Краткое содержание русской народной сказки гуси лебеди

«Гуси-лебеди» читательский дневник

«Гуси-лебеди» читательский дневник

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

Краткое содержание сказки “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Дочка – весёлая, озорная, капризная девочка, заигравшаяся и забывшая о своём братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ёжик – помощники девочки.

Сюжет

Жили-были мужик да баба, и были у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо и увидела гусей, которые вскоре исчезли за тёмным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли её брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела её пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Автор: народ

Название: “Гуси-лебеди”

Жанр: волшебная сказка

Тема произведения: непослушание

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

  1. Дочка. Маленькая девочка. Заносчивая, упрямая,
    забывчивая.
  2. Братец. Маленький, беззащитный.
  3. Гуси-лебеди. Злые птицы, помощники бабы-яги
  4. Ежик. Добрый, отзывчивый.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Девочка заигралась и забыла смотреть за младшим братом, и того унесли гуси-лебеди. Девочка отправляется спасать брата, и приносит его домой, научившись помогать другим.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Родители наказали дочке смотреть за братиком, и
    ушли в город.
  2. Девочка забыла про брата, и того унесли
    гуси-лебеди.
  3. Девочка пошла искать брата, но отказалась есть
    яблоки, хлеб и пить молоко из реки.
  4. Ежик подсказал девочке, где найти брата, и
    девочка сумела унести брата от бабы-яги.
  5. Гуси-лебеди бросились в погоню за девочкой, но
    яблоня, река и печка укрыли девочку, когда она попробовала их угощение.
  6. Девочка благополучно принесла братца домой.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод побега девочки с братом от бабы-яги.
Чтобы ее не нашли гуси-лебеди, девочка попила молочной воды, съела хлеба и
яблок, и тогда печка, яблоня и речка спрятали ее.

План произведения для пересказа

  1. Наказ родителей;
  2. Забывчивость девочки;
  3. На поиски брата;
  4. Привередливая девочка;
  5. Добрый ежик;
  6. Побег с братом;
  7. Девочка угощается;
  8. Спасение.

Главная мысль

Беда враз отучит от чванства и заносчивости.

Чему учит эта книга

Сказка учит слушать родителей, не забывать о своих
обязанностях, исправлять совершенные ошибки. Учит смелости и находчивости, отзывчивости
и умению находить друзей.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта сказка, хотя в самом начале девочка вела
себя очень некрасиво. Но она быстро поумнела, когда поняла, что из-за ее
капризов она само может погибнуть, и брата своего не спасет. И девочка
изменилась, стала доброй и отзывчивой.

Новые слова и выражения

Кликать — звать, кричать.

Причитать — плакать, расстраиваться.

Кудель — льняное волокно.

Пословицы к произведению

Не дорого начало, похвален конец.

Нужда заставит и калачи есть.

Глаза боятся, а руки делают.

Назад к содержанию

Персонажи сказки

В это сказке всего один главный герой – девочка, чье имя не называется. Она своенравна и капризна, и ей совсем не хочется слушаться своих родителей и делать то, что они говорят.

Второстепенные персонажи сказки:

  • маленький сыночек – брат главной героини;

  • гуси-лебеди – злые птицы на службе у Бабы Яги, похищают мальчика;

  • фантастические жители леса – печка, яблоня и молочная река, которые помогли девочке и ее брату скрыться от гусей;

  • ежик – жил в лесу и подсказал главной героине, где ей следует искать ее брата.

Также в произведении косвенно присутствует персонаж Бабы Яги. Она не совершает никаких действий, однако подразумевается как зло, и встречи с ней девочка и ее брат стараются избежать.

Краткий пересказ «Гусей-лебедей»

Родители попросили старшую дочку присмотреть за братиком, и в награду за прилежание и послушание обещали подарки. Но главная героиня забывает о своей ответственности и вместо этого отправилась играть одна, оставив мальчика на лавочке.

Когда она вернулась, брата нигде не было видно. Оказалось, что его украли гуси-лебеди. Девочка погналась за ними в темный лес.

По пути девочке встретились сразу несколько героев, которые хотели предложить ей свои дары. Печка предлагала съесть пирожок, яблоня – свои сладкие плоды, молочная река – выпить киселя. Но вместо того, чтобы побаловать себя, девочка стремилась во что бы то ни стало найти брата, и отказывалась от всех даров. У всех встречных она пыталась узнать, где он, и только ежик подсказал ей, где искать избушку на курьих ножках.

Когда героиня нашла брата, она быстро схватила его и побежала к дому, но гуси-лебеди устремились в погоню. В этот раз девочка согласилась съесть и выпить все, что они предлагали, и каждого поблагодарила. Река укрыла их своими берегами, яблоня – заслонила ветвями, а печка позволила залезть внутрь, чтобы спрятаться.

Гуси-лебеди улетели ни с чем, а девочка и ее брат успели вернуться домой как раз к приходу родителей.

Основные тезисы для читательского дневника

Прочитав краткое содержание Гусей-лебедей, можно сделать следующие записи в читательском дневнике:

  1. По просьбе родителей девочка должна была приглядывать за братом.

  2. Вместо этого девочка ушла играть, оставив брата одного – и его украли гуси-лебеди.

  3. Увидев, что случилась, главная героиня испугалась и бросилась в погоню.

  4. По пути она отказывает себе в угощениях, так как переживает за мальчика.

  5. У девочки получается найти брата, но на обратном пути их преследуют гуси-лебеди.

  6. Чтобы скрыться от птиц, герои вновь обращаются к реке, яблоне и печке, и те их укрывают.

  7. Брат и сестра благополучно возвращаются домой.

После основных тезисов владельцу читательского дневника следует кратко рассказать о своем мнение о сказке и ее морали.

Чему эта сказка учит детей?

Сказка «Гуси-лебеди» учит тому, как важно слушаться родителей. Если этого не делать, можно столкнуться с неприятностями и даже опасностью. Но если быть добрым и благодарным, любую беду получится исправить.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди», анализ для читательского дневника

28.07.2021

русская сказка гуси-лебеди

В статье вы найдете разбор русской сказки «Гуси-лебеди» для читательского дневника. Анализ включает себя: краткое содержание (сюжет), перечень главных героев, мораль (или главная мысль), личные впечатления от произведения (отзыв).

Автор: русский народ (до наших дней сказка дошла в обработке Алексея Толстого).

Сюжет:

Безалаберная девочка не досмотрела за маленьким братом, и его похитили гуси-лебеди. Сестра идет его искать и находит у Бабы-Яги. Благодаря помощникам (мышка, печка, яблонька и река) она спасает братика. Они возвращаются домой.

Краткое содержание:

У мужика с бабой было двое детей – старшая дочка и сынок маленький. Когда они ушли на работу, девочка не уследила за братиком – его унесли гуси-лебеди.

Она идет на поиски. По дороге ей встречаются: печка, яблонька и молочная река. Просила девочка подсказать их, куда могли птицы с братиком улететь, но их просьбы (съесть пирожок, яблоко и выпить киселька) не исполнила. Поэтому они и не сказали ей ничего.

В лесу нашла она избушку Бабы-Яги, а в ней увидела своего братика. Сестрица уговаривает Бабу-Ягу пустить ее погреться. Когда старуха уходит, появляется мышка и просит угостить ее кашей. Девочка выполняет просьбу, а мышка за это рассказывает ей, что Яга съесть их с братцем собирается. Девочка забрала братика и убежала. А мышка за нее стала прясть. Заметила Баба-Яга пропажу и послала вдогонку гусей-лебедей.

В этот раз сестричка выполнила просьбы речки, яблони и печки, а те спрятали их с братцем. Поэтому злые птицы их не нашли, а детки смогли благополучно вернуться к родителям.

Главные герои с описанием:

Девочка – старшая сестра, которая заигралась и потеряла братика.

Маленький мальчик – младший брат девочки, его украли гуси-лебеди.

Гуси-лебеди – стая птиц, которая крадет маленьких детей и уносит их к старухе Яге.

Баба-Яга – злая старая колдунья, которая живет в лесу и ест маленьких деток.

Мужик с бабой – родители девочки и мальчика.

Говорящие печка, дерево-яблоня, молочная речка (с кисельными берегами) – помощники в сказке, помогают детям спастись от Бабы-Яги.

Мораль сказки:

1.Дети должны слушаться родителей, пока не выросли, так как мир полон опасностей.

2.Нужно быть осторожными и осмотрительными, чтобы не попасть в беду.

3.Если хочешь, чтобы помогали тебе, помогай сам. Не будь равнодушен к просьбам других.

Отзыв (личное мнение, отношение к прочитанному)

Мне с детства нравится эта сказка. Несмотря на то, что девочка вначале ведет себя не очень правильно – не выполняет просьбу родителей, капризничает с помощниками, она смелая – потому что не побоялась пойти одна в темный лес и к страшной Бабе-Яге. В конце концов, она, все-таки, спасает братика. Мы все ошибаемся, но правильно поступает тот, кто умеет исправлять свои ошибки.

Разбор других сказок для читательского дневника:

«Петушок и бобовое зернышко»

«Гадкий утенок»

«Крошечка-Хаврошечка»

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Сказка Гуси-лебеди

Краткое содержание сказки Гуси-лебеди

В русской народной сказке Гуси — лебеди, описана история приключений двух маленьких детей.

Отправившись на заработки, отец с матерью оставляют малолетнего сына на попечение старшенькой дочери. Заигравшись, девчонка напрочь забывает о братике, и его уносят гуси – лебеди. Боясь гнева родителей, девочка бросается в погоню.

По пути ей встретились волшебные персонажи этой сказки, такие как печь, дикая яблонька и молочная река. Она просит их о помощи, но те отказывают, в силу того, что она не отведала их угощений. Девочка была очень привередлива, и не стала есть предложенные ей продукты.

Бегала она, бегала по лесу, не могла найти, куда улетели гуси. Увидела ежика, тот и указал ей путь. Прибежала туда девочка, а там Баба – яга в избушке и братец украденный. Схватила сестрица мальчика и побежала. На этот раз ей пришлось отведать все предложенные ранее лакомства, чтобы ей оказали помощь. И печь, и деревце, и река поспособствовали скорейшему возращению детей домой. Гуси ребят не нашли.

Только брат с сестрой оказались дома, вернулись их мама с папой, с гостинцами.

Эта, любимая многими сказка, учит нас ответственности. Учит слушать родителей и не перечить им. С уважением относиться к окружающим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сказка Гуси-лебеди. Картинка к рассказу

Сказка Гуси-лебеди кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Быков Сотников

    Зима. По полю, соблюдая осторожность, идут артиллерист Сотников и пехотинец Рыбак. В партизанском отряде закончились продукты. Их задача – найти провизию у местных жителей.

  • Краткое содержание Куприн Синяя звезда

    Очень давно на плоскогорье, окруженном опасными пропастями и скалами жил мирный народ. Также давно, много веков назад, взобрались на горы сильные люди с Юга, закованные в тяжелые железные доспехи

  • Краткое содержание Голявкин Путешественник

    Повествование рассказа В. В. Голявкина «Путешественник» ведется от лица мальчика по имени Саша, которому однажды стало очень обидно оттого, что все окружающие считали его бесхарактерным человеком.

  • Краткое содержание Лесков Зверь

    В основу повествования положены детские воспоминания писателя, когда он в рождественские дни гостил в имении своего дяди — своенравного и жестокого помещика.

  • Краткое содержание Воннегут Колыбель для кошки

    Рассказчик – писатель, задумавший опубликовать книгу об «отце атомной бомбы» Феликсе Хонникере. Для осуществления задумки, он связывается с детьми ученого. Оказалось, что старший, Филипп Хонникер, является министром в небольшой стране Сан-Лоренцо

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по сказке «Гуси-лебеди»
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План сказки «Гуси-лебеди»
  • 3 Вопросы по сказке «Гуси-лебеди»

Родители попросили дочку приглядеть за маленьким братцем, а она заигралась. И мальчика унесли гуси-лебеди. Бежит девочка следом, видит: печь стоит. За ответ на вопрос, куда держат путь злые птицы, просит съесть ее ржаной пирожок. Избалованная девочка простой пирожок есть не стала. Добежала до яблони. Та готова сказать, где птицы, но прежде надо съесть ее дикое яблочко. Девочка не ест: дома у них вдоволь садовых яблок. Также было и с молочной речкой в кисельных берегах: девочка сказала, что у отца сливки есть, и то неохота пить.

Доплутала она до избушки на курьих ножках. А там баба-яга и братец ее. Велела старуха девочке прясть. Получив от девочки кашки, мышка советует ей бежать с братиком. Так и сделали. Гуси-лебеди в погоню. В этот раз, чтобы их спрятали и спасли, девочка уважила всех: и киселька поела, и яблоко, и пирожок. Уходя, всех она благодарила за помощь. А из печки – сразу домой. Вскоре и родители вернулись.

Читательский дневник по сказке «Гуси-лебеди»

Сюжет

Родители на работе. За игрой старшая дочка забыла о братце и того унесли к бабе-яге гуси-лебеди. Печка, яблоня, молочная река в кисельных берегах готовы подсказать ей дорогу, но она должна их уважить: съесть пирожок, яблоко, кисель. Но девочка не хочет: у них дома повкусней еда. Добрела сама к избе бабы-яги. Та усадила ее прясть. Мышка за ложку каши советует ей бежать с братом. Гуси-лебеди вдогонку. Тут уже девочка с благодарностью ест все, что ей предлагают река, яблонька и печь, лишь бы ее с братом спрятали. Так и спаслись.

Отзыв

Сказка о том, как важно ко всем относиться приветливо, с уважением, благодарностью. В начале сказки девочка забывает о просьбе родителей, капризничает, отказывается от помощи. Но после трудного пути к бабе-яге она меняется. Подает каши мышке, прислушивается к ее совету. И благодарит речку, яблоньку и печку за помощь. Сказка учит быть отзывчивым, решительным, вежливым, незлопамятным, гостеприимным, благодарить за помощь, не упрямиться, слушаться родителей, признавать свои ошибки и исправлять их.

План сказки «Гуси-лебеди»

  1. Наказ родителей беречь братца.
  2. Девочка оставила братца одного.
  3. Гуси-лебеди похищают мальчика.
  4. Девочка обижает печку, яблоню, речку.
  5. Совет мышки.
  6. Побег из избы бабы-яги.
  7. Девочка благодарна печке, яблоне, речке.
  8. Возвращение детей к родителям.

Вопросы по сказке «Гуси-лебеди»

  1. Сколько детей было в семье? (двое).
  2. Куда ушли родители детей? (на работу).
  3. Почему девочка забыла о братце? (заигралась).
  4. Какие злые птицы унесли мальчика? (гуси-лебеди).
  5. Кто предлагал девочке свою помощь? (печь, яблоня, река).
  6. Почему героиня отказалась от угощений? (они простые, дома она привыкла есть самое лучшее).
  7. Где сестра нашла братика? (в избе бабы-яги).
  8. С чем играл малыш в избе? (с серебряными яблочками).
  9. Кто попросил у девочки каши? (мышка).
  10. Кто помог детям прятаться от погони? (река, яблоня, печь).
  11. Как девочка называет своих спасительниц? (матушка).
  12. Чем закончилась сказка? (дети вернулись домой).

  • Краткое содержание рассказов грина
  • Краткое содержание рассказа январь сладкова для читательского дневника
  • Краткое содержание рассказа юшка платонов
  • Краткое содержание рассказа юрьевская прорубь
  • Краткое содержание рассказа юность