Краткое содержание рассказа на дне горький

Краткое содержание «На дне»

Краткое содержание «На дне»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 29630.

Обновлено 11 Декабря, 2021

О произведении

Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.

Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?». Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.

Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

Действие пьесы происходит в конце XIX века в ночлежке для бедняков и на пустыре в неназванном российском городе.

Главные герои

  • Костылев Михаил – 54 года, хозяин ночлежного дома.
  • Василиса – супруга Костылева, 26 лет, любовница Пепла.
  • Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
  • Лука – странник, 60 лет, проповедует утешительную ложь.
  • Васька Пепел – вор, 28 лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
  • Клещ Андрей Митрич«рабочий человек», слесарь 40 лет, надеется вернуться к прежней жизни.
  • Бубнов – картузник, 45 лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
  • Барон – бывший аристократ 33 лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
  • Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
  • Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.

Другие персонажи

  • Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден: «человек должен вести себя смирно».
  • Анна – жена Клеща, 30 лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
  • Алешка – сапожник, 20 лет.
  • Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
  • Настя– девица легкого поведения, 24 лет, мечтает о настоящей любви.
  • Квашня – женщина лет 40, торгует пельменями.

Краткое содержание

Акт первый

Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.

Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.

Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.

Барон, выхватывая у Насти книжку и, прочитав название – «Роковая любовь», – хохочет.

Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.

Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия скорняк и когда-то он имел «собственное заведение». Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.

Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.

Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.

Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает: жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.

Актер и Сатин уходят.

Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.

Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.

Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит». Клещ возражает, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести». Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.

Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.

В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.

Акт второй

Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.

Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.

Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено: он «пропил душу». Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел»,- считает Лука.

Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.

Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону», Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.

Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет». Василиса предлагает Пеплу убить её надоевшего мужа, аргументируя тем, что и сам Васька дважды из-за Костылёва в тюрьме сидел, и Наташу он притесняет.

Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дела с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.

Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.

Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.

Акт третий

Действие – на «пустыре», захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.

Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожители ее смеются, потому что в их жизни не было ничего настоящего.

Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.

Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого». Хотя, чего ждать, она не понимает, «всем плохо жить».

Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить», сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Клещ людей ненавидит, и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает

Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь», поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.

Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать». Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.

Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.

Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля, ни на что не годен.

Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.

Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше», и рассказывает свою историю.

Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении», а после тюрьмы все дороги закрыты.

Входит угрюмый Клещ: он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну, и не понимает, как жить дальше.

Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!». Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.

Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе: она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.

Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.

Акт четвертый

Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.

Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Клещ соглашается: старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека».

Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.

Барон называет Луку шарлатаном.

Настя, которой стали противны и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.

Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал». По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно, и без нее дышать нечем».

Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике»: тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек», а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету».

Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму точно.

Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.

Актер вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.

Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога, что на пустыре повесился Актер.

Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»

И что в итоге?

Костылёв Михаил — убит в драке с Васькой Пеплом.

Василиса — оказывается в тюрьме по подозрению в преступном замысле против мужа.

Наташа — изуродованная сестрой, после смерти Костылёва пропадает без вести.

Лука — уходит из ночлежки после смерти Костылёва; вероятно, отправляется дальше странствовать на Украину.

Васька Пепел — попадает в тюрьму за убийство, попутно выставив Василису своей сообщницей.

Клещ Андрей Митрич — продолжает жить в ночлежке, привыкнув к такой жизни.

Актёр — заканчивает жизнь самоубийством, повесившись на пустыре.

Медведев Абрам — теряет должность полицейского, женится на Квашне, впадает в пьянство.

Анна — умирает от чахотки.

Квашня — становится женой бывшего полицейского Медведева.

Заключение

Заключение

Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.

Тест по пьесе

Прочитав краткое содержание произведения Горького, попробуйте ответить на вопросы:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Инна Семенова

    11/15

  • Ама Хай

    14/15

  • Алексей Пловец

    10/15

  • Лиза Иконкина

    14/15

  • Семен Девятов

    15/15

  • Наталья Белогородская

    14/15

  • Сева Страшко

    15/15

  • Ерболат Назарбаев

    13/15

  • Ирина Дорохова

    15/15

  • Демьян Кузьменко

    15/15

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 29630.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 7 мин Просмотров 31.8к. Опубликовано 18.03.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «На дне» за 1 минуту и подробно по актам за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ пьесы «На дне»

Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом.

Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов.

Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя. На нарах расположился бывший телеграфист.

А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука.

Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг.

Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.

Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить. Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва.

Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию. Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.

Главные герои и их характеристика:

  •  Андрей Клещ  – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
  •  Сатин  – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
  •  Васька Пепел  – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
  •  Бубнов  – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
  •  Актёр  – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
  •  Барон  – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
  •  Лука  – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
  •  Алёшка  – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
  •  Кривой Зоб и Татарин  – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
  •  Анна  – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
  •  Михаил Иванович Костылев  – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
  •  Василиса Карповна  – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
  •  Настя  – девица, мечтающая о настоящей любви.

Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам

Акт первый

В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола. Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя).

В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.

Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.

Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.

А подметанием занялся Лука.

Акт второй

Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл.

Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».

Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.

Акт третий

Постепенно завязывается серьёзная интрига. Оказалось, что Василиса вовсю подталкивает Ваську Пепла к ужасному поступку – он должен убить её мужа, Костылева.

И в финале третьего акта вор бьёт хозяина ночлежки. Удар оказался смертельным. И Васька решил, что стоит прикончить и Василису, однако вдова ускользает.

Акт четвёртый

А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.

На дне. Горький.Да и Актёр подбавляет жару своими высказываниями и цитированием великих поэтов. Позже не помнящий своего имени лицедей уходит из ночлежки на пустырь.

Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит.

И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.

Кратко об истории создания произведения

Великий русско-советский писатель Алексей Максимович Пешков, также известный под псевдонимом Максим Горький, создал много прозаических произведений.

Он не был профессиональным драматургом, и написанная в декабре 1901 – январе 1902 года пьеса «На дне» стала своего рода экспериментом.

Интересно, что шумиха, получившаяся вокруг Горького после постановки пьесы в Московском Художественном театре, не понравилась Л.Н. Толстому – он усмотрел в этом фальшь.

Тест по роману «На дне»

Краткое содержание пьесы Горького «На дне» по действиям поможет выделить основные проблемы, которые остаются актуальными много веков.

Персонажи произведения

  • Михаил Иванович Костылев — мужчина в возрасте 54 лет, хозяин и содержатель ночлежного дома.
  • Василиса Карповна — жена Костылева, женщине 26 лет. Была любовницей постояльца Пепла.
  • Наташа — сестра хозяйки, девушке 20 лет.
  • Медведев — дядя хозяйки и ее сестры, полицейский, 50 лет.

Жители подвала:

  • Васька Пепел — промышляет воровством, 28 лет.
  • Клещ Андрей Митрич — рабочий человек — слесарь, 40 лет.
  • Анна — его жена, больная женщина 30 лет.
  • Настя — распутная девушка, 24 лет.
  • Квашня — торгует на базаре, около 40 лет.
  • Бубнов — бывший аристократ, сожительствует с Настей, 45 лет.
  • Барон — 33 лет.
  • Сатин и Актер — лет под 40.
  • Лука — старик, мудрец, странник, 60 лет.

Действие I

Произведение начинается весенним утром. Торговка Квашня рассуждает о замужестве. Она утверждает, что не будет вписываться в паспорт к мужчине, отдаваться ему в крепость. Барон слушает и ест хлеб. В беседу вклинивается Клещ, он спорит с ней. По его мнению, женщина хочет обвенчаться с Абрамкой. Квашня ругается. Барон хватает книгу из рук увлеченно читающей Насти. Он со смехом читает название – «Роковая любовь». Девушка просит отдать ей книгу, начинается шум. Больная Анна просит не кричать, перестать ругаться, но ее никто не слушают. Квашня жалеет женщину и предлагает ей поесть, Анна глухо кашляет и отказывается.

Просыпается Сатин, он не помнит, что было вчера, чувствует – избит, а за что, не знает. Жильцы спорят, никто не хочет прибираться, забыли, чья очередь.

Анна предлагает мужу Клещу оставленные для нее Квашней теплые пельмени. Актер объявляет, что доктор нашел причину болезни: «организм отравлен алкоголем». Он и Сатин вспоминают сложные умные слова. Человеческая речь им надоела, хочется нового, неизвестного. Сатин был телеграфистом, поэтому встречал много новых понятий, читал книги.

В ночлежке появляется Костылев. Он прислушивается к тому, что происходит в углу у Пепла, за перегородкой. Хозяин требует от Клеща вернуть долг, 2 рубля. Между мужчинами начинается спор, слесарь уходит на улицу. Михаил Иванович тревожит сон Пепла. Сатин посмеивается, он понимает, что хозяин ищет жену. Пепел гонит их. Он увлечен другой – сестрой Василисы — Наташей. Разговор переходит на рабочих, на честь и совесть. Кому они нужны? По его мнению, только тем, кто богат или при власти.

Наталья вводит в ночлежку старика. Это Лука. Она обращается к Клещу, просит забрать Анну с кухни, куда отвела ее погреться. Девушка признается, что боится смерти. Пепел хвастается смелостью, готов принять гибель, лишь бы от «чистой» души. Пепел надсмехается над бывшим аристократом, за стопку просит полаять.

Клещ надеется, что вырвется из погреба, уйдет из ночлежного дома.

В комнате остаются двое: больная Анна и старец Лука. Анне кажется, что он похож на ее отца. Батюшка был ласковым и мягким. Лука согласен: он мягкий, его много «мяли» в жизни.

Действие завершается криками. Где-то за кулисами Василиса бьет Наталью, ей не нравится, что Васька сменил интерес к ней на ухаживание за сестрой. Постояльцы бегут разнимать женщин.

Действие II

Обстановка в ночлежном погребе не меняется. Одни жильцы играют в карты, другие – в шашки.

Татарин требует от игроков не допускать обмана, но так играть никто не умеет. Вся игра построена на обмане: спрятать или подменить карту. Мужики спорят. Барон пойман, он засунул карту в рукав. Татарин не может объяснить, зачем нужна честность. Над ним все смеются.

Зоб затягивает песню о тюрьме, в которой темно и нет солнца. Тюрьму стерегут часовые. Тот, кого стерегут, и так не убежит, ему некуда, нет сил порвать цепи. Песня усиливает тяжесть обстановки в помещении.

Лука беседует с Анной. Женщина жалуется на свою жизнь. Она никогда не ела досыта, боялась, тряслась, дрожала. Не было хорошей одежды – только тряпье. Анна спрашивает о том свете, как там житье, будет ли ей покой. Лука утешает: «…там отдохнешь».

Актер предлагает Луке послушать его любимые стихи. Он сначала пытается объяснить, что это такое, затем становится в актерскую позу. Организм, отравленный алкоголем (слова Актера), отобрал память. Ничего не смог вспомнить Актер. Он спрашивает у старика, плохо ли это. Лука объясняет, что забыть любимое, сравнимо с тем, как потерять душу. Мужчина жалуется: пропита душа, потеряна вера, кончился человек. Лука предлагает ему лечиться. Есть место, но названия его он не помнит. Там построена лечебница для тех, кто пьет. Их бесплатно лечат, потому что признали, что «пьяница – тоже человек». Но нужно приготовиться к больнице: воздержаться от пьянки. Лука уверен, человек все сможет, если захочет.

Их разговор прерывает Анна. Она зовет старца. Лука возвращается к женщине. Клещ молча стоит у кровати жены, он пытается что-то произнести, но только машет рукой. Старик понимает, что тяжело мужчине. Женщина признается, что ей не до него, да и заболела она от его побоев. Лука ищет слова успокоения. Он обещает измученной Анне, что смерть заберет усталость и тоску. «Помрешь – отдохнешь».

В разговор вмешивается Медведев. Он интересуется, откуда старец знает, как после смерти человеку.

Анна интересуется, не сможет ли она выздороветь, но Лука отсекает: зачем? Чтобы снова мучиться? «Смерть …– она как мать малым детям».

Мужики спорят и шумят. Лука пытается их усмирить, просит вести себя потише. Те спрашивают, точно ли умирает женщина. Лука утверждает, что смерть близко.

Пепел обращается к Медведеву с вопросом о состоянии Натальи. Полицейский злится, зачем интересоваться их личными семейными проблемами. Он называет Пепла вором. Пепел обещает Медведеву не молчать, а рассказать все про их семейство: кто принимает краденое, кто указывает места и подбивает на грабежи. Дядя удручен, он не понимает, что сделал для Васьки плохого, хотя и хорошего ничего. В разговор вступает Лука: тот, кто хорошего не делает, плохо поступает. Полицейский рассержен, он уходит.

Бубнов предупреждает Пепла, просит быть осторожнее, поубавить смелости. Старец Лука поддерживает и посылает парня-вора в Сибирь. Это «золотая сторона», там нужны смелые люди. Но Василий поражен, он думал, что в Сибирь только ссылают, а самим идти туда глупо. Беседа принимает философский характер. Пепел выясняет у Луки, есть ли Бог. Старец молча улыбается.

В ночлежном доме и на сцене появляется хозяйка Василиса. Она зовет Василия переговорить. Мужчина отмахивается. Василиса злится, Пепел обидел ее: полюбил и отошел в сторону. Хитрая любовница предлагает помочь Ваське и себе. Мужчине нравится сестра, за это она бьет ее до полусмерти. Из разговора становится понятно, что Пепел уже страдал по ее воле: 2 раза из-за жадности мужа сидел в тюрьме. Женщина предлагает убить мужа. Хитрость женщины возмущает вора.

По сцене крадется Костылев. Он видит молодую жену и начинает кричать, размахивать руками. Пепел встряхивает ревнивого старика. В это время на печке начинает шевелиться Лука. Драка прекращается, Костылев выбегает из подвала. Пепел удивлен. Он понимает, что старик специально помешал ему наколотить хозяина. Лука объясняет, что он забрался на печь «на счастье Пепла», не позволил ему еще раз допустить ошибку. Лука учит Ваську, «бабу эту нужно подальше держать». Мужа она и без Васьки сживет со свету. «С девкой, которая приглянулась», нужно уйти подальше от ночлежки. Можно и одному уйти, чтобы выбраться из запутанной семьи.

Старик Лука замечает, что больная притихла. Он идет к постели, говорит, что Анна отмучилась. Пепел испуганно вздрагивает, парень не любит мертвых. Лука согласен, любить следует живых.

Появляется муж, все постояльцы собираются у постели умершей женщины.

Действие III

Сцена открывает вид не на помещение ночлежного дома, а на пустырь рядом с ним. Окна тускло светят вровень с землей. Настя и Наташа отдыхают на бревнышке. Настя увлеченно делится о чувствах пережитой влюбленности. Это был студент в красивых дорогих лаковых сапогах. Он хотел покончить с жизнью, потому что родители не разрешали венчаться с бедной Настей. Барон и Бубнов смеются. Они точно знают, что ничего этого не было, это вымысел, сцены из книги, которую читала Настя. Лука успокаивает девушку и уводит подальше от насмешников.

Наталья признается мужчинам, что тоже боится будущего. Ей всегда кажется, что завтра умрет, становится жутко. Бубнов начинает рассуждать, зачем сочиняют, врут. Настя пытается вымыслом изменить жизнь вокруг себя, «подкрасить душу». Зачем врет старец Лука? Полезного для него в этой лжи нет, а он врет. Старик появляется, обращается к Барону. Он просит оставить девушку. Хочется девчонке лить слезы, пусть льет, она никому не мешает. Барон не согласен, ему надоели сказки Насти. Имя любимого постоянно меняется: Рауль, Гастон. Но он идет с ней мириться.

Наташе понравился Лука, он добрый. Старец соглашается, кому-то нужно быть добрым. Он поведал эпизод из своей долгой жизни. Лука сторожил дачу. В нее собрались забраться воры. Они так увлеклись своим делом, что не заметили сторожа с ружьем. Лука заставил их пороть друг друга. Потом воры попросили хлеба, оказалось, что они пытались просить у людей еды, но никто не давал, пришлось решиться на воровство. Дачу стали сторожить втроем. Воры оказались хорошими и трудолюбивыми. Зиму пережили и ушли дальше. Лука подытожил историю: добрым делает ни тюрьма, ни Сибирь, а простой обычный человек.

Клещ резко вскакивает и убегает. Он не верит в места, где есть настоящая правда. Слесарь встревожен.

Пепел удивлен, куда так рванул Клещ? Василий признается, что не любит жильца за гордость и злость. Клещ всегда подчеркивает, что он «рабочий человек», держит себя выше остальных.

Лука обращается к Бубнову. Он рассуждает о сущности правды. Лука встречал мужика, который «верил в праведную землю». Становилось плохо, он надеялся, что сможет уйти в «праведную землю», она была для него радостью. Приехал ученый человек. Стали по книгам искать землю правды. Нигде ее не нашли. Не поверил мужик ученому, избил его, потом пришел домой и с горя повесился.

Все замолчали, а мудрец сидел, улыбаясь. Он сказал, что собирается скоро покинуть ночлежку. Услышал Лука, что у хохлов появилось новое верование, пойдет его смотреть.

Пепел зовет Наталью уйти из погреба. Девушка не понимает, куда? По тюрьмам? Васька обещает ради любимой бросить воровать. Он поверил Луке и предлагает идти в золотую страну, Сибирь. Он почувствовал, что следует изменить жизнь, начать уважать себя. Наташа рассуждает о чувствах: не очень любит парня. Иногда ей мужчина нравится, в другой раз становится тошно даже смотреть на него. Пепел признается, что полюбил девушку по-настоящему и поможет ей привыкнуть. Наташа спрашивает об отношении к сестре. Пепел объясняет, что Василисе был нужен не Васька, а деньги, свобода и разврат. Лука согласен с парнем. Он говорит Наталье, что Васька хороший человек, но ему об этом нужно почаще напоминать. Наталья прижимается к Пеплу, предупреждает, если будет ее бить, она или удавится сама, или… Васька обещает не поднимать руку на Наталью. Лука подтверждает его слова: Наталья нужна Василию больше, чем он ей. Девушка не успевает договорить, появляются родственники, они командуют, приказывают заниматься хозяйством. Наталья выполняет требование сестры. Василиса вызывает Пепла на ссору. Лука не дает развиться сору. Костылев начинает нападать на старика, спрашивает, когда тот собирается покинуть дом. Хозяин ночлежки не понимает странников, он считает, что жить следует на одном месте.

Старец пытается объяснить разницу между «человеками и людьми», сравнивает их с землей. Одна урожайная, другая бедная, не дающая посева. Михаил Иванович прогоняет старца. Мудрец посмеивается, предлагает сдать его дяде полицейскому. Можно получить 3 копейки. Лука обещает ночью покинуть дом. Бубнов уверен: нужно делать все вовремя. Он поведал свою жизненную историю. Его жена связалась с мастером, тот умело красил собак в енотов, кошек в дорогих экзотических животных. Они стали сводить Бубнова со свету. Муж изобьет жену, а мастер наколотит его. Задумал убить бабу, да вовремя отказался от смертоубийства и ушел. Остался свободен, но нищ, без мастерской. Бубнов признается, что вернее всего он бы ее пропил, но чувствуется, ему жалко потерянного нажитого имущества.

Появляются на сцене Актер и Сатин. Последний ругает мудреца Луку за сказки. Актер целый день не пил, надеясь опасть в лечебницу. Сатин ругает Лука, он хочет знать, что пообещал странник.

Клещ возвращается в подвал угрюмым и озабоченным. Он потерял смысл жизни. С инструментами пришлось расстаться, чтобы похоронить жену, без работы слесарь себя не мыслит.

Женщины ведут избитую Наталью. Василиса продолжает вдогонку ударять бедную сестру. Она кричит, что никто не помешает ей растерзать девушку. Все сбиваются в кучу. Появляется Васька. Он раздвигает всех руками, ища любимую. Костылев зовет связать Ваську. Тот размахивается и толкает его. Ревнивец падает. Квашня объясняет Пеплу, что родственники облили девушке ноги кипятком. Наталья просит спрятать ее. Василиса кричит, что Костылева убили. Она обвиняет любовника в убийстве. Василий бросается на него, но Сатин и Зоб уводят парня. Наталья начинает кричать, что Василиса и Васька сговорились, специально «изувечили ее», чтобы дальше быть любовниками. Она плачет, требует отвести ее в тюрьму, подальше от них.

Действие IV

Все повторяется, действие происходит в обстановке, схожей с началом пьесы. Нет только перегородки, отделявшей комнату Васьки, нет рабочего места Клеща. Но он продолжает мастерить, пытается наладить гармонь. Слышится ветер, гуляющий за окном.

Постояльцы рассуждают о Луке. Старик пропал. У всех разное отношение к нему, никого он ни оставил равнодушным.

  • Лука все видел, во всем разбирался, все понимал (Настя).
  • жалостливый к людям (Клещ).
  • «любопытный» человек, «мякиш для беззубых» (Сатин).
  • с законом в душе (Татарин).
  • «шарлатан» (Барон).

Актер мечтает уйти в место, где лечебница для людей, отравленных вином. Клещ расстроен: поманил Актера, а дороги не указал.

Сатин начинает защищать старика. Есть, по его мнению, ложь из жалости к человеку, а правда нужна свободным людям. Он пересказывает беседу с мудрым Лукой о смысле жизни: «Для чего живут люди?». Странник сказал, что все живут для лучшей доли. Каждый рожден для чего-то, для общей пользы и ищет свое счастье. Старик призывал уважать детей: не нужно им, ребятишкам, жить мешать.

Барон хвастается богатым прошлым. Настя злит его неверием.

Разговор переходит к прошедшим событиям. Наталья вышла из больницы и пропала. Ваську пошлют на каторгу, или в тюрьму. Василиса вернее всего, что вывернется, она очень хитрая.

Постепенно снова возвращаются к разговору о старике. Барон признается: он живет бессмысленно, будто спит. Актер весь разговор сидел, спрятавшись на печи. Вдруг резко слезает и убегает из ночлежки.

В помещение возвращаются постояльцы. Они собираются петь под отремонтированную гармонь всю ночь. Песнь все та же, из первого акта: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно!». Барон открывает дверь и произносит: «Актер удавился!». В ночлежке все смолкают. Сатин негромко говорит: «Испортил песню… дурак».

Произведение поднимает огромное количество сложных тем. Краткий пересказ только помогает понять суть сюжета. Чтение всей пьесы и отдельных сцен даст толкование философских понятий. Заставить рассуждать вместе с героями, спорить с ними, мечтать и задумываться о смысле жизни – цель классика.

  • Краткие содержания
  • Горький
  • На дне

Краткое содержание Горький На дне кратко и по актам

Кратко

Действия пьесы разворачивается в ночлежке для нищих людей, которые оказались на самом дне жизни. Комната, напоминающая пещеру, разделяет вора Пепла и умирающую Анну, муж которой в этот момент занят своей слесарной работой.

В середине этой же комнаты расположился грязный и обшарпанный стол, за которым и собрались все обитающие данного места. Торговка пельменями Квашня, рассказывает окружающим о своих ухажёров, девица лёгкого поведения Настя, читает старый потрёпанный роман. Разорившейся дворянин -аристократ Борон, подначивает читающую девушку. Картузник Бубнов свои старые штаны переделывает в картуз.  На печи, не просыхая от беспробудных паяных дней расположился Актёр. Нары же занял не глупый человек, который раньше занимал пост телеграфиста. Всей этой ночлежкой управляет Костылев со своей женой Василисой. Также в этом месте живёт сестра Василисы, Наташа, в которую влюблён вор Пепел. К этим же людям присоединился странник Лука.

Постояльцы вместе с мужем Анны бурно ведут беседу и ругаются между собой, совершенно не замечая умирающего человека. Напротив, все хотят, чтоб бедная Анна поскорее умерла и ночью им бы никто не мешал спать. Утешает женщину добрый странник, который поддерживает её в самое непростое для неё время. В этот же самый момент постояльцы обсуждают, что жена содержателя ночлежки находиться в любовных отношениях с вором и очень злиться, что тому нравиться Наташа, они с мужем постоянно избивают девушку до полусмерти.

После кончины Анны у её мужа совершенно ничего не осталось, так как ему пришлось продать все инструменты. Бедного Луку выгоняют на улицу. Пепел уговаривает Наташу бежать с ним и клянётся, что с ней он не станет воровать, а начнёт вести порядочную жизнь. Девушка же устала от постоянных унижений и побоев соглашается при условии, что Васька не будет бить её, а если и будет, то она повеситься.

В ответ на это Василиса сильно избивает сестру и опрокидывает на её ноги самовар. В передряге Пепел убивает мужа Василисы. Наташа уверена, что это всё подстроили Васька с Василисой и, что она им не нужна. После чего постояльцы вновь берутся за старое и даже известие о кончине Актёра, который повесился на пустыре, не останавливает их по пути в трактир.

Произведение заставляет задуматься о вечном, о любви, вере, возможностях человека. И заставляет задуматься над вечным вопросом, что лучше правда или сострадание?

По актам

Акт 1

В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди. Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня и ее соседи, кухонные жильцы, Барон и Настя, больная Анна, алкоголики Актер и Сатин. Некоторые пытались выделить личное пространство, отгораживая кровать занавеской, а Васька и вовсе жил за тонкими деревянными переборками, образовавшими подобие комнаты.

В это весеннее утро Квашня доказывала собравшимся, что вовсе не мечтает о свадьбе с Абрамом, поскольку как всякая свободная женщина не стремится угодить в кабалу к мужу, даже если бы он был благородных кровей. Клещ и Барон смеялись над ней, попутно поддевая читающую любовный роман Настю.

Квашня собиралась на рынок. Жалея умирающую Анну, жену Клеща, она оставила ей немного пельменей, которые женщина отдала столяру.

Похмельные Сатин и Актер переговаривались и обсуждали вредность пыли, поднятой при подметании пола, для отравленного алкоголем организма. Сегодня Актер был в очереди уборщиков подвала, и ему страшно не хотелось выполнять эту работу.

Анна пожаловалась на духоту, Бубнов предложил отворить дверь, но Клещ стал ругаться, что простынет, сидя на полу. Пришлось Актеру выводить женщину в сени.

Вошел Костылев, хозяин ночлежки. Он, прикрываясь сбором оплаты, искал здесь жену Василису, которая была любовницей Пепла. Мимоходом посулив поднять на полтинник стоимость кровати Клеща, хозяин постучал в дверь вора. Тот отворил с вопросом, не принес ли ему хозяин семь рублей долга за проданные часы. Увидев, что жены в комнате нет, Костылев ретировался, пообещав отдать деньги.

Актер, Пепел, Клещ, Сатин и вошедший Бубнов спорят о совести. Все, кроме Клеща, считают, что совесть нужна лишь богатым. А бедный ее ни продать не может, поскольку никому не нужна.

Сестра хозяйской жены, Наташа, привела еще одного постояльца, старика Луку. Ваське девушка нравилась, но она отвергала его ухаживания.

Новому постояльцу принялись задавать каверзные вопросы, но умный и скромный старик отвечал так, что вопрошающим становилось стыдно.

В подвал зашла Василиса в поисках любовника, но тот ушел в трактир. Раздосадованная женщина срывает свой гнев на постояльцах, придираясь к долгам и неметеному полу. Лука безропотно идет подметать, а затем приводит с кухни Анну.

Полицейский Абрам Медведев, дядя Василисы и Натальи, пытается разузнать у Бубнова о слухах про связь племянницы и вора. Доносящийся скандал заставил его прекратить беседу и броситься разнимать сцепившихся Василису и Наталью.

Акт 2

Вечером обитатели подвала играли в карты с зашедшими Татарином и Кривым Зобом. Бубнов играл в шашки с Медведевым, а Лука сидел у постели умирающей Анны.

Анна тихонько жаловалась старику на тяжелую жизнь, где не было в достатке даже хлеба, на побои супруга, на бедную оборванную одежду. Лука утешал ее как мог, обещая отдых на том свете и жизнь в раю.

В это время играющие ссорились. Татарина и его товарища обыгрывали, пряча карты в рукав. Те пытались возмущаться и в итоге получили отповедь от Барона и Сатина, что если бы не обман, то им бы нечего было есть. Окончательно рассердившись, незадачливые игроки ушли.

Актер, Барон и Сатин приглашают Луку вместе выпить, но тот отказывается. Он рассказывает спившемуся Актеру, что тот еще может стать нормальным и вернуться к любимому делу, поскольку существуют специальные лечебницы, где бесплатно лечат пьяниц.

Пепел хвалится, что если захочет – уведет Наташу и будет с ней жить. Сидевший тут же Медведев вскидывается, сердится и обещает поймать Ваську с поличным. Тот в свою очередь грозит рассказать, как Костылев с женой толкнули его на путь воровства и принимали краденое, а заодно оговорить и самого Медведева. Ссорящихся разнимает Лука, Медведев уходит. Старик советует вору вместе с Наташей уйти подальше из этого дома в Сибирь.

Входит Василиса. Лука делает вид, что выходит в сени, прячась на печи, Бубнов уходит.

Неверная жена предлагает любовнику сделку. Она знает о его нелюбви к ней, что подтвердил Пепел. Знала Василиса и о его симпатиях к сестре. Наталью и предложила она в обмен на убийство Костылева. Васька не соглашается, поскольку не хочет идти на каторгу.

Хозяин тем временем прокрался в подвал, беседа прервалась. Испуганный Пепел вскочил. Костылев заметил жену и стал ругаться. Драку предотвратил Лука, завозившийся на печи.

Подойдя к Анне, он потрогал ее и стал молиться. Женщина умерла.

Вошли Наташа и пьяный Актер. Тот напился в последний раз, поскольку твердо решил с завтрашнего дня идти лечиться. Татарин, Кривой Зоб и Клещ вынесли покойницу в сени и стали устраиваться на ночлег. Лука пошел проводить Наталью, поскольку та очень боялась мертвых. Старик успокаивал девушку тем, что нужно бояться живых, а не мертвых.

Пьяные Сатин и Актер начинают громко переговариваться и шуметь. Устроившийся на ночлег татарин вскакивает, и уходит жаловаться хозяину на мертвых и пьяных и невозможность спать вообще.

Акт 3

На усыпанном хламом пустыре возле ночлежки сидят ее обитатели. Солнце клонится к закату, снег только сошел и деревья стоят по-зимнему темные и сырые. Наташа и Настя уселись на бревно, Лука и Барон – на дровни, Клещ умостился на куче дерева под стеной, а из окна за всем наблюдал Бубнов.

Настя вспоминала свое прошлое, то ли бывшее на самом деле, то ли вычитанное из романов и додуманное впоследствии. Барон подсмеивался, что девушка путает имена возлюбленных, поскольку в прошлый раз был совершенно другой человек. Рассказчица сердится на не понимающего ее любовных переживаний соседа. Всех успокаивает Лука, который гладит Настю по голове и убеждает, что верит ее истории.

Старик отчитывает Барона за Настю и вспоминает, как сам, будучи сторожем, пожалел влезших в дом воров. Беглые каторжане, ведомые голодом, пытались ограбить дом. Пожалел их дед, накормил и приютил. Так и жили двое мужиков у него всю зиму, помогали охранять дачу.

Из-за угла показался Васька и сразу же направился к Наташе. Девушка сегодня была свободна, поскольку Костылев с женой ушли на кладбище и в церковь.

Лука задумывается о правде и рассказывает, как в Сибири встречал человека, всю жизнь верившего о праведной земле, где все ценят и помогают друг другу. Несмотря на бедность и лишения, он жил этой верой и собирался идти на поиски этой земли. Однажды он повстречал ссыльного ученого и спросил его о дороге в эту землю. Но тот не нашел такого в книгах и сказал, что нет такого места. Тогда человек ударил его, а потом дома повесился.

Старик заявляет о скором своем уходе из ночлежки.

Пепел просит Наташу сбежать с ним, обещая бросить воровство. Но девушка не любит вора. Васька просит помочь ему измениться и в конце концов Наташа соглашается. Разговор подслушивает стоящая возле окна Василиса, которая, не выдержав, высунулась в двор и закатила скандал, приказав Наташе идти на кухню.

Появляются Клещ, Сатин и Актер. Клещ опечален, поскольку пришлось продать инструменты, чтобы оплатить похороны. Актер весь день работал ради денег на дорогу. Он всерьез решил измениться и попасть в лечебницу.

Слышатся крики из окна Костылевых. Актер убежал за Пеплом. Приводят Наташу с обваренными кипящей водой ногами, бегущая сзади Василиса пытается ударить сестру.

Пепел ударил Костылева, тот упал и умер. Василиса зовет полицию, обвиняя вора в убийстве, тот рассказывает, как женщина пыталась его подговорить убить мужа. Наташа думает, что все подстроено и ее обманывали и проклинает Ваську.

Акт 4

Темной ветреной ночью в ночлежке Сатин, Барон и Настя сидели за столом и пили водку. Рядом Клещ чинил гармошку, а в углу стонал Татарин. Раньше здесь была комната Пепла, но сейчас переборки сломали, а Татарин перебрался на освободившееся место. Сопровождаемые кашлем Актера, собравшиеся обсуждали недавние события.

Пользуясь суматохой, поднятой прибывшей полицией, Лука ушел. Сатин сожалеет, поскольку старик пришелся ему по нраву. Татарин тоже поддерживал высказывания Сатина, так как Лука «закон душе имел». Изрядно выпившая Настя начала рассказывать, как ей надоели все присутствующие и что ей пора удалиться от всех подальше. Разгорячившись, она начинает бить посуду. Сатин предлагает ей захватить Актера с собой, ведь тот в последнее время тоже стал странный и все рвется искать лечебницу для алкоголиков.

Собравшиеся снова переключаются на Луку, но на этот раз уже негодуют: старик вселял во многих зыбкие надежды, не имевшие под собой реальной почвы. Барон называет его шарлатаном, Настя заступается, ее поддерживает Сатин. Хоть старик, как выходит, и врал, но делал это из человеколюбия. Ложь нужна слабым духом, служа им поддержкой или прикрытием в грязных делах. А все люди, по его словам, живут для лучшего. Барон соглашается, вспоминая своих славных предков и историю разорения. Настя его поддевает своим неверием, чтобы отомстить за прошлые насмешки над ее полугрезами-полувоспоминаниями.

Ссорящихся одергивает Сатин, спрашивая о Наташе. Но Настя не ходила к ней в больницу, поскольку та уже вышла и куда-то исчезла.

Постепенно разговор сводится к Ваське и Василисе. Все считают, что женщина вывернется, а Ваську пошлют если не на каторгу, то в тюрьму точно.

Татарин, расстелив коврик, тихо молится в углу. Это замечает Актер и просит помолиться и за него. Татарин отказывается, Актер подбегает к столу, выпивает, и убегает в сени.

Входят Бубнов и Медведев, которого уволили из полиции. Теперь Абрам сошел с Квашней, которая им руководит. Обитатели ночлежки из-за этого подсмеиваются над бывшим полицейским. Бубнов, впавший в запой, угощает всех принесенной водкой.

Постепенно стягиваются нищие, устраиваясь на ночлег. Появившаяся Квашня ругает босого Алешку за то, что тот рассказал всем, как она бьет сожителя. Начавший спиваться Медведев собирается с Бубновым в трактир. Радостный настрой прервал Барон, сообщивший, что нашел Актера повешенным на пустыре.

Человек теряет смысл и вкус к жизни, когда лишается надежды на лучшее будущее.

Произведение имеет глубокий смысл. Заставляет задуматься о правде и лжи, грубости и сострадании.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

На дне. Картинка к рассказу

На дне кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Недреманное око Салтыков-Щедрин

    В одном царстве была такая должность – Прокурор. Не всякий подходил для нее, а лишь тот, у кого одно око было дреманное, а другое недреманное. Как в какой семье родится ребенок с такими глазами, то сразу и предрекают ему быть Прокурором.

  • Краткое содержание Тургенев Новь

    События романа происходят в 60-е годы девятнадцатого века, время роста революционных настроений в среде интеллигенции и студенческой молодежи, зарождения тайных кружков и обществ, поставивших целью организацию в России крестьянской революции.

  • Краткое содержание Шекспир Буря

    Пьеса начинается с того, что королевская семья плывёт на корабле. Внезапно море начало штормить, разразилась буря. Матросы изо всех сил пытались предотвратить кораблекрушение

  • Краткое содержание Пошехонская старина Салтыков-Щедрин

    В книге рассказывается о жизни дворянина Никанора Затрапезного. Никанор принадлежал к дворянской семье и был одним из наследников пошехонского дворянства.

  • Краткое содержание Житков Механик Салерно

    В Америку плыл один из итальянских пароходов. Неожиданно на судне начался пожар. Капитан был очень опытным человеком, поэтому он сразу понимал, что людей погубить может не столько огонь, сколько паника.

изображение к чтению

  • Краткое содержание рассказа на даче катаев
  • Краткое содержание рассказа на английском языке
  • Краткое содержание рассказа мышонок пик
  • Краткое содержание рассказа мцыри
  • Краткое содержание рассказа мученики сцены