Краткое содержание рассказа толстого свечка

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Эпиграф из Евангелия: не противься злому.

Барин злой – полбеды, хуже всех приказчик из мужиков. Сам крепостной, а братьев-крестьян мучает! «Из грязи в князи» попал – совесть потерял. Оставил барин на приказчика Михаила Семеныча дела, сам в Москву укатил. Мужики на барщине (отработка на земле) пашут для барина, потом идут на завод приказчика – кирпичи изготовлять. Ходили мужики с жалобой к барину, тот и слушать не стал.

Собрались мужики на святой (неделе) и решили приказчика убить. Больше всех за это выступал Василий Минаев. Приказчик у него жену отнял, для виду в кухарки взял. А ведь у самого семья. Был удобный момент в лесу. Но мужики побои и ругань приняли, а не убили. Минаев сказал, что все они – трусы-воробьи перед ястребом. Петр Михеев, мужик смирный, был другого мнения. Убивать – грех. После убийства чистым не будешь. Приказчик за свое зло перед Богом ответит. «Терпеть надо, братцы». Нельзя на зло злом отвечать.

Послал приказчик всех пахать в праздничные пасхальные дни. Мужики – народ верующий, но делать нечего. И Михеев с ними: грех работы в праздник не на них. Михаил Семеныч с семьей в церковь сходил, наелся, сел с кухаркой, а сам злится. Послал старосту на поле разнюхивать. Жена заикнулась, чтоб он людей отпустил по домам. Сон дурной она видела. Так он ее чуть не побил.

Староста сообщил, что все в поле. Тишка с Васькой говорят, что приказчик черту продался, и умрет без покаяния (с грехами). Хотят, чтоб «пузо у него лопнуло». Смеется приказчик: а Петрушка Михеев что? А Михеев ничего не сказал. Поставил на распорку сохи свечку пятикопеечную – и поет Богу, и пашет. Чтоб ни делал, под ветром любым – «свечка горит, не тухнет!» Призадумался приказчик: «Победил он меня!» И поехал отпускать мужиков. Да в воротах лошадь его взбрыкнула – он пузом на частокол так и лег. И кровь лужей: земля в себя не приняла. Мужики с пахоты шли, увидали его. Михеев труп к дому отвез. Барин испугался, перевел всех на оброк (дань) вместо барщины. А мужики поняли: «не в грехе, а в добре сила Божия».

Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого

Сюжет

Приказчик Михаил Семеныч замучил крепостных крестьян работой и побоями. Минаев хочет его убить, а Михеев просит всех терпеть, на зло злом не отвечать. Приказчик выгнал людей работать на Пасху. Михеев пашет землю – а на сохе у него стоит и не гаснет свечка Богу. Узнал про это приказчик, застыдился. Поехал их домой отпускать, упал с лошади – и умер. Значит, добро сильней зла.

Отзыв

Рассказ (притча) о добре и зле, о том, что наказание – в руках Бога. Тема страшного крепостного права, терпения народа, труда, веры и торжества справедливости. Кровь злодея даже земля не принимает. Что понял приказчик в конце? Что правда на стороне мужика, что с ним Бог. Не злобой, а кротостью, терпением, добром мужик победил. Свечка – символ правды. Все «пророчества сбылись», и слова Михеева: покорись беде, и она тебе покорится. И дурной сон жены приказчика. И проклятья мужиков. Рассказ учит, что каждый получит по заслугам. Зло побеждается только добром. Нельзя обижать бедного, слабого, бесправного. Нужно жить со всеми в мире и трудиться честно.

Известно, что знаменитый писатель Лев Николаевич Толстой в 1882 году в качестве волонтёра участвовал в переписи населения. Именно в этот период Толстой увидел воочию ужасную жизнь обычных крестьян, необразованность и нищету, в которой жил простой люд. Тогда Лев Николаевич принял решение создать поучительное произведение, которое будет доступно для низших слоёв. Работу над созданием своего известного рассказа Толстой завершил в 1855 году. В основу произведения «Свечка» легли личные философские взгляды Льва Николаевича. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ и краткий пересказ рассказа «Свечка» (Л.Н. Толстой). В сокращении книга не так интересна, зато прочитать ее Вы сможете быстрее. Здесь Вы найдете все основные события, составляющие сюжет. Приятного просвещения!


(434 слова) Автор размышляет о том, что худшие господа при крепостном праве — это бывшие крестьяне, которые выбрались «из грязи в князи». Именно такой приказчик был в деревне. Сначала он мужиков гонял сверх барщины, потом открыл кирпичную мануфактуру и загонял на вредную работу даже женщин. Затем мужики донесли на него барину, но тот ничего не предпринял. Зато его приказчик стал еще злее и загонял народ. Нашлись даже те, кто от страха стал  докладывать приказчику о любых проступках крепостных. Обозлился управляющий и стал даже бить рабочих. От его побоев стали умирать люди. И тогда смелые мужики стали думать, как убить своего мучителя. Особенно лютовал Василий Минаев, у которого управляющий отбил жену и взял к себе в кухарки. 

Терпение людей закончилось тогда, когда управляющий велел им работать в страстную пятницу, а это грешно. Но крестьянин Петр Михеев уговаривал товарищей не брать грех на душу и смириться. На что ему возразили, что убить бешеного пса — это благо, а не зло, ведь он может многих людей перепортить. Но Петр стоял на своем: человек, убивший кого-то, сам становится злодеем, портит душу грехом. Так Бог им не заповедовал поступать.

Покорись беде, и беда покорится — сказал он.

Так ничего и не решил, крестьяне разошлись. В праздник все вышли на пахоту. А приказчик, Михаил Семеныч, повелел старосте проверить работу и послушать, что говорят мужики о старосте. Если что-то плохое, нужно сразу же донести. Староста поплелся исполнять.

Тем временем даже жена приказчика, добрая женщина, встала на защиту мужиков, и сон ей дурной приснился накануне. Но супруг только посмеялся над ней и пригрозил плеткой, ткнув в зубы трубкой с огнем. После позвал он кухарку и начал песни петь. Вернувшийся староста доложил, что люди ропщут на управляющего: в бога, мол, не верует. Кое-кто угрожал ему и желал расправы. Все эти сведения повеселили приказчика. Но удивила его одна история: Петр Михеев один его не ругал, а только пел, улыбался и носил с собой свечку, которая никак не затухала. Тогда перестал смеяться приказчик. Пошел к себе, всех выгнал и думал. Зашла жена, и ей он признался: 

Победил он меня! Дошло теперь и до меня!

Приказчица испугалась и велела мужу отпустить мужиков на праздник. Тот совсем обмяк и поехал. В деревне все боялись жестокости приказчика, поэтому люди попрятались от него, и никто не помог ему открыть ворота. Стал он сам все делать, но тут лошадь свиньи испугалась, понесла, и упал Михаил Семенович прямо на частокол животом. А ведь в этот самый день он потешался над угрозами мужиков выпотрошить все его внутренности! Узнав об этом, барин испугался и решил загладить свой грех: отпустил всех мужиков на оброк. 

И поняли мужики, что не в грехе, а в добре сила божия.

Эпиграф из Евангелия: не противься злому.

Барин злой – полбеды, хуже всех приказчик из мужиков. Сам крепостной, а братьев-крестьян мучает! «Из грязи в князи» попал – совесть потерял. Оставил барин на приказчика Михаила Семеныча дела, сам в Москву укатил. Мужики на барщине (отработка на земле) пашут для барина, потом идут на завод приказчика – кирпичи изготовлять. Ходили мужики с жалобой к барину, тот и слушать не стал.

Собрались мужики на святой (неделе) и решили приказчика убить. Больше всех за это выступал Василий Минаев. Приказчик у него жену отнял, для виду в кухарки взял. А ведь у самого семья. Был удобный момент в лесу. Но мужики побои и ругань приняли, а не убили. Минаев сказал, что все они – трусы-воробьи перед ястребом. Петр Михеев, мужик смирный, был другого мнения. Убивать – грех. После убийства чистым не будешь. Приказчик за свое зло перед Богом ответит. «Терпеть надо, братцы». Нельзя на зло злом отвечать.

Послал приказчик всех пахать в праздничные пасхальные дни. Мужики – народ верующий, но делать нечего. И Михеев с ними: грех работы в праздник не на них. Михаил Семеныч с семьей в церковь сходил, наелся, сел с кухаркой, а сам злится. Послал старосту на поле разнюхивать. Жена заикнулась, чтоб он людей отпустил по домам. Сон дурной она видела. Так он ее чуть не побил.

Староста сообщил, что все в поле. Тишка с Васькой говорят, что приказчик черту продался, и умрет без покаяния (с грехами). Хотят, чтоб «пузо у него лопнуло». Смеется приказчик: а Петрушка Михеев что? А Михеев ничего не сказал. Поставил на распорку сохи свечку пятикопеечную – и поет Богу, и пашет. Чтоб ни делал, под ветром любым – «свечка горит, не тухнет!» Призадумался приказчик: «Победил он меня!» И поехал отпускать мужиков. Да в воротах лошадь его взбрыкнула – он пузом на частокол так и лег. И кровь лужей: земля в себя не приняла. Мужики с пахоты шли, увидали его. Михеев труп к дому отвез. Барин испугался, перевел всех на оброк (дань) вместо барщины. А мужики поняли: «не в грехе, а в добре сила Божия».

Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого

Сюжет

Приказчик Михаил Семеныч замучил крепостных крестьян работой и побоями. Минаев хочет его убить, а Михеев просит всех терпеть, на зло злом не отвечать. Приказчик выгнал людей работать на Пасху. Михеев пашет землю – а на сохе у него стоит и не гаснет свечка Богу. Узнал про это приказчик, застыдился. Поехал их домой отпускать, упал с лошади – и умер. Значит, добро сильней зла.

Отзыв

Рассказ (притча) о добре и зле, о том, что наказание – в руках Бога. Тема страшного крепостного права, терпения народа, труда, веры и торжества справедливости. Кровь злодея даже земля не принимает. Что понял приказчик в конце? Что правда на стороне мужика, что с ним Бог. Не злобой, а кротостью, терпением, добром мужик победил. Свечка – символ правды. Все «пророчества сбылись», и слова Михеева: покорись беде, и она тебе покорится. И дурной сон жены приказчика. И проклятья мужиков. Рассказ учит, что каждый получит по заслугам. Зло побеждается только добром. Нельзя обижать бедного, слабого, бесправного. Нужно жить со всеми в мире и трудиться честно.

Обновлено: 09.01.2023

Приказчик Михаил Семеныч мучил мужиков на барщине, и даже послал работать в поле на Пасху. Василий Минаев хотел убить приказчика, но Петр Михеев сказал, что это грех. Приказчик упал с лошади и умер.

За минуту

Помещик взял приказчиком Михаила Семеныча, из крепостных. Чтобы выслужиться перед барином, тот мучил мужиков непосильной работой. У Василия Минаева приказчик взял жену в кухарки, но на самом деле жил с ней как с любовницей, несмотря на то, что имел супругу.

После работы на барском поле, приказчик гнал мужиков на свой личный кирпичный завод. Крестьяне написали жалобу помещику, но тот не стал вникать в проблемы крепостных. Василий Минаев сказал, что приказчика надо убить. Но мужик Петр Михеев возразил, что это – грех. Он сказал, что надо терпеть, а пусть судит Бог.

Даже в Пасху выгнал приказчик мужиков в поле. Сам он сходил в церковь и сел с семьей трапезовать. Он послал в поле узнать, что делают мужики. Ему доложили, что Михеев поставил на соху свечку, Богу молится и пашет.

Устыдился приказчик, сел на коня, чтобы отпустить мужиков по домам. Но лошадь взбрыкнула, и Михаил Семенович угодил прямо на частокол. Так он и погиб.

Послал приказчик всех пахать в праздничные пасхальные дни. Мужики – народ верующий, но делать нечего. И Михеев с ними: грех работы в праздник не на них. Михаил Семеныч с семьей в церковь сходил, наелся, сел с кухаркой, а сам злится. Послал старосту на поле разнюхивать. Жена заикнулась, чтоб он людей отпустил по домам. Сон дурной она видела. Так он ее чуть не побил.

Сюжет

Приказчик Михаил Семеныч замучил крепостных крестьян работой и побоями. Минаев хочет его убить, а Михеев просит всех терпеть, на зло злом не отвечать. Приказчик выгнал людей работать на Пасху. Михеев пашет землю – а на сохе у него стоит и не гаснет свечка Богу. Узнал про это приказчик, застыдился. Поехал их домой отпускать, упал с лошади – и умер. Значит, добро сильней зла.

Отзыв

libking

Лев Толстой — Свечка краткое содержание

Свечка — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Толстой Лев Николаевич

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. (Мф. V; 38, 39,)

Было это дело при господах. Всякие были господа. Были такие, что смертный час и бога помнили и жалели людей, и были собаки, не тем будь помянуты. Но хуже не было начальников, как из крепостных, как из грязи да попали в князи! И от них-то хуже всего житье было.

Завелся такой приказчик в господском имении. Крестьяне были на барщине. Земли было много, и земля была добрая; и воды, и луга, и леса, всего бы всем достало — и барину и мужикам, да поставил барин приказчиком своего дворового из другой вотчины.

Забрал приказчик власть и сел на шею мужикам. Сам он был человек семейный — жена и две дочери замужем — и нажил уж он денег: жить бы да жить ему без греха, да завидлив был и завяз в грехе. Началось с того, что стал он мужиков сверх дней на барщину гонять. Завел кирпичный завод, всех — и баб и мужиков поморил на работе, а кирпич продавал. Ходили мужики к помещику в Москву жаловаться, да не вышло их дело. Ни с чем отослал мужиков и не снял воли с приказчика. Прознал приказчик, что ходили мужики жаловаться, и стал им за то вымещать. Еще хуже стало житье мужикам. Нашлись из мужиков неверные люди: стали приказчику на своего брата доносить и друг дружку подводить. И спутался весь народ, и обозлился приказчик.

Дальше да больше, и дожил приказчик до того, что стал его народ бояться, как зверя лютого. Проедет по деревне, так все от него, как от волка, хоронятся, кто куда попало, только бы на глаза не попадаться. И видел это приказчик и еще пуще злился за то, что боятся его. И битьем и работой донимал народ, и много от него муки приняли мужики.

Бывало, что и изводили таких злодеев; и про этого стали поговаривать мужики. Сойдутся где в сторонке, кто посмелее и говорит: «Долго ли нам терпеть злодея нашего? Пропадать заодно — такого убить не грех!»

Собрались раз мужики в лесу до святой: лес господский послал приказчик подчищать. Собрались в обед, стали толковать.

— Как нам, — говорят, — теперь жить? Изведет он нас до корня. Замучил работой: ни дня, ни ночи ни нам, ни бабам отдыха нет. А чуть что не по нем, придерется, порет. Семен от его поронья помер. Анисима в колодках замучал. Чего ж еще нам дожидать? Приедет вот сюда вечером, станет опять озорничать, только сдернуть его с лошади, пристукнуть топором, да и делу конец. Зарыть где, как собаку, и концы в воду. Только уговор: всем стоять заодно, se выдавать!

Говорил так Василий Минаев. Пуще всех он был зол на приказчика. Порол он его каждую неделю и жену у него отбил, к себе в кухарки взял.

Поговорили так мужики, и приехал на вечер приказчик. Приехал верхом, сейчас придрался, что не так рубят. Нашел в куче липку.

— Я, — говорит, — не велел рубить липы. Кто срубил? Сказывай, а то всех запорю!

Стал добираться, в чьем ряду липа. Показали на Сидора. Исколотил приказчик Сидору все лицо в кровь. Отхлестал и Василия татаркой за то, что куча мала. Поехал домой.

Сошлись опять вечером мужики, и стал говорить Василий:

— Эх, народ! Не люди, а воробьи. «Постоим, постоим», — а пришло дело, все под застреху. Так-то воробьи против ястреба собирались: «Не выдавать, не выдавать, постоим, постоим!» А как налетел, все по крапиве. Так-то и ястреб ухватил, какого ему надо, поволок. Выскочили воробьи: «Чивик, чивик!» — не досчитываются одного. «Кого нет? Ваньки. Э, туда ему и дорога. Он того и стоит». Так-то и вы. Не выдавать, так не выдавать! Как он взялся за Сидора, вы бы сгрудились, да и покончили. А то: «Не выдавать, не выдавать, постоим, постоим!» — а как налетел, т 1000 ак и в кусты.

Стали так говорить чаще и чаще, и совсем собрались мужики уходить приказчика. Повестил на страстной приказчик мужикам, чтобы готовились на святой барщину под овес пахать. Обидно это показалось мужикам, и собрались они на страстной у Василья на задворке и опять стали толковать.

— Коли он бога забыл, — говорят, — и такие дела делать хочет, надо и вправду его убить. Пропадать заодно!

Пришел к ним и Петр Михеев. Смирный был мужик Петр Михеев и не шел в совет с мужиками. Пришел Михеев, послушал их речи и говорит:

— Грех вы, братцы, великий задумали. Душу погубить — великое дело. Чужую душу погубить легко, да своей-то каково? Он худо делает — перед ним худое. Терпеть, братцы, надо.

Рассердился на эти речи Василий.

— Заладил, — говорит, — одно: грех человека убить. Известно — грех, да какого, — говорит, — человека? Грех человека доброго убить, а такого собаку и бог велел. Собаку бешеную убить надо, людей жалеючи. Не убить его — грех больше будет. Что он людей перепортит! А мы хоть и пострадаем, так за людей. Нам люди спасибо скажут. А слюни-то распусти, он всех перепортит. Пустое ты, Михеич, толкуешь. Что ж, разве меньше грех будет, как в Христов праздник все работать пойдем? Ты сам не пойдешь!

И заговорил Михеич.

— Отчего не пойти? — говорит. — Пошлют, и пахать поеду. Не себе. А бог узнает, чей грех, только нам бы его не забыть. Я, — говорит, — братцы, не свое говорю. Кабы нам показано было зло злом изводить, так бы нам и от бога закон лежал; а то нам другое показано. Ты станешь зло изводить, а оно в тебя перейдет. Человека убить не мудро, да кровь к душе липнет. Человека убить душу себе окровенить. Ты думаешь — худого человека убил, думаешь — худо извел, ан глядь, ты в себе худо злее того завел. Покорись беде, и беда покорится.

Так и не договорились мужики: разбились мыслями. Одни так думают по Васильевым речам, другие на Петровы речи соглашаются, чтобы не заводить греха, а терпеть.

Отпраздновали мужики первый день, воскресенье. На вечер приходит староста с земским с барского двора и сказывают — Михаил Семеныч, приказчик, велел назавтра наряжать мужиков, всем пахать под овес. Обошел староста с земским деревню, повестил всем назавтра выезжать пахать, кому за реку, кому от большой дороги. Поплакали мужики, а ослушаться не смеют, наутро выехали с сохами, принялись пахать. В церкви благовестят к ранней обедне, народ везде праздник справляет, — мужики пашут.

Проснулся Михаил Семеныч, приказчик, не рано, пошел по хозяйству; убрались, нарядились домашние — жена, дочь вдовая (к празднику приехала); запряг им работник тележку, съездили к обедне, вернулись; поставила работница самовар, пришел и Михаил Семеныч, стали чай пить. Напился Михаил Семеныч чаю, закурил трубку, позвал старосту.

— Ну что, мол, поставил мужиков на пахоту?

— Поставил, Михаил Семеныч.

— Что, все выехали?

— Все выехали, я вх сам расставлял.

— Расставить-то расставил, да пашут ли? Поезжай посмотри, да скажи, что я после обеда приеду, чтоб десятину на две сохи выпахали, да чтоб пахали хорошо! Если огрех найду, я на праздник не посмотрю!

Лев Толстой - Свечка (1885)

Лев Толстой — Свечка (1885)

Я хочу познакомить вас с еще одним малоизвестным произведением Льва Николаевича Толстого которое называется “Свечка”.

немного о сюжете…

Очень давно это было… Был один приказчик в господском имении, а крестьяне работали на барщине. И стал приказчик наживаться на них, гонять их на барщину сверх дней, а если кто не доволен то сечь его. Много людей поморил. Ходили мужики барину жаловаться, да не помогло, только хуже озлобился на них приказчик. И стали люди его бояться, когда тот ехал по деревне, так все прятались. Собрались как-то крестьяне и решили убить его. Приехал вечером приказчик и стал придираться к работе крестьян, нашел липу и сказал, что не велел ее рубить. А когда спросил, кто это сделал все показали на Сидора, тот и избил его до полусмерти и еще Василия заодно. Вечером Василий сказал, ну что же вы все стояли молча когда нас били.
На страстной неделе приказал приказчик готовиться на святой барщину под овес пахать. Собрались мужик и стали возмущаться, как можно в святой праздник работать. И был среди них один мужик — Петр Михеев, как услышал он, что мужики задумали, сказал им, что нельзя так, чужую душу погубить легко, а своей тяжело будет. Сказал, что надо терпеть. Что убить, это значит осквернить душу свою, только себе хуже сделаешь. Задумались мужики.
Пришел день и оповестил староста всем выезжать пахать. Поплакали мужики, да делать нечего. А приказчик позвал старосту и стал его расспрашивать все ли вышли пахать. Когда узнал, что все, то приказал он старосте съездить и проверить, хорошо ли они работают, да послушать, что говорят про него в народе. Съездил староста и рассказывает приказчику, что все его ругают, говорят, что он в бога не верует и нечистому покорился. Приказчик радуется и просит называть имена тех кто его ругает, староста говорит. Приказчик спрашивает про Петра Михеева, что он тоже ругает. Староста отвечает, что нет. Что когда он подъехал к нему, то увидел, что к распорке свечка восковая приклеена и горит не тухнет, а сам Петр пашет и поет стихи воскресные. Приказчик удивился и спрашивает говорил ли староста с ним, староста сказал, что нет, но слышал как мужики к нему подходили и говорили, что тот ввек греха не отмолит, что на святой пахал, на что Петр ответил: “На земле мир, в человецех благоволение!”. Перестал радоваться приказчик и сказал, что победил его Петр. А подошедшая жена сказала, чтобы он езжал отпустил мужиков, а приказчик все повторял, победил он меня.
Поехал он в деревню, а ворота заперты. С лошади он их открыть не может, покричал, никого нет. Слез с лошади, открыл ворота, а когда забирался обратно лошадь испугалась свиньи шарахнулась и приказчик упал пузом на кол. Приехали мужики увидели, что случилось, испугались. Один Петр Михеев подошел к нему посмотрел, да и отвез тело к барскому дому. Барин узнал, что случилось и отпустил мужиков. И тогда мужики поняли, что не в грехе, а в добре сила божья.

до скорой встречи на страницах блога — Комета МИР

Понравился пост, поделись с друзьями:

мудрый Лев Николаевич …призывает к добру…благодарю..

Читайте также:

      

  • Катаев железное кольцо краткое содержание
  •   

  • Дом для звуков в детском саду шаблоны
  •   

  • Сутеев яблоко краткое содержание
  •   

  • Принцесса и кошка эдит несбит краткое содержание
  •   

  • Даниил андреев роза мира краткое содержание

Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения

Если вы не слышали произведении Л.Н. Толстого «Свечка», то неудивительно, ведь оно мало кому известно. Оно учит простой люд соблюдать нравственные принципы.

Содержание:

  • 1 История создания «Свечки»
  • 2 Жанр и направление произведения
  • 3 Композиция и главный конфликт
  • 4 Почему название — «Свечка»?
  • 5 Основная мысль «Свечки»
  • 6 Особенности главных героев
  • 7 Темы в рассказе Л.Н. Толстого
  • 8 Проблематика «Свечки» Л.Н. Толстого
  • 9 Чему же учит рассказ?
  • 10 Критика

История создания «Свечки»

После того как Лев Николаевич своими глазами увидел нищету, необразованность, то есть весь ужас простой жизни крестьян, он решил что нужно написать для них поучающие, доступные для низших слоев рассказы. Таким образом в 1855 году на свет появился рассказ «Свечка». Основа данного произведения – личные взгляды Толстого, а также мотивы божественного наказания.

Жанр и направление произведения

Данное произведение своим смыслом напоминает притчу, чем рассказ. Направление – реализм. Почему реализм? Толстой в своем творении описывает крестьянскую жизнь, ее быт, их рабочие процессы, так как описанные события похожи на действительность, то поэтому можно сделать вывод, что это рассказ в стиле реализма.

Композиция и главный конфликт

В «Свечке» два разных во мнениях героя Василий Минаев и Петр Михеев. У первого приказчик забрал жену и взял ее к себе в кухарки, да и в принципе относился жестоко к Минаеву, а Михеев «смирный» крестьянин. Приказчик в рассказе олицетворяет зло, самая главная многих разладов между людьми, но также он объединил народ своими действиями, вызвал всеобщее возмущение.
От самого малого, от особой жестокости приказчика, сцены со свечкой до кульминационного момента, который является смертью Михаила Семенычев. Лев Николаевич показывает чувства, преследовавшие крестьян. Это видно по тому, как он использует прием контраста, сопоставив спокойствие Петра Михеева и приказчика, который болезненно осознал свое самодурство. Эти две ситуации совершенно непохожи друг на друга, что и вызывает контраст.

Почему название — «Свечка»?

Автор представил в произведении свечу как олицетворение спокойствия, стойкости и запрятал в нее образ Петра Михеева. Во время церковного праздника Петр работал, что не сказать о других, но даже в этом он остается смиренным. Об этом говорят слова Михаила о незатухающей свечке, и о Петре, который выполнял волю главного, несмотря на праздничный день. Именно это послужило поводом для осознания своей жестокости и своего своенравия.

Основная мысль «Свечки»

Писатель хочет до нас донести, что главное слушать свое сердце, не совершать грешных поступков, прожить жизнь, принося добро и пользу людям. Все это он показывает на примере главных героев.
Приказчик должен был получить кару за свое возвышенное поведение, такое как жестокость и своенравие, конечно, расплата должна была прийти от мужиков, которые уже создали план действий для наказания, но божественное наказание пришло раньше и разрешило всю ситуацию. Именно такой трагический финал предсказал эпиграф: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».

Особенности главных героев

Как выяснилось раньше, основные герои произведения однозначно разные по своему характеру крестьяне – Петр Михеев и Василий Минаев и приказчик самодур – Михаил Семеныч, который является сторонним злом в «Свечке». Вокруг его поведения разгораются множественные распри. Начнем с простых мужиков:

  1. Петр Михеев – немаловажный герой данного произведения. Рабочий мужик, крестьянин. Через его реплики Лев Николаевич обозначает свое мнение, которое сводится к тому, что наказание или поощрение человек дает Бог.
  2. Василий Минаев – важный герой этого творения, также как Петр, мужик в господском имении, но совершенно иной по характеру. Автор говорит о его настрое, что он был самым злым среди мужиков. Слова Василия дают понять, что именно он предложил расправу с приказчиком. Его слова очень заметно отличаются от слов Михеева. Первый считал убить Михаила грехом, но Василий считает иначе, что не совершив его убийство будет являться грехом.
  3. Михаил Семеныч – главное зло «Свечки», автор описывает его как человека семейного, но уж больно «завидлив он был», поэтому и «завяз в грехе». Приказывал мужикам работать без продуху напролет, в праздники и выходные, зная о ненависти мужиков к нему, не собирался ничего менять. Но поведение Петра Михеева помогло Михаилу осознать свою неправоту, что сподвигло его извиниться перед своими крестьянами, но увы, судьба решила по-другому.

    Темы в рассказе Л.Н. Толстого

    Темы затронутые в данном произведении Л.Н. Толстого будут также многим интересны и читателям наших лет, мне кажется, даже в будущем эти темы не утратят своего значения: роль Бога в судьбе людей, тема жестокости власти, тема рока. Начнем с явно выраженной темы в рассказе «Свечка»:

    1.Тема роли Бога в судьбе людей
    Л.Н. Толстой главным вопросом в своем произведении свел два мнения к божественному рассуждению. Петр, как олицетворение спокойствия и смирения, утверждал, что Бог всех рассудит сам, что не надо вмешиваться в дела божьи. Василий же считал, что дело решиться, только когда прольется кровь, что грехом будет не наказать Михаила, и в дальнейшем позволить ему нанести еще больший вред. Смерть приказчика разрешила главный вопрос, который возникает при прочтении рассказа: «Будет ли наказуемым грех человека или нет?». Вывод таков: Богом или распоряжением судьбы, но зло, а особенно грех будет всегда наказан.

    2.Тема жестокости власти
    Самое главное проявление жестокости – Михаил Семеныч. Приказчик, явно превышавший дозволенные ему полномочия, пользуясь безысходностью и страхом своих крестьян, заставлял трудиться их днями и ночами. Жестокость власти прослеживается и в высших должностях, чем приказчик. Пример несправедливого отношения к крестьянам виден по отношению к ним помещика, когда те пошли доложить на Михаила Семеныча в Москву, но тот ничем не помог мужикам.

    3.Тема рока
    Судьба Михаила Семеныча раскрывает рок в произведении. Он получает сопротивление своей воле от своих крестьян. Четко видно, что избежать решения судьбы невозможно. Правило судьбы: плохое наказывать злом, а хорошее добром. Мужики распланировали месть для приказчика, но не сумели осуществить их план, жизнь уже наказала приказчика за его несправедливость.

    Проблематика «Свечки» Л.Н. Толстого

    Главная проблема будет сразу видна каждому после прочтения рассказа – проблема мести. Толстой профессионально подал нам эту проблему, представив эту проблему со стороны зла и добра. Так как Л.Н. Толстой был человеком верующим, он высказал свое мнение со стороны добра, то есть через слова Петра Михеева, который говорил, что убийство противоречит законам Бога, что лучше не вмешиваться в его законы, конечно, финал рассказа доказывает позицию Петра и превосходства Бога.

    Чему же учит рассказ?

    По-моему, автор преследовал цель, показать нам неверность мышления со стороны двух мышлений, как приказчика, так крестьян. Произведение учит не решать судьбу человека самим, что правосудие будет вершить Господь.

    Критика

    Можно сказать, что рассказ основан на реальных событиях, потому что Толстой написал его по мотиву однажды услышанной им истории. В.Г. Чертков посоветовал именно данный финал «Свечки». «Свечка» имеет две разные редакции, потому что изначальный финал считался неприемлемым. В «Книжках недели» в 1886 впервые был опубликован рассказ, а затем на страницах журнала «Посредник».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лев Толстой - Свечка (1885)Лев Толстой — Свечка (1885)

Я хочу познакомить вас с еще одним малоизвестным произведением Льва Николаевича Толстого которое называется “Свечка”.

немного о сюжете…

Очень давно это было… Был один приказчик в господском имении, а крестьяне работали на барщине. И стал приказчик наживаться на них, гонять их на барщину сверх дней, а если кто не доволен то сечь его. Много людей поморил. Ходили мужики барину жаловаться, да не помогло, только хуже озлобился на них приказчик. И стали люди его бояться, когда тот ехал по деревне, так все прятались. Собрались как-то крестьяне и решили убить его. Приехал вечером приказчик и стал придираться к работе крестьян, нашел липу и сказал, что не велел ее рубить. А когда спросил, кто это сделал все показали на Сидора, тот и избил его до полусмерти и еще Василия заодно. Вечером Василий сказал, ну что же вы все стояли молча когда нас били.
На страстной неделе приказал приказчик готовиться на святой барщину под овес пахать. Собрались мужик и стали возмущаться, как можно в святой праздник работать. И был среди них один мужик — Петр Михеев, как услышал он, что мужики задумали, сказал им, что нельзя так, чужую душу погубить легко, а своей тяжело будет. Сказал, что надо терпеть. Что убить, это значит осквернить душу свою, только себе хуже сделаешь. Задумались мужики.
Пришел день и оповестил староста всем выезжать пахать. Поплакали мужики, да делать нечего. А приказчик позвал старосту и стал его расспрашивать все ли вышли пахать. Когда узнал, что все, то приказал он старосте съездить и проверить, хорошо ли они работают, да послушать, что говорят про него в народе. Съездил староста и рассказывает приказчику, что все его ругают, говорят, что он в бога не верует и нечистому покорился. Приказчик радуется и просит называть имена тех кто его ругает, староста говорит. Приказчик спрашивает про Петра Михеева, что он тоже ругает. Староста отвечает, что нет. Что когда он подъехал к нему, то увидел, что к распорке свечка восковая приклеена и горит не тухнет, а сам Петр пашет и поет стихи воскресные. Приказчик удивился и спрашивает говорил ли староста с ним, староста сказал, что нет, но слышал как мужики к нему подходили и говорили, что тот ввек греха не отмолит, что на святой пахал, на что Петр ответил: “На земле мир, в человецех благоволение!”. Перестал радоваться приказчик и сказал, что победил его Петр. А подошедшая жена сказала, чтобы он езжал отпустил мужиков, а приказчик все повторял, победил он меня.
Поехал он в деревню, а ворота заперты. С лошади он их открыть не может, покричал, никого нет. Слез с лошади, открыл ворота, а когда забирался обратно лошадь испугалась свиньи шарахнулась и приказчик упал пузом на кол. Приехали мужики увидели, что случилось, испугались. Один Петр Михеев подошел к нему посмотрел, да и отвез тело к барскому дому. Барин узнал, что случилось и отпустил мужиков. И тогда мужики поняли, что не в грехе, а в добре сила божья.

Читать: Лев Толстой — Свечка

до скорой встречи на страницах блога — Комета МИР

  • Краткое содержание рассказа толстого котенок
  • Краткое содержание рассказа толстого детство
  • Краткое содержание рассказа тихое утро казаков
  • Краткое содержание рассказа тимур и его команда гайдара
  • Краткое содержание рассказа теплый хлеб паустовского