Краткое содержание сказок салтыкова щедрина

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Дневник провинциала в Петербурге
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Запутанное дело
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Обманщик-газетчик и легковерный читатель
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Путём-дорогою
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Смерть Пазухина
  • Современная идиллия
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле, направил по верному пути Булгакова, Зощенко и Чехова.

Начал писать Салтыков-Щедрин еще в юном возрасте. Первое произведение было написано им  в возрасте шести лет и на французском языке. А первая публикация датирована мартом одна тысяча восемьсот сорок первого года.

Переехав в Петербург, писатель стал много времени уделять созданию рецензий для «Современника», в этом же издании он опубликовал повести: «Противоречия» и «Запутанное дело». Результатом этих публикаций стала немедленная ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку. Так лично распорядился сам Николай I. В Вятском «плену» писатель пробыл около восьми лет. Он смог построить завидную карьеру, между делом успел ознакомиться с системой бюрократии, жизненным укладом помещиков и крепостных. В дальнейшем все это найдет отражение в его произведениях.

Только после смерти царя Салтыкову-Щедрину было позволено возвратиться в Петербург, где он начал работать над «Губернскими очерками», которые принесли писателю неслыханную популярность. Находясь на государственной службе, Салтыков успевал публиковаться в нескольких изданиях. Позже он вышел в отставку и продолжил литературное творчество. За один год работы с «Современником» он напечатал шестьдесят восемь произведений, в число которых вошли первые его повести из серии «Помпадуры и помпадурши» и роман с сатирической ноткой «История одного города». Возникшие материальные проблемы заставили Салтыкова выйти снова на службу. Далее были два года тяжелого творческого кризиса.

Выйдя в отставку окончательно, он был назначен ответственным редактором журнала «Отечественные записки», в котором и продолжил свои публикации. Писатель смог сформировать свой личный, присущий только ему стиль писателя. Он обходил строгую цензуру благодаря задействованию иносказаний. В своих произведениях Салтыков-Щедрин сатирически отразил картину современной России, высмеял пороки общества и описал во всех подробностях типичную бюрократию и реакционеров.

Образовака
Краткие содержания

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

Фильтры

По школьной программе:

  • Все
  • 4 класс(36)
  • 5 класс(61)
  • 6 класс(84)
  • 7 класс(89)
  • 8 класс(72)
  • 9 класс(63)
  • 10 класс(85)
  • 11 класс(89)

По авторам:

  • Все
  • Чехов(30)
  • Пушкин(28)
  • Тургенев(21)
  • Толстой(21)
  • Гоголь(19)
  • Бунин(17)
  • Салтыков
  • Лермонтов(11)
  • Куприн(11)
  • Андерсен(11)
  • Показать всех

Краткое содержание «История одного города»

17 минут

История одного города

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Дикий помещик»

5 минут

Дикий помещик

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Премудрый пескарь»

4 минут

Премудрый пескарь

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Господа Головлевы»

11 минут

Господа Головлевы

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Карась-идеалист»

4 минут

Карась-идеалист

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Как мужик двух генералов прокормил»

5 минут

Как мужик двух генералов прокормил

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Медведь на воеводстве»

4 минут

Медведь на воеводстве

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Орел-меценат»

4 минут

Орел-меценат

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Вяленая вобла»

5 минут

Вяленая вобла

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Самоотверженный заяц»

5 минут

Самоотверженный заяц

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Коняга»

4 минут

Коняга

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Пропала совесть»

7 минут

Пропала совесть

Михаил Салтыков-Щедрин

Краткое содержание «Богатырь»

3 минут

Богатырь

Михаил Салтыков-Щедрин

Алгебра

7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

Английский язык

5
6
7
8
9

Тесты Вопросы

Биология

5
6
7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

Всеобщая история

5
6
7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

География

5
6
7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

Геометрия

7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

Информатика

5
6
7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

История России

6
7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

Математика

2
3
4
5
6

Тесты Вопросы

Обществознание

5
6
7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

Окружающий мир

1
2
3
4

Тесты Вопросы

Русский язык

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Словари и справочники

Словарь ударений
Орфографические трудности
Морфологический разбор слов
Фонетический разбор слов
Корень слова
Проверочное слово
Как выделить запятыми

Тесты Вопросы

Химия

8
9
10
11

Тесты Вопросы

Физика

7
8
9
10
11

Тесты Вопросы

Литература

5
6
7
8
9
10
11

Биографии
Краткие содержания
Анализ стихотворений
Сочинения
Анализ произведений
Библиотека
Самые краткие содержания
Читательский дневник

Тесты Вопросы

Чтение

1
2
3
4

Тесты Вопросы

закрыть

Код ученика

Онлайн-баттл

Презентации

Учителям

Команда

О проекте

Контакты

Образовака

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина. Краткий пересказ

  

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина. Краткий пересказ

Список произведений

Баран-непомнящий
Бедный волк
Богатырь
Верный Трезор
Ворон-челобитчик
Вяленая вобла
Господа Головлёвы
Деревенский пожар
Дикий помещик
Добродетели и Пороки
Дурак
Здравомысленный заяц
Игрушечного дела людишки
История одного города
Карась-идеалист
Кисель
Коняга
Либерал
Медведь на воеводстве
Недреманное око
О корени происхождения Глуповцев
Орёл-меценат
Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
Помпадуры и помпадурши
Пошехонская старина
Премудрый пескарь
Пропала совесть
Рождественская сказка
Самоотверженный заяц
Гиена
Соседи
Христова ночь
Чижиково горе

Читать полный текст сказок Салтыкова-Щедрина
Произведения других авторов кратко

Краткая биография Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин был рожден в Тверской губернии в 1826 году. В возрасте 10 лет он начал обучение в Московском дворянском институте. Показав себя как отличного ученика, вскоре получил перевод в Царскосельский лицей.
В 19 лет Михаил поступил на военную службу, в канцелярию. В это время впервые начали публиковаться его произведения.
Был выслан на Вятку в 1848 году, поскольку его образ мыслей был многими не принят. Там он работал в должности старшего чиновника при губернаторе, а затем стал советником правления губернатора.

Только в 1856 году его ограничение на проживание было отменено. В это время Михаил возвратился в Петербург. Там он начал снова заниматься писательской деятельностью. Кроме этого, писатель работал в Министерстве внутренних дел и принимал участие в реформировании. В 1858 году Салтыков-Щедрин стал вице-губернатором в Рязани, а после – в Твери. В 36 лет он ушел в отставку, снова вернулся в Петербург и стал работать редактором журнала «Современник».
В течении нескольких лет он пытался вернуться на государственную службу, но попытки были неудачными.
Почти до самой смерти Михаил работал в журнале «Отечественные записки», сначала один из редакторов, а потом ответственным редактором журнала. В это время он создает свое известное произведение – «История одного города».
В 1889 году Михаил Евграфович ушел из жизни.

Читать полный текст сказок Салтыкова-Щедрина
Произведения других авторов кратко
   

1886
Краткое содержание цикла
Читается за 7 минут, оригинал — 8 ч

Содержание

  • Очень кратко
  • Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
  • Пропала совесть
  • Дикий помещик
  • Премудрый пискарь
  • Самоотверженный заяц
  • Бедный волк
  • Добродетели и Пороки
  • Медведь на воеводстве
  • Обманщик-газетчик и легковерный читатель
  • Вяленая вобла
  • Орёл-меценат
  • Карась-идеалист
  • Игрушечного дела людишки
  • Чижиково горе
  • Верный Трезор
  • Недреманное око
  • Дурак
  • Соседи
  • Здравомысленный заяц
  • Либерал
  • Баран-непомнящий
  • Коняга
  • Кисель
  • Праздный разговор
  • Деревенский пожар
  • Путём-дорогою
  • Богатырь
  • Гиена
  • Приключение с Крамоль­никовым
  • Христова ночь
  • Ворон-челобитчик
  • Рождественская сказка

Очень кратко

В сатирических сказках иносказательно описываются человеческие пороки, высмеивается власть, либеральная интеллигенция, чиновники и помещики, затрагиваются этические проблемы и беды простого народа.

Салтыков-Щедрин писал сказки с 1869 по 1886 год, но из-за цензуры часть из них была опубликована только после его смерти. Здесь сказки приведены в порядке их публикации.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Кратко Подробный пересказ

Глупые беспомощные генералы попадают на необитаемый остров, но и там умудряются найти мужика и заставляют его служить им. Тот покорно добывает им еды, строит корабль и отвозит их назад в Петербург.

Пропала совесть

Кратко Подробный пересказ

Совесть превращается в грязную тряпку, и каждый желает от неё избавиться. Поскитавшись по свету, совесть находит пристанище в чистом сердце ребёнка. Она вырастет вместе с ним и будет управлять миром.

Дикий помещик

Кратко Подробный пересказ

Глупый помещик избавляется от мужиков. На базаре исчезает еда, в казне кончаются деньги, а сам он дичает. Всё приходит в норму, когда в поместье снова появляются мужики.

Премудрый пискарь

Кратко Подробный пересказ

Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не поймают. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни дружбы, ни любви, а все вокруг считают его дураком.

Самоотверженный заяц

Кратко Подробный пересказ

Волк ловит зайца и решает съесть, но потом отпускает попрощаться с невестой, оставив в заложниках заячьего друга. Вместо того чтобы сбежать, заяц покорно возвращается в волчий плен.

Бедный волк

Кратко Подробный пересказ

Всю жизнь волк убивает и разбойничает, чтобы добыть еду себе и своей семье. К старости он понимает, что убивать — плохо, но иначе жить не может, поэтому решает покончить с жизнью, сдавшись охотникам.

Добродетели и Пороки

Добродетелям и Порокам надоедает враждовать. Они решают примириться, посредником становится Лицемерие — дочь Добродетели и Порока. Вскоре под её воздействием Добродетели сравниваются с Пороками.

Медведь на воеводстве

Кратко Подробный пересказ

Трёх медведей по очереди назначают воеводами леса. Два первых делают ставку на кровопролитие и проигрывают. Последний не вмешивается в жизнь леса и заслуживает похвалу правителя.

Обманщик-газетчик и легковерный читатель

Газетчик обманывает читателя и наживается на мрачном вранье. Когда читателю объясняют, что он живёт во лжи, газетчик начинает писать прекрасную правду, которая имеет ту же цену, что и ложь.

Вяленая вобла

Кратко Подробный пересказ

Вяленая вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникает во все сферы человеческой жизни и внушает людям свою философию, затем становится либералкой и обедом рьяного клеветника.

Орёл-меценат

Кратко Подробный пересказ

Собрав дворню, орёл учреждает науки и искусства, но просвещение не идёт ему на пользу. Орёл остаётся невежественным, кровожадным самодуром, а помощники — ворами и интриганами.

Карась-идеалист

Кратко Подробный пересказ

Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.

Игрушечного дела людишки

Рассказчик знакомится с мастером, механические куклы которого разыгрывают отврати­тельные и порочные спектакли. Рассказчик шокирован увиденным и рад, что люди не всегда похожи на этих кукол.

Чижиково горе

Богатый и немолодой чижик женится на хорошенькой канарейке-вертихвостке. Вскоре жена улетает от него, чижик ждёт её целый год. Канарейка возвращается, и супруги живут в одном гнезде как чужие.

Верный Трезор

Кратко Подробный пересказ

Пёс верно служит хозяину всю жизнь, охраняет его семью и имущество. Наконец, состарившемуся на службе псу находят замену, после чего хозяин приказывает его утопить и быстро забывает о нём.

Недреманное око

Кратко Подробный пересказ

Одним глазом Прокурор видит несуществующие преступления, а другим не видит настоящих преступников. С рождения ему обещана должность в сенате, но времена меняются, и Прокурор остаётся без должности.

Дурак

Кратко Подробный пересказ

У умных родителей рождается сын дурак, живущий не по законам, а по велению сердца. Родители пытаются сделать сына таким, как все, но его не меняют даже скитания, он остаётся дураком навсегда.

Соседи

Кратко Подробный пересказ

Богач пытается помочь бедняку разбогатеть, но у него ничего не выходит. Наконец, богач обращается к мудрецу и узнаёт, что бедняк беден потому, что так в плане записано, и изменить это невозможно.

Здравомысленный заяц

Заяц считает, что судьба зайцев — быть съеденными, для того они и существуют. Встретив лисицу, он покоряется судьбе, хотя ему и выпадает шанс сбежать. Лисица долго играет с зайцем и съедает его.

Либерал

Кратко Подробный пересказ

Либерал мечтает претворить свои идеалы в жизнь и просит совета у сведущих людей. Те заставляют либерала идти на уступки, пока его высокие идеалы не увязают в грязи подлости.

Баран-непомнящий

Баран, купленный для улучшения породы, видит дивный сон, но забывает, о чём он. Баран начинает тосковать и забывает о своих обязанностях, пытаясь вспомнить, что ему приснилось, а вспомнив, умирает.

Коняга

Кратко Подробный пересказ

Коняге, в отличие от брата, приходится трудиться в тяжёлых условиях. Брат же только удивляется живучести Коняги — ничем его не проймёшь.

Кисель

Кратко Подробный пересказ

Кухарка варит для господ кисель. Сначала он всем нравится, но потом господа отказываются от киселя и уезжают. Кисель съедает свинья. Всё прогуляв, господа возвращаются и видят, что кисель закончился.

Праздный разговор

Губернатор считает, что его должность никому не нужна — чем меньше начальство лезет в дела мужиков, тем лучше они живут. Однако от жалования губернатор не отказывается, называя его «воздаянием».

Деревенский пожар

Сгорает деревня, у вдовы погибает сын. Погружённая в горе, она отказывается от денег барыни, помогающей погорельцам. Деревню отстраивают, но вдова не может забыть о погибшем сыне и уходит.

Путём-дорогою

Двое крестьян работают в городе. По дороге домой они жалуются друг другу на тяжёлую жизнь, голод, большие налоги. Один мечтает отыскать Правду, но другой считает, что Правды на свете уже нет.

Богатырь

Кратко Подробный пересказ

Баба-яга родила и воспитала сильного богатыря, но вместо помощи людям он тысячу лет проспал в дупле.

Гиена

Гиена — хитрое и злобное животное, на которое похожи некоторые люди. Иногда кажется, что «гиенские» черты характера вытеснили человеческие, но рассказчик надеется, что «человеческое» всё же победит.

Приключение с Крамоль­никовым

Писатель, протестующий против несправед­ливости, попадает в немилость, перестаёт писать и внезапно понимает, что его работа была бесполезна, ведь она ничего не изменила в жизни людей.

Христова ночь

Кратко Подробный пересказ

Воскресший Господь награждает несчастных, судит грешников и показывает им путь к спасению. Прощения не заслуживает только предатель — он осуждён вечно скитаться по земле, презираемый всеми.

Ворон-челобитчик

Кратко Подробный пересказ

Старый ворон, спасая свой род, истребляемый людьми и хищниками, ищет правды у начальства и доходит до коршуна. Тот объясняет, что время его правды ещё не пришло, но в будущем она всех объединит.

Рождественская сказка

Кратко Подробный пересказ

Услышав проповедь о Правде, впечатли­тельный мальчик обнаруживает, что слова проповеди не соответствуют тому, что происходит в реальной жизни, и умирает, не выдержав этого несоответствия.

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона

Следующая

ПересказыКраткое содержание «Карася-идеалиста» Салтыкова-Щедрина

Краткое содержание рассказов Салтыкова-Щедрина

Баран-непомнящий

Сейчас уже никто не помнит, были ли когда-нибудь бараны вольными животными. Бараны во все времена служили человеку. Люди выводили разные породы рогатых животных. Одни шли на мясо Читать далее

Бедный волк

Волк — самый страшный хищник в лесу. Он не щадит ни зайцев, ни овец. Он в состояние убить весь скот у обычного мужика и оставить его семью голодать. Но и мужик, разозлившийся волка без наказания, не оставит. Читать далее

Богатырь

В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную. Читать далее

Верный Трезор

Трезор находился на сторожевой службе у купца Воротилова Никанора Семеновича. Верно, службу нес Трезор, с поста охраны никуда не отлучался. Читать далее

Ворон-челобитчик

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по — другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум. Читать далее

Вяленая вобла

Вяленая вобла – это произведение Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина, русского писателя с великим сатирическим талантом. Читать далее

Гиена

Рассказ — поучение «Гиена» — это рассуждение о том, как некоторые люди схожи с гиенами. Читать далее

Господа Головлевы

Автор в своем произведении показал, к какому исходу приводит «головлевщина». Несмотря на трагичность развязки романа, Салтыков-Щедрин дает понять, что в самом опустившемся, лживом и выжившем из ума человеке возможно пробуждение совести. Читать далее

Деревенский пожар

Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар. Читать далее

Дикий помещик

В рассказе говорится о зажиточном помещике. Больше всего на свете его печалили простые мужики. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье Читать далее

Дурак

В стародавние времена произошла эта история. Жили на свете муж с женой, они были довольно умны, а родился у них сын – дурак. Родители спорили, в кого же он такой уродился, и назвали младенца Иванушкой. Читать далее

История одного города

За столетнюю историю сменилось 22 градоначальника. И обо всех архивариусы, составлявшие летопись, писали правдиво. Город торговал квасом, печенкой и вареными яйцами. Читать далее

Карась идеалист

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Читать далее

Кисель

Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо Читать далее

Коняга

Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга Читать далее

Либерал

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг. Читать далее

Медведь на воеводстве

Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство. Читать далее

Орел-меценат

В этом произведении власть в лесах-полях захватывает Орёл. Понятно, что он не лев, даже не медведь, что орлы обычно живут разбоем… Но этот Орёл решил другим пример дать, пожить как помещик. Читать далее

Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил

В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены Читать далее

Премудрый пескарь

Премудрый пескарь прожил всю жизнь в норе, что выстроил сам. Боялся за жизнь свою, и считал себя премудрым. Помнил о рассказах отца и матери об опасностях. Читать далее

Пропала совесть

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге Читать далее

Рождественская сказка

На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации. Читать далее

Самоотверженный заяц

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. Читать далее

Соседи

В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми. Читать далее

Об авторе

Детство Салтыкова-Щедрина прошло не весело, так как мать, рано выйдя замуж, превратилась в жестокую воспитательницу шестерых детей, последним из которых был Михаил. Однако благодаря этой  строгости ему удалось выучить несколько языков и, получив хорошее образование в доме поступить в институт. Именно благодаря этому учебному заведение он  при окончании получил государственный чин, а также в последующем работал журналистом, далее  редактором.

Не смотря на все старания родителей сделать из него элиту общества, Салтыков не поддавался этому и вырос сквернословящим и бесшабашным парнем. Однако в учебе он преуспевал, за что получил звание секретаря колледжа, затем повысился до советника, что не скажешь о стихах, которые писались вольнодумно.

Свои сочинения писатель продолжил в канцелярии военного ведомства, в повестях которых поднимал вопросы революции, после чего попадает в ссылку.

Михаил был писателем сатиры, умеющий умело выражаться эзоповым языком, произведения которого все еще актуальны своим содержанием.

После ссылки в Вятку с чудом возвращается в Петербург и становится чиновником внутренних дел, не останавливаясь в творчестве, пишет рассказы «Губернские очерки», которые стали основой в интенсивном развитии литературы в Руси.

Хорошо зная, чиновных особ и представителей он создавал образы, в которых описывал характеры и моральные качества дворян с сопоставлением с бродягами. К примеру «История одного города» был написан на высоком уровне, полный сатиры и гротеска, приводящие факты того времени.

В сказке «Премудрый пискарь» повествующий о рыбке характеризует взяточников, карьеристов и глупцов, за которыми тянутся толпы людей бессмысленно идущие за ними и их поступками.

«Дикий помещик» опять таки рассказывает о цинизме, где сравнение происходит уже с простым трудящимся народом.

Салтыкова-Щедрина очень интересно читать и детям и взрослым.

Салтыков-Щедрин пересказы читать онлайн

В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные «сказочные» сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

Список такой:

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869).
  • «Дикий помещик» (1869).
  • «Премудрый пискарь» (1883).

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на необитаемый остров. Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями.

Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача — его найти и заставить работать. Сказано – сделано.

Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к родным пенатам.

Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Идейное содержание

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей.

Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю.

Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким.

Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда.

Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо.

Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание.

Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Идейное содержание сказки

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

«Премудрый пискарь» (1883)

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо. Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия. Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его линия судьбы была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия. Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники).

И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески.

Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне поля зрения школьной программы.

Источник: https://autogear.ru/article/186/123/kratkoe-soderjanie-saltyikov-schedrin-skazki-god-sozdaniya-ideynoe-soderjanie/

Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина»

  • Урок 4.
  • Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина»
  • Ход урока
  • I. Работа с опорной схемой, отображённой на доске

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

Пояснения к опорной схеме.

1869, 1880–1886 гг. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, остальные – на протяжении 1880–1886 годов. Создавались в эпоху реакции. Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок.

«Для детей изрядного возраста»: дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении. Задача: форма сказки отвечала задачам писателя. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов.

Особенности: писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудрённого горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

Фантастика – форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Сказка «Дикий помещик». Излагаются события реальной действительности, показаны традиционные отношения барина и мужиков. С одной стороны – помещик-паразит (паразитизм помещика), с другой – труженики, кормильцы страны и в то же время – мученики.

Сказка «Премудрый пескарь». Остро поставлен вопрос о смысле бытия, о назначении человека. Герой сказки «перемудрил», посвятил свою жизнь только самому себе. Нравственные и общественные идеалы, с точки зрения которых обличается пескариное прозябание, были бесконечно дороги Щедрину. Поэтому с горькой усмешкой заставляет он «мудреца» этого понять бессмысленность прожитой жизни.

Значение сказок. Сказки – итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и понять, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…

то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…».

Сказки направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие – других, лишающего человека нравственных начал.

II. Задания к сказке «Премудрый пескарь»

  1. Прочитайте стихотворение А. Прокофьева «Премудрый карасик». С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь»?

  1. Плывёшь, премудрый мой карасик?
  2. Плыви, коль плыть тебе дано.
  3. В подготовительном ты классе
  4. Сидишь, дружок, давным-давно.
  5. Который год?
  6. Чуть-чуть не классик,
  7. А всё сидишь, как на мели.
  8. Плыви, плыви, злодей-карасик,
  9. Чуть плавниками шевеля!
  10. Опять лениво заметался,
  11. И что ты там ни говори,
  12. Опять воды ты наглотался,
  13. Везде пускаешь пузыри.
  14. Потом лежишь в унылом тлене,
  15. По-прежнему угрюм и зол,
  16. И вдруг узнал я, что от лени,
  17. Ты на кроссворды перешёл.
  18. Прошу тебя, карасик милый,
  19. Ты не суди и не судачь,
  20. Опять прудок твой запрудило,
  21. А ты не плачь,
  22. А ты не плачь!
  23. И протолкни скорей беседу,
  24. И если хочешь повтори —
  25. О встрече с бабкой или дедом,
  26. Чтоб веселились пескари!
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворение А. Прокофьева «Премудрый карасик»?
  1. В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова.

Обыватель –

  1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар.).

  2. Человек, лишённый общественного кругозора, с костными, мещанскими взглядами…

  • Итак, первое значение слова, как указывает словарь, устарело. А второе? Живёт? И вы можете это доказать?
  1. В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.

  2. Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях.

    В одних сказках действующие лица – представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющие определённые классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла.

  3. В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.

  4. Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов («Повести…» – генералы и мужик, в «Диком помещике» – помещик и мужики).

  5. Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках комическое преобладает («Премудрый пескарь»), в других комическое переплетается с трагическим (в «Повести…» – горечь за народ, великую силу, без которого правящие классы – ничто, но народ не осознаёт своей силы, вьёт мужик верёвку себе).

  6. Язык сказок в основном народный (Щедрин в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

  7. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины ХIХ в.

Источник: https://multiurok.ru/files/loghichieskaia-skhiema-skazki-saltykova-shchiedrina.html

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его «умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный «вольного -барана во сне видел».

Богатырь

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.

Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.

Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.

Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).

Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».

Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника».

В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек).

Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели.

Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, «от киселя остались только засохшие поскребушки», В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только «господамн»-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».

Источник: https://mirznanii.com/a/123731/saltykov-shchedrin-kratkoe-soderzhanie-nebolshikh-skazok

Сказки Салтыкова-Щедрина: общая характеристика и анализ

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина – уникальное явление в русской литературе. Создавая свое произведение, Салтыков-Щедрин опирался на опыт устного народного творчества, традиции русской и зарубежной сказки, но в результате сформировался совершенно новый, оригинальный жанр, в котором сочетались фантастика и злободневная политическая действительность.

Свои первые три сказки писатель создал в 1869 году, но интенсивная работа в этом жанре протекала с 1883 по 1886 годы; создано было за это время 28 сказок из общего числа 32.

Среди прочих причин, побудивших Салтыкова-Щедрина обратиться всерьез к этому жанру, было желание донести свое слово непосредственно до народа, так как жанр сказки, ее образная система хорошо знакомы каждому русскому человеку с раннего детства.

Специфической особенностью сказок Салтыкова-Щедрина является то, что они содержат в себе проблемы и образы всего творчества писателя, в них отразилось идейно-тематическое богатство его сатиры, и они являются своеобразной, но органической частью творческого наследия художника.

В «Сказках» Салтыкова-Щедрина с удивительной полнотой и точностью отразилась русская жизнь, все общественные и социальные силы пореформенной России.

В сказке «Богатырь» угадывается русское самодержавие, крепкое с виду, но прогнившее внутри; в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» читатель видит представителей власти; в сказках «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Либерал» писатель зло смеется над трусостью обывателей и либералов; новое социальное явление — кулак — показан в сказке «Праздный разговор»; автор иронизирует над помещиками и попами в «Деревенском пожаре», изображает обездоленное крестьянство в сказке «Коняга». И какая бы тема ни поднималась, в сказках Салтыкова-Щедрина превалирует всегда одна мысль — о принципиальном различии и непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров.

Со злой иронией писатель изображает мыслителей, мечтающих о возможностях бескровного решения проблемы социального неравенства. Таков Карась из сказки «Карась-идеалист».

Он считает зло «заблуждением умов», «порождением горькой исторической случайности», он полагается на просвещение, прогресс, ему кажется, что и «щуки к голосу правды не глухи», он верит в «бескровное преуспевание».

Острая насмешка над утопическими иллюзиями сочетается с почти открытой пропагандой социалистических идей, и образ Карася не так уж прост: при всей своей наивности он в своих убеждениях последователен и, более того, готов к самопожертвованию.

В «Сказках» ярко проявились художественные приемы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира.

Выбор образов, конечно, не случаен: корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.

При этом герои эти не условные, а полновластные художественные образы, полностью сохраняющие не столько облик, сколько свойства, повадки, которыми наделил народ именно этих животных.

Широко использует писатель метод противопоставления, позволяющий показать социальные контрасты: мужик — генералы, Иван Бедный — Иван Богатый; заяц — волк, Коняга — Пустоплясы.

Характерной особенностью многих сказок является идейная полемика персонажей. Содержание отдельных сказок – развернутый диалог с начала и до конца, почти без повествования. Например, упомянутая сказка «Карась-идеалист».

Символика — прием, не так уж часто используемый писателем, но смысловая и эмоциональная роль его огромна. В качестве примера можно привести пейзаж-символ в сказке «Коняга».

Широчайшим образом используется ирония. Это, пожалуй, излюбленный прием художника не только в сказках.

Не может быть сказки без юмора. В.Г. Белинский, оценивая юмор Гоголя как «спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве», в то же время говорил, что в творчестве бывает и другой юмор — «грозный и открытый», «желчный, ядовитый, беспощадный». Именно таков юмор Салтыкова-Щедрина.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

 «Сказки» явились закономерным итогом творческого пути писателя во многих отношениях. К примеру, идейно-тематическое разнообразие этих произведений соответствует почти всему, о чем Щедрин писал прежде.

Как в емких и ярких миниатюрах, в сказках показаны: и эксплуатация трудового народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), и духовная примитивность хозяев-крепостников («Дикий помещик»), и напоминающие «помпадуров» правители всех разрядов и мастей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), и продажные либералы («Либерал»), и трусливые обыватели («Премудрый пискарь», «Здравомыслящий заяц»), и многие другие тематические образы, как хорошо знакомые читателю по большим произведениям сатирика, так и абсолютно новые.

В художественном отношении «Сказки» Салтыкова-Щедрина также подытоживают и развивают опыт, наработанный писателем в его циклах и романах. Из всего разнообразия авторских средств и приемов обратим внимание хотя бы на то, что относится к жанровой специфике.

Поражает многогранный синтез, воплощенный в художественной природе щедринских «сказок». В первую очередь, в их совокупности доведены до совершенства свойства цикла. В отдельных сказках ярко сказываются признаки гротесковых сюжетов (напоминающих «глуповские истории»).

В других встречаются образцы психологических миниатюр и портретов.

Показательно и само обращение писателя к фольклорной форме. Тем самым он решал целый комплекс задач. Во-первых, сказочная форма давала больше возможностей провести сквозь цензурные запреты свои оппозиционные идеи.

Во-вторых, автора заботила и доступность собственных мыслей; а народная сказка как раз и являлась той формой сатиры, которая была наиболее близка и понятна массовому читателю.

Наконец, в такой форме находил свое воплощение и развитие уже выработанный ранее творческий прием: как и прежде, Щедрин использует образы традиционные, с готовым ассоциативно-смысловым фоном, и наполняет их новым, часто неожиданным содержанием.

Только если ранее писатель обращался к образам Грибоедова, Гоголя, Тургенева и других авторов, то теперь он «наследует» типы и характеры прямо из фольклора как кладезя народной фантазии («волк», «заяц», «богатырь» и другие образы). Но эти хорошо знакомые, почти архетипичные образы Салтыков-Щедрин наполняет злободневным содержанием.

Например, вся структура персонажей из животного мира становится отражением социальной табели о рангах: хищники представляют многоуровневый класс эксплуататоров, а другие животные — население угнетаемое, жертвенное. В то же время здесь показательны не только большие масштабы обобщений и типология персонажей. В нюансах взаимоотношений сказочных героев, как на «малой сцене», Щедрин мастерски представляет пестрые коллизии эпохи.

Уже современники Салтыкова-Щедрина очень высоко оценили его «Сказки». И в наше время большинство специалистов ставят этот цикл в ряд наиболее совершенных произведений писателя, наряду с «Историей одного города» и «Господами Головлевыми».

У широкого читателя «Сказки» Салтыкова-Щедрина также находят заслуженное признание.

Если по сказкам народным нам доступна душа архаичной Руси, то Салтыков-Щедрин рассказывает нам свои правдивые «сказки» о душевных терзаниях России полуторавековой давности.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. — М.: «Академия», 2012

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/saltykov_shhedrin_m_e/skazki_saltykova_shhedrina_obshhaja_kharakteristika_i_analiz/77-1-0-2344

Сказка Коняга. М. Е. Салтыков-Щедрин

Сказка Коняга – сатирическое иносказательное произведение из знаменитого сборника Сказки для детей изрядного возраста.

В ней писатель выражает свою обеспокоенность социально-общественными событиями в стране и свое сочувствие простому народу.

Название сборника показывает, какой категории читателей предназначены его произведения. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Коняга читать

Краткое содержание сказки

Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать.

Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Коняга

В аллегорической сказке Салтыкова-Щедрина привычные образы народной сказки приобретают символический смысл. Трудолюбивое покорное животное олицетворяет многострадальный подневольный русский народ, привыкший к покорности и лишениям. Но ведь чувствуется в нем мощь и способность вынести все тяготы.

Пустозвоны – это интеллигенция, «вежливый и чувствительный» народ. Рассуждая о доле простого труженика, они умиляются, восхищаются, негодуют, критикуют, умничают, в итоге, – бездействуют. В своей сказке Салтыков-Щедрин ищет ответ на вопрос, который волновал передовых людей России: как избавить народ от страданий.

Чему учит сказка Коняга? Она учит бороться с несправедливостью и злом, не сдаваться и не отчаиваться.

Мораль сказки Коняга

Какова же главная мысль сатирической сказки Коняга, написанной в ХІХ веке на злобу дня? Не стоит терпеть бедственное положение, нужно искать в себе силы бороться против притеснений, тирании и любых проявлений несправедливости.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Дело мастера боится.
  • Под лежачий камень вода не течет.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Салтыкова-Щедрина читать

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/konyaga-m-e-saltykov-shhedrin/

  • Краткое содержание сказки снежная королева 5 класс литература
  • Краткое содержание сказки незнайка и его друзья
  • Краткое содержание сказок народов мира для читательского дневника
  • Краткое содержание сказки снегурочка русская народная сказка
  • Краткое содержание сказки незнайка для читательского дневника