Краткое содержание сказки вершки и корешки

Русская народная сказка сказка «Мужик и медведь» (Вершки и корешки)

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки «Мужик и медведь» и их характеристика

  1. Мужик. Честный, работящий, хитрый, веселый, выдумщик.
  2. Медведь. Простой, жадный, ленивый, глупый.

План пересказа сказки «Мужик и медведь»

  1. Посев репы
  2. Угрозы Медведя
  3. Договор
  4. Дележ урожая
  5. Медведь обманут
  6. Новый договор
  7. Сбор урожая
  8. Невкусные корешки.
  9. Разрыв отношений.

Кратчайшее содержание сказки «Мужик и медведь» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Пошел мужик в лес, репу сеять
  2. Налетел Медведь, долю требует
  3. Поспела репа, мужик медведю вершки отдал, себе корешки взял
  4. Попробовал Медведь вершок, понял, что его обманули
  5. Посеял Мужик рожь, обещал корешки Медведю отдать
  6. Попробовал Медведь корешки, вконец обиделся.

Главная мысль сказки «Мужик и медведь»
Хочешь хорошо жить и сладкое есть — работай, а даром тебе никто ничего вкусного не отдаст.

Чему учит сказка «Мужик и медведь»
Сказка учит трудолюбию, умению хорошо работать. Учит отстаивать свое добро, свое имущество от нахлебников и дармоедов. Учит проявлять смекалку, учит хитрости.

Отзыв на сказку «Мужик и медведь»
Мне понравилась эта простая и вместе с тем веселая история. Умный мужик обманул медведя, который надеялся на свою силу, а сам работать не хотел. Вот и получал по заслугам то ботву от репы, то корешки от ржи. Не хотел трудиться, нечего и кушать стало.

Пословицы к сказке «Мужик и медведь»
Кто не работает, тот не ест.
На чужой каравай рта не разевай.
Сила есть, ума не надо.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Что потрудился, то и поел.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мужик и медведь»
Приехал Мужик в лес и стал репу сажать. Вдруг из леса Медведь выходит. Хочет Мужика поломать, да сожрать. А Мужик  просит не ломать его, предлагает вместе репу садить. Обещает половину урожая отдать. Себе хочет корешки взять, а Медведю вершки предлагает.
Согласился на это Медведь, ушел в лес.
Хорошая репа уродилась. Приехал Мужик репу убирать, Медведь тут как тут. Свою долю требует. Отдал ему Мужик вершки, нагрузил телегу, в город поехал. Хочет репу продать, телефон новый купить.
А Медведь попробовал вершки, разревелся. Догоняет Мужика, просит корешок попробовать. Жует репку, сладко ему. Понял Медведь, что обманул Мужик его, обиделся.
На следующее лето Мужик решил рожь возле леса посеять. Опять Медведь идет, свою долю требует. Только умный Медведь стал, не хочет вершки брать. Согласился Мужик ему корешки отдать, а себе вершки взять. На том и порешили.
Созрела рожь. Поделил Мужик урожай — себе колосья, Медведю — корешки.
Приехал домой, смолол зерно, хлеб испек с пирогами. А Медведь поел корешки, не понравилось. Обиделся он на Мужика и больше с ним дел не имел.

Вершки и корешки — иллюстрация Вершки и корешки — русская народная сказка, расскажет детям, про то, как мужик два раза обхитрил медведя. Сказку можно слушать онлайн, читать полностью или краткое содержание бесплатно. Текст сказки удобно скачать в формате PDF или DOC и распечатать. Сказка иллюстрирована весёлыми картинками, которые можно рассматривать вместе с детьми.
Краткое содержание сказки «Вершки и корешки» для читательского дневника: Мужик подружился с медведем и предложил вместе сеять репу. Уговор мужика был таков, медведю достаются вершки, а ему корешки. Когда собрали урожай, медведю достались листья, а мужику спелые плоды. На следующий год стали сеять пшеницу, только на этот раз договорились, что будет наоборот, мужику вершки, а медведю корешки. Собрали урожай. Мужик из пшеницы намолол муки и напёк пирогов, а медведь снова остался ни с чем. С тех пор, медведь с мужиком перестал дружить.
Главные герои сказки «Вершки и корешки»: Мужик – смекалистый, хитрый, работящий, хорошо разбирается в земледелии. Медведь – глуповатый, доверчивый, не разбирается в том деле, на которое пошёл.
Главная мысль сказки «Вершки и корешки»: Не стоит лезть туда, в чём ничего не понимаешь. Все может быть намного глубже и требовать определённых знаний. В каком-то деле может быть выгодным положение «вершки», а в другом «корешки».
Чему учит сказка «Вершки и корешки»: Хитрости, смекалке, осторожности, предусмотрительности.
Аудиосказка «Вершки и корешки» понравиться детям любого возраста. Её можно слушать онлайн или скачать в формате MP3 бесплатно. Прослушайте сказку и помогите малышу понять глубокую суть произведения, а так же характер и поступки героев.

Вершки и корешки слушать

Нравится0

Не нравится0

+31 45

Вершки и корешки читать

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

— Я возьму себе корешки, а тебе, Мишка, достанутся вершки.

Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай.

Отдал мужик медведю всю ботву. А себе репу взял.

Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.

На другой год говорит мужик медведю:

— Давай, Миша, опять вместе сеять.

— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.

— Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась.

Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем.

Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

(Илл. В. Чижикова)

Нашли ошибку? Есть пожелания? Жми!

Прочитано 7 756 раз(а) В избранное

Ещё сказки

Краткое содержание сказки «Мужик и медведь»

Как-то медведь захотел помочь мужику с посадкой, но не просто так. За помощь медведь потребовал вершки от растений, а мужику должны были достаться корешки. Медведь надеялся, что таким уговором провел мужика, но не тут-то было. Оказывается, они сажали репу. Соответственно, съедобная репа ушла к мужику, а невкусная ботва — медведю. Конечно же, такие условия ему не понравились, поэтому в следующий раз он изменил условия.

Теперь уже корешки должны были достаться медведю, а вершки — мужику. Медведь радовался, ведь теперь-то он получит свое, а мужик останется ни с чем. Вот только сажали в этот раз они пшеницу. Соответственно, мужичина получил полезную часть, а бесполезные корни достались медведю. Разозлился зверь и ушел ни с чем. Больше он не предлагал мужику совместную работу.

На этом сказка и заканчивается, оставляя читателя со своими мыслями. Напрямую суть и значение сказки не обозначается, увидеть их — задача читателя.

Смысл сказки «Мужик и медведь»

Сказка учит нас не связываться с обманщиками. Интересно, что положительного образа в сказке нет: и мужик, и медведь по-своему отрицательны. Разберемся почему.

Мужик представлен здесь как обманщик. Он не олицетворяет образ положительного хитреца, борющегося со злом, он и является этим злом. Своим обманом он обводит вокруг пальца бедного медведя. Его можно было бы понять, если бы медведь просто так требовал часть из урожая, но ведь зверь работал наравне с мужиком! Выходит, крестьянин просто-напросто обманул косолапого, чем показал отвратительный пример. А ведь честность в те времена была превыше всего!

Медведь же олицетворяет образ дурачка, которого очень легко обмануть. Вот только не его порок, ведь косолапый работал вместе с мужиком. Он не пытался отобрать урожай или украсть его — он принял участие в сделке, которая вовсе не соответствовала желаниям медведя. Его просто обманули. Поэтому сказка учит думать своей головой и не попадаться на различные уловки обманщиков, коих в нашем мире, к сожалению, очень-очень много.

Но у медведя есть еще один «грех» — называется он азарт. После первого обмана животное не смогло справиться с эмоциями, поэтому захотело отомстить хитрому мужику. В планах медведя было получить всю съедобную часть следующего урожая. Но, как мы знаем из сказки, мужик и тут обманул медведя. Но в данном случае медведь виноват сам, ведь он мог отказаться от сотрудничества еще после первого раза. Вот только жажда возмездия переполнила его сердца и не дала хорошо подумать. В итоге, медведь получил еще одну несъедобную часть урожая. Только сейчас не стоит жалеть зверя, ведь он получил по заслугам. Сама жизнь показала ему, что нельзя связываться с мошенниками. Этот урок он теперь запомнит надолго.

Обязательно усвойте эту сказку и расскажите ее вашим детям или маленьким братьям и сестрам. Смысл этого произведения сохраняет актуальность даже сейчас, ведь всегда вокруг нас будут обманщики в виде мужиков и наивные глупцы в виде медведя. К тому же, сказка покажет вред азарта, который не должен блокировать здоровое мышление.

Ход занятия:

-Послушайте загадку:

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

— Про кого эта загадка? (Слайд№2)

Почему вы так решили?

— А какие вы знаете сказки, в которых персонажем является медведь?

— Скажите, а кто написал эти сказки? (народ)

-А раз их написал народ, то они какие? (народные)

Теперь давайте посмотрим, все ли вы назвали сказки.

(Просматриваются слайды №№3-6, на слайде № 7 изображена сказка «Мужик и медведь)

А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

Чтение сказки с последующим обсуждением.

— Что посеял мужик?

— Кто вышел к мужику из леса?

— Что предложил мужик медведю?

— Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы?

— Почему рассердился медведь на мужика?

— Что посеял на следующий год мужик?

— Как поступил медведь?

— Понравились ли медведю корешки?

— Кто выиграл в этот раз? Почему?

— Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

— У разных овощей бывают съедобными разные части:

корешки- это те части, которые где растут? (в земле);

вершки – те части, которые растут? (над землей)

-Давайте поможем медведю правильно выбрать съедобную часть. (Слайды №№8-12)

— А вы знаете, есть овощ, у которого съедобные и корешки, и вершки. Может кто-то знает, что это за овощ?

-Слушаем загадку про этот овощ:

Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук) (Слайд№ 13)

Игра «Что сначала, что потом?».

-Сначала была осень, а потом лето?

-Сначала сажают семена, а потом убирают урожай?

-Сначала мужик посадил рожь, а потом репу?

-Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки?

-Сначала мелют муку, а потом собирают колосья?

-Сначала репу едят, а потом её моют?

— Вспомните, что выбирал медведь каждый раз в сказке, съедобные или несъедобные части растений?

— А что бы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? Почему? (корешки-сладкие, вершки-горькие листочки)

Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернемся по дорожке.

(Н. Нищева) Шаги на месте.

Повторное чтение с установкой на пересказ.

Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например, медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

Сегодня и мы с вами посеем семена репки, чтобы вырастить ее. Каждому из вас я предлагаю занять места за столами. Начинаем рыхлить землю грабельками, потом делаем ямочки палочкой в глубину до указанной на ней отметки 1, поливаем, затем мы кладём одно семечко в ямочку, слегка засыпаем землёй и поливаем водой.

(посадка семян репки)

— Теперь, чтобы репка выросла, скажем волшебные слова:

Репка – Репонька

Расти крепонька

Не мала, не велика

До мышиного хвоста,

Да! (и топнуть ногой)

Итог занятия.

— Молодцы ребята, отлично мы справились. Ящики я уберу на подоконники, чтобы на них светило солнышко с улицы в окошко, а мы будем за репкой ухаживать и наблюдать за всходами, и ваша репка обязательно вырастет, и мы с вами будем кушать вкусный и полезный овощ.

— Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

— Кто главные герои?

— О каком овоще говорилось в сказке?

Спасибо вам ребята!

  • Краткое содержание сказки васюткино озеро
  • Краткое содержание сказки василиса прекрасная для читательского дневника
  • Краткое содержание сказки васек трубачев и его товарищи
  • Краткое содержание сказки в стране вечных каникул
  • Краткое содержание сказки буратино для 3 класса