Краткое содержание «Как я ловил человечков»
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 745.
Обновлено 30 Декабря, 2022
О произведении
Рассказ «Как я ловил человечков» Житкова был написан в 1934 году. Это легкая, смешная история о том, как маленький мальчик стал жертвой собственной фантазии и неуёмного любопытства.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 4 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Как я ловил человечков» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится для литературного чтения и составления плана рассказа Житкова.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в 1930-х годах в СССР.
Главные герои
- Боря – маленький мальчик, очень любопытный, с живым, пытливым умом и богатой фантазией.
Другие персонажи
- Бабушка – строгая, но при этом добрая и любящая женщина.
Краткое содержание
Когда Боря был маленьким мальчиком, его отвезли к бабушке. Там он увидел красивый игрушечный пароходик – «он был совсем настоящий, только маленький
». Боря был заворожён маленьким, искусно сделанным судном. Он попросил у бабушки поиграть с ним, но та строго сказала, чтобы Боря даже не прикасался к пароходику, который очень дорог ей как память.
Мальчик сразу понял, «что, если и заплакать, – не поможет
». Но он никак не мог перестать думать о кораблике и часто представлял, как по его палубе прогуливаются крошечные человечки. Боря настолько поверил в свою фантазию, что даже пораньше лёг в постель, чтобы успеть рассмотреть маленьких матросов, которые, конечно же, выходили на поверхность только под покровом темноты. В ту ночь Боре не удалось дождаться их появления, и на следующий день он решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил кусочек леденца «на пароходик, около будочки
», и принялся ждать. Однако и в этот раз Боря уснул. Конфеты на палубе не было. Такая же участь ждала и кусочек хлеба.
Боря был настойчивым мальчиком и «решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков
». Дождавшись, когда бабушка ушла из дома, он достал пароходик и принялся его трясти, но человечки ничем себя не выдавали. В сильном волнении Боря взял нож, и принялся ковырять палубу. Ему мешали веревочные лесенки, и он без раздумий разрезал их. К огромному разочарованию Бори под палубой было пусто. Он понял: «теперь всё пропало
», и горько заплакал. В эту минуту домой вернулась бабушка, и принялась утешать Борю: «она ещё не видала пароходика
».
И что в итоге?
Боря — разломал бабушкин кораблик ножом в попытке увидеть человечков.
Бабушка — увидев сломанный кораблик, не ругала Борю, а стала его утешать.
Заключение
Своим произведением Борис Житков напомнил, что излишнее любопытство и обман ни к чему хорошему не приводят. Нужно учиться отвечать за свои поступки и понимать, чем они могут обернуться.
После ознакомления с кратким пересказом «Как я ловил человечков» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ольга Юрьевна
9/10
-
Ариадна Моисеева
10/10
-
Дарья Прийменко
9/10
-
Полина Пучкова
10/10
-
Давид Милосердов
10/10
-
Самира Шарипова
9/10
-
Даня Миронов
10/10
-
Арсений Никишаев
10/10
-
Катерина Вербицкая
10/10
-
Валентина Кабина
10/10
Рейтинг пересказа
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 745.
А какую оценку поставите вы?
- Краткие содержания
- Житков
- Как я ловил человечков
Краткое содержание Как я ловил человечков Житков
Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.
И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.
Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.
Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.
Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Житков. Все произведения
- Беспризорная кошка
- Волк
- Галка
- Джарылгач
- Как я ловил человечков
- Кенгуру
- Компас
- Мангуста
- Механик Салерно
- На льдине
- Про волка
- Про обезьянку
- Про слона
- Пудя
- Утопленник
- Храбрый утенок
Как я ловил человечков. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Летят мои кони Васильева
Автор повести рассказывает про свое детство и юность, которые бесследно прошли, оставив за собой – только воспоминания, такие прелестные, и такие невинные.
- Краткое содержание Шукшин Гринька Малюгин
Гринька проживал в деревенском поселении. Люди считали его не очень нормальным человеком. Но Малюгин не обращал на них внимание и делал так, как считал для себя правильным. К примеру, никогда в воскресенье не выходил на работу.
- Краткое содержание Жизнь Гнора Александра Грина
Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек — Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ
- Краткое содержание Ирвинг Рип ван Винкль
Действие рассказа Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль» происходит в восемнадцатом веке. Герой рассказа обычный фермер по имени Рип ван Винкль. Автор его описывает, как очень ленивого и ничего не делающего мужика.
- Краткое содержание Бажов Голубая змейка
Это сказка о двух друзьях, Ланко и Лейко, живших по соседству. Как-то раз отец одного из мальчиков поведал ребятам одну удивительную историю про голубую змейку, которая делает людей успешными и богатыми
Читательский дневник по рассказу «Как я ловил человечков» Бориса Житкова
Автор: Житков Борис Степанович
Название произведения: «Как я ловил человечков»
Число страниц: 10
Жанр: рассказ
Главные герои: автор — Боря, бабушка.
Второстепенных героев нет.
Характеристика главных героев:
Боря — честный, послушный мальчик.
Доверчивый, мечтательный.
Поверил в свою фантазию и чуть не испортил пароход.
Бабушка — добрая, заботливая, но строгая.
Не стала ругать мальчика за испорченный пароход.
Краткое содержание рассказа «Как я ловил человечков»
Когда рассказчик был маленьким мальчиком, он жил у своей бабушки.
На шкафу Боря увидел модель парусника, но бабушка строго запретила её трогать.
Боря дал слово, но постоянно думал о маленьких человечках, которые прячутся в паруснике.
Мальчик пытался выманить человечков хлебом и конфетами, караулил ночами, пытался поймать их по следам.
Но человечки были очень хитрыми и не показывались.
И Боря притворился больным.
Когда бабушка ушла, мальчик стал трясти корабль, а потом выломал палубу.
Но человечков не было.
Мальчик понял, что натворил и спрятался под одеяло.
Он громко рыдал от стыда и раскаяния, когда вернулась бабушка.
План рассказа:
- Чудесный пароходик.
- Обещание.
- Охота на человечков.
- Мнимая болезнь.
- Пустой парусник.
- Слёзы раскаяния.
Детский рисунок-иллюстрация
Главная мысль рассказа «Как я ловил человечков»
Основная мысль автора состоит в том, что каждый человек, неважно маленький или взрослый, должен уметь держать данное слово.
Главная идея рассказа в том, что, нарушив данное обещание, можно оказаться в большой беде.
А уж совесть не даст человеку забыть о таком проступке очень долгое время.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть послушными, слушаться родителей, уметь держать слово и не огорчать близких.
Мальчик Боря нарушил своё слово, не послушался бабушки, и это привело к страшным последствиям.
Он разломал любимый бабушкин кораблик, и испытал муки совести.
Краткий отзыв по рассказу «Как я ловил человечков» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я была поражена тем, к каким необратимым последствиям привело героя его любопытство.
Мальчик Боря разломал кораблик, который очень ценила как память его бабушка.
Хотя сам же обещал даже не прикасаться к кораблику.
Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление.
Я поняла, как важно уметь держать данное слово и обуздывать собственное любопытство.
Человек не должен идти на поводу чувств, эмоций, а полагаться на доводы разума.
Но несмотря ни на что, мне очень понравился мальчик Боря.
Да, в этом рассказе он накосячил, но это послужило ему серьёзным уроком.
Он вырос честным и добрым человеком.
А его любопытство помогло Боре достичь немалого в творчестве.
Этот рассказ заставляет задуматься о честности и любопытстве.
О том, чтобы уметь правильно ставить приоритеты, выбирать верные цели.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ, чтобы понять, до чего может довести человека любопытство и необузданная фантазия.
Пословицы к произведению:
- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
- Гляди глазами, да не тронь руками.
Словарь неизвестных слов:
- Шушукать — тихо разговаривать.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли?
Но они, конечно, примолкли.
Поняли, что я схватил их пароход.
Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.
Я слез со стола и стал трясти пароходик.
Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются.
Но внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья.
Сидят как приклеенные.
Читательские дневники по другим произведениям Бориса Житкова:
- «Храбрый утёнок»
- «Про обезьянку»
- Краткая биография Бориса Житкова и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Автор: Житков Борис Степанович
Название: “Как я ловил человечков”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 6
Полную подборку иллюстраций к этому и другим произведениям вы найдете в нашем разделе сайта здесь
Главные герои и их характеристика
Мальчик Боря. Очень любопытный и непоседливый. Не слушается бабушку, не может сдержать свои порывы. Легкомысленный фантазер и выдумщик. Сам верит в свои фантазии.
Бабушка. Строгая, но добрая. Любит внука и сильно переживает, когда тот притворяется больным.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о мальчике, который придумал маленьких человечков и ради них сломал прекрасный корабль.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
Боря приезжает в гости к бабушке и замечает на полке очень красивую модель парусника.
Бабушка строго запрещает мальчику трогать парусник, говоря, что парусник дорог ей, как память.
Боря воображает маленьких человечков, которые живут в паруснике, и пытается разными способами поймать их.
Боря притворяется больным и, когда бабушка уходит, начинает ломать парусник.
Он поднимает палубу и рвет веревки, а потом видит, что внутри парусника совсем пусто.
Возвращается бабушка, а мальчик плачет, потому что знает, что поступил очень плохо.
Понравившийся эпизод
Больше всего мне понравился эпизод, когда Боря
пытался ночью подкараулить человечков. Он подглядывал за ними из-под одеяла, но
потом не выдержал и заснул, так и не увидев никаких человечков.
План произведения для пересказа
- В гости к бабушке.
- Чудной парусник.
- Обещание.
- Выдуманные человечки.
- Ловля на конфету.
- Ловля на хлеб.
- Притворство.
- Варварство.
- Сломанный парусник.
- Запоздалое раскаяние.
Главная мысль
Свое слово нужно держать при любых
обстоятельствах, как бы трудно не было.
Чему учит эта книга
Этот рассказ учит быть честным, не обманывать и
всегда держать свое слово. Учит отличать фантазии от реальности и не позволять
фантазиям портить жизнь себе и окружающим. Учит просить прощение.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ, и я понимаю
любопытство мальчика. Он действительно всерьез верил, что в корабле живут
человечки. Но даже в этом случае, он поступил неправильно, ведь он давал слово,
а слово нельзя нарушать. Так делают только обманщики.
Новые слова и выражения
Юркнуть — быстро спрятаться.
Конфетища — большая конфета.
Пословицы к произведению
Давши слово, держись, а, не давши, крепись.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Честное слово на дороге не валяется.
В ком стыд, в том и совесть.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Другие читательские дневники
Житков Б., рассказ «Как я ловил человечков»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Как я ловил человечков» и их характеристика
- Боря, маленький мальчик, любопытный и нетерпеливый. Оказался нечестным обманщиком, нарушив свое слово.
- Бабушка, добрая и любящая. Но строгая и принципиальная.
План пересказа рассказа «Как я ловил человечков»
- Пароходик на полке
- Запрет бабушки
- Честное слово
- Маленькие человечки
- Взгляд из-под одеяла
- Леденцовая приманка
- Кусочек хлеба
- Мнимый больной
- Взлом пароходика
- Пустота
- Раскаяние
Кратчайшее содержание рассказа «Как я ловил человечков» для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
- Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
- Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
- Боря притворился больным, чтобы остаться одному
- Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
- В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.
Главная мысль рассказа «Как я ловил человечков»
Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.
Ответы к учебнику «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому рассказу смотрите по ссылке.
Чему учит рассказ «Как я ловил человечков»
Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Учит признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.
Отзыв на рассказ «Как я ловил человечков»
Мне очень понравился этот рассказ, особенно мальчик Боря. Конечно, он поступил нехорошо, он нарушил данное слово, он сломал замечательный пароходик. Но он просто не смог устоять перед искушением. И вина бабушки в этом тоже есть. Она, как взрослый человек, должна была понять, как мальчику хочется взять пароход. А Боря осознал, что натворил, пережил муки совести и больше наверняка не поступал так плохо.
Пословицы к рассказу «Как я ловил человечков»
Давши слово держись, а не давши крепись.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Честное слово на дороге не валяется.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
В ком стыд, в том и совесть.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как я ловил человечков»
Маленького Борю отвезли на лето к бабушке. У бабушки на полке стоял прекрасный пароходик, совсем как настоящий, с трубой, мачтами, будочкой с окнами и штурвалом.
Боря очень хотел поиграть с кораблем, но бабушка ему не разрешала, она объяснила, что кораблик дорог ей как память.
Бабушка взяла с мальчика честное слово, что тот не прикоснется к кораблю.
А корабль все больше завораживал Борю. Он долго глядел на него, воображая, какие они, маленькие матросы. Они должны были быть чуть меньше спички и наверняка подглядывали за людьми в окна каюты. А когда никого не было, они гуляли по палубе.
Мальчик стал смотреть на корабль, но человечки не появлялись. Тогда Боря вышел из комнаты и стал подглядывать в щелку. Но человечки были хитрыми и не высовывались.
Тогда мальчик решил подкараулить их ночью и рано отправился спать. Он выпросил у бабушки ночник, говоря, что боится темноты. И устроил в одеяле маленькую щелочку, чтобы смотреть. Боря долго глядел на пароходик и вдруг ему показалось, что что-то там двинулось. Он неловко повернулся и конечно вспугнул человечков. Теперь их ждать было нечего и мальчик с горя уснул.
На следующий день Боря решил выманить человечков конфетой. Он подложил к каюте кусочек леденца и стал смотреть из-под одеяла. Но вскоре уснул, а утром леденца конечно же не было. Человечки его забрали и даже топорик нигде не обронили.
В следующий раз Боря положил хлеба, и снова утром хлеба не оказалось, только несколько крошек валялись на палубе.
Мальчик решил во чтобы ни стало поймать человечков. Поэтому когда бабушка собиралась в гости к старухам, он натер лицо варежкой и лег в кровать. Бабушка потрогала его лоб и велела лежать дома, обещая скоро вернуться и купить малины.
Как только бабушка вышла, Боря бросился к пароходику. Он схватил его и понял, что пароходик железный. Мальчик потряс пароходик и прислушался, но человечки сидели крепко на своих скамейках.
Тогда мальчик взял нож и стал подковыривать палубу. Но подняться палубе мечтали веревочки, которые были натянуты от мачт. Боря не мог остановиться и перерезал веревочки. Потом он откинул палубу и быстро прихлопнул ладошкой. Но внутри пароходика было пусто. Только голые железные стены.
У Бори дрожали руки, когда он приделывал назад палубу. Все становилось как попало, а лесенки болтались. Боря быстро поставил пароходик обратно на полку и щмыгнул в кровать.
Он плакал от стыда и раскаяния, ведь только теперь понял, что натворил.
В этот момент пришла бабушка и стала утешать Борю. Она еще не видела пароходик.
«Как я ловил человечков» — произведение русского писателя Бориса Степановича Житкова (1882–1938. «Как я ловил человечков» — рассказ Бориса Житкова для детей. Маленький Борис непременно хотел увидеть человечков, которые жили на игрушечном пароходе, но все время прятались от него. А еще бабушка не разрешала даже притрагиваться к игрушке. Как быть? Об этом вам расскажет краткое содержание «как я ловил человечков».
Содержание
- Персонажи рассказа
- Краткое содержание «Как я ловил человеков»
- Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»
- Пересказ по плану «Как я ловил человеков»
- Сюжет рассказа «Как я ловил человеков»
- Видео с пересказом «Как я ловил человеков»
Персонажи рассказа
В рассказе “Как я ловил человечков” Бориса Житкова только два героя — бабушка и мальчик, ее внук. Внук приезжает к бабушке и его воображение пленит игрушечный пароход на полке. Игрушку взять нельзя — бабушка это запрещает, но мальчик придумывает целую фантастическую историю с маленькими человечками и крошечными топорами. В итоге, мальчик не устоял перед искушением и разломал пароход. Что-то ему скажет бабушка?
Главные герои рассказа “Как я ловил человечков”:
- Мальчик-рассказчик. Фантазер и выдумщик, легкомысленный, нетерпеливый, непослушный. Обманывает бабушку, которая его любит и о нем заботится. Предает ее доверие, испытывает угрызения совести и страх перед наказанием. В общем обычный мальчик, иногда просто замечательный, иногда неслух и безобразник.
- Бабушка. Строгая, но и добрая. Любит внука, готова дать ему все, что тот пожелает, но только не пароход, который дорог ей как память о ком-то.
Краткое содержание «Как я ловил человеков»
Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.
И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.
Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.
Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.
Основная мысль
Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.
Читайте также рассказ «Никита», который Платонов написал в 1945 году, он повествует о маленьком мальчике с добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, Никита видит жизнь во всех окружающих его предметах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Никиты» для читательского дневника.
Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»
Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.
Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.
Пересказ по плану «Как я ловил человеков»
План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”
- Пароходик на полке
- Запрет бабушки
- Честное слово
- Маленькие человечки
- Взгляд из-под одеяла
- Леденцовая приманка
- Кусочек хлеба
- Мнимый больной
- Взлом пароходика
- Пустота
- Раскаяние
Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
- Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
- Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
- Боря притворился больным, чтобы остаться одному
- Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
- В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.
Главная мысль рассказа “Как я ловил человечков”
Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.
Чему учит рассказ “Как я ловил человечков”
Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.
Пословицы к рассказу “Как я ловил человечков”
Давши слово держись, а не давши крепись.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Честное слово на дороге не валяется.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
В ком стыд, в том и совесть.
Сюжет рассказа «Как я ловил человеков»
Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.
Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.
На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.
Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.
Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.
Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.
Видео с пересказом «Как я ловил человеков»
Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» впервые увидел свет в 1934 году. Работа относится к автобиографическим рассказам автора, в которых он придается воспоминаниям о своем детстве. В рассказе Житкова «Как я ловил человечков» главная мысль – важность выполнять данное обещание. По мотивам произведения в 2007 году вышел на экраны мультипликационный фильм.
Это интересно: Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
В 1934 году русский и советский писатель Борис Житков написал увлекательный и познавательный детский рассказ «Как я ловил человечков». В читательский дневник можно записать, что это произведение рассказывает о приключениях любопытного мальчика Борьки и учит честности перед взрослыми, сдержанности в своих желаниях и умению признавать свою вину. Также в нём говорится о том, что излишнее любопытство может привести к печальным последствиям.
Сюжет
Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.
Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.
На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.
Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.
Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.
Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.
Персонажи рассказа
В рассказе “Как я ловил человечков” Бориса Житкова только два героя — бабушка и мальчик, ее внук. Внук приезжает к бабушке и его воображение пленит игрушечный пароход на полке. Игрушку взять нельзя — бабушка это запрещает, но мальчик придумывает целую фантастическую историю с маленькими человечками и крошечными топорами. В итоге, мальчик не устоял перед искушением и разломал пароход. Что-то ему скажет бабушка?
Главные герои рассказа “Как я ловил человечков”:
- Мальчик-рассказчик. Фантазер и выдумщик, легкомысленный, нетерпеливый, непослушный. Обманывает бабушку, которая его любит и о нем заботится. Предает ее доверие, испытывает угрызения совести и страх перед наказанием. В общем обычный мальчик, иногда просто замечательный, иногда неслух и безобразник.
- Бабушка. Строгая, но и добрая. Любит внука, готова дать ему все, что тот пожелает, но только не пароход, который дорог ей как память о ком-то.
Отзыв
Богатая фантазия Бори стала причиной того, что он нарушил бабушкин запрет и сломал маленький пароходик. Осознав содеянное, он искренне раскаялся, и это говорит о том, что у мальчика доброе, чистое сердце.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков.
Краткое содержание «Как я ловил человеков»
Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.
И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.
Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.
Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.
Основная мысль
Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.
Маленькие человечки: главные герои. Какова главная мысль сказки?
Небольшую детскую сказку «Маленькие человечки» издали немецкие собиратели народного фольклора братья Гримм.
В сказке «Маленькие человечки» сюжет развивается вокруг обычного и бедного башмачника. Однажды он так устал, что сил хватило только на подготовку кожи для башмаков, а после этого он лег спать.
А утром он неожиданно обнаружил уже готовые хорошо сшитые башмаки. С этого дня у него началась новая жизнь, так как каждое утро из подготовленной кожи появлялись новые башмаки, которые он продавал. И однажды он узнал, что помогают ему маленькие человечки, которых он решил отблагодарить вместе с женой, сшив им одежду и башмаки.
Когда маленькие человечки нашли сшитую одежду и сапоги, то они очень сильно обрадовались и после этого просто исчезли. Ну башмачнику все равно продолжало вести в этой жизни и он продолжал хорошо жить.
Главные герои.
- Башмачник – трудолюбивый мужчина, который любил свою работу.
- Маленькие человечки – маленькие люди, добрые и трудолюбивые. Помогали шить башмаки башмачнику.
- Жена башмачника – добрая и благодарная женщина, сшившая одежду для маленьких человечков.
Читайте по теме: Маленькие человечки: краткое содержание для читательского дневника
Главная мысль.
Данная сказка в первую очередь учит людей быть добрыми и справедливыми. Во вторых, она нас учит, что на добро, нужно отвечать добром.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса, а здесь для 3 класса и для 4 класса тут, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.
Пересказ по плану «Как я ловил человеков»
План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”
- Пароходик на полке
- Запрет бабушки
- Честное слово
- Маленькие человечки
- Взгляд из-под одеяла
- Леденцовая приманка
- Кусочек хлеба
- Мнимый больной
- Взлом пароходика
- Пустота
- Раскаяние
Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
- Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
- Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
- Боря притворился больным, чтобы остаться одному
- Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
- В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.
Главная мысль рассказа“Как я ловил человечков” Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.
Чему учит рассказ“Как я ловил человечков” Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.
Пословицы к рассказу“Как я ловил человечков” Давши слово держись, а не давши крепись. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Честное слово на дороге не валяется. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. В ком стыд, в том и совесть.
Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»
Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.
Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.
Действующие лица
В своем произведении автор знакомит читателей сразу с несколькими персонажами. Все они способствуют развитию событий, и каждый из них является дополнением всего происходящего, например:
- Маленький Мук (Мукра) — добрый и доверчивый мальчик с необычной внешностью. Он родился карликом, и это принесло ему немало страданий.
- Мулей — один из обидчиков главного героя.
- Агавци — госпожа, которая до безумства любила животных. Она приютила Мука у себя и давала ему поесть взамен на то, что он ухаживал за ее кошками и собаками.
- Падишах — жадный правитель, не отличавшийся острым умом. Он отобрал у карлика волшебные туфли и трость.
- Архаз — вор, злейший враг основного персонажа.
Кроме перечисленных образов, имеются второстепенные лица, но автор не раскрывает их имен. К ним относятся придворные и купцы.
Отзывы читателей
Детская история, где даже опасности воспринимаются мило и с надеждой на хороший конец. Сюжет весёлый, интересный, с хорошим посылом и неожиданными поворотами.
Alice
Боже! Любимая книга детства. Зачитал её до дыр. Ну нравилась, и хоть ты лопни. Вроде ничего особенного, но воспоминания о рассказе и о самой книжке сохранились самые-самые.
Ancifer
Мне повезло наткнуться на дивный мультик по этому рассказу. Уже позже прочла первоисточник. Рассказ не хуже мультфильма, но и он не подкачал. Единственное, что хочется отметить: мультик более гуманен, что ли. Рассказ гораздо более драматичен.
LucchesePuissant
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?
Композиция произведения:
- Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
- Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
- Кульминация: мальчик ломает пароходик.
- Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.
Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.
Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».
Рассказ учит:
- всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
- с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
- не обманывать и не хитрить;
- задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
- раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.
Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.
Разделение на части
Для лучшего восприятия произведения нужно разбить его на смысловые подзаголовки. Каждый из них содержит в себе основные действия сюжета, а именно:
- Детство Мука.
- Смерть отца.
- Работа у Агавци.
- Вход в тайную комнату.
- Служба у короля.
- Арест.
- Изменение внешности.
- Наказание короля.
Подобное разделение поможет подготовиться к пересказу на уроке русской литературы. Кроме этого, благодаря плану текст легче запоминается.
Описание героев и план для пересказа
Чтение рассказа «Как я ловил человечков» в кратком содержании невозможно без ознакомления с характеристиками героев. В произведении Житкова два основных персонажа:
- Мальчик Боря — мечтательный, изобретательный и озорной мальчуган, который, поверив в свое разыгравшееся воображение, чуть не испортил дорогую для родного человека вещь.
- Бабушка — добрая и заботливая женщина, которая всем сердцем любит своего внука, но и проявляет строгость в его воспитании.
Для лучшего запоминания текста произведения его необходимо пересказать. Сделать это легче всего по краткому плану:
- Борис увидел пароходик.
- Запрет бабушки и обещание мальчика не трогать игрушку.
- Возрастающий интерес к кораблику.
- Разыгравшееся воображение Бори.
- Попытки мальчишки увидеть маленьких человечков.
- Хитрые уловки, чтобы не идти в гости с бабушкой.
- Поломка пароходика и обнаружение, что матросов в нем нет.
- Осознание неправильного поступка.
- Возвращение бабушки домой и раскаяние мальчика.
Рассказ «Как я ловил человечков» для читательского дневника можно прочитать в сокращении. Дополнить заметку о произведении можно рисунками-иллюстрациями или раскрасками. Это поможет составить полную картину произведения.
На чтение 4 мин. Опубликовано 20.05.2020
Произведение Бориса Житкова «Как я ловил человечков» было написано в 1934 году. В своем рассказе автор повествует о мальчике Боре, который нарушил запрет бабушки. Он сломал дорогую ей вещь. Писатель затронул тему совести, поступков и справедливости. «Как я ловил человечков» для читательского дневника поможет понять основную идею произведения и его суть.
Содержание
- Краткое содержание произведения
- План для пересказа
- Анализ и основная мысль
- Отзывы читателей
Краткое содержание произведения
В рассказе Житкова «Как я ловил человечков» главные герои — любопытный мальчик Боря и его бабушка. Женщина была строгой и принципиальной, но при этом доброй, заботливой и любящей.
Мальчик приехал на летние каникулы к бабушке. У нее в комнате стоял чудесный пароходик. Он был словно настоящий и притягивал все внимание Бори. Бабушка запретила ему брать эту вещь, так как она была дорога ей.
Но корабль заворожил мальчика. Боря представлял, как по палубе ходят маленькие человечки, а точнее, матросы. Он поверил в свое воображение и решил, что ночью будет подсматривать за ними.
Мальчик взял у бабушки ночник, залез под одеяло, но оставил небольшую щелочку, чтобы можно было разглядывать кораблик.
Через некоторое время ему показалось, что на палубе появилось какое-то движение. Только в ту же секунду Боря пошевелился и спугнул человечков. Он разозлился на себя, но в скором времени уснул.
Утром мальчик стал выманивать матросов при помощи леденца. Подождал некоторое время, но снова уснул. На другой день он проснулся, но угощения не было. В следующий раз Боря положил кусочек хлеба, но и тот исчез. Тогда он решил, что любой ценой поймает человечков.
Бабушка собиралась в гости, мальчик не хотел с ней идти и притворился больным. Когда остался один, он сразу же кинулся к кораблику, и стал его сильно трясти. Только изменений не произошло, матросы не шевелились. Тогда Боря в азарте схватил нож и стал ковырять им палубу, ему пришлось отрезать веревочки, натянутые от мачт, так как они мешали. Но под палубой ничего не оказалось.
Боря понял, что натворил. Он дрожащими руками старался вернуть кораблю первоначальный вид, но ничего не вышло. Тогда мальчик поставил пароход на место, лег под одеяло и заплакал.
Ему стало стыдно за свой поступок. В это время пришла бабушка. Она стала успокаивать внука, но пока еще не знала, что он натворил.
План для пересказа
По краткому содержанию «Как я ловил человечков» можно кратко составить план пересказа.
Он состоит из следующих пунктов:
- Приезд к бабушке.
- Поразительный кораблик.
- Бабушкин запрет.
- Судно завладело вниманием ребенка.
- Маленькие человечки.
- Ночник и наблюдение.
- Приманки из леденца и хлеба.
- Боря остался один.
- Взлом корабля.
- Человечков не оказалось.
- Стыд и огорчение.
Анализ и основная мысль
На примере мальчика видно, что излишнее любопытство, как и богатая фантазия, обычно приводит к печальным последствиям. Боря раскаялся, когда осознал, что натворил, но дело сделано, и назад ничего не вернешь.
Главная мысль «Как я ловил человечков» заключается в том, что данное слово нужно держать.
Это произведение учит следующему:
- честности;
- справедливости;
- ответственности;
- обдумывать свои поступки;
- прислушиваться к старшим;
- признавать свою вину;
- выполнять обещания;
- никогда не обманывать;
- не огорчать близких людей.
Отзывы читателей
Недавно в школе анализировали это произведение, писали по нему тест, конспект и определили его смысл. Это поучительный и интересный рассказ. Мне история мальчика напомнила пословицу: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Любопытство не привело ни к чему хорошему, Боря испортил ценную вещь и огорчил любимую бабушку. А также я читал у этого автора другие интересные рассказы: «Вечер» и «Галка». Кстати, у Братьев Гримм есть сказка с подобной историей про Борю.
Никита
На примере мальчика автор хотел сказать, что любопытство может быть пороком. Боря забыл все на свете, так он был заворожен кораблем. Но нужно всегда помнить, что за любым поступком идет следствие, то есть ответственность. Поэтому стоит думать о том, что будет, если совершить то или иное действие.
Текст читается легко, а в интернете есть презентация с этим рассказом, я посмотрел, мне она понравилась. Советую прочитать эту книгу, особенно с иллюстрациями, так как картинки позволяют погрузиться в мир главных героев. Мне больше всего понравился рисунок к рассказу «Как я ловил человечков», когда бабушка вернулась с гостей, а Боре очень стыдно.
Андрей
Мне понравилось это поучительное произведение. Все дети проказничают, но важно, чтобы они раскаивались в своих проступках, стыдились содеянного. Фантазии порой могут завести не туда, поэтому нужно отличать вымысел от реальности. У меня была книга-раскраска, в ней можно читать и одновременно рисовать, это очень интересно.
Мария