивый, благодарный, резвый, добрый
    • Иван Лучкин – отзывчивый, добродушный, милосердный матрос

    Мое отношение к героям произведения:

    Максимка очень милый! Я думаю, что ему повезло оказаться на корабле. Тут он обрёл радость и ласку.

    Экипаж корабля оказался очень добрым и понимающим. Максимку жалели, ему помогали практически все моряки.

    О чем произведение (кратчайшее содержание, 1-2 предложения):

    Экипаж корабля «Забияка» спасает чернокожего мальчика лет 10.

    Сюжет — краткое содержание:

    1. По Атлантическому океану плыл русский корабль.
    2. Часовой увидел человека, который был привязан к мачте какого-то судна. Потерпевшего удалось спасти. Оказалось, что это чернокожий мальчик.
    3. Когда ребёнок стал лучше себя чувствовать, он на английском рассказал о тяжёлой судьбе. Его постоянно избивали, он не видел материнской любви. После того, как на корабль напали, мальчик оказался на мачте.
    4. Иван Лучкин принёс герою одежду, которую сам сшил. Ребёнка стали называть Максимкой. Иван начал меняться. Он захотел перестать пить, ухаживал и присматривал за своим подопечным.
    5. Максимку оставили матросом на судне. А через время крестили, дали фамилию «Забиякин» и отправили учиться на фельдшера.

    Понравившийся эпизод:

    Мне понравился эпизод, когда Максимке принесли его одежду! Мальчик был так рад, ведь он никогда не ощущал такой заботы, ласки. Меня порадовало Поведение Ивана Лучкина, который не спал ночами, только чтобы одеть и обуть Максимку, заставить почувствовать себя нужным.

    План произведения для пересказа:

    1. Океан
    2. Человек на мачте
    3. Мальчик
    4. Рассказ
    5. Новая одежда
    6. Теперь матрос
    7. Жизнь вне судна

    Главная мысль:

    В мире не без добрых людей.

    Чему учит эта книга:

    Произведение учит добродушию, милосердию, пониманию.

    Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

    Очень хороший рассказ! Я восхищена экипажем корабля. Все эти люди не бросили умирающего мальчика, а оказали ему помощь. Это очень благородный поступок!

    Новые слова и выражения:

    • Шлюпка – небольшое беспалубное судно
    • Консул – лицо, представляющее интересы родной страны

    Пословицы к произведению:

    • Доброе словечко в жемчуге.
    • Доброе дело одно одного лучше, худое — одно одного хуже.
    • Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает.

    Другие читательские дневники вы найдете здесь

    Глава 1

    Русский военный паровой клипер «Забияка» в Атлантическом океане держит курс на юг. С утра матросы делают уборку на любимом судне. Молодой вахтенный офицер наслаждается прохладой, кок печет булки, боцман ругается для порядка.

    Глава 2

    И вдруг часовой видит в море человека на обломке мачты. Капитан командует спустить баркас. Матросы плывут к потерпевшему.

    Глава 3

    Баркас привозит спасенного. Это большеглазый худенький негритенок лет десяти-одиннадцати. Доктор выхаживает его. Матросы рады, что «арапчонок» жив. Вестовой Сойкин говорит им, что мальчика высадят на мысе Доброй Надежды. Матросы переживают, как ему попасть домой.

    Глава 4

    Через мичмана Петеньку, знавшего английский, все узнали, что год назад капитан американского брига «Бетси» купил его в Мозамбике. Мальчик служил ему, а тот бил его. Бриг вез груз негров на продажу и затонул. Матросы, бывшие крепостные, рады, что теперь раб на воле.

    Глава 5

    Через 3 дня мальчика выпустили из лазарета. Пьяница, но отличный матрос Иван Лучкин сшил негритенку матросский костюмчик. И дал ему имя Максимка (мальчика нашли в день святого Максима). Мальчик понял, что русские матросы его не обидят.

    Глава 6

    Лучкин, одинокий матрос-марсовой, всем объявил, что «дитё» в обиду не даст, пусть и некрещеное. Лучкин стал нянькой сироте. Жалеет его и пожилой плотник Захарыч. Поначалу мальчик боится есть за одним столом с белыми людьми.

    Глава 7

    У Лучкина радостно и тепло на душе, он даже хочет бросить пить. Он мастерит мальчику башмаки. Мальчик с ним доверчив и послушен. Так добра к нему была только мать, которую он смутно помнил. Лучкин учит его русским словам.

    Глава 8

    Лучкин и Максимка стали друзьями. Мальчик помогал матросам. А еще пел и плясал. Лучкин упросил капитана взять Максимку Забиякина в команду юнгой. Мальчика окрестили. За 3 года плаванья Максимка выучил русский язык, а уже в Кронштадте его отдали в школу фельдшерских учеников. Лучкин вышел в отставку, чтобы с ним не разлучаться. Пил он теперь «с рассудком», не пропивая вещей.

    Читательский дневник по рассказу «Максимка» Станюковича

    Сюжет

    В Атлантическом океане моряки русского военного клипера «Забияка» спасают негритенка лет десяти. Год он был рабом у злого капитана затонувшего американского брига «Бетси». Отчаянный матрос, но пьяница, Иван Лучкин стал ему нянькой, одел, обул. Они стали друзьями. Все на судне любили сироту. Его приняли в юнги, окрестили Максимкой Забиякиным. Потом устроили в школу фельдшерских учеников. Жил он у Лучкина, который при мальчике пить стал умеренно.

    Отзыв

    Рассказ о доброте, отзывчивости. Моряки не только спасают сироту-раба, но и создают для него новую, счастливую жизнь. Для Лучкина мальчик тоже стал спасением: от одиночества, пьянства. Человек расцветает от хорошего отношения. Максимка всем, как мог, отплатил добром, стал хорошим человеком. Рассказ учит состраданию ко всем, не разбирая цвет кожи, национальность, веру, щедрости, бескорыстию, доброте, взаимовыручке, благодарности, учит честно трудиться, ставить себя на место другого, иметь достойные цели в жизни, исправлять свои ошибки, меняться в лучшую сторону.

    План рассказа «Максимка»

    1. Путь клипера «Забияка» на юг.
    2. Спасение тонущего.
    3. Жалость матросов к негритенку.
    4. Мальчик – раб с брига «Бетси».
    5. Забота команды о мальчике.
    6. Матрос Лучкин – нянька Максимки.
    7. Дружба матроса и мальчика.
    8. Максимка – юнга в команде.
    9. Учеба и жизнь героя на берегу у Лучкина.

    Русский писатель Константин Станюкович был сыном адмирала, губернатора Севастополя. Корни его восходят к литовскому дворянскому роду. Константин был четвертым из восьмерых детей в семье. Естественно, для мальчика родителями была предусмотрена только военная карьера, тем более, что он принимал участие в обороне Севастополя одиннадцатилетним мальчуганом, являясь курьером между отцом и адмиралами Нахимовым и Корниловым.

    Жизнь Станюковича связана с морем, он учился в морском кадетском корпусе, но влечение к литературе оттесняло все другое на второй план, в шестнадцать лет публикуется его первое стихотворение. Отец пытается возражать и отправляет сына на три года в кругосветное плавание. Но остановить писателя-мариниста невозможно, он сотрудничает с журналами, печатает короткую прозу, выходит в отставку.

    Станюкович мастер рассказа. По его произведениям было снято три фильма. Одним из известнейших рассказов русской классики является «Максимка», написанный в 1896 году.

    Краткое содержание рассказа «Максимка»

    Прекрасное утро в Атлантическом океане. На русском клипере под названием «Забияка» обычный день — все по расписанию: уборка палубы до блеска, подготовка к поднятию флага, чистка орудий. Боцман Матвеич для порядка подгонял матросов, хотя каждый знал и выполнял свою работу качественно. Отличительным свойством его была ругань — в этом плане он был просто виртуоз.

    Станюкевич Максимка - краткое содержание

    Старшие офицеры лениво следят за беготней, мечтая скорее смениться с вахты. Вдруг часовой сообщает, что в море находится человек. Он то ли привязан к мачте, то ли просто держится за нее. На воду быстро спускается баркас и отправляется на поиски, потому что быстро клипер не остановить, человек потерялся из виду.

    Все нервно следили за убывающим баркасом и делали предположения – жив тот человек или нет, кто он, откуда, не съела ли его акула. Вскоре спасатели вернулись и экипаж увидели что находкой был маленький мальчик, негр, лет одиннадцати. Он был очень изможден и худ, его срочно отвели к доктору, а клипер тем временем быстро набирал обороты и отправился своим путем.

    Мальчика выхаживали с большой осторожностью. Боялись, чтоб не переел и не умер. Матросы рассуждали куда его деть и все сошлись на мнении, что его ссадят на мысе Доброй Надежды.

    Мальчик быстро поправлялся, но доктор не понимал, что он говорит, поэтому пригласили мичмана Петю, чтоб он поговорил на английском с ребенком. Из разговора он вынес, что мальчик находился на американском судне «Бетси» и был рабом капитана, чистил одежду, сапоги и приносил еду с выпивкой. Жилось ему не сладко, он постоянно получал затрещины. Родом он из Мозамбика. Оттуда вывозили партию негров для работы на плантациях американцев.

    Однажды американский бриг столкнулся с другим кораблем и пошел ко дну, негретенок привязался к мачте и два дня плавал в открытом океане. Всех очень поразил рассказ ребенка, им было жаль мальчика, матросы строили предположения, как поступит с ним командир судна.

    Имя мальчику дал матрос Иван Лучкин, который принес ему одежду и назвал Максимкой. Иван сделал мальчику обувь и стал учить русскому языку…

    Экранизация рассказа

    Одноименный фильм по мотивам морских рассказов писателя был снят в 1952 году на Киевской киностудии режиссером Владимиром Брауном. Автором сценария выступил Григорий Колтунов. Приключенческая картина быстро завоевала зрительские симпатии, заняв пятое место в прокате после выхода фильма на экран.
    В главных ролях снимались знаменитые советские актеры:

    • Н. Крючков
    • Б. Андреев
    • С. Курилов
    • В. Тихонов
    • М. Бернес
    • М. Пуговкин
    • А. Бовыкин

  • Краткое содержание рассказа лягушка путешественница
  • Краткое содержание рассказа люцерн толстой
  • Краткое содержание рассказа людочка
  • Краткое содержание рассказа людмила жуковский
  • Краткое содержание рассказа любовь к жизни джек лондон