Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Кондратовская
средняя школа»
«Образы
крестьян XIX векав романе«Дубровский» А.С. Пушкина»
Автор:
Руководитель:
Смоленцева Т.Т.,
учитель
русского языка и литературы
Пермский
район, 2021-2022гг.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………….8
Литература……………………………………………………………………….9
1.
Введение.
Тяжелое
положение крестьян во время крепостного права волновало А.С. Пушкина. Еще в
1819 г. в стихотворении «Деревня» поэт изобразил красоту деревенской природы и
бесправие, угнетение крестьян – победителей в войне с Наполеоном. Поэт ярко
описывает жизнь крепостных крестьян. Он опечален тем, что
Здесь
барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило
себе насильственной лозой
И
труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь
на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь
рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого
владельца.
А.
С. Пушкин призывает отменить крепостное право:
Увижу
ль, о друзья! народ неугнетенный
И
рабство, падшее по манию царя,
И
над отечеством свободы просвещённой
Взойдет
ли наконец прекрасная заря?
В
романе А.С.Пушкина народ другой: непокорный, готовый к восстанию.
Роман
«Дубровский» А.С.Пушкина создавался в 1832-1833 годах. Действие происходит в
1820-е годы. В произведении изображены два поколения, история жизни отцов
сопоставлена с судьбами детей. Автор пытается найти ответы на жгучие жизненные
вопросы, которые очень волновали его. Большой интерес вызывают образы
крестьян, их роль в развитии событий. Меня заинтересовало, почему крестьяне
К.П.Троекурова совершенно не похожи на крестьян А.Г.Дубровского?
Объект
исследования: роман «Дубровский» А.С.Пушкина
Предмет
исследования: образы крестьян в романе «Дубровский»
А.С.Пушкина
Цель
исследования: знакомство с бытом, образом жизни, нравами
крестьян первой половины XIX века
Задачи
исследования:
-проанализировать
поступки крестьян;
-проанализировать
поведение К.П. Троекурова и А. Г.Дубровского;
-сравнить
крестьян из разных поместий;
-сделать
выводы
Практическая
значимость моей исследовательской работы заключается
в том, что результаты исследования могут быть использованы школьниками для
повышения образовательного уровня при изучении романа А. С. Пушкина “Дубровский
“.
Знать
историю своей страны должен каждый человек. В романе описываются исторические
события во времена крепостного права, поэтому считаю свою исследовательскою
работу актуальной.
Теоретическая
значимость исследовательской работы заключается в
том, чтобы обобщить теоретические знания о крестьянстве и крепостном праве.
Крестьянство
— одна из исторически первых появившихся на земле социальных групп, занятая
натуральным сельскохозяйственным производством, существующая в специфическом
природном и культурном контекстах, а также отличающаяся особым типом ментальности
и подчиненным положением по отношению к власти и иным социальным группам.
Крепостное
право — совокупность юридических норм, закрепляющих запрет крестьянам уходить
со своих земельных наделов без разрешения властей,наследственное подчинение
административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян
права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость
Читая
роман, я задумалась о том, почему крестьяне Троекурова и Дубровского совсем
разные? У меня возникла следующая гипотеза: личность барина, его
поведение и образ жизни очень сильно влияют на формирование личностей его крестьян?
2.
Образ крестьянства первой половины XIX века в романе «Дубровский»
А.Г.Дубровский
и К.П.Троекуров были соседями и друзьями, много времени проводили вместе. У
этих героев много общего: служба в армии, воспитание детей в одиночку, ведение
хозяйства. Но их поведение, отношение к долгу, чести очень разное. Разное
отношение и к крестьянам.
2.1.
Крестьяне А.Г.Дубровского
Среди
крестьян А.Г.Дубровского я выделила Егоровну, кучера Антона и Архипа-кузнеца. Егоровна,
добрая старуха, некогда ходившая за Дубровским сыном, во время болезни
сделалась нянькой для старшего Дубровского. Она ухаживала за Андреем Гавриловичем,
как за ребенком, заботилась о нем, не покидая его. Беспокоясь о своем
господине, она решила написать письмо Владимиру. Мне кажется, если бы это была
другая женщина,она бы его бросила, а Егоровна относилась очень преданно и с
любовью к этой семье. В письме она с уважением называла Владимира, сына
Дубровского, «государь ты наш». Была очень нежным и добродушным человеком,
очень любила Владимира, называла его «соколиком ясным», увидела необходимость
сообщить о здоровье отца. На нее всегда можно было положиться. Егоровна не
умела грамотно писать, из — за этого письмо Владимиру писал повар Харитон. Я с
уважением отношусь к Егоровне.
Кучер
Антон прослезился, увидев Владимира.Я думаю, Антону было приятно вспомнить
незабываемые моменты, проведенные с Владимиром в детстве. Антон не хотел
влезать в барские войны, «ей-богу пусть сами разбираются». Мне нравится, что у
него было свое мнение. Антон был предан своему барину, мог сделать, что велено,
но без фанатизма. Также знал «наши господины сами по себе, а все мы божьи да
государевы». К Кириле Петровичу он испытывал отвращение.
Дворня
высыпала из людских изб и с радостью встречала молодого барина, так что он на
силу пробрался к входу. Я считаю, нужно любить хозяина, но так, чтобы не мешать
ему жить. Крестьяне Дубровского были приветливы, радушны, но болтливы. В церкви
после кончины отца Дубровского бабы выли, а мужики изредка утирали слезы
кулаком. Я даже не могу представить, какие душевные боли в этот момент были у
людей. Их надежда была направлена на Владимира.
Но
были и крестьяне с железным характером и искренней преданностью. Это Архип —
кузнец. Он принимал свое решение, верил в Бога: «окаянные»,по его мнению,
должны были умереть. Я считаю, Архип -хороший человек. Он, как и вся дворня,
заступается за своего хозяина. Но у него так разыгралась ненависть на
приказных, что он готов был на убийство. “Архип с злобной улыбкой смотрел на
пожар”. Егоровна умоляла спасти приказных. А кузнец вместо них спас кошку.Я уверена,
нужно быть добрым ко всем людям. И со стороны Архипа равнодушно относиться к
приказным было неправильно. Как можно заметить, все крестьяне Дубровского следуют
Богу. Но некоторые думают, что всем должно быть хорошо, даже врагам, а другие
наоборот.
Был
еще один мальчишка. по имени Митя. Ему было 13 лет. Я считаю, рыжий мальчишка, крадя
Машино кольцо, должен был сказать Саше, что он от Дубровского. Митю поймали и
привели Кириле Петровичу Троекурову, и мальчик поцеловал руку своего врага. Это
шаг показался мне непонятным.
Многие
крестьяне Дубровского стали разбойниками. Они не раздумывая последовали за
своим господином. “…на дворе множество людей, коих по разнообразию одежды и
по общему вооружению можно было признать разбойниками. Они обедали, сидя у
братского котла, сняв шапки …”. Мне не нравится только, что у некоторых из них
нет ни совести, ни чести. Все старались помочь ему совершить побег и спастись,
готовы были отдать жизнь ради хозяина. Вывод: крестьяне Дубровского
преданные своему хозяину, добрые и отзывчивые, готовые к самопожертвованию. Эти
черты характера присущи и их барину.
2.2.Крестьяне
К.П.Троекурова
Со
своими крестьянами и дворовыми К.П.Троекуров обходился строго и своенравно.
Например, горничных своих он держал под замком, и окна во флигеле были заколочены.
Крестьяне были ему преданы, соглашались с ним, никогда ему не дерзили. Они
кичились богатством и славой своего господина и, в свою очередь, позволяли себе
многое в отношении соседей, надеясь на его сильное покровительство. Подчиненные
старались стать независимыми, смелыми перед своим господином, но очень
боялись его. Я считаю, крестьяне могли и не любить своего хозяина из-за плохого
отношения к ним, но они поступали лучше. У этих людей была светлая и ласковая
душа. В те времена большинство крестьян были очень запуганы, у них не было
желания восстать против своего господина, за малейший проступок их наказывали.
Крестьяне Троекурова же жили в довольстве и тепле. Покровские мужики, узнав о
разладе Троекурова с отцом Дубровского, стали спокойно воровать лес у
соперника. Я думаю, крестьяне Троекурова неправильно поступали по отношению к другим.
Но Троекуров тоже был во многом не прав: крепостные крестьяне не вещи, а живые
люди. Вывод: Крестьяне Троекурова были достаточно лицемерными и
двуличными людьми, как, впрочем, и сам Троекуров.
3.
Заключение
Подведем
итоги: А. Г. Дубровский и К.П. Троекуров были друзьями и после отставки из
армии много времени проводили вместе. Дворня смотрела с воодушевлением на своих
хозяев и считала их примером поведения.
Крестьяне
Троекурова были достаточно лицемерными и двуличными людьми, как, впрочем, и сам
Троекуров. Крестьяне Дубровского преданные своему хозяину, добрые и отзывчивые,
готовые к самопожертвованию. У Троекурова крестьянам хорошо жилось, но они проявляли
агрессию к своим соседям. А у Дубровского, несмотря на бедность, были рады
каждому встречному.
Таким
образом, моя гипотеза о том, что личность барина, его поведение и образ жизни
очень сильно влияют на формирование личностей его крестьян, подтвердилась.
Я
считаю, что при проведении таких исследований существенно повышается
образовательный уровень школьников. А также прививается интерес к чтению
классической литературы.
Этот
роман дает надежду на счастливое будущее крестьян. Они во многом помогают
знаменитым людям, но остаются без награды. И мы должны благодарить их за все,что
они создали ценой своей жизни.
4.
Список литературы:
1.
Роман «Дубровский». А.С.Пушкин
2.
Стихотворение «Деревня». А.С.Пушкин
3.
Литература 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией
В.Я.Коровиной. Москва, Просвещение. 2018.
4.
Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве, 2004 г. – Русское слово – Москва.
2004.
5. Википедия https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE&oldid=117364976
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Отношение к крестьянам Дубровского и Троекурова
Так уж сложилось, что все люди разные, у каждого есть свое мнение, свое отношение к людям. Так и отношение к крестьянам в рассказе «Дубровский» показано на примере двух противоположных по характеру людей: Троекурова – старого помещика, и молодого человека бывшего дворянина Дубровского.
Хоть они оба и одного сословия, но как по разному относятся к простым людям, к простому мужику, к низшим слоям общества, к тем, кто служит им верой и правдой на протяжении многих лет.
Кирилл Петрович Троекуров состоятельный помещик, занимающий высокое положение в обществе. Это самодовольный и надменный человек, очень высокомерен, груб и жесток. Простой народ для него это всего лишь вещь, которой можно пользоваться, как заблагорассудится.
Ему чужды его страдания, боль и уж тем более их судьба. И большинство крестьян служивших Троекурову принимали его повадки за основу. И как только человек становился хоть как-то повыше рангом или просто положением, то также относился и к другим людям стоящим ниже его. От этого они гордились богатством своего хозяина, его положением.
Забота, отношение к окружающим, будь то просто крестьяне или даже его собственная семья были не приемлемы для Кирилла Петровича. Он наслаждался болью и страхом других. Ему нравилось унижать, чувствовать их страх и свое преимущество над другими.
Одной из забав Троекурова клетка, внутри которой человек и хищник, с разъяренным медведем. И если человеку удавалось выжить, то тогда тот получал благословение и уважение барина. Порой, чтобы избежать этого, уйти от деспотичного хозяина, люди убегали в лес разбойничать.
В корне противоположна позиция другого героя Дубровского.
Владимир Дубровский молодой человек из бывших дворян. Имевший в своем пользовании до несчастного случая, большое имение с несколькими крестьянами. По своему характеру он благороден, воспитан, обладает изысканными манерами, умен и очень ответственный молодой человек особенно в отношении жизни и судьбы других людей, за которых он в ответе. Так было заведено в его семье, его отец относился к крепостным как к родным.
Он прекрасно осознавал непростую судьбу крепостных крестьян, которые до конца оставались верны ему, как и его семье на протяжении многих лет. Когда он потерял имение, они вслед за ним, ушли в лес разбойничать и творить «добрые дела». В ответ за их заботу он дает всем вольную, даря им свободу, жертвую ради простых людей своими принципами и желаниями.
Анализ произведений русской литературы 11 класс
.C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения
Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…
B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» анализ произведения
Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупредить общество от ошибок переосмысления истории. «Осторожно с…
Отношение к крестьянам Дубровского
Отношение Дубровского к крестьянам совершенно не похоже на отношение Троекурова. Андрей Гаврилович Дубровский был строгим, но справедливым хозяином. Он всегда относился к своим рабочим, как к родным людям, переживал за судьбы, жалел их. Крестьяне в ответ также хорошо относились к своему хозяину. Они понимали, окажись они у Троекурова, их ждет совсем другая судьба. Любили крепостные и младшего Дубровского. Когда Владимир приезжал в поместье, рабочие искренне рады его видеть, приветствуют с такой силой, что тот с трудом пробирается внутрь дома. После смерти старшего Дубровского крепостные искренне переживают и горюют по своему хозяину: женщины воют, а мужчины с трудом сдерживают слезы. И их горе совершенно не наигранное – они потеряли не просто хозяина, они потеряли близкого человека. Эти люди понимают, что такого хорошего хозяина у них больше не будет.
Литература
-
«Антоновские яблоки» Бунина сочинение
Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько…
-
«Энеида» Вергилия сочинение-анализ
Поэма Вергилия «Энеида» — это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого — построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля…
Завязка сюжета
Перед тем как дать ответ на вопрос о том, почему Дубровский покинул своих крестьян, следует вспомнить сюжет произведения и его главных героев. Роман начинается с рассказа о двух друзьях, которые имели общее прошлое, были соседями, но вели себя крайне противоположно. Один из них, Троекуров, был весьма богат и пользовался уважением среди чиновников. Его можно охарактеризовать как безнравственного и жестокого человека. Другой, Дубровский, был обедневшим дворянином, гордым и упрямым, но великодушным и справедливым. Его любили крестьяне за то, что он с уважением относился к ним и другого барина не желали.
Такие противоположности рано или поздно должны были поссориться, что и случилось. Троекуров рассердился и с помощью продажного суда отобрал единственное имение Дубровского. Последний, не выдержав такого удара, помешался, его разбил паралич, а потом он умер.
В тяжкие времена в имение возвращается Владимир — сын Дубровского, которого ужасает смерть единственного близкого человека и состояние дел. Во всем он винит Троекурова и жаждет мести. После отъезда чиновников он сжигает вместе с крестьянами родной дом и удаляется в леса, где становится разбойником.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…
-
«Судьба человека» главные герои
Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…
Отношение к крестьянам Троекурова
Кирилла Петрович Троекуров был человеком надменным и высокомерным. Крестьяне для него – слуги, чьи чувства и страдания его не волновали. Скопировав поведение своего хозяина, они вели себя также нагло и хамовато, как и сам Троекуров. Они не уважали окружающих, часто воровали лес у ближайшего соседа – Дубровского. Герою доставляло удовольствие чувствовать слабость других людей. Одной из его любимых забав было запирание человека в одной комнате с разъяренным медведем. И уважал он только тех, кто не испугается дикого зверя. Чтобы после смерти Дубровского не попасть в подчинение к Троекурову , который скорее всего будет обращаться с ними хуже, чем с животным, они готовы бежать с Владимиром в леса и заниматься разбойничеством.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Дубровский и Троекуров – отношение к крестьянам». Здесь раскрываются характеры героев через их отношение к крепостным. В статье описываются не только образы героев, но и отношение крестьян к этим персонажам.
Вариант 2
Повесть Александра Пушкина «Дубровский» не только повествует о дворянской жизни, но и выносит уроки и оценки, поставленные автором. Понять отношение писателя к героям можно по описанию их образа, их поступкам, отношениям к ним окружающих, их судьбе.
Александр Сергеевич Пушкин негативно оценивает Кирилу Троекурова. Это видно по описанию характера помещика. Автор наделяет его такими чертами как избалованность, ветреность, самодурство. Герой два раза в неделю устраивал пиры, от которых страдал от обжорства. Любил он и выпить. При этом это человек ограниченного ума, который никогда не читает книг. Он жесток и считает, что стоит выше закона. Его образ позволяет сказать, что автор осуждает его. Александр Пушкин приходит к выводу, что многие дворяне были корыстными людьми, которые не имели серьезных увлечений. Этот образ жизни противен автору.
Такие же негативные характеристики получают и гости Троекурова. Для них самое главное — это чинопочитание, богатство, продвижение по карьерной лестнице, которое неприемлемо для автора.
Совсем другие слова используются для описания Андрея Дубровского. Старый помещик очень беден, но имеет чувство собственного достоинства. Он в хорошем смысле гордый. Кроме этого, он смелый и остроумный. Эти характеристики указывают на то, что автор относится к герою с почтением, сочувствует его судьбе.
Его сын, Владимир Дубровский, очень уважаем автором. Александр Пушкин восхищается героем, называет его величественным, смелым, гордым, благородным, совестливым, очень умелым и образованным. Он вынужден стать разбойником, после того как потерял дом. Но это не меняет отношение автора к герою. Писатель отождествляет его с Робин Гудом, который грабит лишь богатых с целью восстановления справедливости. Дубровский для автора — это образец мужчины и человека. Именно таким и нужно быть — смелым, честным, справедливым.
Вскоре Дубровский влюбляется в Машу Троекурову — дочь Кирилы Троекурова. Ему пришлось оставить свою разбойную жизнь. Писатель считает, что ради любви можно отказаться от всего. Автор относится к девушке с сочувствием. Это видно по ее отношению к отцу. Она не любит его пиры. Девушка отличается от него сдержанностью и уравновешенностью нрава. Автор выражает сожаление к ее судьбе, ведь она не смогла быть вместе с любимым.
Автор с нежностью относится к положительным героям повести и осуждает негативных персонажей.
Ответ на главный вопрос
Владимир Дубровский в начале романа рисуется как молодой беззаботный офицер, который вовсю куролесит на папины деньги. Однако, узнав о настоящем положении вещей, он изменяется. Его переполняют гнев и боль, но он не разрешает толпе линчевать чиновников, которые приехали в его имение вершить судебный приговор. Вместе с ними и с их помощью он устраивает пожар и скрывается в лесах. Но почему Дубровский покинул крестьян позже? На то было несколько причин.
Первая: он понимал, что после неудачного штурма его укрытия власть пришлет намного больше солдат и его армии, в состав которой входили крестьяне, не продержаться. Он понимал, что его разбойники не смогут долго так жить: они любили своего благородного предводителя, но все так же оставались крестьянами, им нужны были изба и покой.
Причина вторая: Дубровский покинул своих крестьян потому, что он уже успел накопить достаточно денег для того, чтобы скрыться за границей и обеспечить своим людям нормальные условия жизни. Когда его отец умер, у него не было ни гроша за душой, только поддержка подданных. Теперь он мог устроить и свою, и их судьбу без разбоя, который к тому же уже был невозможным.
Третья причина была самой главной. Движимый жаждой мести, Дубровский хотел уничтожить Троекурова. Но знакомство с Марией изменило его планы, в ожесточенном сердце вспыхнули новые нежные чувства. Он оставался в роще до тех пор, пока любимая не стала княгиней Верейской. Свадьба состоялась, Владимир стал лишним, поэтому ему не оставалось ничего другого, кроме как уйти.
Развязка
Мы позже рассмотрим, почему Дубровский покинул своих крестьян. Сейчас остановимся на дальнейшем развитии сюжета. В дом Троекурова приезжает молодой француз Дефорж, который показывает себя очень смелым человеком, совсем не из робкого десятка. Потом выясняется, что это и есть Дубровский, который успел влюбиться в Марию, дочь Троекурова, а она отвечает ему взаимностью.
Отец же решает выдать ее замуж за престарелого князя. Узнав о связи дочери с Дубровским, он спешит устроить свадьбу и делает все возможное, чтобы Владимир не смог помешать. Раненый Дубровский в отчаянии — любимая, хоть и поневоле, вышла замуж, попросила оставить ее в покое. Он скрылся за границей. Но почему Дубровский покинул своих крестьян?
Дубровский и Троекуров – отношение к крестьянам
Дубровский и Троекуров были соседями и зачастую подолгу проводили время вместе. Несмотря на то, что у них было много общего (ведение хозяйства, воспитание детей в одиночку, служба в армии), их поведение в отношении крестьян, да и вообще людей сильно разнилось. Какое же у Дубровского, Троекурова отношение к крестьянам?
Отношение к крестьянам Дубровского
Отношение Дубровского к крестьянам совершенно не похоже на отношение Троекурова. Андрей Гаврилович Дубровский был строгим, но справедливым хозяином. Он всегда относился к своим рабочим, как к родным людям, переживал за судьбы, жалел их. Крестьяне в ответ также хорошо относились к своему хозяину. Они понимали, окажись они у Троекурова, их ждет совсем другая судьба. Любили крепостные и младшего Дубровского. Когда Владимир приезжал в поместье, рабочие искренне рады его видеть, приветствуют с такой силой, что тот с трудом пробирается внутрь дома. После смерти старшего Дубровского крепостные искренне переживают и горюют по своему хозяину: женщины воют, а мужчины с трудом сдерживают слезы. И их горе совершенно не наигранное – они потеряли не просто хозяина, они потеряли близкого человека. Эти люди понимают, что такого хорошего хозяина у них больше не будет.
Отношение к крестьянам Троекурова
Кирилла Петрович Троекуров был человеком надменным и высокомерным. Крестьяне для него – слуги, чьи чувства и страдания его не волновали. Скопировав поведение своего хозяина, они вели себя также нагло и хамовато, как и сам Троекуров. Они не уважали окружающих, часто воровали лес у ближайшего соседа – Дубровского. Герою доставляло удовольствие чувствовать слабость других людей. Одной из его любимых забав было запирание человека в одной комнате с разъяренным медведем. И уважал он только тех, кто не испугается дикого зверя. Чтобы после смерти Дубровского не попасть в подчинение к Троекурову , который скорее всего будет обращаться с ними хуже, чем с животным, они готовы бежать с Владимиром в леса и заниматься разбойничеством.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Дубровский и Троекуров – отношение к крестьянам». Здесь раскрываются характеры героев через их отношение к крепостным. В статье описываются не только образы героев, но и отношение крестьян к этим персонажам.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Дарья Калашникова
16/16
-
Егор Тугаринов
16/16
-
Лера Рэнделовна
15/16
-
Эля Яковлева
12/16
-
Марсик Ранимый
15/16
-
Илья Шишулин
16/16
-
Екатерина Азарова
11/16
-
Софи Ало
11/16
-
Егор Михалёв
14/16
-
Ярослав Скаба
16/16
Наряду с персонажами дворян, которым Пушкин уделил основное внимание, описывая их быт, характеры, взаимоотношения, мы знакомимся в повести и с представителями крестьянства — бесправными, неграмотными и в то же время добрыми, отзывчивыми и преданными людьми. Интерес к теме крестьянства у Пушкина не случаен: воспевая мужество и отвагу, которые проявил русский народ в борьбе с Наполеоном за независимость родины, поэт был возмущен несправедливым отношением к народу-победителю, жестокостью властных и сытых крепостников. Еще в стихотворении «Деревня» Пушкин пишет про «барство дикое, без чувства, без закона». Эту же тему он продолжает и в «Дубровском», только народ в повести показан непокорным, готовым к восстанию.
В том, что простые люди Пушкину симпатичны, мы убеждаемся не раз. Взять хоть бы Егоровну, няню Владимира Дубровского, — с какой любовью описывает ее автор и как восхищается ею! Никогда не учившаяся никаким наукам, однако прекрасно чувствующая богатство русского языка, старая крестьянка видится нам хоть и наивной, но посвоему умной- женщиной. Тут же смекнув, чем может закончиться ссора ее барина с Троекуровым, Егоровна, употребив все свое «дипломатическое» мастерство, просит Владимира приехать: своим материнским и женским чутьем крестьянка угадала, что принесет сейчас ее барину наибольшую радость и покой. Беспокоилась она и о душе юного Владимира,- не хотела, чтоб всю оставшуюся жизнь ее воспитанник укорял себя в эгоизме по отношению к отцу. Егоровне присуще чувство благодарности. Всю жизнь с преданностью служившая одному барину, растившая чужого сына, как своего, старая крестьянка не покидает своих благодетелей в трудные для них времена. Воспитанная в духе любви к ближним, Егоровна призывает не причинять зла никому, какими бы плохими ни были люди. Она настоящая христианка.
Пушкину, без сомнения, легко было рисовать портрет Егоровны. Читая строки, посвященные этой женщине, вряд ли кто усомнится в существовании реального прототипа — Арины Родионовны, няни поэта и друга его детства.
То, что Андрей Гаврилович Дубровский с благодарностью относился к Егоровне, несомненно. Но он установил теплые отношения и с другими крестьянами, иначе они не восприняли бы беду своего барина как свою личную, а смерть его — как утрату близкого и родного человека: на похоронах старого Дубровского «бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком».
Зная жестокость и суровость, с которыми относился к своим крестьянам Троекуров, люди Дубровского напрочь отказываются подчиниться ему, они готовы лучше умереть, чем попасть под власть деспота и тирана. Чиновники, исполняющие волю Кирилы Петровича, для них тоже враги. Потому-то с такой злобой отнеслись к ним кистеневцы, потому не дрогнула рука Архипа, кузнеца, когда он запирал дверь. Сказать, что Архип — человек бездушный, жаждущий крови, нельзя: слезы умиления вызывает эпизод со спасением кошки. «Чему смеетеся, бесенята… Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы . сдуру радуетесь», — говорит человек, который еще недавно с таким равнодушием отправил на тот свет людей. И объяснение этому есть: несправедливость и бесчеловечное отношение большинства помещиков к простым крестьянам привели к тому, что крестьяне перестали воспринимать их как «божиих тварей».
Крестьяне идут за молодым Дубровским, они увидели в нем наличие тех добродетелей, которыми отличался и его отец. Они готовы мстить всем, кто станет у них на пути. Они — бунтари. Этого ли хотел для крестьян и для свой страны Пушкин? Нет. Он мечтал об отмене крепостного права, унижающего человека, но без крови, путем мирных реформ. Поэтому-то и скажет он устами главного героя Владимира Дубровского: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии».
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина “Дубровский”
Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести “Дубровский”, – время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.
Особенно тяжело было крепостным у таких помещиков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избалованного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли. Он держал под замком горничных, которые должны были заниматься
рукоделием, насильно выдавал их замуж по своему усмотрению.
В то же время собакам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился “строго и своенравно”, те боялись барина, однако надеялись на его покровительство в отношениях с соседями.
Совсем другие взаимоотношения сложились с крепостными у соседа Троекурова – Андрея Гавриловича Дубровского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали приезда сына Андрея Гавриловича – молодого Владимира Дубровского.
Случилось так, что ссора между бывшими друзьями
– Дубровским и Троекуровым – привела к передаче имущества первого Троекурову. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело переживший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.
Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозяевам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защищать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старого барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя заступился за приказных, которые приехали разъяснить положение дел после передачи имущества.
Крестьяне уже собрались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: “Ребята! долой их!”, когда молодой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.
Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправедливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяснил, что он “пришел… было проведать, все ли дома”, но после честно признался в своем глубинном желании: “всех бы разом, так и концы в воду”.
Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен поместья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уверен и в том, что “не приказные виноваты”.
Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достался чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.
Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить проверить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет.
Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку.
Это он укоряет мальчишек, радующихся неожиданной забаве: “Бога вы не боитесь: божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь”.
Кузнец Архип – сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации.
Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Григорий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.
В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он “славился умом, отважностью и каким-то великодушием”. Провинившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестокостью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд “народных мстителей”.
Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубровским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримиримую борьбу со своими угнетателями.
Конспект урока по литературе на тему: «Бунт крестьян. Дубровский»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 6 КЛАССЕ
Тема урока: А. С. Пушкин «Дубровский». Бунт крестьян.
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
- Образовательные: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.
- Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;
- Воспитательные:формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника
Необходимое техническое оборудование: компьютер с проектором.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Проверка присутствующих в классе. (1 мин.)
- Проверка домашнего задания. (3-4 минуты)
На дом Вам было дано составить письменно в тетрадях сравнительные характеристики героев, а именно Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Давайте вместе с Вами проверим, какие же портреты этих героев у нас с Вами получились.
Один из учеников у доски рассказывает характеристики героев. Попутно проверить письменное наличие домашнего задания у остальных учеников.
- Мотивация учебной деятельности. (2 минуты)
Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.
В начале выясним значение слов: «честь» и «бесчестие». Как Вы сами думаете? Давайте запишем с Вами это в тетради. У слов «честь» несколько значений – это как достойные гордости и уважения моральные качества человека, так и хорошая, незапятнанная репутация человека, а у слова «бесчестие» лишь одно – поругание чести, её оскорбление. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.
Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть, отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой – невозможно.
Кто помнит, что значит эпиграф? Давайте запишем с Вами это определение в тетради. ЭПИГРАФ — изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.
Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».
В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным?
– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?
(От воспитания, от примера близких людей).
— Где еще мы встречаем эпиграфы к главам? Как они характеризуют содержание? (Глава IV
—Где стол был яств, там гроб стоит)
- Актуализация опорных знаний. (15 минут)
Пред тем как начать, давайте вспомним с Вами основные ключевые моменты произведения. Проведем мини-викторину на знание содержания.
СЛАЙДЫ
- Как называется деревня Дубровского? Кистиневка
- Где жил молодой Дубровский? Санкт-Петербург
- Сколько душ крестьян было у Дубровского? 70
- Сколько лет было Дубровскому по полицейскому описанию? 23
- В каком звании вышел Владимир Дубровский из кадетского корпуса? корнет
- Как звали няню Владимира Дубровского?
Орина Егоровна Бузырева. - Как звали заседателя, которого Троекуров подговорил помочь отнять имение Дубровского? Шабашкин
Давайте мы с Вами поподробнее остановимся на эпизоде «пожар в Кистеневке». Чтобы проникнуться всей атмосферой данного отрывка, давайте посмотрим с Вами фрагмент из фильма 1988 года «Дубровский». (с 10 по 25 минуты)
- Работа с текстом. Совместный анализ. (10-13 минут)
- Устная работа с текстом.
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).
- ПИСЬМЕННЫЙ ВЫВОД – Владимир решил сжечь дом потому, что…
– Что затевал кузнец Архип?
(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
– Хотел ли Дубровский смерти приказных?
(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)
– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).
– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)
ПИСЬМЕННЫЙ ВЫВОД – Архип погубил подьячих, потому, что…., но кошка…
– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
–Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит. –Как не так, – отвечал кузнец».
– Где мы уже слышали эти слова?
В сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
Глава 7
рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием
Озаглавим ее «Появление разбойников», «Благородный разбойник», «Неуловимый разбойник» – обсуждаем варианты заглавий.
– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
(Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.)
– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).
– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?
(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.
ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ:
– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?
(Ради любви к Маше Троекуровой).
– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)
– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
(Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавая их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Все были уверены, что это Дубровский).
– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
(Это остается до времени загадкой. Так Пушкин заинтриговывает читателя, которому не терпится получить ответ на этот вопрос. Читатель понимает, что Троекуров ошибается, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии…и хорошей полиции». Дубровский должен обязательно отомстить Троекурову, считают ученики).
– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?
(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).
- Рефлексия.
– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?
- Домашнее задание. Подготовить письменный ответ на вопрос «Понимание чести и бесчестия героями романа».
Как известно, начало девятнадцатого века ознаменовалось невероятной популярностью авантюрно-приключенческих повестей и романов. Не отступил от такой тенденции и Александр Сергеевич Пушкин, который создал роман о достойном разбойнике. В своем известном произведении выдающийся писатель затрагивает немало социальных проблем. Так, среди них отчётливо выделяются: проблема беззаконности, конфликт поколений, проблема защиты собственной чести и достоинства и так далее. Также Александр Сергеевич размышляет о крепостном праве, анализируя отношение Дубровского и Троекурова к крестьянам.
Нетрудно заметить, что Дубровский и Троекуров имеют немало сходств. Так, например, оба героя являются представителями одного сословия. Кроме того, персонажи получили прекрасное образование, были военными, а в юношестве они даже были друзьями. Однако, несмотря на эти схожие черты, герои отличались по своему материальному положению. Именно это отличие и повлияло на поведение, взгляды и характеры персонажей. В отличие от Дубровского, Троекуров являлся состоятельным человеком и был дальше от народа. Особенно четко различие между двумя главными героями можно проследить в сравнении их отношения к крестьянскому народу.
Как к крестьянам относится Дубровский?
Как можно заметить, Дубровскому присуща некоторая строгость. Он был военным, поэтому перенес выправку казармы в свой дом. В имении царил порядок. Все мы помним, как он настаивал на суровом телесном наказании псаря, который его обидел. Нельзя сказать, что крепостнические порядки были чужды герою: он видел верил в то, что в происхождении кроется источник его права избивать человека. Но при этом главный герой был справедливым, и его крепостные были для него как родные. Дубровский переживал за жизнь крестьян и не наказывал их беспричинно. Прекрасное отношение Андрея Гавриловича к крестьянам вызывало аналогичную ответную реакцию. Крестьяне искренне ценили и уважали барина. Кроме того, все горести они переживали вместе с Дубровским. Он предоставил им возможность прокормить семью и жить достойно, поэтому крестьяне горой стояли за такого барина. Читатель видит, что младший Дубровский вызывал такое же уважение. Так, крепостные искренне радовались, когда молодой хозяин совершал визит в отчим дом.
Когда Андрей Гаврилович умирает, это становится огромным горем для крестьянского народа. Крестьяне очень переживают и горюют по умершему. Ведь каждый лишился не просто барина, но еще и родного сердцу человека.
Как Троекуров относился к крестьянам?
В образе Кириллы Петровича Троекурова читатель видит высокомерного и жестокого человека, самодура и домашнего тирана. Поэтому совсем нетрудно догадаться, как данный персонаж относился к крестьянам. Проблемы и переживания крепостных абсолютно не волновали Троекурова, ведь для него они представляли рабов. По мнению Кирилла Петровича, их предназначением является усердное служение своему барину. Троекуров считал, что крепостные должны до потери пульса работать на своего хозяина и слушаться его беспрекословно. Он вполне мог пошутить даже над гостями, выпустив на них медведя, не говоря уже о крепостных. Автор даже намекает на то, что Троекуров имел многочисленные романы с женским населением деревни. Вокруг было много детей, похожих на него. Понятно, что никакого разрешения у девушек он не спрашивал.
В ответ Троекуров получал такое же отношение со стороны крестьян. Читатель замечает, каким наглым и хамским было их поведение. Они не уважали барина, но боялись его. Кроме того, крестьяне подсознательно брали пример с хозяина. Они смело шли на воровство у Андрея Гавриловича, потому что знали, что смогут избежать наказания.
Понятно, почему крестьяне Дубровского были готовы даже убежать в лес, чтобы не доставаться Троекурову. Их пугала перспектива оказаться под железной пятой жестокого барина.
Можно утверждать, что в своем знаменитом произведении Александр Сергеевич Пушкин хотел донести до читателя простую истину. Все в этой жизни свободно бумерангу: жестокий Троекуров разрушил свою семью, настроив против себя и сына, и дочь. А справедливый Дубровский воспитал такого сына, который защитил его честь и стал достойным человеком. От того, как эти люди относились к окружающим, зависела их судьба. Произведение Пушкина «Дубровский» является очень поучительным.
Автор: Виктория Комарова
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Отношение Дубровского и Троекурова к крестьянам
Отношение Дубровского и Троекурова к крестьянам
Двумя ключевыми персонажам произведения Пушкина являются Дубровский и Троекуров. Этих двух героев объединяет много общего, так например, оба они являются представителями одного сословия, имеют хорошей образование, а в юношеские годы даже были дружны. Но важным отличием, повлиявшим на их поведение, характер и отношение к людям, стало их финансовое положение. Троекуров был состоятелен и имел высокое место в обществе, его сосед же не был так богат. Наиболее четкое различие между ними можно показать при помощи сравнения их отношения к крепостным.
Отношение к крестьянам Дубровского
Несмотря на строгость, Андрей Гаврилович отличался справедливостью и воспринимал своих рабочих, как родных. Он переживал за их судьбы, не притеснял их и беспричинно не наказывал. В ответ на это, он получал и к себе хорошее отношение, а что самое важное, уважение своих крестьян. Все беды они переживали вместе с ним. Для них он был человеком, дающим им возможность прокормить свою семью.
Младший Дубровский вызывал у крестьян так же искреннее уважение. Когда он приезжал в отчий дом, рабочие искренне радовались его приезду, что он даже с трудом пробирался через них в дом.
Смерть Андрея Гавриловича становится горем и для его крестьян. Они переживают и горюют по ушедшему. Каждый из них потерял не просто барина, а близкого человека.
Отношение к крестьянам Троекурова
Поскольку Кирилла Петрович был высокомерным, надменным и жестким человеком, не сложно догадаться, как он относился к своим крепостным. Они для него были только слугами, чьи чувства и проблемы его абсолютно не тревожили. Их единственной задачей он считал служение своему хозяину и работа на него до изнеможения. Крестьяне были его полным отражением, их поведение было пропитано наглостью и хамством. Они не уважали никого и даже шли на воровство у Дубровского, зная, что легко избегут наказания.
Любимым развлечением Троекурова было запирание человека в комнате с медведем. Только не испугавшись зверя, человек мог заслужить его уважение.
Зная о том, каким хозяином был Кирилла Петрович, крестьяне Дубовского были готовы даже уйти в лес, лишь бы не попасть к нему и не терпеть отношения хуже, чем к животным.
При помощи сравнения отношения данных героев произведения к своим крепостным, автор показывает, насколько отношение к человеку окружающих зависит от его отношения к ним. Все в этом мире подобно бумерангу.
2 вариант
Являясь соседями, Андрей Дубровский и Кирилла Троекуров часто проводили вместе свое время. Было у соседей много общего: правила ведения хозяйства; воспитывали детей в одиночку, одногодок Владимира Дубровского и Марию Троекурову; вместе служили в армии; оба влюбились в девушек и оба стали вдовцами очень рано. Различались они своим состоянием, Дубровский был хоть и не беден, но и не богат. В отличие от Троекурова, у него было целое состояние, которым он не раз хвастался. Но это не основное их различие, по отношению к крестьянам их поведение строго разнилось.
Отношение Дубровского к крестьянам
Андрей Гаврилович Дубровский был строг, но справедлив по отношению к крестьянам. Он всегда относился к людям по-человечески, переживал за каждого из них и жалел.
В ответ на хорошее отношение Дубровского крестьяне также хорошо относились и к нему. Каждый осознавал, что будь они у Троекурова, то их жизнь была бы совершенно другой. Крестьяне также любили и сына Андрея Гавриловича – Владимира. По приезду его в поместье Владимиру не давали пройти, внутрь радуясь его появлению.
После смерти Дубровского все крестьяне долго горевали и переживали, они понимали, что такого как Андрей Гаврилович больше не будет. Женщины и мужчины плакали от потери близкого им человека.
Чтобы не попасть к Троекурову крестьяне готовы вместе с Владимиром уйти в лес и стать разбойниками.
Отношение Троекурова к крестьянам
Кирилла Петрович Троекуров человек высокомерный, крестьяне для него просто лишь слуги, их чувства не заботят Троекурова. Он не выносил любого дерзкого обращения с собой, хотя с остальными так и обращался.
Крестьяне, смотря на своего хозяина, вели себя под стать ему же, они были наглыми и хамоватыми, абсолютно не уважали других людей и воровали лес у Дубровского
Любимым занятием Кириллы Петровича было закрывание человека в одной комнате с медведем и лишь те, кто не испугается зверя, заслужат уважение Троекурова.
Со стороны эти два человека могут показаться похожими и являются друзьями, но узнав их лучше, становится понятно, что общего у них очень мало. Это замечают и сами крестьяне, не зря они больше любят Дубровского, а Троекурова просто бояться. Разница в характерах героев приводит к вражде между ними.
Основной идеей, которую хотел показать Пушкин в своем произведении – это отношения между людьми, если человек уважительно и с добротой относиться к людям, значит, и люди также будут относиться к нему. И наоборот, отдавая злость и грубость, будешь получать то же самое в ответ. Простая истина «что отдаешь то и получаешь»
6 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Отношение Дубровского и Троекурова к крестьянам
Популярные сегодня темы
- Отзыв на произведение Декамерон Боккаччо
Следует отметить, что на протяжении довольно долгого времени «Декамерон» был запрещен церковью. Неудивительно, ведь среди искрометных рассказов есть весьма провокационные. По сути, данное творение описывает эпоху
- Сочинение Трагедия Печорина. В чем трагедия (по роману Герой нашего времени)
«Герой нашего времени» – это произведение, которое является отражением целого поколения. Михаил Юрьевич Лермонтов описал не только психологические состояния героев, но и четко раскрыл
- Сочинение по рассказу Злоумышленник Чехова
В самом начале произведения рассказывается о том, когда один мужчина по имени Денис предстал перед судом. С виду Денис Григорьев был достаточно глуп, но достаточно упрям, так как пытался отстоять свою невиновность
- Сочинение Анализ эпизода Плач Ярославны в произведении Слово о полку Игореве
«Слово о полку Игореве»- один из важнейших памятников древнерусской литературы. Произведение повествует нам о неудачном походе русского новгород-северского князя Игоря Святославовича на племена половцев
- Сочинение Моё любимое стихотворение Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин является великим русским поэтом не только XIX века, но и вообще всей русской литературы. С детства я любил читать его замечательные сказки. Взрослея, я начал восхищаться поэмами, прозой, многими небольшими стихотворениями
Дворянство в первой половине 19 века было беспечно. Помещикам принадлежали крестьяне, не имевшие прав и приравненные к рабам. Богатые дворяне жили беззаботно в крупных городах, а те, кто был победнее, занимались хозяйством и жили в деревнях. Своих детей они отправляли служить в военный полк.
Соседствующие помещики Троекуров и Дубровский были разными, но их сблизила общая судьба. Троекуров был богат и имел много связей. Его почитали, старались угодить. Он был крайне жесток со своими крепостными и слугами, даже гувернеров мог забить. Никого не уважал и тем более не слушал ничьих советов. Для него было оскорбительно, если бы кто-то решился учить его.
Дубровский же был не так богат, но его уважали за то, что он имел твердый характер. Иногда он бывал вспыльчив, но всегда справедлив. К крестьянам он относился с заботой.
Между друзьями произошла ссора, и Троекуров решил наказать Дубровского — забрать у него дом, деревню Кистеневку. Из-за того, что на суде Дубровский лишился на право владения Кистеневкой, у него помутился рассудок, а вскоре он умер.
Пример сочинения 1
В повести Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» ярко изображено дворянское общество. Оно представлено рядом персонажей. Первые – Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров – обрисованы подробно и всесторонне. Вторые – князь Верейский – менее полно. Третьи – Анна Савишна и гости Троекурова – только лишь упоминаются на страницах романа.
Все черты провинциального дворянства того времени находят воплощение в образе главного героя Кирилы Петровича Троекурова. Именно в нем писатель отобразил владыку мира, ярого сторонника продолжения крепостного права. Получая огромные доходы от эксплуатации крестьян, находящихся в его единоличной власти, Троекуров ведет праздный и разгульный образ жизни. Делами и заботами барин себя нисколько не утруждает. Соседи во всем ему угождают, являются в гости по первому зову, больше боясь, чем уважая знатного помещика. А он принимает такие знаки внимания, как нечто должное. Другого отношения к своей высокой персоне он и не представляет.
Кирила Петрович не занимался науками, был человеком необразованным, зато каждый вечер самоотверженно отдавался еде и питью. Часто бывал «навеселе» и страдал от обжорства.
Праздные бестолковые дни свои богатый барин скрашивал всякого рода забавами, одной из которых была затея с медведем. Троекуров намеренно содержал зверя в поместье, чтобы при удобном случае подшутить над прибывшим гостем. Эти развлечения не всегда заканчивались безобидно. Гости испытывали ужас, а порой получали увечья. Но никто не смел жаловаться. Власть Кирилы Петровича в округе была неограниченной.
На слепом и рабском подчинении строил он отношения и с любимой дочерью. Потакая всем ее прихотям, он вдруг становился жестоким и суровым.
Выдавая Машу за нелюбимого мужа, князя Верейского, он в первую очередь думал о богатстве и выгодной партии, совсем забывая о счастье единственной дочери.
Итак, богатый и своевольный помещик Кирила Петрович Троекуров – образ, раскрывающий черты уклада жизни того времени, когда одни человек порабощал другого, и это не вызывало недоумения, а даже, наоборот, являлось нормой. Поместное дворянство вело разгульную жизнь, с пирушками и охотой, и отличалось алчностью и примитивностью.
А вот образ второго помещика, так же полно раскрытый на страницах романа, предстает совершенно иным. Андрей Гаврилович Дубровский по-другому осмысливал жизнь и оценивал роль крепостного крестьянства. Кистеневский барин не притеснял дворовых людей, а они уважали и любили своего хозяина. Ко всем увеселениям и попойкам соседа Дубровский относился отрицательно и хоть и посещал их, но с большой неохотой. У этого дворянина сильно развиты чувства гордости и собственного достоинства. Он не боялся Троекурова, мог спокойно высказать при нем свое мнение, зачастую отличное от мыслей знатного барина. В правила и убеждения Дубровского не входило заискивать перед богатым и властным соседом.
А.С. Пушкин в противовес самовлюбленному помещику Троекурову показывает образ благородного дворянина Дубровского, заботящегося не о собственной наживе, а о вверенных ему крепостных крестьянах.
Пример сочинения 2
Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие – менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права.
Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Изображение Троекурова – это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.
Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”.
Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего – для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем.
Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался – слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “… более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство – не правда ли?
Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура :- значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство.
Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь?
Почти с уверенностью можно сказать – нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян – необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина – Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”.
Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского – образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах.
Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.
Быт дворянства начала 19 века
Быт дворянства всегда отличался своеобразием. Это наблюдалось и период начала XIX столетия. Изучая жизнь дворянина, можно сделать вывод о своеобразии развития русской культуры. На протяжении всей истории развития Руси, дворянство представляло собой наиболее передовое сословие. В каждый период времени в нём происходили изменения как во внешнем виде, так и в области культурного воспитания и образования. Не исключением стал и период XIX века, что нашло своё отражение в форме одежды и культуре разрешения споров.
Мужская одежда быстро стала меняться под влиянием Европы, в первую очередь таких городов как Париж, Лондон и Вена. В моду стали входить фраки и жилеты. В первой половине XIX века эта одежда ещё не была чёрного цвета, какой стала впоследствии. Она использовалась для посещения театра. Одновременно дворяне стали снимать парики, заменяя их шляпой цилиндром.
Во время похода в гости одевался костюм. В нём обязательным атрибутом было наличие воротника и галстука. Что касается повседневной жизни, то тут преимущество имел восточный стиль. Это был длинный халат из цветной ткани.
Большое влияние на женскую моду оказало появление ткани жаккард. Вскоре была изобретена швейная машина. В связи с этим мода на женскую одежду претерпела изменения. Она стала состоять из следующих вещей:
- Салопа. Изделие представляло собой накидку большой длины без рукавов.
- Бурнуса. В отличие от салопа изделие имело рукава и ватную подкладку.
- Накидки. Они больше надевались для красоты.
- Чепчик. Этот головой убор настолько вошёл в моду, что его стали одевать женщины любого возраста. Использовался он как в домашних условиях, так и для похода в гости.
- Корсет. Он од
Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”.
Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского – образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах.Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.
Быт дворянства начала 19 векаБыт дворянства всегда отличался своеобразием. Это наблюдалось и период начала XIX столетия. Изучая жизнь дворянина, можно сделать вывод о своеобразии развития русской культуры. На протяжении всей истории развития Руси, дворянство представляло собой наиболее передовое сословие. В каждый период времени в нём происходили изменения как во внешнем виде, так и в области культурного воспитания и образования. Не исключением стал и период XIX века, что нашло своё отражение в форме одежды и культуре разрешения споров.
Мужская одежда быстро стала меняться под влиянием Европы, в первую очередь таких городов как Париж, Лондон и Вена. В моду стали входить фраки и жилеты. В первой половине XIX века эта одежда ещё не была чёрного цвета, какой стала впоследствии. Она использовалась для посещения театра. Одновременно дворяне стали снимать парики, заменяя их шляпой цилиндром.
Во время похода в гости одевался костюм. В нём обязательным атрибутом было наличие воротника и галстука. Что касается повседневной жизни, то тут преимущество имел восточный стиль. Это был длинный халат из цветной ткани.
Большое влияние на женскую моду оказало появление ткани жаккард. Вскоре была изобретена швейная машина. В связи с этим мода на женскую одежду претерпела изменения. Она стала состоять из следующих вещей:
- Салопа. Изделие представляло собой накидку большой длины без рукавов.
- Бурнуса. В отличие от салопа изделие имело рукава и ватную подкладку.
- Накидки. Они больше надевались для красоты.
- Чепчик. Этот головой убор настолько вошёл в моду, что его стали одевать женщины любого возраста. Использовался он как в домашних условиях, так и для похода в гости.
- Корсет. Он одевался с желанием поднять грудь и подчеркнуть талию.
- Шали и шарфы. Заняли прочное место в женском гардеробе.
Образование детей дворян начала XIX века проходило в 3 этапа:
- Домашнее обучение. Обычно этим занимались иностранные гувернёры. Они были недостаточно образованными, поэтому больше уделяли внимание привитию навыков хороших манер.
- Гимназия. В этот период шла подготовка учащегося к поступлению в университет.
- Университет или военная служба. В основном это касалось юношей, потому что девушкам обычно достаточно было поверхностного образования. Что для них требовалось — это знания нескольких иностранных языков, умения играть на музыкальных инструментах и обладания навыками хороших манер. Если юноша не поступал в военное училище, то при написании своей биографии от него требовалось объяснение причины.
Для разрешения конфликтов между дворянами устраивались дуэли. Однако тут существовало негласное правило. Участие в ней могли принимать только представители равного происхождения. Такая мода пошла из Европы. Причина заключалась в том, что каждый дворянин стремился защитить свою честь. Сделать же это можно было только в честном поединке.
Дуэли бывали 3 типов:
- На законных основаниях. При этом составлялся протокол её ведения. В качестве оружия использовались исключительно шпага или пистолет.
- Исключительная. Участники дуэли не придерживались общепринятых норм.
- Секретная. В этом случае даже секунданты не знали причины конфликта.