Краткое содержание рассказа садко

На чтение 6 мин Просмотров 23.2к. Опубликовано 23.12.2020

Русская народная былина
«Садко» Краткое содержание

Садко — это история о простом гусляре, который, благодаря своей игре, смог стать богатым человеком, и спастись от Морского владыки.

Сюжет повествует о том, как музыка, играющая от души, может поразить всех: как простой люд, так и владыку подводного мира

Очень краткий пересказ русской народной былины «Садко»

Жил в Новгороде Садко-гусляр, днями напролёт герой выступал на званых пирах. Перестали его звать на праздники, стало Садко скучно, и тогда пошёл он к озеру поиграть на гуслях. Его музыка пришлась по нраву Морскому правителю, и захотел тот наградить музыканта за его чудесную песню.

Царь советует Садко заключить пари с купцами, что в Ильмень-озере обитает редкая рыба. Последовав совету, герой выигрывает спор и становиться одним из богатейших купцов.

На одном из пиршеств герой опять спорит с торговцами, но проигрывает. После пари, на последние деньги покупает корабли и отправляется по морю торговать. Он распродает товары, купленные в Новгороде, заграницей.

По возвращении в город на море разразился шторм, и, чтобы предотвратить катастрофу, моряки кидают жребий, кому принести себя в качестве дани Морскому царю.

Жребий дважды выбирает Садко, и, купец, оказываясь в подводном мире, веселит царя своей игрой на гуслях. Долго Садко играл, а царь всё не унимается, всё пляшет, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Люди на суше стали молиться Миколе Можайскому. Отозвавшись на мольбы людей, святой старец предстаёт перед купцом и даёт ему совет, как прекратить буйство в море и вернуться домой живым.

Выполнив указания старца, Садко оказывается в родном городе. Он возводит церковь Миколе Можайскому и перестаёт плавать по морю.

Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»

Главные герои былины

  • Садко — талантливый, бедный человек, прекрасно играющий на гуслях. Воспользовавшись советом Морского царя, герой становиться богатым. Садко честный, благодарный, очень удачливый человек, может пожертвовать собой ради других, не любит хвастаться, но поспорить не против.
  • Морской царь — правитель подводного мира, вознаграждает Садко за его прекрасную игру, затем забирает его в подводный мир и наслаждается прекрасной игрой гусляра. Царь очень эгоистичен в своих желаниях.
  • Микола Можайский — святой старец, заступник народа, услышав просьбы страдающих людей от пляски царя, пришёл на помощь к гусляру, указав как выбраться из плена.

Краткое содержание русской народной былины «Садко» подробно

Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.

Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.

Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.

На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.

Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.

Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба — золоты перья плавает.

Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.

Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.

Так бедный гусляр стал богатым купцом.

Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.

Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.

Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.

Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.

Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.

Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.

Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.

Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены — Чернавушку.

После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.

Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.

Кратко об истории создания произведения «Садко»

Происхождение этой замечательной былины неизвестно, но есть предположение, что создание этой сказки опиралось на древнейшую песню о новгородском торговце по имени Содко Сытинець, который построил церковь Бориса и Глеба. Первое упоминание этой песни относиться к 1167 году.
Эта восхитительная былина передавалась на протяжении многих лет из уст в уста, от крестьянина к крестьянину, поэтому можно лишь строить догадки о первоначальном источнике этого рассказа.

Краткое содержание «Садко»

Краткое содержание «Садко»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 5853.

Обновлено 22 Июля, 2022

О произведении

Былина «Садко» считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода. Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде.

Предлагаем читать былину «Садко» в кратком содержании на нашем сайте. Представленный краткий пересказ былины подойдет для читательского дневника в 7 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События былины происходят ориентировочно в XI–XII веке в Новгороде и на море.

Главные герои

  • Гусляр Садко был бедным музыкантом, играющим на пирах, но воспользовался советом морского царя, стал успешным купцом, а затем одним из самых богатых людей Новгорода.

Другие персонажи

  • Микола Можайский (Николай Чудотворец) – седой старик, который помог Садко выбраться из плена морского царя.
  • Морской царь – правитель подводного мира, помог Садко выиграть в споре с новгородскими купцами и получить три лавки с товаром.

Краткое содержание

В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого, кроме яровчатых гуслей, ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр. Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч» и до самого вечера наигрывает на гуслях. Поздно вечером герой замечает, что «в озере вода всколыбалася» и, испугавшись, возвращается в город.

Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь.

Правитель решил поблагодарить героя за его «великие утехи» и «нежную игру» и сказал гусляру, чтобы тот отправлялся в Новгород и поспорил с купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья». По совету морского царя Садко должен был заложить в споре свою «буйну голову», а с купцов попросить «лавки товара красного». Сам же морской царь выделит ему на это дело три золотых рыбы.

Как только вернулся гусляр в Новгород, позвали его на пир. В разгар веселья захмелевший Садко начал хвалиться купцам, что знает «чудо-чудное» – в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья». Купцы не поверили гусляру, и тогда он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Тут же «связали невод шелковой и поехали ловить в Ильмень-озеро». Три раза они забрасывали в озеро «тоню» и поймали три рыбы с «золотыми перьями». Признали купцы победу Садко в споре и отдали ему три лавки с товаром.

Так стал гусляр новгородским купцом, начал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, «выстроил палаты белокаменны», в которых «обделал все по-небесному».

Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:

«Чем мне, Садку, пахвалятися?»
«А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!»

Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.

Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить все товары в городе – «худые и добрые». Но на следующий день купец обнаружил, что лавки Новгорода снова полны – за ночь товаров привезли вдвое больше. И снова Садко приказал все выкупить. На третий день пришел купец на «торговые улицы» и обнаружил, что товаров втрое увеличилось – «подоспели товары московские». Задумался Садко, что если он эти выкупит, то скоро все равно привезут заморские – «не выкупить товара со всего бела света». Решив, что так будет разумней, купец отдал настоятелям проспоренных тридцать тысяч.

«На бессчетную золоту казну» построил Садко «тридцать черлёныих» кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками, набитыми красным золотом и чистым серебром.

Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:

«А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море»
.

Садко понял, что это морской царь требует дани, ведь они долго по морю ездили, а ничего ему не платили. Выбросили по приказу купца в море «бочку чиста серебра», но ничего не изменилось. Спустили в море еще «бочку-сороковку красна золота», но корабли продолжали стоять на месте.

Ясно стало Садко, что морской царь требует «живой головы». Дважды купец с дружиной бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза у людей «жеребья гоголем по воде плывут», а у Садко «ключом на дно».

Понял герой, что именно его «требует» царь морской. Купец быстро составил завещание, в котором вспомнил и о церквах, и о «нищей братии», и о молодой жене, и о «хороброей дружине». Прощаясь, попросил Садко подать ему гусли и дубовую доску, чтобы не так страшно было «принять смерть во синем море». Как только купца спустили на воду, так сразу корабли поплыли, «полетели, как черные вороны».

Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.

Взмолился народ к Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу), чтобы он спас их от стихии. Святой в образе седого старика явился к Садко и тронул за правое плечо, прося прекратить игру. Ответил Миколе гусляр, что в море он подневольный и выполняет приказы морского царя. Старик посоветовал Садко «повырывать струночки» и «повыломать шпенечки», сказав морскому царю, что других струн и шпенечек и у него нет, поэтому играть он больше не может.

Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку. А чтобы отблагодарить старца за помощь, Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.

Сделал Садко все так, как старец ему посоветовал. После свадебного пира купец сразу заснул и проснулся уже в Новгороде – у реки Чернавы «на крутом кряжу». Увидел Садко, что как раз его корабли по Волхову подплывают. Обнаружив купца живым и невредимым, люди не могли поверить своим глазам. Поздоровался купец со своей дружиной, а после, зайдя в палаты, и со своей молодой женой.

Выгрузив с кораблей все свои богатства, построил Садко «церковь соборную Миколе Можайскому».

«Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде»
.

И что в итоге?

Гусляр Садко — благодаря помощи Миколы Можайского возвращается из подводного царства живым, возводит церковь имени этого святого.

Микола Можайский (Николай Чудотворец) — дал совет Садко сломать гуслю и выбрать в жёны Чернавушку, благодаря чему гусляр смог благополучно вернуться домой.

Заключение

Заключение

Былина «Садко» является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.

Рекомендуем не ограничиваться чтением краткого пересказа «Садко», а ознакомиться с полным вариантом былины.

Тест по былине

После прочтения краткого содержания былины попробуйте ответить на вопросы тест:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Fosfort Grief

    14/14

  • Мария Гончарова

    12/14

  • Давид Минаев

    14/14

  • Ярамир Толстиков

    12/14

  • Дима Воронов

    6/14

  • Олеся Колебакина

    14/14

  • Григорий Болкин

    14/14

  • Егорка Семичев

    14/14

  • Гоша Баринов

    12/14

  • Global Elite

    13/14

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 5853.


А какую оценку поставите вы?

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Былина Садко

Краткое содержание былины Садко

Действие произведения переносит нас в древний Новгород, где перед нами предстает главный персонаж — Садко, который замечательно играл на гуслях. Юноша был хорош собой и талантлив, но жил в бедности. Основным его богатством были гусли. Ему нравилось музицировать даже тогда, когда он был один. Молодой человек часто бывал  на берегу Ильмень — озера и играл на музыкальном инструменте от души.

 Как-то услышал мастерство Садко морской царь и решил его вознаградить. Посоветовал он юноше поспорить с торговцами в обмен на их богатства о том, что в озере есть  необыкновенная рыба с золотым пером. Садко конечно выиграл спор и получил обещанные богатства. Через несколько лет юноша стал богатым купцом и  стал устраивать званые обеды. И вот созвал он один такой пир, где  гости начали хвалиться своими юными женами.

Садко тоже не остался в стороне. Начал он расхваливать свои сокровища, говоря о том, что он целый город может купить. И выкупал Садко все, что мог, однако серебряные монеты стали заканчиваться у него. Отправился тогда юноша в другие страны, чтобы распродать свои товары, и обогатиться вновь. Но на море поднялся сильный ветер, и Садко начал догадываться, что это неспроста такое происходит. Морской хозяин требует дань. Отправил тогда он на дно вначале золото, а затем серебро. Но ветер еще сильнее поднялся.

Владыке не нужны были сокровища, ему нужен был человек в качестве жертвы. И согласно жребию Садко отправился в его владения. Обрадовался его появлению хозяин водных глубин, и попросил юношу сыграть на гуслях. Исполнил его просьбу Садко, и музицировал до тех пор, пока не порвались струны на его музыкальном инструменте. В награду он выбирает  себе в супруги одну из дочерей владыки живую девушку по имени Чернавушка. По совету святого он не прелюбодействует с ней, и,  утром проснувшись на берегу, он видит и жену своих и горожан, которые его считали уже погибшим и собирались устраивать поминки. Он приветствует всех и на свои деньги возводит церковь во имя Миколы  Можайского.

Былина учит нас тому верить в существование добрых людей, которые в любой ситуации помогут и укажут правильный путь в жизненном выборе.

Подробный пересказ былины Садко

В русской народной былине «Садко» повествуется о бедном музыканте по имени Садко, проживающем в славном Новгороде. Состояние его было небольшое. Местных купцов и бояр на пирах развлекал игрой на гуслях. Благодаря этому умению и зарабатывал на жизнь. Однако вскоре инструмент Садко перестал вызывать интерес у любителей застолья. Его прекратили звать на праздники.

Не дождавшись очередного приглашения, обиженный мужчина через несколько дней отправился на Ильмень-озеро. Сидя на камне, стал он в задумчивости перебирать струны гуслей, из-под которых полилась красивая мелодия. В это время в озере разыгралась сильная волна. Не обращая внимания на этот знак, побрел грустный Садко в город в надежде возобновить свое занятие.

Но в течение трех дней ничего так и не изменилось. Недоумевая, пошел он к озеру. Стал вновь в одиночестве на гуслях играть. Опять вода пришла в движение, только гусляр не хотел этого замечать, вернулся в город.

В ожидании приглашения сыграть на гуслях провел он три дня. Разгневанный Садко оказался у воды в последний раз. Только начал он играть, вдруг разошлись волны и появился морской царь с хвалебной речью. Восхищаясь мелодией молодого музыканта, решил наградить его, научив одной хитрости, как быстро разбогатеть. Помощь владыки заключалась в том, что он подбросит улов в сети. Выслушал Садко совет царя. Поспешил он пойти в город и вызвать на спор местных купцов. Взамен товара гусляр пообещал, что выловит из озера рыбу с золотыми перьями. Уверенные в своей победе, торговцы согласились, приготовив по три лавки товара.

Раздобыл гусляр невод из шелка, собрал народ и поехал на озеро. Три раза закидывал он сети в воду. К огромному удивлению купцов выловил он обещанную рыбу с золотыми перьями. Проигравшие вернули свой долг. За то, что проспорили, выложили торговцы перед ним все свое богатство.

Так стал Садко постепенно выбираться из нищеты, благодаря совету владыки морей и своим гуслям. Вновь главный герой оказался в почете со своими мелодиями. Появились у него роскошные палаты с изображением небесных светил внутри.

Однажды собрал он в своих владениях богатое именитое застолье. Среди гостей объявились Лука Зиновьев и Фома Назарьев. Они внимательно выслушали каждого из присутствующих. У всех людей были разные причины для хвастовства: несметные запасы казны, молодые жены, лошади, «молодое молодчество». Лишь Садко остался в стороне, стараясь остаться незамеченным. На вопрос новгородских настоятелей о безучастии объяснял, что роскошь его может затмить богатства всех присутствующих.

Эта самоуверенность вызвала большой гнев купцов, которые решили вновь с ним поспорить, а после посмотреть, насколько хватит его средств. Уверенная в своей правоте, стала купеческая знать биться об заклад, заложив свой товар, не веря ни одному его слову. Но главный доход Садко появился и начал увеличиваться именно после этого спора.

Взяв казенные деньги бывшего бедняка, верная дружина по распоряжению хозяина на спор скупила весь товар в городе, какой нашла. Но следующий день вызвал удивление музыканта. Ранним утром пришлось вновь выкупать лавки с товаром, которого оказалось в два раза больше прежнего. Но и на том купцы не остановились. На третий день подоспели товары «московские». Серьезно подумав, Садко принял решение — лучше остаться в проигрыше, чем растратить в результате все свое состояние. Ведь каждые сутки лавки будут пополняться вновь и вновь. Поэтому он честно вернул настоятелям обещанные тридцать тысяч.

После этого Садко строит тридцать кораблей, которые в Новгороде наполняет товаром и плывет до реки Невы, а оттуда к морю. Получив за проданный товар деньги, судна направились в Золотую Орду. Заполнив бочки драгоценным металлом, корабли повернули в обратном направлении в Новгород. Но по пути их застигло препятствие — среди морских просторов разбушевалась буря, которая превращала судна в щепки. Решил Садко, что это наказание от владыки морей за неоплаченную им дань. Надумал он откупиться от него бочкой серебра, которую выбросил за борт корабля. Однако шторм не прекращался. Следующая брошенная бочка с золотом тоже не остановила крушение кораблей.

Понял Садко, что Царь морской требует в жертву одного из них. Среди брошенных людьми, находящимися на кораблях, жребиев, в первый раз ко дну пошла надпись на «красном золоте» с именем Садко. Во второй раз также на большую глубину упала надпись с его именем. Тогда он понял, что никакие дары не нужны царю. Ему нужен сам Садко.

Чтобы не пропадать богатству, составил он завещание. Не забыл упомянуть о церкви, о «нищей братии». Отдал распоряжение и о том, чтобы часть наследства досталась жене и храброй дружине. Попрощался главный герой с близкими и остался на доске дубовой со своими старинными гуслями. Остальные продолжили путь без него.

Оставшись в одиночестве на плоту, Садко уснул. Очнулся он на дне морском, среди хором владыки морского. Рад хозяин гостю дорогому. Обратился он к Садко с просьбой сыграть на гуслях. Пока музыкант играл, царь плясал. В течение трех суток от этого веселья на море гибли люди, страдали корабли, так как по воде пошли большие волны, свирепствовала буря.

От безысходности народ пошел с мольбой к Миколе Можайскому, который в образе седовласого пожилого человека обратился к Садко с просьбой прекратить игру на гуслях. Ссылаясь на приказ хозяина моря гусляр не в силах был прекратить игру по своей воле.

Тогда старик посоветовал, как выйти из положения. Чтобы выбраться из плена, попросил испортить инструмент, вырвав струны. Послушался его Садко. А царю сказал, что гусли сломаны. На предложение царя жениться на одной из своих дочерей музыкант дал согласие.

Рано утром молодой человек пошел выбирать себе невесту. Среди первых трехсот девушек не нашел он подходящую. На вторую и третью сотню также не обратил внимание. Ни одна из красавиц не понравилась ему. Лишь вспомнил слова святого старца, когда встретил последнюю Чернавушку. Взял он себе в невесты эту девушку, однако ночью не тронул ее.

Наутро после пира проснулся Садко на берегу реки в родном городе Новгороде. Увидел свои судна. Посмотрел со стороны на своих жену и дружину, которые затеяли по нему панихиду. Узнав его издали, обрадовались они, не веря глазам своим. Когда разгрузили корабли, Садко распорядился построить церковь в честь Миколы Можайского.

Русская народная былина «Садко» учит тому, что легкая нажива, ложь и гордыня всегда возвращаются к человеку вдвойне. Стоя на честном пути, благодаря трудолюбию, иногда жертвуя собой, можно добиться гораздо больше успехов, чем обманным путем.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Былина Садко. Картинка к рассказу

Былина Садко кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Мастер и Маргарита Булгакова

    Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный прогуливаются на Патриарших прудах, встречают сатану, который называет себя Воландом и практикует чёрную магию. С ним путешествует свита, большой кот Бегемот, девушка Гелла, Коровьев и Азазелло

  • Брэдбери

    Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст, который получил большое количество наград за свои художественные произведения. Ему принадлежит авторство около 800 литературных творений.

  • Краткое содержание Сладков Медвежья горка

    Начало рассказа повествует о бредущем по лесу охотнике, который разомлевши на припеке решил вздремнуть. Проснулся лишь к вечеру, после… услышав странные шорохи за бугром, обнаружил медвежье семейство.

  • Краткое содержание Ушинский Четыре желания

    Мальчик Митя является главным героем произведения Константина Ушинского «Четыре желания». В зимнюю пору он весело проводил время. Ребенок ездил на санках, а потом, и на коньках. После этого он зашел в домой и сказал папе

  • Краткое содержание Пушкин История Пугачёва

    Александр Сергеевич Пушкин имел свое мнение о бунте Емельяна Пугачева. Имея мнение, что выводы некоторых историков обоснованы на их собственных догадках, поэт пишет повесть об этих событиях.

Садко – былина о гусляре. Краткое содержание былины «Садко» представляет интересный сюжет истории о талантливом гусляре. Его игра нравится простым людям, купцам и морскому владыке.

Герои:

  • Садко – гусляр. Талантливый юноша умело играет на гуслях. Его игра понравилась морскому царю. Он помогает Садко стать купцом. Гусляр оказывается у владыки морского и встречает там свою суженную.
  • Микола Можайский – святой старец Никола Чудотворец. Старец принял мольбу людей, которые гибли от пляски морского царя. Он спустился к Садко и подсказал ему, как выйти из моря.
  • Морской царь — владыка морей. Царю понравилась игра гусляра Садко. Он помог ему обхитрить купцов. Затем вместо дани забрал гусляра к себе на морское дно. Он наградил Садко и дал в жены красавицу Чернавушку.

В городе Нове-граде жил богатый музыкант, купец по имени Садко. Когда-то он был беден, славился он игрой на гусельках. Ходил гусляр Садко по веселым праздникам (пирам) и зарабатывал себе на жизнь, веселя людей, простых и купцов. Гусляр не выбирал, для кого играть. Случилось так, что целых три дня подряд не звали музыканта на веселые пирушки. Скучает юноша без шума и веселия. Садко пошел к озеру, сел на берегу на камень и стал с горя играть. Вода Ильменя всклокотала, «перепался» (испугался) юноша и ушел обратно в Нове-град. Еще три дня остался музыкант без приглашения, опять отправился к озеру Ильмень. Все повторилось, испуганный гусляр убежал прочь, подальше от «всколыбленной» воды.

В третий раз, когда Садко начал играть, из воды показался владыка подводного царства. Вышел к нему морской царь. Он сказал, что хочет отблагодарить юношу за приятные звуки музыкального инструмента и умелую игру. Звуки гуслей были такой «утехой великой», что без благодарности нельзя было оставить талант. Чем одарить гусляра? «Золотой казной, которую невозможно сосчитать (бессчетной)?» Царь предлагает Садко поспорить с купцами, сказать им, что в озере есть необычная чудная рыбина. У нее золотое оперенье. Садко должен был убедить купцов в бессмысленности спора, заложить «буйну голову», то есть «поставить на кон» спора с купцами свою жизнь. На пиру Садко стал петь и хвастаться, что в озере есть чудо-рыба. Не все купцы повелись на уловку гусляра. Но нашлись три азартных купца, стали они биться об заклад: заложили по 3 лавки лучшего товара каждый. Сплели шелковые сети (крепкий невод) и отправились к озеру. Проиграли спор купцы. Выловил Садко три чудо-рыбы. Отдали купцы Садко по три лавки с товаром. Гусляр стал торговать с выгодой: получал «барыши великие». Сделал себе палаты белокаменные, где все было «по-небесному». Созвал пир, на котором все стали хвастаться несметными богатствами, силой молодецкой, удачей, добрым конем, славным отчеством. Одни «кичились» имением отца, другие молодыми женами. Садко молчал, слушал, когда его спросили, ответил, что может выкупить все новгородские товары: хорошие и плохие. Снова побились об заклад. Стал по утрам Садко выходить на ярмарки и скупать все подряд. Три дня выходил купец в город рано утром, чтобы скупить все богатства города. Дружина помогала купцу. Сам Садко шел в гостиный ряд. Становилось товаров все больше. На второй день – вдвойне, на третий – втройне. Товары привозили в Новгород со всех городов Руси и из-за моря. Понял Садко, что Новгород его богаче, не справиться ему с торговцами со всего света. Пришлось отдать 30 тысяч деньгами в качестве проигрыша. Отправился мужчина торговать, загрузил на 30 черных кораблей. Шел по рекам: Волхову, Ладоге и Неве, затем попал в открытое море и отправился к Золотой Орде. Много прибыли получил Садко. Решил возвращаться домой. На пути случился шторм. Волны били корабли и не давали им двигаться вперед. Понял гусляр, что это проделки морского хозяина, щедро одарившего когда-то его за музыку. Решил откупиться. Сначала бросили в море бочку, наполненную серебряными монетами, затем с золотыми предметами. Корабли не могли сдвинуться с места, продолжали стоять. Догадался купец, что не денег требует грозный царь. Нужна ему человеческая жизнь — «живая голова». Стали тянуть жребий. Написали путешественники – торговцы имена и решили, чей жребий начнет тонуть, на дно пойдет, тому и отправляться как откуп к морскому владыке. Жребии моряков стали носится по волнам, а у Садко ключом шел ко дну. Повторили жребий, но падает «страшная метка» на Садко. Составил юноша завещание, взял с собой гусли и доску из дуба, спустился на воду. Корабли сразу тронулись в сторону дома, освободились от плена, птицами полетели («черными воронами взлетели»). Остался Садко на дубовом плоту (доске) один среди успокоившихся волн. Очнулся музыкант на дне, встречает его царь и просит поиграть для него. Гусляр играет так, что царь пляшет и не может остановиться. Три дня плясал грозный владыка морей. Страшные штормы бушуют на море, гибнут люди и корабли.

Народ стал просить помощи у Николая Чудотворца (Миколы Можайского). Обратился святой в старца и пришел к Садко. Стал уговаривать остановить игру. Гусляр ответил, что на дне морском он подневольный, делает то, что просит хозяин подводного мира. Святой посоветовал гусляру порвать струны и выломать «шпенечки». Новых струн и деталей у гусляра нет, играть больше он не сможет. Старик предупредил Садко, что царь будет ему предлагать выбрать жену из подводных красавиц (пленниц царя). Соглашаться нужно на последнюю девушку – Чернавушку. Отблагодарить юноша должен был святого после освобождения из плена. Просил старец построить на свои деньги соборную церковь. Садко выполнил все указания старца. Морской владыка остановил свою пляску и предложил молодцу жениться на пленнице синего моря. Первые триста девушек пропустил, еще триста оставил без внимания. Из последних трехсот красавиц выбрал Чернавушку. Устроили в честь молодых «почестен пир». После свадьбы юноша опять погрузился в сон, а очнулся уже на берегу реки Чернавы у пристани Новгорода. Корабли купца приближались к городу. Люди увидели Садко, которого оставили в море. Он был живым, веселым, счастливым и невредимым. Удивились дружинники и обрадовались. Стоял гусляр Садко на высоком берегу «кряжу» и встречал своих спутников. Выгрузили с торговых кораблей бессчетные богатства, золотую казну. Садко поставил церковь в благодарность Миколе Можайскому, перестал ездить торговать по синему морю. Стал жить с молодой женой в мире и согласии.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по былине «Садко»
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

В Великом Новгороде живет гусляр Садко. Все богатство его – «гусельки яровчаты». С ними ходит он по пирам, добывая себе пропитание. Но однажды целых три дня никто не звал его на свой праздник. Пригорюнившийся Садко направляется на берег Ильмень-озера, усаживается на бел-горюч камень и забывается в музыке. Он играет так, что вода в озере «всколыбалася».

И опять история повторяется: люди празднуют, а его, гусляра, не зовут к себе. И в этот раз он перебирает струны у озера, и вновь вода в нем возмущается. И на третий раз та же история. Но едва хотел Садко вернуться в город, как из пучины показался сам царь морской. Оказалось, своей нежной музыкой распотешил Садко морского владыку. Вот и вздумал он его наградить. Посоветовал биться об заклад с новгородскими купцами, что есть в озере дивная «рыба-золоты перья», и что он, Садко, ее может выловить. Царь обещает пригнать к его неводу целых трех чудесных рыб.

На следующем пиру захмелевший Садко хвастается, что в силах поймать в озере рыбу-золотые перья. Он ручается своей буйной головой, что это правда. Три купца спорят с ним на свои лавки с товаром, что такой рыбы в озере нет. Трижды был заброшен невод шелковый в озеро – и всякий раз в нем билась одна чудо-рыба. Так Садко стал хозяином торговых лавок. Он живет в палатах белокаменных, получает барыши великие. И уже к нему на честной пир приходят именитые гости. Во хмелю все похваляются: кто богатством несметным, кто силушкой богатырской, ну а кто-то – красотой жены. Лишь Садко молчит, не участвует. Гости вынудили и его похвастаться.

И пообещал Садко в три дня выкупить в Новгороде все товары в торговых лавках. Потому что в казне его денег столько, что и сосчитать невозможно. И побился он об заклад с гостями. А в случае проигрыша обещал им выплатить целых тридцать тысяч. Вся дружина его разошлась по торговым рядам с одной целью: купить весь товар. Но с каждым днем товара все больше и больше, уже не только местного, но и московского, а неровен час – подвезут и заморского. Поубавилось спеси у Садко, он признал свое поражение. Расплатился, а на оставшиеся деньги снарядил тридцать кораблей.

И добрался аж до Золотой Орды со своим товаром. На обратном пути попали корабли в шторм. Волны бьют, а суда – ни с места. Догадался Садко, что дело нечисто, что царю морскому нужна дань. Но и бочка серебра, и бочка с золотом его не умилостивили. Смекнул Садко, что придется пожертвовать человеком. Каждый пустил по воде свой жребий (из кусочка дерева) с именем. Только жребий Садко взял и пошел ко дну. Делать нечего, отписал Садко часть богатств своих жене, часть верным дружинникам, да на церкви и помощь нищим. Спустили на воду доску, на ней Садко и разместился. Не забыл прихватить и гусли.

Проснулся Садко на дне морском. В царских палатах заждался его царь. Трое суток плясал царь морской под гусельную музыку. Наверху начались заштормило, стали корабли тонуть. И взмолились люди святому Миколе Можайскому. Тот явился на дно и велел Садко обмануть царя, сказать, что гусли «приломалися». А скажет царь выбирать себе жену, пусть Садко укажет на Чернавушку. Садко так и поступил. Утром после брачного пира он пробудился уже в Новгороде, на берегу речки Чернавы. Пристали к берегу и корабли его, встретила и жена. Никто не чаял увидеть его живым. В благодарность Садко ставит храм в честь Миколы Можайского. И с тех пор судьбу не испытывает: не пускается по торговым делам синим морем.

Читательский дневник по былине «Садко»

Сюжет

Новгородский гусляр Садко без работы, и три дня играет один на берегу Ильмень-озера. И получает награду от морского царя: три чудо-рыбы. На спор с купцами Садко ловит их в сети. Выиграв, Садко стал богачом, купцом. А вот другой спор он проиграл: не смог в три дня выкупить весь товар в городе. После чего попал на море в шторм. По жребию вышло, что идти ему к морскому царю. Гусляр на дне играл царю, а спас его святой Миколай Можайский. По его совету Садко сделал вид, что гусли сломались. И очнулся на берегу, пошел к семье, храм в честь Миколы поставил. И морем сам больше не плавал.

Отзыв

Картины древнерусской жизни, уклада общественного, семейного, торгового. Настоящий талант пробьет себе дорогу. Богатство не должно менять сердце человека в худшую сторону. От бахвальства одни убытки. Каждый человек сам выбирает свою судьбу. Тема помощи святых погибающим людям. Необходимость добрых дел, милосердия в отношениях с людьми.

Скачать обзор:

По месту происхождения русские былины делятся на несколько циклов: Новгородский, Московский и Киевский. Тематика и сюжеты соответствуют особенностям и исторической традиции местностей. Самое известное былинное произведение Новгородского цикла, одна из жемчужин русского фольклора, называется «Садко», по имени центрального персонажа. Это сказание о талантливом гусляре, ставшем богатым купцом.

Гусли — старинный русский музыкальный инструмент, относящийся к классу щипковых. Гусляр — музыкант, владеющий игрой на гуслях.

Былина изучается на уроках литературы в 7 классе. Ниже представлен анализ содержания и основных особенностей произведения.

Место и время действия

Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании.

Великий Новгород — город на северо-западе современной России, один из древнейших городов и центров русской государственности. Стоит на берегах реки Волхов, недалеко от озера Ильмень, из которого она вытекает.

Озеро Ильмень — водоём в северо-западной части Новгородской области, относится к бассейну Балтийского моря. Упоминается в исторических сочинениях, древнерусских легендах и фольклорных произведениях.

Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.

Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.

Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.

Очень краткое содержание

Новгородский гусляр Садко зарабатывает на жизнь тем, что играет на пирах. Настало время, когда его перестали звать «на почестен пир».  Грустный идет он к Ильмень-озеру и играет на гуслях, из воды появляется морской царь и подсказывает ему, как избавиться от бедствий. Когда позовут его на пир, надобно заключить спор с купцами, что изловит он рыбу с золотыми перьями. Садко так и поступает.

Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.

На обратном пути торговые корабли Садко останавливает сильная буря. Чтобы задобрить морского царя на дно бросают злато и серебро, но ничего не помогает, буря не прекращается. Нужно принести кого-нибудь в жертву царю, отправить одного из людей на дно морское.

Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.

К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.

Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.

Действующие лица и их характеристики

Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.

Садко

Садко — новгородский гусляр, ставший зажиточным купцом. В начале повествования Садко беден.

«А прежде у Садко имущества не было, одни гусельки яровчаты».

Яровчаты — синоним слова «звонкие».

Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.

Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.

Морской царь

Морской царь — могучий и властный правитель, повелитель морей. Обладает огромными богатствами, живет в палатах белокаменных. Этот герой раскрывается с разных сторон, он противоречив. Одновременно выступает и как благодетель, и как разрушитель. Насылает на людей бурю, ради собственной услады пленит Садко, в то же время он по достоинству ценит талант музыканта и помогает ему.

Микола Можайский

Микола Можайский — русский святой, также известен как Святой Николай Угодник, или Николай Чудотворец, приходит на помощь людям, выступает в роли заступника и спасителя. Упоминание Николая Чудотворца явно указывает на влияние христианской традиции на фольклорный сюжет.

Другие персонажи

Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей  и олицетворением этого водоёма.

Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.

Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.

Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.

Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая

Структура и композиция

Сюжет былины определяется как составной. В ней выделяются две самостоятельные сюжетные части, в тексте они не разграничиваются и излагаются последовательно, как единое произведение. Первая часть повествует о том, как бедный гусляр Садко становится богатым купцом, хвалится своим богатством и проигрывает спор. Вторая – путешествие купца Садко за моря, его пребывание на пиру морского царя и возращение домой. В каждой части можно выделить элементы традиционной композиции: завязку, кульминацию и развязку.

Подробный пересказ с цитатами

Ниже содержание былины изложено в соответствии с выделенными исследователями смысловыми фрагментами. Пересказ представлен по каноническому тексту былины.

Часть 1

Жил в Новгороде «Садко — купец, богатый гость». Раньше он был бедным гусляром, еле-еле сводил концы с концами, занимался тем, что играл на пирах, развлекая гостей.

«Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир»

Соскучился Садко, загрустил и отправился к Ильмень-озеру, присел «горюч камень», да и стал играть «в гусельки яровчиты». На озере вода всколебалась, испугался Садко и пошел домой к себе в Новгород.  Этот сюжетный фрагмент повторяется два раза. Два раза Садко приходит к озеру, садится на камень, играет и, увидев, что вода всколыхалась, уходит.

Когда на третий раз пришел он к берегу играть, из воды появился морской царь. Он хвалит игру гусляра.

Морской царь говорит:

«Чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?»

Он велит Садко отправляться в Новгород, а как позовут его на пир, забиться об заклад с купцами, что поймает он в Ильмень озере рыбу с золотыми перьями, а на кон поставить свою «буйну голову».

Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!

Позвали Садко на пир. Стал играть в гусельки яровчаты.

Расхрабрившись, Садко стал похвастывать:

Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере;
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!

Не поверили ему купцы. Садко предложил спор, заложил свою буйну голову, а купцы «по три лавки товара красного».

Связали невод и поехали ловить на Ильмень-озеро. Три раза закинули невод в Ильмень-озеро и три раза вытащили «рыбку — золоты перья». Проиграли купцы, отдали по три лавки товара красного.

Стал Садко купцом, занимался торговлей, «получал барыши великие», обустроил себе палаты богатые.

Устраивает Садко пир, приглашает на него знатных горожан, купцов и двух городских настоятелей. На пиру все похваляются: кто-то бессчётной золотой казной, кто-то силой богатырскою, кто-то бравым конем, кто-то славным отчеством.

Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?

Садко стал хвастаться несметным богатством и заявил, что он богаче самого Новгорода-града и способен скупить все товары, что есть в нём.

Не успел Садко слово молвить, настоятели новгородские «ударили с ним о велик заклад», что не выкупит он все товары. Садко поставил на кон тридцать тысяч.

На другой день встал Садко рано,
разбудил свою дружину хоробрую
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговым,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд

Выкупил он все товары. На следующий день просыпается, а товаров в Новгород привезли вдвое больше. «Повыкупил он все товары новгородские худые и добрые на свою бессчётную золотую казну».

На третий день просыпается Садко, в город завезли товаров втрое больше прежнего. Понимает Садко, что проиграл он спор.

Не выкупить товара со всего бела света:
Еще повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новогородский –
Побогаче меня славный Новгород

Садко выплачивает заклад.

Часть 2

На свою бессчетную золотую казну сооружает он тридцать кораблей, загружает на них все купленные товары новгородские и отправляется торговать.

Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,

Продал все товары Новгородские, возвращается домой со своей дружиною. На пути настигла их непогода.

Застоялись черлёны корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;

Не могут корабли двинуться с места. Думает Садко, что морской царь дань с него требует за движение по морю. Велит спустить в воду бочку серебра.

Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра,
Спускала бочку во сине море.

Не прекращается буря. Тогда дружина хоробрая спускает бочку красна золота, но и это не помогает. Решает Садко, что царь живую душу требует и предлагает выбрать жертву по жребию.

Каждый напишет на жребии своё имя, закинет в море, чей утонет, тому и идти к морскому царю. У всех жребии были деревянные («жребья вольжаны» — устар.), а у Садко — на «красном на золоте».

Забросили жребии. Естественно, что «вольяжны» жребии поплыли по воде, а у Садко-купца — ключом на дно. Подумал купец, что это нечестно и предложил сделать наоборот. Он сделает «вольжаный» жребий, а остальные – на красном на золоте». Но и на второй раз результат был тот же. Жребий Садко утонул.

Делать нечего. Придется идти к морскому царю. Требует он бумагу и перо, пишет щедрое завещание, часть отписывает «нищей братии», часть церкви, часть своей жене, не забывает и дружину.

Просит Садко спустить на воду доску дубовую, на ней не столь ему «страшно принять смерть во синем море». Герой берет  с собой гусли. Его спускают на доске в воду и уплывают. Садко играет на гуслях и засыпает.

Пробуждается он на дне морском. Посреди синя моря стоит палата белокаменная. Заходит он в палаты к царю морскому. Велит царь поиграть для него на гуслях.

«Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко и третии»

Море тем временем всколыхнулось, стали разбиваться корабли, и тонуть люди праведные. Взмолился народ Миколе Можайскому.

Пока играл Садко в «гусельки яровчиты», кто-то взял его за правое плечо и сказал:

« Ай же ты, Садко новогородский!
Полно играть в гуселышки яровчаты»

Обернулся гусляр и увидел старика, в его облике явился Микола Можайский.

« У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть», — говорит он седовласому старцу.

А Микола ему советует: «Струночки повыдергать, шпенёчки повыломать». А коль царь попросит заменить, так нечем, запасных в наличии не имеется.

Дальше говорит старец, что царь предложит ему жениться, чтоб оставить Садко в морском царстве. Герою надобно согласиться и выбрать невесту из предложенных красавиц, ту — что пойдет самой последней.

«Так перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…»

И тогда сможет он вернуться в своей Новгород, а за спасение просит старик построить церковь в честь Миколы Можайского.

Садко последовал совету, изломал свои гусли.

Спрашивает царь Садко, почему не играет он на гусельках яровчатых.

«А шпенёчки во яровчатых повыломались,
А струночек запасных не случилося,
А шпенёчков не пригодилося».

Как и говорил старец, решает царь женить Садко. С утра встает гусляр, глядит — пред ним проходят триста девиц одна крыши другой, потом следующие триста, ещё краше прежних, и, наконец, ещё триста. Всех пропустил Садко, выбрал последнюю. Пошел в первую ночь Садко спать, а проснулся в Новгороде.

Дружина его возвращается с плавания по Волхову. Он встречает сотоварищей, отправляется домой в палаты, к жене своей настоящей. Обещание, данное старику, он выполнил: состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

«Не стал больше ездить Садко на сине море.
Стал поживать Садко во Нове-граде»

Происхождение и варианты текста

Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным

Сорокин Андрей Пантелеевич — русский сказитель, крестьянин, уроженец Пудожского уезда Олонецкой губернии. Сейчас это территория Республики Карелия. В Древней Руси земли Олонецкой губернии, часть современной Карелии, относились к Новгородскому княжеству.

Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.

Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.

Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».

Он же  усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.

Вяйнямёйнен — мудрый старец, играл на кантеле, карельском народом инструменте, напоминающем русские гусли. «Калевала» – карело-финская эпическая поэма, составленная на основе карельского фольклора финским ученым Элиасом Лённротом.

К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.

Темы

Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.

Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.

Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.

Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.

Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.

Своеобразие

Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.

Христианство и язычество

В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.

Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.

Историческое и сказочное

Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок. Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах.

Сюжет «Садко» в русской культуре

К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.

В литературе

Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.

Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета.  Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.

Театр и музыка

Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.

В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов.  В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.

Кинематограф и мультипликация

В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.

Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.

Скачать обзор:

  • Краткое содержание рассказа рыцарь вася яковлева
  • Краткое содержание рассказа рыжик
  • Краткое содержание рассказа руслан и людмила
  • Краткое содержание рассказа русалочка
  • Краткое содержание рассказа рудин