Краткое содержание рассказа вий гоголь

Краткое содержание «Вий»

Краткое содержание «Вий»

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1434.

Обновлено 7 Мая, 2022

О произведении

Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835 г.). В повести объединены романтизм и реализм, фантастика и реальность.

Произведение основано на народных преданиях и имеет много фольклорных элементов, например приём троекратного повторения. Сам Вий в славянской мифологии — персонаж из преисподней со смертоносным взглядом.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Вий» по главам. Представленный пересказ подойдёт для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повести происходят в первой половине XIX века на хуторе под Киевом.

Главные герои

  • Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого».
  • Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.
  • Сотник – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый», около 50-ти лет.

Другие персонажи

  • Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
  • Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.
  • Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.

Краткое содержание

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих». Хома понял, что старуха – ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он».

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами». Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу. В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга. «Гроб грянулся на середине церкви», из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе». «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ»«страх загорался в нем».

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте». Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания». По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель, и в церковь влетела «несметная сила чудовищ». По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!» Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!» и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги».

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся».

И что в итоге?

Хома Брут – взглянув на Вия, становится для него видимым; умирает от страха, когда на него кинулась вся толпа нечисти.

Панночка – призывает Вия в церковь, вместе с остальной нечистью остаётся навеки в церкви.

Халява и Горобець – поминают душу Хомы после его смерти.

Вий – вместе с остальной нечистью остаётся навеки в заброшенной церкви.

Заключение

Заключение

Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Вия», а прочитать повесть Н. В. Гоголя в полном варианте.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Данил Ким

    10/11

  • Александр Чалдушкин

    10/11

  • Александр Белый

    11/11

  • Лия Раинская

    11/11

  • Исмаилова Азиза

    11/11

  • Павел Авдеев

    8/11

  • Максим Ирвачёв

    11/11

  • Александр Антипов

    9/11

  • Женя Гаврилов

    11/11

  • Настя Гудкова

    11/11

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1434.


А какую оценку поставите вы?

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Пересказал В. М. Сотников.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

На чтение 7 мин Просмотров 7.5к. Опубликовано 04.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Вий» менее 1 минуты и подробно по главам за 5 минут. 

Очень краткий пересказ повести «Вий»

Сюжет разворачивается на одном из хуторов в окрестностях Киева. Ученик бурсы Хома Брут и его двое товарищей решили заняться репетиторской подработкой. Хома сталкивается со странной старухой, усмиряет ведьму, и она превращается в прекрасную девушку. После данного случая она умирает, но перед смертью просит своего отца пана, чтобы бурсак Хома читал над её гробом молитвы три ночи подряд. Получив задание от пана, Хома принимается за дело, но закончить начатое у него не получается, в конце третьей ночи, взглянув на страшного Вия, Хома погибает.

Главные герои и их характеристика:

  •  Хома Брут  – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
  •  Панночка  – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
  •  Вий  – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Богослов по прозвищу Халява  – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
  •  Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  •  Пан-сотник  – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.

Краткое содержание повести «Вий» подробно по главам

Глава 1

Читатель знакомится с бытом и нравами киевской бурсы и семинарии. Не обходилось без традиционных драк, из-за коих у риторов оставались знаки на лице вроде распухшей губы или «фонаря» под глазом. Без воровства не обходилось – ибо бурсаки и семинаристы были бедны, как церковные мыши.

Когда же начиналось лето, учёба заканчивалась, и бурсаки с семинаристами начинали искать себе работу. Обычно это было репетиторство.

Глава 2

Три товарища-бурсака – философ-весельчак Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобець, богослов по прозвищу Халява – свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было заниматься репетитором. Ритор был отчаянным забиякой, богослов – клептоманом, кравшим всё, что подворачивалось под руку, а Хома – философом, чей девиз звучал так: «чему быть – того не миновать».

Постепенно догорела вечерняя заря, а хутора всё не видно. И когда уже была глубокая ночь, приятели наконец-то дошли до хутора. Там была всего лишь пара хат, а когда бурсаки постучали в ворота – появилась старуха. Сумев-таки уломать её, приятели получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда, в разных местах.

Глава 3

Хому ждал тот ещё сюрприз: старуха вошла в хлев, и так посмотрела, что несчастный философ оказался заколдован. Оседлав его, как коня, ведьма пришпорила Брута метлой. И лишь во время бега, когда остановиться было невозможно, понял Хома, что попал под хватку настоящей ведьмы. Правда, с помощью фраз-заклятий философ сумел усмирить несносную наездницу, а затем сам оседлал её. Однако неприятности лишь продолжались, и кончились в тот момент, когда невольный наездник отдубасил ведьму поленом. Настал рассвет, и старуха превратилась в молодую прекрасную девушку. Перепуганный Хома бежал со всех ног в хуторок.

Сумев нормально поесть и завалившись в трактир, молодой философ позабыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отцовский дом, причём девушка была до полусмерти избита. Девушка при смерти, и её последнее желание – пусть её отпоёт Хома Брут, и пусть он же молится три ночи после её кончины. Сотник дал задание казакам: привести Хому.

Глава 4

По дороге Хома узнал о том, что девушка умерла. На душе философа скребли кошки, и Брут понимал, что дело плохо. И когда он увидел умершую панночку и внимательно присмотрелся – с ужасом узнал в ней ведьму. Сам сотник жалел о том, что не знает, кто именно погубил его дочь. Да только читатели догадались, что именно Хома Брут и стал тем самым убийцей.

Узнав о том, какие страшные злодейства творила роковая красавица, сколько людей погибло от её каверз, философ изрядно нервничал перед ночной службой. Когда церковь заперли, Хома зажёг свечи, и начал читать молитвы. Вскоре стряслась напасть: ведьма вылезла из гроба, и Хома очертил мелом круг, встав внутри него, и начал говорить заклятия. Не прорвавшись через круг, ведьма вернулась в гроб. И тут вдруг началась свистопляска: гроб летал по всей церкви.

Запели петухи, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.

Глава 5

На вторую ночь главный герой столкнулся с новой напастью: ведьма своими заклинаниями призывала нечистую силу и одновременно проклинала Хому, голос ведьмы наводил ужас. Когда всё закончилось, философ едва дышал. Когда двери церкви открылись, и казаки довели Брута до поместья сотника, Хома узнал о том, что поседел из-за проклятия ведьмы. Решил бурсак вернуться в Киев, однако суровый сотник чётко объяснил, что у парня нет выбора: либо по-хорошему отслужит третью ночь, либо будет выпорот и насильно загнан в церковь.

Вий

Попытка бегства оказалась напрасной, и в конце концов пришлось читать службу. И в этот раз в церковь ворвалась нечистая сила, а затем ведьма приказала позвать Вия. Привели чудовище, невысокого роста, который ступал по-медвежьи. Это и был Вий. И когда ему подняли веки, Хома не смог бороться с опасным искушением и посмотрел на чудовище. Увидел Вий противника и указал на него, напала нечисть, и Хома умер от страха.

Глава 6

Халява и Тиберий Горобець узнали о гибели Хомы Брута и пошли в кабак помянуть товарища. Обменялись они мнениями, и Тиберий сделал вывод, что именно страх и погубил Хому Брута.

Кратко об истории создания произведения

Говоря об истории этой жуткой повести, стоит вспомнить балладу Жуковского «Старушка» («Баллада о том, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди»). Именно там была умершая ведьма, служение над гробов в течение трёх ночей, появление на третью ночь нечисти и катастрофа. Причём изначально в названии баллады старушка была родом из Киева, что отсылало к малороссийскому фольклору.

  • Краткие содержания
  • Гоголь
  • Вий

Краткое содержание Вий Гоголя

Хома Брут являлся слушателем-философом киевского церковного заведения, как-то был выпущен на каникулы. Домой он добирался пешим ходом. В дороге его застал вечер, и он попросился на ночлег к старухе. Ночью он проснулся от того, что ночью к нему пришла старуха с дико блестящим взором. Она прыгнула ему на спину и начала подгонять метлой. Хому охватила паника, ведь это была ведьма.

Брут прыгал в пространстве, мча ведьму на своей спине. Читая молитвы, ему удалось скинуть старуху. После чего он сам прыгнул на ее спину, и принялся бить ее поленом. Старуха жутко кричала, охрипшим голосом. Спустя какое-то время ее голос стал привлекательнее и настоящим. Когда ведьма свалилась на землю, он увидел, что на земле распростерлась не старуха, а бессознательная, очень красивая молодая девушка.

Уже совсем близко были видны златоглавые купола киевских храмов. Хома оставил девушку лежать на земле, а сам стремглав понесся к городу. В ближайшее время он уже почти забыл о происшедшем. В то же время было вестимо о дочери самого богатого сотника. Его дочь, возвращаясь с гуляния, была побита до смерти. Ее последним желанием было, чтобы после ее смерти все три ночи отходную молитву по ней читал Хома.

Семинарист почуял неладное, но делать нечего. Ему пришлось ехать к сотнику, но он думал убежать при первом удобном случае.

Сотник был удивлен, в честь чего его дочка доверила справить отходную молитву какому-то незнакомому Хоме. Однако отец решил выполнить ее волю. Философа препроводили к гробу с телом молодой панночки. Взглянув, Хома сразу распознал в ней ведьму, оседлавшую его в ночи.

Гроб поместили в храме на окраине деревни. Когда Хома сел вечером кушать вместе с казаками, он услышал, как все сказывали, что умершая была ведьмой. Очень много зла повидали от нее односельчане.

Несколько казаков препроводили философа в храм, где покоилось тело молодой панночки. Он очень робел, не смотря на то, что выпил горилки. Во время молитвы Хома не сводил взгляд с гроба. Внезапно панночка поднялась и начала ходить по храму.

В испуге, Хома, нарисовал вокруг своего места круг и начал еще громче молиться. Ведьма хотела поймать его, однако переступить через черту круга мертвая панночка не имела возможности, она постоянно тормозила на этой черте. Панночка вернулась в гроб лишь после того, как пропели первые петухи.

Утром, отворив двери, казаки увидели, сильно уставшего, Хому. Вечером его снова препроводили в церковь и закрыли там.

Перед началом молитвы, философ опять нарисовал круг. Бездыханное тело девушки вновь встало из гроба и остановилось прямо перед ним на черте. Она цокотала зубами, повторяя невнятные заклятия. В храме стало твориться, что-то невероятное – подул сильный ветер, в окна бились гадкие, крылатые существа… Закончилось все вновь после пения первых петухов. За эту ночь Хома был едва живым и седым.

Встретившись с паном, он сказал ему, что больше не пойдет молиться в церковь. Однако пан был настойчив. Он требовал провести оставшуюся ночь в храме, обещая за невыполнение высечь Хому плетьми. Хома попытался сбежать, но был пойман и возвращен назад.

Хому с покойницей заперли в храме последний раз. Он, как и в предыдущие ночи нарисовал вокруг себя круг и начал молиться.  Покойница вновь встала и начала призывать разных чудовищ ей в помощь. Прилетевшая нечисть повыбивала в храме окна и двери, носилась вокруг Хомы. Однако никто из них не видел молящегося философа. Тогда панночка закричала, чтобы к ней привели Вия.

Появившийся Вий выглядел очень жутко. Его тело было покрыто землей, а руки и ноги были словно сильные корни, веки спускались до самой земли. Вий жутким голосом потребовал поднять ему веки. Что-то внутри Хомы шептало ему – «Не смотри!», однако он не выдержал и посмотрел. «Он тут!»- прокричал Вий указывая на Хому. Нечистая сила тут же набросилась на Хому. И несчастный помер со страху.

Товарищи Хомы узнав о том, что случилось. Пришли к выводу, что смерть его произошла из-за боязни.

Главная мысль

Этот рассказ учит вере в Бога, в свои силы. Ответственно относится к начатому делу, пусть даже не по собственной воле. Как говорится «На Бога надейся, а сам не плошай!»

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Вий. Картинка к рассказу

Вий кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Горький На дне кратко и по актам

    В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди. Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня

  • Краткое содержание Сказка Листопадничек Соколов-Микитов

    Все происходит осенью, именно тогда и родила зайчиха маленьких зайчат. По лесу постоянно бродят охотники, поэтому зайчиха вместе с зайчатами должны прятаться в норе и сидеть там тихо-тихо.

  • Краткое содержание Вересаев Состязание

    Очень глубокая сказка «Состязание» посвящена вечной теме всех видов искусства- красоте. В данном произведении оба персонажа, Дважды-Венчанный и его подмастерья Единорог, по средством написания картин, устраивают состязание

  • Краткое содержание Житие Сергия Радонежского

    Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского, который родился во время правления князя Твери Дмитрия в семье глубоко верующих людей.

  • Краткое содержание Журавль и цапля (сказка)

    Вздумал как-то одинокий журавль к цапле посвататься. А жила цапля далеко – на другом конце болота. Долго пришлось ему к ней топать. Пока дотопал – всю грязь болотную перемесил. Приходит он к цапле, и, едва поздоровавшись

Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Вия» по главам. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835). Представленный пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Содержание

  1. Основные персонажи повести
  2. «Вий» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Вий»
  4. Сюжет повести «Вий» Гоголь
  5. Видео краткое содержание Вий

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого».
  • Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.
  • Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.

Другие персонажи:

  • Сотник – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый», около 50-ти лет.
  • Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
  • Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.

«Вий» очень краткое содержание

Н. В. Гоголь «Вий» краткое содержание для читательского дневника:

Трое семинаристов отправились домой на вакации, по дороге попросились заночевать в одной деревне. Хозяйка, старая и страшная бабка, уложила Хому в сарае, а ночью пришла к нему, оседлала и отправилась на шабаш. Храбрый парень сумел справиться с ведьмой, но когда она умирала, то превратилась в юную красавицу.

А наутро за ним пришли от воеводы с требованием, чтобы Хома читал псалтырь у гроба внезапно умершей дочери пана в течение трех ночей.

Когда парень остался в темной церкви ночью наедине с панночкой, лежащей в гробу, он очень испугался. Как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Но еще больше он испугался, когда ведьма встала и стала искать его, чтобы отомстить за свою смерть.

Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний. Потом она позвала на помощь всю нечисть, и, в конце концов, с помощью Вия, демонического славянского существа, нечистые одолели юношу.

Вывод:

Хому победил его собственный страх, он боялся ведьму и нечистую силу, и хотя находился в храме, не мог найти для себя спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своими страхами, и тогда он станет непобедим.

Это интересно: Повесть «Шинель» была впервые опубликована в 1843 году. Для детального ознакомления с сутью произведения предлагаем прочитать краткое содержание «Шинели» Гоголя. Она рассказывает о жизни «маленького человека» в обществе. Он всем безразличен, но искренне любит свою маленькую должность. Лишь одно обстоятельство выдергивает его из привычного уклада жизни: покупка новой шинели.

Короткий пересказ «Вий»

Краткое содержание «Вий» Гоголь:

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха.

Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает.

Со скоростью молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.

Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг.

Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери.

Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма.

Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него.

Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Главная мысль:

Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в состав цикла «Миргород». События в книге «Тарас Бульба» разворачиваются примерно в XVII веке. Для более глубокого понимания повести Гоголя «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приведено ниже. Интересно, что сам автор часто упоминает XV век, подчёркивая таким образом фантастичность повести.

Сюжет повести «Вий» Гоголь

«Вий» Гоголь краткое содержание произведения:

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих».

Хома понял, что старуха ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков.

По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он».

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами». Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу.

В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга. «Гроб грянулся на середине церкви», из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе». «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ» – «страх загорался в нем».

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте». Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания». По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха, и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель и в церковь влетела «несметная сила чудовищ».

По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!». Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!», и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги».

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся».

Заключение

Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.

Читайте также: Сборник из четырёх повестей, основанных на украинском фольклоре, позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Цикл «Миргород» Гоголь написал в 1835 году.

Видео краткое содержание Вий

Краткое содержание повести «Вий» для читательского дневника расскажет жуткую историю о встрече парубка с ведьмой в образе прелестной панночки.

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

2 года назад · 1768 просмотров

Повесть «Вий» Н.В. Гоголя. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Кратчайшее изложение и подробный пересказ произведения. Советский фильм «Вий».

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Обложка третьего издания повести / Кадр из  фильма «Вий» 1967 года

«Вий» — повесть Н.В. Гоголя, впервые опубликованная в 1835 году в сборнике «Миргород». Это мистическое произведение рассказывает о столкновении киевского семинариста Хомы Брута с нечистой силой.

Содержание

  • Кратчайшее содержание

  • Полный текст и аудиокнига

  • Подробное изложение с цитатами

  • Фильм «Вий» 1967 года

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Кратчайшее содержание

Киевский семинарист Хома Брут, на которого ночью нападает ведьма и катается на нём верхом, до смерти избивает её поленом. Умирая, ведьма превращается в красивую девушку, а парень сбегает.

Вскоре семинариста вызывает к себе богатый пан — сотник, который велит Хоме три ночи подряд читать молитвы над своей умершей дочерью. Покойная девушка оказывается той самой ведьмой. По словам пана, это была её последняя воля.

В первую же ночь мёртвая ведьма встаёт из гроба, но не может увидеть Хому, который очертил подле себя защитный круг и читает молитвы. Во вторую она призывает на помощь нечистую силу. Хома вновь спасается.

На третью ночь чудовища приводят Вия — страшное существо с веками до земли. Вию поднимают веки. Хома не выдерживает и смотрит на монстра. Тогда Вий указывает нечистой силе на семинариста. Утром юношу находят в церкви мёртвым.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст повести Н.В. Гоголя «Вий» доступен в «Викитеке».

В формате аудиокниги произведение можно бесплатно послушать на YouTube.

Подробное изложение с цитатами

Повесть начинается с описания жизни в киевской семинарии. В июне бурсаки-семинаристы расходятся на каникулы по домам или давать уроки детям из богатых семей.

Философ Хома Брут — круглый сирота, он отправляется на каникулы с двумя товарищами. Ночь застает путешественников в поле, но им удается в темноте отыскать одинокий хутор. Хозяйка-старуха нехотя впускает незваных гостей, Брут ложится спать в хлеву.

Ночью к нему приходит старуха. Брут решает, что та добивается от него любви, и пытается отказать. На самом деле хозяйка хутора оказывается ведьмой. Она вскакивает на спину семинаристу, бьёт его метлой, и вот тот несёт её по полям, словно конь.

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Кадр из фильма «Вий»

Измученный гонкой Хома припоминает всевозможные молитвы, сбрасывает с себя старуху и сам влезает ей на спину.

Он схватил лежавшее на дороге полено и начал им со всех сил колотить старуху. Дикие вопли издала она; сначала были они сердиты и угрожающи, потом становились слабее, приятнее, чаще, и потом уже тихо, едва звенели, как тонкие серебряные колокольчики, и заронялись ему в душу; и невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? «Ох, не могу больше!» — произнесла она в изнеможении и упала на землю.

Умирающая ведьма превращается в прекрасную молодую девушку. Хома Брут бросается бежать. Он возвращается в семинарию.

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Кадр из фильма «Вий»

Спустя некоторое время незнакомый сотник присылает к ректору бурсы своих людей, требуя срочно прислать философа Брута. Выясняется, что его дочь умирает и хочет, чтобы молитвы над ней читал именно Хома Брут.

Хома отказывается ехать, но его заставляют. По дороге он крепко выпивает с сопровождающими казаками и едва не уговаривает отпустить его. Тем не менее, его привозят на хутор сотника. Там выясняется, что панночка — дочь пана сотника — умерла.

Сотник велит Бруту три ночи читать молитвы над гробом покойной дочери, потому что так просила перед кончиной она сама:

«Уж как ты себе хочешь, только я всё, что завещала мне моя голубка, исполню, ничего не пожалея. И когда ты с сего дня три ночи совершишь, как следует, над нею молитвы, то я награжу тебя; а не то — и самому черту не советую рассердить меня».

Хоме страшно, но делать нечего. Он утешает себя тем, что получит награду: «Три ночи как-нибудь отработаю, — подумал философ, — зато пан набьёт мне оба кармана чистыми червонцами».

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Кадр из фильма «Вий»

Взглянув на гроб покойницы, семинарист узнаёт в ней девушку-ведьму, которую убил поленом. Ночью гроб с телом относят в деревянную церковь на краю хутора. Казаки рассказывают, что панночка была ведьмой: погубила псаря Микиту, катаясь на нём верхом, и загрызла казачку Шепчиху с ребёнком, обернувшись собакой.

Хома Брут идет к покойнице. Он расставляет свечи по всей церкви и успокаивает себя словами, что молитвы защитят его от нечистой силы. Но всё же в голове у него крутится мысль: а вдруг панночка сейчас встанет из гроба? И она встает.

Она приподняла голову…
Он дико взглянул и протёр глаза. Но она точно уже не лежит, а сидит в своём гробе. Он отвёл глаза свои и опять с ужасом обратил на гроб. Она встала… идёт по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь.

Хома Брут очерчивает подле себя круг, читает молитвы и заклинания, которым его однажды научил знающий монах. Ведьма подходит к самому кругу, но не может переступить черту, не может увидеть семинариста. Разозлённая, она ложится обратно в гроб. На заре Брут покидает церковь.

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Кадр из фильма «Вий» 1967 года

После обеда Хома приходит в хорошее расположение духа, но к вечеру вновь становится мрачен. Пора возвращаться в церковь на вторую ночь.

Брут вновь очерчивает круг и читает молитвы. Когда он поднимает глаза, то видит: «Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мёртвые, позеленевшие глаза».

Ведьма начинает произносить заклятия, к церкви слетается нечистая сила и ломится внутрь. Хома Брут, зажмурив глаза, читает молитвы до первых криков петуха. На рассвете его находят едва живым от страха. Волосы на голове парня за ночь поседели.

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Кадр из фильма «Вий» 1967 года

Брут идет к пану и рассказывает, что покойница «пустила к себе сатану», отказывается читать молитвы дальше. Но непреклонный сотник велит читать и в третью ночь, грозя страшным наказанием и суля большие деньги. Тогда Хома Брут пытается бежать, но его догоняет и возвращает на хутор один из казаков.

Вернувшись на панский хутор, Брут требует музыкантов и долго пляшет, а затем, обессилев, засыпает.

Наступает третья ночь. Хома снова в церкви, он очерчивает круг и читает молитвы. Сорвав железную крышку, из гроба поднимается покойница-ведьма. Церковь наполняется нечистой силой:

Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Всё летало и носилось, ища повсюду философа.

Но никто из чудовищ не может обнаружить Хому, защищённого молитвами и волшебным кругом. Тогда ведьма велит: «Приведите Вия! ступайте за Вием!»

В церковь входит главный из монстров с железным лицом и веками до самой земли — Вий. «Подымите мне веки: не вижу!» — требует он. Внутренний голос велит Хоме Бруту: «Не гляди!». Но он не выдерживает и смотрит. В этот миг Вий железным пальцем указывает чудовищам на семинариста: «Вот он!».

Нечистая сила кидается на Брута, и он умирает от страха.

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Кадр из фильма «Вий» 1967 года

Чудовища пропускают второй крик петуха и не успевают покинуть церковь до рассвета. Они пытаются бежать, но застревают в дверях и окнах навсегда. Священник не решается более служить в посрамлённом храме. Церковь так навеки и остаётся брошенной, заросшей лесом и бурьяном; «и никто не найдёт теперь к ней дороги».

Два друга Хомы Брута из киевской семинарии, узнав о случившемся, обсуждают смерть товарища:

— Славный был человек Хома! Знатный был человек! А пропал ни за что.

— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать.

«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм

Кадр из фильма «Вий» 1967 года

Фильм «Вий» 1967 года

В 1967 году по повести Гоголя был снят фильм «Вий» (режиссеры — Константин Ершов и Георгий Кропачёв). Картина стала одним из популярнейших фильмов 1968 года: в советских кинотеатрах её посмотрели 32,6 миллиона раз.

Роль Хомы Брута исполнил Леонид Куравлёв, роль ведьмы-панночки — Наталья Варлей.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по повести «Вий» Гоголя
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

В Киевской семинарии наступили летние вакансии (каникулы) и бурсаков отпустили по домам. Еду и горилку в дороге им подают сердобольные хуторяне, любившие послушать духовные песни. Три приятеля: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор (ученик помладше) Тиберий Горобець к ночи заблудились. И пришлось бы оголодавшим бурсакам ночевать в степи – да вдали показался хуторок. Хозяйкой хаты оказалась бабуся в тулупе. Постояльцев у нее и так было хоть отбавляй, но она пустила и бурсаков. Правда, положила их в разных местах. Хому, к примеру, в хлеву. Только он прикорнул, как вошла бабуся. И так она тянула к нему руки, что решил бурсак, что приглянулся ей. Встретил он ее жуткий взгляд – и обмяк. Бабуся оседлала парня, огрела его метлой и на нем, как на коне, поднялась в воздух. «Эге, да это ведьма».

Он молился, заклинал нечистую силу – и старуха ослабила хватку. Хома сбросил ведьму, вскочил ей самой на спину, и избил почти до смерти поленом. На рассвете разглядел злодейку и обомлел: перед ним, умываясь слезами, лежала девушка небывалой, сверкающей красоты. Хома и домой передумал идти – кинулся обратно в Киев.

Там его обрадовал ректор: один богатый сотник хочет исполнить последнюю волю своей умирающей дочки. А воля ее в том, чтобы отходную молитву по ней и все положенные после смерти молитвы читал киевский бурсак Хома Брут. Хотел парень отказаться и даже бежать, но за ним зорко следили. Козаки усадили его в экипаж и тронулись в путь.

Отходную читать не пришлось: панночка скончалась. Сотник выпытывал у философа, где тот свел знакомство с его дочкой. Тот уверял, что впервые о ней слышит. Отец повел его в комнату, где покоилась умершая. Как живая, лежала перед ним красавица. Хома признал в ней ведьму – ту самую, которую он собственноручно убил.

Обещанные червонцы больше не прельщали Хому. А от козаков он узнал, как погиб влюбленный в панночку-ведьму парень, как она, словно упырь, пила кровь младенца. К ночи козаки заперли философа в деревянной церквушке. Лицо покойницы притягивало его, и Хома невольно посматривал на нее. Страшная мысль шевелилась в нем: «Что, если встанет она?» И мертвая приподнялась в гробу, а после, не открывая глаз, вытянув руки, пошла к философу. Он едва успел очертить вокруг себя круг (такой совет ему дал в свое время один монах). Под чтение молитв ведьма, стуча зубами, силится переступить черту, потом летает в гробе по храму. Под крик петуха, распугивающего нечисть, труп укладывается в гроб.

На вторую ночь Хома думает ни на что не обращать внимания и дотерпеть до утра. Мертвая встала у круга и в ответ на молитвы захрипела заклинания. В церкви поднялась буря, как от крыльев невидимых птиц. Грозная сила ломилась с улицы. И вновь Хому выручил крик петуха. Утром поседевший от страха Хома объявил пану сотнику, что дочь его – сущая ведьма и третью ночь он читать по ней не будет. Тот рассердился и хотел выпороть бурсака. Побег его тоже не удался: поймали.

В последнюю ночь в мертвой тишине треснула крышка гроба, и посиневшая ведьма завизжала, вызывая нечистую силу. Двери распахнулись – и церковь наполнилась чудовищами. Философ лишь твердил «как попало молитвы». Панночка потребовала привести Вия. Тяжело ступая, вошел в церковь некий приземистый, весь в комьях земли, человек с лицом из железа. Его «длинные веки опущены были до земли». Чудовище требует поднять себе веки. Философ не вытерпел и встретился с ним взглядом.

Вий указал на него пальцем. Нечисть пересекла заветную черту, но Хома уже испустил дух от страха. Второй раз прокричал петух: первый крик в эту ночь не имел силы. Бегущие чудовища застряли в окнах и дверях. Оскверненный храм был позабыт людьми.

В Киеве Халява (теперь звонарь) и Горобец (уже философ) за кружкой хмельного поминают Хому, которого сгубил страх.

Читательский дневник по повести «Вий» Гоголя

Сюжет

Три киевских бурсака из семинарии спешат домой на каникулы. На хуторе богослова Халяву, философа Хому Брута и ритора Тиберия Горобца на ночевку берет старуха. Ночью она приходит в хлев к Хоме и скачет на нем, как на коне, в небо. От молитв ее сила слабеет, Хома сам хватает ведьму и бьет изо всех сил поленом. Только это уже не старуха, а молодая красавица. Перед смертью она просит отца, чтобы о ее душе три дня молился именно Хома. Того запирают в церкви. Хома в круге на полу читает молитвы. Ведьма не может его ни увидеть, ни пересечь черту. Крик петуха разгоняет наваждение. На вторую ночь круг осаждают чудовища. На третью приходит Вий, начальник гномов, способный увидеть Хому. Ему поднимают веки – Хома смотрит на него. Чудовища хотят его растерзать, но Хома уже мертв от страха. Петушиный крик гонит бесовскую силу прочь.

Отзыв

Колоритные картины украинской жизни того времени, яркие описания природы, контраст добра и зла, фантастического и бытового мира, суеверий и веры, трагического и комического. «Говорящие» имена главных героев. Страх и слабость духа как причина гибели. Тема ответственности за свои поступки.

Очень краткий пересказ повести «Вий»

Сюжет разворачивается на одном из хуторов в окрестностях Киева. Ученик бурсы Хома Брут и его двое товарищей решили заняться репетиторской подработкой. Хома сталкивается со странной старухой, усмиряет ведьму, и она превращается в прекрасную девушку. После данного случая она умирает, но перед смертью просит своего отца пана, чтобы бурсак Хома читал над её гробом молитвы три ночи подряд. Получив задание от пана, Хома принимается за дело, но закончить начатое у него не получается, в конце третьей ночи, взглянув на страшного Вия, Хома погибает.

Главные герои

Хома Брут

Бурсак Хома, главный герой «Вия», вместе с друзьями отправился на каникулы, чтобы заработать дополнительными уроками. Это веселый и общительный человек, любит полежать и покурить. Если выпивал, то ему нужна была музыка, он любит хорошо повеселиться. Жизнерадостный и энергичный, он предпочитает мирские земные удовольствия. К наукам относится безответственно, часто заслуживает наказания. На хуторе, где они остановились, философ был выбран ведьмой, и она оседлала его, чтобы полетать по воздуху. Хома заклинаниями смог с ней справиться, сам оседлал ее, и исколотил поленом.

Панночка

Дочь пана, местная ведьма, которая уже многих хуторян довела до смерти. По ее вине сгорел псарь, умерла мать ребенка, из которого ведьма выпила кровь. Явилась Хоме в образе старухи, оседлав бурсака, отправилась в полет. После превратилась в красивую девушку. От побоев заболела, перед смертью попросила отца, чтобы он вызвал Хому Брута для чтения молитв над ней. Каждую ночь она встает из гроба, и хочет поймать Хому. Ей это не удается, потому что философ очертил вокруг себя круг.

Вий

В произведении «Вий» герой, которого призвали на помощь в поисках Хомы нечистые духи. Мифический персонаж с железным лицом, весь засыпан черной землей. У него длинные железные пальцы, и огромные, до самой земли, веки. Вий считается главным начальником в стране гномов. Чтобы кого-нибудь увидеть, Вий зовет на помощь нечистую силу, чтобы ему помогли поднять его страшные веки.

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Вий»

Главные герои повести «Вий»:

  • Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
  • Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
  • Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.

Второстепенные персонажи повести «Вий»:

  • Богослов по прозвищу Халява – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
  • Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  • Пан-сотник – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.

Сюжет

Три студента киевской бурсы отправились на каникулы заняться репетиторством. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, по странной воле старухи-хозяйки получил место для ночлега в хлеву. Готовясь в темноте ко сну, Хома был напуган неожиданным визитом хозяйки, та вскочила на него верхом и поскакала по полям и буеракам. Измученный Хома стал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы слабеют. Одна из молитв помогла ему освободиться. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять её, охаживая поленом. К утру чары окончательно развеялись, и старуха превратилась в прекрасную панночку, в полном изнеможении упавшую на землю.

Хома Брут, потрясённый случившимся, решил не заниматься репетиторством, а вернуться в Киев и провести каникулы в пустом общежитии бурсы. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некому богатому сотнику, чтобы читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая своё недавнее приключение, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника, и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что эта та самая панночка, которая скакала на нем.

Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма пыталась прорваться через круг, оберегавший Хому, в гробу, на котором она летала по церкви, но опять у неё ничего не вышло. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший — перед тем, как улечься обратно в гроб, ведьма наложила на него заклятие. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки.

Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб перед последним голосом петуха, означавшего начало дня. Нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.

Другие два бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался и не посмотрел в глаза Вию, то спасся бы.

Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Вий» подробно по главам

Глава 1

Читатель знакомится с бытом и нравами киевской бурсы и семинарии. Не обходилось без традиционных драк, из-за коих у риторов оставались знаки на лице вроде распухшей губы или «фонаря» под глазом. Без воровства не обходилось – ибо бурсаки и семинаристы были бедны, как церковные мыши.

Когда же начиналось лето, учёба заканчивалась, и бурсаки с семинаристами начинали искать себе работу. Обычно это было репетиторство.

Глава 2

Три товарища-бурсака – философ-весельчак Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобець, богослов по прозвищу Халява – свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было заниматься репетитором. Ритор был отчаянным забиякой, богослов – клептоманом, кравшим всё, что подворачивалось под руку, а Хома – философом, чей девиз звучал так: «чему быть – того не миновать».

Постепенно догорела вечерняя заря, а хутора всё не видно. И когда уже была глубокая ночь, приятели наконец-то дошли до хутора. Там была всего лишь пара хат, а когда бурсаки постучали в ворота – появилась старуха. Сумев-таки уломать её, приятели получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда, в разных местах.

Глава 3

Хому ждал тот ещё сюрприз: старуха вошла в хлев, и так посмотрела, что несчастный философ оказался заколдован. Оседлав его, как коня, ведьма пришпорила Брута метлой. И лишь во время бега, когда остановиться было невозможно, понял Хома, что попал под хватку настоящей ведьмы. Правда, с помощью фраз-заклятий философ сумел усмирить несносную наездницу, а затем сам оседлал её. Однако неприятности лишь продолжались, и кончились в тот момент, когда невольный наездник отдубасил ведьму поленом. Настал рассвет, и старуха превратилась в молодую прекрасную девушку. Перепуганный Хома бежал со всех ног в хуторок.

Сумев нормально поесть и завалившись в трактир, молодой философ позабыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отцовский дом, причём девушка была до полусмерти избита. Девушка при смерти, и её последнее желание – пусть её отпоёт Хома Брут, и пусть он же молится три ночи после её кончины. Сотник дал задание казакам: привести Хому.

Глава 4

По дороге Хома узнал о том, что девушка умерла. На душе философа скребли кошки, и Брут понимал, что дело плохо. И когда он увидел умершую панночку и внимательно присмотрелся – с ужасом узнал в ней ведьму. Сам сотник жалел о том, что не знает, кто именно погубил его дочь. Да только читатели догадались, что именно Хома Брут и стал тем самым убийцей.

Узнав о том, какие страшные злодейства творила роковая красавица, сколько людей погибло от её каверз, философ изрядно нервничал перед ночной службой. Когда церковь заперли, Хома зажёг свечи, и начал читать молитвы. Вскоре стряслась напасть: ведьма вылезла из гроба, и Хома очертил мелом круг, встав внутри него, и начал говорить заклятия. Не прорвавшись через круг, ведьма вернулась в гроб. И тут вдруг началась свистопляска: гроб летал по всей церкви.

Запели петухи, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.

Глава 5

На вторую ночь главный герой столкнулся с новой напастью: ведьма своими заклинаниями призывала нечистую силу и одновременно проклинала Хому, голос ведьмы наводил ужас. Когда всё закончилось, философ едва дышал. Когда двери церкви открылись, и казаки довели Брута до поместья сотника, Хома узнал о том, что поседел из-за проклятия ведьмы. Решил бурсак вернуться в Киев, однако суровый сотник чётко объяснил, что у парня нет выбора: либо по-хорошему отслужит третью ночь, либо будет выпорот и насильно загнан в церковь.

Попытка бегства оказалась напрасной, и в конце концов пришлось служить. И в этот раз в церковь ворвалась нечистая сила, а затем ведьма приказала позвать Вия. Пришёл ужасный человек, невысокого роста, ступавший по-медвежьи. Это и был Вий. И когда ему подняли веки, Хома не смог бороться с опасным искушением и посмотрел на чудовище. Увидел Вий противника и указал на него, напала нечисть, и Хома умер от страха.

Глава 6

Халява и Тиберий Горобець узнали о гибели Хомы Брута и пошли в кабак помянуть товарища. Обменялись они мнениями, и Тиберий сделал вывод, что именно страх и погубил Хому Брута.

«Вий»: краткое содержание повести

Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.

Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму. За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель В. М. Сотников

Тематика и основная мысль

Если произвести анализ произведения «Вий», то становится понятным, что как бы ни было оно напичкано мистическими картинами, суть проблематики вполне ясна — конфронтация добра и зла. Однако Гоголь рассматривает её со своей точки зрения — борьба этих стихий за человеческую душу. Зло одерживает победу, из-за того, что личность не может найти в себе достаточно и сил для достойного противостояния.

Основная тема — это сочинённые народом сказания, одно из которых и было использовано в этом удивительном сочинении. Автор произвёл подробное описание тёмных сил и всяческих способов противостоять им. По сути, они и являются основными героями повести Вий. Паночка — типичный пример ведьмы, встречающийся во множестве народных сказок и поверий, символизирует зло и выглядит просто великолепно. Обращаясь к столь старинным образам, автор наглядно показал своё уважение к национальной культуре.

В своём произведении Гоголь стремится показать, насколько в борьбе со злом важны личные качества. Если человек безволен и ровным счётом ничего из себя не представляет — это лёгкая добыча для чудовищ. Без проявления собственной воли ему не помогут даже светлые силы. Главный герой привык плыть по течению, он не боролся за своё существование и пал перед взглядом страшного чудовища с невероятно огромными веками.

Восприятие произведения «Вий» довольно неоднозначно. Кто-то видит в нём только мистику и фильм ужасов. Более глубокие исследователи творчества писателя воспринимают повесть, как своеобразное метафорическое послание, отражающее сложный внутренний мир писателя.

Повесть Н.В. Гоголя «Вий» входит в сборник «Миргород». В отличие от трех других произведений цикла в ней зло персонифицировано при помощи мифологических образов Вия и панночки. Краткое содержание повести Гоголя «Вий»

Главные персонажи

  • Хома Брут – семинарист
  • Панночка – умершая дочь местного сотника
  • Вий – существо славянской мифологии, изображается обычно с веками до пят.

Второстепенные персонажи

  • Сотник – отец Панночки
  • Халява – звонарь в церкви, друг Хомы
  • Тиберий Горобець – друг Хомы

Краткое содержание

Каждое утро звон семинарского колокола Братского монастыря собирал со всего Киева школьников. В это же время начинал обыкновенно свою работу рынок, где торговки наперебой завлекали покупателей-семинаристов то бубликами, то маковниками. По приходу в семинарию, шумная толпа размещалась по классам в ожидании профессоров. Но самым ожидаемым событием для семинаристов были каникулы, которые начинались с июня. В это время все семинаристы отправлялись по домам. Из Киева пешком шли ученики все вместе, но вот три бурсака свернули с главной дороги к своему дому. Были это три друга – Халява, Хома Брут и Горобець. Идти им еще было довольно долго, а съестные припасы заканчивались, потому решено было разжиться хоть чем-нибудь в ближайшей деревне.

Как стемнело, очутились бурсаки на хуторе, да повстречали старуху. Стали друзья проситься к ней на ночлег, но та мало доверяла бурсакам, считая их пьяницами. Однако вскоре старуха сдалась и оставила хлопцев ночевать, но при одном уговоре, что спать они будут все в разных местах.

Хому отправила старуха спать в старый хлев. Тот кое как в нем разместился, но, уже засыпая, увидел, что приближается к нему старуха, глаза ее странно блестят. Принялся было Хома от нее убегать, да та начала хватать его и гнать метлой. А после и вовсе оседлала его, а Хома пустился вскачь как жеребец против своей воли. Тут понял Хома, что старуха та ведьма, да и начал усиленно молиться. Вмиг силы стали покидать ведьму, а Хома, заметив это, забрался к ней на спину и принялся подгонять ее поленом. Ведьма повалилась на землю, застонала. Тут начало светать, и Хома увидел, что перед ним не старуха лежит, а молодая девушка. Что было сил пустился он в Киев, решив не возвращаться на хутор.

Тем временем по хутору пронеслась весть, что ночью произошло убийство, и погибла дочь сотника. А еще люди говорили, что умирая девушка просила, чтоб три дня и три ночи читал по ней молитвы бурсак из Киева – Хома Брут.

Весть эта дошла до ректора семинарии, и тот отправил Хому на хутор. Привезли казаки семинариста к отцу умершей, тот начал выспрашивать у него, откуда ему знакома его дочь, и почему выбрала именно его для отпевания в церкви. Хома, испугавшись сотника, говорил, что никогда не был знаком с панночкой, ведь о том случае, что случился с ним на хуторе он и думать забыл. Но когда отец умершей привел его к дочери, то Хома, ужаснувшись, узнал в ней ту самую ведьму, которую избил ночью поленом.

Пришло время ужина. Казаки между делом принялись рассказывать о панночке разные истории, из чего все поняли, что девушка общалась с нечистью. Ближе к ночи отвели Хому в церковь, где находился и гроб с умершей панночкой. Хоме в храме было как-то не по себе, все ему казалось, что панночка наблюдает за ним. Внезапно увидел Хома, что ведьма поднялась из гроба и двинулась прямо на него.

Хома, торопясь, нарисовал вокруг себя защитный круг и начал молиться. И вправду – ведьме не удавалось проникнуть внутрь круга. Ближе к утру панночка вновь легла в гроб, который тут же начал кружить по церкви. Но и таким образом, ведьма не смогла дотронуться до Хомы.

С первыми криками петухов все проделки ведьмы прекратились – она вновь улеглась в гроб, крышка которого мгновенно закрылась. Весь день семинарист пытался прийти в себя после ужасающих ночных событий, чего он только не делал – гулял по хуторам и даже пил горилку. Однако к ночи настроение его становилось все хуже и хуже. Когда второй раз проводили его до церкви, то он сразу решил начертить защитный круг вокруг себя, да и начал молиться. Вдруг он заметил, что панночка стоит у самой черты круга, протягивает к нему руки и произносит какие-то заклинания. Церковь в этот момент будто бы затряслась, кто-то стал колотить в окна, пытаясь попасть внутрь. Хома с еще большим усердием молился пока не послышался крик петуха, и все колдовство не пропало.

Когда утром за Хомой пришли казаки, то увидели его полностью седым. Решил тогда семинарист просить сотника завершить отпевание, но отец панночки наотрез отказывался и просил выдержать еще один день.

В третью ночь все повторилось – семинарист начертил круг и начал читать молитвы, когда крышка гроба открылась, и панночка начала колдовать. По церкви гулял ветер, срывая двери и распахивая настежь окна, иконы падали со стен. Заметил Хома, что отовсюду в церковь собирается нечисть. Вдруг панночка начала звать Вия, который не замедлил появиться. Было это невысокое, крепко сложенное существо, веки которого были такими длинными, что доходили до пола. Вий требовал, чтоб ему подняли веки. Тут Хома сообразил, что нужно постараться не смотреть на это чудовище. Но недолго хлопец продержался – взглянул на Вия, а тот направил на него свой палец и что-то прокричал. Вмиг вся нечистая сила набросилась на Хому, а тот сразу и умер. После крика петуха нечисть попыталась убежать из церкви, да уже рассвело, потому так и стоит по сей день эта церковь покинутой, с запертой внутри нее нечистой силою.

А друзья Хомы – Халява и Горобець как-то помянули в шинке погибшего, решили, что погиб он от того, что ведьмы испугался.

  • Краткое содержание рассказа афанасия никитина хождение за три моря
  • Краткое содержание рассказа вечера на хуторе близ диканьки
  • Краткое содержание рассказа ася тургенева
  • Краткое содержание рассказа ася тургенев
  • Краткое содержание рассказа астафьева фотография на которой меня нет