Краткое содержание «Первый учитель»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1082.
Обновлено 27 Октября, 2022
О произведении
Повесть «Первый учитель» Айтматова написана в 1962 году. В книге описывается непростой период становления советской власти в Киргизии — борьба с патриархальными традициями, не дававшими молодёжи учиться и развиваться.
В центре сюжета учитель, который после службы в армии возвращается на малую родину, в глухой аил, и собственными усилиями создаёт первую в деревне школу.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Первый учитель» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Место и время действия
События повести происходят в Казахстане, в деревне Куркуреу, в 1924 году и спустя несколько десятилетий.
Главные герои
- Дюйшен – первый сельский учитель, молодой парень, не очень грамотный, но очень инициативный, любящий свое дело.
- Алтынай Сулайманова – юная сиротка, умная, способная девочка, полюбившая учебу благодаря своему учителю.
Другие персонажи
- Художник – односельчанин Дюйшена и Алтынай, поведавший их историю.
Краткое содержание
Вынашивая замысел новой картины, художник никак не мог решить, что именно изобразить на полотне. Не в его правилах было обсуждать замысел полотна с близкими или друзьями, поскольку он и сам не знал, что в итоге получится. Это было так же сложно, как «угадать, каким вырастет ребенок, который сегодня еще в люльке»
.
Но однажды художник решил «поделиться с людьми своими мыслями о еще не написанной картине»
. Вдохновила его на то история о родном аиле, которая не на шутку растревожила его душу.
В казахской деревушке Куркуреу местной достопримечательностью был холм, который «почему-то называли «школой Дюйшена»»
. Рассказывали, что когда-то давно на этом месте была школа, но теперь уж никаких следов от нее не осталось. Организовал ее местный старик Дюйшен, который в ту пору был юным комсомольцем.
Художника пригласили в родной аил «на торжественное открытие новой школы, которую колхоз построил своими силами»
. Среди почетных гостей была и Алтынай Сулайманова, видный научный деятель. Пожилая женщина «заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу»
. Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил их тот самый Дюйшен, открывший первую школу в аиле. Над стариком до сих пор посмеивались, поскольку он был не особо грамотным. Эти насмешки стали причиной неожиданного отъезда Алтынай Сулаймановой. Будучи уже в Москве, она прислала художнику письмо-исповедь с просьбой донести его до жителей родного аила.
Эта история произошла в 1924 году. В аил Куркуреу был прислан молодой революционер Дюйшен «для того, чтобы открыть здесь школу и учить детей»
. В те далекие времена среди простых деревенских людей «такие слова, как «школа», «учеба», были в новинку»
. Они искренне не понимали, как школа может помочь их детям заработать себе на пропитание. Подавляющее большинство жителей аила были совершенно безграмотными людьми, и именно поэтому они так настойчиво сопротивлялись открытию школы. К счастью, Дюйшену удалось убедить односельчан в том, что грамота очень пригодится детям. Он обратился к ним за посильной помощью – «отремонтировать эту байскую конюшню на горе, надо перекинуть мост через речку, дрова нужны школе»
. Однако жители, узнав, что Дюйшен за свою работу будет получать жалованье, предложили ему решить все проблемы с этих денег.
Дюйшен принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались и поручали выполнять самую тяжелую работу.
Когда школа была готова, Дюйшен принялся обходить дворы и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюйшену удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу.
Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника»
, отважился обучать грамоте детей. Он разместил учеников на полу на соломе, дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке, выполнявшей роль стола, и принялся за работу. Так бедным киргизским детям, никогда не покидавшим свой аил, неожиданно «открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир»
.
С приходом весны тетка все чаще сетовала на то, что Алтынай до сих пор никто не сосватал. Вскоре ее молитвы были услышаны, и в доме появились сваты. Алтынай узнала, что дядя решил ее продать в качестве жены одному богатому человеку. Это стало известно и Дюйшену, который приютил у себя девочку. Вскоре ему пришлось вступить в драку с «женихом» и его товарищами, которые жестоко избили учителя. Алтынай отвезли в горы, где в возрасте пятнадцати лет она стала женой старого богача.
Однако Дюйшен не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь.
Алтынай исполнила завет учителя и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.
И что в итоге?
Дюйшен — в 1924 году с помощью милиционеров спас Алтынай от брака, спустя десятилетия живет всё в той же деревушке.
Алтынай Сулайманова — после того, как Дюйшен спас её от брака по принуждению, закончила школу, институт и добилась больших высот в жизни, стала заведующей кафедрой.
Заключение
Своим произведением Айтматов утверждает, что сильная человеческая воля и вера в свои силы способны противостоять системе и менять жизнь всего общества в лучшую сторону.
После ознакомления с кратким пересказом «Первого учителя» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Уміт Ыдыят
10/10
-
Айнат Салимбаев
10/10
-
Люба Зиферман
10/10
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1082.
А какую оценку поставите вы?
- Краткие содержания
- Айтматов
- Первый учитель
Краткое содержание Первый учитель Айтматова
Повествование данного произведение ведётся в форме рассказа. Событие повести происходят в далёком и небольшом ауле, Куркуреу примерно в 1924 году. Молодой и амбициозный парень Дюйшен, владеющий профессией учителя, после окончания службы в армии, приезжает в своё родное место, и там хочет открыть образовательное учреждение, для того чтобы учить грамоте местных детей.
Но жители совершенно не понимают для чего это необходимо, и как грамота может помочь в их жизни, и в работе на поле. Большинство, а может быть и вся часть местных жителей совершенно безграмотны, и, наверное, поэтому они так сопротивляются открытию школы. К счастью Дюйшену удаётся уговорить большинство, и он получает согласие на обучение детей грамоте.
Куркуреу являлся достаточно бедным поселением, у которого не было возможности открыть хорошую школу, чтобы в ней могли спокойно заниматься все дети. Но жители придумали и отремонтировали старый сарай, который и стал местом приобретения знаний.
В этом поселении было большое количество сирот, за которыми ухаживали их дальние родственники. Но больше всего в сердце учителя запала бедная и забитая жизнью Алтынай. После того как её родителей не стало, она переехала жить к своему дяде. Однако тот, обращался достаточно грубо с девочкой, изнуряя бедняжку тяжёлой работой и не давая ей совершенно учиться.
С пусть какое-то время бедную девочку, её родной дядя решает продать одному богатому человеку в качестве жены. Но к счастью об этом вовремя узнаёт учитель. И для того чтобы помешать совершению этой сделки, Дюйшен решает заявить о происшествии в милицию. Алтынай удаётся спасти и её забирают от дяди, и отправляют в детский дом. Это помогло девочке получить хорошее образование и весьма преуспеть в жизни.
Данная повесть учит прежде всего сильный человеческий дух, порой может совершать такие поступки даже наперекор сложившейся системы, тем самым облагораживая и усовершенствуя общество.
Произведения показывает как важно образование в нашей жизни. Нужно уметь использовать полученные знания.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Айтматов. Все произведения
- Белое облако Чингисхана
- Белый пароход
- Буранный полустанок
- Верблюжий глаз
- Джамиля
- И дольше века длится день
- Когда падают горы (Вечная невеста)
- Красное яблоко
- Легенда о манкурте
- Лицом к лицу
- Материнское поле
- Пегий пес, бегущий краем моря
- Первый учитель
- Плаха
- Прощай, Гульсары!
- Ранние журавли
- Солдатенок
- Тавро Кассандры
- Тополёк мой в красной косынке
Первый учитель. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Зощенко Не надо врать
Это рассказ из серии про Миньку (самого автора в детстве) и Лёлю (его старшую сестру). Младший опять старается понять этот мир, Лёля опять немного хитрит.
- Краткое содержание Куприн Юнкера
Произведение начинается с того, что бывший воспитанник кадетского училища Александров, вернувшись с каникул, прибывает в последний раз в учебное заведение, где он с товарищами проучился целых семь лет.
- Краткое содержание Гарри Поттер и Орден Феникса книги Роулинг
Во время летних каникул на главного героя и его кузена нападают дементоры. Для защиты Гарри приходиться применить, не разрешаемую министерством, силу магии. Впоследствии он оправдывает свой поступок.
- Краткое содержание Дубов Горе одному
Недаром говорят, что когда ты один – это одиночество, и не просто одиночество, это горькое одиночество, это горе, не радость и печаль.
- Краткое содержание Василий Шибанов Толстой А. К.
В основу этого произведения А. Толстой вложил вполне реальные события. Именно в это время Курбский покидает страну и уезжает заграницу, потому что боится Ивана Грозного.
Повесть «Первый учитель», краткое содержание которой представлено читателям, затрагивает трепетные струны человеческой души. При прочтении порой наворачиваются слезы, стоит ком в горле, но светлое чувство любви и безграничной веры в добро в конце повествования окрыляет. С подробным анализом гениального сочинения можно познакомиться в статье.
«Первый учитель»: краткое содержание
Произведение «Первый учитель», краткое содержание которого знакомо каждому школьнику, вошло в историю классической литературы как пример силы человеческого духа и гуманизма. Его автор — киргизский писатель Чингиз Айтматов. Он приобрел первую славу благодаря этому произведению. Книга описывает:
- непростой для Киргизии период становления социализма;
- трудности общественной организации, отрицание, с которым столкнулась новая власть;
- борьбу с устаревшими традициями жесткого патриархата;
- стремление молодежи к развитию и постоянному движению вперед.
Автор акцентирует внимание на том, что ломка стереотипов начинается с маленьких шагов каждого человека и ведет к большим переменам. Вот что открывает произведение Айтматова:
Экспозиция
Повесть «Первый учитель» начинается с ностальгических воспоминаний главного рассказчика — Художника. Творческий человек находится в кризисе: сюжет нового полотна не приходит на ум.
Красочные воспоминания художника о родном крае изложены в главе «Два тополя». Здесь описан холм возле селения, в котором прошло детство рассказчика. На месте этих деревьев ранее была первая сельская школа, которую организовал комсомолец Дюйшен. Волна ностальгии не оставляет в покое художника, и вскоре мастер получает телеграмму с приглашением посетить родные края.
Завязка
Прибыв в небольшую деревушку Куркуреу, художник становится свидетелем торжественного открытия новой колхозной школы. На церемонии присутствует много важных лиц, среди которых академик, философ и научный деятель Алтынай Сулайманова. Она была землячкой художника и приехала в аил по приглашению компартии.
В завязке знакомимся с образом главного героя — Дюйшена. Первые впечатления о нем у читателя формируются из обрывочных суждений односельчан, насмешливо характеризующих дедушку:
- малограмотный чудаковатый старик;
- часто и без причины улыбается;
- добродушен и наивен, как ребенок.
Все эти слова почему-то больно ранили не самого Дюйшена, а Алтынай, которая в скором времени покинула родной аил, выслав художнику телеграмму с объяснениями.
Развитие событий
Краткое содержание «Первый учитель» будет неполным без пересказа телеграммы академика Алтынай, которая поведала новому знакомому свою историю. В 1924 году, когда в аиле только установилась советская власть, Дюйшен (на тот момент амбициозный юноша) решил открыть небольшую школу.
Располагалась она на холме, где раньше было здание старой конюшни. Парень самостоятельно подготовил место для будущих занятий, укрыл пол снопами соломы и на свое скудное жалованье закупил дрова. После он стал приглашать учеников — местных детишек. Вначале желающих обучаться грамоте было немного, но вскоре популярность учебного заведения выросла.
Одной из учениц Дюйшена была Алтынай — бедная сиротка, над которой издевалась ее тетка. Первый учитель расположил к себе детей и влюбил их в удивительный мир книг. Хоть сам он читал по слогам, но его запал к получению новых знаний пробудил в ребятах искру, что позже переросла в пламя — большое желание и стремление учиться.
Кульминация
Так проходили будни молодого парня Дюйшена: он ежедневно посещал школу, обучал детей грамоте и рассказывал им о важности образования. Но однажды к нему пришла заплаканная Алтынай и сообщила, что дядюшка отдает ее замуж в горный аул за старого деда.
Когда это событие состоялось, учитель не оставил в беде воспитанницу. Он явился в аил с отрядом милиции и забрал Алтынай, отправил ее в городе. Правда, ему пришлось поплатиться за свой благородный поступок: его избили родственники девушки.
Развязка
Первый учитель вернулся к преподавательской деятельности в родном аиле, а девушка продолжила учиться, со временем стала доктором философии, лектором и уважаемым научным сотрудником. В старости Дюйшен так и остался жить в деревне, а его подвиг односельчане забыли. Но первые ученики помнят и гордятся своим наставником, неся его человеколюбие в жизнь
Эта повесть — ода гуманизму, как говорил сам Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — знаковое произведение, прославляющее силу человеческой воли и веры в лучшее, которые способны сломать даже самую жесткую укоренившуюся систему.
«Первый учитель»: анализ произведения
Книга «Первый учитель» заслуженно понравилась как совсем юным, так и зрелым читателям. Образ главного героя влюблял в себя, а красочные описания пейзажей погружали в атмосферу произведения. Чтобы лучше понять замысел, проведем детальный анализ книги:
История создания
Литература должна касаться актуальной проблематики. Именно так считал Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — яркое воплощение этого постулата писателя. Произведение написано в далеком 1961 году, а издано ровно через год — в 1962-м.
Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.
Тема и конфликт
Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.
Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:
- конфликт поколений и мировоззрений;
- энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
- отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
- борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.
Особенности композиции и жанр
Многие критики настаивают на том, что произведение «Первый учитель» похоже на балладу: такая же ритмика и динамика сюжета, описание героического поступка, напряженный сюжет. Но все же сочинение считают повестью:
- прозаический жанр, который схож с коротким романом;
- в сюжете задействовано небольшое количество героев;
- фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.
Сам автор называл свое творение живописной картиной, а множественные эпитеты и сравнения этот факт только подтверждают. Критики же называют повесть «Первый учитель» музыкальным произведением, отличающимся такими чертами, как: тихое, меланхоличное вступление, ряд нарастающих аккордов, увеличивающих напряжение и громогласная развязка.
Характеристика главных героев
Повесть «Первый учитель» интересна тем, что имеет сразу двух рассказчиков — художника с его сентиментальными размышлениями и Алтынай, которая делится воспоминаниями.
Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:
- амбициозный, инициативный энтузиаст;
- бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
- не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
- настойчивый и любознательный;
- со сложной, но красивой судьбой;
- он гуманист.
Повесть «Первый учитель» показывает нам, насколько важно реализовать себя в том деле, которое ты искренне любишь, как необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/
- Краткие содержания
- Айтматов
- Первый учитель
Повествование данного произведение ведётся в форме рассказа. Событие повести происходят в далёком и небольшом ауле, Куркуреу примерно в 1924 году. Молодой и амбициозный парень Дюйшен, владеющий профессией учителя, после окончания службы в армии, приезжает в своё родное место, и там хочет открыть образовательное учреждение, для того чтобы учить грамоте местных детей.
Но жители совершенно не понимают для чего это необходимо, и как грамота может помочь в их жизни, и в работе на поле. Большинство, а может быть и вся часть местных жителей совершенно безграмотны, и, наверное, поэтому они так сопротивляются открытию школы. К счастью Дюйшену удаётся уговорить большинство, и он получает согласие на обучение детей грамоте.
Куркуреу являлся достаточно бедным поселением, у которого не было возможности открыть хорошую школу, чтобы в ней могли спокойно заниматься все дети. Но жители придумали и отремонтировали старый сарай, который и стал местом приобретения знаний.
В этом поселении было большое количество сирот, за которыми ухаживали их дальние родственники. Но больше всего в сердце учителя запала бедная и забитая жизнью Алтынай. После того как её родителей не стало, она переехала жить к своему дяде. Однако тот, обращался достаточно грубо с девочкой, изнуряя бедняжку тяжёлой работой и не давая ей совершенно учиться.
С пусть какое-то время бедную девочку, её родной дядя решает продать одному богатому человеку в качестве жены. Но к счастью об этом вовремя узнаёт учитель. И для того чтобы помешать совершению этой сделки, Дюйшен решает заявить о происшествии в милицию. Алтынай удаётся спасти и её забирают от дяди, и отправляют в детский дом. Это помогло девочке получить хорошее образование и весьма преуспеть в жизни.
Данная повесть учит прежде всего сильный человеческий дух, порой может совершать такие поступки даже наперекор сложившейся системы, тем самым облагораживая и усовершенствуя общество.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Два тополя
Повествование начинается с того, что читатель внутренним взором видит художника, который не может написать очередную картину, вернее, выбрать для нее тему. Для вдохновения он вспоминает свое детство, которое он провел в аиле Куркуреу, в степи Казахстана. Он с теплотой думает о двух тополях на бугре в стороне от селения. Этот бугор в родных местах (художник запомнил с детства) называли «школой Дюйшена». Когда-то давным-давно, лет 40 назад, на том месте действительно была школа для деток. Ее основал идейный комсомолец – Дюйшейн.
Художник думает посетить родные места и увидеть те тополя, но все нет повода. И тут ему присылают письмо (телеграмму) с приглашением поучаствовать в открытии новой школы в аиле.
Художник, недолго думая, летит в родные пенаты на крыльях ностальгии. Видит он и два тополя на бугре, и своих знакомых, и друзей. В числе гостей приезжает и уже немолодая женщина, академик Алтынай Сулаймановна Сулайманова. Она с грустью смотрит на тополя, с тем чувством, когда между человеком и неодушевленным существом есть какая-то тайная связь, известная только им одним. Вообще, надо сказать, что повесть Ай наполнена тонким символизмом, зримым, только если читать произведение полностью.
На празднике в честь открытия школы все вспоминают со смехом, как необразованный человек, читавший по слогам, учил детей азам грамоты. В разгар действа приходят телеграммы от бывших учеников с поздравлениями. Их разносит уже пожилой и даже старый Дюйшен. На само торжество он не заходит, потому что у него много работы.
Алтынай отчего-то становится жутко стыдно, она спешит уехать из родных мест в Москву. Художник сначала просит ее остаться, затем спрашивает, не огорчил ли ее кто-то. Она говорит, что ей на него и вообще на местных жителей обижаться не за что. Если у нее и есть обиды, то только на себя.
Она уезжает, а после пишет длинное письмо художнику, в котором исповедуется и рассказывает ему свою историю. Повествование ведется от ее лица. А читатель, переворачивая последнюю страницу предыстории, ловит себя на мысли, что тополя еще скажут свое слово в этой повести. Рассказ «Первый учитель» Айтматов написал замечательно от начала и до конца, о чем свидетельствует вводная часть произведения.
Действующие лица
Главный герой повести — Дюйшен. Он стал первым сельским учителем, который отличался инициативностью. Юноша очень любил свою работу, хотя он не был особо грамотным. Еще один ключевой персонаж произведения — Алтынай Сулайманова, сирота, которая полюбила учебу благодаря Дюйшену.
Ее основные качества:
- умная;
- способная;
- тихая и скромная.
Еще один персонаж — художник. Он жил в том же аиле, что и Дюйшен с Алтынай. Именно он поведал их историю. Повесть Ай показывает, что сильная вера и воля способны противостоять системе и менять жизнь общества к лучшему.
Писатель раскрывает важную часто истории, как создание школ в далеких аилах. В то время многие жители удаленных населенных пунктов слабо понимать, что такое учеба и зачем она нужна. Большинство было уверено, что это бесполезная трата времени.
Человек из ниоткуда
В 1924 году в аил пришел человек в шинели из черного сукна. Это было очень необычно, но еще более странным казалось то, что он предложил сделать местному населению: устроить школу в заброшенной конюшне на бугре. Этого человека звали Дюйшейн, он был убежденным коммунистом.
Если задуматься, очень характерно то, что человек фактически возник из ниоткуда. У него не было родителей. Он был плоть от плоти сын Советской власти, воплощенный идеал человека того времени. Да, у него не хватало образования, но зато это с лихвой компенсировалось душевным жаром и убежденностью в своей правоте.
Алтынай – безграмотная сирота четырнадцати лет
Личная история Алтынай начинается в 1924 году, когда странный человек в черном (шинель у него была из сукна именно этого цвета) пришел в казахский степной аил Куркуреу и сказал, что создаст в нем школу и будет учить в ней детей. Местные аксакалы с сомнением отнеслись к подобной затее, ибо они вообще не понимали пользы образования для жизни в степи. Дюйшен же был непреклонен, поэтому на него махнули рукой и разрешили делать все, что он захочет, но за свой счет.
Тогда убежденный комсомолец решил, что школа будет на бугре в том помещении, где раньше была конюшня одного бая.
Будущего академика СССР тогда еще звали просто Алтынай, и ни о чем таком она даже не мечтала. Жила она с тетей и дядей, родители ее, к сожалению, умерли и обрекли девочку на роль Золушки в чужой семье.
Тетка – сварлива, а дядька – немногословен. Иногда за проступки Алтынай получала оплеухи. Обижала ее, конечно, тетка. Другими словами – классика жанра. Айтматов Чингиз Торекулович написал замечательную историю советской Золушки в реалистическом ключе, лишенную всякой сказочности.
Невежество народа
И конечно, местные жители восприняли эти стремления вновь прибывшего молодого человека в черном настороженно. Они веками жили в степи, и никакое образование им не было нужно. Традиция каменной глыбой стояла за их право жить так, как они привыкли.
Но Дюйшейн неспроста был персонификацией всей реформирующей советской власти. Он не испугался традиции и решил бросить ей открытый вызов. Жители же, когда увидели, что молодого человека переубеждать бессмысленно, оставили свои попытки.
Алтынай
Алтынай – идеальная героиня, «золушка» советского времени. Но самое интересное в том, что в отличие от сказочной истории, читатель верит, что в советское время такое развитие событий вполне возможно: сиротка из степного аила в результате многих усилий стала академиком. Начала с рабфака и пришла в итоге к храму знаний, к альфе и омеге каждого ученого Советского Союза (России) – академии наук. Именно так видит современную ему золушку Ай анализ предполагает именно такой, с параллелями из сказок. Ведь эта повесть – тоже сказка, но грустная и правдивая. Но это было после. Предшествовала же восхождению «золушки» на научный Олимп драматичная история.
В 1924 главной героине было 14 лет. Среди всех учеников она была самой старшей. Кроме того, она была сиротой. Жила у тети и дяди, которые ее не слишком-то любили. Как и классическая Золушка, она много работала и терпела от своей опекунши унижения, а иногда и побои. Так описывает жизнь главной героини в аиле Ай (краткое содержание повести в том числе) дает почувствовать атмосферу гнетущей безысходности детской жизни в селении.
Однажды, когда Алтынай с другими детьми (там были только девочки) собирала кизяк, девочка увидела молодого человека, который трудился и облагораживал будущее помещение для школы. Путь от места сбора топлива (кизяк зимой использовался именно так) проходил через бугор, на котором располагалась бывшая байская конюшня. Дети любопытны, поэтому девочки спросили, что же здесь будет? Дюйшейн им ответил, что здесь будет построена школа. Он также сказал, что когда придет время, и все будет готово, то он обязательно соберет всех детей в округе и будет сам учить их грамоте. Глаза загорелись по-настоящему только у Алтынай. Девочка предложила другим детям ссыпать весь собранный за день кизяк в школе, чтобы им зимой было, чем согреться. Остальные, разумеется, не согласились и потянулись к дому со своими мешками. А Алтынай набралась храбрости и оставила весь свой дневной «урожай» в школе, за что учитель наградил ее благодарной улыбкой. От этого в душе ребенка как будто вспыхнул факел, осветивший и озаривший весь внутренний мир, подаривший надежду. Чтобы хорошо понимать реакцию Алтынай, нужно помнить, что девочка была сиротой, не очень избалованной лаской. И это был ее первый самостоятельный поступок, совершенный вопреки тому, что, возможно, ждало ее дома. Конечно, в полной версии этот момент читать значительно интереснее, ведь так виртуозно владеет пером Ай, краткое содержание которого мы сейчас обсуждаем, дает читателю возможность прочувствовать всю знаменательность события.
Чингиз Торекулович Айтматов Повесть «Первый учитель»
Раздел долгосрочного плана: Дети и взрослые Предмет: Русская литература |
Школа | |
Дата | ФИО учителя: Шкредова Е.А. | |
Класс: 8 | Количество
присутствующих |
Количество
отсутствующих |
Тема урока | Чингиз Торекулович Ай | |
Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу) | 8.1.5.1. Пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования.
8.2.2.1.Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике. 8.1.2.1 Понимать художественное произведение, критически осмысливая информацию, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию. 8.1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения. Читайте также: Краткое содержание поэмы «Граф Нулин» Пушкина А.С. |
|
Цели урока | -Пересказывать содержание произведения, используя разные приемы цитирования.
-Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике. -Понимать художественное произведение, критически осмысливая информацию. -Самостоятельно находить в тексте цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения. |
|
Критерий оценивания | -Пересказывает содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования.
-Определяет тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике. -Понимает художественное произведение, критически осмысливая информацию. -Самостоятельно находит в тексте цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения. |
|
Языковые цели | Слово «подвиг» заимствовано из старославянского языка и образовано от глагола «подвигнутися» – «потрудиться, совершить труд, подвиг». В современном русском языке это слово означает «исключительное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; героический самоотверженный поступок». | |
Привитие ценностей | Привитие ценностей осуществляется через воспитание уважения и сотрудничества при работе в группе в рамках программы «Мәңгілік ел»
Работа в группе способствует уважительному отношению к друг другу. |
|
Межпредметная связь | Связь с такими предметами, как русский язык, история, география. | |
Предварительные знания | Данный раздел основан на содержании, навыках и знаниях, приобретенных учащимися в 7 классе. Выбор для чтения, анализа и интерпретации интересных, соответствующих возрасту учащихся произведений способствует развитию критического мышления и творческих навыков. В этом разделе изучаются следующие произведения: рассказ В. Распутина «Уроки французского», рассказы Ч. Ай и «Красное яблоко», повесть С. Жунусова «Прозрение» («Бабушка, я, знахарь и врач»), рассказ В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». |
Ход урока
Начало урока
5 минуты
10 минут
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Приветствую вас, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Думаю занятие пройдет плодотворно и мы получим радость от общения друг с другом.
2.Совместное целеполагание.
Чингиз Айтматов
– советский писатель киргизского происхождения, Герой Киргизской Республики и Социалистического Труда, лауреат ряда государственный премий. Родился 12 декабря 1928 года в Киргизском селе Шекер в семье крестьянина-активиста, который впоследствии стал государственным деятелем, но в 1938 году был расстрелян. Мать писателя была армейским политработником и общественным деятелем. После восьми классов общеобразовательной школы, Чингиз поступил сначала в зооветеринарный техникум, а затем в сельскохозяйственный институт. Публиковаться начал в 1952 году на родном киргизском языке.
После института Чингиз Айтматов работал несколько лет по основной профессии ветеринаром, одновременно печатая рассказы. С 1956 года он учился в Москве на курсах Высшей литературы, а через год появилась первая серьезная работа – повесть «Лицом к лицу». В 1957 году также появилась повесть «Джамиля», которая была сразу переведена на русский и французский языки. Именно она принесла Чингизу Айтматову мировую известность. Затем последовали работы «Верблюжий глаз», «Повести гор и степей» и многие другие рассказы и повести. Однако «Джамиля» и поныне остается самым известным произведением писателя. Эта книга издавалась практически на всех языках мира. А за сборник «Повести гор и степей» писателю была присуждена Ленинская премия.
Вскоре все его произведения стали выпускаться одновременно на русском и киргизском языке. Такие повести как «Верблюжий глаз» и «»Первый учитель» в 1960-е годы были экранизированы. В 1968 году появилась повесть «Прощай, Гульсары!», которая принесла писателю первую Государственную премию. Одним из наиболее популярных произведений автора стал роман «Белый пароход» (1970). Экранизация этого романа участвовала в международных кинофестивалях. Вторая Государственная премия была присуждена Ай (1980).
В постсоветское время писатель издавал многие произведения за рубежом на немецком языке. Среди них «Белое облако Чингиз Хана», «Детство в Киргизии», «Снежный барс» и другие. Когда Айтматову исполнилось 70 лет, ему присвоили звание Героя и Народного писателя Кыргызстана. В 1990-е годы он неоднократно назначался послом от Российской Федерации и Кыргызстана в странах Европы. До конца жизни писатель возглавлял Благотворительный фонд, основанный им в 2006 году. Чингиз Айтматов умер в июне 2008 года в клинике Нюрнберга и был похоронен в пригороде Бишкека.
https://.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-litieratura-7-klass-39.html
Середина урока
15 минут
5 минут
ttps://infourok.ru/rabota-po-literature-tema-detstva-v-russkoy-literature-hh-veka-394358.html
В чём состоит подвиг учителя Дюйшена?
– Что вам известно о жизни народов Средней Азии, в том числе женщин, до революции 1917 года? Что такое «ликвидация безграмотности» (ликбез)? Рассмотрите картину П.В. Кузнецова «Узбечка» (с. 199).
– Почему жители аила не захотели помочь Дюйшену? Какие задачи ему пришлось решать в одиночку?
– Какие нравственные испытания пришлось преодолеть Дюйшену?
– Какие поступки Дюйшена можно назвать самоотверженными поступками?
– В чём, по мнению Алтынай, состоял подвиг Дюйшена как учителя?
– Как относились люди к труду Дюйшена?
Люди вроде бы и не против Дюйшена (хочет учить – пусть учит), но помогать ему, ввязываться в это сомнительное дело они не хотят, отговариваясь тем, что у самих дел хватает. Они даже жалеют Дюйшена, когда он один пытается отремонтировать конюшню или таскает дрова для школы, но помочь ему упорно не хотят.
– Почему никто не помогал Дюйшену сделать переправу через реку?
«Если рассудить по справедливости, – пишет Алтынай в своём письме-исповеди, – то стоило жителям нашего аила собраться да сообща перебросить через поток две-три лесины, глядишь – и мост для школьников был бы готов. Но в том-то и дело, что в те дни люди по темноте своей не придавали значения учебе, а Дюйшена считали в лучшем случае чудаком, который возится с ребятишками от нечего делать. Охота тебе – учи, а нет – разгони всех по домам. Сами-то они ездили верхом и в переправах не нуждались» (цит. по полному тексту повести).
Первопроходцу всегда трудно. Тому, кто борется против закоренелого невежества, трудно вдвойне, особенно когда это не невежество отдельной личности, а темнота целого народа, из которого ты вышел, которому хочешь помочь и который не только не хочет помочь самому себе, поддержав твои начинания, но в лучшем случае бездействует, а в худшем подвергает тебя гонениям или глумится над тобой:
«…тогда то ли по невежеству своему, то ли по недомыслию люди смеялись над Дюйшеном. Особенно богачи, что зимовали в горах и приезжали сюда только на мельницу. Сколько раз, поравнявшись с нами у брода, таращили они на Дюйшена глаза, проезжая мимо в своих красных лисьих малахаях и в богатых овчинных шубах, на сытых диких конях. Кто-нибудь из них, прыская со смеху, подталкивал соседа:
– Гляди-ка, одного тащит на спине, другого на руках!
И тогда другой, подстёгивая храпящего коня, добавлял:
– Эх, провалиться мне сквозь землю, не знал я раньше, вот кого надо было взять во вторые жёны.
И, обдавая нас брызгами и комьями грязи из-под копыт, они с хохотом удалялись».
– Как вёл себя при этом Дюйшен?
Никто не знает, сколько нравственных сил стоило Дюйшену сносить эти насмешки, не опуститься до перебранки с этими наглыми, невежественными людьми. Он продолжал своё дело, самоотверженно перенося малышей на руках через ледяную воду, сооружал переправу, стоя в этой воде босиком, учил.
– Проанализируйте эпизод с похищением Алтынай. Как ведёт себя учитель Дюйшен?
Дюйшен поднимается до высокого героизма, когда защищает Алтынай от людей, приехавших, чтобы увезти её.
«…кони мчались так стремительно, словно вот-вот растопчут нашу школу. Мы все насторожились, замерли.
– Не отвлекайтесь, занимайтесь своим делом, – быстро сказал Дюйшен…»
«– Здесь только школьницы, и замуж выдавать ещё некого! – твёрдо и спокойно сказал Дюйшен».
«Учитель не двинулся с места».
«– Вы не имеете права входить сюда, это школа! – сказал Дюйшен, крепко держась за дверные косяки».
«– Плевать мне на твою школу! – взревел краснорожий, замахиваясь камчой.
Но Дюйшен опередил его. Он с силой пнул его в живот ногой, и тот, ахнув, упал. В ту же минуту те двое с кольями набросились на учителя».
«Дюйшен оглянулся. Он был весь в крови, страшный и ожесточённый. Подхватив с земли доску и размахивая ею, он закричал:
– Бегите, дети, бегите в аил! Убегай, Алтынай! – и захлебнулся в крике.
Ему перебили руку. Прижимая её к груди, Дюйшен попятился, а те, ревя, как бешеные быки, стали избивать его, теперь уже беззащитного.
– Бей! Бей! Сади по голове! Бей наповал!»
«Но Дюйшен ничем не мог помочь мне. Он ещё держался на ногах, шатаясь точно пьяный под ударами извергов, он пытался поднять мотающуюся голову, а те всё били и били его. Меня повалили на землю и связали руки. В это время Дюйшен покатился по земле».
«Я с трудом подняла повисшую с коня голову и глянула. За нами бежал Дюйшен. Избитый до полусмерти, окровавленный, он бежал с булыжником в руке. А за ним следом – с плачем и криком весь наш класс».
«Насильники приостановились, и те двое закружились на конях вокруг Дюйшена. Ухватив зубами рукав, чтобы не мешала перебитая рука, Дюйшен примерился и метнул камень, но не попал. И тогда те двое свалили его в лужу двумя ударами кольев».
Дюйшен не сдался. Через три дня он освободил Алтынай.
– Что сказано о работе Дюйшена как учителя?
Терпеливый, внимательный, упорный, он учил детей всему, что знал сам, увлечённо объясняя непонятное. «Шутка ли, – пишет Алтынай, – учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны». Алтынай, повторяем, считала труд своего учителя подвигом: «Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».
Алтынай с горечью говорит о том, что подвига Дюйшена никто, кроме, может быть, его маленьких учеников, не оценил: «А всё-таки следовало, конечно, нашему народу призадуматься: ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит их детей, да ещё с таким необыкновенным упорством, с такой нечеловеческой настойчивостью?» (Цит. по полному тексту повести.)
– В чём же причина героического, самоотверженного поведения Дюйшена?
– Каковы истоки его подвига?
Работа в группах.
Вероятно, Дюйшен сам не осознавал, что совершает подвиг, не ждал он и награды за свой труд. Но в нём жило то нравственное начало, которое во многом определяет сложившуюся личность: любовь к родному краю и чувство долга перед ним. Он искренне хотел сделать жизнь своего народа лучше, чем она была: «Мы бедняки, – уже тихо проговорил Дюйшен. – Нас всю жизнь топтали и унижали. Мы жили в темноте. А теперь советская власть хочет, чтобы мы увидели свет, чтобы мы научились читать и писать. А для этого надо учить детей…» Когда началась война, Дюйшен ушёл на фронт. Он воевал, считался пропавшим без вести, потом жил на Украине, но умирать, как он говорил, приехал на родину. Но и теперь, будучи почтальоном, он остался таким же упорным и ответственным тружеником: «Вы не знаете нашего Дюйшена! – говорит о нём директор школы. – Он человек закона. Пока дела не выполнит, никуда не завернёт».
Итог урока:
Учитель Дюйшен совершил нравственный подвиг. Он действительно был Учителем, и воспитанные им дети стали совсем другими людьми. Он работал не за награду, не за почёт (его деятельность так и осталась неоценённой даже теми, кого он выучил), а просто потому, что не мог не делать того, что делал. Эта принципиальность и чуткое понимание добра и зла, возможного и невозможного, позволила ему выжить в суровые предвоенные годы, пережить войну, долгие годы работать почтальоном. Он нелюдим, потому что всё своё сердце отдал детям.
Критерий оценивания
Дескриптор
Пересказывает содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования.
Определяет основную мысль текста.
Пересказывает содержание текста.
Определяет тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.
Выражает основную проблему текста.
Приводит аргументы.
Аргументирует свою точку зрения.
Понимает художественное произведение, критически осмысливая информацию.
Критически осмысливает информацию.
Самостоятельно находит в тексте цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
Находит цитаты и фрагменты.
Конец урока
5 минут
Рефлексия
Домашнее задание: Д
ома учащиеся знакомятся с материалами о Ч. Айтматове (учебник) и письменно отвечают на вопросы.
-Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?
-Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?
Правильно проводилась дифференциация на уроке?
-Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока?
-Были ли отклонения от плана урока, и почему?
Общая оценка
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?
1:
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?
1:
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?
1:
2:
О трудностях обучения
Современным детям, наверное, сложно понять, почему их ровесники, описанные Ч. Айтматовым, преодолевали такие трудности ради того, чтобы ходить в школу. Но восприятие жизни меняется, когда первая ступень образования превращается из каждодневной рутины, которая тянется, как жвачка, неизвестно зачем и почему, в реальный билет в жизнь. Для детей из аила учеба была способом вырваться из мира невежества, безысходности и беспричинного ежедневного насилия. Особенно это было справедливо в отношении Алтынай.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что учитель Дюйшейн, когда наступила зима и намело огромные сугробы, брал самых маленьких детей на руки и нес на себе до бывшей конюшни, а ныне школы. Убежденный комсомолец преодолевал не только превратности общественного мнения, но и природы.
Живописует проникновенно миг человеческого преодоления в своей повести Ай, краткое содержание его, не может скрыть того, что это произведение – памятник стойкости человеческого духа, а его главный герой – идеал человека, который вызывает симпатию и сейчас, в то время, когда от Советского Союза и его идеологии осталось только воспоминание.
Поступок и характер учителя Дюйшена
Героический поступок Дюйшена заставляет жителей аила задуматься о том, насколько правильно они живут и не устарели ли их общественные нормы. Постепенно Дюйшен приобретает все больше приверженцев своих идей, люди соглашаются с тем, что надо что-то менять в своей жизни.
Дюйшен становится своеобразным мостом, по которому люди переходят от мрачного варварского прошлого в светлое, свободное будущее, где независимость человеческой личности наивысшая ценность.
Айтамтов сумел создать образ настоящего коммуниста, который смело воплощает в жизнь идеи социалистического строя, как неотъемлемую часть культурного преображения.
Главный герой яркий представитель нового поколения, прогрессивного, имеющего широкий кругозор и готового пожертвовать многим ради становления справедливости.
Нападение на учителя
Но сочинения не было бы без конфликта. Тетку Алтынай выводило из себя то, что девочка учится грамоте вместо того, чтобы работать дома. Поэтому она решила любой ценой выдать ее замуж за одного из богатых горцев, которые уж точно увезут Алтынай к себе, и она забудет и о школе, и о своем учителе. В повести блестяще выписан образ злобной мегеры – тетки. Все-таки мастером своего дела предстает Чингиз Ай, краткое содержание которого сейчас находится в фокусе нашего внимания, дает почувствовать мастерство филигранной работы мэтра писательского цеха.
Однажды, когда Алтынай приходит из школы, она видит, что тетя с ней непривычно ласкова. Дядя пьет водку с какими-то странными неприятными мужиками в дорогих одеждах. Другими словами, в доме что-то празднуют, но что – непонятно. После торжества к тетке приходила знакомая, и две женщины что-то громко выясняли. Потом тетькина товарка вышла во двор, где была Алтынай, и посмотрела на нее одновременно и зло, и жалостливо. И девочка поняла: ее хотят выдать (продать) замуж за богача.
Алтынай рассказала все своему учителю, а тот уже был в курсе событий. Ему поведала эту историю та женщина, которая была у тетки девочки. Он сказал, что пока Алтынай должна пожить у этой женщины и ее мужа. Девочка должна ходить в школу и ничего не бояться, ибо он поможет ей со всем справиться. В знак серьезности их договора Дюйшейн и Алтынай посадили на бугре, там, где школа, два тополя. Герои не учли только одного – вероломства злодеев.
Однажды во время занятия в школу пришла тетка Алтынай с головорезами, и они силой забрали девочку. Учитель старался им помешать, но его зверски избили и сломали руку. Девочку перекинули через седло и увезли в горы. Очнулась она в юрте своего нового мужа-насильника. Оказалось, что она стала второй женой злодея. Но это был еще не конец. Впереди самый драматичный момент произведения, который психологически точно и достоверно передал Чингиз Ай (краткое содержание крадет у читателя незабываемые эмоции и оставляет ему только сухой пересказ) повествует и о жестокости, и о внутренней силе и вере в себя.
Алтынай вырывается из лап негодяев и уезжает в город учиться
Утром на следующий день у юрты появляются учитель Дюйшейн и два милиционера. Они арестовывают насильника. Проходит два дня, и Дюйшейн провожает Алтынай на поезд. Она едет учиться в большой город – Ташкент, и жить там в интернате. Их прощание на железнодорожной станции проходит чрезвычайно эмоционально: оба плачут. Когда девочка садится на поезд, Дюйшейн бежит за ним и пронзительно кричит: «Алтынай!» Переживания героев достигают апогея, и у читателя по замыслу автора в этом месте должен произойти катарсис. Советские писатели были сильны, но даже среди них выделяется своих мастерством Чингиз Ай – превосходное сочинение тех времен.
У Алтынай все сложилось просто замечательно: она закончила учебу в Ташкенте, потом поехала в Москву, отучилась на рабфаке, да так, что стала в итоге академиком, доктором философских наук. Она много писала своему первому учителю, писала, что любит его и ждет, когда он к ней приедет. Дюйшейн же так и остался верен своему кредо и не хотел мешать Алтынай учиться, поэтому прервал переписку с ней, о чем девушка горько сожалела. Об этом говорит и один случай.
Чингиз Айтматов слушать все книги автора по порядку
Чингиз Айтматов
Чингиз Айтматов — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.org
Чингиз Айтматов — Первый учитель отзывы
Отзывы слушателей о книге Первый учитель, исполнитель: Исполнитель неизвестен. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.
- 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
- 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
- 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
- 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.
Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор knigiaudio.org.
- Ничего не найдено.
Эпизод с поездом
Советские ученые много путешествовали. И вот, когда уже Алтынай была маститым доктором наук, она ездила по Сибири с лекциями, и на одном железнодорожном переезде ей показалось, что она видит его – Дюйшейна. Алтынай срывает стоп-кран поезда, бежит к мужчине, но обознается. Так как недавно была война, окружающие люди думают, что в стрелочнике или путейце она признала своего брата или мужа, не вернувшихся с войны. Ее все жалеют.
Причины стыда Алтынай, который охватил ее в начале, становятся понятны, но они все равно не конкретизируются: за что именно ей стало совестно? За то, что она не нашла способа приехать в аил и настоять на своих чувствах к Дюйшейну, или ей все еще больно вспоминать ту историю, которая произошла много лет назад. Так или иначе, но об этом остается только гадать.
Можно, конечно, одобрять или осуждать поступок Дюйшейна (отказ от продолжения переписки и разрыв отношений), но нельзя отрицать того, что все у Алтынай кончилось хорошо. У нее муж, дети. Да, нет любви. Живут люди и без страстных чувств друг к другу, а вот если бы комсомолец пошел на поводу у своих чувств, он мог сломать девушке жизнь. Да и, признаться, повесть как произведение искусства со счастливым финалом была бы так себе. Значит, прав был, как художник, Чингиз Ай вышел из-под его пера практически совершенным.
Повествование Алтынай заканчивается тем, что она обещает художнику завершить все дела в Москве и, как только сможет, сразу же приехать в родной аил и сделать так, чтобы здание новой школы была названо в честь ее первого учителя.
Портрет первого учителя
В конце произведения художник, потрясенный прочитанным, уже не мучается от творческих поисков темы. Он знает, о чем писать. Проблема только в том, какое именно событие из этой истории выбрать. Если бы обычный читатель мог советовать художнику, то он бы, конечно, попросил его написать портрет первого учителя. Не так уж часто в мире встречаются такие люди. Не совсем так кончает свое сочинение Чингис Ай (краткое содержание обязательно должно об этом упомянуть) имеет открытый финал. Пусть так и будет.
Разбор по плану
Разделение произведения на смысловые категории поможет лучше понять структуру повести, а также подготовиться к пересказу. Рассказ имеет такие части:
План поможет полностью понять, о чем именно написал автор. В каждой части происходят определенные события из жизни главных героев.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по повести «Первый учитель» Айтматова
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Художнику всколыхнула душу одна история, он пишет картину на тему. В родном аиле Куркуреу ему с детства дороги тополя-близнецы «с певучей душой» на бугре под названьем «школа Дюйшена». Люди объяснили ему, что тут когда-то был сарай, а в нем школа. Учительствовал в ней комсомолец Дюйшен, теперь бородатый одинокий тихий старик, колхозный мираб и почтальон.
Взрослый рассказчик едет на открытие школы, построенной земляками. Самый почетный гость – академик Алтынай Сулайманова из Москвы. Пытались зазвать Дюйшена: ведь он, сам едва грамотный, учил их всех в детстве, но он передал поздравительные телеграммы и ушел. Теперь в аиле все образованные. Алтынай Сулаймановна, услышав о Дюйшене, вдруг смутилась. И уехала раньше времени в Москву. Если и «обиделась», то только на себя. И прислала рассказчику письмо. А в нем описан 1924 год, ей, сироте, 14 лет. И бедняк Дюйшен, обученный в армии грамоте, прислан устроить первую школу. Люди против учебы, они живут трудом, но дают согласие ради освободившей их Советской власти. А раз Дюйшен-учитель на зарплате, пусть сам устраивает школу. Он зовет девочек учиться. Забитая Алтынай, ободренная его теплой улыбкой, отдает школе собранные кизяки для топки. Она счастлива своим маленьким добрым делом.
Дюйшен «совершил подвиг»: открыл перед бедными детьми из глуши «новый мир». Они писали первые слова, узнали географию, историю, услышали о Ленине и революции. Алтынай училась лучше всех, учитель мечтал отправить ее учиться в город. Дети любили учителя за «человечность», за то, что он желал им светлого будущего, носил на себе через холодную речку. Богачи над ним смеются, бедняки советуют найти работу получше. Но для Дюйшена она – священный долг.
Весной злая тетка решила выдать Алтынай за приезжего грубого человека. Тогда Дюйшен позвал ее жить к доброму старику Караке и его жене Сайкал, у которых и сам жил. Вместе они посадили топольки на бугре. «И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная». Она беззаветно верит учителю, любит его, хотя и не признается. Но в школу врывается тетка с подручными, и силой забирает непокорную 15-летнюю «сучку». Дюйшен избит. Проданная теткой, она становится «второй женой», но вскоре Дюйшен с милиционерами забирает ее. А через пару дней сажает на поезд в город. Ей надо учиться. А он будет растить топольки. И обещает: когда ученая Алтынай вернется, увидит их большими и красивыми. Поезд отходит, учитель кричит ее имя, и видно, что он хотел бы сказать ей еще что-то важное…
Учась на рабфаке, она в письме призналась ему в любви. Дюйшен не ответил: не хотел мешать. В войну она тайком проведала тополя в аиле, а Дюйшена не застала: он ушел на фронт. Однажды, уже после войны, она обозналась, бросилась обнять похожего человека. Теперь у нее хорошая семья. Прошлое давно ее не тревожило. А в тот день в аиле ей стало стыдно и больно. Да и на почетном месте должен был сидеть Дюйшен, а не она. Простой человек заслуживает не меньше уважения, чем ученый. В конце письма Алтынай надеется, что новой школе в аиле присвоят имя Дюйшена. И она приедет еще, чтобы попросить у него прощенья. Потрясенный художник ищет сюжет для картины «Первый учитель». Такой, чтобы выразить жизнь Дюйшена, его борьбу. Может, стоит изобразить тополя, может, проводы Алтынай, или как учитель на руках несет ребенка через ледяную речку.
Читательский дневник по повести «Первый учитель» Айтматова
Сюжет
На открытие школы в родном аиле Куркуреу приезжают рассказчик-художник и доктор философских наук Алтынай Сулаймановна. Все чествуют Алтынай. Но ей стыдно: ведь на почетном месте должен быть ее любимый учитель Дюйшен. Комсомольцем он, сам едва грамотный, в 1924 году учил тут ребятишек. Под смех богачей, при общем равнодушии. Переносил детей в школу через холодную речку.
Он поверил в способности 14-летней сироты Алтынай, посадил с ней вместе два прекрасных тополя, спас ее с милицией от участи второй жены, отправил в город учиться, хотя втайне любил девушку, как и она его. Но он не хотел отвлекать ее от учебы. Она стала академиком, вышла замуж. И теперь хочет попросить прощенья у учителя, и надеется, что новую школу назовут именем Дюйшена. А художник хочет изобразить его жизнь.
Отзыв
Повесть о вечных ценностях: добре, любви, поиске смысла жизни, самопожертвовании, святом долге, борьбе за счастье вопреки всему, памяти. Учитель в одиночку противостоит обществу. Никто не приходит к нему на помощь, разве что сами дети, которых он готовит к светлому будущему. Он не только первый школьный учитель аила, но и первый учитель жизни, добра, благородства, чести, человечности.
Заслуги незаметного героя не оценили в аиле, сама Алтынай на время забыла о нем. Но дело его жизни говорит само за себя. Дюйшену почести не нужны, он честно исполнил свой долг. Повесть учит искать свое призвание, учиться, трудиться, помогать одаренным людям, быть бескорыстным, самоотверженным, благодарным, любящим, бесстрашным, терпеливым, скромным.
Краткое содержание Айтматов Первый учитель для читательского дневника
Повесть талантливого киргизского писателя рассказывает интересную жизненную историю времен зарождения СССР. Очень часто ее воспринимают, как пропаганду коммунистических идей, но думающему читателю стоит смотреть глубже, чтобы понять главную мысль.
Речь идет о молодом, наполненном энтузиазмом учителе-комсомольце Дюйшене. Его по распределению прислали открыть школу в глухом ауле и научить ребятишек грамоте. Здесь он встречается с неожиданным препятствием—местные жители не понимают, зачем грамота детям, которых ждет пожизненная работа на земле. Но всё-таки Дюйшен убедил родителей и, организовав школу в старой конюшне на холме, начинает преподавать. Он даже переносить детей на руках зимой через холодный ручей.
В ауле живёт очень способная девочка-сирота Алтынай, которую родственники с трудом отпускают в школу. Учитель задумывает отдать девочку в интернат, чтобы там она выучилась и имела шанс на счастливое будущее. Но тётка Алтынай продаёт её в соседний аул замуж в период отсутствия учителя. Над девочкой совершают надругательство. Учитель спасает свою ученицу. Обратившись в милицию, он забирает Алтынай у ненавистного мужа и отправляет в интернат на учебу.
Спустя годы несчастная сирота становится уважаемым человеком—доктором наук. Приезжает в аул по приглашению местных жителей, на открытие новой современной школы. Здесь ей оказывают почести, но она понимает—школу нужно назвать в честь её первого учителя Дюйшена. В этот момент и раскрывается главная мысль рассказа. Повествование учит читателя тому, что не известные академики, а скромные люди, совершающие ежедневный самоотверженный подвиг, движут страну вперед. Именно они закладывают основу крепкого и сильного общества.
Читать краткий пересказ рассказа Первый учитель Айтматова
Живописец хочет написать картину, но не может решить, что именно изобразить на полотне. Тогда он обращается к своим детским воспоминаниям о казахской деревне, в которой вырос. Местной достопримечательностью был холм, прозванный «школой Дюйшена» из-за того, что в своё время там планировалось построить школу, но план так и не был осуществлён.
Художника пригласили на открытие новой школы. Приехала Алтынай Сулейманова, гордость их деревни, видный научный деятель. Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил письма тот самый Дюйшен, над которым до сих пор посмеивались из-за его затеи с открытием школы, ведь он и сам-то был не особо грамотным. Только Алтынай Сулейманова раскраснелась и спешно уехала. Вскоре все узнали эту историю в деталях.
В деревню приехал тогда еще юный Дюйшен с желанием устроить школу для местных детей. Своими руками он берётся за ветхий сарай, стоящий на холме. Алтынай – сирота, живущая у своей тёти. Девочке в семье не рады, её обижают и даже бьют.
Пришло время сироте отправиться учиться. Именно в школе она и встретила доброго учителя Дюйшена. Мужчина на своей спине переправлял учеников через холодную реку, тогда как прохожие лишь подтрунивали над ним. Весной он вместе с девочкой посадил на тот самом бугре два молодых тополя. Учитель мечтал, чтобы способная девочка получила хорошее образование.
Как-то тётка решила выдать девочку замуж. Злой мужчина с красным лицом увёз девочку к себе в юрту и надругался над несчастной. Дюйшен с милицией сумел забрать Алтынай, а насильника арестовали.
Учитель спешно отправил девочку в Ташкент. Алтынай смогла выучиться и поступила в московский институт. В письме она призналась учителю в любви и что всё ещё ждёт его.
Началась война, и Дюйшен отправился на фронт. Связь между влюблёнными прервалась. Женщина вышла замуж, родила детей, стала доктором наук.
Алтынай не считает себя вправе сидеть на почётном месте при открытии школы, она уверена, что этих почестей достоит лишь Дюйшен. Она решила рассказать эту историю всем землякам и предложила назвать новую школу «Школой Дюйшена».
Живописец понял, что именно сюжет этой истории нужно запечатлеть на полотне.
Это небольшое по своему объёму произведение раскрывает жестокие жизненные устои общества. Главный герой Дюйшен предстаёт перед читателем борцом за справедливость и строителем нового светлого мира.
Оцените произведение:
- 3.46
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 114
Читать краткое содержание Первый учитель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Первый учитель
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Иду на грозу Гранин
В романе, написанном в 1961 году, рассказывается о молодых одаренных советских физиках, которые в поисках научных открытий столкнулись с множеством препятствий и потерь.
- Краткое содержание Хармс Старуха
Повесть рассказывает о человеке с мрачной душой. Однажды, прогуливаясь по городу и заметив рядом старуху, главный герой интересуется у неё, сколько времени.
- Краткое содержание Замазка Носова
Однажды, подготавливая рамы к наступлению зимы, стекольщик замазывал трещины на окне. Как только он ушел, два мальчика — Шура и Костя, отскоблили замазку и стали лепить из нее разных животных
- Краткое содержание Роб Рой Скотт
В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.
- Краткое содержание Сирано де Бержерак Ростан
Сирано судьба подарила множество прекрасных качеств. Он храбр, умело владеет шпагой, еще лучше он орудует словами и сочиняет стихи. Единственный его недостаток – это нос. Окружающие и сам хозяин считают его редкостным уродством
- Краткое содержание Андерсен Дюймовочка
Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой
- Краткое содержание
- Айтматов
- Первый учитель
Первый учитель — краткое содержание рассказа Айтматова
В небольшой киргизский аил приехали гости, здесь открывали новую школу. Среди почётных гостей, приглашённых на праздник, была академик Алтынай Сулайманова. Она была родом из этого аила. Когда-то на месте новой школы стоял старый сарай, в котором и училась Алтынай. За время торжества она познакомилась с художником, который хотел написать картину о жизни киргизского народа. Когда Алтынай вернулась в Москву, она написала художнику письмо и рассказала ему о школе Дюйшена.
Это был 1924 год. В маленький бедный аил вернулся из армии комсомолец Дюйшен и решил организовать для детей школу. Жители аила трудились на земле, и большая их часть грамоты не знала. С трудом удалось молодому человеку уговорить односельчан, чтобы они согласились помочь отремонтировать старый сарай, расположенный на небольшой возвышенности. Среди его первых учеников была и Алтынай. Была она сиротой и жила в доме тётки. Та не любила девочку, заставляла выполнять самую грязную и тяжёлую работу. Школа была единственным местом, где Алтынай могла отдохнуть от постоянных упрёков тётки.
Дюйшен не имел специального педагогического образования, но в те трудные для страны годы его знаний хватало, чтобы открыть перед детьми окружающий мир, научить их читать и писать. Даже зимой ребята торопились в холодную школу. Весной Дюйшен и Алтынай посадили возле школы два тополя.
Алтынай была способной ученицей. Учитель хотел, чтобы она продолжила образование в городе. За год девочка подросла и повзрослела, и тётка решила от неё избавиться – выдать её замуж. Она продала её в соседний аил второй женой. Жених в сопровождении родственников ворвался в школу и хотел забрать Алтынай. Учитель бросился ей на помощь, но силы были неравные. Девочку увезли, а Дюйшен, весь избитый, остался лежать на полу школы.
На следующий день Дюйшен в сопровождении милиции приехал и забрал Алтынай, а старого мужа арестовали за насилие над ребёнком. Вскоре молодому человеку удалось отправить девочку в Ташкент. Там она получила среднее образование и поехала учиться в Москву. За годы, проведённые в разлуке, Алтынай поняла, как дорог ей первый учитель. Об этом она написала ему в письме, но ответ на него так и не получила. Позже она поняла: Дюйшен хотел, чтобы она стала образованным человеком.
Прошли годы, миновала Великая отечественная война. Алтынай вышла замуж, у неё хорошая и дружная семья. Сама она стала доктором философии, но до сих пор она не может забыть своего первого учителя. Школу, которую открыли в её родном аиле, она просит назвать школой Дюйшена.
Также читают:
Рассказ Первый учитель (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание книги Цветы для Элджернона Киза
Рассказ «Цветы для Элджернона», носящий научно-фантастический характер, был создан американским автором Дэниелом Кизом в 1959 году. В произведении описывается необычный эксперимент
- Когда спящий проснётся — краткое содержание романа Уэллса
История разворачивается в Великобритании в конце XIX в. Неизвестный мужчина благородного происхождения Грэхем погружается в летаргию, но на самом деле считается живым
- Имя розы — краткое содержание романа Умберто Эко
Писатель повествует об истории одного послушника в 14 веке, которого звали Адсон, который был записан в странной книге, в 17 веке, её нашли в 1968 году в городе Прага. В этот момент, в 1327 году папа Римский противоборствовал на несколько фронтов
- Краткое содержание роман Фаворит Пикуля
Роман состоит из двух томов, в первом рассказывается о преображение из обычной неизвестной принцессы в настоящую императрицу России. В книге рассказывается подробно и о политике Российской Федерации