- Краткие содержания
- Разные авторы
- эпос Урал-батыр
Краткое содержание эпоса Урал-батыр
Башкирский национальный эпос «Урал Батыр», является великим достоянием своего народа.
На затерянной земле, где не ступала нога человека, жили Янбирде с супругой Янбике, и было у них два сына, младшего звали Урал, а старшего Шульген. Младший был послушным и сдержанным, Шульген же, напротив, непокорным и упрямым, он не раз перечил своему отцу. Семья занималась охотой на диких зверей, рыбным промыслом, так они и коротали деньки, не зная невзгод.
Однажды Янбирде рассказал своим сыновьям о Смерти, которая забирает жизнь и приносит горе. Велел отыскать живительную воду, дарующую вечную жизнь. Дал старик мужчинам львов и отправил в дорогу. Урал принял решение немедля одолеть Смерть, подарить людям спокойствие.
Дороги двух братьев разошлись, Шульген отправился в край Самрау, а Урал пошел в земли правителя Катила, который каждый год приносил своих людей в жертву предкам. Захотел Урал одолеть Смерть в этой стране и вышел на бой с царским быком. В тяжелой схватке, Урал одолел быка, но убивать не стал, пощадил, с тех пор весь бычий род на службе у человека, рога у быков загнуты, а копыта рассечены на двое в память о битве с могучим Батыром. Падишах в ужасе покинул пределы своего государства, а Урал взял в жены его прекрасную дочь.
Шульген в своем пути повстречал змеиного правителя, по имени Заркум. Заркум был на стороне злых сил, он подчинил волю Шульгена и настроил его против младшего брата. Шульген всячески препятствовал Уралу осуществить свое предназначение. Урал сражается с разными мифическими чудовищами и всегда побеждает. Из тел поверженных врагов образовались горы, впоследствии названые Уральскими.
В следующей части эпоса повествуется о смерти великого Батыра. Урал погибает, но после него остаются потомки, такие же честные и благородные. Они заселяют просторы, обосновываются у самих Уральских хребтов, там, где они проходили, рассекая своими мечами горы, образовались реки, носящие по сей день их имена.
А живую воду Урал все – таки нашел, но не принес ее людям, а отдал природе, ведь именно только она одна, по его мнению, должна жить вечно. Великий герой, подаривший своим людям спокойствие и благополучие.
Эпос «Урал Батыр» это замечательное произведение, которое поведало нам о происхождении нашего государства. Сам герой Урал, достойный пример для каждого из нас. Его самоотверженность и благородство внесли неоценимый вклад в развитие мира.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
эпос Урал-батыр. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Бегство от свободы Фромм
Книга Эриха Фрома «Бегство от свободы» посвящена нескольким аспектам психологии. Издана книга в 1941 году. Именно поэтому описываемая им личность человека, отличается от современной личности.
- Краткое содержание оперы Снегурочка Римского-Корсакова
Действие оперы происходит в волшебной стране короля Берендея. Начало весенней поры. Ближе к полуночи появляется Весна – красна, она сообщает о событиях шестнадцатилетней давности
- Казаков
Ю.П.Казаков был рожден 8 августа 1927 года. Родным городом будущего поэта является Москва. Его отец был полковником и на протяжении нескольких долгих лет пробыл в ссылке за нелояльные и некорректные разговоры.
- Краткое содержание Айтматов Ранние журавли
Маленькая деревенская школа в киргизской степи. В классах гуляют ледяные ветра, никакого отопления нет. Ученики все простужены. Учительница рассказывает им о солнечном Цейлоне
- Краткое содержание Приключения Незнайки и его друзей Носов
В одном необычном и поразительном Цветочном городе жили очень маленькие человечки. Ростом они были небольшие, примерно с маленький огурец. Поэтому из-за их роста они назывались коротышками.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по эпосу «Урал-батыр»
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
В давние времена было затерянное «место одно», где жил старик Янбирде («давший жизнь») со старухой-женой Янбикэ и сыновьями: старшим Шульгеном и младшим Уралом. Львы возили их на себе, кречет ловил им птиц, щука – рыб. Когда отец бьет Шульгена, который напился крови вопреки запрету, Урал останавливает отца. Ведь людям надо объединиться против общего врага – Смерти.
Однажды старики добыли на охоте лебедушку. То была Хумай, дочь падишаха Самрау. Она бессмертна, так как омыта в чудесном «живом роднике». Урал пожалел птицу. Ее унесли лебеди. Старик послал сыновей вдогонку, чтобы разыскать родник и отрубить голову Смерти.
По жребию идти в страну горя падишаха Катилы выпало Шульгену. Но он отправился в страну счастья падишаха Самрау. Урал узнал, что злой толстый Катила приносит в жертву людей. Его дочь выбрала Урала женихом, но он не за тем пришел, он «рожден батыром», чтобы победить Смерть и воскресить мертвых. Урал расшвырял батыров падишаха. Одним из них вышиб дух из Катилы. Народ рад смерти злодея, а батыр берет в жены его дочь.
В пути он помог змею Заркуму, сыну дива, который подавился оленем. В благодарность Заркум обещал ему волшебную палку отца. Но во дворце на батыра напали другие змеи. Из каждой им убитой выходили батыры, что были в плену. Вместо свергнутого дива-падишаха народ избрал нового, любящего народ. За Урала выдали девушку Гулистан.
Зловредный Заркум решил использовать Шульгена, чтобы вызвать любовь лебедушки Хумай и получить у нее крылатого коня Акбузата и булатный меч. С помощью них он мечтает отомстить Уралу. Шульген завидует брату. Во дворце злого падишаха Азраки Шульгена женят на пленнице Айхылу, сестре Хумай. Когда Заркум и Шульген являются во дворец Хумай, та обоих сажает в яму. Она призывает Шульгена исправиться, научиться любить.
Урал спрашивает у нее дорогу к роднику, Хумай, видя его доброту, просит найти ее птицу-сестру. Урал привозит к ней Айхылу. Шульген, выйдя из ямы, решил убить удачливого брата. Устраивают состязание, чтобы выбрать мужа Хумай и хозяина ее коню. Шульген не смог поднять громадный камень, а Урал его закинул вдаль.
Шульген выпросил у брата волшебную палку, чтобы добыть себе славу, и ушел. Сбежал из ямы и Заркум. Хумай открыла Уралу, что брат его с «душой предателя». С того дня батыр много лет бился со злодеями Азракой, Заркумом и Шульгеном, драконами, дивами. К этой битве присоединились сыновья Урала: богатыри Идель, Яик и Нугуш с друзьями. С ними и Хакмар, сын злого Шульгена. Нугуш убил Заркума, а Хакмар чуть не убил отца, но Урал остановил его.
Урал требует, чтобы Шульген раскаялся во зле, просил прощенья у родителей, народа, снова стал достойный человек и батыр, и помог стране. Ведь «людей победить злою силою нельзя». Шульген, боясь смерти, сделал вид, что раскаялся. А Урал с народом хотел уже напиться воды из живого родника. Но один старик остановил его. Он сам из тех, кто пил эту воду, и теперь не рад, что Смерть не берет его. Теперь, после победы над злом, пусть люди, как цветы, живут свой срок, их души отлетают, а земля украшается добром. Только добро вечно и бессмертно. Урал признал его правоту. Вода досталась цветущей природе.
А злодей Шульген собрал остатки дивов и змей, и стали они у озера губить людей по одному, ведь Смерть осталась в мире. Тогда Урал выпил озеро. Дивы, попавшие внутрь тела батыра, впились в его сердце, и он, умирая, сказал народу, чтобы тот радовался жизни, уважал старость, но слушал и молодых, и был на стороне добра и мира. Горюющая Хумай погребла его в горе, которая с той поры носит имя Урала. Сыновья Урала извели из гор четыре реки: Идель, Яик, Хакмар и Нугуш. Теперь у людей была безопасная вода, а Шульген с дивами остался ни с чем. До сих пор жива память о батырах там, где стоят Уральские горы в окружении рек.
Читательский дневник по эпосу «Урал-батыр»
Сюжет
В затерянном краю живет старик Янбирде («давший жизнь») с женой Янбикэ, старшим непослушным сыном Шульгеном и добрым младшим Уралом. Урал мечтает истребить Смерть, хочет счастья народу, а Шульген славы и власти себе. Урал убивает злого падишаха Катилу, берет в жены его дочь. Спасает от гибели змея Заркума, но свергает его злого отца-падишаха. Оба брата приходят к Хумай, лебедушке и дочке падишаха Самрау, но ее любовь, крылатый конь, меч и путь к роднику с водой бессмертия достаются батыру Уралу.
Шульген из зависти к брату вместе со злодеями Азракой, Заркумом и дивами воюет с ним. Злодеев убивают, а Шульгена прощают. Из родника люди не пьют: пусть бессмертны будут, как и раньше, души, и добрые дела. Шульген с дивами селится в озере и губит людей. Урал выпивает озеро, и гибнет от попавших внутрь дивов. Он завещает народу жить в радости, мире, взаимовыручке, уважая храбрость, старость и молодость. Жена Хумай хоронит его в горах Уральских. Сыновья батыра Идель, Яик, Нугуш и сын Шульгена Хакмар извлекают для людей воду из гор, их имена получают четыре реки. Память о героях жива в народе.
Отзыв
Башкирский эпос о том, что важнее всего добро и счастье народа, страны. Слова умирающего батыра подходят и современным людям: радоваться жизни, трудиться и сражаться за свою страну, народ, все делать сообща, быть за добро и мир. Бессмертие – в доброте. Эпос учит любить Родину, семью, учит мужеству, бескорыстию, великодушию, справедливости, жизни по совести, добру, дружбе, миру, единству, труду, благодарности.
- Краткое содержание
- Разные
- Эпос Урал-батыр
Эпос Урал-батыр — краткое содержание
Эпос «Урал-батыр»- это настоящее достояние всего башкирского народа. Это произведение было написано на башкирском языке, но его перевели на многие языки мира.
А в самом эпосе говорится о семье, которая жила на нетронутых землях. У Янбирде была жена Янбике, а у мне них было два сына младший Урал и старший Шульген. Младший сын был послушным и воспитанным, а старший наоборот никогда не слушался и всегда перечил отцу. Была обычная семья которое занималось охотой и рыболовством, как у них проходила жизнь не спеша.
Но однажды отец поведал своим сыновьям историю о Смерти, который может побороть только живительная вода. Тогда старик сказал парням, что обязательно нужно найти эту воду. Он дал каждому по льву и отправил их в путь.
Тогда,так как братья были очень разными, они разошлись и пошли разными дорогами. Шульген пошёл в край под названием Самрау, а Урал направился в земли Катила, который каждый год приносил в жертву людей. Урал сразу же решил покончить со смертью и поэтому вступил в бой с царством быком. У них была жестокая схватка, но Урал всё-таки выиграл её. При этом Младший сын не убил быка, а даровал ему жизнь. В знак благодарности теперь все бутики находятся на службе у человека, при этом у них загнутые рога и раздвоенные копыта. Правитель этих земель с ужасом покинул их, а Урал поженился на его дочери.
А Шульген на своём пути встретил змеиного правителя, которой был в дружбе со злыми силами. Этот правитель подчинил себе Шульгена и настроил его против младшего брата. Именно поэтому Шульнген постоянно мешал Уралу. Младший брат сражался с различными мифическими существами и выигрывал бои. На местах, на которых оставались тела этих существ, вырастали Уральские горы.
В следующей части эпоса говорится о смерти Великого Батыра, который оставил после себя предков таких же добрых и порядочных. Именно они продолжают род, занимаются хорошими делами, открывают новые реки и горы, которые теперь носят их имена.
Всё-таки Урал нашел ту самую живую воду. Но при этом он не отнес её людям,а вылил на землю. Потому что Батыр считал, что только природа может быть великой и бессмертной.Поэтому предки были очень благодарны Уралу, так как их окружала красивая и величественная природа.
Эпос «урал-батыр» очень интересный, так как в нём много ведуется о происхождении государства, о самоотверженности и преданности, о благородности и умении думать о будущем в нужный момент.
Также читают:
Рассказ Эпос Урал-батыр (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- Материнское сердце — краткое содержание рассказа Шукшина
Главный герой рассказа — Витька Борзенков. Витька – простой деревенский парень. Жил Витька с матерью в деревне. Отец Витьки погиб на фронте.
- Кладовая солнца — краткое содержание рассказа Пришвина
Сюжет, описанный в рассказе, записан со слов непосредственных участников этой удивительной, со счастливым концом истории.
- На берегах Сакраменто — краткое содержание романа Лондона
Главным героем произведения является четырнадцатилетний подросток по имени Малыш Джерри, представленный в образе рыжеволосого мальчика, имеющего голубые глаза, белую кожу, которая покрыта веснушками.
- Краткое содержание книги Этрусская ваза Мериме
Несмотря на свой статус, Огюст Сен-Клер был крайне не популярен в светском обществе. Всему виной была избирательность мужчины.
Краткое содержание Урал-батыр для читательского дневника
Янбирде – «Давший Душу» первый человек и его жена Янбике («Душа») в одиночестве жили в краю вечного лета, занимались охотой на львах, верным спутником им был сокол. Подарила им судьба двух сыновей – младшего Урала и старшего Шульгена. Шульген с детства был склонен к нарушению отцовских запретов и непослушанию.
Как-то старик рассказал мальчикам о Смерти – Улем, убивающей все живое и несущей страдания. Попалась им в силки во время охоты Белая Лебедь – дочь Самрау и Солнца. Она рассказала им про Живой Родник – Яншишмы. Дал Янбирде подросшим сыновьям львов и наказал идти к Живому Роднику, вода из которого даёт бессмертие. Урал сразу решил победить Смерть и отрубить ей голову, тем самым избавив людей от горя.
В пути они разошлись: Шульген пошёл в край Самрау, а Уралу пришлось отправиться в страну падишаха Катила, ежегодно приносящего своих людей в жертву предкам. Решил Урал победить смерть в этом крае и сразился с быком царя. У быка треснули копыта, погнулись рога, выпал клык из пасти, и с тех пор его род подчинился человеку. Катил в страхе сбежал, а Урал женился на его дочери, красавице с горящими глазами.
Шульген в своём путешествии встретил Заркума, сына змеиного падишаха. Заркум легко втёрся к нему в доверие и смог поселить в его сердце вражду к собственному брату. На стороне старшего брата с Уралом воюют разные мифические твари, но все они были повержены могучим батыром. Из тел побежденных Урал-батыром существ возникли Уральские горы.
Во второй части Урал-батыр погибает, но оставляет после себя таких же сильных и честных потомков. Именно они нашли Родник и заселили земли Урала у самих гор. Сын Идель отцовским мечом расколол гору надвое, и из него побежал родник. Так образовалась река Идель. Позже сыновья Яик, Нугуш и Хакмар своими мечами создали ещё три реки, каждая из которых и поныне носит их имена.
Башкирский эпос «Урал Батыр» по праву считается сокровищем народного творчества, содержащим в себе информацию о верованиях древних людей.
Оцените произведение:
- 3.86
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 153
Читать краткое содержание Урал-батыр. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Урал-батыр
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Домострой Сильвестра
Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.
- Краткое содержание Куприн Суламифь
В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы
- Краткое содержание Урок дочкам Крылов
У дворянина Велькарова две дочери, Фекла и Лукерья. Дочки живут в Москве у тетки. Гувернантка мадам Григри занимается их воспитанием. Девушки прогневали отца тем, что в доме у них постоянно гостят
- Краткое содержание Спеши любить Спаркс
Лэндон Картер является признанным авторитетом в школе. Известность ему придают: непокорный нрав, внешняя привлекательность и всяческие ущемления тех, кто слабее. Не удивительно, что он не обращает внимания
- Троепольский
16 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на свет появился Гавриил.. Семья была многодетной. Его отец работал в церкви. Троепольский окончил сельскохозяйственное училище в 1924 году.
- Краткое содержание Кафка Замок
Господин К., главное действующее лицо романа, оказывается прилежащей к Замку Деревне. К. утверждает, что приехал по приглашению из Замка, который нанял его в качестве землемера, и будет дожидаться своих помощников в гостинице
Кладезь информации о героической биографии башкирского народа — эпос «Урал-батыр». Краткое содержание повествования знакомит с мифологией и спектром древних воззрений, уходящих корнями в первобытно-общинный строй. Оно поднимает вопросы мудрости, любви и смерти, учит быть преданным своему краю и готовности при необходимости встать на защиту родной земли.
Содержание
- История изучения
- Основные персонажи
- Сюжет произведения
- Подвиги Урала
- Волшебный конь богатыря
- Священные символы эпоса
История изучения
Перед знакомством с кратким содержанием эпоса «Урал-батыр», следует вспомнить о том, как он был создан. Памятник башкирской словесности передавался в течение многих поколений поэтами-сказителями. Он относится к разновидности героических сказаний (кубаир), которое изложено на бумагу благодаря собирателям народного фольклора края:
Впервые сокращенное произведение было издано на башкирском языке в 1968 г. в журнале «Агидель». Полную версию опубликовали в 1972 г. в первом томе свода «Башкирское народное творчество». Существует несколько переводов текста на русский, английский, немецкий, турецкий, иврит, чувашский языки.
Исследователи пришли к выводу о том, что произведение имеет сюжетное сходство с «Эпосом о Гильгамеше». Отличие выявилось в разных идейных концепциях произведений. Уральский кубаир провозглашает величие силы духа человека. Вавилонский эпос декларирует идею о том, что все в жизни свершается по велению богов.
В Башкирии выпущено много исследований по поводу эпоса, и делается многое для его популяризации. По мотивам сказания башкирский автор Георгий Кацерик придумал сказку «Дочь солнца». Художник Рамиль Рафхатович Нагаев написал маслом картину с изображением главного героя эпоса. В Башкирском академическом театре драмы поставлен одноименный спектакль. Снят научно-популярный фильм под названием «В поисках Акбузата».
Разработан туристический маршрут, который проводит дорогами эпоса по Золотому кольцу региона. Кубаир признан одним из семи чудес Башкортостана и является кандидатом на включение в список ЮНЕСКО как шедевр устного и нематериального наследия человечества.
Основные персонажи
В основе сюжета эпоса — описание борьбы главного героя (богатыря Урал-батыра) за счастье народа. Противников у него много — силы природы, предстающие в образе драконов, змей, дивов и других враждебно настроенных персонажей. В сказании также фигурируют:
- простой народ (старик Янбриде и старуха Янбика, их дети и внуки);
- небесные божества (царь Самрау, его жены Койш и Ай, дочери — Хомай и Айхылыу);
- мифические существа (Акбузат — крылатый конь, летающий лев);
- злые силы природы.
Герои эпоса присутствуют и в других былинных произведениях — «Алпамыша», «Конгур-буга», «Заятуляк и Хыухылу». Позднее создали произведения ставшие продолжением рассматриваемого кубаира — «Бабсак и Кусэк», «Акбузат».
Сюжет произведения
Подсчитано, что 4576 эпических и 19 прозаических строк входят в книгу «Урал-батыр». Сообщение для урока литературы на тему фольклорного произведения можно составить кратко. Текст состоит из трех частей:
Сюжет эпоса в сокращении необходим для записи в читательский дневник или подготовки доклада. По мотивам произведения школьники делают рисунки карандашами, пишут сочинения, составляют характеристики персонажей.
Подвиги Урала
Краткое содержание «Урал-батыр» дополнит знакомство с героическими приключениями отважного богатыря. Свои подвиги он совершал день за днем, победив кровожадного падишаха Катилу, царя змеев Какхату. Удалось богатырю отыскать и живую воду, сразиться с предводителем дивов Арзакой. Наконец, он сошелся в бою с родным братом. И все это для того, чтобы на земле не было смерти.
Когда богатырь снес голову Арзаку Алмазным мечом, див упал так, что весь мир содрогнулся. Его огромное страшное тело рассекло водный простор и из недр земли поднялась большая гора, названная Ямантау. Это южная вершина в Башкирии. В переводе ее название означает Злая гора. Местные жители считают, что в округе Ямантау происходят странные события. Считается, что восхождение на вершину приносит беду.
Однажды коварный и злой царь Катила направил на богатыря исполинского быка. В бою бык пыхтел, наступал и старался победить. Однако Урал оказался сильнее и вогнал его по колени в землю. Победив, герой оставил противника в живых. Однако животное вышло из боя с кривыми рогами, треснувшими наполовину копытами и отсутствующим передним зубом. С тех пор все быки мира стали выглядеть также.
Последний и самый героический подвиг Урал совершил возле пещеры Шультан-Таш. В ней находятся 2 подземных озера: со стоячей водой (считается мертвым) и голубое, живое. Их питает подземная река, которая носит название по имени брата богатыря. Почему источнику дано такое название? Когда Урал сразился с Шульгеном, злодей попытался избежать смерти и нырнул в бездонное озеро, расположенное неподалеку. Урал решил выпить водоем, наполненный демонами и змеями, до дна. Однако не справился с задачей, поскольку глотал злых дивов, разорвавших изнутри его благородное сердце.
С собой у Урала была живая вода, которая могла бы его исцелить. Однако он принял решение умереть и отдал каждую каплю бесценной влаги природе, сказав, что только она достойна вечной жизни. Так он защитил родную землю, но пал в схватке с врагами простого народа. Жизнь и дело богатыря продолжили его потомки, которые старались улучшить жизнь людей. В поисках источников счастья батыры шли в далекие путешествия, рассекая горы Алмазными мечами. Там, где они проходили, разливались полноводные реки. На берегах четырех из них поселились предки башкир.
Волшебный конь богатыря
Верным другом и спутником Урала стал его конь Акбузат. На мини-картинках его изображают белоснежным, с крыльями. По легенде он дал согласие, чтобы пуститься в приключения с батыром, при этом человеку пришлось доказывать свое право быть его всадником. Если богатырь уставал, Акбузат выносил его из битвы. Когда же он набирался сил, скакун вновь мчался в бой.
По легенде конь был ослепительной красоты. Он не тонул в воде и не горел в огне. Башкиры считают, что все кони, живущие на земле, являются потомками Акбузата. Лошади помнят наказ своего предка о том, что нужно быть преданным людям. Судьба коня сложилась непросто. Шульген сумел его выкрасть и спрятал его на дне озера, где скрывался.
Периодически герои эпоса и Урал-батыр перемещались на летающих львах. Исследователи считают, что во времена, когда разворачивались события, пещерные львы могли обитать в Европе, на Урале и в Сибири. Они были крупнее современных хищников и могли совершать высокие прыжки. Возможно, поэтому древние считали их летающими.
После гибели Урала людей охватило великое горе. Чтобы увековечить память о народном герое, его похоронили на самой высокой точке. Подходя поклониться Уралу, люди приносили с собой по горстке земли. Со временем возникла большая гора, которая все росла и росла. Тело героя стало золотом и самоцветами, а кровь превратилась в нефть — масло Земли. Горы были названы в его честь — Уральскими.
Священные символы эпоса
Башкирский эпос «Улан-батыр» (так ошибочно называют «Урал-батыр» школьники) поднимает вопрос о том, что такое жизни и смерть, и какой они несут смысл. Ответ на него дается устами седого старца. Ему пришлось объяснять богатырю о том, что истинное бессмертие заключается не в физическом существовании тела, а в его нравственном самосовершенствовании. Герой выбрал путь служения людям и готов бороться со злом путем благодеяний, миротворчества.
Условной точкой отчета событий в эпосе является время, когда был создан мир. Пространство в нем делится на три мира. Верхний — космос — символизирует идеальную организацию общества. Средний — мир людей, а в нижнем обитают демонические силы.
Погибая, батыр дал людям наказ о том, как жить, чтобы не прервался человеческий род и легче решались проблемы. Он предупредил, что добро должно всегда противостоять злу. Процветание возможно там, где существует доброта, дружба и взаимопомощь. В жизни людей не должно быть места страху, ненависти и невежеству. Наказ Урала дает понимание, как жить дальше, и надежду, что род человеческий не прервется.
На уроках географии в 6 классе школьники узнают, что граница между европейским и Азиатским континентом пролегает по Уральскому хребту. Увековеченное на карте мира, имя героя старинного эпоса известно всем жителям планеты. Величественные горные вершины — безмолвный памятник отважному воину, подарившему своей земле великую историю, богатые недра и невероятно красивую природу.
Предыдущая
Краткое содержание«Мороз Иванович» — краткое содержание сказки В.И. Одоевского
Следующая
Краткое содержание«Огниво» — краткое содержание сказки Ганса Христиана Андерсена
В давние времена было затерянное «место одно», где жил старик Янбирде («давший жизнь») со старухой-женой Янбикэ и сыновьями: старшим Шульгеном и младшим Уралом. Львы возили их на себе, кречет ловил им птиц, щука – рыб. Когда отец бьет Шульгена, который напился крови вопреки запрету, Урал останавливает отца. Ведь людям надо объединиться против общего врага – Смерти.
Однажды старики добыли на охоте лебедушку. То была Хумай, дочь падишаха Самрау. Она бессмертна, так как омыта в чудесном «живом роднике». Урал пожалел птицу. Ее унесли лебеди. Старик послал сыновей вдогонку, чтобы разыскать родник и отрубить голову Смерти.
По жребию идти в страну горя падишаха Катилы выпало Шульгену. Но он отправился в страну счастья падишаха Самрау. Урал узнал, что злой толстый Катила приносит в жертву людей. Его дочь выбрала Урала женихом, но он не за тем пришел, он «рожден батыром», чтобы победить Смерть и воскресить мертвых. Урал расшвырял батыров падишаха. Одним из них вышиб дух из Катилы. Народ рад смерти злодея, а батыр берет в жены его дочь.
В пути он помог змею Заркуму, сыну дива, который подавился оленем. В благодарность Заркум обещал ему волшебную палку отца. Но во дворце на батыра напали другие змеи. Из каждой им убитой выходили батыры, что были в плену. Вместо свергнутого дива-падишаха народ избрал нового, любящего народ. За Урала выдали девушку Гулистан.
Зловредный Заркум решил использовать Шульгена, чтобы вызвать любовь лебедушки Хумай и получить у нее крылатого коня Акбузата и булатный меч. С помощью них он мечтает отомстить Уралу. Шульген завидует брату. Во дворце злого падишаха Азраки Шульгена женят на пленнице Айхылу, сестре Хумай. Когда Заркум и Шульген являются во дворец Хумай, та обоих сажает в яму. Она призывает Шульгена исправиться, научиться любить.
Урал спрашивает у нее дорогу к роднику, Хумай, видя его доброту, просит найти ее птицу-сестру. Урал привозит к ней Айхылу. Шульген, выйдя из ямы, решил убить удачливого брата. Устраивают состязание, чтобы выбрать мужа Хумай и хозяина ее коню. Шульген не смог поднять громадный камень, а Урал его закинул вдаль.
Шульген выпросил у брата волшебную палку, чтобы добыть себе славу, и ушел. Сбежал из ямы и Заркум. Хумай открыла Уралу, что брат его с «душой предателя». С того дня батыр много лет бился со злодеями Азракой, Заркумом и Шульгеном, драконами, дивами. К этой битве присоединились сыновья Урала: богатыри Идель, Яик и Нугуш с друзьями. С ними и Хакмар, сын злого Шульгена. Нугуш убил Заркума, а Хакмар чуть не убил отца, но Урал остановил его.
Урал требует, чтобы Шульген раскаялся во зле, просил прощенья у родителей, народа, снова стал достойный человек и батыр, и помог стране. Ведь «людей победить злою силою нельзя». Шульген, боясь смерти, сделал вид, что раскаялся. А Урал с народом хотел уже напиться воды из живого родника. Но один старик остановил его. Он сам из тех, кто пил эту воду, и теперь не рад, что Смерть не берет его. Теперь, после победы над злом, пусть люди, как цветы, живут свой срок, их души отлетают, а земля украшается добром. Только добро вечно и бессмертно. Урал признал его правоту. Вода досталась цветущей природе.
А злодей Шульген собрал остатки дивов и змей, и стали они у озера губить людей по одному, ведь Смерть осталась в мире. Тогда Урал выпил озеро. Дивы, попавшие внутрь тела батыра, впились в его сердце, и он, умирая, сказал народу, чтобы тот радовался жизни, уважал старость, но слушал и молодых, и был на стороне добра и мира. Горюющая Хумай погребла его в горе, которая с той поры носит имя Урала. Сыновья Урала извели из гор четыре реки: Идель, Яик, Хакмар и Нугуш. Теперь у людей была безопасная вода, а Шульген с дивами остался ни с чем. До сих пор жива память о батырах там, где стоят Уральские горы в окружении рек.
Читательский дневник по эпосу «Урал-батыр»
Сюжет
В затерянном краю живет старик Янбирде («давший жизнь») с женой Янбикэ, старшим непослушным сыном Шульгеном и добрым младшим Уралом. Урал мечтает истребить Смерть, хочет счастья народу, а Шульген славы и власти себе. Урал убивает злого падишаха Катилу, берет в жены его дочь. Спасает от гибели змея Заркума, но свергает его злого отца-падишаха. Оба брата приходят к Хумай, лебедушке и дочке падишаха Самрау, но ее любовь, крылатый конь, меч и путь к роднику с водой бессмертия достаются батыру Уралу.
Шульген из зависти к брату вместе со злодеями Азракой, Заркумом и дивами воюет с ним. Злодеев убивают, а Шульгена прощают. Из родника люди не пьют: пусть бессмертны будут, как и раньше, души, и добрые дела. Шульген с дивами селится в озере и губит людей. Урал выпивает озеро, и гибнет от попавших внутрь дивов. Он завещает народу жить в радости, мире, взаимовыручке, уважая храбрость, старость и молодость. Жена Хумай хоронит его в горах Уральских. Сыновья батыра Идель, Яик, Нугуш и сын Шульгена Хакмар извлекают для людей воду из гор, их имена получают четыре реки. Память о героях жива в народе.
Отзыв
Башкирский эпос о том, что важнее всего добро и счастье народа, страны. Слова умирающего батыра подходят и современным людям: радоваться жизни, трудиться и сражаться за свою страну, народ, все делать сообща, быть за добро и мир. Бессмертие – в доброте. Эпос учит любить Родину, семью, учит мужеству, бескорыстию, великодушию, справедливости, жизни по совести, добру, дружбе, миру, единству, труду, благодарности.