Даль В. «Старик годовик»
Жанр: литературная сказка-загадка
Читайте краткое содержание других сказок Владимира Даля:
«У тебя у самого свой ум»
«Лиса и медведь»
Главные герои сказки «Старик годовик» и их характеристика
- Старик Годовик. Год.
План пересказа сказки «Старик годовик»
- Старик Годовик
- Первые птицы
- Вторые птицы
- Третьи птицы
- Четвертые птицы
- Крылья
- Перья
- Вопросы и ответы
Кратчайшее содержание сказки «Старик годовик» для читательского дневника в 6 предложений
- Выходит старик годовик и руками машет.
- Каждый раз по три птицы с его рук слетает.
- Сперва мороз настает, потом цветы появляются, потом жара, а потом дожди.
- У каждой птицы четыре крыла.
- У каждого крыла по семь перьев.
- Половина пера черная, другая белая.
Главная мысль сказки «Старик годовик»
Год состоит из месяцев, месяц из недель, неделя из дней, сутки из дня и ночи.
Чему учит сказка «Старик годовик»
Сказка учит помнить, как устроен календарный год.
Отзыв на сказку «Старик годовик»
Это интересная сказка-загадка, ответ на которую очень прост. Старик Годовик — это сам календарный год, от зимы до осени. Птицы в нем — это месяца, крылья у птиц — недели, а перья — дни недели.
Пословицы к сказке «Старик годовик»
Новый год к весне поворот.
Семь пятниц на неделе.
Год кончается, а зима начинается.
Год не неделя, все будет, да не теперя.
Не суйся, пятница, наперед четверга.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Старик годовик»
Вышел старик Годовик и давай руками махать.
Махнул первый раз, полетели три птицы, стало холодно, морозно.
Второй раз махнул руками Годовик и полетели еще три птицы. Снег начал таять, появились цветы.
В третий раз махнул Годовик и третья тройка птиц полетела. Жарко стало, солнечно, мужики рожь жать начали.
Но в четвертый раз махнул Годовик и, вместе с последними тремя птицами, пришли дожди и туманы.
И птицы у Годовика не простые, у каждой по четыре крыла, а на каждом крыле по семь перьев. У каждого пера свое имя, одна половина белая, а другая черная.
Махнет такая птица крылом, станет светло, махнет второй раз — темно станет.
А птицы эти — месяцы в году.
Крылья птиц — недели, а перья на крыльях — дни недели.
Светлая сторона пера — день, черная — ночь.
Такие вот птицы у старика Годовика.
Год: 1832 Жанр: сказка — загадка
Главные герои: старик и птицы
Речь в этой сказке пойдет о старике-годовике, который обладал неким волшебством. Каждый раз, как он только выходил на улицу и делал взмах руками, то погода начинала сразу же меняться.
Поднимет он свои руки вверх, а из рукавов птицы летят и лужи на земле появляются. Еще раз взмахнет ручищами – снежинки в воздухе запархают, как бабочки. В третий раз выглянет на улицу – подснежники сквозь снег пробиваются и птицы с теплых стран возвращаются. До четвертого дело доходит – тут жара приходит.
А птицы, которые то прилетают, то улетают – не простые. Крыльев у них не два, а четыре, как недель в месяце. Крылья черные и белые, прям как день с ночью. Диво-дивное, да и только.
А научит эта сказка тому, что как птицы дни за днями, недели за неделями, месяцы за месяцами и год за годом – пролетает время, которое ценить необходимо и не растрачивать попусту, ведь его не вернуть.
Оцените произведение:
- 3.29
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 35
Читать краткое содержание Даль — Старик-годовик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Даль — Старик-годовик
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Житие Александра Невского
Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым.
Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя.
- Краткое содержание У страха глаза велики (сказка)
События получают развитие в сказке. В центре событий бабушка, внучка, курочка и мышка. Они намерены отправится за водой, но по дороге каждый из них встречает зайца
- Краткое содержание Яхина Зулейха открывает глаза
Действие романа начинается в 1930-м году. В то время, когда процветала коллективизация. Когда у зажиточных крестьян, так называемых кулаков, отбирали всё, что они нажили своим непосильным трудом.
- Краткое содержание Чехов Беглец
В этом рассказе Чехов повествует с присущим ему юмором и со сжатостью о ребенке. Пашку, у которого нарыв на локте, мама привезла к доктору. Тот потребовал оставить ребенка в больнице на небольшую операцию
- Краткое содержание сказки Кладовая солнца по главам (Пришвин)
Сказка, Михаила Пришвина состоит из двенадцати глав.
- Краткое содержание Лермонтов Мцыри кратко и по главам
В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил. 8 класс
- Читательский дневник
- 3 класс
- Даль — Старик-годовик
Краткое содержание Даль — Старик-годовик
Автор сказки: Владимир Иванович Даль.
Год написания: тысячи восемьсот тридцать второй год.
Жанр: сказка – загадка.
Герои: Старик – годовик, двенадцать очень своеобразные птиц.
Сюжет: Появляется старик, стал махать рукавами и выпускать каких – то странных, но фантастически красивых птиц. Это были не простые, например, синички и воробушки, а какие – то, которые заставляли удивляться тому, что происходило после их появления. В первый раз махнул рукавом, а из данного рукава вылетели три птички, а птички эти были необыкновенные, лишь только они вылетели сходу стало очень холодно, как будто бы зимой, даже снег пошёл. После этого, он второй раз махнул рукавом, и оттуда ещё три птички повзлетали, только в этот момент холод сменился, на потепление и всё начало расцветать, что тебе весна пришла. А некоторое время спустя старец снова взмахнул своим рукавом, и ещё раз, вновь три птицы возникли, словно не откуда, и тепло, пришедшее после того неожиданного холода, подвинула жара, зной и не выносимая духота, словно лето пришло, а всё сельские обитатели быстрее побежали рожь прибирать. Опять взмах старца, уже четвертый по счёту, полетели ещё три птицы, однако ныне стало прохладно, полились мелкие и противные дождики, залегли туманы, что и бывает золотой осенью.
А оказывается – то, что птицы совсем не простые, они были не только необычайной и небывалой красоты, но особенным отличительным признаком от обыкновенных птиц было то, что у каждой из них по четыре очень красивых крыла, которые отличались своей раскраской от тех других птиц, которые ранее или позднее выпускал старец из рукавов, да ещё в каждом крыле – семь перьев и каждое это перышко имеет своё имя. Мало того на одной из сторон пера оно белоснежное, словно облако, а на другой чёрное – чёрное, казалось, что оно было словно черное небо.
Что же это за старик? И что же это за птицы такие – экзотические? Почему именно из его рукава вылетали эти волшебные создания? Птицы были словно неземные, умели поменять погоду полностью, как же они так смогли?! А для чего им четыре крыла, да ещё и семь перьев на каждом крыле? А как же так получается, что они ещё и имели различную расцветку, для какой же интересно цели?
3 класс
Картинка к произведению
Интересные темы
- Бианки — Приключения муравьишки
Залез муравей на верхушку берёзы, и решил немного отдохнуть на листочке, перед тем, как вниз спускаться. Но тут подул ветер, подхватил лист с Муравьём и понёс его далеко, далеко.
- Сказка Морозко
Авторство детской сказки Морозко, принадлежит народу, варианты могут отличаться полнотой сюжетной линии, но мораль и смысл остаются неизменными.
- Андерсен — Новое платье короля
Жил в одном государстве король, который очень любил наряжаться. На новые платья он тратил все свои деньги. Чтобы показаться в новом наяде перед своими поддаными, он охотно устраивал балы и пр
- Гаршин — Лягушка-путешественница
Самая обычная лягушка жила в самом обычном болоте. Наступила осень, начались проливные дожди. Лягушка любила дождь, но квакать ей в такую погоду было непозволительно, хотя очень хотелось.
На первый вопрос – как Владимир Иванович трактовал значение лексемы тула? – ответить просто. Для этого достаточно заглянуть в его словарь.
Семантика лексемы тула даётся В. Далем в статье «Тулить», следовательно, лексикограф считал это существительное отглагольным и, естественно, имеющим общее в лексическом значении с глаголом-папой.
Диалектный глагол тулить (тулять), а также производные от него глаголы – тулиться, туляться, затулять, вытулить и т.п. – поясняются в словаре Даля такими синонимами: крыть, скрывать, скрываться, укрываться, притаиться, прятать, прятаться спрятать,
Антоним оттулить употребляется в значении «открыть».
пример из Далева словаря.
Производная от глагола тулить лексема тула имеет такой же корень тул-, в коем заключена основная семантика как пар тулить – тула, так и других однокоренных слов (тулье, тулья, затулье, притулье и др.), связанная с перечисленными выше значениями исходного глагола и глаголов, от него производных:
Это и есть ответ на первый вопрос (как трактует?)
Надеюсь, условные сокращения в этой части статьи «Тулить» понятны. Буковками «м.», «ж.», «с.» («ср.») во всех словарях русского языка принято обозначать род существительных, следовательно, «ж.» после заглавного слова Тула показывает, что слово это:
- во-первых, существительное;
- во-вторых, женского рода.
Сокращение «сар.» показывает: тула – слово саратовское, то есть активно употребляется именно на саратовской земле.
Теперь можно ответить и на вторую часть вопроса: почему Даль трактовал значение слова тула как скрытное (сейчас мы, скорее, скажем скрытое) место?
Да потому, что Даль собирал для своего словаря слова, употребляющиеся на определённых территориях, и фиксировал те их значения, в которых эти слова употреблялись в тех местах, где он их услышал и записал.
На юго-западе России он услышал глагол тулить и производные от него глаголы и зафиксировал их значения.
В Острожской Библии обнаружил причастие, употребляющееся в сходном значении, и зафиксировал фразу в словаре с указанием на источник:
На саратовской земле услышал слово тула, имеющее значение, явно связанное с семантикой глагола тулить, – и тоже зафиксировал его.
Добавлю к сказанному. В статье «Тулить» Даль высказывает предположение о происхождении астионима Тула. Астионимы – разновидность топонимов (географических названий), названия городов. Даль отмечает: возможно, астионим Тула происходит от этой самой лексемы тула и, соответственно, тоже означает место, скрытное, где можно схорониться, найти защиту, приют, а может, и заточение.
Эту версию происхождения названия Тулы поддержал в своё время и самый большой специалист в области русской этимологии Макс Фасмер, хотя современные исследователи уверены в балтийском и даже тюркском происхождении астионима Тула, но, так как это уже не Даль, излагать их версию не стану, а заинтересовавшимся предлагаю обратиться к Википедии, где она подробно изложена.
У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?
Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.
Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.
В конце сказки автор задает вопросы читателю, спрашивая, что за птиц выпускает старик годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые.
Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы , по три на каждое время года. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. И каждый день недели имеет свое название. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи. Махнет птица крылом раз – наступает ночь, второй взмах крыльев приносит день. Вот так, в форме занимательной сказки-загадки В.И.Даль рассказывает читателям о смене времен года, о месяцах, о днях недели и чередовании дня и ночи.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.
Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.
Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?
Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.
Технологическая
карта занятия по развитию речи и оригами
Образовательные
области:
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Тема
занятия:
чтение сказки В.А. Даля «Старик — годовик»
Возрастная
группа:
Цель
занятия:
ознакомление детей с содержанием сказки В.А. Даля «Старик – годовик»
посредством выразительного чтения с последующим закреплением её героев в
дидактической игре на ИКТ оборудовании, отражение образов героев «Птичка» в
технике оригами.
Задачи
занятия:
Обучающие:
— понимать содержание
сказки «Старик-годовик» автор В.Даль, выделять главную мысль сказки.
-узнать, «кто
такой Старик-годовик», продемонстрировать умения называть времена года, месяцы,
дней недели.
— продемонстрировать
навык отвечать на вопросы педагога развернуто.
Развивающие:
— проявлять себя
на занятии внимательным, инициативным и сообразительным.
— запомнить текст,
и ответить на вопросы по содержанию.
Воспитательные:
— высказывать
свое отношение к сказке-загадке, чем она интересна.
— проявлять
интерес к образному языку произведения, быть любознательными.
Дополнительные
задачи:
-по игре
— соблюдать правила
безопасности при работе с ИКТ оборудованием;
— выполнить
задание по описанию героев сказки по средствам дидактической игры.
—по
продуктивной деятельности (техническая и изобразительная)
Техническая —
научиться правильно складывать бумагу в определенной последовательности и в
определенной форме;
Изобразительная —
сложить объемную игрушку в технике оригами.
Словарная
работа:
знойно, годовик, тройка, жать рожь.
Планируемый
результат занятия:
Дети знакомятся с
содержанием литературной сказки «Старик-годовик» автор В.Даля посредством
выразительного чтения и дидактической игры на ИКТ оборудование, узнают кто
такой «Старик-годовик», логично рассуждают и показывают знания о цикличности
года, выделяют главную мысль сказки, описывают героев , отвечают на заданные
вопросы развернуто. Высказывают своё отношение к сказке-загадки, внимательно
слушают собеседника , не перебивают, создают поделку в технике оригами.
Подготовительная
работа: беседа
с детьми о временах года, месяцах, днях недели, частях суток (день-ночь).
Материал и
оборудование:
цветная бумага, интерактивная панель, документ камера, хрестоматия.
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приёмы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно-мотивационный |
Организация |
Воспитатель проводит с детьми психологический Воспитатель загадывает загадку о временах года. |
Форма -фронтальная Прием: -загадывание |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы, |
— Проявляют интерес, включаются в деятельность. |
2. |
Основной |
|||||
2.1. |
Этап |
Создание |
Воспитатель предлагает детям назвать какие -Ребята, а вы знаете почему времена года -Для того чтобы узнать давайте прочитаем |
Форма -фронтальная Методы: -объяснение Приемы: — -указания |
Отвечают |
— Создана проблемная |
2.2. |
Этап ознакомления |
Закрепление |
Сегодня Воспитатель проводит с детьми словарную -Сказку которую мы услышим написал В. Даль – -Мне очень нравится эта сказка, в ней Чтение Педагог — О ком эта сказка? — Кто такой старик-годовик? — Что за волшебные птицы вылетали из -Почему птицы имели 4, а не 2 крыла? — Что значит семь перьев на каждом — Почему они имели такую странную Динамическая пауза. |
Форма -фронтальная -индивидуальная Методы: -чтение -беседа -демонстрация |
Слушают. Отвечают на вопросы воспитателя -Это значит, что они протяжно кричат. -Чтобы лебеди сели где-то неподалеку |
— Знакомятся с содержанием рассказа «Лебеди»; — Применяют полученные знания в беседе с |
2.3. |
Этап |
Овладение |
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Признаки времен года». Проведение гимнастики для глаз. Педагог, поощряет детей. Называет победителя игры. Педагог предлагает детям сделать оригами птиц. Напоминает правила работы с ножницами. |
Форма -фронтальная -индивидуальная Методы: -демонстрация -объяснение -показ |
Отвечают Выполняют |
— |
3. |
Заключительный |
Подведение |
Задаёт вопросы: Ребята, в какую сказку мы сегодня читали? — Кто автор этой сказки? — Кто являются главным героем? -Что символизировали птицы? -Почему времена года сменяются друг другом? Хвалит детей и благодарит их за активную работу. |
Форма -фронтальная Методы: -беседа Приемы: -сравнительный |
Отвечают |
— У |