Краткое содержание сказки баранкин будь человеком

Краткое содержание «Баранкин, будь человеком!»

Краткое содержание «Баранкин, будь человеком!»

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 422.

Обновлено 26 Октября, 2022

О произведении

Повесть «Баранкин, будь человеком!» Медведева была написана в 1971 году. Это увлекательная книга о неизвестных приключениях Баранкина и его друга Малинина. Ребята на собственном опыте поняли, что даже у птичек и бабочек нет беззаботной жизни и решили остаться людьми.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Баранкин, будь человеком!» на нашем сайте. Пересказ повести пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повести происходят в 1970-х годах в СССР.

Главные герои

  • Юра Баранкин – лентяй, драчун, не отличающийся прилежанием, но при этом очень творческий мальчик с большой фантазией.
  • Костя Малинин – лучший друг Баранкина, трус и лентяй, рохля.

Другие персонажи

  • Зина Фокина – староста класса, очень ответственная и дисциплинированная девочка.
  • Миша Яковлев – отличник, скромный добрый мальчик, готовый помогать двоечникам исправить свои оценки.

Краткое содержание

Часть первая. «Баранкин, к доске!»

Юра Баранкин и его лучший друг Костя Малинин «умудрились получить две двойки по геометрии в самом начале учебного года». Зинка Фокина стала их стыдить, а после прикрепила их фотографии к стенгазете. Учебный год не задался с самого начала.

На собрании принялись ругать двоечников, и те пообещали в скором времени исправиться. Помогать им вызвался отличник Миша Яковлев. Фокина требовала от Баранкина нормального человеческого поведения, и тут Юра понял, как же он устал быть человеком.

В воскресенье двоечники ожидали появления Яковлева. Им было очень тоскливо, и они завидовали беззаботным бабочкам и птичкам, у которых «Все дни раскрашены розовой краской! Всё время – праздник!». Мальчики решили превратиться в воробьев, чтобы никогда не делать уроки.

Часть вторая. «Чик-чирик! Жизнь прекрасна!»

Юра зажмурился… и превратился в маленького серого воробья. Он посмотрел на Костю, но тот «продолжал сидеть на лавочке, как самый обыкновенный человек». Лишь когда мальчик заметил вдалеке Яковлева, ему удалось тоже стать воробьем. Мальчики были очень рады, но вскоре они выяснили, что воробьиная жизнь совсем несладкая. Нужно скрываться от кошек и мальчишек с рогатками, самим добывать себе пропитание и строить гнезда.

Увидев крадущихся кошек, друзья принялись в спешке читать заклинание, чтобы превратиться в бабочек.

Часть третья. «Я – капустник, и Костя – махаон»

Ребята превратились в чудесных, пестрых бабочек. Они отправились за нектаром. Но и у бабочек жизнь была не лучше. «При ближайшем рассмотрении она оказалась просто невыносимой»: за ними охотились воробьи и юные натуралисты, их травили химикатами, а пчелы прогоняли от цветов. Баранкин понял, что превращение в воробьев и бабочек было ошибкой. Но он не знал, у кого жизнь была по-настоящему прекрасной, праздничной.

Тем временем одноклассники ругали Баранкина и Малинина, даже не догадываясь, что те сидели рядом с ними. Вскоре Фокина заметила Костю – редкого махаона – и бросилась к нему с сачком. Ребята принялись читать заклинание, чтобы стать муравьями.

Часть четвертая. «Караул! Мирмики!»

Став муравьями, друзья решили спокойно поиграть в футбол. Но инстинкт повелел им присоединиться к другим муравьям и включиться в работу. Ребята хотели прочесть заклинание и превратиться в людей, но не успели – их схватили муравьи и за безделье приговорили к смерти.

Друзей спасло внезапное появление мирмиков – огромных рыжих муравьев, которые принялись атаковать своих мелких черных сородичей. Спасаясь от них, ребята-муравьишки прицепились к летающей паутинке, которая отнесла их на безопасное расстояние. Неожиданно Костю схватил и унес стриж.

Часть пятая. «Баранкин, будь человеком!»

Юра очень переживал из-за гибели друга и во всем винил себя. Он обнаружил, что вновь стал человеком. Баранкин сел на лавочку и принялся громко реветь. Неожиданно он услышал голос Кости, который, как ни в чем ни бывало, сидел на заборе. Радости друзей не было предела.

Увидев ребят, Баранкин и Малинин торжественно заявили, что отныне они будут «и заниматься, и работать». С тех пор их жизнь изменилась: мальчики стали прилежными, организованными, начали хорошо учиться.

И что в итоге?

Юра Баранкин, Костя Малинин — после приключений в виде насекомых, снова становятся людьми, решают стать более организованным и начать хорошо учиться.

Заключение

Заключение

Поучительный рассказ Медведева показывает ребятам, что ни одно живое существо в природе не ленится. Только настойчивостью и трудом можно достичь желаемое.

После ознакомления с кратким пересказом «Баранкин, будь человеком!» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Любовь Любовь

    10/10

  • Волченок Заката

    2/10

  • Денис Коледихин

    10/10

  • Наталия Сафонова

    10/10

  • Аскар Нуршаяхов

    7/10

  • ольга Демчук

    10/10

  • Мария Морякова

    10/10

  • Ангелинп Горлова

    8/10

  • Ксожалению Какжея

    7/10

  • Ронжин-Андрей-Савельевич Ронжин

    7/10

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 422.


А какую оценку поставите вы?

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Краткий пересказ по частям
  3. 1 часть
  4. 2 часть
  5. 3 часть
  6. 4 часть
  7. 5 часть
  8. Основная мысль повести

Эта повесть написана советским писателем В.В. Медведевым в 1961 году. И с того времени она не теряет популярности. Это веселая и увлекательная история о двух школьниках, которые не хотели учиться и завидовали насекомым. Но после испытаний, выпавших на их долю, они почувствовали, как хорошо быть людьми.

Основные персонажи

Главные герои – Юра Баранкин и его друг Костя Малинин. Это лентяи и двоечники, которые не хотят учиться. Баранкин — драчун и забияка. Но он очень находчивый, любит фантазировать. Его друг немного трусоват, во всем подчиняется ему. Из действующих лиц можно отметить еще несколько их одноклассников:

  • староста Зина Фокина, старающаяся перевоспитать лентяев;
  • отличник Миша Яковлев, которого попросили подтянуть двоечников;
  • хулиган Венька Смирнов, из-за проделок которого друзья несколько раз подвергались опасности.

Краткое содержание: Медведев «Баранкин, будь человеком»

Это веселый рассказ о двух друзьях, которые не хотели учиться

Краткий пересказ по частям

Краткое содержание повести «Баранкин, будь человеком» поможет вспомнить сюжет прочитанного произведения. Это может потребоваться перед уроком. Такой пересказ нужен также, чтобы заинтересовать детей, побудить их прочитать книгу.

1 часть

Сказка начинается с того, что друзья получили двойки. Произошло это в начале года, поэтому их одноклассники очень расстроились, ведь они хотели в этом году стать лучшим классом. Поэтому стали стыдить друзей, написали про них в стенгазете и устроив собрание. Там было принято решение подтянуть двоечников, позанимавшись с ними.

В воскресенье их заставили встретиться с отличником Яковлевым. Вместо выходного дня их ждали занятия, поэтому друзья стали завидовать бабочкам и птицам. Они подумали, что те живут беззаботно и легко, и тогда Юра пожелал стать воробьем.

2 часть

Дальше рассказ идет о том, как ребята стали птичками. Они рады, так как считают, что жизнь их стала беззаботной, ведь теперь не нужно учиться. Но все оказалось не так, как они представляли. Друзья поняли, что жизнь воробья не легка. Что испытали ребята, когда были птичками:

  • их чуть не съела кошка;
  • из рогатки стрелял Венька Смирнов;
  • затем их стал воспитывать старый воробей;
  • мама-воробьиха начала учить вить гнездо;
  • им пришлось драться с другими птицами.

В результате друзья поняли, что воробьями быть плохо, и решили стать бабочками.

3 часть

Дальше содержание повести становится еще интереснее. Мальчики стали красивыми бабочками. Им казалось, что они будут только летать и пить нектар. Но после этого их жизнь стала еще хуже. Оказалось, что бабочки подвергаются большим опасностям: их травят химикатами, за ними охотятся птицы, у них вражда с пчелами.

Последней каплей стало то, что за ними стала гоняться с сачком сама Зина Фокина, чтобы пополнить свою коллекцию бабочек. Поэтому Баранкин решает, что лучше стать муравьями.

4 часть

В этой части книги рассказывается о том, что и у муравьев жизнь не сахар. Оказалось, что эти насекомые постоянно что-то делают. В муравейнике очень строгие правила, поэтому ребят приговорили к смерти, так как они не хотели работать. Однако это было не самое страшное. Их муравейник подвергся нападению мирмиков – крупных рыжих муравьев. Началась кровопролитная война. Спасаясь от нее, друзья попались стрижу, который съел Малинина.

5 часть

Сильно переживая, Юра обнаруживает, что опять стал человеком, а его друг, к счастью, тоже остался жив. После всех испытаний друзья поняли, что все живые существа трудятся, никто не живет беззаботно. Они стали ценить свое существование, и после этого очень изменились. Бывшие лодыри удивили своих друзей стремлением работать и учиться.

Основная мысль повести

Несмотря на то, что это веселая сказка, она весьма поучительна. Главные герои после всех испытаний поняли, как важно трудиться. Произведение показывает, что человеком быть хорошо. Она может научить детей, что нужно:

  1. быть ответственным за свои поступки;
  2. помогать друзьям в беде;
  3. бережно относиться к природе;
  4. не лениться.

Изучив краткий пересказ повести, родители могут посоветовать детям прочитать эту сказку целиком. Это не только увлекательная, но и поучительная история о том, как лентяи смогли перевоспитаться.

Медведев В.В. повесть «Баранкин, будь человеком!»

Жанр: литературная сказочная, фантастическая повесть.

Главные герои повести «Баранкин, будь человеком!» и их характеристики

  1. Юра Баранкин. Двоечник, лодырь, лентяй, любитель подраться. Смелый и находчивый, фантазер. очень интересный, творческий мальчик.
  2. Костя Малинин. Лентяй и рохля. Всего боится, всего. опасается. Во всем подчиняется Баранкину.
  3. Зинка Фокина, староста класса.
  4. Мишка Яковлев, отличник, который должен был заниматься с ребятами
  5. Венька Смирнов, безобразник. Гроза воробьев, бабочек и муравьев.

План пересказа повести «Баранкин, будь человеком!»

  1. Две двойки по геометрии
  2. Собрание
  3. Обещание исправить двойки
  4. На скамейке
  5. Вручение лопат
  6. Заклинание
  7. Два воробья
  8. Бесхвостый воробей
  9. Кошка Муська
  10. Воробей-старичок
  11. Рогатка Веньки Смирнова
  12. Мама-воробьиха
  13. Как вить гнездо
  14. Драка за скворечник
  15. Воздушный перевертон
  16. Превращение в бабочек
  17. Старый знакомый воробей
  18. Кепка Веньки Смирнова
  19. Бабочки для коллекции
  20. Новое превращение
  21. Рабочие муравьи
  22. Палка Веньки Смирнова
  23. Бунт муравьев
  24. Война муравьев
  25. Последнее превращение.

Кратчайшее содержание повести «Баранкин, будь человеком!» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Юра Баранкин и Костя Малинин получают двойки и их ругают на собрании
  2. Юра и Костя не желая учиться и трудиться превращаются в воробьев
  3. Они дерутся, в них стреляют из рогатки, на них охотится кошка и другие воробьи и они превращаются в бабочек
  4. У бабочек нет спокойной жизни — воробьи, мальчишки, девочки, которые ловят бабочек для коллекции
  5. Ребята превращаются в муравьев, трудятся на благо муравейника и чуть не гибнут на войне
  6. Ребята превращаются в людей и становятся отличниками.

Главная мысль повести «Баранкин, будь человеком!»
Человек должен трудиться и учиться, иначе он не заслуживает права называться человеком

Чему учит повесть «Баранкин, будь человеком!»
Эта повесть учит нас любить учебу, любить трудиться. Учит помогать другу в трудную минуту и никогда не бросать товарища в беде. Учит тому, что к природе и ее обитателям следует относится бережно. Учит не стрелять в воробьев из рогатки, не ловить бабочек, не разорять муравейники.

Отзыв на повесть «Баранкин, будь человеком!»
Это очень смешная и вместе с тем поучительная повесть, которая мне очень понравилась. Ее главные герои понимают, что любое животное в природе трудится, иначе просто невозможно. И нет животного, у которого была бы совсем простая и легкая жизнь. Герои повести понимают, что и человек должен трудиться, что в этом и есть прелесть жизни.
Мне понравилось, что мальчики перевоспитались, что они многое поняли и стали другими людьми.

Пословицы к повести «Баранкин, будь человеком!»
Человек — это звучит гордо.
Без труда не вынешь рыбки из пруда.
Землю красит солнце, а человек труд.
Делу время, потехе час.

Краткое содержание, краткий пересказ повести «Баранкин, будь человеком!» по главам

Часть первая «Баранкин к доске».

1. Две двойки.
Юра Баранкин и его друг Костя Малинин получают двойки по геометрии. Староста класса Зинка Фокина стыдит их, фотограф Алик Новиков снимает их физиономии и прикрепляет к стенгазете, редактор стенгазеты злится на мальчиков, что те испортили такую газету.
В общем, все пошло как-то не так с самого начала учебного года.
2. Не дают даже опомниться.
После уроков одноклассники собрали собрание. Большинство ребят возмущалось и особенно Юра и Костя.
3. Как в опере получается.
На собрании ребята ругают мальчиков и называют их оболтусами, тунеядцами, трутнями. Используют стандартные клише из газет. Баранкина злит, что громче всех орет Венька Смирнов, тоже двоечник и оболтус. Но оказывается. Венька орет за Баранкина, о том, что нельзя сразу после каникул к доске вызывать.
Юра и Костя обещают исправить двойки в четверти, но староста Фокина требует, чтобы они исправили двойки завтра. Им дают на помощь отличника Яковлева.
4. А если я устал быть человеком?
После собрания ребята расходятся, а Юра и Костя сидят потрясенные за партой. К ним подходит Фокина и начинает требовать от Баранкина, чтобы он стал человеком, чтобы он был человеком, чтобы он по-человечески разговаривал.
Баранкин думает о том, что сильно устал быть человеком.
5. Лопаты все-таки вручают  И Мишка вот-вот появится.
Утром в воскресенье Юра и Костя сидят на лавочке и ждут Мишку Яковлева. Погода стоит прекрасная. Во дворе появляется староста Фокина и фотограф Новиков. Фокина несет лопаты и вручает их Баранкину. Она требует, чтобы позанимавшись, мальчики пришли озеленять школьный двор.
6. Семь выходных в неделе, вот что поразило мое воображение
Юра смотрит как вокруг порхают воробьи и бабочки, как по земле снуют муравьи и сильно завидует всем этим животным, у которых выходит не жизнь, а сплошной выходной. И вот Баранкин решает именно в этот день осуществить гениальную идею, которую давно обдумывал.
7. Единственная в мире инструкция.
Юра рассказывает Косте о том, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно случится. Он предлагает превратиться в воробьев, и провести хоть один выходной по-человечески.
Юра протягивает Косте тетрадь, на которой написано «Инструкция».
8. Не хочу учиться, хочу быть птицей.
Ребята начинают решать как лучше и в кого превратиться. Костя предлагает в бабочек, но Юра настаивает на воробьях. На прошлом уроке он слышал, что воробьи очень хорошо живут. Костя соглашается, говоря что играл в спектакле ворона, и в воробья ему превратиться будет легко.
Ребята тренируются скакать по земле и начинают читать заклинание.

Часть вторая. Чик-чирик! Жизнь прекрасна!

9. Стоит захотеть по-настоящему и 
Юра зажмурился и сильно захотел стать воробьем. Он почувствовал, что у него появились странные желания — вспорхнуть на веточку, полетать по воздуху. Потом он захотел овса.
Наконец Юра открыл глаза и осмотрел себя. Он действительно превратился в воробья.
А вот Костя Малинин так и сидел в образе человека.
10. Что на воробьином языке означает
Костя видит воробья-Баранкина и пытается поговорить с ним. Но воробей только чирикает. Костя обижается, что воробей называет его чепчиком
Костя снова начинает твердить заклинание. В этот момент из-за угла показывается Яковлев на велосипеде, но когда он подъезжает к скамейке там никого нет. Только лопаты и учебники. Мишка берет учебники и идет к Юре домой.
Баранкин и Малинин счастливы.
11. Встреча с бесхвостым.
Юра превратился в воробья с курносым клювом, а у Кости остались необычные голубые глаза. Мальчики-воробьи попили воды из лужи и стали искать овес.
Почему-то семечки их не устроили.
Костю прогоняет от овса большой бесхвостый воробей. Потом он начинает напрыгивать на Юру. Но Юра тоже распушил перья и подставил большому воробью подножку. Тот упал и испуганно притих.
Но ребята предложили ему овса, ведь лежачих не бьют. Воробей улетел, а Костя закричал Юре, что рядом кошка.
12. Кошка Муська хочет меня съесть.
Баранкин обернулся и увидел любимую мамину кошку Муську. Он не испугался и даже начал говорить с кошкой, не обращая внимания на крики Кости, который предусмотрительно улетел на дерево.
В итоге кошка прыгнула на Баранкина и подмяла под себя. Юра успел вывернуться и взлетел, оставив в когтях кошки несколько перьев.
13. О чем чирикают бабушки.
К Юре и Косте подлетел старик-воробей и начал их отчитывать. Он возмущался, что мальчики так легкомысленно себя вели с кошкой. Говорил, что у воробьев не может быть знакомых кошек. Требовал назвать родителей.
Костя и Юра спешно улетели, недовольные воробьиной жизнью. Они сели на пустое дерево и мимо Юры что-то просвистело.
14. Дальнобойная рогатка с оптическим прицелом.
Юра видит, что в него целится из рогатки его сосед по квартире, Венька Смирнов. Причем эту рогатку сделал сам Баранкин.
Они с Костей спешно улетают и с высоты птичьего полета замечают, что в городе полно кошек и мальчишек с рогатками. Это открытие их удручает. Они устают и вдруг их окликает воробьиха.
15. Что бывает, когда сыновья отрекаются от своей матери.
Толстая воробьиха называет ребят своими деточками и зовет вить гнездо. Костя и Юра говорят воробьихе, что она ошиблась, и они не ее дети. Воробьиха негодует, призывает в свидетели других воробьев и задет мнимым детям хорошую трепку.
Костя и Юра соглашаются быть ее детьми и летят вить гнездо.
16. Мы с Костей учимся вить гнездо.
Воробьиха учит ребят вить гнездо, время от времени клюет их, а мальчики удивляются. Оказывается воробьям тоже приходится учиться и работать.
В это время прилетает толстый рыжий воробей, который оказывается папой мальчиков — Чикой.
17. Драка за скворечник.
Чика увлекает все свое семейство в драку за скворечник, из которого улетели на юг стрижи, Малинин не умеет драться, но Баранкин тащит его за собой.
Воробьи сходу врезаются в стаю дерущихся воробьев.
Малинин цепляется за хвост Баранкину и Юра вытаскивает его из драки.
18. Костя Малинин начирикался.
Ребята пытаются улететь с места боя, но их преследует четверка воробьев, которые кричат, что эти двое громче всех чирикали.
Баранкин применяет хитрый прием — переворачивается в полете на спину и лягается ногами. Так он раскидывает преследователей и ребята улетают.
Уставший и озлобленный Костя предлагает сейчас же превратиться в бабочек, которых не едят кошки, которые не строят гнезд.
Юра сомневается, но решает поддержать друга. К ним подкрадываются три кошки и мальчишки спешно читают переделанное заклинание.

Часть третья. Я — капустник, и Костя — махаон.

19. Вредитель, известный населению.
Кошки подкрадываются к мальчикам, а те продолжают отчаянно читать заклинание. Кошки разделяются и готовятся к прыжку. Баранкин думает , что все пропало, но кошки вдруг разворачиваются и убегают.
Баранкин осматривает себя и понимает, что превратился в бабочку. Он оглядывается в поисках Кости и видит чудесную бабочку. Оказывается Костя Малинин превратился в махаона, а сам Баранкин в капустника, во вредителя.
Костя зовет Юру за собой, обещая угостить нектаром.
20. Спящая красавица
Мальчики полетели за нектаром, но вдруг Костя заметил в желобе красивую желтую бабочку, крушинницу, и решил с ней познакомится. Баранкин обозвал его девчатником, но из знакомства ничего не вышло. Бабочка спала. Костя рассказал, что таков закон природы и зимой бабочки спят. Баранкин расстроился, ведь ему не хотелось проспать зимние каникулы.
Тут появился знакомый бесхвостый воробей и Костя спрятался. Баранкин не подозревал об опасности и начал говорить с воробьем, но Костя вовремя утащил его под крышу.
Баранкин решил молча переносить трудности жизни бабочек.
21. Кепка-зенитка.
Ребята прилетели к большой клумбе от которой аппетитно пахло нектаром. Баранкин начал уже есть, когда услышал, крики «Дави непарного шелкопряда». Он не обратил на них внимания, ведь он был капустник. Но рядом упала кепка. Мальчишки охотились именно за ним. Это снова казался Венька Смирнов и еще один мальчик. Они обрадовались, что сбили Баранкина и искали его в траве.
Юра сложил крылья и спрятался. А когда ребята отвернулись взлетел и сел на столбе с часами, рядом с Костей.
22. Прощайте, ребята, может больше не увидимся
Баранкин предложил слетать на огороды, но Костя сказал, что туда нельзя, там бабочек травят химикатами. И предложил полететь на школьный сад, заодно посмотреть на ребят.
Костя летел быстро и Баранкин стал отставать. Тогда он схватил Костю за лапки и так на буксире долетел до школы. Они сели на подоконники и смотрели как работают ребята в саду.
Потом приехал Яковлев и поднялась суета. Ребята явно искали Баранкина и Малинина.
Костя позвал Юру на цветы и они стали спускаться.
23. Противочихательная прививка.
Юра выбрал огромный цветок и залез внутрь. Он стал есть нектар и расчихался. Тут его кто-то боднул и Юра боднулся в ответ.
Но когда он вылез из цветка, то увидел пчелу, которая смотрела на него. Юра испугался и отлетел. Он посмотрел где Костя, и увидел, что того тоже загнала в цветок пчела.
Баранкин схватил легкий сучок и ударил пчелу сзади. А потом упал в траву от голода.
24. Я понимаю свою ошибку, но в действие вступает ужасный закон природы.
Баранкин пришел в себя возле лужи с водой и стал пить воду. Он понимал, что превращение в воробьев и бабочек было ошибкой, но не знал в кого надо превратиться. Юра посмотрел на муравьев и решил, что не стоит превращаться в этих работяг.
Вдруг Баранкин вспомнил, как на собрании его обзывали трутнем и крикнул Малинину, что им надо срочно превратиться в трутней, которые точно ничего не делают.
Но ребята не помнили, как выглядят трутни. Наконец Костя сказал, что трутни это такие пчелки.
Юра увидел, что Костя засыпает и понял, что тот может проспать всю зиму. Он хотел облить его водой из лужи.
25. Такая бабочка как я, у них в коллекции уже есть.
Ребята из класса ругали Баранкина и Малинина, не подозревая, что те у них под ногами. Фокина и другие девочки сели в кружок и стали читать доклад про бабочек.
Баранкин хотел прикрыть Малинина клочком бумаги, чтобы его не заметили и потащил обрывок газеты. Его заметили, но Фокина сказала, что капустник у них уже есть.
Тут заметили и Костю, и Фокина разволновалась. Как так, в нашем городе настоящий махаон из Уссурийского края.
Девочки с сачком стали подкрадываться с Косте.
26. В морилку, потому в сушилку, и в распрямилку.
Девочки готовили Косте страшную смерть и Баранкин решил действовать. Он бросился на Костю и толкнул его, Потом крикнул делать ему свечку и бабочки взмыли в небо.
Но Костя все еще хотел спать и упал в кусты, рядом с муравьями.
Баранкин стал щекотать его и Костя снова проснулся. Юра рассказал ему про морилку и коллекцию и Костя проснулся окончательно.
Он стал читать заклинание, чтобы превратиться в мураша. Баранкин хотел стать трутнем, но не мог бросить товарища и тоже стал мурашом

Часть четвертая. Караул! Мимрики»

27. Неприятное для Фокиной и спасительное для нас событие
Девочки подкрадывались к кустам, но там уже не было бабочек, а сидело два муравья.
Юра сделал выговор Косте, за то, что тот превратился в муравьев, но тот отмахнулся. Сказал, что в инстинкт не верит, а сегодня выходной день и муравья тоже отдыхают.
Мальчики нашли круглое семечко и стали играть в футбол. Их увидели настоящие муравьи и пошевелили усами.
Костя и Юра вышли из кустов и увидели как по дорожке бегут муравьи, которые что-то несли. Они все трудились.
Мальчики хотели быстро уйти, но инстинкт заставил их двинуться к муравейнику.
28. Мы ремонтируем муравейник
Ребята не хотели работать, но инстинкт заставил их схватить веточку и потащить ее к муравейнику. Они начали сновать к муравейнику туда и обратно, перетаскивая разные тяжести. Они пытались освободиться от действия инстинкта, но у них ничего не получалось.
А тут мимо муравейника проходил Венька Смирнов и ткнул в муравейник палкой.
Он словно переключил муравьев на третью скорость и они стали интенсивно восстанавливать муравейник.
29. Это был, наверное, единственный в своем роде бунт на земле.
Баранкин понимает, что не о такой жизни о мечтал. Он пытается бороться с инстинктом и решает устроить бунт. Он бросает сосновые иголки и требует, чтобы Малинин бросил лист. Костя тоже бросает лист и мальчики бегут в кусты. Они уже начинают читать заклинание, чтобы превратиться в человека, но тут их хватают какие-то муравьи.
30. Неожиданное спасение от неожиданной угрозы.
Старый муравей стал допытываться у ребят, почему они не работают. Баранкин сказал, что сегодня воскресенье и сегодня выходной. Таковы правила в кирпичном муравейнике.
Муравьи зашумели и стали подозревать мальчиков.
А старые муравьи посовещались и сказали, что это неслыханное преступление и за него эти два муравья-бездельника приговариваются к смерти.
Костю и Юру потащили прочь от муравейника.
31. Вот что такое мирмики и вот что таков Костя Малинин.
В это время дозорный муравей поднял тревогу — показались мирмики. Костя и Юра залезли на цветок и стали смотреть сверху. Они увидели как появились огромные рыжие муравьи и быстро откусили головы черным.
Потом ребята увидели настоящую войну муравьев. Рыжие муравьи окружили муравейник черных и атаковали. Но черные не сдавались и воспользовались своим численным перевесом. Черные стали теснить рыжих.
В это время мальчики заметили огромный отряд рыжих, которые спешили к муравейнику.
Юра сказал, что надо срочно превращаться в человека, но Костя схватил сучок и бросился в гущу сражения, с криком «Смерть мирмикам!»
32. Мы попадаем в окружение
Костя один с дубинкой наперевес бежал навстречу мирмикам. Он бы наверняка погиб, но Баранкин успел схватить его и оттащить в лес.
Но и тут их нашли рыжие муравьи.
Баранкин скомандовал Косте лезть на цветок и срочно превращаться в человека, и сам полез следом.
Мимрики стали подниматься по стеблю за мальчиками.
33. Десять больших на двух маленьких и паутинка-самолет.
Рыжие муравьи упорно лезли на цветок и Юра бил их сучком, пока сучок не сломался. Мальчики отступали к середине цветка и Костя наотрез отказался превращаться в человека без друга.
Тут Баранкин увидел паутинку над цветком и ребята быстро на нее вскочили. Юра перекусил паутинку и ее понесло ветром. Рыжие муравьи не успели схватить мальчиков.
С высоты ребята увидели, что война муравьев уже закончилась и черные, победив, вернулись к обычной работе.
Мальчики начали читать заклинание, но тут стриж на лету схватил Костю и унес его.

Часть пятая. Баранкин, будь человеком!

34. Загробный голос.
Баранкин переживает смерть друга, который умер как герой. Он обнаруживает, что превратился в человека и никого не замечая идет домой. Юра садиться на лавочку и ревет во все горло.
Но тут слышит голос, который спрашивает, чего он разревелся.
35. Мы существуем!
Это был голос Малинина. Баранкин решил, что друг говорит с ним с того света, ведь он видел, как его съел стриж. Но и Малинин видел, как стриж съел Баранкина.
Наконец Юра открыл глаза и увидел Костю.
Ребята радуются. кричат, ощупывают друг друга. они в восторге, что снова стали людьми.
Тут приходят остальные ребята и мальчики обнимают их всех с криками «Человек это звучит гордо».
Они спешат начать заниматься.
На лестнице Юра видит Веньку Смирнова, дает ему подзатыльник и ломает рогатку.
36. Я хочу навеки быть человеком.
В тот день Юра и костя четыре часа делали уроки. Потом с азартом трудились в школьном саду.
На следующее утро друзья первыми приходят в школу.
Жизнь мальчиков меняется. Они начинают хорошо учиться, исправляют двойки и все у них хорошо.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Баранкин будь человеком

Краткое содержание Баранкин будь человеком Медведев

В повести говорится о двух неуспевающих  Баранкине и Малинкине, которым вдруг расхотелось учиться.

История же об этих мальчишках начинается с того, что ребята получили неудовлетворительную оценку по геометрии. В связи  с этим событием Староста Фокина начала предпринимать соответствующие меры, чтобы их пристыдить. Вышла школьная стенгазета, где были изображены лица двоечников с высмеивающими надписями.  Но на этом дело не закончилось. В классе прошло собрание, на котором мальчики услышали от одноклассников осуждающие слова. В итоге постановили, что с  неуспевающими выходные дни  будет заниматься  самый лучший ученик Миша Яковлев. Юре и Косте было очень совестно, однако надо исправляться. Тем более Фокина постоянно подходила к Баранкину и твердила, что надо срочно исправить плохие оценки.

После такого выговора товарищей Юра не захотел быть человеком, и поэтому в одно из воскресений он уговаривает Константина превратиться в воробышков. Наконец, сказав заклятие, они стали птицами. И вроде бы все хорошо, к ним больше никто не пристает. Да не тут-то было. Неожиданно появилась кошка и чуть их не съела. А потом важный воробей стал проводить с ними воспитательную работу. Но и это еще не все. Вдруг откуда-то выскочил Венька и попытался попасть в них камнем из рогатки. Вскоре появились родители воробьев и начали учить их делать себе гнездо, а затем они все вместе полетели отвоевывать у других птиц жилище.

После такой жизни им надоело быть птичками, и ребята превратились в бабочек. Они думали, что эти насекомые живут легко и беззаботно. Но и здесь их ждало полное разочарование. Вначале за ними гонялся огромный воробей, а затем они увидели своих приятелей, которые бегали по участку и пытались поймать бабочек. Им ужасно захотелось пообщаться с ребятами, но им пришлось быстро улетать от назойливой пчелы. Баранкин и Малинин, еле удрав от пчелы, увидели муравьев, и они вначале тоже захотели ими стать. Но, подумав о том, что им придется много работать, быстро передумали. Уставшие и голодные, они решили отдохнуть, и чуть не пались в ловушку ребят. После этого случая, они все-таки стали муравьями, и трудились в поте лица целый день. Однажды они потеряли бдительность, и их проглотил  стриж. Только после этого Баранкин и Малинин вновь стали людьми. Пережив такие приключения, мальчики поняли, что лучше быть человеком и хорошо учиться. И дальше ребята стали относиться к учебе  ответственнее.

Произведение учит добру, отзывчивости, человечности, ответственности  за порученное дело.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Баранкин будь человеком. Картинка к рассказу

Баранкин будь человеком кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Грин Бумажные города

    Произведение повествует о парне, который отправился на розыски девушки, которая сбежала из дома. Встретившись с ней, юноша узнает о том, что у его подруги совсем не было желания вернуться к родным.

  • Краткое содержание Крапивин Та сторона, где ветер

    Мальчик по имени Генка, все никак не мог сдать английский. Это грозило ему тем, что он мог остаться на второй год. Отец пообещал его серьезно наказать, если тот не исправится.

  • Краткое содержание книги Гарри Поттер и Тайная комната Роулинг

    Это вторая книга о приключениях Гарри Поттера и его друзей. Повествование начинается с в доме Дурслей, родственников Гарри, у которых он проводит летние каникулы. Мальчик все лето не получает никаких известий от друзей

  • Краткое содержание Удивительная профессия Голявкина

    Когда в доме внезапно погас свет, обеспокоенные соседи стали стучать друг другу в двери и строить догадки о причинах этого события. Потом все собрались около подъезда и стали обсуждать случившееся

  • Краткое содержание истории про Каина и Авеля

    Каин и Авель по Священному Писанию были сыновьями Адама и Евы. Имя старшего из сыновей Каин, а младшего сына Авель. Каин промышлял земледельными работами, а Авель являлся чабаном

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по повести «Баранкин, будь человеком!» Медведева
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Часть 1. Баранкин, к доске!

Фантазер Юра Баранкин и Костя Малинин – лучшие друзья. Оба получили двойки по геометрии. Зина Фокина, староста класса, просит Юру: «Будь человеком!», позанимайся в воскресенье и исправь оценку. Помочь лентяям должен отличник Миша Яковлев. Пока его нет, двоечникам на лавочке надоело быть людьми. Они завидуют воробьям. Юра выдумывает заклинание.

Часть 2. Чик-чирик! Жизнь прекрасна!

Их желание сбежать от занятий так сильно, что оба становятся воробьями. «Теперь все можно». Но оказалось, что воробьями быть тоже непросто. Вначале им пришлось драться за овес с другим воробьем, потом – убегать от кошки Муськи, и от мальчишки с рогаткой. Затем их, как своих птенцов, одна воробьиха учила вить гнездо. Выходит, птицы тоже учатся! И тогда ребята превращаются в бабочек.

Часть 3. Я – капустник, и Костя – махаон

Костя стал красивой бабочкой, а Юра бабочкой-вредителем. Костя знает про бабочек все. Он их когда-то собирал. Пока они летят за сладким нектаром, Юра узнает, что жизнь бабочек тоже трудна. На них охотятся воробьи. Еще им надо впадать в спячку.А капустников травят ядом. Погрустневшие ребята летят в родной школьный сад, где трудятся их одноклассники. Там девочки из кружка юннатов чуть не поймали «бабочек» для коллекции.

Часть 4. Караул! Мирмики! (Гибель Малинина)

Костя наскоро превращается в муравья. Юра тоже: он же не мог оставить друга, хотя знал, что муравьи работают без выходных. Инстинкт заставил их трудиться. А когда одноклассник Венька Смирнов из вредности чуть не разрушил муравейник – они вместе со всеми принялись за ремонт. В битве с мирмиками (рыжими муравьями) Юра готов погибнуть, но друга спасти. Когда опасность была позади, и можно было стать людьми, Костю склевал стриж.

Часть 5. Баранкин, будь человеком!

Юра со слезами вспоминает погибшего героя. Костя, верный друг, всегда был настоящим человеком. К счастью, оказалось, что птица промахнулась – и Костя жив. Он тоже стал мальчишкой. Ребята с восторгом глядят на свои руки, головы. Столько всего можно сделать. А лучше всего – «думать и соображать» по-человечески. Они рады «и заниматься и работать». Оба в понедельник первыми приходят в школу. Двойки они тоже исправили, и порадовали оценками родителей.

Читательский дневник по повести «Баранкин, будь человеком!» Медведева

Сюжет

Староста класса Зина Фокина заставляет друзей Юру Баранкина и Костю Малинина исправлять двойки, занимаясь в воскресенье с отличником Мишей Яковлевым. Она просит Юру: «Будь человеком!», возьмись за ум. Юра выдумывает заклинание, и оба друга вместо занятий становятся воробьями, потом бабочками и муравьями. Но ребята поняли, что все сражаются за свою жизнь, добывают пищу, трудятся, прячутся от кошек, рогаток мальчишек и сачков кружка юннатов. Костю напоследок чуть не слопал стриж. Наконец, оба вновь стали мальчиками. И с тех пор стали усердно учиться и трудиться, чтобы стать настоящими людьми.

Отзыв

Повесть о перевоспитании двоечников и лентяев. Они поняли, что легкой жизни ни у кого нет. У каждого живого существа своя задача, цель на земле, свои привычки, заботы, враги и беды. Мальчики осознали, что людьми могут совершить больше, прожить с пользой. Они хотят стать хорошими, настоящими людьми. Друзья полюбили школу, одноклассников, порадовали оценками родителей. Повесть учит быть любознательным, трудолюбивым, верным в дружбе. Учит прислушиваться к добрым советам, признавать и исправлять свои ошибки, жалеть и изучать природу.

Здесь даны основные сведения о повести В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком!», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по частям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль этой повести.

Краткие сведения о произведении

Сказочную повесть «Баранкин, будь человеком!» детский писатель Валерий Владимирович Медведев написал в 1961 году. В ней рассказывается о необыкновенных приключениях двух друзей — Юры Баранкина и Кости Малинина. Рассказ ведётся от лица Баранкина.

Главные герои повести

  • Юра Баранкин — школьник, двоечник, фантазёр, но верный друг. Сообразительный и добрый мальчик.
  • Костя Малинин — одноклассник и друг Юры, тоже плохо учится, так как вместе с ним занимается на уроках посторонними делами.

Другие персонажи

Одноклассники Юры и Кости:

  • Зина Фокина — староста класса.
  • Эра Кузякина — главный редактор классной стенгазеты, очень строгая девочка.
  • Алик Новиков — фотокорреспондент стенгазеты.
  • Миша Яковлев — отличник.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды двоечники Юра Баранкин и Костя Малинин решили, что они устали быть людьми. Слишком много времени занимает учёба, учителя и одноклассники ругают за двойки. Мальчики позавидовали воробьям, которые живут без таких хлопот. Баранкин придумал, как превратиться в воробьёв.

Когда мальчики превратились в воробьёв, то поняли, что жизнь у этих птичек тоже нелёгкая.

Не понравилось им быть также бабочками и муравьями.

Мальчики поняли как это здорово — быть человеком!

Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)

Часть первая. Баранкин, к доске!

В начале учебного года Юра Баранкин и Костя Малинин получили двойки по геометрии.

Староста класса Зинка Фокина организовала собрание, на котором одноклассники отругали двоечников. Ребята решили, что отличник Миша Яковлев в воскресенье будет заниматься геометрией с Баранкиным и Малининым, чтобы они исправили двойки.

А после занятий с Яковлевым староста сказала прийти в школьный сад сажать деревья. Юра и Костя возмутились, что в воскресенье им не придётся отдыхать. Но Эра Кузякина сказала, что лучший отдых после умственной работы — это физический труд.

После собрания Зинка Фокина попросила Баранкина быть человеком, исправить двойку. Юра ответил, что устал быть человеком, устал учиться.

В воскресенье мальчики ждали во дворе Мишу Яковлева. Чтобы они не убежали, за ними следил Алик Новиков, фотокорреспондент стенгазеты.

Юра давно собирался превратиться в воробья, потому что думал, что жизнь у воробьёв беззаботная. Он даже придумал заклинание для превращения.

Всё это он рассказал Косте, и тот согласился тоже стать воробьём. Они сосредоточились и стали мысленно повторять заклинание.

Часть вторая. Чирик-чирик! Жизнь прекрасна!

Ребята превратились в воробьёв и очень обрадовались этому. Но оказалось, что жизнь воробьёв тоже нелегка. У них бывают ссоры, драки да ещё надо учиться строить гнёзда.

Юре и Косте это не понравилось. Когда их окружили три кошки, мальчики произнесли другое заклинание и превратились в бабочек.

Часть третья. Я — капустник и Костя — махаон

Юра превратился в маленькую бабочку-капустника, а Костя — в махаона с огромными красивыми крыльями. Но и у бабочек жизнь оказалась полной опасностей. За ними охотился воробей и мальчишки.

На Малинина начал действовать закон природы, по которому бабочки засыпают на всю зиму.

Вдобавок Костю-махаона захотели поймать девочки-юннатки. Кое-как Юре и Косте удалось улизнуть от них, превратившись в муравьёв.

Часть четвёртая. Караул! Мирмики! Гибель Малинина

Неожиданно для Баранкина и Малинина на них стал действовать инстинкт, который заставляет муравьёв целый день работать.

Пришлось им ремонтировать муравейник и даже воевать с мирмиками, большими рыжими муравьями.

Спасаясь от мирмиков, Юра и Костя зацепились за паутинку и полетели на ней.

Баранкин запел заклинание, что навеки хочет быть человеком. Костя запел тоже.

Но тут кто-то налетел и столкнул их с паутинки. Юра, падая на землю, успел заметить, что стриж на лету склевал Костю.

Часть пятая. Баранкин, будь человеком!

Когда Баранкин очнулся, то увидел, что он лежит на траве и что он снова стал человеком.

Вместо того чтобы радоваться, Юра заплакал — ведь его друг погиб. Но оказалось, что Костя жив, стриж его не склевал.

После своих приключений ребята поняли как это здорово — быть людьми. Они стали старательно учиться, исправили свои двойки по геометрии, поэтому Зина Фокина перестала говорить: «Баранкин, будь человеком!»

Заключение к краткому пересказу

В повести В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» раскрыты темы:

  • дружба и взаимовыручка;
  • учёба и труд.

Главная мысль (идея) этой книжки состоит в том, что нужно радоваться, что родился человеком, так как лучше человеческой жизни нет ничего на свете. Нужно учиться и трудиться, чтобы своя жизнь и жизнь других людей стала прекраснее.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • Краткое содержание сказки бажова серебряное копытце
  • Краткое содержание сказки максима горького воробушка
  • Краткое содержание сказки баба яга для читательского дневника 2 класс
  • Краткое содержание сказки лисичка со скалочкой для читательского дневника
  • Краткое содержание сказки ашик кериб 4 класс для читательского дневника