Содержание:
- 1 Читательский дневник по повести «Юрьевская прорубь» Вронского
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Вступление
После победы крестоносцев город Юрьев, где русские по-братски жили с чудинами (эстонцами), стал немецким Дерптом. Но в городе сохранилась слобода Русский конец. О ней и событиях 1471-72 г.г. идет речь в повести.
Глава 1. В доме Георга Фекингузена
Немецкий мальчик Мартин – сирота и внук купца Фекингузена по прозвищу Трясоголов. Однажды, убегая от мальчишек, Мартин оказывается в Русском конце. Там ему на выручку пришел незнакомый мальчик. Это был Николка Платонов, сын серебряника Варфоломея. Ребята подружились.
Глава 2. В городе Юрьеве
Мартин бегает к другу тайком, мимо собора и замка епископа, угощает его дорогим сахарком, лезет на голубятню Николки.
Глава 3. На Омовже
Ребята проводят день на речке. Николка мечтает отправиться в Индию, как когда-то путешественник Козьма Индикоплов, где столько чудес и сокровищ.
Глава 4. Трифон Аристов
В избе Платоновых ребята с печки слушают, как гость купец Трифон Аристов описывает свое чудесное спасение от потопления святым Николой-угодником. Теперь у него заказ для Варфоломея: лампада в храм.
Глава 5. Дева Ключница
Николка учит Мартына русскому языку. Оба мечтают взять подземные сокровища собора, которые стережет Дева Ключница, чтобы купить корабль.
Глава 6. Голубятня
В голубятне Николка объясняет, что есть голуби-гонцы (почтовые). Есть у него голуби купца Аристова из Пскова. Если что, они мигом во Псков, на родину, долетят.
Глава 7. Трифонова лампада
Мартин наказан дедом из-за уроков. После чего бежит к другу. И видит, как мастер Варфоломей с подручным чудином Яном создает лампаду для Никольской церкви.
Глава 8. Домский собор
В новогоднюю ночь (в сентябре) оба друга идут брать сокровища собора.
Глава 9. Ростовщик и его гость
Ребята подслушали, как сторожу собора слуга епископа Томас открыл тайну: зимой магистр Ливонского ордена фон дер Борх с огромным войском возьмет Псков.
Глава 10. Псковские гонцы
Дома праздник, а Николке страшно: скоро не станет великого города Пскова, связи слободы со всей Русской землей. Побоявшись, что тайна навредит слободе и отцу, он хочет отправить во Псков голубя-гонца с письмом.
Глава 11. Тайна кожаного мешка
Мартин забыл у собора мешок. Дед стал искать вора в лавке. Пришлось мальчику побороть свой страх и сходить среди ночи за мешком. Только вот дед об этом узнал.
Глава 12. Грамотка
Грамотку псковичам о стотысячном нашествии по-немецки пишет Мартин под диктовку Николки. Они вместе выпускают голубя.
Глава 13. Осень
Осень Мартин провел за учебой и чтением Библии. Не заметив слежки деда, сбегал на голубятню к Николке.
Глава 14. Ледяная купель
Ребята бегут на речку Омовжу кататься на коньках – и Мартин проваливается под лед. Николка его вытащил. И пошутил, что Мартын раньше всех в крещенскую купель окунулся. Для Николки Мартин как брат. Жаль, что разной веры.
Глава 15. Рождественская ярмарка
На ярмарке мало купцов. Все знают о войне. Псков уже вызвал на помощь Новгород и Москву. Разъяренный магистр объявил, что повесит того, кто «выдал русским тайну». Купец Аристов благодарит семью Платоновых за грамотку. Он хочет взять Николку с собой в Псков.
Глава 16. В опочивальне епископа
Немецкий епископ уверен, что тайну раскрыл голубь русского. Через слугу Томаса он хочет сорвать крещенские купания, арестовать людей.
Глава 17. Иордань
Русские пришли к проруби крестным ходом. Следом – сотня рыцарей. Среди них Томас, укравший лампаду купца Аристова. Купец в драке убил Томаса. Рыцари заперли русских в подземелье.
Глава 18. Мартин признается
Мартин переживает, что Николка в темнице. Дед уже знает об их дружбе. Мартин признается деду, что он писал ту грамотку в Псков, и если Николку будут мучить – пусть и его тоже. Выведав все, дед идет к епископу.
Глава 19. Трясоголов и епископ
Епископ уже пожалел о захвате русских. Москва может отомстить за заключенных. Но пришедший Трясоголов посоветовал казнить русских как еретиков, а изменником среди немцев объявить Томаса.
Глава 20. Бунт Мартина
Мартин понял, что зря рассказал деду о том, что они с Николкой известили псковичей о нападении рыцарей. Мальчик хочет бежать из дома, умолять епископа о прощении русских, а если оно невозможно – умереть с ними. Побег не удался, Мартина выпороли. Но он уже ничего на свете не боится.
Глава 21. Судилище
Епископ приговаривает 73 русских к смертной казни через утопление в проруби за православную веру, в которую они могли своим примером обратить эстонцев. Среди смертников – священник Исидор, много женщин и детей.
Заключение
После каждой жертвы над прорубью ниоткуда появлялся белый голубь. Они улетели целой стаей. Маленький Саввушка, брат Николки, сам шагнул в прорубь за матерью. Весной нетленные тела мучеников нашли на берегу. Их погребли возле храма. А потом прославили как святых. Пока Мартин учился в Трире, дед его умер. Мартин стал православным и служил московскому князю.
Читательский дневник по повести «Юрьевская прорубь» Вронского
Сюжет
Русский Юрьев под властью немцев стал Дерптом. Но в нем осталась слобода Русский конец. В 1471-72 г.г. Немецкий мальчик сирота Мартин Фекингузен, живший здесь с дедом-купцом Трясоголовом, дружит с Николкой Платоновым, сыном серебряника. Мечтая купить корабль, оба среди ночи ищут клад под собором. И слышат, как сторож со слугой Томасом обсуждают зимнее нападение рыцарей Ливонского ордена на Псков. Мартин предупреждает псковичей письмом, Николка отправляет его с голубем-гонцом. Псков зовет на помощь Москву. Немцы ищут тех, кто выдал тайну, хватают русских у проруби на Крещенье. За кражу лампады купец Трифон Аристов убивает Томаса. Мартин объявляет деду, что тоже виноват и готов умереть за это. В страхе дед просит епископа поскорей казнить русских как еретиков. В проруби топят 73 человек. Над местом казни собирается стая белых голубей. Позже жертв прославили как мучеников за веру. Мартин сам стал православным и служил князю в Москве.
Отзыв
Повесть основана на реальных исторических событиях. В те годы немцы убили 73 русских во главе со священником Исидором за православную веру. Епископ Дерпта, Трясоголов, магистр Ливонского ордена – также реальные деятели тех лет. Верно изложена история города Юрьева, описаны достопримечательности города. Автор также правдиво описывает жизнь русской слободки конца 15 века.
«Бунт Мартина» – одна из ключевых глав. В ней мальчик побеждает все страхи, готов разделить ответственность вместе с другом, теряет уважение к деду-обманщику. На характер Мартина влияет бесстрашие и отзывчивость Николки. Мартину ясно, что эти люди страдают без вины, за правду, за помощь своим, за веру. Повесть учит искать настоящих друзей, бороться со своими страхами, стоять за правду, жить по совести, быть стойким, верным, честным.
Вступление
После победы крестоносцев город Юрьев, где русские по-братски жили с чудинами (эстонцами), стал немецким Дерптом. Но в городе сохранилась слобода Русский конец. О ней и событиях 1471-72 г.г. идет речь в повести.
Глава 1. В доме Георга Фекингузена
Немецкий мальчик Мартин – сирота и внук купца Фекингузена по прозвищу Трясоголов. Однажды, убегая от мальчишек, Мартин оказывается в Русском конце. Там ему на выручку пришел незнакомый мальчик. Это был Николка Платонов, сын серебряника Варфоломея. Ребята подружились.
Глава 2. В городе Юрьеве
Мартин бегает к другу тайком, мимо собора и замка епископа, угощает его дорогим сахарком, лезет на голубятню Николки.
Глава 3. На Омовже
Ребята проводят день на речке. Николка мечтает отправиться в Индию, как когда-то путешественник Козьма Индикоплов, где столько чудес и сокровищ.
Глава 4. Трифон Аристов
В избе Платоновых ребята с печки слушают, как гость купец Трифон Аристов описывает свое чудесное спасение от потопления святым Николой-угодником. Теперь у него заказ для Варфоломея: лампада в храм.
Глава 5. Дева Ключница
Николка учит Мартына русскому языку. Оба мечтают взять подземные сокровища собора, которые стережет Дева Ключница, чтобы купить корабль.
Глава 6. Голубятня
В голубятне Николка объясняет, что есть голуби-гонцы (почтовые). Есть у него голуби купца Аристова из Пскова. Если что, они мигом во Псков, на родину, долетят.
Глава 7. Трифонова лампада
Мартин наказан дедом из-за уроков. После чего бежит к другу. И видит, как мастер Варфоломей с подручным чудином Яном создает лампаду для Никольской церкви.
Глава 8. Домский собор
В новогоднюю ночь (в сентябре) оба друга идут брать сокровища собора.
Глава 9. Ростовщик и его гость
Ребята подслушали, как сторожу собора слуга епископа Томас открыл тайну: зимой магистр Ливонского ордена фон дер Борх с огромным войском возьмет Псков.
Глава 10. Псковские гонцы
Дома праздник, а Николке страшно: скоро не станет великого города Пскова, связи слободы со всей Русской землей. Побоявшись, что тайна навредит слободе и отцу, он хочет отправить во Псков голубя-гонца с письмом.
Глава 11. Тайна кожаного мешка
Мартин забыл у собора мешок. Дед стал искать вора в лавке. Пришлось мальчику побороть свой страх и сходить среди ночи за мешком. Только вот дед об этом узнал.
Глава 12. Грамотка
Грамотку псковичам о стотысячном нашествии по-немецки пишет Мартин под диктовку Николки. Они вместе выпускают голубя.
Глава 13. Осень
Осень Мартин провел за учебой и чтением Библии. Не заметив слежки деда, сбегал на голубятню к Николке.
Глава 14. Ледяная купель
Ребята бегут на речку Омовжу кататься на коньках – и Мартин проваливается под лед. Николка его вытащил. И пошутил, что Мартын раньше всех в крещенскую купель окунулся. Для Николки Мартин как брат. Жаль, что разной веры.
Глава 15. Рождественская ярмарка
На ярмарке мало купцов. Все знают о войне. Псков уже вызвал на помощь Новгород и Москву. Разъяренный магистр объявил, что повесит того, кто «выдал русским тайну». Купец Аристов благодарит семью Платоновых за грамотку. Он хочет взять Николку с собой в Псков.
Глава 16. В опочивальне епископа
Немецкий епископ уверен, что тайну раскрыл голубь русского. Через слугу Томаса он хочет сорвать крещенские купания, арестовать людей.
Глава 17. Иордань
Русские пришли к проруби крестным ходом. Следом – сотня рыцарей. Среди них Томас, укравший лампаду купца Аристова. Купец в драке убил Томаса. Рыцари заперли русских в подземелье.
Глава 18. Мартин признается
Мартин переживает, что Николка в темнице. Дед уже знает об их дружбе. Мартин признается деду, что он писал ту грамотку в Псков, и если Николку будут мучить – пусть и его тоже. Выведав все, дед идет к епископу.
Глава 19. Трясоголов и епископ
Епископ уже пожалел о захвате русских. Москва может отомстить за заключенных. Но пришедший Трясоголов посоветовал казнить русских как еретиков, а изменником среди немцев объявить Томаса.
Глава 20. Бунт Мартина
Мартин понял, что зря рассказал деду о том, что они с Николкой известили псковичей о нападении рыцарей. Мальчик хочет бежать из дома, умолять епископа о прощении русских, а если оно невозможно – умереть с ними. Побег не удался, Мартина выпороли. Но он уже ничего на свете не боится.
Глава 21. Судилище
Епископ приговаривает 73 русских к смертной казни через утопление в проруби за православную веру, в которую они могли своим примером обратить эстонцев. Среди смертников – священник Исидор, много женщин и детей.
Заключение
После каждой жертвы над прорубью ниоткуда появлялся белый голубь. Они улетели целой стаей. Маленький Саввушка, брат Николки, сам шагнул в прорубь за матерью. Весной нетленные тела мучеников нашли на берегу. Их погребли возле храма. А потом прославили как святых. Пока Мартин учился в Трире, дед его умер. Мартин стал православным и служил московскому князю.
Читательский дневник по повести «Юрьевская прорубь» Вронского
Сюжет
Русский Юрьев под властью немцев стал Дерптом. Но в нем осталась слобода Русский конец. В 1471-72 г.г. Немецкий мальчик сирота Мартин Фекингузен, живший здесь с дедом-купцом Трясоголовом, дружит с Николкой Платоновым, сыном серебряника. Мечтая купить корабль, оба среди ночи ищут клад под собором. И слышат, как сторож со слугой Томасом обсуждают зимнее нападение рыцарей Ливонского ордена на Псков. Мартин предупреждает псковичей письмом, Николка отправляет его с голубем-гонцом. Псков зовет на помощь Москву. Немцы ищут тех, кто выдал тайну, хватают русских у проруби на Крещенье. За кражу лампады купец Трифон Аристов убивает Томаса. Мартин объявляет деду, что тоже виноват и готов умереть за это. В страхе дед просит епископа поскорей казнить русских как еретиков. В проруби топят 73 человек. Над местом казни собирается стая белых голубей. Позже жертв прославили как мучеников за веру. Мартин сам стал православным и служил князю в Москве.
Отзыв
Повесть основана на реальных исторических событиях. В те годы немцы убили 73 русских во главе со священником Исидором за православную веру. Епископ Дерпта, Трясоголов, магистр Ливонского ордена – также реальные деятели тех лет. Верно изложена история города Юрьева, описаны достопримечательности города. Автор также правдиво описывает жизнь русской слободки конца 15 века.
«Бунт Мартина» – одна из ключевых глав. В ней мальчик побеждает все страхи, готов разделить ответственность вместе с другом, теряет уважение к деду-обманщику. На характер Мартина влияет бесстрашие и отзывчивость Николки. Мартину ясно, что эти люди страдают без вины, за правду, за помощь своим, за веру. Повесть учит искать настоящих друзей, бороться со своими страхами, стоять за правду, жить по совести, быть стойким, верным, честным.
Обновлено: 09.01.2023
По прошествии трёх или четырёх недель после того страшного дня Мартину было разрешено выйти на улицу. Он пришёл к Яну, и Ян рассказал ему о казни, которую сам видел. Рассказал, как рыцарь, стоявший возле проруби, взял из рук Николкиной матери Саввушку, когда пришла её очередь шагнуть в прорубь, а Саввушка, увидев, что его мать, вслед за всеми русскими, скрылась в проруби, начал кричать, рваться из рук рыцаря и колотить его кулачком по лицу. Едва рыцарь отпустил Саввушку, как он побежал к проруби, трижды перекрестился и бросился в прорубь вслед за матерью. Яна душили слезы, и он до крови искусал себе руку, чтобы как-нибудь унять их.
Об этой казни много ходило толков и в Юрьеве, и за его пределами. Рассказывали, что каждый раз, как в проруби исчезала очередная жертва, откуда-то выпархивал белоснежный голубь. Рыцари бросались к толпе, смотревшей на казнь, обыскивали людей, но ничего не находили. Однако после гибели следующей жертвы невесть откуда снова взлетал белый голубь. К концу казни над Омовжей кружила целая стая. Когда в проруби скрылся Саввушка и взлетел последний, семьдесят третий голубь, вся стая начала кругами набирать высоту. Голуби летели всё выше, выше и вскоре пропали из глаз.
Еще говорили, что, когда рыцари пришли забирать в пользу епископа имущество казнённых, пустые, оставшиеся без хозяев дома вспыхивали сами собой, едва рыцари приближались к ним. Так и не удалось им ничего взять из вымороченного, то есть ставшего ничьим добра. Пробовали будто бы гасить, но от воды огонь только пуще разгорался. Весь день пылали в Юрьеве огромные костры, и дым ровными столбами поднимался прямо к небу.
А весной, после паводка, в трёх верстах от Юрьева вверх по реке были найдены на берегу лежавшие ликами к востоку нетленные тела всех семидесяти трёх мучеников. Здешние православные погребли их по христианскому обряду в Юрьеве возле церкви Николая-чудотворца.
Епископ выполнил обещание, и Мартина отправили в Трир, в архиепископскую школу. Учился он старательно, хотя душа его и не лежала к наукам, которые там преобладали. Гораздо больше увлекали его упражнения в воинском искусстве и верховой езде. Со временем из Мартина получился рослый и храбрый юноша.
Георгу Фекингузену не удалось вырастить из внука достойного наследника торгового дома Фекингузенов. Окончив Трирскую школу, Мартин вернулся в Юрьев, но прожил здесь недолго. Скоро ему сделалось невыносимо в дедовском доме и в Юрьеве и он отправился в Русскую землю, на службу к великому Московскому князю, где принял православие и со временем прославился ратными подвигами. Но до такого горя Георг Фекингузен, к счастью для него, не дожил — он умер еще за несколько месяцев до возвращения Мартина из Трира.
Память об утоплении в проруби на реке Омовже дерптскими рыцарями семидесяти трёх жителей Русского конца долго жила в народе, да и сейчас ещё можно услышать рассказы об этом событии в городе Тарту, как теперь называют Юрьев.
А прекрасный древний Псков, в котором так и не довелось побывать Николке Платонову, стоит и поныне…
Священномученик Исидор и с ним 72 православных, пострадавших за веру в Юрьеве Лифляндском, причислены Русской православной церковью к лику святых. Их память совершается 8 января (21-го по новому стилю).
Тропарь, глас 2-й:
Страстотерпцы Господни блаженнии, православную веру Христову со дерзновением проповедаете и на судищи учения врагов неправая обличисте, того ради и ввержени бысте, святии, во глубину речную, души же ваша вселишася в небесныя кровы, идеже со святыми предстояще Престола Царя всех Бога, молитеся Ему за вся православные люди, подвиги ваша честно почитающий.
Мученик Христовых лик песньми почтим, пострадавших крепко Христовой ради веры истинныя и вражию гордыню до конца низложивших. Озарившеся божей благодатию несозданныя Троицы славнии, со священномучеником Исидором пострадавший, яко звезды сияете во всем мире, и ныне молитеся Христу непрестанно и нас защищаете от враждебных язык нашествия, неусыпнии молитвенницы о душах наших.
После победы крестоносцев город Юрьев, где русские по-братски жили с чудинами (эстонцами), стал немецким Дерптом. Но в городе сохранилась слобода Русский конец. О ней и событиях 1471-72 г.г. идет речь в повести.
Глава 1. В доме Георга Фекингузена
Немецкий мальчик Мартин – сирота и внук купца Фекингузена по прозвищу Трясоголов. Однажды, убегая от мальчишек, Мартин оказывается в Русском конце. Там ему на выручку пришел незнакомый мальчик. Это был Николка Платонов, сын серебряника Варфоломея. Ребята подружились.
Глава 2. В городе Юрьеве
Мартин бегает к другу тайком, мимо собора и замка епископа, угощает его дорогим сахарком, лезет на голубятню Николки.
Глава 3. На Омовже
Глава 4. Трифон Аристов
В избе Платоновых ребята с печки слушают, как гость купец Трифон Аристов описывает свое чудесное спасение от потопления святым Николой-угодником. Теперь у него заказ для Варфоломея: лампада в храм.
Глава 5. Дева Ключница
Николка учит Мартына русскому языку. Оба мечтают взять подземные сокровища собора, которые стережет Дева Ключница, чтобы купить корабль.
Глава 6. Голубятня
В голубятне Николка объясняет, что есть голуби-гонцы (почтовые). Есть у него голуби купца Аристова из Пскова. Если что, они мигом во Псков, на родину, долетят.
Глава 7. Трифонова лампада
Мартин наказан дедом из-за уроков. После чего бежит к другу. И видит, как мастер Варфоломей с подручным чудином Яном создает лампаду для Никольской церкви.
Глава 8. Домский собор
В новогоднюю ночь (в сентябре) оба друга идут брать сокровища собора.
Глава 9. Ростовщик и его гость
Ребята подслушали, как сторожу собора слуга епископа Томас открыл тайну: зимой магистр Ливонского ордена фон дер Борх с огромным войском возьмет Псков.
Глава 10. Псковские гонцы
Глава 11. Тайна кожаного мешка
Мартин забыл у собора мешок. Дед стал искать вора в лавке. Пришлось мальчику побороть свой страх и сходить среди ночи за мешком. Только вот дед об этом узнал.
Глава 12. Грамотка
Грамотку псковичам о стотысячном нашествии по-немецки пишет Мартин под диктовку Николки. Они вместе выпускают голубя.
Глава 13. Осень
Осень Мартин провел за учебой и чтением Библии. Не заметив слежки деда, сбегал на голубятню к Николке.
Глава 14. Ледяная купель
Ребята бегут на речку Омовжу кататься на коньках – и Мартин проваливается под лед. Николка его вытащил. И пошутил, что Мартын раньше всех в крещенскую купель окунулся. Для Николки Мартин как брат. Жаль, что разной веры.
Глава 15. Рождественская ярмарка
Глава 16. В опочивальне епископа
Немецкий епископ уверен, что тайну раскрыл голубь русского. Через слугу Томаса он хочет сорвать крещенские купания, арестовать людей.
Глава 17. Иордань
Русские пришли к проруби крестным ходом. Следом – сотня рыцарей. Среди них Томас, укравший лампаду купца Аристова. Купец в драке убил Томаса. Рыцари заперли русских в подземелье.
Глава 18. Мартин признается
Мартин переживает, что Николка в темнице. Дед уже знает об их дружбе. Мартин признается деду, что он писал ту грамотку в Псков, и если Николку будут мучить – пусть и его тоже. Выведав все, дед идет к епископу.
Глава 19. Трясоголов и епископ
Епископ уже пожалел о захвате русских. Москва может отомстить за заключенных. Но пришедший Трясоголов посоветовал казнить русских как еретиков, а изменником среди немцев объявить Томаса.
Глава 20. Бунт Мартина
Мартин понял, что зря рассказал деду о том, что они с Николкой известили псковичей о нападении рыцарей. Мальчик хочет бежать из дома, умолять епископа о прощении русских, а если оно невозможно – умереть с ними. Побег не удался, Мартина выпороли. Но он уже ничего на свете не боится.
Глава 21. Судилище
Епископ приговаривает 73 русских к смертной казни через утопление в проруби за православную веру, в которую они могли своим примером обратить эстонцев. Среди смертников – священник Исидор, много женщин и детей.
Заключение
После каждой жертвы над прорубью ниоткуда появлялся белый голубь. Они улетели целой стаей. Маленький Саввушка, брат Николки, сам шагнул в прорубь за матерью. Весной нетленные тела мучеников нашли на берегу. Их погребли возле храма. А потом прославили как святых. Пока Мартин учился в Трире, дед его умер. Мартин стал православным и служил московскому князю.
Сюжет
Русский Юрьев под властью немцев стал Дерптом. Но в нем осталась слобода Русский конец. В 1471-72 г.г. Немецкий мальчик сирота Мартин Фекингузен, живший здесь с дедом-купцом Трясоголовом, дружит с Николкой Платоновым, сыном серебряника. Мечтая купить корабль, оба среди ночи ищут клад под собором. И слышат, как сторож со слугой Томасом обсуждают зимнее нападение рыцарей Ливонского ордена на Псков. Мартин предупреждает псковичей письмом, Николка отправляет его с голубем-гонцом. Псков зовет на помощь Москву. Немцы ищут тех, кто выдал тайну, хватают русских у проруби на Крещенье. За кражу лампады купец Трифон Аристов убивает Томаса. Мартин объявляет деду, что тоже виноват и готов умереть за это. В страхе дед просит епископа поскорей казнить русских как еретиков. В проруби топят 73 человек. Над местом казни собирается стая белых голубей. Позже жертв прославили как мучеников за веру. Мартин сам стал православным и служил князю в Москве.
Отзыв
Повесть основана на реальных исторических событиях. В те годы немцы убили 73 русских во главе со священником Исидором за православную веру. Епископ Дерпта, Трясоголов, магистр Ливонского ордена – также реальные деятели тех лет. Верно изложена история города Юрьева, описаны достопримечательности города. Автор также правдиво описывает жизнь русской слободки конца 15 века.
7 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 7
В повести идет речь о не разделенной любви главного героя некого господина Н.на мой взгляд и сейчас тема не разделенной любви очень актуальна потому, что как и в те времена это чувство возникает между совершенно противопложными людьми, и не только по возрасту как описано в повести.К тому же и в жизни довольно часто бывает,что люди не имеют взаимной любви друг к другу, а это и есть та самая не разделенная любовь. И именно о ней основная мысль автора , которую он раскрывал в произведении.
Поэтому, на мой взгляд, повесть повесть была , есть и будет актуальна во все времена, а не разделенная любовь не исчезнет никогда.
Которого он убил
Сначала он учился что ему довалось тяжело, потом он не был под так называемой юбкой мамы как второй сын. И отношения с отцом Тарасом были натянутые
Ну это так, набросок
МИНИ СОЧИНЕНИЕ ))) Я прочитала повесть В.Короленко «В дурном обществе».В ней говорится о трудной жизни детей.Хотя эта повесть написана в 19-ом веке,мне очень интересно было ее читать.Я думаю,что из этой повести дети и взрослые могут извлечь много хороших уроков.
Эта повесть учит детей сострадать друг другу.Вася попросил у своей сестры Сони куклу,чтобы развеселить Марусю.потому что ему было ее очень жаль .Вася хотел хоть как-то облегчить страдания девочки.Мальчик раньше не знал,что люди могут плакать из-за отсутствие еды.Ему было больно узнать,что его друзья нищие.
Повесть учит взрослых не замыкаться в себе.На примере Судьи Владимир Короленко показывает,как плохо,когда взрослый человек замыкается на своем несчастье,не замечая близких людей,особенно детей.Вася очень страдал оттого,что его отец с ним холоден и не замечает его.После смерти матери ему тоже хотелось поддержки и душевного тепла.
По моему мнению,повесть учит другим,несмотря на то,что бедные люди или богатые,понимать и сострадать,как мальчик Вася,когда узнал всю правду про своих друзей,его душу переполняло чувство жалости и сожаления.
Но для Васи они так и остались его друзьями.
В начале повести Емельян Пугачев представляется нам обычным человеком Гринёву доехать до Белогорской крепости. Появляется Пугачев на фоне мутного крушения в метель.
Пушкин изображает Емельяна Пугачева сильным и смелым. Благодаря храбрости, Пугачев сумел стать предводителем восстания крестьян и провозгласил себя Петром 3,кем он вообще нюне является. Все, выше чином считали его вором и разбойником. но для крестьян он был великим царём.Ведь простые жители не знали и ни разу не видели Петра 3 в живую. Сам Пугачев был казался и предводителем восстания. Восстание это-пугачевщина.
С одной стороны, он бессердечный и безжалостный злодей, но с другой стороны, я вижу, что он сильный, отважный, умный и добрый и никакой не злодей. Даже во время военного совета он показывает себя человеком важным и разумным.
И всё же главное в образе Пугачёва-это величие и героизм. Он считал, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью.
Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского характера. Пугачев-необыкновенный человек. У него есть 2 стороны:зло и добро. Не каждый может быть таким и управлять ими.
В этой повести видно что нельзя простить. Хотя не смотря на всё; это ведь был его сын, и он не виноват что полюбил полячку. я считаю что Тарас неправильно поступил убив сына, даже если и предателя.
Мустай Карим рассказывает о жизни обычной детворы в небольшом ауле. Идёт война, и к повседневным заботам добавляется еще одна — чтение долгожданных писем. Одну такую весточку присылает мама главного героя произведения, маленького Ямиля, неожиданно уехавшая в город и оставившая сына на попечение бабушки.
Мама возвращается в родной аул не одна: она привозит Ямилю сестру, девочку по имени Оксана, к которой башкирский мальчишка привязывается всей душой. Девочка говорит только по-русски, и поначалу Ямилю очень трудно говорить с сестрой. Он по-детски защищает её, несмотря на то, что они ровесники, объясняет ей каждый непонятный шорох и терпеливо ждёт, когда сестричка привыкнет к новому дому.
Оксану принимают в детскую компанию, она осваивается и потихоньку начинает доверять окружающим. Ямиль на нее не нарадуется и, рассуждая сам с собой, постоянно сравнивает с соседскими детишками.
Неторопливое светлое повествование с огромным количеством чудесных детских диалогов и добрых моментов. На глазах читателя идёт обычная жизнь с её радостями и горестями. Ямиль изо всех сил старается Оксане, самое страшное для него — это её слёзы. Он защищает её от гусака, вытаскивает из ручья её башмачок, в общем, ведёт себя, как настоящий мужчина.
Как-то Оксана говорит названному брату, что у них когда-то была и еще одна мама. Поначалу Ямиль ничего не понимает и решает, что это сказка, но оказывается, что любимая сёстренка права.
Вся история проникнута щемящей грустью. Финал книги и радостен, и печален одновременно, но с разлукой примиряет то, что для башкирской семьи маленькая Оксана осталась радостью. Радостью дома и мальчика, который с нетерпением будет ждать новой встречи.
Это краткое содержание.
По нему составь сочинение — рассуждение, это не трудно.
Юрий Вронский — Юрьевская прорубь краткое содержание
Юрьевская прорубь — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
То и дело вспыхивали молнии и почти одновременно раздавался оглушительный треск, от которого всё сжималось в груди и животе.
Мальчики добежали до Русской башни и укрылись под сводом ворот. И вовремя, потому что начался град. Полчища крупных градин скакали по дороге как бесноватые, и через несколько мгновений дорога стала белой. Некоторые градины залетали в проём ворот, прыгали здесь по сухой земле и, уже совершенно неопасные, подкатывались к ногам.
Николке и Мартину оставалось только радоваться, глядя из укрытия на неистовство стихии. Время от времени они что-нибудь отрывисто кричали, и каменный свод отзывался их же голосами. Они всегда так делали, проходя через городские ворота.
Но мальчики были мокрые, а по проёму гулял сквозной ветер. Скоро им стало холодно, и они, не дожидаясь, когда кончится дождь, едва только перестал сыпать град, припустились к Николкиному дому, благо он был недалеко.
Глава четвёртая. ТРИФОН АРИСТОВ
Убранство в доме Платоновых было самое простое, чтобы не сказать бедное: стол под образами, лавки, кованый сундук, возле печи ещё один стол, небольшой, для готовки, а над ним полка с глиняной, деревянной и начищенной медной посудой. Ничто в доме не напоминало, что его хозяин создаёт для храмов Божьих и для жилищ знатных людей великолепные дорогие украшения из серебра и золота.
У Платоновых был гость — старинный приятель Варфоломея, псковской купец Трифон Аристов. Варфоломей и Трифон сидели за столом. Возле них на лавке стоял бочонок с пивом, из которого они время от времени черпали деревянными ковшами.
В другом углу избы Николкина мать чинила рубаху. На полу перед большим комком воска, не обращая ни на кого внимания, сидел Саввушка, трехлетний Николкин брат. Он был поглощён своим любимым делом — лепил из воска собак, лошадок, голубей и кошек.
Николка с Мартином забрались на печь и лежали там, высунув головы из-под занавески. Они быстро согрелись, потому что печь в доме Платоновых никогда не остывала — ведь здесь не было особого очага для готовки, как в доме Мартина, — и теперь с замиранием сердца слушали захватывающий рассказ купца Трифона.
По Трифону было заметно, что он уже давно начал утолять жажду: у него было красное, лоснящееся лицо и немного осоловелый взгляд. Меж тем он продолжал рассказывать:
— Ну, думаем, пришёл наш последний час. Бросили мы вёсла, повалились на дно, лежим, Богу молимся — всяк по-своему. А ветер в снастях стонет-завывает, сердце рвёт, будто мы уже покойники. Посудина моя скрипит, того и гляди развалится. С каждой новой волной думаю: теперь конец. А сам уж по горло в воде и — веришь, Варфоломей? — плачу. Да, лежу и, как дитя, плачу…
Трифон зачерпнул из бочонка и выпил. Это был плечистый мужчина с кудрявой чёрной бородой. На нём была чистая белая рубаха с черно-золотой вышивкой у ворота, схваченная в стане жгутом, тоже из чёрной и золотой пряжи.
Николка попытался представить себе Трифона плачущим и не смог. Мальчик кривил лицо, думал о жалостном, сам чуть не расплакался, но лицо Трифона в его воображении оставалось медно-красным, лоснящимся и сонным от хмеля.
А Трифон продолжал свой рассказ:
— — Да… Лежу и плачу. Вспомнил обиды, какие причинил жене своей безответной, безропотной… Вспомнил малых своих детушек — тоже и перед ними я оказался небезгрешен! Вспомнил, кого когда обманул-обвесил. Кого словом неласковым ушиб, кого — кулаком, а кого — кистенём. Да… Много в жизни было всякого, Варфоломей! Больше, конечно, кулаком. Вот этим!
И он поднял крепко стиснутый пудовый кулак и поднёс его близко к глазам, отчего глаза его немного скосились к носу и лицо приняло как бы недоумевающее выражение. Разжав пальцы и бессильно уронив ладонь на стол, он продолжал:
— Всех вспомнил. И помолился я в сердце своём: Никола-угодник, смилуйся! Как же мне умирать, не заслужив перед людьми великие вины свои? С какими глазами предстану я Спасителю нашему и Матери Его Пречистой, Заступнице нашей? Да… А сам плачу. Вдруг меня словно кто толкнул и посветлело будто. Поднял я голову и — веришь, Варфоломей? — вижу: идёт к нашему судну Никола-угодник. Да… Совсем как на иконе. Волосы и бородка курчавая белеют, что пена морская. Облачения не подбирает — не боится, верно, полы замочить. Идёт себе по волнам, как по горочкам. Да…
Слушатели затаили дыхание, В это время избу потряс сильный удар грома. Все перекрестились. Трифон сказал:
Взглянул на своих ребят — работают, что есть мочи, ничего не примечают. Тут-то я и дал обет: коли прибуду живой и невредимый в Юрьев, закажу Варфоломею лампаду серебряную, чтобы к празднику, к Николе Зимнему, зажглась она в храме, пред его, Николы-угодника, образом. Да…
Трифон с Варфоломеем зачерпнули ещё по ковшу и выпили. Голос Трифона становился всё громче. Он кричал:
— Верю, Варфоломей! Сделаешь! Верю! Но сделай так, чтобы моя лампада не хуже была, чем в Колыване, в тамошней Никольской церкви! Бывал в Колыване, видал? То-то! А за деньгами я не постою! Вот задаток!
И он бросил на стол горсть гульденов. Серебряные монеты засияли на тёмном некрашеном столе, точно маленькие луны. Один гульден покатился по столу, со звоном спрыгнул на лавку, с лавки — на пол и докатился до Саввушки. Саввушка поднял гульден, некоторое время рассматривал изображённого на нём бородатого человека, а потом снова положил монету на пол и вернулся к своему воску.
Мальчики утратили интерес к разговору захмелевших мужчин, опустили занавеску и оказались одни в тёплой уютной темноте, словно отгороженные от всего остального мира. Они начали шептаться.
Глава пятая. ДЕВА КЛЮЧНИЦА
Николке с Мартином не мешали пьяные голоса — мальчики почти не слышали их. Только раз застольный разговор ворвался в их тихую беседу: они вдруг услышали страшный грохот и треск. Сперва им показалось, что в дом ударила молния, но в следующее мгновенье раздался оглушительный рёв, который могла исторгнуть только глотка платоновского гостя:
Читайте также:
- Сочинение рассуждение на тему почему мы любим природу родного края
- Сколько проверяется итоговое сочинение 2022
- Мой стиль управления сочинение
- Сочинение на тему победа рынка над искусством
- Проблема всенародного горя в годы великой отечественной войны сочинение смирнов
Николай Гумилёв – один из известных поэтов конца 19 — начала 20 века, легендарная личность… Но, увы, заслуги поэта–акмеиста высоко ценили только после смерти, что лишило его возможности создать ещё множество произведений.
<span> Романтик, поэт, путешественник, воин – в каких только образах не предстаёт перед нами лирический герой его творений! Стихотворения поэта отличают романтика и экзотичность. В этом заключается новаторство его творчества. В лирике Гумилева много упоминаний об Африке, чудесных местечках нашей страны. </span>
<span> Поэта не интересует посредственность, обыденность, его влекут неизведанные дальние края и просторы планеты. </span>
Именно этой теме посвящен сборник «Озеро Чад», в том числе, стихотворение «Жираф».
<span> С первых строчек стихотворения перед нами открывается довольно безрадостная картина. Мы видим грустную девушку, она сидит, наверное, у окна, подтянув к груди коленки, и сквозь пелену слёз смотрит на улицу. Рядом лирический герой, который, стараясь её утешить и развлечь, ведёт рассказ о далёкой Африке, об озере Чад. Так взрослые, стараясь утешить ребенка, поведывают о чудесных краях, о «прекрасном далёко». Перед нами – чудесная страна, где «бродит» жираф. Он описан как существо небывало красивое, главный эпитет, характеризующий его – «изысканный». Это не просто животное, это — символ изящества, экзотики. Непревзойденное художественное мастерство Гумилёва помогло создать многозначные, метафорические образы. Умело применяя звуковой символизм, поэт использует гласные «о», «а», «е», что помогает передать красоту и изысканность образа, придаёт легкость и плавность строкам: «грациозная стройность и нега дана», «бег его плавен, как радостный птичий полёт», «волшебный узор». Автор сравнивает узор животного с луной, отражающейся в воде, а бег животного — с парусами корабля. Жираф выступает как воплощение надежды, ведь, если вдали видны паруса, скоро покажется и корабль. Подобное сравнение еще раз настраивает читателя на романтический лад, ведь море – это всегда путешествия, экзотика, таинственность. </span>
Но прекрасен не только жираф, но и всё, что его окружает. Это чудо обитает в «мраморном гроте». Чудесны луна и небо, озера и пустыни, земля молча созерцает свои красоты и «много чудесного видит…». Гумилев не ставит целью противопоставить жирафа окружающей действительности. Да, он – воплощение нереального, загадочного, но, в то же время, всё это достижимо! Задача Гумилева в том, чтобы другие смогли почувствовать близость той невероятной загадочности, которую ему удалось познать.
<span> Поэт много путешествовал и многому научился: «Я знаю веселые сказки таинственных стран, про чёрную деву, про страсть молодого вождя». Он пытается открыть другим глаза на бескрайний, многогранный, удивительный мир. Но могут ли его знания быть кому- то полезны? Лирический герой наталкивается на стену непонимания, так как все отказываются принять очевидное. </span>
Рассказ не вдохновил возлюбленную, таинственный мир столкнулся с серостью и обыденностью. Девушка отказывается «верить во что-то, кроме дождя» — символа беспросветности и грусти. Может, в её сердце не осталось места романтике, восторженности, фантазии? Она «слишком долго вдыхала тяжёлый туман», утратив способность мечтать и верить. Между ней и героем – пропасть непонимания, их отношения обречены. Автор использует антитезу, чтобы показать, насколько это разные люди.
Образ девушки – символ прагматизма, противопоставленного романтизму лирического героя, который не теряет надежду: «Ты плачешь? Послушай…Далёко на озере Чад…» Эта история вызвала лишь слёзы… Девушка ограничена, ей непонятен окружающий мир во всех его прелестях и сложности, слезы, дождь и туман – вот её удел.
Стихотворение не только о красотах земли, об отношениях юноши и девушки, но и о том, как непохожи люди. Насколько одни романтичны и мечтательны, настолько другие приземлены и конкретны. Одни довольствуются лишь черно-белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому-то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто-то каждый раз раскрывает над своим сердцем яркий зонтик мечтаний и фантазий.
<span> Это стихотворение показывает многогранность таланта Гумилева. Декларировав положения акмеизма, поэт сам часто выходил за поставленные рамки. Его заслуги нельзя переоценить. Новаторство автора в области сюжета, образов, приемов, позволило создать небывалые по содержанию, изяществу, красоте поэтические творенья. И пусть Африка, жираф, , озеро Чад – экзотическая тайна, она близка – только руку протяни, и она войдёт в твою жизнь! Это реальность, которую надо понять, рассмотреть, прочувствовать. Но способен на это далеко не каждый. </span>
<span> Стихотворение «Жираф» — вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни. Жираф способен спасти от безысходности, согреть озябшую душу, но для этого в него надо верить! Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.</span>
Юрий Вронский
Юрьевская прорубь
Простёрли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой. Сильно толкнули меня, чтобы я упал; но Господь поддержал меня. Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? Вот врата Господа; праведные войдут в них. Дорога в очах Господних смерть святых Его!
(Из псалмов 54, 115, 117).
ВСТУПЛЕНИЕ
То, о чем я собираюсь рассказать вам, произошло более пяти веков тому назад, в 1471-1472 годах, в Юрьеве Ливонском, или Дерпте, как еще называли его в ту пору. Теперь это город Тарту.
С незапамятных времён здесь жили эсты, предки нынешних эстонцев. Русские звали их чудинами, оттого и озеро, раскинувшееся на границе эстонских и русских земель, называется Чудским.
В центре Тарту возвышаются два холма. На одном из них видны величественные развалины древней Домской церкви, поэтому холм этот называют Домской горой. Другой холм пуст. Давным-давно, много веков тому назад, на нём росла священная роща бога Таара, в которого веровали предки эстонцев. Здесь находился жертвенный камень, посвящённый богу песни Ванемуйне. Камень этот, круглый, с двумя углублениями, и теперь можно увидеть в парке, что на Домской горе.
В 1030 году в эти края пришёл со своим войском великий русский князь Ярослав, по прозвищу Мудрый. На холме, где шумела священная роща, он построил крепость и назвал её Юрьевом, по своему христианскому имени. Так как Крещение Руси произошло недавно, то у многих русских было два имени: одно языческое, другое христианское. Так возник город Юрьев.
Минуло без малого двести лет, и в 1223 году явились с несметной силой немецкие рыцари-крестоносцы и осадили город. В Юрьеве в то время князем был доблестный Вячко. Храбро бился он с пришельцами. В войске его насчитывалось двести русских, остальные — чудины. Но держались они друг за друга, как братья.
Спустя несколько дней рыцари предложили Вячку с русскими воинами выйти из города и спасти свою жизнь, а чудинов оставить им на расправу. Однако Вячко и его воины мужественно рассудили, что лучше им погибнуть вместе с чудскими братьями, нежели спастись одним.
Когда рыцари в конце концов ворвались в крепость, они перебили всех русских воинов, лишь одного пощадили — суздальца. Посадили его на быстрого коня и велели скакать на Русь, дабы устрашить своих соплеменников рассказом о поражении Вячка.
На месте разрушенной русской крепости был построен замок епископа, ставшего отныне властителем этого края. Из Германии начали прибывать торговцы и ремесленники, которые селились у подножия холмов, под защитой рыцарей епископа и воздвигнутых завоевателями мощных городских стен. Так русский Юрьев превратился в немецкий Дерпт.
Но в городе постоянно оставалась слобода, населённая русскими. Называлась она Русский конец. Ее жители никогда не порывали связи с Русской землёй и считали её своей истинной родиной.
Глава первая. В ДОМЕ ГЕОРГА ФЕКИНГУЗЕНА
Лето близилось к концу, однако дни стояли знойные, не хуже чем в июне. Жара проникла даже в толстостенный каменный дом немецкого купца Георга Фекингузена, где всегда бывало сумеречно и прохладно. Давно уже не топили никаких печей, кроме кухонного очага, но обитатели дома изнывали. От духоты кружилась голова, а окон не отворяли, чтобы не налетели мухи. Мух меж тем было видимо-невидимо: они роились над столом, нагло садились то на лоб, то на нос, падали в тарелку, непременно сразу по две, а иные с нескончаемым жужжаньем бились на окнах, навевая дремоту.
После обеда все разбрелись кто куда — кто вниз, в лавку, кто наверх, в спальни. Старый купец отправился вздремнуть в самое прохладное место дома — в подвал, расположенный под лавкой. Там помещался склад товаров и винный погреб. В столовой остался только Мартин, внук купца. Дедушка, как обычно, усадил его после обеда за Священное Писание, ибо считал, что нет ничего полезнее, нежели чтение этой книги. На этот раз он велел внуку выучить наизусть первый псалом царя Давида. Кроме того, Мартин должен был решить несколько задачек для упражнений в счёте. Мартин решил начать с более скучного и открыл сборник задач.
— Куплено, — начал читать он вслух, — ипрского сукна десять поставов по десять гульденов за постав и дамасского шёлка десять поставов по пятнадцать гульденов за постав. Сукно было продано по пятнадцать гульденов за постав, а шёлк — по двадцать гульденов за постав. На чём больше выручил купец, на сукне или на шёлке?
Дедушка говорил, что сперва следует считать в уме, а потом проверять письменно, на аспидной доске. Мартину показалось, что прибыль на шелке у купца вышла больше. Но, сосчитав на аспидной доске, он убедился, что прибыль была одинаковая. После этого шла задачка про мёд.
— Куплено, — снова стал читать он вслух, — русского мёда сырца пядь кадей по десять гульденов за кадь.
«В Русском конце, наверно, покупал», — подумал Мартин, но тут же мужественно прогнал нечаянное воспоминание.
— В каждой кади, — продолжал он читать, — четыре пуда. Продано по десять гульденов за пуд. Какова прибыль купца?
Мартин стал считать в уме. Привлечённая, как видно, запахом мёда из задачки, на раскрытый сборник села муха. Мартин рассеянно поймал её, задумчиво вздохнул и вновь углубился в подсчёты. На мёде прибыль выходила сто пятьдесят гульденов. Он стал проверять решение на аспидной доске и убедился, что на этот раз сосчитал верно. Но веселее ему не стало. «Поучу-ка я лучше псалом», — подумал Мартин.
Он положил перед собой толстую старинную Библию с позолоченными застёжками и раскрыл её в том месте, где лежала шёлковая узорчатая закладка. Читать ему приходилось стоя, потому что сидя он утыкался в книгу носом. Книга была на латыни, древнем языке, пришедшем в Германию из неведомой Римской земли вместе с христианской верой и священными книгами.
— Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…
Далеко не всё понимал Мартин в книге на чужом римском языке, но это не страшно, ведь главное — не понимать, а запоминать, — недаром римский язык звучит так красиво. Для понимания же есть простой и понятный немецкий язык. Однако в последнее время Мартин стал всё больше понимать и эту чужую римскую латынь. Стих за стихом он не без удовольствия заучивал заданный ему псалом.
— И будет он как дерево, посаженное при потоках вод…
Мальчику померещился шелест листьев, и он поглядел в окно, на небо, перечёркнутое множеством свинцовых переплётов. Небо пылало, как бледно-голубое пламя. На замшелой черепичной крыше дома, стоявшего напротив, весело суетились дикие голуби. И Мартин снова вспомнил о том, что на свете есть Русский конец, Николкина голубятня, река, луг, и его властно поманило прочь из этого мрачного дома туда, на простор, к Николке…
Читать дальше