Краткое содержание рассказа у классной доски

«У классной доски» читательский дневник

«У классной доски» читательский дневник

«У классной доски» – поучительный рассказ о подвиге обычного школьника, благодаря которому его учительница и одноклассники оказались живы во время войны.

Краткое содержание «У классной доски» для читательского дневника

ФИО автора: Кассиль Лев Абрамович

Название: У классной доски

Число страниц: 5. Кассиль Л. А. «У классной доски». Издательство «Росвуз Библиотека». 1990 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1942 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Ксения Андреевна – сельская учительница, спокойная, строгая, ответственная женщина, которая пользовалась большим уважением в селе.

Костя Рожков – отважный, решительный школьник.

Немецкие офицеры – фашистские захватчики, которые собирались расстрелять учительницу на глазах её учеников.

Сюжет

В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Она была строгой, но очень справедливой, доброй и спокойной. Почти всё село у неё училось, и её воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.

Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.

В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только её, и попросила одного мальчика принести стул.

Немцы предложили ребятам пройти «экзамен: показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели её к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.

Немцы принялись считать до трёх и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил её створкой солдата и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.

Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…

План пересказа

  1. Любимая учительница.
  2. Линия фронта рядом.
  3. Партизанский отряд.
  4. Появление немцев.
  5. Допрос.
  6. Отважный поступок Кости.
  7. Появление партизан.
  8. Пленные фашисты.

Главная мысль

Даже в самой сложной ситуации нужно бороться до последнего и никогда не опускать руки.

Чему учит

Учит быть смелым, отважным, находчивым. Также учит любить свою родину, не бросать в беде дорогих сердцу людей.

Отзыв

Костя, несмотря на свой юный возраст, готов был пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимой учительницы. Благодаря его отваге, решительности и умению быстро принимать важные решения ребята были спасены, а немцы оказались в плену.

Рисунок-иллюстрация к рассказу У классной доски

Рисунок-иллюстрация к рассказу У классной доски.

Пословицы

  • Дома и стены помогают.
  • Родина — мать, умей за неё постоять.
  • Умел да смел — пятерых одолел.
  • За правое дело стой смело!

Что понравилось

Понравилось, что все жители села уважали Ксению Андреевну. Нужно быть очень хорошим, достойным человеком, чтобы пользоваться любовью и уважением стольких людей.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

  • Краткие содержания
  • Кассиль
  • У классной доски

Краткое содержание У классной доски Кассиль

В небольшом селе преподаёт всеми любимая учительница Ксения Андреевна. Одним движением руки она успокаивает шумный класс, про неё говорят «руки поют». Никогда не спешила учительница. Но любое дело в её руках спорилось.

Ребята в школе очень гордятся своей строгой руководительницей, а милиционеры на улице почтительно здороваются. Почти всё село училось у неё. Дети вырастают и приводят своих детей к Ксении Андреевне.

Шла война и недалеко от села проходили бои. Колхозники собрали отряд и ушли партизанами в лес. А ребята помогали в боевом деле как могли – доставляли важную информацию, носили партизанам еду через реку и даже перевязывали раны.

Налёты на село фашистами стали настолько частыми, что рёв моторов стал привычным делом для детей. Но в этот раз ревели не самолёты, а мотоциклы. Немцы приехали к школе. Дети спрятаться не успели и фашисты, их было трое, быстро нацелили винтовки на ребят. Однако, учительница вышла вперёд, закрыв собой школьников и велела не пугать детей. Немцы завели учеников и Ксению Андреевну в класс и загнали за парты. Один из немцев попросил стул, но никто из ребят даже не двинулся с места. Учительница подчёркивает, что здесь слушаются только её. И просит одного из школьников принести стул. Мальчик специально мажет стул чернилами.

Один из немцев предлагает «экзамен». Если дети покажут на карте, где партизаны, всё будет хорошо. Если нет, плохо. Дети и учительница уверяют, что не знают, где прячутся люди. Тогда один из немцев выводит к доске Ксению Андреевну и грозит расстрелом. Он начинает считать до трёх, женщина тихо просит, чтобы дети не смотрели на это и ничего не говорили.

Один из мальчиков поднимает руку. Это Костя Рожков. Он соглашается показать штаб партизан. Но рисуя план на доске, он ударяет одной её створкой солдата и сбегает в окно. Затем переплывает реку и уходит в лес. Немецкие солдаты начинают стрелять, но промахиваются, а на звук выходят партизаны. Услышав пальбу, они приближаются к школе и берут в плен фашистов. Дети указывают командира немцев, ведь это он сел на испачканный стул и говорят, что он хотел убить их учительницу. Командир отряда партизан, также учившийся в школе Ксении Андреевны, просит её помощи, как хозяйки школы и знатока немецкого языка помочь с допросом пленных. Теперь очередь бояться и робеть настаёт для бывших захватчиков…

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Кассиль. Все произведения

  • Будьте готовы, Ваше высочество
  • Великое противостояние
  • Вратарь Республики
  • Дорогие мои мальчишки
  • Кондуит и Швамбрания
  • Огнеопасный груз
  • Отметки Риммы Лебедевой
  • Ранний восход
  • У классной доски
  • Улица младшего сына
  • Федя из подплава
  • Черемыш — брат героя

У классной доски. Картинка к рассказу

У классной доски кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Коллинз Лунный камень

    Лунный камень это драгоценная вещь, на протяжении столетий находившаяся во лбу бога Луны, скульптура которого стояла в храме Сомнаута. Но так случилось, что браминам пришлось скрыть скульптуру от глаз захватчиков. Браминам явился бог Виша

  • Краткое содержание сказки Диво дивное, чудо чудное

    Главным героем произведения является обедневший мужик, которому в один момент становится нечем кормить собственную семью, поскольку в доме нет даже хлебной крошки.

  • Краткое содержание Горький Самовар

    Сатирическая сказка Горького рассказывает о самовлюбленном самоваре, который был слишком высокого мнения о своей особе.

  • Краткое содержание Солженицын Красное колесо

    Через призму восприятия событий, происходящих в России, юными студентами — Саней и Котей — читателю предоставляется возможность окунуться в десятые годы прошлого столетия. Двое молодых людей отправляются добровольно на Первую Мировую войну

  • Краткое содержание Джейн Остин Эмма

    Главной героиней данного произведения британской писательницы стала молодая девушка Эмма двадцати одного года. Она отличается от многих юных особ деревни тем, что любит сватать соседей друг с другом

Автор: Кассиль Лев

Название: “У классной доски”

Жанр: рассказ

Тема произведения: героизм и мужество

Число страниц: 16

Главные герои и их характеристика:

  1. Ксения Андреевна. Уважаемый человек,
    учительница, строгая и справедливая.
  2. Костя Рожков. Ученик. Храбрый мальчик.
    Находчивый и решительный.
  3. Немецкий офицер. Наглый и жестокий.
  4. Широков. Командир партизанского отряда.
    Уважительный, твердый.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Немцы захватывают школу и требуют показать на карте место расположения партизанского отряда. Костя сбегает, приводит партизан и спасает учительницу и одноклассников.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Учительницу Ксению Андреевну уважали все в этом
    селе, ведь она учила и детей и их родителей.
  2. Шла война и над селом часто летали немецкие
    самолеты, но в этот раз приехали мотоциклисты.
  3. Немцы собрали детей и учительницу в классе и
    стали требовать показать на карте партизанский отряд.
  4. Дети отказывались, но немцы стали угрожать убить
    учительницу.
  5. Тогда Костя вызвался показать место, доской
    огрел офицера и выскочил в окно.
  6. Пришли партизаны, повязали немцев, и учительница
    стала их допрашивать.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с побегом мальчика. Никто из ребят не
собирался показывать немцам место расположения партизан, а Костя сделал вид,
что хочет это сделать. На самом деле, он искал возможность сбежать, и это ему
удалось. А услышав стрельбу, пришли партизаны и всех спасли.

План произведения для пересказа

  1. Уважаемая учительница
  2. Близость фронта
  3. Партизаны
  4. Немецкие мотоциклисты
  5. Допрос в классе
  6. Костя Рожков
  7. Побег
  8. Партизаны спешат на помощь
  9. Допрос

Главная мысль

Каждый может стать героем, если у него храброе сердце и если
он любит Родину.

Чему учит эта книга

Рассказ учит любить Родину, быть настоящим патриотом. Учит
быть смелым и решительным, уметь принимать быстрые и верные решения. Учит не
сдаваться и не отвечать на вопросы врагов.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ и особенно действия мальчика
Кости, который не испугался, а принял единственно верное решение. Кто-то должен
был позвать на помощь, иначе дело могло кончиться плохо. И этим героем стал
Костя.

Новые слова и выражения:

Натурально – действительно, в самом деле.

Траншея – окоп, яма в земле.

Подсеченный очередями – сбитый выстрелами, пулями.

Пословицы к произведению:

Сам погибай, а товарища выручай.

Герой за Родину горой.

На героя и слава бежит.

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

Смекалка на войне помогает вдвойне.

Назад к содержанию

Краткое содержание Кассиль У классной доски для читательского дневника

Началом повествования, является рассказ об обычной учительницы по имени Ксения Андреевна Карташова, которая больше тридцати лет учила сельских ребят. Она отличалась необыкновенным спокойствием, рассудительностью, а самое главное справедливостью. Ребята очень её любили и, хоть называли строгой, а все равно знали, всё-что бы не сказала Ксения Андреевна, это только для их блага и пользы. Девочки старших классов очень хотели перенять плавные движения, эту неповторимую стать и грациозность. И несмотря на то, что волосы её посидели, глаза же оставались такими, как были в молодости, ярко-синими.

И не только ребята глубоко уважали свою учительницу, но также и все, кого она либо, когда учила. Среди них были и люди знатные, и простые, но все без исключения относились к ней с чувством глубокой преданности.

И выпало на долю Ксении Андреевной не лёгкое военное время. Все ребята с её класса, как могли ток и помогали партизанам. Костя Рыжков, который был лучшим пловцом, доставлял партизанам на тот берег, различные послания и донесения. Ученица Шура Капустина, оказывала первую помощь пострадавшим, а самый тихий мальчик в классе Сеня Пичуги, предупреждал своих о приближающихся немцев.

Но однажды случилось, так, что ребятам не удалось скрыться от приближающихся немцев и те заперли их вместе с учительницей в классе. Ребята были сильно взволнованы, но мудрая и спокойная Ксения Андреевна сумела их успокоить.

После чего самый главный из немцев, велел ребятам рассказать где прячутся их партизаны, на что ученики на отрез отказывались отвечать. Тогда немец, наставил пистолет на Ксению Андреевну, и дал понять, что, если они и дальше станут молчать он убьёт её, а потом и их.  Тогда смелый и отважный Костя Рыжков решил обхитрить фашиста, и со всей силы ударил его по голове доской. Немец от удара упал на пол, а Костя побежал за подмогой. Рассказ учит читателя, что настоящие друзья, всегда придут на помощь, даже в самую тяжёлую минуту.

Оцените произведение:

  • 3.92
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 240

Читать краткое содержание У классной доски. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок У классной доски

У классной доски для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев Лёнька Пантелеев

    Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь.

  • Краткое содержание Как жаль Солженицын

    В один из хмурых, дождливых дней Анна Модестовна во время своего обеда пошла в одно из учреждений за нужной ей справкой. Но и там был обед. Оставалось минут 15 до его окончания, и она решила подождать, более того, что на свою работу успевала.

  • Краткое содержание Трое в лодке, не считая собаки Джером

    В своём произведении Д. Джером рассказывает об увлекательном речном путешествии трёх друзей. Три товарища, Гаррис, Джордж и Джей. Решили совершить прогулку на ялике по полноводной Темзе

  • Краткое содержание Возвращение Ремарк

    Роман Эриха Марии Ремарка «Возвращение» — произведение о жизни солдат из Германии. Они молодые юноши, что недавно окончили школу, а уже побывали на войне. Это люди с душевной травмой, которую невозможно истребить или вылечить

  • Краткое содержание Ушинский Два плуга

    Жанровая направленность произведения представляет собой короткую философскую новеллу в виде притчи, основной тематикой которой является в необходимости ведения активного образа жизни, позволяющего сохранить молодость и прекрасную внешность.

  • Краткое содержание Миссис Дэллоуэй Вулф

    События произведения происходят в Лондоне на протяжении одного дня. В доме пожилой аристократки Клариссы Дэллоуэй должен состояться торжественный вечер, где будут присутствовать самые достойные лица английской аристократии

У классной доски пересказ читать онлайн

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Льва Кассиля:
«Отметки Риммы Лебедевой»
«Линия связи»

Главные герои рассказа «У классной доски» и их характеристика

  1. Карташова Ксения Андреевна. Учительница. Добрая, строгая, уважаемая.
  2. Шура Капустина. Умеет перевязывать раны.
  3. Сеня Пичугин. Тихоня, выслеживал немецкие патрули.
  4. Костя Рожков. Смелый и решительный, хороший пловец, разведчик и связной.
  5. Немецкий офицер. Наглый, грубый, трусливый. 

План пересказа рассказа «У классной доски»

  1. Заслуженная учительница
  2. Шум моторов
  3. Три немца
  4. Стул для немца
  5. Молчание ребят
  6. Угрозы немцев
  7. Удар доской
  8. Побег Кости
  9. Пленные немцы
  10. Бывший ученик

Краткое содержание рассказа «У классной доски» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В село приехали немецкие разведчики на мотоциклах.
  2. Они завели ребят в класс и стали спрашивать о партизанах.
  3. Немцы угрожали убить учительницу и Костя сказал, что знает где партизаны.
  4. Он ударил немца доской, выпрыгнул в окно и поплыл.
  5. Немцев пленили партизаны и завели немцев в класс.
  6. Командир Широков сел за свою парту, а учительница стала допрашивать немцев.

Главная мысль рассказа «У классной доски»
Учительница — вторая мама.

Чему учит рассказ «У классной доски»
Рассказ учит мужеству, смелости, решительности. Учит не бояться врагов. Учит любить и уважать своих учителей. Учит патриотизму и любви к Родине.

Отзыв на рассказ «У классной доски»
Мне очень понравилось, как все в селе уважали свою учительницу. Она выучила всех и все ее любили. Даже суровый командир партизан был ее учеником, а потому скромно сел за свою старую парту. Мне также понравилась решительность мальчика Кости, который ради учительницы рискнул своей жизнью, и сумел привести помощь. А вот немцев мне не жаль, они заслужили свою участь.

Пословицы к рассказу «У классной доски»
Что посеешь, то и пожнешь.
Родители создают тело, учителя — душу.
Верная указка не кулак, а ласка.
К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
Родина — мать, умей за нее постоять.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа «У классной доски»
Ксения Андреевна была из тех учителей, про которых говорили, что у них поют руки. Ее движения были плавными и мягкими, стоило учительнице поднять руки и класс замолкал.
Ксения Андреевна учительствовала 32 года. Ей отдавали честь милиционеры, у ней учился председатель колхоза.
Ксения Андреевна двигалась плавно, неспешно. Не стала спешить она и в этот раз, услышав шум моторов. Учительница велела ребятам идти к траншее во дворе школы, думая, что приближается налет. Но это были не самолеты.
Во двор школы забежали трое немцев и наставили на ребят автоматы. Это были разведчики мотоциклисты. Ксения Андреевна сказала, что она учительница и это ее ученики, а немцы торопливо затолкали всех в класс.
Главные немец пнул учительский стол и потребовал для себя стул. Ребята не шелохнулись. Но Ксения Андреевна спокойно попросила Сеню Пичугина принести стул из коридора. Тот принес обшитый клеенкой стул. Немец уселся.
Шура Капустина попросилась выйти из класса, но учительница сказала, что в коридоре все равно еще немец и не отпустила девочку.
Немец стал требовать, чтобы ребята показали на карте, где в лесу скрываются партизаны. Он угрожал ребятам, но те сидели молча. Немец попросил учительницу рассказать по-немецки о партизанах, но та сказала, что ничего не знает.

Немец ткнул пистолетом в подбородок Сене Пичугину и сказал, что если ребята будут молчать, он убьет учительницу. Шура стала рыдать, но Ксения Андреевна сказала ребятам успокоиться и стала с ними прощаться.
Тогда встал Костя Рожков и сказал, что знает, где прячутся партизаны. Он взял мел и подошел к доске. Немец наклонился ближе, а Костя вдруг с силой ударил доску и та перевернулась, стукнув немца по лицу. Костя прыгнул за доску, а немец стал палить в нее из пистолета.
Но за доской было окно и Костя успел выпрыгнуть и бросился в реку.
Немцы палили ему вслед, но Костя добрался до другого берега.
Немцы выскочили из школы и бросились к мотоциклам, но с другого берега раздалась пулеметная очередь.
Через пятнадцать минут пленных немцев снова ввели в класс. Командир готовился допрашивать немцев, когда в класс вошла Ксения Андреевна. Командир встал и сказал встать немцам, ведь когда учительница входит в класс, принято вставать. Учительница разрешила командиру Широкову продолжать допрос, но он попросил спрашивать немцев ее, а сам скромно сел на свое старое место за партой.
И Ксения Андреевна стала задавать немцам вопросы, а те, оробев, вытянулись перед учительницей.

Тему Великой Отечественной войны затрагивают разные писатели. Не стал исключением Лев Абрамович Кассиль. Содержание «У классной доски» для читательского дневника позволяет лучше запомнить детали сюжета, узнать характеристику главных героев. Эта история посвящена подвигу обычного школьника. Благодаря его действиям спаслись другие дети и учительница.

«У классной доски» - краткое содержание рассказа Л. Кассиля для читательского дневника

Главные герои

В произведении Л. Кассиля «У классной доски» есть несколько центральных персонажей. Сельская учительница, Ксения Андреевна, успела выпустить не одно поколение школьников. Она пользовалась уважением и взрослых, и детей. Ее основные черты характера:

  • справедливость;
  • доброта;
  • строгость.

«У классной доски» - краткое содержание рассказа Л. Кассиля для читательского дневника

Ксения Андреевна до конца стояла горой за своих детей. В рассказе также есть один главный герой — Костя Рожков. Он единственный проявил решительность и отвагу, которые помогли ему справиться с немецкими офицерами. Мальчик сильно рисковал, но именно его поступок спас всем жизнь.

В рассказе присутствуют немецкие офицеры. Кассиль не останавливается детально на их описании, не дает им имена. Это нужно для того, чтобы не акцентировать на них внимание. Читать «У классной доски» рекомендуется в школьном возрасте.

Краткое содержание

Место действия — небольшое село, где работает учительницей Ксения Андреевна. Она была строгой, но справедливой, поэтому повзрослевшие ученики приводили к ней своих детей. Когда началась война, колхозники собрали отряд и ушли к партизанам в лес. Дети поддерживали ушедших, как могли, — приносили бинты, еду, информацию.

«У классной доски» - краткое содержание рассказа Л. Кассиля для читательского дневника

Оставшиеся в селе люди быстро привыкли к шуму вражеской техники. Неожиданно на главной улице появились немцы на мотоциклах. Их было всего трое, но это не помешало им под дулом винтовки загнать детей в школу.

В классе один немец потребовал себе стул, но никто из ребят не пошевелился. Учительница заметила, что дети слушают только ее, поэтому попросила одного мальчика принести стул. Затем немец стал требовать, чтобы ученики и учительница раскрыли, где скрываются партизаны.

Дети начали наперебой убеждать, что они не знают это место. Тогда фашист подвел Ксению Андреевну к доске и сказал, что на счет «три» ее расстреляют. Учительница не проявила волнения и только попросила учеников опустить глаза.

Когда немец начал считать, только Костя не выдержал. Он подошел к доске, ткнул наугад место и ударил створкой солдата, после чего выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось скрыться и переплыть реку. На эти звуки пришли партизаны, им удалось захватить немцев.

Допрашивать пленных позвали учительницу. Теперь им предстояло бояться. Они так робели перед педагогом, что были готовы рассказать все. Командир отряда тоже был бывшим учеником, поэтому он доверил допрос Ксении.

Смысл произведения

Краткое содержание «У классной доски» Кассиля позволяет детально изучить особенности сюжета. История наглядно показывает благородство простой учительницы, которая не выдавала партизан, дети, как и она, промолчали. Если бы не поступок Кости, то все закончилось бы трагично. Он смог дезориентировать фашистов, убежать и добраться до леса. На звуки выстрелов подошли партизаны и захватили фашистов в плен.

«У классной доски» - краткое содержание рассказа Л. Кассиля для читательского дневника

Главное, чему учит рассказ Кассиля, — всегда быть смелым, решительным и в тяжелой ситуации бороться до конца. В произведении также поднимается тема любви к Родине и важности поддержки товарищей.

Дети хорошо понимали, что ждет их и учительницу, но это не помешало им хранить в тайне информацию о партизанах.

Книги Льва Кассиля являются классикой детской литературы. В своем творчестве он поднимал немало важных тем. Его работы до сих пор активно издают.

Предыдущая

Краткое содержание«Шибалково семя» — краткое содержание рассказа М.А. Шолохова

Следующая

Краткое содержание«Честное слово» — краткое содержание рассказа Л. Пантелеева

  • Краткое содержание сказки волшебник изумрудного города для читательского дневника
  • Краткое содержание рассказа тэффи жизнь и воротник
  • Краткое содержание сказки волшебная иголочка для читательского дневника
  • Краткое содержание рассказа тургенева хорь и калиныч
  • Краткое содержание сказки волк и семеро козлят