Краткое содержание «Коняга»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 392.
Обновлено 19 Декабря, 2022
О произведении
Сказка «Коняга» Салтыкова-Щедрина, написанная в 1885 году, в аллегорической форме демонстрирует тяжёлое положение крестьянства в России в XIX веке. Образ Коняги отражает судьбу русского народа с его бессилием и отсутствием прав, гнёт со стороны зажиточных классов.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Коняга», которое пригодится при подготовке к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События сказки в аллегорической форме отражают жизнь в России XIX века.
Главные герои
- Коняга — рабочая лошадь, измождённая, забитая, несчастная.
Другие персонажи
- Мужичок — крестьянин, хозяин Коняги, которому приходится работать так же много и тяжело, как самому Коняге.
- Пустопляс — породистый скакун, беспечный и праздный.
Краткое содержание
Коняга лежал у дороги и отдыхал после проделанной тяжёлой работы. Мужичок выпряг его покормиться, «но Коняге не до корма
». Он был замученным, слабым, узкогрудым, «с выпяченными рёбрами и обожжёнными плечами, с разбитыми ногами
». Глядя на Конягу, было трудно понять, как на нём можно работать. Но работать приходилось с утра до вечера. Летом Коняга трудился в поле, а зимой развозил «произведения».
Коняга бы и рад стараться, да сил ему брать неоткуда: «такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь
». Летом ещё можно перехватить свежую мягкую травинку, но зимой приходится довольствоваться прелой соломой.
Коняге повезло, что мужик ему попался добрый: «даром его не калечит
». Каждый день они прикладывают все свои жалкие силы, чтобы делать тяжёлую работу, которой не было ни конца, ни краю. Но даже пожаловаться никому на свою горькую участь Коняга не мог: «и в этой утехе бог бессловесной животине отказал
».
Отдыхая под жарким полуденным солнцем, Коняга оказался во власти тяжёлого, мучительного сновидения. Вот перед его глазами предстало поле. Для большинства поле — это «раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала
». Поле отнимало у Коняги последние силы, солнце безжалостно испепеляло шкуру, бесконечные «дожди, грозы, вьюги, мороз
» выхолащивали его. Сама природа становилась для Коняги лютым врагом.
Единственным смыслом жизни Коняги была работа. Он был зачат и рождён исключительно для труда, и корма ему выделяли ровно столько, «чтобы не дать замереть в нём той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда
». Все остальные потребности и проблемы Коняги были неинтересны его хозяину.
Дремал Коняга, а мимо него проходили пустоплясы, и трудно было с первого взгляда сказать, «что Коняга и Пустопляс — одного отца дети
». Согласно древнему преданию, у старого коня было два сына: вежливый и воспитанный Пустопляс и неотёсанный Коняга. Понаблюдав за своими детьми, старый конь решил, что отныне и навеки «Коняге — солома, а Пустоплясу — овёс
». Так с той поры и повелось.
Неожиданно Пустопляс вспомнил о существовании своего братца и решил его проведать. Он очень удивился, что даже самая тяжёлая жизнь не может сокрушить Конягу. Пустоплясы принялись бродить вокруг Коняги, каждый на свой лад размышляя над невиданной его силой. Но «все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти
», и Коняге не было до них никакого дела: его ждала тяжелая работа в поле.
И что в итоге?
Коняга — продолжает свою трудовую жизнь: упираясь изо всех сил, работает в поле.
Заключение
Сказка Салтыкова-Щедрина в иносказательной форме показывает, каким тяжёлым и неблагодарным может быть труд подневольного крестьянина. Причина его безрадостной жизни — социальная несправедливость, которая на протяжении многих лет оставалась безнаказанной.
После ознакомления с кратким пересказом «Коняга» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Владимер Черняк
10/10
-
Галина Колупаева
10/10
-
Наруточка Удзумаки
7/10
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 392.
А какую оценку поставите вы?
:
Коняге приходилось тяжело трудиться и есть то, что выросло на лугу. Его брат, который жил в тёплом стойле и ел не солому, а овёс, только удивлялся живучести Коняги — ничем его не проймёшь.
Иллюстрация С. И. Лемехова
Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.
Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление её жизни отражается на нём мучительством, всякое цветение — отравою.
Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.
Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончиться от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.
Читайте также
-
Медведь на воеводстве
Салтыков-Щедрин · сказка
Трёх медведей по очереди назначали воеводами леса. Два первых сделали ставку на кровопролитие и проиграли. Последний не вмешивался в жизнь леса и заслужил похвалу правителя.
-
Дикий помещик 🐻
Салтыков-Щедрин · сказка
Помещик мечтал избавиться от мужиков, и однажды они исчезли. На базаре сразу пропала еда, в казне кончились деньги, а помещик одичал. Начальство всполошилось, вернуло мужиков, и всё пришло в норму.
-
Премудрый пискарь 🐟
Салтыков-Щедрин · сказка
Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не тронут. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни любви, ни дружбы, а все вокруг считают его дураком.
-
Орёл-меценат
Салтыков-Щедрин · сказка
Собрав придворных, орёл основал науки и искусства, но просвещение не пошло ему на пользу. Орёл остался невежественным, кровожадным самодуром, а помощники — ворами и интриганами.
-
Как один мужик двух генералов прокормил 🏝️
Салтыков-Щедрин · сказка
Глупые беспомощные генералы попадают на необитаемый остров, но и там умудряются найти мужика и заставляют его служить им. Тот покорно добывает им еды, строит корабль и отвозит их назад в Петербург.
-
Вяленая вобла
Салтыков-Щедрин · сказка
Вяленая вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникла во все сферы человеческой жизни и внушила людям свою философию, затем стала либералкой и обедом рьяного клеветника.
-
История одного города
Салтыков-Щедрин · роман
Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса…
-
Записки охотника
Иван Тургенев · цикл
Странствуя с ружьём и собакой, рассказчик записывает сатирические истории о нравах и быте крестьян и своих соседей-землевладельцев, описывает природу, размышляет о родной земле, народе и его будущем.
-
Сказки
Салтыков-Щедрин · цикл
В сатирических сказках иносказательно описываются человеческие пороки, высмеивается власть, либеральная интеллигенция, чиновники и помещики, затрагиваются этические проблемы и беды простого народа.
-
Карась-идеалист
Салтыков-Щедрин · сказка
Карась рассуждал о свободе и равенстве для всех рыб, он считал, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он сказал ей эти слова, и та от удивления съела его.
-
Очарованный странник
Николай Лесков · повесть
Путешественники встречают монаха, который рассказывает, сколько приключений мук и испытаний он пережил, прежде чем попал в монастырь.
-
Пропала совесть
Салтыков-Щедрин · сказка
Совесть превратилась в грязную тряпку, и каждый хотел от неё избавиться. Поскитавшись по свету, совесть нашла пристанище в чистом сердце ребёнка. Она вырастет вместе с ним и будет управлять миром.
На чтение 8 мин Просмотров 1.4к. Опубликовано 08.08.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Коняга» за 2 минуты и подробно за 5 минут.
Очень краткий пересказ сказки «Коняга»
Возле пыльной дороги дремлет уставший и измученный Коняга. После тяжелого труда хозяин отпустил животное покормиться. Но сил у старой клячи для еды нет – он отдыхает. Ежедневно Коняга работает – в зной пашет, в холод возит на базар продукты. Летом можно щипнуть свежую травку, а вот зимой на прокорм несвежая солома.
Хозяин у него добрый – зря не бьет. Обычный крестьянин, такой же обездоленный, как Коняга. Судьба вынудила обоих денно и нощно тяжело работать на земле. Природная красота и раздолье полей для них бесконечная каторга.
Никто не беспокоится за Конягу. И корма ему меряют столько, сколько необходимо для жалкого существования и выполнения своей работы.
В полудреме Коняге видится, что к нему подходят Пустоплясы. Он вспоминает о родстве с ними. У коня было два сына – услужливый Пустопляс и угрюмый Коняга. Отец старался воспитать обоих равными, но терпение лопнуло и он решил – « отныне Пустоплясу давать овса, а Конягу кормить соломой». Так и повелось по жизни – один стоял в теплом стойле и ел отборный корм, второму – дождевую воду и хилый навес с прелым сеном.
Соскучился вдруг Пустопляс и вспомнил брата. Решил навестить родственника, и очень удивился, насколько тот вынослив по жизни. Ни голод, ни погода, ни палка ему нипочем – бессмертный Коняга. Рядом ходят его собратья-пустоплясы и бессмысленно спорят о причине стойкости измученного коня. От возгласов просыпается мужик и зовет Конягу продолжать работу. Пустоплясы остаются в стороне чесать языками и наблюдать, как ладно спорится дело у Коняги.
Главный герой и их характеристика:
- Коняга – измученный тяжелой работой, обыкновенный конь с побитыми комками земли копытами и обожженным солнцем крупом. Он спокоен и смирен, трудолюбив и стоек, а также груб и неотесан. Ежедневно и монотонно он делает работу, не замечая природной красоты вокруг.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Мужичок – хозяин Коняги, добрый и понимающий, жалеет животное и дает ему немного отдохнуть. В работе помогает, упираясь руками на соху.
- Пустопляс – одной крови с Конягой, неприспособленный к труду изнеженный конь. Ему уготована другая судьба – чистое, теплое стойло, отборный овес и хорошее пшено. Ленивый и высокомерный пустомеля, не представляющий, насколько тяжело живется работягам.
Краткое содержание сказки «Коняга» подробно
У дороги дремлет замученная и избитая Коняга, обожженная лучами солнца с побитыми ногами и выпуклыми от недоедания ребрами. С виду кляча выглядит хилой – опущенная вниз голова, свалявшаяся комками грива, потеки слизи из ноздрей, прищуренных глаз и верхняя губа, отвисшая блином. Кажется, это животное не сможет долго работать, но пахать надо, летом землю сохой переворачивать, зимой товар на базар везти.
Откуда сил набраться Коняге? Летом еще можно пощипать травку зеленую, а зимой прелую солому кидают. Весной, на выгон скотины, его палками подымают. В эту пору на поле травинки не найдешь, кое-где встречается истлевший пучок, миновавший скотского взгляда.
Худая у Коняги жизнь. Одно ладно – хозяин хороший попался, зря не бьет. Выйдут с сохой на поле, услышит Коняга крик – « Ну, вывози каторжный!» и понимает. Начинает в землю упираться копытами, остовом вытягиваться, морду вниз пригибая. А за бороной мужичок напирает, в ручку сохи руками вцепился, а сам глядит, чтоб борозда ровно ложилась. Пройдут с одного конца в другой и дрожат. Оба ждут, вдруг сейчас к ним смерть явится.
А вдали над дорогой поселок стелится, со всех сторон бесконечные поля его окружают. Из года в год стоит недвижимое пространство земли вспаханной, силу в себе сказочную держит. Кто сможет вызволить ее? Только им двоим дана эта нелегкая задача. Они бьются над ней с рождения, поливая землю потом и кровью своей, а поле так и не выдает могущественной силы, способной вылечить натруженные ноги Коняге и облегчить труд мужику.
На солнцепеке лежит Коняга, раскаленный воздух обжигает ноздри так, что дыхание схватывает. Иногда мимо пробегает пыль. Ветер, поднявший ее, не приносит облегчения. Он тянет новые знойные волны жары. С горячим воздухом прилетают оводы и мухи, как бешенные кидаются на побитые места, но Коняга только вздрагивает от укусов. Нельзя предугадать, что чувствует он сейчас – помирает или просто спит. А пожаловаться никак, отказано богом в этом бессловесному существу.
Нет ни конца, ни края полю. Для кого-то поле раздолье, веселье, стихи, а для него – кабала. Оно выдавливает из клячи последнюю силу, но не признает себя сытым. Вот, кажется, оно колышется рядом и кричит ему: « Каторжный, ну, давай!»
Жизнь Коняги заклейменная бесконечной ноющей болью под названием работа. Поле щупальцами прильнуло к нему, не выпуская с замкнутого круга. Всегда еле живой, побитый и измученный, он кровью орошает вечность по земляному пространству, каждый раз вытягиваясь телом до последнего вздоха.
Дремлет у дороги Коняга, а мимо него идут Пустоплясы. С первого раза и не скажешь, что между ними кровные узы.
В старые времена был старый конь, имевший двух сыновей – неотесанного Конягу и чувствительного Пустопляса. Старик молча терпел грубость одного и радовался обоим одинаково. Однажды благочестивый отец в сердцах приказал – «Вот вам мой наказ, отныне Пустоплясу будет отборный овес, а Коняге сено прелое». Так и повелось.
Вежливого Пустопляса определили в теплое место, настелили мягкой соломы, угостили медовухой, пшена насыпали. Грубому Коняге отвели ветхий хлев, кинули охапку полусгнившего сена и пить наказали дождевую воду.
Забыл Пустопляс о брате своем. Но вдруг взгрустнулось ему, и решил он сходить проведать Конягу.
Удивился он, увидев его бессмертным. Бьют по худым бокам, калечат неподъемной работой, кормят протухшей соломой, а Коняга живой! И куда не глянь, везде он орудует – то здесь был, ан нет – уже на другом конце вывертывается. Значит, добродетелью он обладает, раз палкой несокрушимый.
Похаживают вокруг дремлющего Коняги пустоплясы и рассуждают:
– Потому он живучий, что от тяжелой работы ума-разума набирается. Живет себе припеваючи, ибо понимает сущность жизненную – выше лба уши не вырастут. Молодец, Коняга, бди дальше свое дело! – говорит один.
Второй ему возражает:
Несокрушимость Коняги от силы духа, которую он имеет. Пока она в нем, никакой палке его не убить.
Третий вступает в разговор:
– Вы все вздор говорите! Работа для него есть душевное равновесие. Конечно, трудись, Коняга! Продолжай черпать ту самую ясность душевную, которую мы, пустоплясы, утратили навеки.
А четвертый свою версию выдвигает:
– Пальцем в небо тычете господа! Привычен Коняга стал к судьбе своей, вот и донять его нечем. Хоть деревья об него ломай – жив останется. Смотри, лежит, и кажется, дух покинул его. Однако взбодри кнут, и пойдет Коняга вывертывать ноги по полю. Кто куда приставлен, тот тем и занимается. Сколько таких калек разбрелось по земле – все как один, можно калечить как душе угодно, а не поубавится.
И ведут пустоплясы разговор от грусти своей. Побранятся, а затем еще драться начнут. На счастье как раз мужик просыпается и быстро затыкает их криком:
– Но, каторжный, вставай, пора работать!
Тут же у пустоплясов дух займется от радости:
– Посмотрите-ка! – кричать они хором – как задними загребает, а передними ногами упирает, да телом вытягивается! Вот где дело у мастера спорится! Давай, Коняга, шевелись, каторжный!
Кратко об истории создания произведения
В период с 1869 по 1886 года М. Е. Салтыков-Щедрин выпускает цикл детских сказок, куда входит сборка коротких произведений – аллегорическая сатира на пороки общественного порядка России XIX века. Существование строгой цензуры не давало автору открыто заявлять о несостоятельности управленческого строя.
«Коняга» была написана Михаилом Евграфовичем в 1985 году. Тогда же сказка опубликована в журнале «Русские ведомости» вместе с «Киселем» под графой «Две сказки». Это философско-лирический монолог автора, где переплетаются беззаветная любовь к народу, мучительная скорбь за его настоящее и тревожные раздумья о будущем.
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Коняга
Краткое содержание Коняга Салтыкова-Щедрина
На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному, тощему животному с выступающими ребрами, с глазами и носом, залитыми слизью, и со сбитыми в кровь ногами.
Тяжелая доля Коняги. Днями в хомуте ходит – летом землю пашет, зимой товары возит. Корм никакой: трава мягкая перепадает только, когда в ночную гоняют. Зимой резаная прелая солома, а в поле только недогнившие стебли.
Хорошо хоть, хозяин попался добрый. Только понукает да покрикивает. И сам из последних сил за плугом идет. Пройдут так вдвоем борозду и дрожат от усталости, да так, что кажется – вот она, смерть подступила. А потом снова поле тянется от края до края, и нет ему конца.
Так годами тянет Коняга плуг, словно пытаясь вырвать спрятанную в громаде полей силу, которая исцелила бы его от тяжких уз. Но спряталась сила эта глубоко, и стало поле для Коняги кабалой, давящей и отнимающей последние силы. Кому-то и солнечный свет прекрасен, но для Коняги он дополнительный источник мучений. Для него одного лишь природа – истязатель и не знает он ни благоухания, ни прекрасных звуков, ни цветов, никаких ощущений не осталось, кроме боли и усталости.
Кажется, что Коняга живет бесконечно долго, не считая ни дней, ни годов, ни столетий, а зная только вечность. И вся эта вечность наполнена полем.
Дремлет Коняга под палящим солнцем, а мимо него пустоплясы ходят да поглядывают. Братьями они были, да только одному достался овес и мягкая солома на подстилку, а другому охапка прелой соломы.
Вспоминает иногда Пустопляс о брате, приходит поглядеть, как тот живет. И видит с удивлением, что бессмертный брат. Бьют его всем подряд, кормят соломой, морят тяжкой работой, но все же встает он на выкрученные ноги и идет, куда прикажут.
Думают пустоплясы, отчего так вышло. Одни говорят, что от смирной жизни таким стал, другие – что не от здравого смысла это, а от духа жизни, в нем живущего. Третьи утверждают, что «настоящий труд» нашел для себя Коняга. А четвертые уверены, что все оттого, что привыкла так жить Коняга и не ищет другой судьбы для себя.
Но эти разговоры идут от скуки и ничегонеделания, и вскоре просыпается мужик, привычно подгоняет лошадь. И все пустоплясы в восторге от того, как поднимается Коняга, тяжко упираясь в землю ногами.
Можно ли искать другую жизнь, если и не подозреваешь о существовании чего-то иного?
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Коняга. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание В круге первом Солженицына
А. И. Солженицын написал роман В круге первом в 1958 году. Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание
- Краткое содержание Ашик-Кериб Лермонтова
Произведение автора было создано именно в те годы, года он пребывал на Кавказе. Много народных сказаний рассказали ему местные жители, и большинство рассказов ему понравились. Очарование природой Кавказских гор
- Краткое содержание Оперы Масканьи Сельская честь
Успех опере принесла ее всепоглощающая страсть. Опера «Сельская честь» вошла в тройку лучших произведений, которые получили премию на конкурсе среди композиторов. Пьетро Масканьи прославился благодаря своему произведению «Сельская честь».
- Краткое содержание Шиллер Коварство и любовь
В книге рассказывается жизнь при немецком герцоге, который жил в 18 столетий. Сын богатого человека как фон Вальтер полюбил дочку музыканта. Ее звали Луизой Миллер. Отец Луизы был против отношений
- Краткое содержание Драгунский Слава Ивана Козловского
Жанр произведения определяется в виде короткого детского рассказа, повествующего об одном случае из жизни Дениски, главного героя новеллы.
Сказка «Коняга» Салтыкова-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.
Содержание
- «Коняга» очень краткое содержание
- Короткий пересказ «Коняга»
- Сюжет сказки «Коняга» Салтыков-Щедрин
«Коняга» очень краткое содержание
М. Е. Салтыков-Щедрин «Коняга» краткое содержание для читательского дневника:
Вся жизнь тощего и изморенного Коняги- это бесконечная тяжелая работа, сравнимая только с каторжным трудом. Ест Коняга один овес и постоянно недосыпает. Но только таким образом можно заработать на хлеб.
Хозяин лошадки совсем не злой и никогда зря не ударит, а только покричит и пошумит, а днем отпускает попастись на свежей травке. Но это время конь использует для сна, хотя насекомые и жалят беспощадно.
Мимо поля проходит его брат Пустопляс, он своей лестью и почтительностью завоевал сердце отца и тот поселил его в теплой конюшне и ест он только чистый овес. Смотрит Пустопляс на брата и дивится, как это он от жизни такой еще не издох. А Коняга молча тащит свое ярмо и терпит.
Вывод:
Автор в образе Коняги показывал роль бессловесного народа – труженика, который не имел никакой радости в жизни, а только тяжелый труд. Коняга не умел льстить и ластиться, поэтому работал, а Пустопляс своей вежливостью добился иной участи.
Читайте также: Повесть «Как мужик двух генералов прокормил» была написана в 1869 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Как мужик двух генералов прокормил» на нашем сайте. Это одно из лучших сатирических произведений в русской литературе, в котором высмеиваются пороки общества: социальное неравенство, несправедливость, злоупотребление властью.
Короткий пересказ «Коняга»
Краткое содержание «Коняга» Салтыков-Щедрин:
Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.
«Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление её жизни отражается на нём мучительством, всякое цветение — отравою».
Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.
Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.
Читайте также: Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника. Пересказ будет полезен также для подготовки к уроку литературы.
Сюжет сказки «Коняга» Салтыков-Щедрин
«Коняга» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:
Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами.
Каторжной работой замучен Коняга. Летом пашет, зимой «произведения» возит. Сил ему взять неоткуда, потому что корм плохой. Летом можно еще травы сочной поесть. А вот зимой только прелую солому дают. Зиму пережить трудно. Весной жердями на ноги ставят Конягу, до того он обессилен.
Хорошо, что хозяин у Коняги добрый. Зря не бьет, окриком поддерживает, сам всеми силами помогает упираться на пахоте. После работы выпрягает и пускает покормиться. Но тощему коню лучше поспать, отдышаться, чем траву щипать. Непосильная работа у Коняги, но она – единственная возможность ему и его хозяину на хлеб заработать.
А вокруг лежит громада полей, как будто силу сказочную в себе стережет. Коняга с мужиком бьются над тем, чтобы силу эту освободить. Исхожено поле от края до края. Всяким видел его Коняга: в цвету и наряде, обнаженным и безжизненным. Пленило бескрайнее поле Конягу и его хозяина. Не замечают они красоты вокруг и цветения, а знают только каторжный труд, от которого нельзя освободиться.
Вся жизнь Коняги заключена в работе. И сил, и еды ему отмеряно ровно столько, чтобы выдержать эту непосильную тяжесть. Никому нет дела до усталости и кровавых ран, никто не заботится о благополучии Коняги. Не жизнь, не смерть, а бесконечное существование.
В дреме чудится Коняге, что мимо него Пустоплясы идут. Помнится, легенда о том, что был у них с Пустоплясом один отец – старый конь. В отличие от грубого и некультурного Коняги, Пустопляс был услужливым и обходительным. Старый конь относился к сыновьям ровно, по-отечески, а потом не выдержал и повелел, чтобы Пустопляс в теплом стойле стоял, овес ел. Конягу в холодный хлев определил, солому есть сказал, да водой из лужи запивать.
Вспомнил Пустопляс своего брата, решил проведать, как тот живет. И удивился: бессмертным оказался Коняга. Бьют его, в холоде и голоде держат, а он все живой. Ходят сородичи-пустоплясы около Коняги, разглагольствуют о его бессмертности.
Рассуждают о здравом смысле работы, о том, что она определяет жизненный дух и сохраняет равновесие в душе. Они уверены, что неистребимость Коняги оттого, что находится он на своем месте. Пустыми и бесполезными являются эти разговоры. И продолжает Коняга тянуть тяжелое ярмо, выпавшее на его долю.
Заключение:
Коняга, в сказке Салтыкова-Щедрина, является символом народа. Он не осознает свою силу, мощь, забит и несознателен, но неистребим.
Читайте также: Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» был написан в 1869 году и является одним из первых сатирических сказок автора. Прочитать краткое содержание «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина можно на нашем сайте. Произведение относится к ярким примерам социально-политической сатиры в русской литературе реализма.
- Краткое содержание
- Салтыков-Щедрин
- Коняга
Коняга — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Около дороги дермлет уставшая от пахоты Коняга. Хозяин приносит ей корма, но лошадь не может есть, слишком устала – попалась тяжёлая борозда с большим количеством камней.
Выглядит Коняга ужасно: тощая, с гноящимися глазами, сбитой гривой, разбитыми ногами. Лошадь вынуждена работать круглый год, летом пахать землю, зимой возить наработанное. Работы у Коняги много, а сил взять негде. Корма мало. Летом есть хотя бы трава, зимой приходится есть прелую солому, весной же в поле травы почти нет, только жалкие остатки с осени.
Но хозяин у Коняги хороший, зря животное не мучает и сам помогает, как может: упирается руками в соху сзади, напирает, подгоняет лошадь ласковым криком. Как закончат вспахивать борозду, оба чувствуют, что пришла смерть. И так каждый день.
Велики русские поля, огромная сила в них заключена, освободить её под силу лишь мужику и Коняге. Бьются они над этим каждый день своей жизни, но не выпускает поле свою силу и по сей день.
Коняга лежит на самом солнцепёке, не реагируя на мух и оводов, нападающих на него. Непонятно даже, дремлет животное или испускает дух. Вместо снов у Коняги – тяжёлая хмара.
Лошадь исходила уже всё поле, но нет ему конца и края. Для кого-то поле – раздолье, но для Коняги – это тяжёлое бремя, кабала. Никогда не закончится поле, не потухнет солнце, не прекратятся дожди и вьюги. Для других природа – мать, для Коняги же – горький бич, нещадно истязающий его. Для него в природе нет красоты и гармонии, коняга познаёт лишь несчастье, усталость и боль.
Работе нет конца. Коняга был рождён только для работы, без неё он лишь мешает. Никого не заботит его состояние, лишь бы мог он выносить работу. Коняга не умирает, но и не живёт. Коняга познал вечность – жизнь для него не кончается, но для чего дана она?
Пока Коняга дремлет, мимо проходят пустоплясы. В прежние времена Коняга и Пустопляс были братьями, но Пустопляс был воспитанным сыном, а Коняга – грубым да неотёсанным. Отец долго терпел невежду, но затем рассердился и высказал волю, чтоб Коняге вечно доставалась солома, а Пустоплясу – овёс. И стал Пустопляс хорошо жить, да только скучно ему стало, решил братца проведать. Пришёл и увидел он, что Коняга – и вовсе бессмертный. Стали пустоплясы думать, в чём же его секрет: один скажет, что дело в здравом смысле, другой – что духе жизни и жизни духа, третий говорит, что это потому что Коняга обрёл настоящий труд, а четвёртый скажет, что Коняга привык к своей доле. Но тут пришёл мужик и прервал спор, а Коняга снова принялся за работу.
Также читают:
Рассказ Коняга (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- Гёте
Гете — это писатель из Германии. Его творения производят большое впечатление. Его шедевры имеют философию и бессмертие. Как бы это странно не звучало. Этот человек был добрым, разбирался
- Волшебная иголочка — краткое содержание рассказа Осеевой
Жила девочка Маша. Любила она рукодельничать. И была у неё необычная иголочка. Всё, что Машенька ею шила, становилось волшебным. Потому-то очень берегла девочка эту иголку. Но однажды потеряла её в лесу
- Аксаков
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 года. Его отцом был прокурор, работал он в Уфе. В этом городе Аксаков прожил все свои детские годы, потом мальчика увозят к деду в родовое имение, в Оренбургской губернии.
- Краткое содержание повести Страх Шмелёв
Действия рассказа происходят во время правления Александра Второго. В произведении описывается убийство императора, произошедшее тринадцатого марта в тысяча восемьсот восемьдесят первом году.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по сказке «Коняга» Салтыкова-Щедрина
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 Анализ сказки «Коняга»
После тяжелой пахоты Коняга и мужичок отдыхают. «Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, … с разбитыми ногами». Кормят его плохо, а работе нет конца, «нет конца полям». Скажет мужичок: «Ну, каторжный, вывози!», и Коняга пашет. Хорошо хоть мужичок добрый, просто так «не калечит». Вся деревня в железном кольце полей. И есть в этой вековой громаде скрытая сила. «Кто освободит эту силу из плена?» Только сами мужик и Коняга. Другие видят в поле простор да поэзию, а для Коняги оно «кабала» (рабство). «Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание». Никому он не нужен. Лишь бы теплилась «мускульная сила» для работы. Усталость и боль – все, что он знает. И все же не умирает, будто бессмертный.
Есть у Коняги брат Пустопляс. Коняге, неотесанному и бесчувственному, отец давал только солому, а вежливому и чувствительному Пустоплясу – овес. С тех пор глядят пустоплясы на Конягу и рассуждают, в чем его секрет. Наверно, понял, что «плетью обуха не перешибешь», всем доволен. Или силен он тем, что в нем «жизнь духа и дух жизни». А может, труд его примиряет с жизнью. Или просто привык. Пока Коняга трудится, пустоплясы в восторге: «Дело мастера боится! Вот кому надо подражать!»
Читательский дневник по сказке «Коняга» Салтыкова-Щедрина
Сюжет
Коняга замучен работой. Кормит его мужичок плохо, а иногда и бьет. Оба труженики, пашут день напролет веками. Вся деревня в рабстве у бескрайних полей. Никто не заботится о Коняге, ведь он живучий, бессмертный. Был у него братец Пустопляс, так ему, вежливому и впечатлительному, отец давал овес, а грубому Коняге одну солому. До сих пор удивляются всякие пустоплясы терпению Коняги. То ли привык, то ли нравится ему, или видит великий смысл в своем каторжном труде. Словом, хорошо бы брать с него пример.
Отзыв
Сказка о великом терпении русского народа. Коняга – труженик, крестьянин. Пустоплясы – болтуны, господа, защитники народа только на словах. Сказка учит думать не только о себе, но и о других, учит справедливости, жизни по совести, уважению к чужому труду, взаимовыручке, состраданию. Учит судить о людях по делам, а не словам.
Анализ сказки «Коняга»
Коняга – символ, образ русского народа, крестьянина. Пустопляс и Коняга –люди-братья, но господа и рабы, богачи и бедняки. Поле для богача – поэзия, для бедного – каторжный труд. Крестьянин работает, но не живет, а выживает. Богатым нет дела до бедных, хотя они живут их трудом, их хлебом. У героев «говорящие имена». В названии и ирония, и горечь: все вынесет Коняга-народ, еще и спасибо скажет.
«Кто освободит эту силу?» Только сам народ может освободить себя. Уничтожают народ, а он бессмертный. Такой народ не победить. Сытые господа рассуждают о том, в чем сила народа, вместо помощи. От народной сказки – предание со сказочным зачином. Отличие от народной сказки: реализм и размышления автора. Автор высмеивает болтунов, эгоистов, бездельников, чиновников, которым нет дела до благополучия народа.
«Коняга», Салтыков-Щедрин, краткое содержание сказки
05.09.2018
В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.
Краткое содержание сказки-несказки
Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.
Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».
Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.
Но все же, с хозяином Коняге повезло – мужик он добрый и зря «его не калечит». Трудятся они оба до изнеможения: «пройдут борозду из конца в конец — и оба дрожат: вот она, смерть, пришла!».
Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние. Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь. Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.
Сейчас Коняга лежит на солнце и страдает от жары. Мухи да оводы его кусают, внутри все болит, а пожаловаться он не может. «И в этой утехе бог бессловесной животине отказал». И отдых для него совсем не отдых, а агония; и сон — не сон, а бессвязная «хмара» (это слово символически обозначает забытье, а фактически в старорусском обозначало облако, тучу, туман).
У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.
Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.
Жизнь Коняги бесконечна, тянется и тянется без конца, но на настоящую жизнь мало похожа – он не живет, но и не умирает, это какое-то промежуточное состояние. Поле Салтыков-Щедрин в этом отрывке сравнивает с паразитом-головоногом, который присосался к животному и не отпускает.
Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным. И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес. Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.
Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни. Эти два духовных сокровища якобы и делают коня неуязвимым. Третий говорит о том, что Коняга нашел смысл в своем труде, а вот пустоплясы такой смысл давно утратили. Четвертый считает, что конь уже давно притерпелся тянуть свою лямку, хоть и еле жизнь в нем теплится, но кнутом его всегда можно взбодрить. И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.
Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.
Другие пересказы сказок Салтыкова-Щедрина:
Премудрый пескарь
Самоотверженный заяц