Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Чтение и пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Автор: Столярова Оксана Николаевна, МКОУ «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург, дошкольные группы
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»; помочь понять её смысл; закреплять умение пересказывать сказку по сюжетным картинкам. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Учить детей конструировать фигурку мышки из бумаги.
Материал: книга со сказкой, сюжетные картинки к сказке, фигурки героев сказки: воробей, блин, мышка; лист бумаги, фломастер, бумага цветная, ножницы, клей.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель проводит дидактическую игру: «Что бывает?».
Воспитатель: Что бывает крылатое? (Ответы).
Воспитатель: Правильно, птицы.
Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением воробья.
Воспитатель: Что бывает мохнатое? (Ответы) Правильно, звери.
Вывешивает на доску мышку.
Воспитатель: Что может
быть масляная, масляный, масленое? Ответы детей. Воспитатель вывешивает фигурку блина.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её внимательно.
Воспитатель читает сказку. Во время чтения вывешивает на доску последовательно картинки – сюжеты. После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.
Воспитатель: Вы поняли, что бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет? Как же бывает (Плохо) Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других» обернулось. Припомните, как выглядел блин, когда вернулся с охоты?
Дети: Полбока лиса съела.
Воспитатель: А с мышью что случилось?
Дети: Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Воспитатель: А каким нашёл блин воробья на завалинке?
Дети: Клюв на сторону, слезами воробей заливается.
Воспитатель: Когда же друзья мои так бывает?
Дети: Когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Воспитатель: Коль так случилось, делать нечего: «Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по—старому. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».
Дети негромко повторяют концовку сказки за воспитателем.
Пальчиковая игра: «Сорока-белобока кашу варила….»
Воспитатель: Теперь кто-нибудь из вас расскажет сказку. Но сначала мы нарисуем схему, чтобы легче было рассказывать.
Воспитатель вместе с детьми рисует схему, проговаривая сказку заново. Затем желающий ребёнок рассказывает сказку.
Воспитатель вызывает ещё 1 – 2 детей. Затем воспитатель подходит к доске.
Воспитатель: Ребята, в этой сказке сколько персонажей? Все ли здесь герои?
Дети: Не хватает лисички.
Воспитатель достаёт из сказочного сундучка лисичку и прикрепляет рядом.
Воспитатель: Какую сказку вам напоминает эта сказка? Если вместо мышки будет кот, а вместо блинчика – мальчик?
Дети: Жихарка.
Воспитатель: А кого напоминает вам блинчик? Какую песенку пел блинчик, когда ушёл на охоту?
Дети: Колобка. «На сметане мешен, на масле жарен…»
Воспитатель: Молодцы. Найдите Колобка в нашем «Сказочном сундучке».
Один из детей находит Колобка и прикрепляет рядом с блином. Молодцы!
Физминутка «Мышка- крутая стрижка».
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот, оказывается, какая интересная сказка. В ней как будто собрались две сказки, и получилась новая сказка. Мы с вами уже знаем много русских народных сказок. И сегодня узнали и рассказали ещё одну.
А сейчас давайте сделаем одного из героев сказки – сконструируем мышку из бумаги.
Дети конструируют мышку из бумажного конуса.
-Ребята, какую сказку мы читали сегодня? (Крылатый, мохнатый да масляный)
—Что делали? (конструировали мышку из бумажного конуса)
— Что вам понравилось больше всего?
— А что для вас было самым трудным?
Все должно быть на своих местах Крылатый, мохнатый да масленый
Смысл сказки
На самом деле не очень даже понравилась русская народная сказка Крылатый, мохнатый да масленый. Это по-настоящему очень мудрая сказка и со смыслом. А кто такие крылатый, мохнатый, да масленый? Ну, это компания состоит из трех друзей, которые чудом спаслись от опасности, все от разных и кто от кого, и теперь вот они все собрались вместе.
Крылатый — это воробей, он прилетел с полей, мохнатый -это мышонок, который спасся от кошки, а масленый — это блин, и он убежал со сковороды. И живут они вместе и не тужат, и каждый при этом делает свое дело. Воробей добывает и приносит пищу, мышь рубит дрова, а блин готовит еду, да супчик у него получается жирный и наваристый. Ведь блин сам по себе масленый, и когда он варит щи, то окунется в них, и супчик сам по себе становится жирным. А кашка получается горячей, так как мышка успевает нарубить дровишек сразу побольше. И в итоге такого разделения труда и узкой специализации каждого друга, все друзья- мышнок, воробей, да блин всегда были сыты, да довольны жизнью.
Так что они жили все вместе, да не тужили. Да еще они все себя любили похвалить, да не скупились себе на комплименты. Вот такими вот оказались полезными их взаимные действия. И все бы было у них хорошо, если бы один из них -воробей не задумался над тем, что он перерабатывает. Какой он все-таки был глупый. Ведь до этого момента у наших друзей все шло прекрасно, так что другие только могли им позавидовать. А тут вдруг в ешо душу закралось сомнение, которое ему надо было рассеять. И из-за этого все пошло у наших друзей кувырком.
Блин пошел на охоту, да за ягодами и грибами, и в итоге он едва уцелел и в конечном итоге остался без бока, так как в лесу он наткнулся на лисицу, которая уж очень захотела его съесть. Насилу блин масленый ноги унес, да домой он вернулся не только израненый, а без пищи. У нашего же мышонка на новом месте тоже не получилось ничего хорошего, и сварить щи он совершенно не смог, так как они получились у него невкусными и постными, и как бы он не старался, но жирным супчик у него так и не получился. И беднвй мышонок чего только не пытался сделать, чтобы супец получился у него пожирнее. Он даже нырнул в варящийся суп, и в итоге это ничем хорошим не обернулось, а наш герой только пострадал от такого опрометчивого поступка — ведь он в конечном итоге обварил себе все бока, а щи от этого так жирнее и не стали. Не лучше обстояли дела и у нашего воробышка. Ему бедненькому и вовсе не повезло, так как справиться с рубкой дров он не смог, как не старался, а только лишь ободрал себе клюв. Вот такие вот оказались дела. И когда каждый из наших героев начал делать чужую работу, то все в них пошло из вон рук плохо. И как они еще после всего этого живы остались. Но все же от подобного эксперимента все прозрели, и в этом была определенная польз такого опыта. В итоге, конечно же все наши герои поняли, что раньше у них было все на своих местах. То же самое имеется и внашей в нашей настоящей жизни. Ведь в нашем обществе также имеется всеобщее разделение труда и специализация. И каждый в этом мире занимает свое место.
И в итоге все только выигрывают от такого разделения труда, ведь получается все именно так, что все люди выполняют ту работу, которая у них лучше получается. А вместе от всего этого получается эффект синергии. Такая вот мудрость нашей жизни. И главное в нашем обществе порядок, и тогда все хорошо у всех получится. И никуда от этого не деться, так уже все заведено столетиями. Это и есть закон жизни. И поэтому, чтобы избежать лишних проблем, надо придерживаться столь несложных правил, и тогда все у всех будет нормальным. Ведь надо жить в гармонии с окружа. щим нас миром.
Достоинства: Поучительно
Недостатки: Нет
Видео обзор
Все(5) |
---|
Общее впечатление: Все должно быть на своих местах
Рекомендую друзьям: Да
Сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом. Читайте в сказке, что случилось с воробьем, мышкой и блином, когда они поменялись работой…
Крылатый, мохнатый да масленый читать
На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, до чего хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша, — рассыпчата, горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту!
— А какую ты, блинок, песенку поёшь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поёшь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя со сметаной, с маслом да с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах лисьих оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не хороши, не жирны, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!
Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать.
Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается.
Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.
Вот блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут — пряники жуют, медком запивают, нас вспоминают.
❤️ 422
🔥 184
😁 149
😢 72
👎 54
🥱 68
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит