На чтение 8 мин Просмотров 9.1к. Опубликовано 21.12.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Песчаная учительница» менее 1 минуты и подробно по главам за 7 минут.
Очень краткий пересказ рассказа «Песчаная учительница»
После окончания педагогических курсов в послереволюционное время двадцатилетняя Мария Нарышкина прибыла в Хошутово. Ее встретило бедственное положение живущих в заметаемом песком пустыни селении крестьян. Учить голодных раздетых детей было сложно.
Со временем молодая учительница поняла, что поселенцы смогут выжить только, если научатся выращивать защитные полосы. Под ее руководством были высажены кустарники, сосны.
Жить стало легче, пока через селение не прошли кочевники с огромными стадами скота. За три дня окрестности вновь стали пустынными. Из беседы с вождем кочевников Мария Никифоровна сделала вывод, что вины этого умного человека в случившемся нет.
После доклада в окружном роно заведующий предложил Нарышкиной отправиться в еще более отдаленное село, чтобы преподавать жизненно важную песчаную культуру оседающим в Сафуте кочевникам. После непродолжительных раздумий и сомнений Мария Никифоровна дает согласие.
Главный герой и его характеристика:
- Мария Никифоровна Нарышкина — двадцатилетняя крепкая и мускулистая девушка, воспитанная вдали от грозовых военных и революционных событий, не утратила присущего молодости энтузиазма. Ее силы воли и мужества хватило, чтобы не только увидеть причину нищенского существования русских поселенцев в селении возле пустыни, но и помочь им.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Никита Гавкин — друг Нарышкиной и пророк новой веры в пустыне в селе Хошутове.
- Ермолай Кобозев — друг Марии Нарышкиной и еще один пророк и исполнитель песчаной науки в Хошутове.
- Вождь кочевников — умный, спокойный, опытный мужчина, принимающий с достоинством все трудности, встречающиеся на пути в сложных степных условиях рядом с пустыней.
- Завокроно — заведующий окружного отдела народного образования по достоинству смог оценить выдающиеся способности Марии Нарышкиной.
- Завгубоно — заведующий губернским отделом народного образования.
Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» подробно по главам
1
Марию Никифоровну Нарышкину из глухого небольшого городка, расположенного в Астраханской губернии, не коснулись военные и революционные события. Она была крепкой мускулистой девушкой, любила окружающую ее родные места песчаную пустыню.
Дома она наблюдала верблюжьи караваны, движущиеся в Персию, и с упоением читала книги по географии.
В шестнадцатилетнем возрасте отец-учитель привез Марию Никифоровну в Астрахань для продолжения учебы на педагогических курсах. За четыре года в девушке расцвела женственность.
По мере взросления испытала она любовь и неясную тревогу. А также были присущие молодости страдания, сомнения, вызывающие в душе даже желание самоубийства.
С окончанием учебы для двадцатилетней выпускницы закончился этот период жизни. Заведующий губернским отделом народного образования (завгубоно) перед собравшимися в зале девушками произнес речь о великом значении ожидающей их в будущем деятельности.
Отправили Марию Никифоровну в дальнее село Хошутово, рядом с безжизненной среднеазиатской пустыней ей предстояло работать учительницей.
2
Путь Марии Никифоровны проходил через пустынный тоскливый ландшафт. В знойный июльский полдень девушка впервые встретилась, в огромной раскаленной пустыни, с песчаной бурей.
Сильный ветер утих к вечеру. Вокруг снова расстилалось бескрайнее томящее взгляд море барханов. Мария Никифоровна добралась до Хошутово только вечером на третий день.
Перед ней лежало селение, в котором было несколько десятков домов. Работать ей предстояло в земской школе, сооруженной из камня. Наиболее драгоценными, дающими жизнь сооружениями были глубокие колодцы.
Жителям приходилось ежедневно очищать селение от наметаемого с плоскогорий Памира мельчайшего песка.
Нарышкина увидела смирение и бедность отчаявшихся, сломленных пустыней крестьян, их бесполезный труд, так как песком селение засыпало ежедневно. Голодные, уставшие, павшие духом люди ждали покорно неизвестно откуда помощи.
Заселилась Мария Никифоровна в школу, где ей была отведена отдельная комната. Скучающий в одиночестве старик, исполнявший обязанности сторожа, с радостью помогал девушке обустроиться в ее жилище.
3
Обучение Мария Никифоровна начала спустя два месяца. Школу дети посещали плохо. Иногда из двадцати человек появлялось всего пять учеников.
Быстро наступившая ранняя зима была не менее ужасной в пустыне, чем лето. Снежные жуткие бураны окончательно измотали крестьян, погрузившихся в нищету. У детей не было обуви и одежды, они голодали. Перед Новым годом двоих учеников похоронили.
Мария Никифоровна, несмотря на мужественный характер и крепкое здоровье, стала терять уверенность. Она пыталась понять, сможет ли помочь этому вымирающему селению. Крестьян школа совершенно не интересовала. Они надеялись только вырваться из песчаного плена.
Постепенно учительница пришла к выводу, что основным учебным предметом должно стать привитие детям навыков преобразования пустынных участков в живые зеленые уголки. Крестьяне не стали спорить с ней, хотя и не поверили девушке.
Мария Нарышкина составила заявление, собрала под ним подписи жителей Хошутова, после чего отправилась в округ. Там в отделе народного образования отнеслись к идее молодой учительницы сочувственно, но отказали в выделении для ее школы педагога, могущего обучать песчаной науке.
Ей дали необходимые книги, поручив самой вести этот предмет. Порекомендовали прежде получить помощь участкового агронома. На этот совет Мария Никифоровна только горько рассмеялась, так как агроном ни разу не навестил бедствующее селение, проживая за сто пятьдесят верст от него.
4
Молодая учительница с трудом, но убедила жителей выходить на общественные работы осенью и весной. Работали они по месяцу добровольно.
Через год по периметру орошаемых огородов появились ограждения из шелюги (красной вербы). Эти же кустарники были высажены на границе селения и пустыни.
Рядом со школой планировалось обустроить сосновый питомник. Это дерево хорошо сберегает влагу после таяния снега, поэтому под сосновым пологом удается получать хороший урожай культурных растений.
Крестьянин Никита Гавкин особенно активно поддерживал все начинания Марии Никифоровны. Вместе с ним пропагандировал песчаную науку Ермолай Кобозев.
Если раньше жители Хошутова топили печи кизяком, то теперь им удавалось преодолевать недостаток топлива, используя стебли шелюги. Упругие прутья этого кустарника также послужили материалом для плетения корзин и даже мебели. Уже за первую зиму доход селения составил две тысячи рублей.
Пустыня начала зеленеть, жизнь крестьян улучшилась. В школу стали с удовольствием ходить вместе с детьми их родители на уроки, на которых Мария Никифоровна учила их жить в условиях пустыни. Учительница пополнела и еще больше похорошела.
5
В августе третьего года пребывания Марии Нарышкиной в уже преобразовавшемся селении старики ожидали стада кочевников. Они возвращались весной в степь около Хошутова каждые пятнадцать лет, чтобы покормить травой своих животных. Но в этот сезон кочевники запоздали, поэтому растительность уже высохла.
25 августа пришел колодезник, оповестив о приближении огромных стад животных, погоняемых кочевниками на тысячах лошадей. Спустя трое суток в округе исчезли посадки сосны и шелюги, иссякли колодцы. От нежданной беды Мария Никифоровна сначала металась, а потом отправилась к вождю кочевников.
Тот спокойно выслушал ее злые слова, а потом вежливо и с достоинством объяснил, что при недостатке корма всегда кто-то страдает. На угрозу учительницы о том, что она пожалуется Советской Власти, вождь ответил, что они живут в своей степи, куда не звали русских. Они пользуются травой своей родины, значит, не могут считаться преступниками.
Марию Никифоровну удивил ум и рассудительность вождя. Ночью она поехала в округ, чтобы доложить о сложившейся обстановке. Заведующий окружного отдела народного образования (завокроно) неожиданно предложил ей перебраться в Сафуту, так как обученные жизни в пустыне хошутовские крестьяне обойдутся уже без нее.
Изумленная Нарышкина узнала, что в дальнем глухом селе Сафута селятся кочевники, принявшие решение вести оседлый образ жизни. Постепенно их становится все больше. Есть опасение, что задернелые пески вокруг будут растоптаны и начнут засыпать село, отчего обедневшее население будет опять кочевать.
Если Мария Никифоровна научит культуре песков, осевших в Сафуте кочевников, то они не разбегутся, а значит, меньше будут страдать от их наездов русские поселения.
Девушка задумалась о своей молодости, желании выйти замуж. Неужели ей предстоит всю жизнь провести среди песков и диких кочевников. Потом вспомнила рассудительного умного вождя, поняла, как трудно выживают два народа рядом с безжизненными пустынями.
Мария Никифоровна решительно выразила свое согласие, пообещав спустя пятьдесят лет вернуться из Сафуты по зеленой лесной дороге. Пораженный Завокроно отметил, что молодая женщина способна повести за собой целый народ. А дело ее облагородит людей, которые смогут вырастить в пустыне деревья.
Кратко об истории создания произведения
Публицист, известный русский исследователь литературы и писатель Алексей Варламов утверждает, что сюжет рассказа основан на некоторых фрагментах биографии Марии Кашинцевой — жены А. Платонова. Девушка в период обучения в университете поехала в небольшое село в 1921 г. с целью ликвидации неграмотности. Произведение «Песчаная учительница» известным публицистом, журналистом, поэтом, писателем А. Платоновым было создано в 1927 г.
- Краткие содержания
- Платонов
- Песчаная учительница
Краткое содержание Платонов Песчаная учительница
Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование. На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков. Крестьяне не могли работать, урожая не было.
Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме. Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры. Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.
Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники. Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи. Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.
Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.
История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы. Произведение показывает целеустремленность и порядочность человека. Учитель — очень важная профессия.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Платонов. Все произведения
- Безручка
- В прекрасном и яростном мире
- Возвращение
- Волшебное кольцо
- Еще мама
- Иван Бесталанный и Елена Премудрая
- Июльская гроза
- Корова
- Котлован
- Любовь к Родине или Путешествие воробья
- Маленький солдат
- Морока
- На заре туманной юности
- Неизвестный цветок
- Никита
- Песчаная учительница
- Разноцветная бабочка
- Река Потудань
- Сокровенный человек
- Солдатское сердце
- Сухой хлеб
- Третий сын
- Уля
- Умная внучка
- Усомнившийся макар
- Фро
- Цветок на земле
- Чевенгур
- Юшка
Песчаная учительница. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Бунин Натали
Главный герой – Виталий Мещерский – только что поступил в университет. Приехав на каникулы домой, он уверен, что именно этим летом найдет настоящую любовь, но не подвергаться романтике
- Дойл Артур Конан
Артур Конан Дойл известен всем благодаря своим персонажам — Шерлоку Холмсу, Челленджеру, Жерару и другии. Он был врачом по образованию, но прославился, как писатель. Он писал приключенческие, исторические
- Краткое содержание Наталья, боярская дочь Карамзин
Действие этой повести происходит в далекие допетровские времена, когда жизнь мирян протекала согласно устоям «Домостроя».
- Краткое содержание Гофман Щелкунчик и мышиный король
В книге рассказывается о семейном празднике. Наступает 24 декабря. В доме государственного медицинского советника Штальбаума все родные готовятся к Новому году.
- Краткое содержание Лондон Мексиканец
Однажды в штаб-квартиру Хунты пришел восемнадцатилетний юноша, который хотел работать для революции. Революционеры заподозрили сначала в нем шпиона Диаса. Парню доверили уборку помещений.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Песчаная учительница» Платонова
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Глава 1
Городок в Астраханской губернии, 1920-е годы. 20-летняя Мария Никифоровна Нарышкина – дочка учителя. «Пустыня была ее родиной, а география поэзией». После учебы ее направили учительницей в Хошутово.
Глава 2
Нищее «Хошутово было почти совсем занесено песком». Крестьяне днями убирали песок со скудной земли. Мечты Марии о новой, интересной жизни рушатся.
Глава 3
Дети пропускают занятия, а зимой теряют интерес к учебе вообще. Взрослые тоже не ценят школу. Какой от нее прок. Два школьника умерли от голода и болезней. Тогда Мария решила, что школа станет центром борьбы с песком. В отделе образования ей посоветовали самой изучить эту науку.
Глава 4
Спустя год село изменилось. У Марии нашлись помощники – Никита Гавкин и Ермолай Кобозев. Общими усилиями посевы защитили зарослями шелюги (кустарника). Еще через год посадки укрепили соснами. Теперь влага держалась в земле. Урожаи выросли. Школа наполнилась детьми, ходили туда и взрослые.
Глава 5
На третий год пришли кочевники со стадами. Вся зелень была съедена. Вождь объяснил Марии: степь – их кормилица. Выжить хотят и крестьяне, и они. Мария поехала за правдой в округ, там ей предложили ехать в Сафуту, кочевничье село. Если людей научить жить в условиях песков, как в Хошутово, глядишь, кочевники станут крестьянами. Жалко Марии своей молодости, но и людей двух народов тоже. Она соглашается.
Читательский дневник по рассказу «Песчаная учительница» Платонова
Сюжет
Молодая учительница из Астраханской губернии Мария Никифоровна Нарышкина едет в нищее село на песках Хошутово. Мария начинает борьбу с песком. Крестьяне сажают кусты (шелюгу) и сосны для защиты посевов от сухости и ветра. Урожаи растут, но всю зелень съедает скот кочевников. Однако люди уже знают, что делать с песком. Марию зовут в село Сафута: обучать кочевников жить по-крестьянски. Ей жаль людей – она едет.
Отзыв
В названии рассказа – судьба молодой самоотверженной учительницы. Она из учительской династии (ее отец – педагог). Выросла среди песков, и ее призванием стала борьба с ними. Мария – счастливый человек. Ее смысл жизни – помощь людям. Она не жалеет, что молодость проходит мимо, что у нее пока нет семьи. Ее семья – два народа в голодной степи. Тема молодых энтузиастов, которые трудятся на благо людей, борьбы с природой, нищетой, невежеством. Мария мечтает, чтобы выживание сменилось жизнью. Рассказ учит ставить перед собой благородные цели, думать не только о себе, но и о других, самопожертвованию, бескорыстию, смелости.
Автор: Платонов (Климентов) Андрей Платонович, родился в 1899, умер в 1951г. Русский советский писатель, публицист, сценарист, драматург, изобретатель. Участник Великой Отечественной войны. Наиболее известные произведения «Котлован», «Чевенгур», «Возвращение».
Название: «Песчаная учительница»
Жанр произведения: рассказ
Тема произведения: преданность своей профессии
Число страниц: 11
Годы написания рассказа «Песчаная учительница» — 1927. Опубликован в том же году, впоследствии экранизирован — фильм «Айна».
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Мария Нарышкина – начинающая учительница. 20 лет. Преданная своему делу, активная, жизнелюбивая, храбрая. Верит в себя и в силы человека. «Пустыня была ее родиной, а география — поэзией».
Время и место действия рассказа «Песчаная учительница» — 1920е годы, Советская Россия, село Хошутово (настоящее название Хошеутово) в Астраханской области, на границе со среднеазиатской пустыней.
Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница»
- Мария Нарышкина, дочь учителя и выпускница педагогических курсов, приезжает по распределению в село Хошутово, расположенное на границе со среднеазиатской пустыней. Она видит песчаную бурю в пустыне, занесенное песком село и небогатых, трудно живущих в этой местности, крестьян.
- Дети ходят в школу нерегулярно, особенно трудно всем приходится зимой. У школьников нет одежды и обуви, а вскоре наступает голод. Двое учеников умирают.
- Мария понимает, что так работать нельзя. Крестьяне совсем не интересуются обучением в школе, но для них самое главное – борьба с песком. Мария решает сама организовать эту работу. В окружном отделе образования ее снабжают нужными книгами и дают понять, что заниматься этим делом ей придется в одиночку.
- Через год, благодаря хорошей организации работы, село преображается: появляются защитные посадки, сосновый питомник, улучшаются урожаи, а у крестьян появились дополнительный заработок и топливо.
- На третий год, в августе, на село набегают кочевники со своими стадами. Она вытаптывают все посадки, животные объедают зелень, пропадает вода. Мария идет на разговор к вождю кочевников. Тот объясняет, что сила на их стороне, пока в селе меньше людей, чем в отряде кочевников, и эта степь – их Родина. Мария, с мыслями, что вождь умен, отправляется в окружной отдел образования.
- В отделе ей внезапно предлагают оставить Хошутово и поехать в Сафуту. Это село, где оседают кочевники, и нужно обучить их культуре освоения песков. Тогда кочевники бы не снимались с мест, и не вытаптывали другие села.
- Мария задумывается о своем будущем, об уходящей возможности устроить личную жизнь, но затем принимает решение ехать в село и обещает заведующему отделом через 50 лет приехать к нему по лесной дороге. Заведующий отвечает, что Мария могла бы заведовать целым народом и желает ей всякого благополучия.
Главная мысль рассказа «Песчаная учительница»
Преданность профессиональному долгу и гражданское мужество в человеке сильнее страха, сильнее личных интересов. Таковы настоящие учителя и подвижники.
Отзыв о рассказе «Песчаная учительница»
Рассказ короткий, но очень емкий, оставляющий сильное впечатление. Он вызывает огромное уважение к людям, преданным своему делу, цельным, мужественным, готовым на все ради счастья других людей. Таким людям чужды мещанские ценности и мелкие личные желания. Не случайно в рассказе обрисована и действует только одна героиня, воплощающая все эти качества. Такими видел истинных учителей автор, причем прототипом главной героини стала супруга Платонова, также поработавшая учителем в глухой деревне, и безмерно уважаемая мужем. Несмотря на то, что литературный стиль Платонова довольно специфический, рассказ написан легко, доступно, с короткими, но меткими примерами и сравнениями, с большим знанием жизни.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнилось описание села Хошутово, каким его в первый раз увидела героиня. Это незнакомая местность для подавляющего большинства читателей, особенно современных. Поэтому она одновременно интересная и пугающая, автор рисует картину совершенно нового, чуждого мира. Трудно поверить, что этот мир можно изменить к лучшему, и Мария Нарышкина выступает здесь, как покорительница природы, которая веками была враждебной к людям.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Бархан – большая насыпь из песка, образовавшаяся естественным путем
- Шелюга (красная верба, краснотал) – лиственное растение из семейства ивовых. Благодаря длинным и прочным корням хорошо растёт на песках и может использоваться для их закрепления.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, — эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь.
- Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как лето. Застонали страшные снежные бураны, перемешанные с колким, жалящим песком, захлопали ставни в селе, и люди окончательно замолчали.
- Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.
Другие читательские дневники вы найдете здесь
- Краткие содержания
- Платонов
- Песчаная учительница
Краткое содержание рассказа Песчаная учительница Платонова
Рассказ «Песчаная учительница» был создан Андреем Платоновичем Платоновым в 1927 году. Главной героиней произведения становится молодая женщина, приехавшая в отдаленное селение обучать детей и столкнувшаяся с тем, что из-за чрезвычайно тяжелых условий проживания в этих краях у учеников не имеется ни сил, ни желания для регулярного посещения школьных занятий. При этом учительница обнаруживает, что родители ребят также вовсе не стремятся к тому, чтобы их наследники получали какие-либо знания.
События развиваются в 20-х годах 20-го столетия. Отец Марии Никифоровны Нарышкиной был педагогом. Взрослеющая девушка также выбирает для себя преподавательскую стезю и после окончания обучения оказывается в селе Хошутово, находящемся поблизости от пустыни. Жителям деревни приходится едва ли не ежедневно сражаться с последствиями регулярных песчаных бурь, расчищая покрытые песком улицы. В связи со столь неблагоприятным климатом крестьяне в этих краях не могут полноценно трудиться, и урожаи фактически отсутствуют.
Местные дети не перестают болеть из-за полуголодного нищенского существования и постоянных трудностей с песком, нередко они пропускают уроки, у них не имеется никакого стремления к изучению наук. Тем не менее, активная и неравнодушная Мария Никифоровна не намеревается сдаваться.
Молодая женщина обращается в различные инстанции с просьбой помочь исправить ситуацию с песчаными бурями. Но отдел образования не оказывает ей никакого содействия, учительнице лишь вручают книги соответствующего содержания, посвященные борьбе с заносами. Ознакомившись с необходимыми материалами, Нарышкина принимается за озеленение местных угодий, стараясь убедить здешних жителей, что подобная ежегодная мера является жизненной необходимостью. В итоге подросшие кустарники действительно играют для посевов роль защиты от песков.
Теперь дети чаще и более охотно посещают занятия в школе, к тому же Марию нередко слушают и взрослые люди, желая узнать, каким образом обеспечить себе более комфортное существование среди пустынных просторов. Но через некоторое время поблизости от селения Хошутово располагается кочевое племя.
Эти люди вытаптывают зеленые насаждения, из-за их действий пропадают запасы воды, кочевники уничтожают и посадки, на деревню опять обрушиваются чудовищные неурожаи. Мария Никифоровна решает действовать в этой ситуации самостоятельно, она беседует с вождем кочевников и горячо уговаривает его прекратить разорять и губить селение, беречь уже посаженные растения и необходимые местным обитателям водные источники. Человек, возглавляющий племя, соглашается с доводами Нарышкиной и даже просит ее научить кочевой народ вести такое же существование, как у жителей села Хошутово.
Вышестоящее руководство объявляет Марии Никифоровне о переводе в другую деревню, где также требуется серьезная борьба с песками, тогда как крестьяне из Хошутово уже могут справиться со стихией и без учительницы. Мария осознает, что при постоянном нахождении в самых глухих и отдаленных краях, куда ее приводит судьба, ей наверняка не удастся выйти замуж и создать собственную семью, о чем ранее мечтала Нарышкина. Но женщина продолжает деятельность, связанную с озеленением пустыни, решив полностью посвятить себя спасению других людей.
Героиня рассказа является ярким примером благородства, самоотверженности и искреннего энтузиазма. Мария Никифоровна жертвует собственной личной жизнью ради общего блага, и именно таким образом обретает счастье.
Читательский дневник.
Песчаная учительница. Читательский дневник
Советуем почитать
- Гарри Поттер и философский камень — краткое содержание книги Роулинг
Первая книга из целой серии о волшебнике автора Дж. К. Роулинга. В американской публикации название изменено на Гарри Поттер и камень Мудреца.
- Персидские письма — краткое содержание романа Монтескьё
Главный герой Узбек вынужден уехать в Европу из-за большого количества врагов и возможности травли. Шах отпускает его, думая, что тот едет изучать западные науки. В Испагани остается сераль (дворец) Узбека вместе с его гаремом.
- Краткое содержание рассказа Житкова Мангуста
В своей творческой работе писатель рассказывал, что давно стремился купить мангуста. Когда пароход, на котором он плавал, пристал к порту острова Цейлон, то мужчина решил выполнить свое желание
- Паустовский
- Что делать? — краткое содержание романа Чернышевского
Действие романа начинается с момента, когда в одной из гостиниц Петербурга нашли записку, где говорилось, что молодой человек сообщает, что о нем вскоре будут все знать. И в этот же день на мосту стреляется неизвестный человек.