Краткое содержание «Уроки французского»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 23282.
Обновлено 30 Декабря, 2021
О произведении
Рассказ «Уроки французского» Распутин написал в 1973 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Советская молодежь». Рассказ написан в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографическим, повествующим об эпизоде из жизни самого Валентина Распутина.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Уроки французского», а также закрепить знание произведения, пройдя тест.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят примерно в 1948 -1949 годах в одном из районных центров Иркутской области.
Главные герои
- Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
- Лидия Михайловна – молодая учительница французского,
«лет двадцать пять»
. - Вадик – семиклассник,
«хозяйничал»
среди ребят, игравших в«чику»
.
Краткое содержание
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».
Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать»
у знакомой.
Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея»
.
В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком: ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза»
.
На новом месте главный герой сильно похудел: передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.
***
Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику»
. Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко: мальчику его нужно было пить «от малокровия»
. Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игры»
и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.
***
На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат»
к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Учительница была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.
Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть»
. Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.
Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.
***
Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому: учительнице было жалко мальчика, она, желая его чуть подкормить. Она предлагала ему поужинать, но мальчик каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.
Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы: у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался оставить себе продукты.
***
Занятия французского продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у учительницы себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку»
– «наказание превращалось в удовольствие»
.
Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать»
ее никому, женщина показала, как играть в «замеряшки»
. Немного поиграв «понарошку»
, Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему»
. Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.
«Знать бы нам, чем это все кончится…»
В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он возмутился.
***
«Через три дня Лидия Михайловна уехала».
Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет: тут виновата она.
«И больше я ее никогда не видел».
Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.
И что в итоге?
Мальчик-повествователь — продолжает учиться в школе, больше никогда не видится с Лидией Михайловной.
Лидия Михайловна — уезжает на родину, на Кубань, позже отправляет мальчику посылку с макаронами и тремя красными яблоками.
Василий Андреевич — узнав, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, сильно возмущается, называет поступок учительницы преступлением.
Заключение
В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.
Рекомендуем прочесть не только краткий пересказ «Уроков французского», но и ознакомиться с полным вариантом произведения.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Анастасия Семёнова
8/11
-
Юлия Пашкевич
9/11
-
Елена Троеглазова
11/11
-
Александр Шувалов
11/11
-
Анна Макарова
9/11
-
Никита Степанянц
11/11
-
Егор Антонов
11/11
-
Ольга Лыхо
10/11
-
Никита Егоров
8/11
-
Дмитрий Чернушевич
11/11
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 23282.
А какую оценку поставите вы?
:
Мальчик из села приехал учиться в город, но денег не хватало. Он стал играть на деньги и попал в плохую компанию. Учительница узнала и стала играть с ним, нарочно проигрывая деньги. За это её уволили.
Очень краткое содержание
Голодный 1948 год. Рассказчик жил в деревне на берегу Ангары. Отца у него не было, его с двумя младшими детьми растила мать.
Рассказчик — школьник, 11 лет, из бедной семьи, растёт без отца, стеснительный, умный, гордый, хорошо учится; его имя в рассказе не упоминается, но в нём угадывается сам Распутин.
Герой уже окончил сельскую четырёхлетку. Учился он хорошо и в деревне считался большим грамотеем. Односельчане говорили матери, что он обязательно должен учиться дальше. Та подумала и отвезла сына в райцентр.
Рассказчик поселился у маминой знакомой и начал ходить в школу. Учиться ему нравилось, но жить было голодно. Мать отправляла сыну продукты, но их крали люди, у которых он жил.
Однажды герой попал в компанию подростков, игравшую в «чи́ку» на деньги. Он быстро выучил правила и приёмы игры и начал выигрывать. На выигрыш покупал еду, жить стало легче. Но его приятелям не понравилось, что он часто выигрывает, они избили его и прогнали.
В школе избитого мальчика увидела Лидия Михайловна.
Лидия Михайловна — учительница французского языка, лет 25, красивая, с правильными чертами лица и немного косыми глазами, очень добрая и отзывчивая.
От одноклассника она узнала, что рассказчик играет на деньги, и начала оставлять его после уроков под предлогом дополнительных занятий по французскому языку.
Французское произношение герою не давалось, и Лидия Михайловна велела ему приходить на занятия к ней домой. Она старалась помочь голодающему мальчику: приглашала его ужинать и однажды отправила ему посылку с продуктами, но он гордо отказывался от любой помощи.
Тогда Лидия Михайловна начала играть с героем на деньги и нарочно ему проигрывать. Мальчик брал деньги у учительницы, считая их честным выигрышем, и покупал на них молоко.
Однажды директор школы, живший по соседству с Лидией Михайловной, услышал громкие голоса, зашёл в квартиру учительницы и увидел, что она играет с учеником на деньги. Начался скандал, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на родину, на Кубань.
Через некоторое время рассказчик получил от Лидии Михайловны ещё одну посылку с продуктами. В ней он нашёл три больших красных яблока, которых до этого дня никогда не видел.
Подробный пересказ по главам
Названия глав — условные.
Новая школа. Голодная жизнь в городе
Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.
1948 год. Рассказчик окончил сельскую четырёхлетку. Чтобы пойти в пятый класс, ему надо было переехать в райцентр за пятьдесят километров от дома. Из трёх детей в семье он был самый старший. Жили они в то время очень голодно, особенно туго им пришлось весной. Герой и его маленькая сестрёнка глотали глазки́ проросшей картошки и зёрна ржи и овса и поливали их «ангарской водичкой»: хотели «развести посадки в животе», чтобы постоянно не думать о еде.
В младшей школе мальчик учился хорошо. В деревне его считали грамотеем, все говорили маме, что он должен учиться дальше. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила его в райцентре к своей знакомой.
В новой школе герой тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. У рассказчика не ладилось с произношением, он «шпарил по-французски на манер… деревенских скороговорок», отчего учительница «бессильно морщилась и закрывала глаза».
В школе, среди сверстников, мальчику было хорошо, «самое страшное начиналось», когда он приходил домой: на него наваливалась страшная тоска. Мама, приехавшая навестить сына, ужаснулась его худобе и решила забрать домой, но он не поехал.
Герой сильно недоедал. Периодически мама присылала ему хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали. Мальчик подозревал, что еду воровали люди, у которых он жил, но следить за ними боялся и матери не жаловался, понимая, что легче ей от этого не станет.
В отличие от деревни, в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на ужин герою доставалась только кружка кипятку.
Игра на деньги. Рассказчика избивают
В компанию, которая играла на деньги в «чи́ку», рассказчика привёл младший сын женщины, у которой тот жил. Верховодил там Вадик.
Вадик — семиклассник, рослый, крепкий, с длинной рыжей чёлкой, сильный и властный.
Из одноклассников мальчика там появлялся только Тишкин.
Ти́шкин — пятиклассник, суетливый, с моргающими глазёнками, трусливый и глупый.
Ни с кем из сверстников по-деревенски робкий рассказчик ещё не сошёлся, да и их к нему не тянуло.
Игра была нехитрая. Монеты складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх, становились выигрышем.
В деревне герой играл в бабки и метко попадал камешками в цель. Постепенно он освоил все приёмы игры и начал выигрывать. Изредка мать присылала ему пять рублей на молоко — на них и играл. Мальчик никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить ему стало намного легче. Однако остальной компании его умеренность в игре совсем не понравилась.
Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд?
Вадик, до этого бывший самым успешным игроком в компании, заставлял рассказчика играть, пока тот не проиграется, а потом начал жульничать. Когда мальчик попытался уличить Вадика, его сильно избили. В тот день он чувствовал себя самым несчастным человеком в мире.
Учительница узнаёт об игре на деньги
Утром рассказчик явился в школу с разбитой физиономией. Первым уроком шёл французский, и Лидия Михайловна, которая была классной руководительницей, спросила у мальчика, что случилось. Он попытался соврать, что упал, но Тишкин рассказал, что Вадик избил героя из-за азартной игры.
Когда Лидия Михайловна оставила мальчика после уроков, он очень боялся, что она поведёт его к директору, который любил «пытать» провинившегося на линейке перед всей школой, пока тот не расплачется. В этом случае героя могли исключить из школы.
Однако к директору Лидия Михайловна рассказчика не повела. Она стала расспрашивать, зачем ему деньги, и очень удивилась, когда узнала, что на них он покупает молоко. В конце концов мальчик искренне пообещал ей, что обойдётся без игры на деньги. Вот только в те дни герою было особенно голодно.
Он поискал другие компании, играющие в «чи́ку», не нашёл и вернулся в компанию Вадика. Сначала мальчик выигрывал немного — на кусок хлеба. Но когда он снова выиграл рубль и собрался уходить, его опять избили.
Увидев на лице героя свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет заниматься с ним индивидуально после уроков.
Уроки французского. Таинственная посылка
Для рассказчика «начались… мучительные и неловкие дни». Сначала они занимались в школе, между первой и второй сменами, но потом Лидия Михайловна решила, что им не хватает времени, и велела мальчику по вечерам приходить к ней на квартиру.
Она жила в доме, большую часть которого занимал директор. Для героя эти уроки были настоящей пыткой, он терялся в чистенькой квартире учительницы, стеснялся своей бедной одежды.
Лидия Михайловна была родом с Кубани и уже успела побывать замужем. Свой недостаток — небольшое косоглазие — она скрывала, постоянно прищуриваясь. Учительница расспрашивала мальчика о семье и постоянно приглашала ужинать, но этого испытания он вынести не мог и убегал.
Я никак не мог поверить, что сижу у неё в доме, всё здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный лёгкими и незнакомыми запахами иной, чем я знал, жизни.
Когда Лидия Михайловна приглашала мальчика ужинать, из него «пулей тут же выскакивал всякий аппетит». Он считал учительницу необыкновенным человеком и не мог сесть с ней за стол. После того, как герой несколько раз убежал, Лидия Михайловна перестала его приглашать.
Однажды мальчику на адрес школы прислали странную посылку: макароны, два больших куска сахара и несколько плиток гематогена. Сначала он подумал, что посылка от матери, и обрадовался, но потом понял, что макароны и гематоген маме достать неоткуда. Значит, посылку отправила Лидия Михайловна.
Рассказчик решительно отправился к Лидии Михайловне и вернул посылку смущённой учительнице, смело глядя ей в глаза. Учительница долго уговаривала героя взять посылку, но он отказался наотрез, не желая, чтобы его жалели и подкармливали.
Игра в «присте́нок». Учительница проигрывает рассказчику деньги
Уроки французского на этом не кончились. Постепенно рассказчик привык к учительнице, перестал её стесняться и даже «почувствовал вкус к языку», но по-прежнему отказывался с ней ужинать.
Однажды Лидия Михайловна показала герою игру своего детства — «присте́нок». Монеты бросали о стену, а потом пытались достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь — выигрыш твой. Когда мальчик освоил правила, учительница предложила ему сыграть на деньги, хотя раньше сама говорила, что на деньги играть нельзя.
Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет.
Они играли каждый вечер, стараясь спорить шёпотом, чтобы не услышал директор школы. Учительница уверяла рассказчика, что играет для собственного удовольствия. Несколько раз она попыталась сжульничать в его пользу. Тот возмутился — учительница, называется — и напрочь забыл, что она пыталась обмануть не его, а себя. У мальчика снова появились деньги на молоко. Он утешал себя тем, что это честный выигрыш.
В очередной раз играя в «присте́нок», Лидия Михайловна с героем начали спорить и не заметили, как в квартиру вошёл директор, услышавший громкие голоса. Лидия Михайловна спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги. Возмущённый директор назвал поступок учительницы преступлением, растлением и совращением.
Увольнение учительницы. Ещё одна посылка
Лидия Михайловна взяла вину на себя, попрощалась с рассказчиком и через три дня уехала на Кубань. Больше он её не видел.
Зимой, после каникул, мальчику на адрес школы пришла ещё одна посылка, в которой «аккуратными, плотными рядами… лежали трубочки макарон», а под ними — три красных яблока. Раньше он «видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
На чтение 10 мин Просмотров 32.9к. Опубликовано 03.04.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Уроки французского» за 3 минуты и подробно по частям за 6 минут.
Очень краткий пересказ рассказа «Уроки французского»
В 1948 году, спустя три года после войны, только что окончивший начальную школу мальчик Володя был отправлен матерью в райцентр для того, чтобы продолжать обучение в 5 классе. Семья была очень бедной, так как разруха войны никого не щадила. Мать кое-как договорилась со знакомой о предоставлении комнаты и с трудом добывала продукты, чтобы ее ребенок не голодал.
На новом месте Володе было трудно. Мучил голод, продукты потаскивали хозяйкины ребятишки, но учился довольно хорошо. Правда, с французским не ладилось из-за произношения, поэтому больше «тройки» за этот предмет мальчик не получал.
Как-то спустя немного времени хозяйский сынок Федька поинтересовался у Володи, умеет ли он играть в «чику». Тот согласился сходить с ним посмотреть, как играют старшие школьники. Играли на пустыре, вдали от жилых построек.
Володя понял, что для того, чтобы выжить в новых условиях, нужно как-то добывать деньги. Он решил играть. Спустя некоторое время он уже выигрывал целый рубль и тратил его на молоко, которое нужно было обязательно пить, потому что у него было малокровие.
Его постоянные выигрыши не понравились новым друзьям, Птахе и Вадику, и они его избили.
Наутро в школе первым уроком был французский язык, и учительница, Лидия Михайловна, сразу заметила, что у мальчика разбиты губа и нос. На вопрос учительницы, что случилось, ябедник Тишкин успел выкрикнуть правду.
Учительница не стала ругать Володю, но оставила его после уроков и обо все расспросила. Узнав, что он принципиально выигрывает только рубль и тратит его на молоко, она поняла бедственное положение ребенка. Она решила ему помочь, и вскоре мальчик получил посылку: ящик макарон и гематоген.
Мальчик сразу же понял, от кого посылка и решил ее вернуть учительнице. Понимая, что ученик ничего от нее не возьмет из чувства собственного достоинства, учительница решилась на крайние меры. Она пригласила мальчика к себе домой, чтобы заниматься французским языком дополнительно и, как бы невзначай, показала игру, в которую играла в детстве. Это была игра на деньги.
Ученик заинтересовался игрой и, так как считал свой выигрыш честным, брал деньги от учительницы. Теперь он покупал хорошее молоко, ел сливки и черный хлеб.
В один из таких вечеров, играя на деньги, они поспорили. Мальчику показалось, что учительница нарочно поддается, а та шумно отрицала. На шум появился директор, который жил в том же доме, в соседней половине. Увидев происходящее, он пришел в негодование и настоял на объяснении. Учительнице пришлось во всем сознаться, за что она была вскоре уволена.
Спустя некоторое время, ближе к зиме, мальчик получил еще одну посылку, с Кубани – родины учительницы. В посылке были макароны и яблоки, которые мальчик видел только на картинках.
Главные герои и их характеристика:
- Володя – мальчик 11 лет, пятиклассник из бедной семьи.
- Лидия Михайловна – учитель французского языка, 25 лет.
Второстепенный герои и их характеристика:
- Федя – сын хозяйки, тети Нади.
- Тишкин — одноклассник Володи.
- Дядя Ваня – шофер полуторки, привозил главному герою от матери картошку.
- Вадик – старшеклассник, инициатор игры.
- Птаха — старшеклассник, друг Вадика.
- Василий Андреевич – директор школы, очень строгий мужчина средних лет.
Краткое содержание рассказа «Уроки французского» подробно по частям
Часть 1
В 1948 году, в послевоенное тяжелое время мальчик Володя, самый старший из троих в семье, должен был отправиться учиться в 5 класс. Поскольку в деревне, где он рос, не было средней школы, продолжать обучение ему приходилось в райцентре, в 50 километрах от дома. Все односельчане настаивали на его обучении, поскольку с малых лет он был очень смышленым и хорошо окончил начальные классы. Мать сдалась и, несмотря на многочисленные трудности, решила отдать последнее, чтобы определить сына на квартиру к своей знакомой. Володя был первым в своей деревне, кто получал образование.
На новом месте мальчику было тяжело. Мешок картошки, привезенный из дома, таял на глазах. Видимо, картошку потаскивали сыновья тети Нади – хозяйки квартиры. Продукты привозил односельчанин, дядя Ваня. Он отвозил на полуторке зерно в райцентр и заодно, по настоянию матери Володи, отвозил картошку и хлеб – единственные продукты, которыми мать могла помочь. Этих продуктов хватало ненадолго, и мальчик старался делать «утайку» — прятал несколько картошек в сарай, чтобы тайком их запекать на костре.
Однажды, в очередное посещение дяди Вани, с ним приехала мать. Мальчик держался, но когда она села в машину, не выдержал и со слезами погнался за машиной. Мать просила ее не позорить, потом велела остановиться и хотела его забрать. Он опомнился и убежал.
Часть 2
Однажды Федя, сын хозяйки, предложил Володе сходить с ним на пустырь. Там старшеклассники играли на деньги. Денег у мальчиков не было, и они решили просто посмотреть. Там же был Тишкин, одноклассник Володи, странноватый мальчик.
В первое время Володя только присматривался, как играют другие. У него была сноровка, так как он ранее играл в похожую игру, только без денег. Ему очень хотелось добыть денег, так как он сильно голодал. Вдобавок, у него признали
малокровие и велели пить молоко. Дядя Ваня перестал ездить после того, как зерно в колхозе закончилось. Выхода не было, и мальчик, получив от матери немного денег в письме (мать отрывала от себя и других детей последнее), пошел играть на пустырь уже с деньгами.
Поначалу выигрывал немного, потом – по рублю. Получив деньги, больше не играл и отправлялся покупать молоко.
Однажды он, получив рубль, собирался уже уйти, но его не пустили, дав понять, что тут главный не он. В следующий раз его попытались обмануть: перевернули монету, показав, таким образом, его проигрыш. Мальчик это заметил и возмутился. Его начали бить, разбили лицо и он, в слезах и криках, убежал домой на квартиру.
Часть 3
Лицо распухло, синяк сверкал на глазу, губа сильно вздулась. Но, как бы то ни было, уроки нельзя пропускать, и Володя пошел в школу.
Наутро, как назло, был французский. Лидия Михайловна, учительница французского языка, сразу же все заметила и поинтересовалась, что случилось. Мальчик было ответил, что упал, но ябеда Тишкин выкрикнул, что его избил Вадик, когда они играли в азартную игру.
Володя пришел в ужас, так как если бы учительница сообщила об этом директору, он бы с позором исключил его из школы. Василий Андреевич отличался суровым характером: он выводил провинившихся перед всей школой и, опрашивая, что побудило ученика на такой мерзкий поступок, доводил его до слез. Это же ждало и Володю.
Но учительница не повела его к директору, а оставила после уроков и обо всем расспросила. Мальчику пришлось сознаться и про деньги, и про молоко, а учительница поняла, в какой трудной ситуации он находится.
Спустя некоторое время Володя вновь отправился играть. Другого выхода не было, нужны были деньги. Его приняли, хоть и с оговорками. Володя снова скоро выиграл, и ему разбили губу.
На следующий день Лидия Михайловна вызвала мальчика читать текст. У него и до этого были проблемы с произношением (по всем предметам были пятерки, кроме французского языка), но теперь это было ужасно. Распухшая губа не слушалась, и ничего не получалось. Учительница настояла на дополнительных занятиях после уроков.
Часть 4
Времени не хватало и Лидия Михайловна попросила мальчика приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. После занятий она норовила его покормить, но он каждый раз убегал. Ему было очень стыдно за свою бедную одежонку и самодельные чирки – домашнюю обувь.
Понимая, что из чувства собственного достоинства и стеснения мальчик ничего у нее не возьмет, учительница решила схитрить: собрала посылку с макаронами и гематогеном и передала ее через постороннего человека ученику. Мальчик обо всем догадался и принес посылку обратно учительнице, ведь у них в деревне не водилось ни гематогена, ни макарон. Да и не стала бы мать упаковывать ничего в ящики, она всегда собирала съестное в мешки из-под зерна.
Лидия Михайловна огорчилась, но не оставила попыток помочь. Она долго уговаривала мальчика забрать макароны, но все было тщетно. Тогда она решилась на крайнее.
Часть 5
Французский язык понемногу налаживался, и уже были успехи: в следующей четверти уже наверняка была бы «пятерка» и нужда в дополнительных занятиях отпала бы сама собой. В одно из посещений учительница вдруг заинтересовалась игрой мальчика и решила показать, во что она играла в детстве. Это была похожая игра, но с другим названием – замеряшки. Володя поначалу отнекивался, та как ему было очень неловко, но учительница, поймав его «на слабо», уговорила с ней сыграть.
Теперь занятия французским языком проходили в быстром темпе, главным образом была игра. Учительница постоянно проигрывала, и мальчику доставались деньги. Он брал их, поскольку это был честный выигрыш. К Птахе и Вадику он больше не ходил, да и время года уже не позволяло.
Теперь он пил хорошее молоко со сливками и ел черный хлеб.
В одно из посещений мальчик заметил, что учительница лукавит. Она специально сделала так, чтобы он выиграл. Он начал спорить. Учительница долго отнекивалась, возник шум.
На шум пришел директор, живший во второй половине этого дома. Он потребовал разъяснить о случившемся, и когда услышал, что учительница играет с учеником на деньги, впал в крайнее негодование.
Часть 6
Учительница была уволена. На прощание она пожелала мальчику удачи и попросила его не бросать учебу. Вскоре, перед новогодними каникулами, он получил посылку с Кубани, родины учительницы. В ней были макароны и яблоки. До этого мальчик их видел только на картинке.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году. Произведение увидело свет впервые в газете «Советская молодежь». Этот во многом автобиографичный рассказ повествует о трудностях послевоенных лет, выпавших на отрочество писателя.
Повествование в рассказе ведётся от лица одиннадцатилетнего мальчика, события происходят в послевоенное время в 1948 году. Ребёнок уезжает в райцентр, чтобы продолжить обучение, так как в его деревне только начальная школа. Дома остаётся его мать с маленькими братом и сестрой, живут они бедно, без отца. Мальчик учится на отлично по всем предметам, кроме французского, так как испытывает трудности с произношением. Жить вдали от дома ребёнку непросто, он тоскует. Мама передаёт ему посылки с картошкой и хлебом раз в неделю при помощи водителя дяди Вани. Еды не хватает, так как кто-то из ребят в квартире, где он живёт, таскает его скудный провиант. Ребёнок голодает и думает о том, что голод в деревне и в городе отличается, что дома всегда можно что-то найти, а здесь только пустота, голод и одиночество.
Однажды Федька спросил у автора, не боится ли тот играть в «чику», объяснил, что это игра на деньги и предложил сыграть, если есть на что. Федька отвёл мальчика на поляну, скрытую от глаз людей, где другие ребята играли в эту самую игру. Главным там был Вадик и он не обрадовался приходу непрошеных гостей, попросил никому не рассказывать о том, что здесь происходит и разрешил наблюдать за ходом игры. Мальчик быстро разобрался в игре, подметил, что Вадик часто хитрит и подумал, что сам мог бы играть, будь у него деньги. Мать пару раз в письмах присылала ему по пятёрке на молоко, чтобы пить его от малокровия. Получив деньги в третий раз, мальчик разменял их и отправился играть. Сначала он проигрывал, но с каждым разом его мастерство росло и он стал выигрывать. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…мне нужен был только рубль, каждый день по рублю
. На этот рубль он покупал баночку молока, выпивал её и садился за уроки, теперь его голод не был таким невыносимым.
Однажды Вадику не понравилось то, что мальчик, во-первых, стал часто выигрывать, а во-вторых, получив свой рубль, слишком быстро выходил из игры. Мальчик-повествователь не знал, что …никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд
. После очередного выигрыша Вадик с Птахой побили его.
Первым уроком на следующий день был французский язык, учительница Лидия Михайловна была к детям особенно внимательна, так как была их классным руководителем. Она сразу заметила и синяк, и кровавую ссадину на лице мальчика, спросила о происхождении этих знаков. Мальчик сказал, что упал вечером в темноте, но тут его перебил Тишкин и рассказал учительнице, что это ему досталось от Вадика и что они играли на деньги. Мальчик не ожидал такого предательства, боялся, что его могут за это исключить из школы, а с таким позором возвращаться домой он не планировал. Лидия Михайловна оставила его на разговор после уроков, хотела выяснить, правда ли то, что он играет, проигрывает или выигрывает и куда тратит выигрыш. Потом она попросила обойтись без игр, если можно и мальчик пообещал не играть.
Не играть было сложно, потому что перестал приезжать дядя Ваня, есть было мальчику нечего, он знал, что мать за него переживает, но от этого легче не становилось. В надежде найти новую компанию для игр, он бродил по окрестностям, но всё было напрасно. И вот однажды автор не выдержал и решил вернуться к игре в старой компании, он знал, что идёт на унижение, но не меньшим унижением для него было смириться с тем, что его избили и выгнали. Встретили его, конечно, не радостно, но играть разрешили. Хоть он и старался играть осторожно, после очередного выигрыша его снова избили, повредив губу. На следующий день Лидия Михайловна вызвала его читать текст на французском языке у доски, разбитая губа не способствовала хорошему чтению, и учительница сказала, что ей придётся заниматься с ним дополнительно.
Позже Лидии Михайловне вдруг показалось, что времени в школе до прихода второй смены у них мало и она решила перенести эти дополнительные занятия к себе домой. От природы робкому мальчику было сложно находиться в квартире педагога и он …буквально каменел и боялся дышать
. Французским языком дома они занимались ещё меньше, чем в школе, в основном Лидия Михайловна рассказывала о себе и расспрашивала мальчика о его жизни. После занятий учительница всегда предлагала остаться на ужин, но мальчик всегда вскакивал и с испугом уходил, боясь даже представить, что сядет с ней за один стол. После нескольких попыток, она оставила эту затею, что заставило повествователя вздохнуть свободней.&
Однажды в школе кто-то оставил для мальчика посылку, это был ящик из фанеры, в котором лежали макароны, несколько кусков сахара и две плитки гематогена. Он сразу понял, что посылка не от матери, потому что в деревни таких продуктов просто не было. Схватив ящик, он пришёл домой к учительнице и спросил, зачем она это сделала. Она сначала отнекивалась, потом спросила, с чего он взял, что посылка от неё. Мальчик объяснил, что в деревне не бывает макарон, а бывает только горох, например, или редька. Лидия Михайловна так удивилась, тем и выдала себя с головой. Она стала рассказывать, что у них на Кубани в это время много яблок. Потом сказала, что живёт одна, что денег у неё много и она может покупать что хочет, а ему надо хорошо питаться, потому что он …способный мальчишка
и школу ему бросать нельзя. Но посылка так и осталась стоять у неё.
Несмотря ни на что уроки французского у Лидии Михайловны не прекратились, у мальчика-повествователя появился …вкус к языку
и он в …свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты
. Учительница хвалила его и говорила, что пока пятёрка не выйдет, но в следующей четверти всё получится. Однажды Лидия Михайловна спросила своего ученика, играет ли он ещё на деньги, поинтересовалась, что вообще это была за игра такая. Когда он всё рассказал, она поделилась, что в детстве они тоже играли в игру «пристенок» или по-другому «замеряшки». Лидия Михайловна объяснила правила, ударила сначала об стену одной монетой, второй игрок должен ударить, но постараться так, чтобы монета оказалась как можно ближе к первой, чтобы расстояние можно было измерить пальцами одной руки. Потом она предложила сыграть по-настоящему на деньги, мальчик-повествователь не поверил свои ушам. Напомнил ей, что она всё-таки учительница, на что Лидия Михайловна сказала, что полезно иногда забыть о том, что ты учитель, иначе легко можно сделаться бякой. Ещё добавила, что учителю важно не принимать себя всерьёз и осознавать, что научить можно совсем немногому. Так после каждого урока они стали играть, сначала учительница выигрывала, потом она стала поддаваться, чего мальчик-повествователь не мог ей спустить. Со временем он стал выигрывать, у него снова появились деньги на молоко, на этот раз он покупал молоко в мороженых кружках.
Однажды в разгар игры между ними завязался спор, они кричали и не услышали, как в комнату вошёл директор школы Василий Андреевич, который жил за стенкой. Он поинтересовался, что происходит, Лидия Михайловна сказала, что они играют в «пристенок». Директор был возмущён тем, что учитель играет с учеником, у него сбилось дыхание и он произнёс: …Это преступление. Растление. Совращение…Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…
Через три дня Лидия Михайловна уехала на Кубань и больше мальчик-повествователь никогда её не видел. А после январских каникул ему пришла посылка, в которой были макароны и три красных яблока, которые до этого он видел только на картинках.
- Краткие содержания
- Распутин
- Уроки французского
Краткое содержание Уроки французского Распутина
События происходят в Иркутской области в 1948 послевоенном году. Повествование идет от лица автора. Главный герой самый старший из многодетной бедной деревенской семьи. Он вынужден уехать в город, чтобы продолжить обучение в 5-ом классе.
В районном городском центр мальчик живет у тети Нади маминой знакомой. Мать шлет ему из деревни еду, но дети тети Нади ее крадут, и мальчик часто остается голодный. В школе у него хорошие оценки, не дается только французский язык.
Как-то раз главный герой рассказа встречает ребят, которые играют в игру «Чика» на деньги, высланные матерью на молоко. Мальчик решает тоже с ними поиграть и на выигранные деньги купить еду. Оказалось, что он хорошо играет и довольно часто выигрывает. Старших ребят Птаху и Вадика это злит, и они избивают мальчика.
В школу главный герой пошел с разбитым лицом. Классная руководительница, она же учительница французского языка Лидия Михайловна, поинтересовалось, что произошло. Мальчик решил обмануть, но Тишкин все рассказал. Герой боялся, что его отведут к директору и исключат их школы. И ему придется возвратиться домой в деревню.
После уроков Лидия Михайловна стала интересоваться о деньгах и удивилась, что они нужны на еду. Она взяла обещание, что мальчик больше не будет играть. Он пообещал. А сам опять пошел к ребятам играть. Его снова избили, и Лидия Михайловна сказала, что будет заниматься с ним индивидуально после окончания уроков.
Через некоторое время, Лидия Михайловна попросила главного героя приходить к ней на квартиру для занятий французским языком. Учительница была молодая и красивая, лет двадцати пяти. Это очень смущало главного героя, он от природы был стеснительный и робкий. Лидия Михайловна часто приглашала его остаться на ужин, но он сбегал.
В школу главному герою пришла посылка с макаронами, сахаром и гематогеном. Он понял, кто отправил эту посылку и вернул ее Лидии Михайловне.
Вскоре учительница захотела научиться играть на деньги. Она научила мальчика играть в «пристенку». Кидать деньги в стену и пытаться достать пальцем от своей монеты до монеты противника. Так они играли каждый вечер, и разговаривали шепотом, за стенкой была комната директора школы. Лидия Михайловна поддавалась и мальчик выигрывал и получал немного денег, на которые мог купить что-нибудь.
Лидия Михайловна поддавалась, и это было заметно. Произошла ссора, в момент которой в комнату вошел директор. Учительница честно сказала, что они играют на деньги. Вскоре ей пришлось уехать домой на Кубань. Зимой мальчику пришла посылка с макаронами, под ними лежали три красных яблока…
Рассказ учит безвозмездно помогать людям, попавшим в трудную ситуацию.
Подробный краткий пересказ Распутин Уроки французского
Я поступил в школу райцентра в 48-м году. Мать устроила меня на квартиру у своей знакомой, куда шофер дядя Ваня в конце августа привез и выгрузил меня вместе с нехитрыми пожитками.
Тот год был таким же голодным, как и предыдущий, но мать все равно нашла силы и средства отправить меня, старшего из троих детей. В новой школе меня определили в пятый класс, в котором я прилежно учился и получал пятерки по всем предметам, кроме французского. Произношение с корнем выдавало мое деревенского происхождение, непривычное к таким слогам. Учительница Лидия Михайловна долго показывала правильные сочетания звуков, но все было впустую – язык отказывался воспроизводить чужеродные звуки.
Тоска и одиночество глодали меня, и оттого приехавшая мать испугалась моей худобы. Но тощ я был не только от этого, но и от недоедания. Раз в неделю я получал посылку из дому, хлеб и картошку. Казалось, было много, но спустя пару дней ничего не оставалось. Я не знал, кто воровал – хозяйка тетя Надя, едва тянущая троих детей, или сами ребята. И не хотел знать.
Здешний голод был непохож на деревенский. Там всегда можно было что-то найти. В местной же речушке всю рыбу почти выловили. А больше еды было добыть негде.
Однажды с Федькой мы пошли поглядеть, как играют в «чику» – игра на деньги. Суть ее состояла в том, чтобы, ударив шайбу об стену, как можно ближе отбросить ее к черте. Тогда ты мог этой же шайбой разбивать кассу – стопку монет. Если перевернул на орла, то забирал.
Верховодил здесь Вадик. Он хитрил, и потому часто выигрывал. Мне казалось, что я тоже смогу выиграть. Сноровка и меткость у меня были. Не было одного – денег.
Мать слала хлеб потому, что денег в нашей семье не водилось. Но пару раз она вкладывала мне в записку по пятерке, покупать молоко. Я страдал малокровием.
Однажды я в третий раз получил пять рублей и не пошел покупать молоко, а отправился к Вадику играть. Вначале проигрывал, потом наступил день моего первого выигрыша. С тех пор я стабильно выигрывал рубль на молоко и уходил. Вадиму и его товарищу по прозвищу Птаха это не нравилось. Однажды они обвинили меня в нечестной игре, побили и прогнали.
Утром я выглядел ужасно – распух нос и лицо было в синяках. Это не укрылось от Лидии Михайловны. Она спросила, что произошло, но не получила ответа от меня. Зато вскочил Тишкин, который и доложил, как я играл на деньги. Учительница велела остаться после уроков.
Как я боялся этого момента! За игру на деньги выгоняли из школы. Потащи она меня к директору, так бы и произошло, но… Лидия Михайловна спросила, куда я трачу выигранные деньги. Боясь на нее даже взглянуть, я признался. Учительница казалась мне каким-то неземным созданием, и даже запах ее духов я принимал за ее дыхание. Было стыдно сидеть напротив, побитому, оборванному, в старой одежде, из которой я давно вырос.
Лидия Михайловна не стала тащить меня к директору, взяв обещание, что я больше не буду играть на деньги. Обещание было дать легко, но дядя Ваня перестал ездить в город по колхозным делам и передачи больше не привозил.
От отчаяния пришлось снова идти к Вадику и Птахе. Но уже деньги нужны были не на молоко, а на хлеб. Помногу выигрывать уже боялся, достаточно было 20-30 копеек. Но потом я выиграл рубль, и снова был избит.
Лидия Михайловна, слушая мое бормотание, всплеснула руками и сказала, что отныне будет заниматься со мной после занятий. Так начались самые неловкие дни в моей жизни.
Жила учительница в одной из квартир рядом со школой. Во второй половине дома Лидии Михайловны жил директор.
Сидя в углу, я слушал пластинки со столь нелюбимым мной языком и разглядывал диковинку – радиоприемник. Учительница была одета в домашнюю одежду, часто ходила, хлопоча по дому, и этим смущала меня еще больше. Каждый раз она предлагала мне остаться на ужин, но я вскакивал, бормотал о сытости, и убегал.
Однажды для меня прибыла посылка, упакованная в фанерный ящик. Дивно было – мать никогда так не упаковывала передачи. Когда я увидел содержимое, макароны, сахар и гематоген, то сразу понял, кто прислал мне это богатство. Вспыхнув от стыда, я отнес ящик обратно Лидии Михайловне. Но уроки наши на этом не прекратились.
Как-то учительница спросила, играю ли я еще на деньги. Она принялась вспоминать, как в детстве играла в пристенок и показала, как именно. А потом предложила сыграть. Не знаю как так вышло, но она уговорила меня. С тех пор мы каждый день играли, и у меня снова появились деньги.
Однажды мы спорили о счете, когда раздался голос директора, вопрошавшего о нашем занятии. Лидия Михайловна спокойно ответила, что мы играем в пристенок.
Через три дня она уехала на Кубань. Больше мы не виделись. А в январе я получил посылку с макаронами и яблоками.
Вывод. Человечность – качество, которое должно быть в любом человеке любой профессии. Именно такие люди и остаются в сердцах других на всю жизнь. Даже кажущаяся небольшая помощь, может очень много изменить в жизни человека.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Распутин. Все произведения
- В ту же землю
- Век живи — век люби
- Деньги для Марии
- Дочь Ивана, мать Ивана
- Женский разговор
- Живи и помни
- Мама куда-то ушла
- Нежданно-негаданно
- Пожар
- Последний срок
- Прощание с Матёрой
- Уроки французского
Уроки французского. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Лорка Дом Бернарды Альбы
В повествовании рассказывается об одной властной, упрямой 60 летней женщине, Бернарде. Она мать пяти дочерей, ее муж умер. С его смерти начинается пьеса. В доме траур, которой, по желанию его властной владелицы, будет длиться 8 лет
- Краткое содержание Экзюпери Планета людей
Работа летчиков важна ровно как крестьян, которые работают на полях. Одни выращивают плоды, другие покоряют небесные просторы. В 1926 году Экзюпери начинает работать летчиком по маршруту Тулуза – Дакар
- Краткое содержание Достоевский Хозяйка
Василий Ордынов – сирота. Он закончил учебу в университете, но он не хочет служить, поэтому просто растрачивает свое наследство. Если он будет экономить, то сможет прожить на эти средства 3 года. Но он не хочет работать.
- Краткое содержание Крылов Модная лавка
Все действия происходят в лавке мадам Каре. Лиза, дочь помещика Самбурова, страстно влюблена в Лестова, но ему отказали в женитьбе, причиной тому стали наговоры мачехи Лизы, нынешней жены Самбурова
- Краткое содержание Ведьмак Кровь эльфов (Сапковский)
Цирилла найдена. Геральт держит путь на север – его задача добраться до замка, служащего обителью ведьмаков, где девочка сможет постичь азы магии. Но не все так просто – Цири мучает кошмар из прошлого, являющийся в виде рыцаря
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Уроки французского» Распутина
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Рассказчик рассуждает о том, что взрослый человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает вину не только перед родителями, но и перед учителями.
Он приехал из деревни в райцентр в пятый класс послевоенные годы, в 1948 году. Тогда не в диковину семье было голодать. В 11 лет у мальчика началась самостоятельная жизнь, целых 50 км отделяли его от родного дома. Мать сняла для него комнату у знакомой.
Все предметы смышленому мальчишке давались легко, исключением был французский язык. Самым трудным для деревенского ангарского мальчика было произношение. Молодая учительница, классный руководитель, «вся умная и красивая» Лидия Михайловна тщетно пыталась исправить этот недостаток. Мальчик тосковал по дому – так, что однажды едва не уехал вместе с навестившей его матерью домой. Но потом опомнился и вернулся в школу. Хлеба и картошки, которыми он питался, не хватало: кажется, хозяйка комнаты понемногу брала из его запасов своим ребятишкам. Рыба здесь не водилась, и частенько приходилось обходиться кружкой кипятка, чтобы унять голод.
Тогда мальчик решился играть на деньги, в «чику». Там играли ребята постарше, верховодил всем семиклассник Вадик. Игра была тайной – ребят гоняли и взрослые, и милиция. Правила были просты: на кон ставили монетки по десять копеек решками вверх. Дальше круглой каменной шайбой выбивали монеты. Те, что перевернулись «на орла» – можно было забрать себе. Сноровка у главного героя была, а вот денег – нет. Впрочем, он приспособился играть на те 50 копеек, что мать присылала на молоко. Мальчик скоро наловчился играть, и всегда останавливался, когда удавалось раздобыть целый рубль. Тратил он эти деньги на молоко. Вскоре Вадик и его прихвостень второгодник Птаха стали притеснять счастливчика, а однажды и вовсе избили. А утром одноклассник Тишкин еще и выдал истинную причину его синяков: играли на деньги, а получил он за строптивость. Мальчик уже представлял поход к директору Василию Андреевичу. Однако учительница лишь попросила его задержаться после уроков. Все обошлось: она узнала, что он тратит выигрыш лишь на молоко и попросила больше так не делать.
Однако голод давал о себе знать, и мальчик отважился показаться на полянке, где заправлял Вадик. Теперь он был осторожнее, выигрывал не больше 30 копеек – только на хлеб. А когда не выдержал и взял целый рубль – вновь был избит. Лидия Михайловна, глядя на его ссадины, вдруг предложила подтянуть французский. Ходить нужно было к ней на квартиру. Там она ставила ему пластинки, чтобы улучшить произношение. Поужинать после урока он категорически отказывался. Спустя годы он решил, что было ей тогда лет двадцать пять, кроме того, чувствовалось, что она, наверно, уже побывала замужем.
Однажды мальчик получил посылку. В ней были макароны, а еще сахар и плитки гематогена. Продукты явно не деревенские, значит, посылка вовсе не от матери. Он разыскал Лидию Михайловну – и она выдала себя с головой. Мальчик вернул ей посылку. А уроки французского языка продолжались, и с уже заметным успехом. Однажды зимой учительница вдруг расспросила мальчика о правилах игры в «чику». Сама она знала другую похожую игру – в «пристенок». Монетки бросали о стену, и если удавалось достать чужую монетку пальцами своей руки – выигрыш был твой. За стенкой жил директор школы – и учительница просила не выдавать ее. Сперва она подыгрывала мальчику, а после вдруг взялась жульничать. Тут уж он с нее глаз не спускал. Вскоре вновь у него появились деньги на молоко.
Но однажды без стука в комнату вошел директор. Лидия Михайловна честно ответила, что играет с учеником на деньги. Через три дня она была вынуждена уехать из школы, вернулась к себе на Кубань. И уже зимой мальчик получил от нее посылку – старые знакомые макароны и три красных яблока. Он такие только на картинках видел.
Читательский дневник по рассказу «Уроки французского» Распутина
Сюжет
Мальчик из ангарской деревни после войны идет в школу в райцентре. Не дается ему только французский язык. Да еще одолевает голод. Он берется играть на пустыре в «чику», игру на деньги. Теперь он может покупать молоко. Однако ребята бьют его за излишнюю удачливость в игре. Об этом узнает Лидия Михайловна, учительница французского. Она берется поработать над его произношением и зовет на свою квартиру. А однажды на его имя присылает посылку, где были макароны и сахар. Мальчик возвращает ей эту посылку. Тогда она предлагает играть на монетки с ней, только не в «чику», а в «пристенок». Мальчик начинает побеждать – и в его рационе вновь появляется молоко. Директор школы, сосед учительницы, застал их за игрой. Ей приходится уволиться. Уроженка Кубани, она однажды вновь шлет ему посылку с макаронами, а еще – с красными яблоками. Мальчишка яблоки видел лишь на картинках, но «догадался, что это они».
Отзыв
Рассказ о трудном послевоенном времени, о детстве, опаленном войной. Уроки человеческой доброты, а не только французского. Умение сопереживать, видеть нужду другого человека – важное качество. Умение дающего человека помочь, не унижая. Встреча с неравнодушным человеком и меняет жизнь, и вдохновляет еще долгие годы.
Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого познакомит с сюжетом произведения и поможет понять художественные особенности текста, написан Валентином Распутиным в зрелый период творчества. В нем отражены фирменные черты стиля писателя. Разобраться с художественными особенностями текста и подготовиться к уроку литературы поможет эта статья.
«Уроки французского»: краткое содержание
Как доброта и внимание взрослого человека могут повлиять на душу ребенка? Как своевременная и ненавязчивая помощь может определить дальнейшую судьбу человека? Такими вопросами открывает сюжетное поле рассказа «Уроки французского» талантливый прозаик Валентин Распутин.
Произведение написано от первого лица, что позволяет увидеть ситуацию глазами рассказчика, принять его оценки происходящего. Основа сюжета — воспоминание автора об одном эпизоде из своего детства:
Валентин Распутин: «Уроки французского» вкратце
Рассказчик описывает послевоенный период: 1948 год, он пятиклассник. Окончив младшую школу в деревне, мальчик вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить обучение в старшей школе. Мама устраивает его на постой к знакомой и регулярно присылает продукты, но их настолько мало, что ребенок голодает. Ужинать ему часто приходилось кружкой кипятка.
В младших классах мальчик демонстрировал успехи в учебе. В новой школе предметы давались тоже хорошо. Один лишь французский язык никак не шел: мальчик быстро изучал новые слова, но не мог научиться их правильно выговаривать.
Произведение «Уроки французского»: как рассказчик добывал деньги
Однажды мальчик попал в компанию ребят, которые играли в «чику» на деньги. Порой там появлялся его одноклассник Тишкин.
Правила были несложными. Мальчик быстро освоился и сам стал участвовать. Иногда мама передавала пятьдесят копеек, на них и играл. Обычно удавалось выиграть рубль, на который он покупал еду.
На большее никогда не претендовал и выходил из игры. Ребятам это не понравилось, поэтому они избили рассказчика.
На следующее утро мальчик пришел в школу с синяками. Состояние ребенка заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчик хотел соврать, отвечая на ее расспросы, но Тишкин открыл правду.
Герой ожидал наказания, когда учительница велела остаться после занятий. Более всего мальчика страшило отчисление, но учительница лишь интересовалась, зачем он играет и на что тратит полученные деньги. Узнав, что выигрыш уходит на продукты, удивилась. Мальчик пообещал, что играть прекратит.
Краткое содержание: уроки французского — наказание или спасение
Дни были голодными, и вскоре рассказчику пришлось вернуться к игре. Его снова избили. Увидев новые синяки, Лидия Михайловна позвала мальчика на внеурочные занятия по французскому.
Занятия по формированию правильного произношения вскоре были перенесены из школы домой к учительнице. Лидия Михайловна часто приглашала мальчика на ужин, но тот всегда отказывался.
Однажды рассказчик получил посылку с продуктами. Пришла она в школу. Мальчик сразу догадался, кто ее отправил: маме таких продуктов негде было достать. Он вернул их преподавательнице.
Внеклассные занятия не прекращались, и вскоре (этому удивился сам главный герой) уроки французского стали приносить плоды и даже нравиться. Однажды учительница рассказала по секрету, что в детские годы тоже играла в одну игру. Она объяснила правила, и вечерами они стали играть друг с другом на деньги.
Чем закончился рассказ «Уроки французского»
Играли каждый день, спорить старались шепотом, ведь за стенкой была квартира директора школы. Так у рассказчика появились деньги на еду. Было неловко брать их у преподавателя, но успокаивало то, что он честно их выиграл. Однажды в разгар игры пришел директор и был крайне возмущен увиденным.
Через несколько дней Лидия Михайловна вернулась на малую родину, на Кубань. Перед этим она подошла к рассказчику и заверила, что ему ничего не будет. С тех пор они больше не встречались. Зимой мальчику пришла посылка, в ней были продукты. Больше всего его впечатлили яблоки. Такие красивые и крупные плоды он видел только на картинках.
«Уроки французского»: анализ произведения
Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:
История написания
В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:
- После окончания младшей школы он переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и отсутствие денег хорошо запомнились автору.
- Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учительницей маленького Вали, поддерживала его в трудный период, отправляла посылки с едой и научила игре своего детства.
Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу его напечатали в иркутской газете «Советская молодежь». После выхода рассказа с писателем связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много говорили.
«Уроки французского»: жанр
Чтобы облачить воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает один эпизод из своей жизни, свидетелем которого читатель становится благодаря реалистичному письму. Более того, произведение стало емким отражением описанного в нем времени.
Рассказ «Уроки французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая стала популярной в 1960–1980-х годах. Ей присущи такие художественные черты:
- Романтическо-трагический образ деревенской жизни и быта.
- Тема деревенской нищеты и обездоленности.
- Моральная целостность, народная мудрость деревенских жителей и выходцев из деревни.
- Проблемы нравственности.
«Уроки французского»: композиция
Повествование ведется от первого лица. Сразу складывается впечатление, что автор делится собственными воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:
- Вначале читателя знакомят с главным героем и его предысторией (экспозиция), происходит завязка сюжета: герой переезжает, чтобы поступить в старшую школу.
- По мере развития событий читатель узнает, что рассказчик голодал и, чтобы добыть еду, стал играть на деньги. Об этом узнает учительница и пытается помочь герою.
- Кульминационный момент происходит, когда директор школы застает Лидию Михайловну и ее ученика за игрой на деньги.
- Далее следует развязка: учительница уезжает, но навсегда оставляет след в памяти рассказчика.
Основная мысль произведения
В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции. В такой легкой форме, практически незаметно для читателя, автор пропагандирует две важные темы:
- Детство — значимый этап для каждого человека, который формирует его личность и закладывает основы мировоззрения. Большое значение имеют люди, которые окружают ребенка, и события, происходящие в его жизни.
- Черта человеческого характера, которой так восхищается автор, — неравнодушие. Учительница рассказчика — воплощение нравственного идеала Распутина.
Когда учительница узнала о нелегкой жизни главного героя, то помогла ему сойти с неправильного пути, поддержала и привила любовь к знаниям. Возможно, этот непродолжительный эпизод стал судьбоносным, если рассказчик помнит его в деталях.
Однако важно то, что и сама Лидия Михайловна через помощь мальчику обрела счастье: она наконец поняла, чего на самом деле хочет, как скучает по родине, что ей делать дальше. В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.
Учитывая простоту и одновременно глубину авторского посыла, «Уроки французского» станут отличным выбором для прочтения людьми всех возрастов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1884006-uroki-francuzskogo-kratkoe-soderzanie-i-analiz/