:
Всю жизнь волк убивает и разбойничает, чтобы добыть еду себе и своей семье. К старости он понимает, что убивать — плохо, но иначе жить не может, поэтому решает покончить с жизнью, сдавшись охотникам.
Оригинал этого произведения
читается всего за 10 минут.
Рекомендуем прочесть
его без сокращений, так интереснее.
Волк — самый жестокий хищник, живущий в умеренном и северном климатах.
Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может.
Волк может достать мясо только одним способом — убив живое существо. Но умирать никому не хочется, поэтому тот, кто посильнее, от него сам отобьётся, а того, кто послабее, другие защитят. Частенько приходится волку голодать, ходить с помятыми боками, и тогда он воет так, что «у всякой живой твари, от страху да от тоски, душа в пятки уходит». А волчица ему ещё тоскливее подвывает, ведь у неё волчата, которых нечем накормить.
Все звери ненавидят волка, называют разбойником и душегубом. Мужики на него охотятся, волчьи ямы роют, капканы ставят, а виноват волк только тем, что по-другому жить не может.
И всё-таки нашёлся один волк, который к старости начал понимать, что «есть в его жизни что-то неладное». В молодости он день и ночь разбойничал и никогда не голодал: то стадо овец вырежет, то лесника убьёт, то ребёнка украдёт — и всё ему с рук сходило. Весь лес его проклинал, а он от этого «лютей и лютей становился». Вот так, разбойничая, дожил он до тех лет, когда волков начинают называть «матёрыми», отяжелел немного, но разбойничать не перестал.
Однажды он нечаянно попался в лапы к медведю Михайло Иванычу Топтыгину. Тот волков не любил, потому что они частенько нападали на него всей стаей, шкуру портили. Стал медведь выяснять, есть ли у волка совесть. Тот клялся, что без совести ни дня прожить нельзя, да только есть ему что-то надо и волчат с волчицей кормить, а питаться он может только мясом. Хорошо медведю — он и медка полижет, и ягод поест, и овса пожуёт, а зимой ему и лапы хватает. Волку же круглый год пищу добывать надо, и без душегубства тут не обойтись. Подумал медведь и отпустил волка на все четыре стороны.
Пренесчастнейший ты есть зверь… Не могу я тебя судить, хоть и знаю, что много беру на душу греха, отпуская тебя… На твоём месте я не только бы жизнью не дорожил, а за благо бы смерть для себя почитал!
Наконец, пришла к волку старость, стал он не так силён и проворен, да ещё и мужик ему спину поленом ушиб. Не мог теперь волк ни зайца догнать, ни овечку из стада унести, сидел в логове и выл от голода.
Однажды волку повезло — сумел он ягнёнка из стада уволочь. Обычно овцы молча смерти ждут, а этот ягнёнок вдруг начал жалобно просить волка отпустить его к маме. Вспомнились тут волку слова медведя, отпустил он ягнёнка и побрёл в логово, чтобы как следует поразмыслить.
Умом волк понимал, что без убийств и разбоев умрёт он голодной смертью, но в ушах у него так и гремело: «Проклятый! душегуб! живорез!»
Положим, несправедливо его проклинают, нерезонно: не своей волей он разбойничает, — но как не проклинать! Сколько он зверья на своем веку погубил! сколько баб, мужиков обездолил, на всю жизнь несчастными сделал!
Видно, прав оказался медведь, и осталось волку только руки на себя наложить, вот только сделать этого зверь не может. Много лет мучили волка эти мысли, но голод всё равно заставлял его убивать.
Наконец, сжалилась над ним судьба — появились в том лесу охотники, устроили на волка облаву, а он уже и не пытался вырваться и вышел, опустив голову, навстречу «смерти-избавительницы».
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Бедный волк
Краткое содержание Бедный волк Салтыков-Щедрин
Волк — самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует. Так и живут, враждуя, волк и люди. Но, не только человек ненавидит злого зверя, но и животные его не жалуют.
Жил однажды один волк. Был он настоящим душегубом: коров резал, лесника убил, маленького мальчика в лес унес. Никогда не голодал зверюга. Долго жил и убивал волк. Но, однажды, попал он в лапы к медведю. Тот тоже не любил волков за разбой в лесу. Не стал убивать медведь волка, а захотел пробудить в нем совесть. Начал убеждать, что нехорошо убивать всех без разбору. Волк же объяснил ему, что он животное, которое может питаться только мясом. Жить волку надо, волчиху и волчат кормить необходимо, а не убивая, делать он этого не сможет. Согласился медведь с волком в невозможности жизни волчьей без душегубства, и отпустил его. Волк не стал обманывать Топтыгина в том, что он раскаивается в убийствах, или в том, что меньше станет убивать. Медведь сказал, что смерть для волка самое желанное избавление.
Дальше продолжил убийства волк, да ещё больше прежнего. Повадился в деревню одну ходить каждую ночь, и животных резать. Наестся до отвала, и спит весь день, а ночью снова за разбой принимается. Долго ещё он так промышлял, но и к нему старость пришла. Тяжело стало бегать волку. Да, к тому же, мужик немного палкой хребет покалечил зверюге. Тяжело стало добывать пропитание волку. Он начал бояться собак. Овцу из стада стянуть не может. Воет от голода все ночи.
Один раз посчастливилось ягнёнка маленького в деревне украсть. Несёт волк его в зубах, а ягнёнок плачет и просится, чтобы волк отпустил его. Раньше все овцы разбойнику попадались молчаливые, а этот так жить хочет. Вспомнил волк слова медведя, что смерть ему избавлением станет. Пожалел ягнёнка, выпустил его из пасти.
Забрался в лес, лёг и стал смерти ждать. Но, животное не может на себя руки наложить, а смерть не приходит никак. Разве, что от голода умереть сможет. Так он давно уже голодает. Никого, кроме молодых ворон, поймать не может. Лежит и думает, что проклят он из-за убийств многочисленных. В ушах так и стоят слова мужиков, что он душегуб проклятый. Именно, проклятый, иначе зачем жить, если для этого убивать только и надо. Сколько он зверья погубил и людей несчастными сделал. Стал смерть он ждать.
В лес пришли облавой мужики с собаками. Волк пошёл к ним на встречу, склонив голову. Когда почувствовал удар от пули во лбу, с облегчением подумал, что наконец-то смерть-избавительница пришла к нему.
К сожалению, волк не может жить без убийств, но и такое животное имеет право на существование.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Бедный волк. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Удивительная профессия Голявкина
Когда в доме внезапно погас свет, обеспокоенные соседи стали стучать друг другу в двери и строить догадки о причинах этого события. Потом все собрались около подъезда и стали обсуждать случившееся
- Краткое содержание былины Святогор-богатырь
Основным персонажем произведения является былинный богатырь Святогор, известный по всей Руси своей могучей силой и небывалыми подвигами.
- Краткое содержание Шолохов Обида
В рассказе Михаила Шолохова «Обида», который вошел в сборник «Донские рассказы» (1926), говорится о пятидесятилетнем Степане, крестьянине из хутора Дубровинский. На хуторе голод – неурожай пришел с юга и нечем засеять землю
- Краткое содержание Грибоедов Горе от ума
Утро в доме московского чиновника Фамусова. Лиза, служанка, должна сторожить, чтобы Фамусов не застал дочь Софью со своим секретарем Молчалиным у нее в комнате. Но она засыпает и просыпается поздно, вот-вот придет хозяин
- Гессе
Для произведений Гессе характерен стиль романтизма, с сильной степенью автобиографичности. Некоторые черты характера он отражал в героях произведений.
Многомудрый Литрекон любит прозу М.Е. Салтыкова-Щедрина и часто почитывает ее на досуге. Но в реальном мире не у всех столько досуга, сколько есть у сказочных существ. Поэтому для Вас он сделал краткий пересказ сказки «Бедный волк». В сокращении книга проигрывает оригиналу, но там сохранены все основные события. Сюжет очень интересен. Приятного просвещения!
(451 слово) Из всех животных, обитающих в лесах, волк – самый озлобленный и хитрый. Но эта особенность у него не из-за натуры злобной, а лишь потому, что он хищник, и по-другому не может. Чтобы питаться, он должен убить живое существо.
Волку приходится очень трудно на охоте: сильные животные обороняются, а слабых защищают сильные. Зачастую сидит волк и воет вместе со своей волчицей, которой даже нечем накормить волчат. Весь лес, а то и деревня соседская, ненавидят волка, называют его «душегубом проклятым». Мужчины обороняются от воровства волка: ставят окопы да ловушки, только зверь всё равно крадёт и корову, и овцу, ведь другого способа прожить у него нет.
Сам волк не понимает, за что его нарекли злодеем, он считает, что у него такая жизнь – воровать, как у коровы — давать молоко, а у лошади — бегать в упряжке. Но однажды появился особенный волк, который под конец своей жизни начал задумываться о том, что он делает что-то неправильно.
Жил этот волк, как и его сородичи, обычной жизнью: разбойничал, воровал коз, коров, даже мальчиков маленьких в лес таскал. С годами стал настоящим «матерым» волком. Но однажды, напав на самого медведя в составе стаи, волк оказался у него в плену. Мишка раздумывал, убить или съесть его, но принял решение проверить, есть ли совесть у волка-разбойника. Если сдержит свое обещание больше не нападать ни на кого – то отпустит.
Спросил медведь волка:
«Есть ли совесть у тебя? Коли есть, почему разбойничаешь и убиваешь?».
Но что волк объяснил ему, что не может он есть ничего другого, кроме мяса. Медведь опять подумал и просит его пообещать не делать так. Опять волк ему честно отвечает, что не может дать клятву ему, он и так старается не мучать долго жертв, как, например, лиса. Медведь снова ушел в раздумья и принял решение отпустить волка со словами, что «такая твоя жизнь ничего не стоит».
После волк снова принялся за свой привычный образ жизни, не щадя ни скот соседский, ни лесных жителей. Только с возрастом стал ослабевать он, раны не заживают, лапы подводят, даже собак стал бояться. Но вот урвал он молодого ягненочка и поволок его в лес. Тот ничего не понимает, плачет и просит вернуть домой к маме. Сердце волка тронуло это желание жить, он отпустит свою жертву, а сам вспомнил слова медведя и принялся за раздумья.
Лежит волк и понимает, что жизнь для него — проклятье и наказание, он не заслуживает отнимать жизни у других, но и сам жить не может. Единственный выход он видит – наложить на себя руки, только не знает, как. Долго он мучился, считая себя душегубом проклятым, но продолжал воровать и питаться. Смерть нашла его, когда на охоту за ним вышли деревенские мужчины. Волк знал, что они собираются убить его, поэтому специально вышел к ним навстречу. Смерть забрала его после выстрела в голову.
Краткое содержание Бедный волк Салтыкова-Щедрина для читательского дневника
Волк — самый страшный хищник в лесу. Он не щадит ни зайцев, ни овец. Он в состояние убить весь скот у обычного мужика и оставить его семью голодать. Но и мужик, разозлившийся волка без наказания, не оставит. Так и воюют между собой волки и люди. Но и животные тоже способны на ненависть к людям.
Поживал когда-то один волк. Был он настоящим хищником: убивал коров, егеря убил и маленького мальчика сгубил. Голода он не испытывал. Продолжалось это все долго. Однажды привела судьба его к медведю. Он же не ненавидел волков за их действа. Медведь не захотел убивать страшного зверя, а хотел, чтобы в нем совесть пробудилась. Начал говорить о том, что убивать всех подряд это плохо и так нельзя. Волк сказал ему, что он по-другому жить просто не может так как он хищник. Ему необходимо кормить его семью собственную, а никого, не убив это сделать нельзя. Медведь согласился с тем, что не убивать нельзя и выпустил его. Волк раскаялся в содеянном и сказал, что будет убивать меньше, чем прежде. Медведь сказал, что лучшее избавление — это смерть волка.
Но обманул волк медведя и стал убивать пуще прежнего. Начал он ходить в деревню одну каждую ночь, и на животных домашних охотится. Наестся до сыта, а все остальное время спит, ночью опять за свои зверствования принимается. Долго он так делал, но старый стал. Бегать все тяжелее и тяжелее. Еще и мужик один ему позвоночник палкой повредил. Добывать пищу теперь стало с каждым разом тяжелее и тяжелее. Понимает он, что собак уже одолеть не в состояние. Овцу убить тоже не может, и стал он голода выть все ночи.
Однажды ему все-таки удалось вытащить одного ягненка из стада. Тащит он его в своих челюстях звериных, а тот просится отпустить его, жить хочется. До этого все овцы молчали и не сопротивлялись, а это сильно жить хочет. Волк вспомнил медведя, и его слова о том, что избавлением ему смерть будет. Пожалел и отпустил он ягненка.
Привел волк в свою берлогу и стал ждать смерти своей. Руки на себя наложить он не может, но смерть не идет к нему. Только от голода умереть он и может. Голодает то он уже давно. Никакую добычу кроме ворон небольших поймать он не способен. Лежа думает, что прокляли его из-за его убийств. В голове так и крутятся слова о том, что он душегуб проклятый. Зверей он погубил несметное количество, а еще и людей много несчастными сделал. Лежит он смерть ждет.
Пришли охотники в лес на охоту. Волк специально к ним подошел и склонил голову. Почувствовав, как раскололся его череп от пули, он понял, что все, смерть его пришла и наконец-то избавит его от страданий.
Суть рассказа, в том, что хищник не может жить без убийств, но и право на жизнь он имеет.
Оцените произведение:
- 3.56
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 64
Читать краткое содержание Бедный волк. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Бедный волк
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Когда падают горы Айтматова
Действие романа «Когда падают горы» разворачивается в девяностых годах прошлого века. Это было время больших перемен и огромных возможностей. Происходила смена ценностей и для многих деньги встали на первое место.
- Краткое содержание Механик Салерно Житкова
Пароход направлялся в Америку. Уже 7 дней он был в пути и ещё столько же предстояло ему плыть по океану. И вот на восьмые сутки ночью кочегар, который сдал вахту и босиком направлялся спать, обнаружил, что палуба невероятно горячая
- Краткое содержание Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах (Габбе)
Все происходит в одном очень старом городе. Именно здесь живут люди, которые при помощи своих рук умеют создавать настоящее творчество. И так бы у них и было бы все хорошо, но неожиданно пришли сюда солдаты одного богатого чужеземного
- Краткое содержание Жизнь насекомых Пелевин
В 1993 году увидел свет роман Виктора Пелевина «Жизнь насекомых». Роман-гротеск. Так его оценивают литературные критики.
- Краткое содержание Саламбо Флобера
Во время пира в садах вокруг дворца Гамилькара в Карфагене собрались войны, доблестно сражавшиеся за честь государства, но оставшиеся без оплаты своих трудов, поскольку казна разорилась
- Краткое содержание Паустовский Золотая роза
Эта книга состоит из нескольких рассказов. В первом рассказе главный герой Жан Шамете находится на службе в армии. По удачному стечению обстоятельств ему так и не удаётся узнать настоящей службы.
- Краткое содержание
- Салтыков-Щедрин
- Бедный волк
Бедный волк — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Изо всех хищников, волка ненавидят больше всего. Но никто не учитывает тот факт, что волк не по собственной воли такой. Он убывает животных, для того чтобы выжить. Питается волк только мясом, не может он есть траву. Вот поэтому, что матушка природа создала его таким — убийцей. Чтобы прожить — нужно каждый день убивать живое существо.
Не легко волку прокормить себя. Все боятся смерти, а волк эту смерть и несет всему живому. Есть животные, которые сильнее волка, но их волк сторонится. Его цель — животные, которые легки для поимки. Часто волк ходит голодным, не может найти себе пищу. А иногда, еще и не только себя нужно кормить, но и маленьких волчат. И воет волк так сильно, так пронзительно, что от страху и тоски нехорошо делается.
Нет такого существа, который бы не желал волку смерти, всей душой ненавидел его. Все проклинают его, как только он появится. Вот у бабы украл овцу где-то месяц назад. Баба в печали, горюет. А волк после этой кражи ничего больше не сумел украсть, голодный ходит. Но всем плевать на чувства волка, ведь он убийца, зверюга.
Не только волк пакостит людям, но и человек бывают хуже зверя: они охотятся, ставят капканы, стреляют из ружья, вырывают ямы. И все время они проклинают волков, что они только вред наносят их хозяйству.
Но даже если и убьют волка, а смысл? Есть волка? Мясо совсем негодное, из шкуры не сделаешь себе одежду. Только вот повесить его на стену для красоты.
Не может волк жить на свете и никого не убить. Вот в чем проблема. Не может он жить иначе, только убивая, лишая жизни других — он может жить.
Один старый волк начал понимать сущность жизни волка в мире. Когда-то, когда он был молодым и сильным волком, он только то и делал, что воровал и убивал других животных. И был он очень хорошим охотником, все ему сходило с рук. Никто не мог его поймать: то он украл ребенка на глазах у всех, то баранчика, то корову зарезал, даже сумел он лесника загрызть.
Начал стареть волк и рассуждать, почему его так все ненавидят. Почему всегда обзывают и хотят ему навредить?
Однажды он попал в лапы медведю. А медведи уж очень не любят волков, ведь они на косолапых всегда стаями нападают. Давняя между ними неприязнь.
Вот и думает медведь, что же делать с волком. И начал медведь проверять, есть ли у волка совесть. Ведь не съест медведь волка, и не оставит гнить в лесу. А вот если волк пообещает, что перестанет вредить всем и убивать, тогда и отпустит его на все четыре стороны.
Начал он испытывать волка, рассказывать как он вредит всем. Но волк в свое оправдание только объяснил, что это его природа, он и есть такой. Ему нужно убивать, ведь есть он может только мясо и кормить своих малышей тоже надо. А убивает он быстро, а не как лиса, которая заставляет своих жертв долго страдать. Понял медведь, что правду говорит волк и отпустил его.
Волк так и продолжал жить своими привычками, пока его не ранил человек — ударил его по хребту. После такой травмы, волк уже не такой быстрый как был, и частенько ходил он голодным.
Поймал он маленького ягненка и хотел съесть его. Ягненок так слезно просил его отпустить, что волк не смог убить его. Долго волк после этого случая думал, и решил больше не убивать никого. Начал он звать смерть. Услышал он, что рядом ходят лукаши и вышел им на встречу, где его и убили.
Также читают:
Рассказ Бедный волк (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- Жатва — краткое содержание рассказа Шукшина
1942 год. Лето, страда. Двое подростков жнут хлеб. Ваньке Попову, от лица которого ведется рассказ, 13 лет. Его товарищу, Саньке Кречетову, больше – 16. Ребята управляют машиной, жнейкой. Ванька сидит впереди, на коне
- Чайник — краткое содержание Андерсена
Фарфоровому чайнику из сервиза было чем гордиться. Его изготовили из превосходного материала, снабдив тонким носиком и красивой ручкой.
- Зимняя сказка — краткое содержание пьесы Шекспира
Трагикомедия «Зимняя сказка» была написана в 1610 году Уильямом Шекспиром, её издали в 1623 году. Определение пьесы как сказки отлично передает суть произведения.
- Краткое содержание оперы Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Римского-Корсакова
Оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Римский-Корсаков написал в 1907 году, под впечатлением услышанной им народной легенды о граде Китеже. Китеж находился в северной части Новгородской области
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Бедный волк
Волк — самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует. Так и живут, враждуя, волк и люди. Но, не только человек ненавидит злого зверя, но и животные его не жалуют.
Жил однажды один волк. Был он настоящим душегубом: коров резал, лесника убил, маленького мальчика в лес унес. Никогда не голодал зверюга. Долго жил и убивал волк. Но, однажды, попал он в лапы к медведю. Тот тоже не любил волков за разбой в лесу. Не стал убивать медведь волка, а захотел пробудить в нем совесть. Начал убеждать, что нехорошо убивать всех без разбору. Волк же объяснил ему, что он животное, которое может питаться только мясом. Жить волку надо, волчиху и волчат кормить необходимо, а не убивая, делать он этого не сможет. Согласился медведь с волком в невозможности жизни волчьей без душегубства, и отпустил его. Волк не стал обманывать Топтыгина в том, что он раскаивается в убийствах, или в том, что меньше станет убивать. Медведь сказал, что смерть для волка самое желанное избавление.
Дальше продолжил убийства волк, да ещё больше прежнего. Повадился в деревню одну ходить каждую ночь, и животных резать. Наестся до отвала, и спит весь день, а ночью снова за разбой принимается. Долго ещё он так промышлял, но и к нему старость пришла. Тяжело стало бегать волку. Да, к тому же, мужик немного палкой хребет покалечил зверюге. Тяжело стало добывать пропитание волку. Он начал бояться собак. Овцу из стада стянуть не может. Воет от голода все ночи.
Один раз посчастливилось ягнёнка маленького в деревне украсть. Несёт волк его в зубах, а ягнёнок плачет и просится, чтобы волк отпустил его. Раньше все овцы разбойнику попадались молчаливые, а этот так жить хочет. Вспомнил волк слова медведя, что смерть ему избавлением станет. Пожалел ягнёнка, выпустил его из пасти.
Забрался в лес, лёг и стал смерти ждать. Но, животное не может на себя руки наложить, а смерть не приходит никак. Разве, что от голода умереть сможет. Так он давно уже голодает. Никого, кроме молодых ворон, поймать не может. Лежит и думает, что проклят он из-за убийств многочисленных. В ушах так и стоят слова мужиков, что он душегуб проклятый. Именно, проклятый, иначе зачем жить, если для этого убивать только и надо. Сколько он зверья погубил и людей несчастными сделал. Стал смерть он ждать.
В лес пришли облавой мужики с собаками. Волк пошёл к ним на встречу, склонив голову. Когда почувствовал удар от пули во лбу, с облегчением подумал, что наконец-то смерть-избавительница пришла к нему.
К сожалению, волк не может жить без убийств, но и такое животное имеет право на существование.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткий сюжет
Читатель привык, что персонаж волка всегда злой, жестокий и именно поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ немного по-другому. Он заставил свою аудиторию понять, что это животное — хищник и без мяса он выжить не сможет, единственный выход — убивать других. После такого можно сделать вывод, что ненависть к животному неоправданна.
Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, можно понять, что не один серый хищник проявляет жестокость, но и люди, которые охотятся на него.
Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, где животные являлись главными героями. Но эта сказка имеет тяжелое содержание и особенную тему. Автор описывает понятие жестокости, и по каким причинам она возникает. А также он пишет о хороших и плохих людях.
Начинается рассказ с того, что все лесные жители считают волка самым жестоким зверем, который мешает их спокойствию. Все ненавидят зверя за его происки: он то овцу съест, то зайца выловит.
Вот однажды медведь решил поймать волка и судить его. Он объяснял, что в лесу его все боятся и ненавидят. Хищник в свое оправдание признался, что если не будет охотиться, не сможет выжить и прокормить свою семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто просто живет по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и прыть он охотился и питался.
Через время зверь постарел, ослаб и не мог догнать даже зайца. Подумал он и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.
Основная мораль произведения в том, что нельзя никого осуждать. Каждый человек, как и животное индивидуален. И жизнь сама направляет и указывает, как нужно выживать.
В сказке всего 2 основных персонажа:
- Волк — разбойник и душегуб, который раскаялся и признался, что не может жить иначе.
- Медведь Топтыгин — мудрый и справедливый.
Если рассматривать план произведения, читателям отчетливо видно, что образы из сказки имеют много общего с людьми. Если человек не такой, как все, его начинают дразнить и изгонять из общества. Они не задумываются, что он не виноват в своей индивидуальности, таким его сотворила природа.
Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина
Система образов. В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. Образы из Сказок писателя созданы на основе хорошо известных фольклорных образов, наделенных народной мудростью устойчивыми качествами характера: это жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Они были знакомы читателю и по басням Крылова. Этот традиционный элемент образов щедринских сказок освобождал сатирика от необходимости развернутых мотивировок и характеристик. Сатира по своей природе чуждается подробностей, изображает жизнь в наиболее резких ее проявлениях, преувеличениях и укрупнениях. Поэтому сказочный тип мышления органически соответствует самой сути сатирической типизации.
Но в мир народной сказки Щедрин вводил злободневные политические темы, а потому содержание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц оказывается «здравомыслящим», Волк — «бедным», Баран — «непомнящим», Орел — «меценатом». Рядом с ними появляются и незакрепленные традицией образы вяленой воблы, премудрого пескаря, карася-идеалиста и др.
Как в басне, под видом животных, рыб, птиц у Щедрина изображаются вполне конкретные социальные типы. При этом прием иносказания позволяет сатирику не только спрятать их истинный смысл, но и выявить в персонажах своих сказок самое главное, самое характерное. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» туповатый, порой злой, а иногда и добродушный косолапый Медведь приобретает черты правителя-мракобеса, который притесняет народ и уничтожает просвещение. Топтыгины в сказке писателя совершают в подвластном им лесу и мелкие злодеяния, и крупные кровопролития, но всех их ждет бесславный финал. В этом выражена идейная позиция писателя, мечтавшего о свержении деспотизма.
В сказке «Премудрый пескарь» писатель создает оригинальный образ, характеризующий до смерти перепуганного обывателя. Он «не ест, не пьет, никого не Видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Вместе с тем в этой сказке встает и философский вопрос о смысле человеческой жизни.
Но не всегда щедринские образы скрываются за масками животных. Их нет, например, в знаменитой «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил». Но и в таких сказках художественные образы становятся гротескными, балансируя на грани реального и фантастического. Так, в сказке «Дикий помещик» представлена история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но когда все они исчезли, он совершенно одичал. А далее Щедрин с поразительным мастерством показывает реализацию этой метафоры: дворянин, который должен быть представителем культурного сословия, превращается в дикого зверя, обрастает шерстью, рвет добычу когтями. И лишь когда «рой мужиков» был возвращен на место, помещик вновь обрел человеческий облик. Горькие раздумья писателя о покорности и долготерпении народа выражены в гротескном образе, уподобляющем мужиков бессловесным существам, живущим роевой жизнью.
Сходные мысли взывает и образ Коняги, символизирующий тяжкое существование угнетенного народа. За счет его труда существуют власть имущие. Вокруг него увиваются «Пустоплясы», которые то восхваляют, то критикуют его, но всегда готовы использовать в своих целях.
Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- АНАЛИЗ сказки Салтыкова-щедрина Бедный волк
- анализ сказки бедный волк
- анализ сказки бедный волк салтыкова щедрина
- бедный волк анализ
- анализ сказки салтыкова щедрина бедный волк
Сохрани к себе на стену!
Стиль написания
Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.
Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.
Краткое содержание
Волка принято считать самым страшным хищником в лесу, он не помилует ни зайца, ни овцы. Хищник способен вырезать весь скот у мужика и оставить голодной семью. Конечно, если человека сильно разозлить, он может жестоко отомстить этому зверю. Хищника ненавидят не только люди, но и животные.
Жил-был один волк. Он погубил немало коров, убил егеря и мальчишку. Однажды судьба свела его с медведем, который тоже испытывал к нему лютую ненависть. Топтыгин не стал убивать волка. Ему захотелось пробудить в нём совесть. Он стал объяснять ему, что нельзя уничтожать всех подряд, так как это очень плохо. Однако волк ответил ему, что он хищник и не способен жить иначе. Если он никого не убьёт, то его семья не прокормится. Медведь всё понял и отпустил негодника. Хищника стала мучить совесть, он осознал, что жил неправильно, поэтому решил реже убивать.
Но в действительности он стал охотиться на домашний скот ещё чаще. Зверь зачастил ходить в деревню, теперь он бывал здесь каждую ночь. Когда он досыта наедался, то сразу засыпал сладким сном, а проснувшись, снова принимался за старое. Волк бы ещё долго это делал, но стал чувствовать себя хуже. Ему уже было сложнее передвигаться, незаметно подкралась старость. После того как один человек ударил зверя по спине палкой и повредил позвоночник, добыча пищи стала для него ещё более трудной задачей.
Хищник понимает, что уже не может справиться с собаками, которых раньше с лёгкостью одолевал. Убить овцу ему также не под силу. Стал бедняга выть от голода по ночам. Как-то ему всё же удалось украсть ягнёнка из стада. Пока он тащил его в зубах, тот стал жалобно просить, чтобы его отпустили. Уж очень хотелось жить этому малышу. До этого все животные молчали, смирившись со своей печальной участью. Волк вспомнил разговор с медведем и решил отпустить ягнёнка.
Главный герой пришёл в свою берлогу и там стал дожидаться смерти. Он не был готов покончить жизнь самоубийством, поэтому принял решение умереть от голода. На протяжении долгого времени он не ел ничего, только иногда ловил ворон, но смерть всё не приходила. Однажды он подумал, что проклят за свои грехи, ведь столько загубил ни в чём не повинных живых существ. Как-то пришли в лес охотники. Волк сам к ним вышел и склонил голову. Когда он почувствовал, как от пули раскололся его череп, понял, что теперь больше мучиться ему не придётся.
История создания
Сказка написана в 1883 году, она продолжила серию аллегорических произведений автора. В ней писатель затрагивает тему непонимания в обществе отдельных категорий людей. Навешивание ярлыков на неугодных для власти граждан процветало в то время очень сильно. Не разбираясь в обстоятельствах дела и жизни человека в целом, власть могла объявить кого угодно вне закона и её мнение было единственно верным.
Именно это разделение общества на чёрное и белое хотел показать автор. На примере волка — злого хищника, убийцы и злодея, писатель показывает так называемое общественное зло. Люди видят в звере только плохое, не задумываясь, что побуждает его совершать злые поступки и есть ли выбор.
Главные герои
Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.
Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.
Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.
Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.
Выводы и мораль
В произведении писатель затрагивает тему жестокости, которая иногда может быть оправданной. Неспроста он использует при написании сказки такой литературный приём, как гротеск, этот стиль наиболее точно передаёт атмосферу сюжета.
Автор не оправдывает волчью жестокость, он показывает её неизбежность. Так распорядилась природа, и менять себя в угоду общественному мнению для волка равносильно смерти. Конечно, речь здесь идёт не о животных, а о людском сообществе и таких его пороках, как:
- бездушие;
- недальновидность;
- жестокость.
Нельзя применять одну и ту же истину к каждому индивиду. Правда у всех разная. Иногда можно оправдать даже жестокость, если она необходима для выживания вида.
В сказке нет отрицательных героев. Изначально за злодея можно принять волка, но это мнение ошибочно. Он один из ярких примеров того, как общество может повлиять на мировоззрение одного своего члена и полностью изменить его мысли, пусть даже на не совсем правильные.
Мораль истории можно описать так — не нужно поддаваться чужому влиянию, особенно если оно идёт вразрез с собственными убеждениями.
Основная мысль
Нельзя оценивать поведение человека только с хорошей или плохой стороны, всегда есть середина. Такую мысль пытается донести писатель до своего читателя при помощи аллегории и сатиры.
Животные в этом произведении говорят и думают. Именно поэтому эта история называется сказкой. Её можно воспринимать по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это действительно сказка, а для взрослых довольно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Оно показывает все пороки общества. Недальновидность, а даже порой откровенную глупость людей. Неспособность к личному мнению.
Особенно характерно это проявляется в отрывке, где волк тащит ягнёнка. Он размышляет о том, что странный малыш кричит и борется за свою жизнь, когда все остальные овцы, молча, лежат готовые к своей неминуемой кончине:
«Много он на своём веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет её волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнётся, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить!»
На примере ягнёнка автор как бы ненавязчиво хочет показать читателю, что даже самый слабый голос может быть услышан, если говорить от сердца.
Тема произведения
Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.
Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:
- честен;
- бесстрашен;
- умён.
Писатель, как бы спрашивает читателя, вправе ли кто-то судить зверя за то, над чем тот не властен. Волк — хищник, убивать в его природе.
Михаил Салтыков-Щедрин слушать все книги автора по порядку
Михаил Салтыков-Щедрин
Михаил Салтыков-Щедрин — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.org
Михаил Салтыков-Щедрин — Лучшие сказки отзывы
Отзывы слушателей о книге Лучшие сказки, исполнитель: Олег Исаев. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.
- 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
- 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
- 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
- 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.
Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор knigiaudio.org.
- Ничего не найдено.
Бедный волк — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Бедный волк — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Волк — самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует. Так и живут, враждуя, волк и люди. Но, не только человек ненавидит злого зверя, но и животные его не жалуют.
Жил однажды один волк. Был он настоящим душегубом: коров резал, лесника убил, маленького мальчика в лес унес. Никогда не голодал зверюга. Долго жил и убивал волк. Но, однажды, попал он в лапы к медведю. Тот тоже не любил волков за разбой в лесу. Не стал убивать медведь волка, а захотел пробудить в нем совесть. Начал убеждать, что нехорошо убивать всех без разбору. Волк же объяснил ему, что он животное, которое может питаться только мясом. Жить волку надо, волчиху и волчат кормить необходимо, а не убивая, делать он этого не сможет. Согласился медведь с волком в невозможности жизни волчьей без душегубства, и отпустил его. Волк не стал обманывать Топтыгина в том, что он раскаивается в убийствах, или в том, что меньше станет убивать. Медведь сказал, что смерть для волка самое желанное избавление.
Дальше продолжил убийства волк, да ещё больше прежнего. Повадился в деревню одну ходить каждую ночь, и животных резать. Наестся до отвала, и спит весь день, а ночью снова за разбой принимается. Долго ещё он так промышлял, но и к нему старость пришла. Тяжело стало бегать волку. Да, к тому же, мужик немного палкой хребет покалечил зверюге. Тяжело стало добывать пропитание волку. Он начал бояться собак. Овцу из стада стянуть не может. Воет от голода все ночи.
Один раз посчастливилось ягнёнка маленького в деревне украсть. Несёт волк его в зубах, а ягнёнок плачет и просится, чтобы волк отпустил его. Раньше все овцы разбойнику попадались молчаливые, а этот так жить хочет. Вспомнил волк слова медведя, что смерть ему избавлением станет. Пожалел ягнёнка, выпустил его из пасти.
Забрался в лес, лёг и стал смерти ждать. Но, животное не может на себя руки наложить, а смерть не приходит никак. Разве, что от голода умереть сможет. Так он давно уже голодает. Никого, кроме молодых ворон, поймать не может. Лежит и думает, что проклят он из-за убийств многочисленных. В ушах так и стоят слова мужиков, что он душегуб проклятый. Именно, проклятый, иначе зачем жить, если для этого убивать только и надо. Сколько он зверья погубил и людей несчастными сделал. Стал смерть он ждать.
В лес пришли облавой мужики с собаками. Волк пошёл к ним на встречу, склонив голову. Когда почувствовал удар от пули во лбу, с облегчением подумал, что наконец-то смерть-избавительница пришла к нему.
К сожалению, волк не может жить без убийств, но и такое животное имеет право на существование.
Другие сказки Салтыкова-Щедрина кратко
Читать полный текст сказок Салтыкова-Щедрина
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Бедный волк
Краткое содержание притчи Бедный волк Салтыкова-Щедрина
Произведение «Бедный волк» было создано Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1883 году. История представляет себе сатирическую сказку, сюжет которой основывается на судьбе лесного хищника, привыкшего существовать исключительно за счет совершаемых им убийств других живых созданий.
Всем известно о том, что наиболее опасным и беспощадным зверем в лесу является волк, способный уничтожить весь скот, имеющийся у крестьянина. Однако и мужики яростно преследуют таких хищников, и противостояние между волками и охотниками никогда не прекращается.
В лесу обитает волк, который ради удовлетворения собственного голода без колебаний убивает не только коров и овец, но и людей. Однажды хищнику доводится встретиться с медведем, который пытается пробудить у волка совесть и сострадание, объясняя ему, что нельзя лишать жизни всех подряд. В то же время волк настаивает на том, что он от рождения является хищником и не может иным образом прокормить свою семью. Медведь вынужден принять его позицию, правда, волк обещает, что в дальнейшем он все же будет стараться уменьшить количество убийств. По мнению медведя, оптимальным избавлением для всех станет уход из жизни самого волка.
Однако на самом деле хищник вовсе не становится менее агрессивным и кровожадным, число его жертв постоянно растет. Но с возрастом волк замечает, что ему становится все тяжелее передвигаться, к тому же один из крестьян повреждает позвоночник зверя с помощью палки. Волк видит, что он уже не может справиться с собаками, он также не в состоянии теперь расправиться с овцой. Зверь все чаще страдает от голода, вынуждающего его выть на протяжении ночных часов.
Однажды волку все же удается захватить одного ягненка, но хищник, услышав его отчаянную мольбу, все же отпускает свою жертву. Волк укладывается в берлоге и начинает дожидаться собственной кончины, однако жизнь продолжается, несмотря на то, что хищник уже давно фактически голодает. Волк полагает, что люди его прокляли из-за того, что он погубил множество животных и принес немало горя окрестным крестьянам.
Когда в лесу появляются охотники, хищник добровольно предстает перед ними, мечтая о смерти. Чувствуя, как череп раскалывает выпущенная из ружья пуля, волк с облегчением думает о том, что теперь его невыносимые страдания, наконец, завершатся.
Из сказки можно сделать вывод о том, что природа хищника такова, что он не в силах жить, не убивая. Но в то же время и к волку нельзя не почувствовать жалости, поскольку и он является живым существом, которое также имеет право на существование.
Читательский дневник.
Бедный волк. Читательский дневник
Советуем почитать
- Краткое содержание пьесы Безотцовщина Чехова
В большом доме около сельской школы проживает вдовствующая генеральша Войницева Анна Петровна, ее приемный сын Сергей и его супруга Софья. Однажды в их доме появляются с визитом соседи – Трилецкие.
- Краткое содержание сказки Городок в табакерке Одоевского
Однажды папа показал своему сыну замечательную вещицу – табакерку. Она была пестрая, из черепахи. Внутри табакерки был целый городок под названием Динь-Динь: башни, дома
- Розов
Много талантливых людей смогли оставить след за время существования искусства в стране. Память о произведениях не будет вечной, но она долго существует в умах людей. Среди значительной массы талантливых людей выделяют
- Краткое содержание рассказа Северная Одиссея Лондона
Мэйлмют Кид вернулся в собственную хижину. Во время его отсутствия за жилищем следил друг Стэнли Принс. Кроме него в доме оказалось ещё человек десять гостей. Внимание друзей привлёк один из них
- Четыре художника — краткое содержание рассказа Скребицкого
В сокровищнице советского детского писателя Георгия Скребицкого множество увлекательных и поучительных произведений. Одним из таких является сказка «Четыре художника»,
Великий русский сатирик написал цикл из 32 сказок. И предварил его заголовком «Сказки для детей изрядного возраста». Слово «изрядный» в числе прочих имеет смысл «значительный по количеству». Ясно, что, употребляя его, автор обращался к взрослому читателю, способному понять иносказание.
Действительно, мораль сказки «Бедный волк» требует разъяснения и вдумчивого чтения.
«Бедный волк», Салтыков-Щедрин — краткое содержание произведения, главные герои
Произведение «Бедный волк», краткое содержание которого мы представляем, основано на аллегории.
Главный герой — волк. Все его ненавидят, и справедливо. Он постоянно крадет и убивает овец и других животных, стонут от его жестокости и лесные обитатели. Крестьяне устраивают на хищников облавы, ставят капканы.
Беда волка в том, что не может он без убийств жить, такова его природа. Он не осознает, что приносит окружающим зло — просто живет, как получается, как все живут.
Но вот однажды среди волков нашелся один, который под старость задумался, что неладно что-то в его жизни. Всю свою молодость волк жил, как и его сородичи — грабил, убивал, со временем силы его стали покидать, однако привычкам своим не изменил.
Пришел час, и оказался волк в лапах у медведя. Решил Михайло Иваныч спросить, есть ли совесть у хищника? Если пообещает не разбойничать, отпустит. На укоризны медведя волк ответил, что по-другому не может он пищу добывать да семью кормить.
Закончился разговор с бедным волком кратко: освободил его медведь. Посочувствовал и сказал, что на его месте он «за благо бы смерть для себя почитал!»
Волк пуще стал разбойничать, все от него страдают, проклинают, гибели желают. Как-то уволок ягненочка несмышленого, а тот плачет-заливается, просит пощадить. Вспомнил волк медвежьи слова и удивился, почему для всех существ жизнь радость, а для него — «проклятие и позор»? Отпустил он ягненочка, пришел в логово и задумался над своей судьбой. Над тем, сколько жизней погубил. И так горько ему стало, что начал он смерть звать, чтобы она его освободила.
А когда услышал шум крестьян-ловцов, вышел к ним на погибель. Таков финал произведения.
Особенности образа волка в сказке — почему автор назвал его бедным
Волк в сказках символ зла. Салтыков-Щедрин изменяет привычную трактовку. Герой задумывается над тем, почему природа обрекла его на подобное существование. Эпитет «бедный» характеризует сочувствие к персонажу. Проводя аналогию между образом волка и характером человека, писатель оправдывает своего героя тем, что он убивает ради пропитания, а человек часто несет смерть из желания развлечься или обогатиться.
«Бедный» волк и потому, что задумался над неразрешимостью проблемы: он обречен причинять боль другим, а люди будут всегда ненавидеть его за кровожадность и агрессию.
Основная мысль
Сказка «Бедный волк», краткое содержание которой изложено выше, многозначна. Автор иносказательно выражает мысль, что поведение хищника детерминировано, но и человек часто не может изменить свою природу без насилия. Сатирик намекал на беспочвенность веры в милосердие эксплуататоров и их нравственное перерождение.
В сказке можно усмотреть и ещё один смысл: даже в волчьей натуре может проснуться совесть. Поэтому понимания и сочувствия заслуживает раскаявшийся.