Краткое содержание рассказа облачный полк

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по повести «Облачный полк» Веркина
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Глава 1

Жаркий ленивый август, субботнее утро в дачном поселке, река, залив. Димка наблюдает, как Вовка безуспешно стаскивает тяжелую лодку в воду. Только вот Димка давно не мальчишка, у него есть сын, а Вовка ему правнук. У каждого – свой взгляд на жизнь.
Сын без ума от своей новенькой машины, у него радикулит, и он интеллектуал, а вот Вовка без ума от приключений. Он сует свой любопытный нос повсюду, строит шалаши, охотится с самодельным луком, любит старину. И книжки читает. Ему интересно, как дед пережил войну.

Правда ли, что из автомата убил 20 немцев, а еще семерых заколол штыком? Прадед на все отвечает «да». Молодежь для него – «новая порода, не такие, как мы», но он понимает Вовку лучше, чем сыновей. О войне он говорит ему так: «Она похожа на болезнь». И каждый день – как понедельник. Оба разглядывают сохранившийся фотоаппарат военного времени. Пленка засвечена, но выбросить его – рука не поднимается.

Глава 2

1942 год, сентябрьская непролазная грязь, он, юный партизан, в прошлом – участник фотокружка, идет вместе с крепким балагуром, уроженцем села Лукино, 17-летним комсомольцем Санычем, когда-то работником фанерной фабрики (В образе Саныча – известный пионер-герой Леня Голиков). На его счету – почти 70 немцев. Оба парня не евши. С ними парень Паша, предатель, фашистский прихвостень. Тот, что «смердит». Для Димки этот «гад» – первый фашист. Он щадит его, связанного.

Глава 3

Ребята вышли к своим, в отряде человек 50. Главный в штабе – командир Глебов. Большой человек, и большой зануда. Испанскую и Финскую войну прошел. Но первым их встретил бывший плотогон, сплавщик Ковалец, человек крутого нрава, щепетильно заботившийся о своей внешности. Он объявил, что Саныча, героя, убийцу немецкого генерала, ждет фотокорреспондент. Тот отказался позировать. Мол, в детстве его цыганка заговорила от пули, боли, неволи и фотоснимков.

Зато не отказался от простой еды, предложенной пожилым кашеваром Лыковым. Он за ребят горой. Саныч поведал московскому гостю Виктору, как жил с матерью в землянке, а фрицы – в их доме. А потом плюнул, и ушел в партизаны. А теперь вот клозет (туалет) «украшает» немецкими погонами. Саныч провел экскурсию для столичного гостя.

Глава 4

Димка вспоминает, как он оказался в отряде. Он не сразу распознал налет вражеских самолетов. Город был сожжен. До контузии он думал, что война это игра. Все оказалось просто и страшно. Родителей с сестрой больше нет, только тетка из Новороссийска.

Саныч переживает за отправленного на задание Ковальца. А еще как-то слишком уж интересуется 17-летней девушкой-партизанкой Алевтиной и ее именинами. У него и подарок для нее припасен – деревянный красный гусь (ну или лебедь). Она из тех, кто на себе испытал блокаду Ленинграда.

Глебов пытается развивать ребят помладше. Потому что советский человек и под гнетом врага должен расти, учиться. А еще поручает ребятам шефство над Шуриком, чахоточным мальчуганом. Кстати, Димку опекал как раз Саныч. Вообще, в отряде немало ребятишек. Тот же 7-летний Щурый, например.

Оба явились в теплую землянку к Алевтине на именины. Та еще «Мертвые души» Гоголя читала. Гусю обрадовалась, а цветастому платку Ковальца, кажется, еще больше.
Ковалец загордился так, что Дима захотел его отлупить.

Глава 5

Саныч с Димкой под видом беспризорников расспрашивают у сухорукого парнишки, где можно переночевать. Тот указывает на избу чудака-художника. Ребята идут к нему мимо виселиц. Художник старый, на стенах в доме картины – звери сказочные, портреты детей да свадьбы. Саныч отчего-то сразу доверием к нему проникся, разболтал про отряд. Заспорили они о предателях: когда эти гады переведутся?

Саныча заинтересовала картина одна, где павшие воины живут в облаках. Хорошо живут, по словам художника. И много их, кто в кольчуге, кто в мундире, все вместе. Целый полк, одним словом. Художник Санычу ночью спать не давал, все про древнюю историю рассказывал, про греков разных. Сумасшедший, наверно. И Саныча нарисовал, как живого. В том самом полку. И будто с копьем (а на самом деле – с ухватом).

Глава 6

У ребят с собой разные богатства: самогон, тушенка американская лендлизовская. Для обмена, на всякий случай. Одну банку Саныч съедает на пару с Димкой. Им же надо иметь сытый вид перед врагом. А обмен с немцами. Те взамен отдают ребятам гранаты, шоколад, часы, парфюм. Все это разведчикам пригодится. Все трофеи в отряде прошли через руки Щенникова. Этот знатный умелец ухитрялся на пулях гравировать «с советским приветом».

Глава 7

Ребятам дают своеобразный отпуск, можно наведаться к родным. У Саныча они еще остались. По дороге чего только не обсудили: и нападение марсиан из книжки Уэллса, и язычников из брошенной ближайшей деревни. Ночевать пришлось в пустой деревеньке. В ней еще жители крокодилу поклонялись. Ну, Санычу дед так рассказывал. А еще тут до сих пор топтун ходит. Вроде и ничего, а немножко страшно.

Глава 8

Мама Саныча создала «кусочек мира»: выставила пирогов, чай в самоваре. Сестренки Саныча, Лидка и Валька, втихаря воровали сахарок со стола.
Потом ребята наловили окуней. Полицаев в этой справной деревне отродясь не видали. Димке было приятно отвлечься от войны, заняться таким немудреным и очень древним рыболовным промыслом.

Глава 9

Щурый огорошил всех новостью: ему сам Сталин на письмо телеграммой ответил. Глебов пообещал мальчишке пистолет. Вот только Алевтина решила, что это Саныч Шурика в герои толкает. Тем временем Димку взяли на серьезное задание – подрыв поезда. Опытный Саныч на ходу различал – чей эшелон: наш или немецкий. Бомбу заложил Ковалец. Ну а Димка тогда пристрелил первого немца.

Глава 10

После боя Димка даже сознанье потерял от избытка чувств. Совсем как Ковалец когда-то.
Потом друзья вдвоем следили – не преследуют ли отряд немцы. И думали о своем. О том, что пора гнать немца. До Берлина. Вышли на замерзшего фашиста, взяли его фотоаппарат. И Димка нащелкал друга вволю. Заклятье не подействовало. А еще у немца были письма. Саша Котов писал на фронт отцу – об умершей маме, повешенном дяде Боре, отравленных конфетах, жизни в детском доме. Закончил Саша так: «Убей их всех, папа!» После этого Саныч засветил пленку во вражеском фотоаппарате.

Глава 11

Димка размышляет о том, как жить после войны. Вернувшись, они видят партизан перебитыми. Но часть смогла уйти. Может, выдал предатель? Нет, невозможно. А убитые бойцы, они, как говорил тот сумасшедший художник, не умирают. Странно, но он даже имя Саныча угадал. Сказал, его тезка с горсткой людей армию персов удерживал. Наконец, ребята вышли к своим, раненым.

Глава 12

Шли на север. Вышли к деревне с полицаями. Пройти мимо ночлега в тепле – убить слабую Альку. Глебов потребовал, чтобы Голиков шел без оружия, просто в разведку. Пошли с Димкой вдвоем. Саныч травил байки про Ковальца, он знал его по школе. Знал, что Алька не вышла за него по одной причине: хотела стать женой Героя Советского Союза. Только вот пистолет он с собой все-таки взял. И ухлопал двух полицаев.

Глава 13

Ночь они провели в тепле и сытости, в обществе слепой старухи. Алька уже никого не узнавала. А к утру нагрянули егеря, фашисты. Уйти раньше было нельзя: Алевтина умерла только к утру. Остатки отряда прорвались к реке. Димку ранило.

Глава 14

Солнечный денек 1958 года. Дмитрий встречает с поезда писателя. Это тот самый Виктор-корреспондент. Оба изменились, возмужали, обзавелись семьей. Дмитрий в институте. Спустя год после войны он на следствии рассказал все, что знал об отряде. Но Виктор хотел написать об этом книгу. Ведь «народ не живет без героев».

От тех дней остался только шрам на животе, да трофейный фотоаппарат. А Ковалец, Глебов, Саныч – все погибли. Звание Героя Санычу еще при жизни дали. Как пионеру. Он наизусть знал стих Эренбурга «Убей немца!» Но после войны СССР стал дружить с ГДР (немцами). А Дмитрий и сейчас уверен, что «каждый немец нам должен». Ведь их оставили в живых. Вдвоем они заехали в дом к Санычу. Матери дома не было. Вместо брата сфотографировали похожую на него сестру.

Глава 15

Старательный Вовка горит идеей издать книгу про воевавшего прадеда. Среди старых вещей он находит изданный в Англии альбом русского художника Ефима Чистякова. Одна картина 1943 года, и на ней – полк воинов, живых и мертвых. Впрочем… только живых. И среди них «пацан с копьем». Леня Голиков. «Вечно на страже». А копье в его руках немножко смахивает на наш ухват.

Читательский дневник по повести «Облачный полк» Веркина

Сюжет

1942 год, партизанский отряд, где много ребятишек-сирот. Димку опекает Саныч, Леня Голиков. Ему лет 17, и он пионер-герой. На разведке местности оба ночуют в доме художника Чистякова. Тот пишет картину, где в облаках вечно живут воины-защитники всех веков. В картину попадает и Саныч с копьем (ухватом). После успешного подрыва поезда отряд разбит немцами. Выжил только Димка. Он рассказывает историю своей юности правнуку Вовке.

Отзыв

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Все больше времени отделяет нас от Великой Отечественной войны, почти не осталось ветеранов, чуть больше осталось очевидцев. Тех, чье детство было опалено войной. Память о ней передается от старших к младшим. Автор переосмысливает образ пионера-героя, пишет его человеческую, мальчишескую, дружескую, любовную, семейную историю. В жизни каждого героя – своя трагедия. Но они не теряют мужества, верят в победу, не щадят себя. Тема любви к Родине, долга, самоотверженности, сострадания, подвига, искусства. Повесть учит отдавать жизнь «за други своя», ведь такие павшие – бессмертны.

Глава 1

Жаркий ленивый август, субботнее утро в дачном поселке, река, залив. Димка наблюдает, как Вовка безуспешно стаскивает тяжелую лодку в воду. Только вот Димка давно не мальчишка, у него есть сын, а Вовка ему правнук. У каждого – свой взгляд на жизнь.
Сын без ума от своей новенькой машины, у него радикулит, и он интеллектуал, а вот Вовка без ума от приключений. Он сует свой любопытный нос повсюду, строит шалаши, охотится с самодельным луком, любит старину. И книжки читает. Ему интересно, как дед пережил войну.

Правда ли, что из автомата убил 20 немцев, а еще семерых заколол штыком? Прадед на все отвечает «да». Молодежь для него – «новая порода, не такие, как мы», но он понимает Вовку лучше, чем сыновей. О войне он говорит ему так: «Она похожа на болезнь». И каждый день – как понедельник. Оба разглядывают сохранившийся фотоаппарат военного времени. Пленка засвечена, но выбросить его – рука не поднимается.

Глава 2

1942 год, сентябрьская непролазная грязь, он, юный партизан, в прошлом – участник фотокружка, идет вместе с крепким балагуром, уроженцем села Лукино, 17-летним комсомольцем Санычем, когда-то работником фанерной фабрики (В образе Саныча – известный пионер-герой Леня Голиков). На его счету – почти 70 немцев. Оба парня не евши. С ними парень Паша, предатель, фашистский прихвостень. Тот, что «смердит». Для Димки этот «гад» – первый фашист. Он щадит его, связанного.

Глава 3

Ребята вышли к своим, в отряде человек 50. Главный в штабе – командир Глебов. Большой человек, и большой зануда. Испанскую и Финскую войну прошел. Но первым их встретил бывший плотогон, сплавщик Ковалец, человек крутого нрава, щепетильно заботившийся о своей внешности. Он объявил, что Саныча, героя, убийцу немецкого генерала, ждет фотокорреспондент. Тот отказался позировать. Мол, в детстве его цыганка заговорила от пули, боли, неволи и фотоснимков.

Зато не отказался от простой еды, предложенной пожилым кашеваром Лыковым. Он за ребят горой. Саныч поведал московскому гостю Виктору, как жил с матерью в землянке, а фрицы – в их доме. А потом плюнул, и ушел в партизаны. А теперь вот клозет (туалет) «украшает» немецкими погонами. Саныч провел экскурсию для столичного гостя.

Глава 4

Димка вспоминает, как он оказался в отряде. Он не сразу распознал налет вражеских самолетов. Город был сожжен. До контузии он думал, что война это игра. Все оказалось просто и страшно. Родителей с сестрой больше нет, только тетка из Новороссийска.

Саныч переживает за отправленного на задание Ковальца. А еще как-то слишком уж интересуется 17-летней девушкой-партизанкой Алевтиной и ее именинами. У него и подарок для нее припасен – деревянный красный гусь (ну или лебедь). Она из тех, кто на себе испытал блокаду Ленинграда.

Глебов пытается развивать ребят помладше. Потому что советский человек и под гнетом врага должен расти, учиться. А еще поручает ребятам шефство над Шуриком, чахоточным мальчуганом. Кстати, Димку опекал как раз Саныч. Вообще, в отряде немало ребятишек. Тот же 7-летний Щурый, например.

Оба явились в теплую землянку к Алевтине на именины. Та еще «Мертвые души» Гоголя читала. Гусю обрадовалась, а цветастому платку Ковальца, кажется, еще больше.
Ковалец загордился так, что Дима захотел его отлупить.

Глава 5

Саныч с Димкой под видом беспризорников расспрашивают у сухорукого парнишки, где можно переночевать. Тот указывает на избу чудака-художника. Ребята идут к нему мимо виселиц. Художник старый, на стенах в доме картины – звери сказочные, портреты детей да свадьбы. Саныч отчего-то сразу доверием к нему проникся, разболтал про отряд. Заспорили они о предателях: когда эти гады переведутся?

Саныча заинтересовала картина одна, где павшие воины живут в облаках. Хорошо живут, по словам художника. И много их, кто в кольчуге, кто в мундире, все вместе. Целый полк, одним словом. Художник Санычу ночью спать не давал, все про древнюю историю рассказывал, про греков разных. Сумасшедший, наверно. И Саныча нарисовал, как живого. В том самом полку. И будто с копьем (а на самом деле – с ухватом).

Глава 6

У ребят с собой разные богатства: самогон, тушенка американская лендлизовская. Для обмена, на всякий случай. Одну банку Саныч съедает на пару с Димкой. Им же надо иметь сытый вид перед врагом. А обмен с немцами. Те взамен отдают ребятам гранаты, шоколад, часы, парфюм. Все это разведчикам пригодится. Все трофеи в отряде прошли через руки Щенникова. Этот знатный умелец ухитрялся на пулях гравировать «с советским приветом».

Глава 7

Ребятам дают своеобразный отпуск, можно наведаться к родным. У Саныча они еще остались. По дороге чего только не обсудили: и нападение марсиан из книжки Уэллса, и язычников из брошенной ближайшей деревни. Ночевать пришлось в пустой деревеньке. В ней еще жители крокодилу поклонялись. Ну, Санычу дед так рассказывал. А еще тут до сих пор топтун ходит. Вроде и ничего, а немножко страшно.

Глава 8

Мама Саныча создала «кусочек мира»: выставила пирогов, чай в самоваре. Сестренки Саныча, Лидка и Валька, втихаря воровали сахарок со стола.
Потом ребята наловили окуней. Полицаев в этой справной деревне отродясь не видали. Димке было приятно отвлечься от войны, заняться таким немудреным и очень древним рыболовным промыслом.

Глава 9

Щурый огорошил всех новостью: ему сам Сталин на письмо телеграммой ответил. Глебов пообещал мальчишке пистолет. Вот только Алевтина решила, что это Саныч Шурика в герои толкает. Тем временем Димку взяли на серьезное задание – подрыв поезда. Опытный Саныч на ходу различал – чей эшелон: наш или немецкий. Бомбу заложил Ковалец. Ну а Димка тогда пристрелил первого немца.

Глава 10

После боя Димка даже сознанье потерял от избытка чувств. Совсем как Ковалец когда-то.
Потом друзья вдвоем следили – не преследуют ли отряд немцы. И думали о своем. О том, что пора гнать немца. До Берлина. Вышли на замерзшего фашиста, взяли его фотоаппарат. И Димка нащелкал друга вволю. Заклятье не подействовало. А еще у немца были письма. Саша Котов писал на фронт отцу – об умершей маме, повешенном дяде Боре, отравленных конфетах, жизни в детском доме. Закончил Саша так: «Убей их всех, папа!» После этого Саныч засветил пленку во вражеском фотоаппарате.

Глава 11

Димка размышляет о том, как жить после войны. Вернувшись, они видят партизан перебитыми. Но часть смогла уйти. Может, выдал предатель? Нет, невозможно. А убитые бойцы, они, как говорил тот сумасшедший художник, не умирают. Странно, но он даже имя Саныча угадал. Сказал, его тезка с горсткой людей армию персов удерживал. Наконец, ребята вышли к своим, раненым.

Глава 12

Шли на север. Вышли к деревне с полицаями. Пройти мимо ночлега в тепле – убить слабую Альку. Глебов потребовал, чтобы Голиков шел без оружия, просто в разведку. Пошли с Димкой вдвоем. Саныч травил байки про Ковальца, он знал его по школе. Знал, что Алька не вышла за него по одной причине: хотела стать женой Героя Советского Союза. Только вот пистолет он с собой все-таки взял. И ухлопал двух полицаев.

Глава 13

Ночь они провели в тепле и сытости, в обществе слепой старухи. Алька уже никого не узнавала. А к утру нагрянули егеря, фашисты. Уйти раньше было нельзя: Алевтина умерла только к утру. Остатки отряда прорвались к реке. Димку ранило.

Глава 14

Солнечный денек 1958 года. Дмитрий встречает с поезда писателя. Это тот самый Виктор-корреспондент. Оба изменились, возмужали, обзавелись семьей. Дмитрий в институте. Спустя год после войны он на следствии рассказал все, что знал об отряде. Но Виктор хотел написать об этом книгу. Ведь «народ не живет без героев».

От тех дней остался только шрам на животе, да трофейный фотоаппарат. А Ковалец, Глебов, Саныч – все погибли. Звание Героя Санычу еще при жизни дали. Как пионеру. Он наизусть знал стих Эренбурга «Убей немца!» Но после войны СССР стал дружить с ГДР (немцами). А Дмитрий и сейчас уверен, что «каждый немец нам должен». Ведь их оставили в живых. Вдвоем они заехали в дом к Санычу. Матери дома не было. Вместо брата сфотографировали похожую на него сестру.

Глава 15

Старательный Вовка горит идеей издать книгу про воевавшего прадеда. Среди старых вещей он находит изданный в Англии альбом русского художника Ефима Чистякова. Одна картина 1943 года, и на ней – полк воинов, живых и мертвых. Впрочем… только живых. И среди них «пацан с копьем». Леня Голиков. «Вечно на страже». А копье в его руках немножко смахивает на наш ухват.

Читательский дневник по повести «Облачный полк» Веркина

Сюжет

1942 год, партизанский отряд, где много ребятишек-сирот. Димку опекает Саныч, Леня Голиков. Ему лет 17, и он пионер-герой. На разведке местности оба ночуют в доме художника Чистякова. Тот пишет картину, где в облаках вечно живут воины-защитники всех веков. В картину попадает и Саныч с копьем (ухватом). После успешного подрыва поезда отряд разбит немцами. Выжил только Димка. Он рассказывает историю своей юности правнуку Вовке.

Отзыв

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Все больше времени отделяет нас от Великой Отечественной войны, почти не осталось ветеранов, чуть больше осталось очевидцев. Тех, чье детство было опалено войной. Память о ней передается от старших к младшим. Автор переосмысливает образ пионера-героя, пишет его человеческую, мальчишескую, дружескую, любовную, семейную историю. В жизни каждого героя – своя трагедия. Но они не теряют мужества, верят в победу, не щадят себя. Тема любви к Родине, долга, самоотверженности, сострадания, подвига, искусства. Повесть учит отдавать жизнь «за други своя», ведь такие павшие – бессмертны.

Действие романа происходит в двух временах — настоящем (XXI век) и прошедшем (1942 и 1958 годы).

Очень краткое содержание[ред.]

Августовским днём старик Митя со своим правнуком находят на чердаке сундук с военными вещами.

🧑🏻

Митя (Дмитрий) — рассказчик; партизан шестьдесят седьмого отряда четвёртой бригады, умел и любил фотографировать, ходил в кружок до войны; прадед Вовки.

Эти вещи пробуждают в Мите воспоминания о партизанском прошлом.

В сентябре 1942 года Митя с напарником Санычем вели через лес предателя.

👨🏻

Саныч (Леонид Голиков) — партизан шестьдесят седьмого отряда четвёртой бригады, «умеет и читать, и сказать», «газеты любит читать», работал в цеху оборонной продукции, семнадцать лет.

Дошли до своего лагеря, где Саныча ждал корреспондент для интервью и фотографий. Саныч должен был стать Героем, обезвредившим фашистского генерала, но ни фото, ни очерк не получились.

Как-то Саныч и Митя были на задании и искали ночлег. Им попался дом странного художника, который верил в иную жизнь после смерти. В доме художника висела картина с воинами в облаках. Почему-то художник нарисовал там и Саныча.

Митя вспомнил, как однажды его и Саныча послали к фашистами обменять еду на боеприпасы. Он боялся, но Саныч был опытный, и обмен прошёл успешно. Партизанам достались боеприпасы, шоколад и парфюм.

Однажды друзей отпустили на побывку домой. Саныч позвал Митю к себе. Переночевав в пустом доме заброшенной деревни, они добрались до дома Саныча, где их охватило ощущение мира. Мама Саныча сделала пирогов, и парни отправились рыбачить.

Митю взяли на подрыв эшелона. Первый раз в жизни он убил фашиста. После боя командир дал особое задание Санычу и Мите — проследить за фашистами.

Когда партизаны вернулись в лагерь, он был уже разгромлен фашистами, но некоторым удалось сбежать. Саныч с Митей нашли свой отряд, но фашисты догнали их. В живых остался только Митя.

Через пятнадцать лет после этих событий к Мите приехал писатель. Это был тот молодой корреспондент из 1942 года. Теперь он хотел издать книгу о Саныче — Герое Советского союза.

Правнук нашёл альбом русского художника, изданный в Англии. В этом альбоме была та необычная картина с воинами в облаках. Каждый раз на Митю смотрел с неё Саныч. И все воины, изображённые там, которые пали в бою, были облачным полком.

Подробный пересказ по главам[ред.]

Названия глав — условные.

Глава 1. Война похожа на болезнь, или сундук с воспоминаниями[ред.]

Августовский субботний полдень. На песчаном берегу прадед с правнуком Вовкой занимались лодкой. После пошли домой через сосны.

👱🏻‍♂️

Вовка — правнук Мити, хоккеист, аллергик.

В доме Вовка надумал разбирать антресоли. Потом прадед и правнук полезли на чердак, где было много интересного. Среди всего был сундук и «каперские сокровища» в нём, оставшиеся с времён войны. Вовку заинтересовал фотоаппарат с военной засвеченной плёнкой, хранимой как память. Вовка спросил у прадеда, что тот ощущал «внутренне» на войне, на что она похожа. Прадед ответил, что «война похожа на болезнь».

Всё время надо куда-то идти… всё время ты… просыпаешься… Ты больной… бредёшь по снегу через вечный понедельник. При этом понимаешь, что вторника может и не случиться.

Вовка нашёл махорку и начал сворачивать сигареты, а между прочим спросил, что же «на плёнке-то было». Митя начал вспоминать.

Глава 2. Партизаны ведут предателя[ред.]

Холодный сырой сентябрь сорок второго, псковские болота. Партизаны Саныч и Митя вели в отряд предателя. Шли сложно: очень хотелось есть, ноги вязли в грязи.

В пути Саныча разозлил предатель — «гад» — и он его побил, а потом велел Мите застрелить его. Митя сказал, что нужно повременить. Партизаны решили повесить на «гада» котомки. После Саныч отрезал кусок кожи от сапог предателя и заставил его есть. «Гад» подавился, начал задыхаться. Саныч с силой ударил его по спине и спас.

Подошли к старице, где неделю назад Саныч расставлял верши для ловли рыбы. Саныч полез в реку и достал много мелкой рыбы из верша.

Глава 3. Интервью у заговорённого Героя[ред.]

Все дошли до лагеря. Туда приехал корреспондент, чтобы сделать фото Саныча, потому что он обезвредил немецкого генерала и стал Героем. Санычу этого совсем не хотелось: фото у него никогда не получались, ведь в детстве его заговорила цыганка, да и настало время обеда, а парни не ели больше суток.

Сначала Саныча уговаривал Ковалец, затем пришёл командир, и Саныч подчинился.

👨🏻

Лёшик Ковалец — партизан шестьдесят седьмого отряда четвёртой бригады, «мужик уже», плотогон, любил орать и материться, носил усики Гитлера.

Саныч рассказал корреспонденту о своём подвиге, немного нафантазировав. Фотография так и не получилась — замкнуло затвор фотоаппарата.

Затем Саныч с Митей повели корреспондента смотреть лагерь. Вдруг отдали приказ привести в порядок нужники, потому что там висели немецкие погоны, чего быть не должно.

Глава 4. Гусь на счастье[ред.]

Митя вспомнил, как 27 июня 1941 года фашисты напали на его город.

Поднялся ветер, он растащил пыль на отдельные вихри, и я увидел, как гибнет город. В тишине.

Его тогда сильно контузило, из-за чего у Мити до сих пор была плохая память.

Его воспоминания прервал Саныч. Парни пошли в штаб, где Глебов проводил школьные занятия.

🧔🏻

Глебов — командир шестьдесят седьмого отряда четвёртой бригады, «мосластый человек», с большими руками, занудливый, воевал в Испании, Финляндии.

Потом Глебов приказал присмотреть за Шуриком Щурым, который строил из снега укрепление для артиллерийской батареи.

🧒🏻

Шурик Щурый (Александр Жилкин) — семилетний мальчик, болен туберкулёзом, живёт в землянке.

Потом ребята пошли к Алевтине на именины.

👱🏻‍♀️

Алевтина — болезненная девушка, 17 лет, прибыла из блокадного Ленинграда.

Саныч подарил девушке гуся из дерева на счастье. Пришёл Ковалец и вручил Алевтине дорогой платок, который достался ему как трофей. Началась ругань. Ковалец смеялся над гусем. В итоге девушка выгнала Саныча и Митю.

Глава 5. Странный художник[ред.]

Будучи на задании, Саныч и Митя искали ночлег. Им посоветовали идти к художнику. Шли через деревню. Саныч вспомнил свой крепкий дом, школу, где он так хорошо учился. Когда он был в седьмом классе, его отец заболел, и парню пришлось идти работать.

Дошли до дома художника. Долго стучали, им открыли. В доме были картины, посуда с затеями. Художник накормил партизанов кашей. Митя пошёл спать. Во сне он слышал, как Саныч говорил с художником про предателей и картину, на которой в облаках был изображён полк павших бойцов.

Утром Саныч назвал художника сумасшедшим. Оказалось, что художник нарисовал Саныча среди облачного полка с копьём в руке и звездой Героя, потому что для него «тут справа местечко есть». Парни ушли из этого дома.

Глава 6. Обмен трофеями[ред.]

Саныча и Митю отправили на обмен к фашистам. Обычно русские партизаны обменивали еду на боеприпасы. У парней был самогон, тушёнка и махорка. Пока ждали немцев, Саныч предложил съесть банку тушёнки напополам.

Подошли два фрица. С собой у немцев были гранаты, патроны, гросс-шоколад и парфюм. Вся операция по обмену прошла успешно. Санычу удалось даже выменять часы. Партизаны пришли в лагерь с трофеями.

Глава 7. На побывку[ред.]

Ковалец разбудил Саныча и Митю и сообщил, что Глебов дал им семидневный отпуск. Саныч обрадовался и позвал Митю к себе домой. Идти туда двое суток, там три дня и обратно.

Пошли в мороз. Разговаривали о детстве, о книгах. К ночи неожиданно началась метель. Саныч повёл Митю в ближайшую деревню на ночлег.

Эта деревня была странная, до войны там происходили непонятные вещи, люди оттуда сбегали. Нашли дом для ночёвки. Саныч рассказал, что недалеко было Тёплое озеро, где люди приносили жертвоприношения какому-то чудовищу.

Ночью Митя услышал странные шаги. Саныч тоже слышал и сказал Мите, что это ходит топтун. Ночь прошла и наступило утро.

Глава 8. Вкусные пироги и зимняя рыбалка[ред.]

Утром мама Саныча сделала чай и испекла разнообразные пироги. Митя ел с рыбой, а Саныч откусывал от разных пирогов по очереди. Потом Саныч позвал Митю на зимнюю рыбалку, которая, по его словам, сильно отличалась от летней и была гораздо интереснее.

Парни пришли на реку. Саныч мастерски сделал лунки и плюнул в них на удачу. Начали ловить окуней, они как раз были подо льдом. Лов шёл хорошо.

Вокруг звенело… Просто звон. Тонкий… Это чистота. Вокруг слишком много всего — снег, лёд, воздух, небо, мороз, — вот и звенит.

Потом окуни притихли и расплылись. Приплыла большая рыба — сом или щука. Эта рыба схватила блесну и резко потянула леску. Саныч, держась за леску, упал, поборолся и отпустил рыбу. Парни остались довольны рыбалкой.

Глава 9. Подрыв эшелона[ред.]

Митю брали на подрыв эшелона первый раз в жизни. У Саныча в этом деле уже был опыт. Пока готовились к бою, Щурый торжественно заявил, что Сталин подписал ему телеграмму, а Глебов обещал настоящий ТТ. Алевтина разозлилась на Саныча, думая, что это он дразнил мальчика.

Отряд пришёл к месту боя. Заложили гранаты. Стали ждать. Сначала пошли вагоны порожняка, потом — эшелон с немцами. Стали взрывать и стрелять. Немцы побежали врассыпную. Митя убил первого фашиста. После боя у Мити была эйфория и его трясло, он упал в обморок.

Саныч сказал, что бой длился двенадцать с половиной минут.

Глава 10. Письма и засвеченная плёнка[ред.]

После боя в отряде смеялись. Это началось неожиданно, и каждый солдат дал волю эмоциям. Глебов поручил Санычу и Мите следить за действиями фашистов, чтобы в случае чего предупредить партизан.

Снова долго шли. В лесу на пне заметили замерзшего фрица. Это был корреспондент, в его сумке лежали письма и фотоаппарат. Мите удалось запечатлеть Саныча на плёнку, чему они удивились.

Саныч нашёл письма и немецкие, и русские. Он стал читать наши письма. В них описывали зверства фашистов. Саныч и Митя заплакали. Саныч приказал засветить плёнку, потому что не хотел быть в одном ряду с кадрами фашистов, и выстрелил в голову мёртвому фрицу несколько раз.

Глава 11. Разгром партизанского лагеря[ред.]

Митя думал о будущем: как закончится война, как он пойдёт учиться. Подошли к своему лагерю. Его разгромили фашисты из миномёта. Саныч подумал о предателе в лагере. На земле лежала оторванная рука Ковальца. Саныч проверил землянки — было пусто. Тела нескольких расстрелянных партизанов фашисты спрятали в стоге сена.

Переночевав, друзья пошли разыскивать оставшихся в живых. Саныч шёл, петляя следы. Он словно обезумел.

Дошли до оврага, в котором горел костёр. Там были оставшиеся из отряда. Глебова и Алевтину ранило. Щурого не было.

Глава 12. Дом предателей[ред.]

Утром отряд покинул овраг. Алевтину несли на носилках, Саныч поправлял ей падающую с носилок руку. Вечером подошли к заброшенной делянке и остались на ночлег.

Митю разбудил Саныч — надо было проверить, кто занимал ближайшую деревню, фашисты или наши. Глебов заставил Саныча и Митю сдать оружие.

Партизаны пошли в деревню. Приблизились к низкому дому в синей краске, во дворе которого стояла откормленная лошадь. Саныч начал гладить лошадь. Вышел здоровенный мужик, и Саныч сразу убил его, а затем застрелил старика. В этом доме жили предатели. Из живых осталась только слепая старуха.

Глава 13. Война продолжается[ред.]

Отряд остался на ночлег в доме со старухой. Алевтина бредила, Глебов знал, что утром она умрёт. В рассветный час Глебов приказал собираться. Саныч молча сидел возле Алевтины и жевал трофейный немецкий шоколад.

Партизаны вышли из дома. На них сразу напали немцы. Начался обстрел.

Сбоку ещё кто-то бежал, рвались мины, горела баня, с неба падали дрова, свистело и грохотало и неожиданно наступали необъяснимые моменты тишины.

Митю ранило в живот. Глебов помог ему добраться до безопасного места и велел бежать. Саныч остался и отстреливался. Митя в последний раз видел лежащего живого Саныча и Глебова, бессильно бредущего в солнечном свете к реке.

Глава 14. Книга о Герое[ред.]

Лето пятьдесят восьмого года. Митя ждал поезд, в котором ехал писатель — тот самый корреспондент, что хотел написать о Саныче очерк и сфотографировать его, но засветил плёнку. Теперь писатель собирал данные для книги о Саныче — Герое Советского союза. Митя рассказал, что в 1942 году убили всех: Глебова, Ковальца, Саныча, которого всё же не спас заговор цыганки.

Сели в машину, поехали в дом Саныча, где ждала его сестра. Она была так похожа на брата, что Митя замер — ему почудился сам Саныч. Писатель сделал фотографию сестры с орденом и автоматом, как будто это был сам Саныч.

Глава 15. И они… облачный полк[ред.]

Вовка хотел, чтобы прадед рассказал о войне для книги мемуаров, которую хотел когда-то издать.

Потом Вовка достал из коробки альбом русского художника Ефима Чистякова, изданный в Англии. Пролистав, остановился на картине, где был изображён полк воинов в облаках — «Heavenly Host». Долго рассматривал, переводил название. Его внимание привлёк воин с копьём в руке и Звездой Героя.

Правнук спросил у прадеда, где его ордена. Оказалось, их утопил сын Мити, когда играл в войну. Приехали отец и дед Вовки. Мальчик ушёл с чердака.

Митя достал альбом и начал рассматривать картину «Heavenly Host». Он знал, как переводится это название. Митя рассматривал эту картину тысячи раз.

С толстой глянцевой бумаги альбома на меня смотрит Саныч. Весёлый и злой… С копьём… За его спиной мгла… Угадываются смутные фигуры. Их много. И они…

За основу пересказа взято отдельное издание романа 2012 года (М.: КомпасГид, 2012).

Данное произведение состоит из 15 глав. В этом ответе краткое содержание первых трех глав. Далее Вам следует задавать отдельно вопрос про остальные главы. По три главы, например. Краткое содержание 4,5,6 главы. Затем Краткое содержание 7,8, 9 …и т.д

Глава 1.
К деду приезжают сын и внуки. Они ходят на речку, разбирают на чердаке разные вещи. Вовка – внук, много знает об оружии, так как читает книги.
Вовка задает вопросы деду, в том числе о войне: «– А на что похожа война? – снова спрашивает Вовка. – По ощущениям?
Сразу я не отвечаю, какое-то время думаю, стараясь подобрать слова. Вовка ждет. Надо купить ему камеру. Он, кажется, фотограф, как и я. Жизнь для него не календарь событий, а альбом ощущений. Полированная сталь папиросницы, липкая резина противогаза, пыль и рыбный запах сетей. Война – он читал энциклопедии, смотрел фильмы, играл на компьютере и спорил на оружейных форумах. Но не понял.
– Война похожа на болезнь, – отвечаю я.»

Глава 2.
Автор возвращается мыслями в военные годы, а именно в сентябрь, когда по грязи они с Санычем конвоируют полицая.
«Я наклонился назад, потянул ногу всем весом, выдернул, полпуда грязи на ботинок налипло.
– То что надо, – подтвердил Саныч. – Грязь – подруга партизана. Ни один немец по такой грязи в лес не сунется. Тут танки встрянут, не то что мотоциклетки. И пешком тоже не полезут. Не полезете ведь?
Саныч ткнул гада в шею. Тот промолчал.
– Молчи-молчи, – усмехнулся Саныч. – Ничего, заговоришь скоро… Давай, двигай первым, крыса поганая.
Гад двинулся. Устойчивый, руки за спиной связаны, а падает редко. Ловкий. А Саныч прав, наверное. Про грязь-подругу. В такую жижель ни один дурак из дома не высунется. Дожди не прекращаются, реки совсем как весной разлились, какая война сейчас, до зимы надо ждать. Раньше, кстати, вообще только зимой воевали.
«Саныч снова ткнул гада палкой. Тот пошагал. Мы за ним. Вода в лужах была неприятно холодной, щипала за пальцы. Саныч руководил продвижением, тыча палкой гада то в левое, то в правое плечо. Иногда он еще приговаривал «тпр-ру» или «но, скотина», или просто ругался, обещал гада пристрелить вот прямо здесь, на месте, он имеет на это право.»
«Я тоже устал. Сегодня, наверное, уже километров двадцать прошлепали, и всё по грязи да по мхам. Ноги отваливались, пинать никого не хотелось, пусть и предателя, ноги не деревянные.»

Глава 3.

В партизанский отряд приехал корреспондент фотографировать Саныча. Но Саныч не хочет фотографироваться, говорит, не важно, кто на фото, не важно, кто именно герой. Он говорит, что его заговорила цыганка, поэтому никакое фото не получится.
– С тех пор от меня все отскакивает, – сказал Саныч. – И ножи, и пули, и фотографии. Сколько раз уже пробовали – и в школу фотограф приезжал, и из газеты – ничего не получается, хоть ты расшибись.
Корреспондента зовут Виктор. «Корреспондент стал задавать Санычу обычные вопросы, все по порядку, как полагается, сначала про детство, потом про то, как он убил генерала. Саныч уныло, почесываясь и похихикивая, в восьмой раз рассказывал про тот самый случай на дороге, со скучным видом привирая о том, как он выскочил с победным криком, как кинул гранату, затем вторую, как стал стрелять, отсекая мотоциклистов… а, нет, мотоциклисты это в другой раз были, с пулеметчиками вместе, генерал и сам был ого-го, и без самокатчиков, с двух рук шмалял только так…»
Далее Саныч рассказывает, как именно он захватил немецкого генерала. Рассказывает с шутками и прибаутками.
Глебов (командир) говорит корреспонденту о детях-воюющих в партизанском отряде:
– А на месте они сидеть тоже не хотят, возраст не тот. Вот и воюют…
– Хорошо ведь воюют, – напомнил корреспондент.
– А… – Глебов только рукой махнул. – Это все не для детей занятие, Виктор, сами ведь понимаете…
– В Древней Руси уже в двенадцать лет на поле выходили, – возразил Виктор. – Это исторический факт.

Далее Саныч рассказал, как он нашел партизан и примкнул к отряду..

«– А что их искать-то? Тут у нас все просто – или партизан, или полицай. Полицаев я сразу узнаю, по смраду, а если не смердит – так, значит, и партизан. Вот это баня под елкой. Баню или поварню надо всегда под елками ставить, чтобы дым рассеивался. Да лучше вообще всё под елками, чтобы не видно. И на трубу еще из ведра противодым делать. У нас тут отличная баня. Баня для партизана – это самое главное, ее строят первым делом. Хотя нет, первым делом – нужник. У нас очень интересный нужник, там у нас… Ну, сами увидите. Вон туда, под ели. А вон, видите, это Щенников с топором идет, он часы смастерить может. Ну, и оружие чинит, правда… Под ели, Виктор, под ели, туда…»

Обновлено: 09.01.2023

Лёня Голиков – один из тех участников Великой Отечественной войны, чье имя и подвиг в советское время мифологизировались. Его именем называли улицы во многих советских городах, пионерские лагеря и корабли, ему установлены памятники, он неоднократно становился героем фильмов и книг. Мифологизация образа Лёни Голикова началась сразу после войны. Так, оброс легендарными подробностями его самый известный подвиг, когда в августе 1942 года юный партизан гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц, захватил и доставил в штаб партизанского отряда портфель с ценными документами (чертежи, описание новых образцов немецких мин и другие важные документы).

Как и многие ветераны, Митя практически ничего не рассказывал о пережитом на войне ни сыну, ни внуку, ни правнуку. Он так и не расскажет любопытному правнуку Вовке ничего – все останется лишь внутренним монологом героя, кадрами фильма, прокрученного в его сознании, что позволяет говорить о фрагментарности восприятия героем войны.

Сказочные истории, поведанные Санычем, о дремучих псковских лесах, где водятся фантастические летающие змеи, о деревне, где до революции жил народ, язычески поклонявшийся чудовищу по прозвищу Глот, нужны в романе не только для создания саспенса и привлечения юного читателя. Они напоминают, что мир полон опасностей, не только реально-сиюминутных, но и вечных, онтологических.

Мифологически-фантастический пласт в романе связан с образом художника Ефима Чистякова. Его прототипом был костромской художник Ефим Честняков (1874 – 1961), фамилию которого писатель лишь слегка видоизменил. Он работал в манере псевдонаивного искусства, создавал картины на сказочно-фантазийные сюжеты.

Повесть о герое Великой Отечественной войны Лене Голикове (его полное имя и фамилия упоминаются лишь дважды) перерастает рамки биографического повествования, обретая черты философской притчи и вызывая большой интерес детей начала ХХI века, о чем свидетельствуют многократные переиздания этой книги.

Жаркий ленивый август, субботнее утро в дачном поселке, река, залив. Димка наблюдает, как Вовка безуспешно стаскивает тяжелую лодку в воду. Только вот Димка давно не мальчишка, у него есть сын, а Вовка ему правнук. У каждого – свой взгляд на жизнь.
Сын без ума от своей новенькой машины, у него радикулит, и он интеллектуал, а вот Вовка без ума от приключений. Он сует свой любопытный нос повсюду, строит шалаши, охотится с самодельным луком, любит старину. И книжки читает. Ему интересно, как дед пережил войну.

Ребята вышли к своим, в отряде человек 50. Главный в штабе – командир Глебов. Большой человек, и большой зануда. Испанскую и Финскую войну прошел. Но первым их встретил бывший плотогон, сплавщик Ковалец, человек крутого нрава, щепетильно заботившийся о своей внешности. Он объявил, что Саныча, героя, убийцу немецкого генерала, ждет фотокорреспондент. Тот отказался позировать. Мол, в детстве его цыганка заговорила от пули, боли, неволи и фотоснимков.

Димка вспоминает, как он оказался в отряде. Он не сразу распознал налет вражеских самолетов. Город был сожжен. До контузии он думал, что война это игра. Все оказалось просто и страшно. Родителей с сестрой больше нет, только тетка из Новороссийска.

Саныч переживает за отправленного на задание Ковальца. А еще как-то слишком уж интересуется 17-летней девушкой-партизанкой Алевтиной и ее именинами. У него и подарок для нее припасен – деревянный красный гусь (ну или лебедь). Она из тех, кто на себе испытал блокаду Ленинграда.

Глебов пытается развивать ребят помладше. Потому что советский человек и под гнетом врага должен расти, учиться. А еще поручает ребятам шефство над Шуриком, чахоточным мальчуганом. Кстати, Димку опекал как раз Саныч. Вообще, в отряде немало ребятишек. Тот же 7-летний Щурый, например.

Саныч с Димкой под видом беспризорников расспрашивают у сухорукого парнишки, где можно переночевать. Тот указывает на избу чудака-художника. Ребята идут к нему мимо виселиц. Художник старый, на стенах в доме картины – звери сказочные, портреты детей да свадьбы. Саныч отчего-то сразу доверием к нему проникся, разболтал про отряд. Заспорили они о предателях: когда эти гады переведутся?

Саныча заинтересовала картина одна, где павшие воины живут в облаках. Хорошо живут, по словам художника. И много их, кто в кольчуге, кто в мундире, все вместе. Целый полк, одним словом. Художник Санычу ночью спать не давал, все про древнюю историю рассказывал, про греков разных. Сумасшедший, наверно. И Саныча нарисовал, как живого. В том самом полку. И будто с копьем (а на самом деле – с ухватом).

Ребятам дают своеобразный отпуск, можно наведаться к родным. У Саныча они еще остались. По дороге чего только не обсудили: и нападение марсиан из книжки Уэллса, и язычников из брошенной ближайшей деревни. Ночевать пришлось в пустой деревеньке. В ней еще жители крокодилу поклонялись. Ну, Санычу дед так рассказывал. А еще тут до сих пор топтун ходит. Вроде и ничего, а немножко страшно.

Щурый огорошил всех новостью: ему сам Сталин на письмо телеграммой ответил. Глебов пообещал мальчишке пистолет. Вот только Алевтина решила, что это Саныч Шурика в герои толкает. Тем временем Димку взяли на серьезное задание – подрыв поезда. Опытный Саныч на ходу различал – чей эшелон: наш или немецкий. Бомбу заложил Ковалец. Ну а Димка тогда пристрелил первого немца.

Димка размышляет о том, как жить после войны. Вернувшись, они видят партизан перебитыми. Но часть смогла уйти. Может, выдал предатель? Нет, невозможно. А убитые бойцы, они, как говорил тот сумасшедший художник, не умирают. Странно, но он даже имя Саныча угадал. Сказал, его тезка с горсткой людей армию персов удерживал. Наконец, ребята вышли к своим, раненым.

Шли на север. Вышли к деревне с полицаями. Пройти мимо ночлега в тепле – убить слабую Альку. Глебов потребовал, чтобы Голиков шел без оружия, просто в разведку. Пошли с Димкой вдвоем. Саныч травил байки про Ковальца, он знал его по школе. Знал, что Алька не вышла за него по одной причине: хотела стать женой Героя Советского Союза. Только вот пистолет он с собой все-таки взял. И ухлопал двух полицаев.

Ночь они провели в тепле и сытости, в обществе слепой старухи. Алька уже никого не узнавала. А к утру нагрянули егеря, фашисты. Уйти раньше было нельзя: Алевтина умерла только к утру. Остатки отряда прорвались к реке. Димку ранило.

Сюжет

1942 год, партизанский отряд, где много ребятишек-сирот. Димку опекает Саныч, Леня Голиков. Ему лет 17, и он пионер-герой. На разведке местности оба ночуют в доме художника Чистякова. Тот пишет картину, где в облаках вечно живут воины-защитники всех веков. В картину попадает и Саныч с копьем (ухватом). После успешного подрыва поезда отряд разбит немцами. Выжил только Димка. Он рассказывает историю своей юности правнуку Вовке.

Отзыв

Воспоминания партизана, дожившего до наших дней: о заговорённом напарнике, своём отряде, убитых немцах, трофейных обменах, загадочном художнике и его картине с падшими воинами, живущими в облаках.

Содержание

Действие романа происходит в двух временах — настоящем (XXI век) и прошедшем (1942 и 1958 годы).

Очень краткое содержание [ ред. ]

Полдень августовского дня. Прадед Митя со своим правнуком занимаются на реке, потом идут домой. Правнук разбирает антресоли, а потом лезет с прадедом на чердак, где стоит сундук с военными вещами. Эти вещи пробуждают в Мите воспоминания о партизанском прошлом.

В сентябре 1942 года Митя с напарником Санычем вели через лес предателя.

Митя (Дмитрий) — рассказчик; партизан шестьдесят седьмого отряда четвёртой бригады, умел и любил фотографировать, ходил в кружок до войны; прадед Вовки.

Дошли до своего лагеря, где Саныча ждал корреспондент для интервью и фотографий. Саныч стал Героем, обезвредив фашистского генерала. Ни фото, ни очерк не получились.

Как-то Саныч и Митя были на задании и искали ночлег. Им попался дом странного художника, который верил в иную жизнь после смерти. В доме художника висела картина с воинами в облаках. Почему-то художник нарисовал там и Саныча.

Митя вспомнил, как однажды его и Саныча послали на обмен с фашистами. Он боялся, но Саныч был опытный, и обмен прошёл успешно. Партизанам достались боеприпасы, шоколад и парфюм.

Однажды отпустили на побывку домой. Саныч позвал Митю к себе. Переночевали по дороге домой в пустом доме заброшенной деревни. Дома же у Саныча было ощущение мира. Мама сделала пирогов, и парни отправились рыбачить.

Митю взяли на подрыв эшелона. Первый раз в жизни он убил фашиста. После боя командир дал особое задание Санычу и Мите — проследить за фашистами.

Когда партизаны вернулись в лагерь, он был уже разгромлен фашистами, но некоторым удалось сбежать. Саныч с Митей нашли свой отряд. Потом все отправились в путь. В итоге немцы всё же обстреляли партизанов и все погибли, кроме Мити.

Через пятнадцать лет после этих событий к Мите приехал писатель. Это был тот молодой корреспондент из 1942 года. Теперь он хотел издать книгу о Саныче как Герое Советского союза.

Правнук нашёл альбом русского художника, изданный в Англии. В этом альбоме была та необычная картина с воинами в облаках. Каждый раз на Митю смотрел с неё Саныч. И все воины, изображённые там, которые пали в бою, были облачным полком.

Подробный пересказ по главам [ ред. ]

Названия глав — условные.

Глава 1. Война похожа на болезнь, или сундук с воспоминаниями [ ред. ]

Августовский субботний полдень. На песчаном берегу прадед с правнуком Вовкой занимались лодкой. После пошли домой через сосны.

Всё время надо куда-то идти. всё время ты… просыпаешься… Ты больной…бредёшь по снегу через вечный понедельник. При этом понимаешь, что вторника может и не случиться.

Глава 2. Партизаны ведут предателя [ ред. ]

Холодный сырой сентябрь сорок второго в псковских болотах. Партизаны Саныч и Митя вели в отряд предателя. Шли сложно: очень хотелось есть и было много грязи вокруг, в которой вязли ноги.

Подошли к старице, где Саныч расставлял неделю верши для ловли рыбы. Саныч полез в реку и достал много мелкой рыбы из верша.

Глава 3. Интервью у заговорённого Героя [ ред. ]

Все дошли до лагеря. Туда приехал корреспондент, чтобы сделать фото Саныча, потому что он обезвредил немецкого генерала и стал Героем. Фото у Саныча никогда не получались, ведь его заговорила цыганка в детстве. Тем более настало время обеда, а парни не ели больше суток.

Сначала Санычу приказывал идти Ковалец, затем пришёл командир, и Саныч подчинился.

Саныч рассказал корреспонденту о своём подвиге, немного нафантазировав. Фотография так и не получилась, затвор замкнуло.

Саныч с Митей повели корреспондента смотреть лагерь. Вдруг отдали приказ привести в порядок нужники, потому что там висели немецкие погоны, чего быть не должно.

Глава 4. Гусь на счастье [ ред. ]

Митя вспомнил, как фашисты напали на его город 27 июня 1941 года.

Поднялся ветер, он растащил пыль на отдельные вихри, и я увидел, как гибнет город. В тишине.

Его тогда сильно контузило. До сих пор Митя не помнил долго информацию.

Его воспоминания прервал Саныч. Парни пошли в штаб, где Глебов проводил школьные занятия. Потом Глебов отдал приказ присмотреть за Шуриком Щурым, который строил снежный батарейник.

Шурик Щурый (Александр Жилкин) — семилетний мальчик, болен туреркулёзом, живёт в землянке с Алевтиной.

Потом ребята пошли к Алевтине на именины.

Саныч подарил девушке гуся из дерева на счастье. Пришёл Ковалец и вручил Алевтине дорогой платок, который достался ему как трофей. Началась ругань. Ковалец смеялся над гусем. В итоге девушка выгнала Саныча и Митю.

Глава 5. Странный художник [ ред. ]

Саныч и Митя искали ночлег. Спросили у калеки, где можно найти ночлег. Им посоветовали идти к художнику. Шли через деревню. Саныч вспомнил свой хороший дом, как он учился отлично в школе. Когда он был в седьмом классе, его отец заболел, и пришлось работать на фанерке.

Дошли до дома художника. Долго стучали, им открыли. В доме были картины, посуда с затеями. Художник накормил партизанов кашей. Митя пошёл спать. Во сне он слышал, как Саныч говорил с художником про предателей и картину, на которой был изображён полк павших в боях в облаках.

Глава 6. Обмен трофеями [ ред. ]

Саныча и Митю отправили на обмен к фашистам. Обычно русские партизаны обменивали еду на боеприпасы. У парней был самогон, тушёнка и махорка. Пока ждали немцев, Саныч предложил съесть банку тушёнки напополам.

Подошли два фрица. С собой у немцев были гранаты, патроны, гросс-шоколад и парфюм. Вся операция по обмену прошла успешно. Санычу удалось даже обменять часы. Партизаны пришли в лагерь с трофеями.

Глава 7. На побывку [ ред. ]

Ковалец разбудил Саныча и Митю. Глебов дал семь дней на побывку домой. Саныч обрадовался и позвал Митю к себе. Идти туда двое суток, там три дня и обратно.

Пошли в мороз. Разговаривали о детстве, потом о книгах. Дело шло к ночи, и неожиданно загудела метель. Саныч повёл Митю в ближайшую деревню на ночлег.

Эта деревня была странная, до войны там происходили непонятные вещи, люди оттуда сбегали. Нашли дом для ночёвки в поле. Саныч рассказал, что недалеко было Тёплое озеро, где люди приносили жертвоприношения какому-то чудовищу.

Ночью Митя услышал странные шаги. Саныч тоже слышал и Мите сказал, что это ходит топтун. Ночь прошла и наступило утро.

Глава 8. Вкусные пироги и зимняя рыбалка [ ред. ]

Утром мама Саныча сделала чай и испекла разнообразные пироги. Митя ел с рыбой, а Саныч откусывал от разных пирогов по очереди. Потом Саныч позвал Митю на зимнюю рыбалку, которая, по его словам, сильно отличалась от летней и была гораздо интереснее.

Парни пришли на реку. Саныч сделал мастерски лунки и плюнул в них на удачу. Начали ловить окуней, они как раз были подо льдом. Улов шёл хорошо.

Вокруг звенело… Просто звон. Тонкий… Это чистота. Вокруг слишком много всего — снег, лёд, воздух, небо, мороз, — вот и звенит.

Потом окуни притихли и расплылись. Приплыла большая рыба — сом или щука. Эта рыба схватила блесну на леске, а потом резко потянула леску. Саныч, держась за леску, упал, поборолся и отпустил рыбу. Парни остались довольны рыбалкой.

Глава 9. Подрыв эшелона [ ред. ]

Митю брали на подрыв эшелона первый раз в жизни. Саныч был уже опытен в этом деле. Пока готовились к бою, Щурый торжественно заявил, что Сталин подписал ему телеграмму, а Глебов обещал настоящий ТТ. Алевтина разозлилась на Саныча, думая, что это он дразнил мальчика ТТ.

Отряд пришёл к месту боя. Заложили гранаты. Стали ждать. Сначала пошли вагоны порожняка, потом шёл эшелон с немцами. Стали взрывать и стрелять. Немцы побежали врассыпную. Митя убил первого фашиста. После боя у Мити была эйфория и его трясло, он упал в обморок.

Саныч сказал, что бой длился двенадцать с половиной минут.

Глава 10. Письма и засвеченная плёнка [ ред. ]

После боя в отряде смеялись. Это началось неожиданно, и каждый солдат дал волю эмоциям. Глебов поручил Санычу и Мите следить за действиями фашистов, чтобы в случае предупредить партизан.

Снова долго шли. В лесу на пне заметили замершего фрица. Это был корреспондент, в его сумке лежали письма и фотоаппарат. Мите удалось запечатлеть Саныча на плёнку, чему они удивились.

Саныч нашёл письма и немецкие, и русские. Он стал читать наши письма. В них описывали зверства фашистов. Саныч и Митя заплакали. Саныч приказал засветить плёнку, потому что не хотел быть в одном ряду с кадрами фашистов, и выстрелил в голову мёртвому фрицу несколько раз.

Глава 11. Разгром партизанского лагеря [ ред. ]

Митя думал о будущем. Как закончится война, как он пойдёт учиться. Подошли к своему лагерю. Его разгромили фашисты из миномёта. Саныч подумал о предателе в лагере. На земле лежала оторванная рука Ковальца. Саныч проверил землянки — было пусто. В стоге сена фашисты спрятали тела некоторых расстрелянных солдат.

Остались на ночь, а потом пошли разыскивать оставшихся в живых. Саныч шёл, петляя следы. Он был будто в безумии.

Дошли до оврага, в котором горел костёр. Там были оставшиеся из отряда. Глебова ранило. Алевтина лежала и смотрела сквозь. Щурого не было.

Глава 12. Дом предателей [ ред. ]

С утра отряд пошёл. Алевтину несли на носилках, Саныч поправлял ей руку, падающую в воздух. Вечером подошли к заброшенной делянке и остались на ночлег.

Митю разбудил Саныч. Отряд остановился возле деревни, нужно было проверить, кто там — фашисты или наши. Глебов заставил Саныча и Митю сдать оружие.

Партизаны пошли в деревню. Приблизились к низкому дому в синей краске, во дворе стояла откормленная лошадь. Саныч начал гладить лошадь. Вышел здоровенный мужик, и его сразу убил выстрелом Саныч. Затем застрелил старика. В этом доме жили предатели. Из живых осталась только слепая старуха.

Глава 13. Война продолжается [ ред. ]

Отряд остался на ночлег в доме со старухой. Алевтина бредила, Глебов поил её, потому что знал, что утром она умрёт. В рассветный час Глебов приказал собираться. Саныч сидел возле Алевтины молча и жевал трофейный немецкий шоколад.

Партизаны вышли из дома. На них сразу напали немцы. Начался обстрел.

Сбоку еще кто-то бежал, рвались мины, горела баня, с неба падали дрова, свистело и грохотало и неожиданно наступали необъяснимые моменты тишины.

Митю ранило в живот. Глебов помог ему добраться до безопасного места и велел бежать. Саныч остался и отстреливался. Митя в последний раз видел лежащего живого Саныча и Глебова, идущего в бессилии в солнечном свете к реке.

Глава 14. Книга о Герое [ ред. ]

Лето пятьдесят восьмого года. Митя ждал поезд, в котором ехал писатель. Тот самый корреспондент, что хотел сфотографировать Саныча, но засветил плёнку, и написать о нём очерк. Теперь писатель издавал книгу о Саныче как Герое Советского союза. Собирал сведения очевидцев. Митя рассказал, что в 1942 году всех убили: Глебова, Ковальца, Саныча, которого всё же не спас заговор цыганки.

Сели в машину, поехали в дом Саныча. В доме ждала сестра Лида. Она сидела спиной. Митя замер на месте. Ему почудился сам Саныч. Лида была сильно похожа на брата. Писатель сделал фотографию сестры с орденом и автоматом, будто бы самого Саныча.

Глава 15. И они… облачный полк [ ред. ]

Вовка хотел, чтобы прадед рассказал о войне для книги мемуаров, которую хотел когда-то издать.

С толстой глянцевой бумаги альбома на меня смотрит Саныч. Весёлый и злой… С копьём… За его спиной мгла… Угадываются смутные фигуры. Их много. И они…

За основу пересказа взято следующее издание: Веркин Эдуард. Облачный полк: [для ст.шк.возраста (для детей от 16 лет)]/Эдуард Веркин. — М.: КомпасГид, 2012.— 296 с.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Эдуард Веркин Облачный полк

Облачный полк: краткое содержание, описание и аннотация

Эдуард Веркин: другие книги автора

Кто написал Облачный полк? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эдуард Веркин: Облачный полк

Облачный полк

Эдуард Веркин: ЧЯП

ЧЯП

Эдуард Веркин: Пепел Анны

Пепел Анны

Эдуард Веркин: Остров Сахалин

Остров Сахалин

Эдуард Веркин: Ночь летающих гробов

Ночь летающих гробов

Эдуард Веркин: Самовар, разлив, граната. Гид по неприятностям

Самовар, разлив, граната. Гид по неприятностям

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дэвид Митчелл: Облачный атлас

Облачный атлас

Веркин Эдуард: Облачный полк

Облачный полк

Владимир Осинин: Полк прорыва

Полк прорыва

Эдуард Веркин: Через сто лет

Через сто лет

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Облачный полк — читать онлайн ознакомительный отрывок

Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с письменного согласия издательства.

© Веркин Э. Н., текст, 2012

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Эти строки написал Николай Майоров. В феврале 1942 года двадцатидвухлетний поэт погиб в бою под Смоленском.

Двадцать два года – совсем немного. Но все же больше, чем довелось прожить герою книги, которую вы держите сейчас в руках.

У них, наверное, ничего общего не было, у того деревенского парня и у поэта, студента московского университета. Ничего общего. Разве что гибель на войне. И мифы. Один их предвидел, а другой стал их героем.

Стал не по своей воле – так получилось. Но уже миф зажил своей собственной жизнью. Теперь, чтобы прикоснуться к нему, требуется немалое мужество.

Как оказалось, Эдуард Веркин – очень мужественный человек. Он решился говорить с читателем на тему не то чтобы табуированную, но очень нелегкую. Он решился поднять в своей книге вопросы, которыми мало кто задается. Он решился говорить не так, как говорят об этом обычно.

Впрочем, Веркин, кажется, никогда и ни о чем не говорит так, как говорят об этом обычно. То есть и слова, вроде, обычные, и темы самые обычные, даже сюжеты порой обыкновенные. Но Эдуард Веркин чуть поворачивает обыкновенный сюжет, находит, с какой стороны подойти к обычной теме, придумывает, в каком порядке расположить самые обычные слова, – и получает невероятный результат. Собственно это и называется писательским талантом, подтверждение которому – пять побед подряд в крупных литературных конкурсах.

– Можно не свистеть, можно кричать.

– Издавать боевые кличи, – поясняю я. – Вот так примерно.

Я кричу. Кажется, получается не очень: пискляво, как-то даже капитулянтски. Я от себя такого не ожидал. Вовка хихикает.

– Не страшно, – говорит он. – Совсем-совсем. Надо могуче. Я про теннисистов видел передачу, они всегда кричат – так сильнее бить получается. И каратисты кричат. И штангисты – они тоже ведь толкают. Толкать, наверное, тоже с криком легче?

Вовка набирает воздуха, сводит облезлые от загара лопатки и с чужим криком срывается с места.

Перепрыгивая через корни сосен, выставив перед собой руки, несется по песчаному откосу, врезается в нос лодки. Бешено месит ногами песок, зарывается почти по колено, рычит, упираясь лбом в водорез.

Читайте также:

      

  • Расчет потребности в дезинфицирующих средствах в доу
  •   

  • Пушкин к краткое содержание
  •   

  • Алмазный меч казахское ханство краткое содержание
  •   

  • Сенека о благодеяниях краткое содержание
  •   

  • Абрамов краткое содержание безотцовщина абрамов

Эдуард Веркин

Облачный полк

Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с письменного согласия издательства.

Интересы издательства “КомпасГид” представляет ООО “Юридическое агентство “Копирайт” (www.juragent.ru).

© Веркин Э. Н., текст, 2012

© ООО «Издательский дом «КомпасГид», 2012

Предисловие

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Эти строки написал Николай Майоров. В феврале 1942 года двадцатидвухлетний поэт погиб в бою под Смоленском.

Двадцать два года – совсем немного. Но все же больше, чем довелось прожить герою книги, которую вы держите сейчас в руках.

У них, наверное, ничего общего не было, у того деревенского парня и у поэта, студента московского университета. Ничего общего. Разве что гибель на войне. И мифы. Один их предвидел, а другой стал их героем.

Стал не по своей воле – так получилось. Но уже миф зажил своей собственной жизнью. Теперь, чтобы прикоснуться к нему, требуется немалое мужество.

Как оказалось, Эдуард Веркин – очень мужественный человек. Он решился говорить с читателем на тему не то чтобы табуированную, но очень нелегкую. Он решился поднять в своей книге вопросы, которыми мало кто задается. Он решился говорить не так, как говорят об этом обычно.

Впрочем, Веркин, кажется, никогда и ни о чем не говорит так, как говорят об этом обычно. То есть и слова, вроде, обычные, и темы самые обычные, даже сюжеты порой обыкновенные. Но Эдуард Веркин чуть поворачивает обыкновенный сюжет, находит, с какой стороны подойти к обычной теме, придумывает, в каком порядке расположить самые обычные слова, – и получает невероятный результат. Собственно это и называется писательским талантом, подтверждение которому – пять побед подряд в крупных литературных конкурсах.

Однако даже на звездной полке Эдуарда Веркина, на которой живут сериал «Место снов», романы «Друг-апрель» и «Мертвец», «Облачный полк» стоит особняком. Дело в том, что действие предыдущих происходит хоть в реальной, хоть в фэнтезийной, но в современности. А «Облачный полк» – роман исторический. Его героям приходится не только переживать обычный для подростков кризис взросления, но и справляться с обстоятельствами, которые вовсе не успокаивают. Герои «Облачного полка» оказались заложниками этих самых страшных обстоятельств и вынуждены бороться с ними по-настоящему: с оружием в руках. Но сказать, что рядом с этими обстоятельствами меркнут все другие проблемы, которые обычно волнуют подростка, – это значит сказать неправду. Потому что всегда и везде для человека будут важны друзья и враги, отношения между людьми, отношения с миром, первая любовь, познание себя. И честь. И честность.

Я очень боюсь рассказывать еще что-то об этом романе: трудно удержаться от спойлеров. Трудно, но необходимо. Потому что «Облачный полк» – это тот путь, который читатель должен пройти сам. Обязан пройти. Неслучайно московский журналист Шамиль Идиатуллин сказал о романе: «Его необходимо прочесть каждому, кто читает по-русски».

* * *

Прежде чем эта книга появилась в том виде, в каком вы держите ее сейчас в руках, больше тысячи читателей – и юных, и тех, кого принято называть взрослыми, – проголосовали за нее. Рукопись романа «Облачный полк» вышла в финал Национального конкурса на лучшее литературное произведение «Книгуру» и была опубликована на сайте конкурса, чтобы дальнейшую судьбу этого текста и еще четырнадцати других определило читательское жюри. Читатели присудили произведению Эдуарда Веркина безоговорочную победу.

Ксения Молдавская

Глава 1

– Как свистеть-то?

– Можно не свистеть, можно кричать.

– Кричать?

– Издавать боевые кличи, – поясняю я. – Вот так примерно.

Я кричу. Кажется, получается не очень: пискляво, как-то даже капитулянтски. Я от себя такого не ожидал. Вовка хихикает.

– Не страшно, – говорит он. – Совсем-совсем. Надо могуче. Я про теннисистов видел передачу, они всегда кричат – так сильнее бить получается. И каратисты кричат. И штангисты – они тоже ведь толкают. Толкать, наверное, тоже с криком легче?

– Наверное.

– Тогда попробую.

Вовка набирает воздуха, сводит облезлые от загара лопатки и с чужим криком срывается с места.

Перепрыгивая через корни сосен, выставив перед собой руки, несется по песчаному откосу, врезается в нос лодки. Бешено месит ногами песок, зарывается почти по колено, рычит, упираясь лбом в водорез.

Лодка сдвигается сантиметров на двадцать, на полшага.

– Видел?! – победно кричит Вовка. – Видел, а?! А ты говорил!

Он оставляет лодку, заходит по колено в реку, сует голову в воду. Минуту держит дыхание: легкие развивает.

Выныривает.

– Тут везде рыба мелкая сидит. – Вовка проглаживает ладонью волосы, отжимает влагу. – Килька какая-то наглая… Видел, как лодка сдвинулась? На метр!

– Так до вечера толкать будешь.

– Не, не до вечера. Уже немного совсем осталось, я уж дотолкаю.

Вовка вновь поднимается по берегу, собирает створки жемчужниц. Кажется, он собирается сделать из них ожерелье.

– Еще раза три, – говорит Вовка. – Потом вода уже сама подхватит.

Вовка прячет жемчужниц в рюкзак, поворачивается к реке, разбегается, врезается в лодку – двадцать сантиметров.

– Ага! – Вовка пинает посудину в бок. – Вот так!

Возвращается, набирает высоту и обратно.

Этим он занимается уже почти час. Упорный. Я бы давно бросил. Взял бы вон ту жердину, подцепил киль, навалился плечом, да и сдвинул. Или за корму раскачал, лодка бы и снялась. Но ему так неинтересно.

Я сижу на обрыве, греюсь, шевелю пальцами. Ага, суббота, суббота ленива, как старый пес. Особенно до обеда, смола и мед, и пахнет примерно так же, и в небе висят сонные птицы, кажется, чайки, ну-ка…

– Это парапланы, – перехватывает Вовка мой взгляд. – В Рыбачьем пять штук, по восемьсот рублей катают. Говорят, здорово. Над заливом и вдоль берега…

Вовка вздыхает.

– Твой дед меня убьет, – отвечаю я.

– Да он и не узнает, – отмахивается Вовка. – Он свечи менять думает, теперь целый день провозится.

– И отец убьет, – напоминаю я.

– Отец сам с парашютом прыгнуть собирается.

– Он уже двадцать лет собирается. Еще пару годков – и ни один парашют его уже не выдержит.

– Это да…

В полдень часы переворачиваются, время чуть ускоряется, и жизнь уже не так интересна. А с восьми до двенадцати – то что надо: чувствуешь перспективу. Минуты не спешат, и ты не спешишь вместе с ними. Можно забраться поглубже в кресло и смотреть на залив, на острую полоску воды между красными соснами. Иногда там мелькает белый парус, а иногда зеленый.

Читать дальше

  • Краткое содержание рассказа обелиск
  • Краткое содержание рассказа о чем плачут лошади
  • Краткое содержание рассказа о царе салтане
  • Краткое содержание рассказа о семи повешенных
  • Краткое содержание рассказа о потерянном времени для читательского дневника