Краткое содержание сказка старик годовик

Даль В. «Старик годовик»

Жанр: литературная сказка-загадка

Читайте краткое содержание других сказок Владимира Даля:
«У тебя у самого свой ум»
«Лиса и медведь»

Главные герои сказки «Старик годовик» и их характеристика

  1. Старик Годовик. Год. 

План пересказа сказки «Старик годовик»

  1. Старик Годовик
  2. Первые птицы
  3. Вторые птицы
  4. Третьи птицы
  5. Четвертые птицы
  6. Крылья
  7. Перья
  8. Вопросы и ответы

Кратчайшее содержание сказки «Старик годовик» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Выходит старик годовик и руками машет.
  2. Каждый раз по три птицы с его рук слетает.
  3. Сперва мороз настает, потом цветы появляются, потом жара, а потом дожди.
  4. У каждой птицы четыре крыла.
  5. У каждого крыла по семь перьев.
  6. Половина пера черная, другая белая.

Главная мысль сказки «Старик годовик»
Год состоит из месяцев, месяц из недель, неделя из дней, сутки из дня и ночи.

Чему учит сказка «Старик годовик»
Сказка учит помнить, как устроен календарный год.

Отзыв на сказку «Старик годовик»
Это интересная сказка-загадка, ответ на которую очень прост. Старик Годовик — это сам календарный год, от зимы до осени. Птицы в нем — это месяца, крылья у птиц — недели, а перья — дни недели.

Пословицы к сказке «Старик годовик»
Новый год к весне поворот.
Семь пятниц на неделе.
Год кончается, а зима начинается.
Год не неделя, все будет, да не теперя.
Не суйся, пятница, наперед четверга.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Старик годовик»
Вышел старик Годовик и давай руками махать.
Махнул первый раз, полетели три птицы, стало холодно, морозно.
Второй раз махнул руками Годовик и полетели еще три птицы. Снег начал таять, появились цветы.
В третий раз махнул Годовик и третья тройка птиц полетела. Жарко стало, солнечно, мужики рожь жать начали.
Но в четвертый раз махнул Годовик и, вместе с последними тремя птицами, пришли дожди и туманы.
И птицы у Годовика не простые, у каждой по четыре крыла, а на каждом крыле по семь перьев. У каждого пера свое имя, одна половина белая, а другая черная.
Махнет такая птица крылом, станет светло, махнет второй раз — темно станет.
А птицы эти — месяцы в году.
Крылья птиц — недели, а перья на крыльях — дни недели.
Светлая сторона пера — день, черная — ночь.
Такие вот птицы у старика Годовика.

Год: 1832    Жанр: сказка — загадка

Главные герои: старик и птицы

Речь в этой сказке пойдет о старике-годовике, который обладал неким волшебством. Каждый раз, как он только выходил на улицу и делал взмах руками, то погода начинала сразу же меняться.

Поднимет он свои руки вверх, а из рукавов птицы летят и лужи на земле появляются. Еще раз взмахнет ручищами – снежинки в воздухе запархают, как бабочки. В третий раз выглянет на улицу – подснежники сквозь снег пробиваются и птицы с теплых стран возвращаются. До четвертого дело доходит – тут жара приходит.

А птицы, которые то прилетают, то улетают – не простые. Крыльев у них не два, а четыре, как недель в месяце. Крылья черные и белые, прям как день с ночью. Диво-дивное, да и только.

А научит эта сказка тому, что как птицы дни за днями, недели за неделями, месяцы за месяцами и год за годом – пролетает время, которое ценить необходимо и не растрачивать попусту, ведь его не вернуть.

Оцените произведение:

  • 3.29
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 35

Читать краткое содержание Даль — Старик-годовик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Даль — Старик-годовик

Даль - Старик-годовик для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Житие Александра Невского

    Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым.

    Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя.

  • Краткое содержание У страха глаза велики (сказка)

    События получают развитие в сказке. В центре событий бабушка, внучка, курочка и мышка. Они намерены отправится за водой, но по дороге каждый из них встречает зайца

  • Краткое содержание Яхина Зулейха открывает глаза

    Действие романа начинается в 1930-м году. В то время, когда процветала коллективизация. Когда у зажиточных крестьян, так называемых кулаков, отбирали всё, что они нажили своим непосильным трудом.

  • Краткое содержание Чехов Беглец

    В этом рассказе Чехов повествует с присущим ему юмором и со сжатостью о ребенке. Пашку, у которого нарыв на локте, мама привезла к доктору. Тот потребовал оставить ребенка в больнице на небольшую операцию

  • Краткое содержание сказки Кладовая солнца по главам (Пришвин)

    Сказка, Михаила Пришвина состоит из двенадцати глав.

  • Краткое содержание Лермонтов Мцыри кратко и по главам

    В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил. 8 класс

Даль - Старик-годовик пересказ читать онлайн

  1. Читательский дневник
  2. 3 класс
  3. Даль — Старик-годовик

Краткое содержание Даль — Старик-годовик

Автор сказки: Владимир Иванович Даль.

Год написания: тысячи восемьсот тридцать второй год.

Жанр: сказка – загадка.

Герои: Старик – годовик, двенадцать очень своеобразные птиц.

Сюжет: Появляется старик, стал махать рукавами и выпускать каких – то странных, но фантастически красивых птиц. Это были не простые, например, синички и воробушки, а какие – то, которые заставляли удивляться тому, что происходило после их появления. В первый раз махнул рукавом, а из данного рукава вылетели три птички, а птички эти были необыкновенные, лишь только они вылетели сходу стало очень холодно, как будто бы зимой, даже снег пошёл. После этого, он второй раз махнул рукавом, и оттуда ещё три птички повзлетали, только в этот момент холод сменился, на потепление и всё начало расцветать, что тебе весна пришла. А некоторое время спустя старец снова взмахнул своим рукавом, и ещё раз, вновь три птицы возникли, словно не откуда, и тепло, пришедшее после того неожиданного холода, подвинула жара, зной и не выносимая духота, словно лето пришло, а всё сельские обитатели быстрее побежали рожь прибирать. Опять взмах старца, уже четвертый по счёту, полетели ещё три птицы, однако ныне стало прохладно, полились мелкие и противные дождики, залегли туманы, что и бывает золотой осенью.

А оказывается – то, что птицы совсем не простые, они были не только необычайной и небывалой красоты, но особенным отличительным признаком от обыкновенных птиц было то, что у каждой из них по четыре очень красивых крыла, которые отличались своей раскраской от тех других птиц, которые ранее или позднее выпускал старец из рукавов, да ещё в каждом крыле – семь перьев и каждое это перышко имеет своё имя. Мало того на одной из сторон пера оно белоснежное, словно облако, а на другой чёрное – чёрное, казалось, что оно было словно черное небо.

Что же это за старик? И что же это за птицы такие – экзотические? Почему именно из его рукава вылетали эти волшебные создания? Птицы были словно неземные, умели поменять погоду полностью, как же они так смогли?! А для чего им четыре крыла, да ещё и семь перьев на каждом крыле? А как же так получается, что они ещё и имели различную расцветку, для какой же интересно цели?

3 класс

Картинка к произведению

Даль - Старик-годовик

Интересные темы

  • Бианки — Приключения муравьишки

    Залез муравей на верхушку берёзы, и решил немного отдохнуть на листочке, перед тем, как вниз спускаться. Но тут подул ветер, подхватил лист с Муравьём и понёс его далеко, далеко.

  • Сказка Морозко

    Авторство детской сказки Морозко, принадлежит народу, варианты могут отличаться полнотой сюжетной линии, но мораль и смысл остаются неизменными.

  • Андерсен — Новое платье короля

    Жил в одном государстве король, который очень любил наряжаться. На новые платья он тратил все свои деньги. Чтобы показаться в новом наяде перед своими поддаными, он охотно устраивал балы и пр

  • Гаршин — Лягушка-путешественница

    Самая обычная лягушка жила в самом обычном болоте. Наступила осень, начались проливные дожди. Лягушка любила дождь, но квакать ей в такую погоду было непозволительно, хотя очень хотелось.

На первый вопрос – как Владимир Иванович трактовал значение лексемы тула? – ответить просто. Для этого достаточно заглянуть в его словарь.

Семантика лексемы тула даётся В. Далем в статье «Тулить», следовательно, лексикограф считал это существительное отглагольным и, естественно, имеющим общее в лексическом значении с глаголом-папой.

Диалектный глагол тулить (тулять), а также производные от него глаголы – тулиться, туляться, затулять, вытулить и т.п. – поясняются в словаре Даля такими синонимами: крыть, скрывать, скрываться, укрываться, притаиться, прятать, прятаться спрятать,

oDHE87AS5DGlPyhJ0yhtQxsl0i7gfH0u.png

Антоним оттулить употребляется в значении «открыть».

RTzhqT8yq8FTz9AsNj3HhZYHts.png

пример из Далева словаря.

Производная от глагола тулить лексема тула имеет такой же корень тул-, в коем заключена основная семантика как пар тулить – тула, так и других однокоренных слов (тулье, тулья, затулье, притулье и др.), связанная с перечисленными выше значениями исходного глагола и глаголов, от него производных:

ndKjPaZDFqRJeAA5PO2bEtfMPU8OrVAR.png

Это и есть ответ на первый вопрос (как трактует?)

Надеюсь, условные сокращения в этой части статьи «Тулить» понятны. Буковками «м.», «ж.», «с.» («ср.») во всех словарях русского языка принято обозначать род существительных, следовательно, «ж.» после заглавного слова Тула показывает, что слово это:

  • во-первых, существительное;
  • во-вторых, женского рода.

Сокращение «сар.» показывает: тула – слово саратовское, то есть активно употребляется именно на саратовской земле.

Теперь можно ответить и на вторую часть вопроса: почему Даль трактовал значение слова тула как скрытное (сейчас мы, скорее, скажем скрытое) место?

Да потому, что Даль собирал для своего словаря слова, употребляющиеся на определённых территориях, и фиксировал те их значения, в которых эти слова употреблялись в тех местах, где он их услышал и записал.

На юго-западе России он услышал глагол тулить и производные от него глаголы и зафиксировал их значения.

В Острожской Библии обнаружил причастие, употребляющееся в сходном значении, и зафиксировал фразу в словаре с указанием на источник:

IBChOXcHA6xk9yCWpEfpcYjuTcDh.png

На саратовской земле услышал слово тула, имеющее значение, явно связанное с семантикой глагола тулить, – и тоже зафиксировал его.

Добавлю к сказанному. В статье «Тулить» Даль высказывает предположение о происхождении астионима Тула. Астионимы – разновидность топонимов (географических названий), названия городов. Даль отмечает: возможно, астионим Тула происходит от этой самой лексемы тула и, соответственно, тоже означает место, скрытное, где можно схорониться, найти защиту, приют, а может, и заточение.

Эту версию происхождения названия Тулы поддержал в своё время и самый большой специалист в области русской этимологии Макс Фасмер, хотя современные исследователи уверены в балтийском и даже тюркском происхождении астионима Тула, но, так как это уже не Даль, излагать их версию не стану, а заинтересовавшимся предлагаю обратиться к Википедии, где она подробно изложена.

Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик»У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?

Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.

Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.

В конце сказки автор задает вопросы читателю, спрашивая, что за птиц выпускает старик годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые.

Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы , по три на каждое время года. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. И каждый день недели имеет свое название. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи. Махнет птица крылом раз – наступает ночь, второй взмах крыльев приносит день. Вот так, в форме занимательной сказки-загадки В.И.Даль рассказывает читателям о смене времен года, о месяцах, о днях недели и чередовании дня и ночи.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.

Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.

Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?

Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.

Технологическая
карта занятия по развитию речи и оригами

Образовательные
области:

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Тема
занятия:

чтение сказки В.А. Даля «Старик — годовик»

Возрастная
группа:

Цель
занятия:

ознакомление детей с содержанием сказки В.А. Даля «Старик – годовик»
посредством выразительного чтения с последующим закреплением её героев в
дидактической игре на ИКТ оборудовании, отражение образов героев «Птичка»  в
технике оригами.

Задачи
занятия:

Обучающие:

понимать содержание
сказки «Старик-годовик» автор В.Даль, выделять главную мысль сказки.

-узнать, «кто
такой Старик-годовик», продемонстрировать умения называть времена года, месяцы,
дней недели.

— продемонстрировать
навык отвечать на вопросы педагога развернуто.

Развивающие:

 — проявлять себя
на занятии внимательным, инициативным и сообразительным.

— запомнить текст,
и ответить на вопросы по содержанию.

Воспитательные:

высказывать
свое отношение к сказке-загадке, чем она интересна.

— проявлять
интерес к образному языку произведения, быть любознательными.

Дополнительные
задачи: 

-по игре

— соблюдать правила
безопасности при работе с  ИКТ оборудованием;

— выполнить
задание по описанию героев сказки по средствам дидактической игры.

по
продуктивной деятельности (техническая и изобразительная)

Техническая —
научиться правильно складывать бумагу в определенной последовательности и в
определенной форме;

Изобразительная —
сложить объемную игрушку в технике оригами.

Словарная
работа:

знойно, годовик, тройка, жать рожь.

Планируемый
результат занятия:
 

Дети знакомятся с
содержанием литературной сказки «Старик-годовик» автор В.Даля посредством
выразительного чтения и дидактической игры на ИКТ оборудование, узнают кто
такой «Старик-годовик», логично рассуждают и показывают знания о цикличности
года, выделяют главную мысль сказки, описывают героев , отвечают на заданные
вопросы развернуто. Высказывают своё отношение к сказке-загадки, внимательно
слушают собеседника , не перебивают, создают поделку в технике оригами.

Подготовительная
работа:
беседа
с детьми о временах года, месяцах, днях недели, частях суток (день-ночь).

Материал и
оборудование:

цветная бумага, интерактивная панель, документ камера, хрестоматия.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный

Организация
направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Воспитатель проводит с детьми психологический
тренинг перед организацией занятия.

Воспитатель загадывает загадку о временах года.

Форма
организации:

-фронтальная

Прием:

-загадывание
загадки

Внимательно слушают, отвечают на вопросы,
отгадывают загадку.

— Проявляют интерес, включаются в деятельность.

2.

Основной
этап

2.1.

Этап
постановки проблемы

Создание
проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Воспитатель предлагает детям назвать какие
существуют времена года, вспомнить их приметы.

-Ребята, а вы знаете почему времена года
сменяются друг другом?

-Для того чтобы узнать давайте прочитаем
сказку.

Форма
организации:

-фронтальная

Методы:

-объяснение

Приемы:


проблемный вопросы

-указания

Отвечают
на вопросы, слушают рассказ воспитателя.

— Создана проблемная
ситуация в доступной для детей форме.

2.2.

Этап ознакомления
с материалом

Закрепление
определенного объема знаний и представлений о насекомых и их среде обитания

 Сегодня
мы узнаем о том почему сменяются времена года, сменяется время суток прочитав
сказку «Старик-годовик».

Воспитатель проводит с детьми словарную
работу, объясняя значение не знакомых слов.

-Сказку которую мы услышим написал В. Даль –
он любил ездить по России и собирать новые слова из разных регионов нашей
страны.

-Мне очень нравится эта сказка, в ней
интересные персонажи, я думаю вам будет интересно узнать кто такой
старик-годовик.

Чтение
сказки «Старик-годовик» автор В. Даль. По ходу чтения сказки сюжетные
картинки появляются на интерактивной панели.

Педагог
задает детям вопросы по содержанию сказки:

— О ком эта сказка?

— Кто такой старик-годовик?

— Что за волшебные птицы вылетали из
его рукавов?

-Почему птицы имели 4, а не 2 крыла? 

— Что значит семь перьев на каждом
крыле?

— Почему они имели такую странную
расцветку?

Динамическая пауза.

Форма
организации:

-фронтальная

-индивидуальная

Методы:

-чтение
худ.литературы

-беседа

-демонстрация
наглядного материала

Слушают.

Отвечают на вопросы воспитателя

-Это значит, что они протяжно кричат.

-Чтобы лебеди сели где-то неподалеку

— Знакомятся с содержанием рассказа «Лебеди»;

— Применяют полученные знания в беседе с
воспитателем.

2.3.

Этап
практического решения проблемы

Овладение
действиями, способами решения проблемы

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Признаки времен года».

Проведение гимнастики для глаз.

Педагог, поощряет детей. Называет победителя игры.

Педагог предлагает детям сделать оригами птиц.    

Напоминает правила работы с ножницами.

Форма
организации:

-фронтальная

-индивидуальная

Методы:

-демонстрация
наглядного материала

-объяснение

-показ
образца

Отвечают
на вопросы воспитателя, Выполняют гимнастику для глаз.

Выполняют
сюжетную аппликацию летящих лебедей.


Создание детьми сюжетной аппликации.

3.

Заключительный
этап

Подведение
итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных
навыков самооценки

Задаёт вопросы:

Ребята, в какую сказку мы сегодня читали?

— Кто автор этой сказки?

— Кто являются главным героем?

-Что символизировали птицы?

-Почему времена года сменяются друг другом?

Хвалит детей и благодарит их за активную работу.

Форма
организации:

-фронтальная

Методы:

-беседа

Приемы:

-сравнительный
анализ

Отвечают
на вопросы воспитателя.

— У
детей сформировано представление о рассказе «Лебеди». Закреплены знания о
зимующих и перелетных птицах.

  • Краткое содержание сказки квартет
  • Краткое содержание сказка о юноше кожемяке
  • Краткое содержание сказки каштанка
  • Краткое содержание сказка о царе салтане очень краткое
  • Краткое содержание сказки каша из топора для читательского дневника