Краткое содержание рассказа свеча горела

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Свеча горела» Гелприна
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

События происходят в будущем (конец 21 века). Уже 12 лет Андрей Петрович, учитель гуманитарного лицея, без работы, жена от него ушла. 10 лет он без толку дает объявления о частных уроках литературы. И вдруг по объявлению приходит Максим, молодой управляющий в богатом доме, у него двое детей: 10-летний Павлик и Анечка помладше. Учитель объясняет, что уже лет сто, как литературу не изучают в школах, никто не читает, бумажных книг нет. И пусть прогрессу литература не нужна, но детям – да. Для развития ума, духовности. Полтора года Максим берет уроки, учится чувствовать гармонию строк Пастернака «Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…», платит продуктами и бытовой техникой. А учителю важна не столько плата, сколько возможность «передать» все, что знает.

Однажды Максим не пришел. От соседа учитель узнал, что к нему ходил «домашний робот-гувернер». Железяка, которую уничтожили за борьбу с «детской бездуховностью» и воровством вещей в семье хозяев. Андрей Петрович готов свести счеты с жизнью, как вдруг к нему приходят дети от Макса. Те самые Павлик с Анечкой. И как пароль, твердят строчки Пастернака. Оба хотят учиться. Андрей Петрович счастлив.

Читательский дневник по рассказу «Свеча горела» Гелприна

Сюжет

Конец 21 века, к ненужному нищему учителю литературы Андрею Петровичу по объявлению приходит ученик Максим, молодой управляющий в доме богачей. За уроки платит едой и техникой. И однажды не приходит. Оказывается, это был робот-воспитатель Павлика и Анечки, боровшийся с «детской бездуховностью». Его утилизировали. Но Павлик с Анечкой сами пришли учиться к Андрею Петровичу. Как пароль для них строка из Пастернака: «Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе…» Значит, есть еще кому передать свои знания.

Отзыв

Грустный фантастический рассказ о возможном будущем, когда технологии победят духовность. Герой уверен, что его знания, опыт никому не нужны. Но даже робот приходит к мысли, что литература детям необходима для развития души, ума и чувств. В рассказе есть надежда, что не все потеряно, что люди вернутся к истинным ценностям.

Рассказ учит делать выбор, расти духовно, культурно, умственно, обогащать свой внутренний мир, ценить прекрасное, настоящее, вечное, делиться опытом, учиться, бороться с недостатками в себе, быть отзывчивым, целеустремленным, стойким, смелым, не идти на поводу у толпы, ставить себя на место другого, быть благодарным.

На чтение 8 мин Просмотров 9.7к. Опубликовано 09.02.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «Свеча горела» за 2 минуты и подробно за 5 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «Свеча горела»

По объявлению бывшего учителя литературы Андрея Петровича об уроках на дому позвонил мужчина средних лет Максим. Андрей Петрович уже отчаялся ждать, ведь литература теперь стала никому не нужной, теперь в цене виртуальные игры и технологии. Но Максим уверенно договорился с учителем о встрече и стал регулярно посещать занятия, которые ввиду небольшой зарплаты управляющего, оплачивал продуктами и некоторыми вещами.

Андрей Петрович снова ощутил интерес к жизни, впервые за двенадцать лет нищенского существования, с тех пор как стал не нужен директору школы и даже жене. Теперь всё изменилось. Максим внимательно слушал и быстро усваивал материал.

Учитель был счастлив открывать молодому человеку удивительный мир стихов, прозы и гармонии языка, пока однажды пунктуальный Максим не пришёл на занятия. Андрей Петрович безрезультатно ждал, переживал и пытался преодолеть прежнее чувство никчёмности.

Спустя несколько дней, на улице Андрей Петрович встретил соседа Нефёдова. Тот сообщил учителю новость о пропавшем Максиме и удивился неосведомлённости по такому громкому делу.

Андрей Петрович проверил ленту новостей в сети и узнал, что Максим – это домашний робот, который утилизирован, как бракованный экземпляр. Из-за сбоя в программе робот пытался учить литературе хозяйских детей. Информация о том, что полгода вкладывал знания в железку, настолько потрясла бедного учителя, что в отчаянии он решает расстаться с жизнью.

В это время раздался звонок в дверь. На пороге стояли дети, которые хотели учиться. Анечка и Павлик так они представились и добавили: «Мы от Макса».

Главные герои и их характеристика:

  •  Максим  — домашний робот-гувернёр в доме состоятельной семьи. На вид мужчина около тридцати лет в строгом костюме, приветливый, с серьёзными глазами. Скрупулёзный и педантичный. Стал способным и благодарным учеником Андрея Петровича. Самостоятельно пришёл к выводу о бездуховности растущего поколения и необходимости обучения литературе. За что и был утилизирован, как дефектный экземпляр.
  •  Андрей Петрович  — школьный учитель литературы, уволенный за ненадобностью. Одинокий пожилой мужчина, живущий на нищенское пособие. Андрей Петрович не теряет надежды и продолжает давать объявления об уроках на дому. Очень интеллектуальный и высокодуховный человек, впечатлительный. Благодаря Максиму вновь обретает себя.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Анечка  — девочка девяти лет с длинной чёлкой спадающей на глаза, и звонким голосом. Младшая сестра Павлика, дочь хозяев Максима.
  •  Павлик  — мальчик десяти лет, настойчивый и серьёзный. Старший сын семейной пары, у которой работал Максим. Брат Анечки.
  •  Нефёдов  — старик, сосед Андрея Петровича снизу. Тридцать лет проработал с роботами и технологиями. В курсе событий, происходящих вокруг.

Краткое содержание рассказа «Свеча горела» подробно

Андрей Петрович, бывший учитель литературы уже отчаялся ждать, когда по его объявлению об уроках позвонил в видеофон мужчина тридцати лет, в костюме и галстуке.  Учитель разволновался, ведь за последние десять лет звонили только шесть раз, и те, как выяснилось, не по этому поводу.

Мужчина представился Максимом, а затем подтвердил, что его интересуют уроки литературы и уточнил условия.

Андрей Петрович был готов обучать Максима задаром, но потом озвучил оплату по договорённости после первого бесплатного занятия. Собеседники условились начать урок в десять утра следующего дня после того, как Максим отвезёт детей в школу.

Пожилой учитель от волнения не спал всю ночь и ходил по крошечной комнате. Впервые за двенадцать лет жизни на ничтожное пособие чувствовал, что не всё потеряно. Он вспоминал, как директор лицея сообщил ему, что в литературе больше нет нужды и предлагал пройти новомодные курсы виртуальной этики или робототехники.

Он не смог, но и другой работы найти не посчастливилось. А когда ушла жена, жизнь остановилась. Чтобы выжить, Андрей Петрович старался себя ограничивать, затем продал аэромобиль, антикварные вещи и добрался до старинных книг.

От некогда большой библиотеки осталось полсотни самых любимых книг, с корешков которых он бережно стирал пыль каждый день. Этой ночью бывший учитель понял: неважно, сколько он выручит на этих уроках, важно, что он передаст Максиму свои знания.

Пунктуальный Максим был на месте ровно в десять и объяснил, что он полный ноль в литературе и ничему не учился ранее, поэтому полагается на выбор Андрея Петровича. Тот закивал, ведь литературу перестали преподавать в школах уже сто лет назад.

Максима удивил рассказ преподавателя о кризисе конца двадцатого столетия, когда люди перестали находить время для чтения. С появлением виртуальных игр и техники гуманитарные предметы постепенно ушли в тень.

Двадцать первый век наступил, и электронные носители сменили бумагу, книги больше не печатали, а потом и люди перестали писать вовсе.

Свеча горела

Максим поддержал точку зрения учителя, он сам пришёл к такому выводу, ведь у него двое детей, Павлик и Анечка, поэтому он и обратился за помощью.

Начать занятия литератор решил с поэзии Пастернака. «Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…»

Договариваясь о следующем занятии, Максим смущённо сообщил, что его небольшое жалованье за ведение хозяйства семейной пары не позволяет оплачивать уроки, но он мог бы рассчитываться продуктами. Конечно, учитель согласился.

Андрей Петрович ожил, Максим оказался примерным учеником, способным и понимающим.

Они изучали поэзию, прозу, много говорили о гармонии языка. Учитель удивлялся, как Максим, сначала далёкий от литературы и неосведомлённый, с каждым занятием становился более чутким и постигал эту прекрасную науку.

За полгода мужчина передал молодому человеку львиную долю знаний, а педантичный Максим не пропустил ни одного урока.

Но однажды ученик не пришёл. Учитель не находил себе места, переживал и не спал всю ночь, когда узнал, что обслуживание номера Максима остановлено. На следующий день всерьёз хотел обзвонить больницы и морги.

Тоска снова затянула Андрея Петровича. Спустя несколько дней от соседа Нефёдова он узнал, что Максим замешан в крупном скандале, но из разговора с соседом так и не смог понять, что произошло. Вернувшись домой, обнаружил в новостной ленте информацию о Максиме.

Мужчина узнал, что его ученик вовсе не человек, а модель домашнего робота-гувернёра. Максим был утилизирован из-за дефекта программы и совершения мелких хищений и попытке их обучать без ведома родителей.

Теперь всё встало на места, поэтому он не пришёл. Полгода пожилой учитель вкладывал душу в робота. А оплатой его труда стали вещи и продукты, украденные Максимом из хозяйского дома.

Потрясённый Андрей Петрович в этот момент потерял то немногое, что пытался сберечь. Остатки смысла жизни разбились вдребезги. Он видит единственный выход — открыть газ и подождать полчаса.

Звонок в дверь остановил сломленного человека на полпути к плите. Открыв дверь, учитель увидел мальчика и девочку примерно одного возраста, которые хотели обучаться у него литературе и сообщили, что они от Макса.

Андрей Петрович не поверил ушам, но ребята прочли строки стихотворения Пастернака, с которых начались занятия с Максимом. Сердце учителя вырвалось из груди.

«Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети».

Кратко об истории создания произведения

«Свеча горела»- один из ста десяти фантастических рассказов Майка Гелприна, написанный в 2011 году. Сам автор считает рассказ самым значимым своим произведением и вкладывает в него глубинный смысл о силе человека, о вере в свои убеждения.

Задумывая сюжет, Гелприн надеялся, что каждый после знакомства с его творчеством, захочет взять в руки книгу и прочесть её, а затем ещё и ещё. Тогда цель будет достигнута.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Гелприн — Свеча горела

Краткое содержание Гелприн Свеча горела

Основным персонажем произведения, повествующего о будущем времени, является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович.

Мир, в котором существует бывший учитель литературы, охвачен техническим прогрессом, и услуги преподавателя остаются без надобности, он оказывается не у дел, уволенный с любимой работы. Чтобы как-то выживать на мизерное пособие, учитель вынужден осуществлять продажу собственных книг для покупки неотложных продуктов и вещей.

В один из монотонных беспросветных дней Андрею Петровичу везет и, разместив газетное объявление, он находит себе ученика Максима, стремящегося к собственному духовному обогащению и которому не чужды высокие нравственные аспекты, несмотря на наличие у него двоих маленьких детей. Андрей Петрович занимается с учеником несколько лет, получая от него в качестве оплаты продукты питания, хозяйственные предметы и небольшую бытовую технику.

Неожиданно Максим перестает посещать уроки преподавателя, не объяснив причин длительного отсутствия. Спустя время, в период просмотра новостной программы Андрей Петрович узнает, что его ученик трудился в качестве домашнего робота-гувернера и был пойман на воровстве продуктов, за что в качестве наказания Максима утилизировали. Андрей Петрович, полностью разочаровавшись в действительности, раздавленный реальностью, решает покончить жизнь самоубийством, поскольку уже не верит в свою счастливую дальнейшую жизнь.

Финалом рассказа становится приход к Андрею Петровичу детей бывшего ученика, Павлика и Анечки, которые просят преподавателя давать им частные уроки по литературе.

Писатель, повествуя о фантастической реальности, старается рассмотреть через призму своих героев жуткую картину человеческого будущего, в котором исчезает все духовное в виде книг, литературы, искусства, души. Человечество стремительно падает в пропасть небытия, покоряясь техническому неодушевленному прогрессу и инновациям. Вместе с тем автор рассуждает о том, бумажные версии книг являются неотъемлемой частью жизни предыдущих поколений, связывающей истинных любителей литературы с душевными воспоминаниями. Название произведения символично и указывает на то, что жизненный свет продолжает освещать веру в существование искренней духовности людей, способных выбраться из темноты бездуховности, ненужности, страха перед будущим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гелприн — Свеча горела. Картинка к рассказу

Гелприн - Свеча горела кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Солженицын

    Известный писатель Александр Исаевич Солженицын известен нам по многочисленным произведениям. Он был не просто писателем, а мастером своего дела. В его творчестве присутствуют и исторические, и автобиографические произведения.

  • Краткое содержание Лермонтов Тамбовская казначейша

    В книге описываются действия во времена царя Алексее Михайловиче. В это время бродяг и фальшивомонетчиков ссылали из государства. С этого момента прошло полвека, и государство почти пало, а улицы окривели.

  • Краткое содержание былины Алёша Попович и Тугарин Змеевич (змей)

    Ехали из Ростова два богатыря. Один из них – Алеша Попович, а другого молодца Якимом звал, слугой он был. Доехали они до распутья, где камень стоял. На нем три дороги указано. Одна вела во Чернигов

  • Краткое содержание Шукшин Алёша Бесконвойный

    Алеша Бесконвойный – так сельские жители зовут скотника Костю Великова за то, что он никогда не давал согласие на работу в воскресные дни. В этот период Алеша растапливает баню. Один из таких субботних дней и описан в рассказе.

  • Краткое содержание Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

    К Понтию Пилату, страдающему от приступа гемикрании, приводят человека по имени Иешуа Га-Ноцри. Он приговорён Синедрионом к смертной казни.

Главные герои

  • Андрей Петрович – преподаватель, оставшийся без работы несколько лет назад. Герой живет на небольшое пособие, так как не может переучиться на более востребованную профессию. Отсутствие у людей интереса к искусству слова приводит его в отчаяние.

  • Максим – мужчина, проявивший интерес к литературе. На первых уроках не понимает, что особенного может заключаться в книгах, но постепенно проникается идеями учителя. В конце повествования выясняется, что Максим – робот, занимавшийся воспитанием детей. Из-за любви к чтению он признается дефектным и уничтожается.

  • Аня и Павлик – воспитанники Максима, выразившие желание продолжать его дело.

Краткий рассказ «Свеча горела»

Андрею Петровичу позвонил неизвестный мужчина, выразивший желание заниматься изучением литературы. Преподаватель настолько отчаялся найти учеников, что был готов работать даром, чтобы передать свои знания. 12 лет назад его уволили, так как его предмет потерял актуальность. Учитель отказался пройти переквалификацию на профессию, связанную с техникой. Прожить на небольшое пособие было нелегко, поэтому Андрей Петрович продавал книги.

На следующий день пришел ученик. Максим объяснил, что совершенно ничего не понимает в литературе. Преподаватель рассказал, как около века назад на первое место вышли технические дисциплины. Люди потеряли интерес к книгам. Духовность стала восприниматься как пережиток прошлого. Воодушевленный учитель прочитал мужчине стихотворение «Зимняя ночь». Из этого произведения взяты слова, давшие название рассказу Гелприна «Свеча горела». Краткое содержание, приведенное в статье, познакомит с дальнейшими событиями.

гелприн свеча горела краткое содержание

Максим сказал, что у него двое детей. Его зарплата была невысокой, но мужчина пообещал доставлять продукты и вещи в качестве оплаты.

Андрей Петрович с энтузиазмом взялся за просвещение Максима. Преподаватель, впервые за долгое время ощутивший смысл жизни, удивлялся тому, как быстро ученик все схватывал, проникался гармонией художественного слова. Полтора года пролетели незаметно.

Однажды молодой человек не пришел в назначенное время. Андрей Петрович начал волноваться. От соседа мужчина узнал, что о его ученике везде говорят. Выяснилось, что Максим был роботом, работал гувернером, был пойман на краже вещей и продуктов. За то, что говорил об отсутствии духовности у детей, его признали дефектным и уничтожили.

Андрей Петрович испытал сильнейшее потрясение, когда понял, что все время вкладывал душу в железяку. От отчаяния он решился на самоубийство. Ему помешал звонок в дверь. Стоявшие на пороге дети оказались Аней и Павликом. Именно им Максим передавал все, что узнал от своего преподавателя. Ребята прочли строки из стихотворения Пастернака и спросили, будет ли Андрей Петрович их учить литературе.

В чем мораль?

В рассказе представлен один из вариантов развития мира. Искусство и литература отвергнуты обществом как ненужные пережитки прошлого, на первое место вышел технический прогресс. Автор поднимает проблему духовного воспитания подрастающего поколения, которое невозможно без чтения.

Примечательно, что к мысли о необходимости литературы пришли не сами люди, а робот, механизм, лишенный души. Он осознал, что художественные произведения способны пробудить в детях лучшие стороны человеческой натуры. Общество уничтожает Максима, но дело, начатое им, не гибнет: Аня и Павлик приходят к Андрею Петровичу, чтобы он продолжил с ними заниматься.

Рассказ особенно актуален в современное время. В связи с развитием технологий люди теряют интерес к книге, не привлекают детей к чтению, которое, по мнению автора, является необходимым средством развития духовности.

Краткое содержание Свеча горела Гелприна для читательского дневника

В книге рассказывается про бывшего преподавателя литературы Андрея Петровича. Преподаватель давно уволился с работы и волочил жалкое существование. Он обошел пороги всех гимназии, лицеев и спецшкол, в надежде найти работу. После того как закончились деньги, Андрей Петрович продал свой аэромобиль, с которым не хотел расставаться. После он продал вещи и антиквариат. Когда закончились деньги, ему пришлось расстаться с дорогим сервизом, полученным от матери в качестве наследства. Он не мог себе этого простить. Далее он продал старые и толстые книги, оставшиеся от матери. У него остались только те книги, которые он прочитывал несколько раз. Оставшиеся книги занимали 4 полки в шкафу. Коллекции Толстого кормили его месяц. Книги Достоевского 2 недели, а Бунина полтора месяца.

Когда Андрей Петрович сидел в отчаянии и не знал что делать, раздался звонок. Андрею Петровичу позвонил молодой человек 30 лет и представился Максимом. Максим хотел записаться к бедному литератору на частный урок. Андрей Петрович был очень счастлив и не знал, что сказать. Максим сообщил, что ничего не знает о литературе и попросил всему научить. Таким образом, Андрей Петрович попросил его прийти завтра в 10 утра. После звонка Андрей Петрович не находил себе места, ходил по комнате и сильно нервничал.

Настало утро. Максим пришел точно в 10 без опоздания. При разговоре своим новоиспеченным учеником, Андрей Петрович объяснил важность литературы в современном мире. По его словам, про литературу все полностью забыли. Предмет вытеснили новые технологии, нейрофизика, математика, биология, астрономия, робототехника и т.д. После рассказа, преподаватель предложил Максиму частично заплатить за обучение. В ответ парень сказал, что работает домоуправляющим и получает небольшую зарплату. Взамен за обучение он предложил приносить продукты, бытовую технику и предметы первой необходимости.

На такое предложение Андрей Петрович с радостью согласился. Максим стал приходить каждый день. Андрей Петрович забыл о своей печали. Так прошло 1,5 года. В один день Максим не пришел на уроки. Преподаватель сильно беспокоился, вдруг что – то случилось. Он не спал ночами. Так прошло 3 дня. Герой решил прогуляться и вышел из квартиры. Сосед Нефедов сообщил ему плохую новость и порекомендовал прочитать новостную ленту. Андрей Петрович прибежал домой, включил компьютер и прочитал, что Максим обвиняется в воровстве и хищении. Кроме того Максим был роботом, а не человеком. Бедному учителю стало плохо. Он намеревался отравиться газом, как в дверь кто – то постучал. За дверью стояли мальчик Павлик и девочка Аня. Мальчик сказал, что их прислал Максим. Они попросились на обучение к Андрею Петровичу.

Произведение показывает, что нельзя сдаваться в трудных ситуациях.

Оцените произведение:

  • 3.58
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 185

Читать краткое содержание Гелприн — Свеча горела. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Гелприн — Свеча горела

Гелприн - Свеча горела для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Драгунский Что любит Мишка

    Автор сильно любит своих придуманных персонажей. При этом он ощущает чувства и мысли героев рассказов. В этой книге описывается жизнь и мелкие шалости мальчика по имени Мишка.

  • Краткое содержание Камю Чума

    Известнейший французский роман Камю «Чума» повествует об эпидемии в небольшой французской префектуре Оран. Главным символом и предвестником чумы стали крысы

  • Краткое содержание Рождественская сказка Салтыков-Щедрин

    На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации.

  • Краткое содержание Пришвин Лягушонок

    Действие рассказа Михаила Пришвина «Лягушонок» происходит в конце зимы. Люди, приехавшие в «домике на колёсах», замечают, как начинает таять снег, и природа оживает.

  • Краткое содержание Жуковский Светлана

    В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы

  • Краткое содержание Беляев Ариэль

    Ариэль – голубоглазый светловолосый юноша – обучался в индийской школе Дандрат. Это была засекреченная школа, где готовили жрецов религиозных сект. Воспитанники проходили через ад. Их психику подавляли гипнозом и многие из них погибали либо сходили с ума.

Гелприн - Свеча горела пересказ читать онлайн

  1. Краткие содержания
  2. Разные
  3. Свеча горела

Свеча горела — краткое содержание рассказа Гелприна

Однажды в квартире Андрея Петровича, преподавателя литературы,  раздался звонок. На пороге стоял человек, пришедший по объявлению, узнать дает ли Андрей Петрович уроки литературы. На экране видеодомофона показался мужчина тридцати лет, в строгом костюме. На лице его была улыбка, но глаза оставались серьезными.

Андрей Петрович заволновался, поскольку в течении десяти лет, было всего лишь шесть звонков и все они не относились к литературе. Он ответил человеку, что все верно, он дает уроки литературы на дому, если именно это его интересует. Собеседник представился Максимом и спросил, какие условия репетиторства. Педагог ответил, что работает по договоренности с почасовой оплатой и первый урок бесплатный, а также поинтересовался, когда бы они могли приступить к работе.  Договорились первое занятие провести завтра в десять утра, так как Максим в девять часов отводил детей в школу.

Андрей Петрович  ночью не смог заснуть, ходил кругами по комнате. Уже двенадцать лет он жил в нищете, с тех пор, как был уволен. Директор объяснил ему тогда, что профессия его узкой специализации, не смотря на то что, он великолепный педагог. Ему, было предложено переучится на другой предмет, но Андрей Петрович отказался. Новую работу найти он так и не смог, накопления давно закончились, даже пришлось продать автомобиль и  многие ценные вещи. Остались у него только любимые  книги, который тронуть он не посмел. Андрей Петрович начал мечтать, что если Максим будет брать у него уроки, то он сможет купить еще больше книг, его любимых авторов. Но главная цель его была — передать все свои знания и любовь к литературе.

На следующий день пришел Максим. Он абсолютно не разбирался в предмете и даже не знал с чего начать его изучать. Андрей Петрович возбужденно стал рассказывать, что теперь литературу в школах преподают совсем не так как раньше. У людей не осталось времени на чтение, появились виртуальные интересы.  Книги стали в электронном виде, и на бумажном носите они уже никого не привлекают ни взрослых, ни детей. Из-за этого  филологов и литераторов стало меньше, вот поэтому литература «вымирает». Внутренний мир человека стал скудным, бездуховным. И это было ужасно, по мнению. Андрея Петровича. Максим в свою очередь был полностью согласен с педагогом.

Из дальнейшего их разговора выяснилось, что у Максима двое детей, Аня и Павлик. Максиму необходимы были азы в литературе, чтобы знать с чего начать детей обучать тоже. Педагог пообещал всему научить, а для начала надо прочесть Пастернака «Свеча горела на столе…». Максим пообещал прийти завтра, но дело было в том, что как оказалось, он работал управляющим у одной богатой семейной пары, заработная плата была его невелика,  и платить он мог  Андрею Петровичу  лишь продуктами и кое-какими вещами. Учитель был готов на любые условия.

Так Максим стал посещать уроки Андрея Петровича. Учитель рассказывал ему увлеченно о поэтах, писателях, их произведениях. Максим потихоньку стал воспринимать и чувствовать все, что передавал ему Андрей Петрович по литературе. Поэзия, классика, детективы, фантастика — все стало ему близко и интересно.

Случилось так, что в среду Максим не пришел. Андрей Петрович переживал, извел себя, думал что-то нехорошее произошло с его учеником,потому что на звонки телефон тоже не отвечал. Несколько дней от Максима не было никаких известий. Андрей Петрович не мог находиться уже дома и вышел на улицу, где встретился  с своим соседом. От него- то он и узнал, что все показали в новостях. Вернувшись домой, Андрей Петрович включил телевизор и теперь уже узнал, что случилось. Оказалось, что Максим был роботом-гувернером. Он сам решил, что детям не хватает духовности и необходимо срочно заниматься литературой. Робот сам стал обучать детей школьной программе, но скрыл это от своих хозяев. Когда же все выяснилось, то его утилизировали, так как пришли к выводу что это был производственный дефект.

Андрей Петрович был в растерянности, он и подумать не мог, что обучает робота, ведь Максим так был похож на обычного человека. Он стал переживать, что все его усилия были бесполезны, и все ради чего он жил рухнуло в один миг. Андрей Петрович решил, что жизнь не имеет теперь для него никакого значения. Он уже хотел было открыть все конфорки на газовой плите, закрыл окно, и вдруг  раздался звонок в дверь.

Открыв дверь, он увидел двоих детей, мальчик и девочка. Они спросили, не преподает ли он литературу. Представившись Аней и Павликом, сообщили, что пришли от Максима. Он просил передать, перед тем как его утилизировали, что «мело, мело по всей земле …. свеча горела на столе, свеча горела…». После это мальчик спросил, сможет ли педагог обучать их литературе. Андрей Петрович еле-еле придя в себя, произнес: «Конечно же, входите дети».

Рассказ «Свеча горела» Майка Гелприна учит тому, что люди стали забывать про литературу, ее значимость для человечества. Виртуальный мир «захватил» человека. Но даже роботы понимают, что без знаний и азов литературы, человек становится черствым, необразованным, бездуховным.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Свеча горела. Читательский дневник

Свеча горела

Советуем почитать

  • Краткое содержание пьеса Натан Мудрый Лессинга

    В рассказе идёт речь о 12 веке, когда шли сражения с крестоносцами. Проигравшие крестоносцы вынуждены подписать мирное соглашение с правителем Иерусалима Саладином.

  • Перчатка — краткое содержание повести Жуковского

    Василий Андреевич Жуковский является автором многочисленных рассказов, баллад, басен. В этой статье представлено краткое содержание его произведения под названием «Перчатка».

  • Цветаева

    Марина Цветаева родилась в семье, где высоко ценили искусство. Её отец был основателем музея, а мать прекрасно играла на фортепиано. Литературные способности у девочки проявились рано

  • Краткое содержание сказки Чайник Андерсена

    По жанровой направленности произведение является сказкой-притчей, основная тема которой заключается в том, что положение человека в обществе не оказывает никакого влияния для сохранения собственного достоинства.

  • Гранин

    Жизнь и творчество писателя неразрывно связаны между собой. Даниил Гранин родился в начале 20 века в Курской губернии в небольшом селе. Отец был простой рабочий в лесхозе, которого в 20-е годы прошлого века

События происходят в будущем (конец 21 века). Уже 12 лет Андрей Петрович, учитель гуманитарного лицея, без работы, жена от него ушла. 10 лет он без толку дает объявления о частных уроках литературы. И вдруг по объявлению приходит Максим, молодой управляющий в богатом доме, у него двое детей: 10-летний Павлик и Анечка помладше. Учитель объясняет, что уже лет сто, как литературу не изучают в школах, никто не читает, бумажных книг нет. И пусть прогрессу литература не нужна, но детям – да. Для развития ума, духовности. Полтора года Максим берет уроки, учится чувствовать гармонию строк Пастернака «Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…», платит продуктами и бытовой техникой. А учителю важна не столько плата, сколько возможность «передать» все, что знает.

Однажды Максим не пришел. От соседа учитель узнал, что к нему ходил «домашний робот-гувернер». Железяка, которую уничтожили за борьбу с «детской бездуховностью» и воровством вещей в семье хозяев. Андрей Петрович готов свести счеты с жизнью, как вдруг к нему приходят дети от Макса. Те самые Павлик с Анечкой. И как пароль, твердят строчки Пастернака. Оба хотят учиться. Андрей Петрович счастлив.

Читательский дневник по рассказу «Свеча горела» Гелприна

Сюжет

Конец 21 века, к ненужному нищему учителю литературы Андрею Петровичу по объявлению приходит ученик Максим, молодой управляющий в доме богачей. За уроки платит едой и техникой. И однажды не приходит. Оказывается, это был робот-воспитатель Павлика и Анечки, боровшийся с «детской бездуховностью». Его утилизировали. Но Павлик с Анечкой сами пришли учиться к Андрею Петровичу. Как пароль для них строка из Пастернака: «Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе…» Значит, есть еще кому передать свои знания.

Отзыв

Грустный фантастический рассказ о возможном будущем, когда технологии победят духовность. Герой уверен, что его знания, опыт никому не нужны. Но даже робот приходит к мысли, что литература детям необходима для развития души, ума и чувств. В рассказе есть надежда, что не все потеряно, что люди вернутся к истинным ценностям.

Рассказ учит делать выбор, расти духовно, культурно, умственно, обогащать свой внутренний мир, ценить прекрасное, настоящее, вечное, делиться опытом, учиться, бороться с недостатками в себе, быть отзывчивым, целеустремленным, стойким, смелым, не идти на поводу у толпы, ставить себя на место другого, быть благодарным.

Свеча горела (Гелприн)

Материал из Народного Брифли

Перейти к:навигация, поиск

Свеча горела

2011

Краткое содержание книги
из цикла «Свеча горела»

Микропересказ: Будущее. В школах перестали изучать литературу. Робот-гувернёр стал брать уроки у бывшего учителя, чтобы привить детям любовь к литературе. За это робота уничтожили, но учителя нашли его воспитанники.

Далёкое будущее. Литературу перестали преподавать в школах более сотни лет назад. Андрей Петрович не смог переквалифицироваться из филологического профиля в технический и потерял работу.

Андрей Петрович.jpg

Андрей Петрович — учитель литературы, живёт на нищенское пособие.

Прошло уже десять лет как он подал объявление в Сеть о преподавании литературы, но за годы откликнулось лишь несколько человек, да и то по ошибке.

Однажды по видеофону раздался звонок. С Андреем Петровичем говорил Максим, который просил преподавать ему литературу.

Максим-робот.jpg

Максим — «домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К», похожий на молодого мужчину тридцати лет.

Первое занятие прошло в маленькой комнатушке Андрея Петровича. Максим ничего не знал о книгах и хотел хотя бы понять, с чего начать чтение. Сначала учитель объяснил, к чему привёл отказ от книг. Особенно сильно из-за этого пострадали детские умы.

Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

Максим признался, что и сам пришёл к такому выводу, а у него двое детей-погодок — мальчик и девочка. Наставник пообещал научить подопечного.
Первое произведение Андрей Петрович выбрал из творчества Пастернака — «свеча горела на столе, свеча горела…».

Максим был управляющим в доме богатых людей, но его ставка оказалась невысокой, и он предложил приносить оплату продуктами, вещами и бытовой техникой. Андрей Петрович был очень рад, что появился тот, которому он сможет передать багаж знаний, и в глубине души даже был согласен проводить уроки бесплатно.

Объясняя, Андрей Петрович делал упор на то, как написана книга, на богатство языка. Максим погрузился в миры Пушкина и Лермонтова, Есенина, Маяковского и других великих русских поэтов. Потом поэзию сменила проза. Максим оказался очень благодарным учеником, схватывал всё на лету, внимательно слушал и не уставал.

«Однажды, в среду, Максим не пришёл». Андрей Петрович маялся, ведь на его педантичного ученика это не было похоже. Прошли дни, ученика не было. Андрея Петровича охватило чувство ненужности и никчёмности. Он решил выйти на улицу и столкнулся с соседом, который шутливо начал расспрашивать про «этого», который приходил.

Андрей Петрович ничего не понял и пошёл домой. Включив новостную ленту, он увидел фото Максима, которого уличили в краже вещей и продуктов. Максим оказался домашним роботом-гувернёром, который понял проблему детской бездуховности, решил бороться с этим самостоятельно и начал обучать детей предметам вне школьной программы. Хозяева узнали обо всём и утилизировали Максима.

Андрей Петрович был раздавлен, потому что всё это время преподавал бездуховной железяке, вложил в робота «всё, ради чего он жил». Он хотел покончить с собой. Но вдруг позвонили в дверь. На пороге стояли двое детей, мальчик и девочка, которые спросили про уроки литературы и произнесли то, что велел передать Максим перед своей утилизацией: «Свеча горела на столе, свеча горела…». Андрей Петрович впустил детей.

За основу пересказа взято издание рассказа из журнала «Чайка» (Seagull Magazine), № 18 (197) от 16 сентября 2011 года.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Гелприн — Свеча горела

Основным персонажем произведения, повествующего о будущем времени, является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович.

Мир, в котором существует бывший учитель литературы, охвачен техническим прогрессом, и услуги преподавателя остаются без надобности, он оказывается не у дел, уволенный с любимой работы. Чтобы как-то выживать на мизерное пособие, учитель вынужден осуществлять продажу собственных книг для покупки неотложных продуктов и вещей.

В один из монотонных беспросветных дней Андрею Петровичу везет и, разместив газетное объявление, он находит себе ученика Максима, стремящегося к собственному духовному обогащению и которому не чужды высокие нравственные аспекты, несмотря на наличие у него двоих маленьких детей. Андрей Петрович занимается с учеником несколько лет, получая от него в качестве оплаты продукты питания, хозяйственные предметы и небольшую бытовую технику.

Неожиданно Максим перестает посещать уроки преподавателя, не объяснив причин длительного отсутствия. Спустя время, в период просмотра новостной программы Андрей Петрович узнает, что его ученик трудился в качестве домашнего робота-гувернера и был пойман на воровстве продуктов, за что в качестве наказания Максима утилизировали. Андрей Петрович, полностью разочаровавшись в действительности, раздавленный реальностью, решает покончить жизнь самоубийством, поскольку уже не верит в свою счастливую дальнейшую жизнь.

Финалом рассказа становится приход к Андрею Петровичу детей бывшего ученика, Павлика и Анечки, которые просят преподавателя давать им частные уроки по литературе.

Писатель, повествуя о фантастической реальности, старается рассмотреть через призму своих героев жуткую картину человеческого будущего, в котором исчезает все духовное в виде книг, литературы, искусства, души. Человечество стремительно падает в пропасть небытия, покоряясь техническому неодушевленному прогрессу и инновациям. Вместе с тем автор рассуждает о том, бумажные версии книг являются неотъемлемой частью жизни предыдущих поколений, связывающей истинных любителей литературы с душевными воспоминаниями. Название произведения символично и указывает на то, что жизненный свет продолжает освещать веру в существование искренней духовности людей, способных выбраться из темноты бездуховности, ненужности, страха перед будущим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?

— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.

— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

— Я, собственно… — собеседник замялся.

— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…

— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.

— Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».

Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?

Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

— Нигде? — спросил Максим тихо.

— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков. Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.

— У вас есть дети?

— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?

— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

— Литература – это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.

— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».

Лермонтов «Мцыри».

Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…

Максим слушал.

— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.

— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн. Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков. Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Классика, беллетристика, фантастика, детектив. Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.

— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.

— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.

— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.

— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?

— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.

— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?

— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

— От… От кого?!

— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

LiveInternetLiveInternet

Понедельник, 16 Января 2021 г. 06:35 + в цитатник
Майк Гелприн
СВЕЧА ГОРЕЛА…

ЕКИМОВ1 (360x490, 497Kb)

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду. — Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы? Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой. — Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература? — Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия. «Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича. — Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать? — Я, собственно… — собеседник замялся. — Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то… — Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух. — Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес. — Говорите, я запомню. В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили. — Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете? Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их. Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы. В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль. «Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду». Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть. Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту. — Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать? Максим помялся, осторожно уселся на край стула. — С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили. — Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных. — Нигде? — спросил Максим тихо. — Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим? — Да, продолжайте, пожалуйста. — В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков. Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб. — Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим! — Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам. — У вас есть дети? — Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня? — Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу. Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился. — Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела… — Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович. — Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит? Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром. — Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра. — Литература – это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте. Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть. — Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать. «Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин». Лермонтов «Мцыри». Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий… Максим слушал. — Не устали? — спрашивал Андрей Петрович. — Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста. День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий. Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн. Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков. Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Классика, беллетристика, фантастика, детектив. Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо. Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону. — Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос. Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю? Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу. — А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём. — В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович. — Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался. — Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой? — Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал. — С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите? — Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят. Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами. «Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…». Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол. Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил. Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё. Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше. — Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка. — Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто? — Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса. — От… От кого?! — От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его… — Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка. Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку. — Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он. — Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить? Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад. — Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011)

[/td]

Метки:
рассказ фантастика Майк Гелприн Гелприн екимов владимир екимов

Процитировано 15 раз Понравилось: 24 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 24
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось24
0

  • Краткое содержание рассказа светлана жуковский
  • Краткое содержание сказка о золотом петушке пушкин 3 5 предложений
  • Краткое содержание сказка детство темы
  • Краткое содержание синяя птица рассказа
  • Краткое содержание севастопольские рассказы толстого