Краткое содержание рассказа сухой хлеб

  • Краткие содержания
  • Платонов
  • Сухой хлеб

Краткое содержание Платонов Сухой хлеб

У Платонова много рассказов посвященных военной теме, труду, Родине. И одним из таких рассказов является произведение «Сухой хлеб».

В этом рассказе говориться о маленьком мальчике по имени Митя Климов. Ему семь лет и он живет в деревне с мамой. Он очень ценит и любит свою маму, поэтому всегда стремился быстрее стать взрослым, чтобы помогать ей, вспахивать землю и сеять хлеб. Он как-то даже начал много кушать, чтобы быстрее вырасти.

Но как – то выдалось лето очень жарким и сухим. Вся рожь в колхозе погибла от сильной жары. Мама ему всегда рассказывала, что дедушка, бабушка и отец, которые умерли, просто заснули. Именно поэтому, когда мальчик видит повядшие колоски, то понимает, что они заснули и скоро погибнут. Тогда он нашел в сарае мотыгу и стал окапывать землю возле колосков. Потому как мама ему рассказывала, что если взрыхлить землю, то роса с утра сможет попасть к корням растений и тогда они оживут. Он принялся рыхлить землю, но это увидела его учительница, которая пригласила его на экскурсию в лес. Но Митя сказал, что не сможет пойти, ему нужно маме помогать, потому что ему было жалко маму и рожь, которая погибала от знойной жары. Тогда Елена Петровна, учительница Мити, стала помогать ему, даже, несмотря на то, что потеряла руку на фронте. А вот на следующий день пришли на помощь ребята со школы с мотыгами, и тогда работа стала двигаться быстрее.

И через какое – то время колоски действительно стали просыпаться. Вот так маленький мальчик, любящий мальчик смог спасти посевы.

Автор показывает, что всегда нужно трудиться, чтобы достичь каких-либо успехов и целей. Произведение воспитывает трудолюбие, любовь и уважение к старшим, а именно к родителям, доброту, отзывчивость, чуткость и внимание к окружающим людям. Всегда нужно заниматься нужным делом, даже если оно будет маленьким. И делать все нужно с любовью, аккуратно, беречь и уважать труд других людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

  • Безручка
  • В прекрасном и яростном мире
  • Возвращение
  • Волшебное кольцо
  • Еще мама
  • Иван Бесталанный и Елена Премудрая
  • Июльская гроза
  • Корова
  • Котлован
  • Любовь к Родине или Путешествие воробья
  • Маленький солдат
  • Морока
  • На заре туманной юности
  • Неизвестный цветок
  • Никита
  • Песчаная учительница
  • Разноцветная бабочка
  • Река Потудань
  • Сокровенный человек
  • Солдатское сердце
  • Сухой хлеб
  • Третий сын
  • Уля
  • Умная внучка
  • Усомнившийся макар
  • Фро
  • Цветок на земле
  • Чевенгур
  • Юшка

Сухой хлеб. Картинка к рассказу

Сухой хлеб кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Вам привет от бабы Леры Васильева

    Бабушка Лера проживает в глухой деревне с подругой. Этим женщинам пришлось пережить ГУЛАГ. Новые люди вызывают у неё подозрение. Автор познакомил бабушек с руководителем отдела культуры Района, который взял над ними опеку

  • Краткое содержание Шамиссо Удивительная история Петера Шлемиля

    Главный герой Петер Шлемиль приезжает в Гамбург и на одном приеме знакомится с человеком в серых одеждах. Он сразу привлекает внимание тем, что может достать из кармана всевозможные вещи, даже те, которые не должны были поместиться в обычных карманах

  • Краткое содержание сказки О молодильных яблоках и живой воде

    Далеким государством правил один царь, у которого было трое детей: Федор, Василий и Иван. Узнал старик, что в дальних странах есть чудесный сад, в котором растут волшебные плоды

  • Краткое содержание Горький Песня о буревестнике

    Используя форму аллегории, автор захватывающе ведет повествование о надвигающейся революции. Народ уже не может жить по-старому и готов подняться на борьбу за новое будущее.

  • Краткое содержание Стендаль Пармская обитель

    «Пармская обитель» — одно из самых известных произведений, принадлежащее перу знаменитого французского писателя Стендаля.

изображение к чтению

Автор: Платонов Андрей.

Название: «Сухой хлеб».

Жанр: рассказ.

Тема произведения: труд.

Число страниц: 12.

Главные герои и их характеристика

  1. Митя. Маленький мальчик, который хотел стать
    большим. Находчивый и трудолюбивый.
  2. Мать Мити. Добрая и любящая.
  3. Учительница. Умная, любит детей.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Из-за страшной засухи гибнут посевы, но мальчик Митя хочет помочь росткам. Он рыхлит землю, и ему на помощь приходят учительница с учениками.

Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет – краткое содержание

  1. Мальчик Митя боялся, что его мать умрёт, как
    умерли его отец и дед.
  2. Он хочет вырасти, стать большим и помогать маме
    в поле.
  3. Митя стал есть много хлеба, чтобы скорее
    вырасти, но всё не рос.
  4. Тогда он нашёл в сарае старую палку с заострённым
    концом и пошёл на поле.
  5. Митя рыхлил землю вокруг ростков, чтобы помочь
    им расти, и это увидела учительница.
  6. Учительница привела других ребят, и они тоже
    стали рыхлить землю.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Митя решил вырасти. Он стал
есть хлеб через силу, объелся и уснул. А когда проснулся, оказалось, что совсем
не вырос.

План произведения для пересказа

  1. Как уморились отец и дед.
  2. Мать в поле.
  3. Митя хочет стать большим.
  4. Дубовая палка.
  5. Рыхление земли.
  6. Разговор с учительницей.
  7. Помощь учительницы.
  8. Ростки оживают.

Главная мысль

Труд делает человека человеком и позволяет ему властвовать
над природой.

Чему учит эта книга

Рассказ учит доброте, стремлению помогать близким людям,
учит трудолюбию и ответственности. Учит взаимовыручке, находчивости, смекалке.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ, и особенно мальчик Митя,
который сильно любил свою маму и потому очень хотел облегчить её труд. Митя придумал,
как он, будучи маленьким, может помогать маме.

Новые слова и выражения

Осерчать рассердиться.

Умориться сильно устать, здесь: умереть.

Кочедык шило для плетения лаптей.

Пословицы к произведению

Хлеб всему голова.

Терпенье и труд всё перетрут.

Землю красит солнце, а человека труд.

От каждого по способностям, каждому по труду.

Мал золотник, да дорог.

Назад к содержанию

Платонов А, рассказ «Сухой хлеб»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Сухой хлеб» и их характеристика

  1. Митя Климов. Мальчик 7 лет. Добрый, отзывчивый, трудолюбивый, заботливый.
  2. Мать Мити. Усталая, работящая, любящая.
  3. Учительница. Без одной руки. Добрая, умная, ласковая.

План пересказа рассказа «Сухой хлеб»

  1. Митя Климов
  2. Отец и дед уморились
  3. Мать пашет поле
  4. Митя хочет стать большим
  5. Митя ест хлеб
  6. Митя хочет помочь маме
  7. Митя находит дубовую палку
  8. Ростки ржи засыхают
  9. Митя рыхлит землю
  10. Разговор с учительницей
  11. Ростки просыпаются
  12. Новые помощники.

Кратчайшее содержание рассказа «Сухой хлеб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Митя Климов боялся, что его мама уморится, как уморились отец и дед.
  2. Он хочет стать сильным, чтобы пахать поле вместо мамы.
  3. Митя съел много хлеба, но так и не вырос.
  4. Митя нашел в сарая дубовую палку с заостренным корнем.
  5. Митя стал рыхлить землю вокруг гибнущих ростков.
  6. Учительница стала помогать мальчику и привела с собой учеников.

Главная мысль рассказа «Сухой хлеб»
Каждый человек должен своим трудом стремится сделать Родину прекрасней.

Чему учит рассказ «Сухой хлеб»
Рассказ учит быть самостоятельным, решительным, настойчивым. Учит доброте, отзывчивости, взаимовыручке. Учит помогать друг другу, заботиться о любимых, о родителях. учит тому, что каждый может внести свою лепту в общее дело.

Отзыв на рассказ «Сухой хлеб»
Мне понравился этот рассказ, в котором маленький мальчик учится ответственности за общее дело. Мне очень понравился Митя своей серьезностью, своей решительностью и даже упрямством. Он показался мне слегка наивным, но зато Митя был добрым и очень хотел помочь не только своей маме, но ив сему колхозу, всем людям.

Пословицы к рассказу «Сухой хлеб»
Терпенье и труд все перетрут.
Хлеб всему голова.
От каждого по способностям, каждому по труду.
Землю красит солнце, а человека труд.
Одному в поле горе, а всем вместе — раздолье.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сухой хлеб»

1.

В деревне Рогачевке жил мальчик Митя Климов, которому было 7 лет. Его отец погиб на войне, а дедушка умер, и осталась у мальчика только мать.
Митя не понимал куда исчезли отец и дедушка и часто спрашивал о них у матери. Мать отвечала, что они уморились и теперь спят. И Митя боялся, что его мать тоже уморится и уснет.
В том году лето было очень жарким. Мать мальчика пахала поле, плуг ее тащили двое волов. А Митя бегал вокруг и часто носил матери воды из колодца. Мать пила, а потом поила волов. И Митя видел как сильно она уставала. Мальчик мечтал стать сильным и пахать поле вместо своей матери.
Митя отправился домой и стал есть хлеб, он ел его очень много, чтобы быстрее вырасти и стать сильным. А потом уснул. Утром у него разболелся живот и мальчик весь день пил только воду.
Мальчик ходил по деревне и удивлялся, что никто не замечает, как он вырос. Он пришел на поле и сказал матери, что тоже хочет пахать, чтобы кормить маму. Мама улыбнулась ему и от этой улыбки все вокруг стало добрым.

2. 

Возле Митиного дома был сарай, где хранились разные старые вещи. Там была соха, старая прялка, иззубренный топор. И Митя любил трогать эти старые вещи и думать, что раньше ими пользовался дедушка.
В тот день мальчик нашел в сарае дубовую палку, на одном конце которой был согнутый корень, очень острый. Этой палкой дедушка рыхлил землю. Митя принес палку в дом, думая, что она может пригодиться.

3.

Каждое утро Митя шел через колхозное поле и видел, как умирают от жары ростки ржи. Он пытался их поднимать, но ростки бессильно падали на землю. Мама сказала мальчику, что без дождя рожь погибает, что она уморилась. И что росы очень мало, чтобы напоить всходы.
Митя вернулся домой, взял дедушкину палку и пошел на колхозное поле. Там он стал рыхлить землю меж ростков, думая о том, что роса упадет в рыхлую землю и смочит ее, а ростки напьются.
Митя работал долго, старясь не повредить корешки растений. Вдруг его окликнула учительница, которая подошла и посмотрела на работу мальчика. У учительницы была только одна рука, вторую она потеряла на войне. Учительница спросила, что Митя делает, и мальчик рассказал о росе и о том, что хлеб хочет пить. Учительница предложила ему прийти завтра в школу, чтобы сходить в лес на экскурсию, но Митя ответил, что ему некогда, ведь хлеб погибает.
Учительница обняла Митю и сказала, что у мальчика большое и доброе сердце. Потом она присела на корточки и стала рыхлить землю возле корней пальцами.
А на следующее утро вместе с учительницей пришло еще несколько ребят, учеников первого и второго классов. Митя уже был на поле. Он осмотрел ростки, которые вчера возделывал и ему показались, что они повеселели.
Он сказал, что ростки просыпаются и учительница сказала, что все вместе они их обязательно разбудят. Она дала детям маленькие тяпки и ученики стали возделывать поле. А учительница рыхлила землю единственной рукой.

Краткое содержание Сухой хлеб Платонова для читательского дневника

Рассказ «Сухой хлеб» под авторством классика русской и мировой литературы, прозаика Андрея Платоновича Платонова повествует о ребёнке семи лет Мите Климове, живущем в селе, любящем свою маму и желающем поскорее вырасти, дабы помогать ей на пашне. Из по-детски милого стремления стать взрослым он даже начал больше есть.

Летняя пора выдалась засушливой, что отразилось на посевах ржи. Увидев поникшие ржаные колосья, мальчишка вспомнил россказни мамы, работающей на паровом поле: ныне покойные дедушка и отец Мити якобы заснули, уморившиеся от хлопотной работы в поле. Он решил, что посевы тоже «засыпают» и вскоре погибнут. Обнаружив в обветшалом дровянике деревяшку, похожую на цапку (мотыгу), мальчик принялся старательно разрыхлять горячую почву у колосьев, ведь мама не раз рассказывала ему, что корни понурившихся растений напьются росой поутру и «проснутся». За этим занятием Митю увидела местная учительница, впоследствии пригласившая его на поход в лесную чащу вместе с ребятами-школьниками, от которого тот отказался, по-взрослому сказав, что намеревается работать, а не играть. Обожженные сильнейшим зноем посевы ржи расстраивали, тяготили его. Тогда Елена Петровна решила помочь, вопреки тому, что после фронта у неё осталась одна-единственная целая рука. Позднее она вернулась с юными помощниками, и дело вскоре наладилось!  «Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, — думал Митя. — У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Данное произведение учит читателей быть бескорыстными и с относиться к окружающим их людям с подлинной отзывчивостью; также, как и многие другие рассказы Платонова, «Сухой хлеб» воспитывает уважительное отношение к труду и учит уважать труды других людей, демонстрируя, как совместный труд ради благой цели объединяет людей.

Оцените произведение:

  • 3.39
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 114

Читать краткое содержание Сухой хлеб. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Сухой хлеб

Сухой хлеб для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ахматова Поэма без героя

    Поэма начинается с трёх посвящений. В первом автор говорит, что у неё нет бумаги и она пишет в чужом черновике. Во втором посвящении поэтесса не разрешает Путанице-Психее диктовать ей, что она должна писать

  • Краткое содержание Хромка Пришвин

    Охотник плыл на лодке, а за ним следовала утка. Хромка, так звали уточку, была из семейства диких уток, а теперь служила подсадной уткой и помогала охотнику заманивать селезней. Куда охотник, туда и Хромка.

  • Краткое содержание Города и годы Федин

    Главным героем романа является молодой человек Андрей Старцов, который был мобилизован на фронт во время Первой Мировой войны в 1919 году, но судьба распорядилась так, что он был вынужден остаться при штабе

  • Краткое содержание Вольтер Кандид, или оптимизм

    Повесть Вольтера рассказывает от биографии главного героя, Кандида. Жизнь парня насыщена множеством различных бедствий и несчастий, которые настигают его в путешествии по миру.

  • Краткое содержание Очерки бурсы Помяловский

    В училище все комнаты были больших размеров и не отличались чистотой. По окончанию уроков бурсаки развлекались и играли. В училище недавно закончилось насильственное образование

  • Краткое содержание Мнимый больной Мольера

    Арган сидит за столом и проверяет счета аптекаря. Он зовет Туанетту, служанку. Она претворяется, что стукнулась головой. Арган ругает ее, говорит убрать счета со стола.

Сухой хлеб пересказ читать онлайн

  1. Краткие содержания
  2. Платонов
  3. Сухой хлеб

Краткое содержание рассказа Сухой хлеб Платонова

Рассказ «Сухой хлеб» был написан Андреем Платоновичем Платоновым в 1947 году. В центре сюжета произведения находится маленький мальчик, живущий в послевоенной деревне, которого нелегкие условия существования вынуждают с самых ранних лет учиться трудиться и нести ответственность за свои поступки.

Мите Климову всего 7 лет, ребенок горячо любит и ценит мать, он мечтает о том, чтобы как можно быстрее повзрослеть и помогать маме сеять и пахать. Митя даже начинает усиленно поглощать хлеб, считая, что в таком случае он скорее вырастет и сможет работать в полную силу.

Лето оказывается чрезвычайно жарким и сухим, в результате чего погибает едва ли не вся колхозная рожь. Митя помнит рассказы матери о том, что его умершие отец, бабушка и дед однажды заснули. При виде увядших колосков мальчику становится ясно, что и они погрузились в сон и в ближайшее время скончаются.

Ребенок берется за мотыгу и принимается усердно рыхлить землю поблизости от колосков, надеясь, что утренняя роса доберется до корней растений, и тогда они все же вернутся к жизни. Школьная учительница Елена Петровна, увидев Митю за работой, приглашает мальчика на экскурсию в лес, однако паренек объясняет женщине, что он не может прекратить свой труд, поскольку ему жаль маму и погибающую рожь.

Елена Петровна начинает помогать ребенку, невзирая на то, что она лишилась одной руки во время пребывания на фронте. Вскоре к ним присоединяются и другие ребята с мотыгами в руках, и по прошествии некоторого времени колоски действительно возрождаются. Мите удается спасти посевы и помочь всему колхозу, несмотря на то, что он пока является маленьким мальчиком. Но именно его действия дают жителям селения возможность сохранить жизненно необходимый урожай.

На примере юного героя произведения Мити Климова автор демонстрирует читателям раннюю зрелость и мудрость, ребенок мгновенно понимает, каким образом возможно «оживить» колоски. Митя уже умеет и любит трудиться, при этом он по-настоящему привязан к матери и жалеет женщину, вынужденную работать в поле с раннего утра и до позднего вечера. Платонов подчеркивает, что уже в столь юные годы паренек обладает высокоразвитым чувством ответственности за общее дело, успев стать действительно надежным и неравнодушным к окружающим человеком. Из рассказа становится понятно, что именно благодаря таким добросовестным, трудолюбивым и честным людям, как Митя Климов, его мать и учительница Елена Петровна, страна сумела восстановиться после чудовищной разрухи, оставшейся по завершении Великой Отечественной войны.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Сухой хлеб. Читательский дневник

Сухой хлеб

Советуем почитать

  • Краткое содержание книги Гарри Поттер и Дары Смерти Роулинг

    Седьмая и завершающая часть цикла о приключениях юного волшебника Гарри Поттера «Гарри Поттер и Дары Смерти» была создана популярным британским автором Джоан Роулинг в 2007 году.

  • Сын артиллериста — краткое содержание стихотворения Симонова

    Стихотворение «Сын артиллериста» поэт Константин Симонов написал в 1941 году на Севере. Уже началась Великая Отечественная война, поэт был демобилизован и стал военным корреспондентом.

  • Двенадцать месяцев — краткое содержание сказки Маршак (12 месяцев)

    Алчная Мачеха посылает Падчерицу в лес за дровами. Собирая хворост, девушка любуется зимним лесом и игрой зверей. Появляется солдат, и девочка с восторгом показывает ему, как резвятся белки и зайцы.

  • Самый счастливый день краткое содержание рассказа Алексина

    Главный герой рассказа – подросток. Перед Новогодними каникулами учительница задала детям домашнее задание – написать сочинение на тему «Мой самый счастливый день».

  • Балет Ромео и Джульетта — краткое содержание

    Ромео один. Юноша мечтает о романтической любви.

1.
В деревне Рогачевке жил мальчик Митя Климов, которому было 7 лет. Его отец погиб на войне, а дедушка умер, и осталась у мальчика только мать.
Митя не понимал куда исчезли отец и дедушка и часто спрашивал о них у матери. Мать отвечала, что они уморились и теперь спят. И Митя боялся, что его мать тоже уморится и уснет.
В том году лето было очень жарким. Мать мальчика пахала поле, плуг ее тащили двое волов. А Митя бегал вокруг и часто носил матери воды из колодца. Мать пила, а потом поила волов. И Митя видел как сильно она уставала. Мальчик мечтал стать сильным и пахать поле вместо своей матери.
Митя отправился домой и стал есть хлеб, он ел его очень много, чтобы быстрее вырасти и стать сильным. А потом уснул. Утром у него разболелся живот и мальчик весь день пил только воду.
Мальчик ходил по деревне и удивлялся, что никто не замечает, как он вырос. Он пришел на поле и сказал матери, что тоже хочет пахать, чтобы кормить маму. Мама улыбнулась ему и от этой улыбки все вокруг стало добрым.
2.
Возле Митиного дома был сарай, где хранились разные старые вещи. Там была соха, старая прялка, иззубренный топор. И Митя любил трогать эти старые вещи и думать, что раньше ими пользовался дедушка.
В тот день мальчик нашел в сарае дубовую палку, на одном конце которой был согнутый корень, очень острый. Этой палкой дедушка рыхлил землю. Митя принес палку в дом, думая, что она может пригодиться.
3.
Каждое утро Митя шел через колхозное поле и видел, как умирают от жары ростки ржи. Он пытался их поднимать, но ростки бессильно падали на землю. Мама сказала мальчику, что без дождя рожь погибает, что она уморилась. И что росы очень мало, чтобы напоить всходы.
Митя вернулся домой, взял дедушкину палку и пошел на колхозное поле. Там он стал рыхлить землю меж ростков, думая о том, что роса упадет в рыхлую землю и смочит ее, а ростки напьются.
Митя работал долго, старясь не повредить корешки растений. Вдруг его окликнула учительница, которая подошла и посмотрела на работу мальчика. У учительницы была только одна рука, вторую она потеряла на войне. Учительница спросила, что Митя делает, и мальчик рассказал о росе и о том, что хлеб хочет пить. Учительница предложила ему прийти завтра в школу, чтобы сходить в лес на экскурсию, но Митя ответил, что ему некогда, ведь хлеб погибает.
Учительница обняла Митю и сказала, что у мальчика большое и доброе сердце. Потом она присела на корточки и стала рыхлить землю возле корней пальцами.
А на следующее утро вместе с учительницей пришло еще несколько ребят, учеников первого и второго классов. Митя уже был на поле. Он осмотрел ростки, которые вчера возделывал и ему показались, что они повеселели.
Он сказал, что ростки просыпаются и учительница сказала, что все вместе они их обязательно разбудят. Она дала детям маленькие тяпки и ученики стали возделывать поле. А учительница рыхлила землю единственной рукой.

Язык Платонова называют «нескладным», «первобытным», «самодельным». У этого писателя была оригинальная манера письма. Его произведения изобилуют грамматическими, лексическими ошибками, но именно это делает диалоги живыми, настоящими. В статье пойдет речь о рассказе «Сухой хлеб», отражающем быт сельских жителей.

Герои Платонова — простые люди, как правило, необразованные. Они не представляют свою жизнь без тяжелого физического труда.

Ключевой мотив в творчестве Андрея Платонова — тема смерти и ее преодоления. Глубокую философскую мысль писатель высказал в рассказе «Сухой хлеб». Однако здесь тема гибели раскрыта сквозь призму детского восприятия.

Андрей Платонов

Рогачевка

Писатель часто бывал в этом селе Воронежской области. Именно здесь происходят события рассказа «Сухой хлеб» Платонова, краткое содержание которого представлено ниже.

Рогачевка находится в 30 км от Воронежа. В 1924 году в селе была построена электростанция, в чем непосредственное участие принимал Андрей Платонов, занимавший в ту пору должность губернского мелиоратора.

Герои рассказа

Главный персонаж книги «Сухой хлеб» — Митя Климов. Его возраста автор не называет, но в конце произведения говорит: «Мать обещала отдать его в школу осенью». То есть мальчику лет семь. Действие рассказа «Сухой хлеб» Платонова происходит летом.

Мальчик живет в деревне с матерью. Отец его умер во время войны. Деда Митя совсем не помнит. Однако помнит глухой грустный голос и тепло, которое исходило от этого человека. В произведении «Сухой хлеб» Платонову удивительным образом удалось передать внутренний мир ребенка.

Другие герои произведения — Митина мать, учительница Елена Петровна. В рассказе Платонова всего три персонажа.

Тема смерти

Мальчик только начинает познавать этот мир. И каждый предмет вызывает в нем интерес. А еще он часто думает о смерти. Что она собой представляет, Митя не знает, потому как никогда не видел ее.

Он спрашивает у мамы: «Дедушка спит в земле?» Та отвечает утвердительно. Мальчик теперь думает, что дедушка спит, потому что устал. Он всячески пытается помочь матери, чтобы сохранить ей силы. Ведь если она устанет, она тоже заснет, исчезнет…

Засуха

В рассказе «Сухой хлеб» Платонов изобразил деревенский быт. Митина мать работает в поле. Платонов в характерным для него ярком, живом стиле рисует картину деревенской жизни: «Горячий ветер дует с утра до вечера, он сдувает огонь с солнца и несет его по земле».

«Сухой хлеб» — произведение, которое написано весьма поэтичным языком, впрочем, как и другие рассказы и повести Андрея Платонова. Кроме того, в «Сухом хлебе» чувствуются оптимистические нотки. Мальчик видит, как тяжело его матери, и пытается ей помочь. Она на простом, деревенском языке объясняет ему, чем опасна засуха. Если не будет дождя, не будет и хлеба.

Послевоенная деревня

На создание произведения «Сухой хлеб» Платонова вдохновили трагические события послевоенных лет.

В 1946 году в стране начался голод. На его возникновение повлияло несколько факторов, в том числе и засуха. Урожай катастрофически снизился. В газетах позже писали, что виной тому отсутствие дождей. Современные исследователи утверждают, что причина голода была не так в засухе, как в политике властей. Но об этом в произведении «Сухой хлеб», конечно, ничего не сказано. События показаны глазами ребенка. Да и о голоде в рассказе речи не идет — только о палящем жарком солнце и тяжелом крестьянском труде, который в таких условиях становится и вовсе непосильным.

Колхоз СССР

Мать

Героиня рассказа «Сухой хлеб» — классический образ русской деревенской женщины. Она тяжело работает, не жалея себя. Труд — основа ее жизни. Главная задача этой женщины — вырастить сына.

Мите мать представляется большой и сильный. Тем не менее он часто спрашивает: «А ты не уморишься?» (то есть устанешь и умрешь). А она отвечает: «Нет, я здоровая, не старая, мне еще тебя растить».

Платонов собрание сочинений

Стать большим

Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.

Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. «Придет и твоя пора пахать!» — говорит ему мать.

Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.

Андрей Платонов произведения

Старый сарай

Переживания маленького мальчика, героя произведения «Сухой хлеб», Платонов передает с помощью описания различных предметов и отношения Мити к ним.

У него нет никого, кроме матери. Митя пока еще не ходит в школу. Его круг общения весьма узок. Своих умерших родственников он почти не помнит. Но в их дворе есть старый сарай, а в нем много интересных предметов. Эти предметы для Мити служат своего рода связью с отцом и дедом.

В сарае, который автор называет «сараем-стариком», лежит топор, принадлежавший Митиному деду. Здесь есть деревянная снасть, колесо от прялки. В сарае также лежат старые инструменты, которые использовал его отец. Однажды мальчик находит дубовую тяпку и понимает, что с помощью этого предмета ему наконец удастся помочь матери.

Поле

Почему Платонов назвал свое произведение «Сухой хлеб»? Каждый день мальчик приходит на поле, где трудится его мать. Здесь он видит картину, наводящую тоску на любого сельского жителя. Сухое хлебное поле автор описывает так красочно, что переживаниями героя рассказа проникается и читатель, который никогда не был в селе.

«Рожь умирает, маленькие былинки изредка стоят живыми» — такова картина, которую ежедневно видит Митя. Мать объясняет мальчику, что хлеб живой, и он не может жить без влаги. Митя понимает, что без дождя поле заснет. Так же, как заснули его отец и дед. Он берет деревянную тяпку и начинает рыхлить землю. Митя считает, что если он станет делать так каждый день, то роса, которая собирается по утрам, будет проникать глубоко в землю.

Сухой хлеб иллюстрации

Учительница

Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.

Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: «Хлебу помогаю, чтоб он выжил».

Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. «Хлеб помирает, нам некогда» — таков был его ответ.

Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.

Таково содержание рассказа Платонова «Сухой хлеб». Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.

Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.

Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.

Об авторе рассказа «Сухой хлеб»

А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.

Платонов в детстве

В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.

В 1931-м Платонов издал произведение «Впрок», вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.

  • Краткое содержание рассказа судьба человека шолохов
  • Краткое содержание рассказа судьба барабанщика
  • Краткое содержание рассказа ступеньки
  • Краткое содержание рассказа степь чехова
  • Краткое содержание рассказа стационарный смотритель