Кресна главные герои рассказа

«Крёсна»

«Крёсна»

Альберт Анатольевич Лиханов – Председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов

Альберт Анатольевич Лиханов –

Председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо».

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо».

Любимая Лихановым и много раз описанная 9-я начальная школа, где теперь располагается Православная гимназия

Любимая Лихановым и много раз описанная 9-я начальная школа, где теперь располагается Православная гимназия

Когда аптечные витамины заканчивались, учительница выходила вместе с детьми во двор. Самые ловкие залезали на невысокие сосенки, чтобы надрать колючих веточек. Хвою заваривали, и учительница прямо из своих рук заставляла выпить хотя бы полкружечки этого горького отвара. Так каждое утро, каждую зиму, всю войну. И никто из детей не заболел от недостатка витаминов.

Когда аптечные витамины заканчивались, учительница выходила вместе с детьми во двор. Самые ловкие залезали на невысокие сосенки, чтобы надрать колючих веточек. Хвою заваривали, и учительница прямо из своих рук заставляла выпить хотя бы полкружечки этого горького отвара. Так каждое утро, каждую зиму, всю войну. И никто из детей не заболел от недостатка витаминов.

После войны Анна Николаевна получила орден Ленина .  Сталин давал учителям такие награды за выслугу лет. И это был её второй орден Ленина. А давали самым лучшим за 20 лет службы. К наградам полагались деньги. Так вот именно на эти самые деньги учительница покупала для ребят витамины в аптеке, добавляя из своей зарплаты.

После войны Анна Николаевна получила орден Ленина .

Сталин давал учителям такие награды за выслугу лет. И это был её второй орден Ленина. А давали самым лучшим за 20 лет службы.

К наградам полагались деньги. Так вот именно на эти самые деньги учительница покупала для ребят витамины в аптеке, добавляя из своей зарплаты.

В семьи учеников часто приносили похоронки. Анна Николаевна взяла на себя обязанность сообщать о горе, утешать несчастную родню. Уже много позже герой узнал, что почтальонша тех кварталов была её ученицей. Понимая, кому несёт похоронку и сил на то не имея, она шла к учительнице и потом обе уже двигались к дому, куда пришла беда

В семьи учеников часто приносили похоронки. Анна Николаевна взяла на себя обязанность сообщать о горе, утешать несчастную родню.

Уже много позже герой узнал, что почтальонша тех кварталов была её ученицей.

Понимая, кому несёт похоронку и сил на то не имея, она шла к учительнице и потом обе уже двигались к дому, куда пришла беда

Личная жизнь Анны Николаевны оставалась как бы за кулисами. Что она ест, сколько получает, какие у неё и перед кем обязанности? А обходится учительница очень малым и вообще её нигде нет за пределами школы.

Личная жизнь Анны Николаевны оставалась как бы за кулисами.

Что она ест, сколько получает, какие у неё и перед кем обязанности?

А обходится учительница очень малым и вообще её нигде нет за пределами школы.

В опасной близости от этой зловонной бочки, вовсе даже не зажимая нос, стояла наша Анна Николаевна, пусть и в коричневом, но элегантном же платье с отложным воротничком, в туфельках с невысокими же, но каблучками, и говорила, прижав руки к груди, с …

В опасной близости от этой зловонной бочки, вовсе даже не зажимая нос, стояла наша Анна Николаевна, пусть и в коричневом, но элегантном же платье с отложным воротничком, в туфельках с невысокими же, но каблучками, и говорила, прижав руки к груди, с …

Вот ведь мерзавец! – стал принюхиваться. Не пахнет ли от музыканта вчерашним?

Вот ведь мерзавец! – стал принюхиваться. Не пахнет ли от музыканта вчерашним?

Сражались до изнурения деревянными шпагами, но жизнь по-взрослому подготовила нас к выходу из мира забав и давно написанных книг к взрослым полям, по которым гоняет колючий ветер бед, не предназначенных для нас, но нас обжигающих и делающих старше.

Сражались до изнурения деревянными шпагами, но жизнь по-взрослому подготовила нас к выходу из мира забав и давно написанных книг к взрослым полям, по которым гоняет колючий ветер бед, не предназначенных для нас, но нас обжигающих и делающих старше.

Свою жизнь Анна Николаевна посвятила чужим детям, не имея собственных. Она никогда не гналась за деньгами, роскошью в одежде и еде. Учительница не беспокоилась о своем будущем – ее волновала судьба учеников. И даже в глубокой старости, она часто просыпалась ночью. Женщине все казалось, что утром нужно идти в школу, а она не проверила тетради учеников.

Свою жизнь Анна Николаевна посвятила чужим детям, не имея собственных. Она никогда не гналась за деньгами, роскошью в одежде и еде. Учительница не беспокоилась о своем будущем – ее волновала судьба учеников. И даже в глубокой старости, она часто просыпалась ночью. Женщине все казалось, что утром нужно идти в школу, а она не проверила тетради учеников.

Вы есть во мне. Вы есть во всех, кто учился у вас и кому вы крёсна навсегда – вашими уроками и вашей жизнью.

Вы есть во мне. Вы есть во всех, кто учился у вас и кому вы крёсна навсегда – вашими уроками и вашей жизнью.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Лиханов «Кресна» главная мысль какая? Чему учит книга?

Альберт Лиханов Кресна основная мысль

Проблема и проблематика

Что хотел сказать автор сообщения?

1 ответ:



1



0

«Кресна» — это крестная мама. Главная героиня книги — учительница, у которой учились чуть ли не все жители городка от школьной технички до врача. В тяжелые годы войны учительница стала крестной своим ученикам. И не формально, а от души, теплом которой она делилась с каждой. Это не простые слова: достаточно сказать, что, когда Анну Николаевну наградили орденом Ленина, денежную часть награды она потратила на витамины для своих учеников!

Основная мысль повести в том, что добрых, сердечных людей мы запоминаем на всю жизнь.

Они дали нам много, но чем больше отдавали, тем больше получали сами: уважения, любви, признания.

Книга учит тому, что и в самые нелегкие времена настоящий, порядочный человек всегда найдет чем поделиться с другими и не будет думать только о себе.

Читайте также

Александр Невский.

В начале этого произведении Крутогорова описывается, как юный Александр Невский охранял берега Невы и противостоял шведскому войску, которым командовал Биргер. Князь не дал напасть на Новгород, а сам завладел шведами и не дал им сбежать.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, что свою Родину нужно всеми силами и средствами, защищать от врагов. В воинских успехах важна инициатива, умение и вера в победу.

Если коротко, то главную мысль рассказа можно сформулировать в известном высказывании:

«Кто с мечом на Русскую землю придёт, от меча и погибнет».

Рассказ учит, что только храбрым, мудрым, смелым и дальновидным, благоволит удача.

В забавном рассказе Виктора Голявкина «Премия» двое ребят принимали участие в костюмированном карнавале. Они долго занимались костюмами и мечтали получить за них премию. Ребята сделали костюмы рыцаря и лошади, но примерять не стали, а облачились в них только перед выходом.

И тут выяснилось, что они в масках ничего не видят: Вовка в рыцарском шлеме вообще оказался в полной темноте, а мальчик в маске лошади иногда что-то видел. Несмотря на это, ребята продолжали движение по залу, пока не устали. Но неудобные костюмы они не сняли, а в конце рассказа ребята сели на диван и заснули.

Главные герои показались мне стойкими и упорными, и благодаря этому они получили заветную премию. Рассказ учит нас всегда доводить начатое дело до конца, не сворачивать с выбранного пути и стремиться к достижению цели.

Главная мысль рассказа заключается в том, что к делу нужно относиться ответственно, предусматривая возможные сложности, а работу выполнять качественно. Тогда плоды труда будут приносить удовольствие, а не разочарования и огорчения.

В крохотном рассказе Зощенко «Умная кура» речь идет о курице, которая смогла защитить своих детенышей от опасности. Однажды собака схватила одного из цыплят, а курица сначала растерялась, но быстро взяла себя «в руки» и ринулась на собаку. Она клюнула обидчицу в глаз — собака и выронила цыпленка из пасти. Детеныш сбежал, хозяин забрал собаку, а куриное семейство стало степенно прогуливаться дальше.

Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальных ситуациях нельзя теряться и не всегда нужно поспешно покидать опасное место. Главное: найти слабое звено у противника — это поможет в бою. Нужно помнить, что ум, смекалка и находчивость иногда эффективнее мощи и силы.

Автор показал нам, что кура — хорошая мама, для которой на первом месте благополучие детей. Ради малышей она бросилась на собаку, которая превосходила её в силе. Но курица сумела найти самое слабое место — глаз, клюнула, чем вызвала у собаки оторопь. Секунда — и цыпленок на свободе. Вот и мы должны брать пример с курицы и действовать в сложных ситуациях соответственно.

Сказка Юрия Дружкова «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина» — это целая серия небольших рассказов о двух друзьях Карандаше и Самоделкине, объединенных в одну повесть. С героями случается множество приключений, иногда забавных, но иногда и опасных.

Художник Карандаш и мастер Самоделкин открыли школу Волшебства, и теперь они преподают ученикам уроки доброты, радости и смеха. Карандаш рисует картинки, которые оживают, а Самоделкин создает необычные предметы.

Учеников в школе совсем мало, но они мечтают стать волшебниками, а учиться в необычной школе им очень нравится. Однажды в школу нагрянули разбойники и они меняют всю программу обучения. Теперь учителями являются Пулькин и Булькин и они пытаются научить детей глупым шуткам, безобразиям и злым поступкам. Но ничего у них не вышло: разбойникам не удалось разрушить твердые устои Волшебной школы. А все потому, что действия Карандаша, Самоделкина и учеников были дружными и они горой стояли друг за друга.

Главная мысль сказки состоит в том, что только вместе с друзьями можно противостоять злу и неприятностям. Автор призывает нас помогать друг другу, защищать друзей, быть отзывчивыми и доброжелательными.

Сказка учит читателей проявлять интерес ко всему, что кажется сначала удивительным и непонятным. Она доказывает нам, что заниматься творчеством весело и интересно.

Сказка «Музыкальная канарейка» совсем короткая, ее чтение займет 2-3 минуты.

Краткое содержание сказки следующее: У бабушки была канарейка, о которой она всегда заботилась. Канарейка была очень музыкальной, и бабушка ставила ей красивую музыку. Но когда бабушки не было дома, автор (мальчик) пригласил к себе друзей, и они устроили самодельный концерт. От такой музыки канарейке стало плохо, и она чуть не умерла. Ей помогла бабушка, которая вернулась вовремя, разогнала ребятишек, а потом долго выхаживала бедную птичку.

Главные герои сказки: канарейка, бабушка и мальчик.

На мой взгляд, сказка «Музыкальная канарейка» заставляет читателей задуматься о том, насколько важно бережно относиться к тем, кто нас окружает. Мальчики баловались и не подумали о том, что рядом с ними хрупкое, нежное создание, которому они доставляют настоящие страдания. В итоге канарейка чуть не погибла и выжила только благодаря заботам бабушки, которая любила и понимала ее чувства.

Краткое содержание Лиханов Никто для читательского дневника

Действие романа происходит в 90-е годы. События развиваются в интернате. Коля Топоров (по кличке Топор) – воспитанник школы-интерната. Сюда он попал из детского дома и был один из немногих, к кому никто никогда не приходил. Никто никогда не интересовался им, никто не любил. Поэтому парню и не знакомы были чувства, любовь, нежность.
Он был немного особенным – слишком спокойным, уравновешенным и его все слушались. Не выделялся ни силой, ни ростом, но если что-нибудь говорил, как гвоздь вбивал, и никто не возражал.Чем старше становился Коля, тем больше его мучил вопрос: ‘’Кто я?” И, хотя он и боялся неизвестной, взрослой жизни, но все же решил после восьмилетки уйти в ПТУ. И здесь заново ему пришлось доказывать свое право на жизнь, завоевывать авторитет, терпеть обиды, унижения, оскорбления – ведь здесь он был совершенно один, не такой, как все – детдомовец.И поэтому, когда судьба свела его с бандитом Валентайном, Коля почувствовал себя счастливым.

Николай погибает, но он успевает ночью прийти в свой интернат, чтобы оставить детям подарки, сладости. Он уверен, интернатовцы поймут – здесь был Колька Топор.

Читать краткое содержание Никто. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Награды, почетные звания

Альберт Лиханов был награжден орденами «Знак Почета» (1979), Трудового Красного Знамени (1984), «За заслуги перед Отечеством» IV (2000) и III (2005) степеней, Дружбы (2010), Почета (2016).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1976), Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1980), премии президента РФ в области образования за 2003 год, премии правительства РФ 2009 года в области культуры.

Имел иностранные награды: орден Чести (Грузия, 1996), орден «За заслуги» III степени (Украина), орден Дружбы (Южная Осетия, 2010), орден Франциска Скорины (Белоруссия, 2015), орден Почета (Южная Осетия, 2015), орден «Достлуг» (Азербайджан, 2020) и другие.

Почетный доктор и профессор ряда российских университетов, почетный доктор японского университета «Сакура» (Токио, 2008).

Почетный гражданин Кирова (1986) и Кировской области (2005).

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Весной Аскыр ушел в тайгу, минуя капканы. Он искал добычу. Однажды он шел за зайцем и вдруг увидел след соболя. Он бросился по следу и попал в капкан, расставленный охотниками. Его передние лапы раздробило на мелкие кусочки.

Это произведение является главной работой немецкого писателя Ганса фон Гриммельсгаузена. Европа. Идет Тридцатилетняя война. В Шпессерте, в небольшой деревушке, жил мальчик.

Павел Петрович Бажов появился на свет в семье металлурга. Духовное формирование мальчика происходило в среде горняков, людей серьезных и упорных, и в то же время по-своему творческих. С детства он впитал в себя рассказы заводских рабочих

Произведение начинается повествования жизни Левы Одоевцева. Предки нашего главного героя принадлежали к древнему роду князей Одоевских. Соответственно, Лева тоже был из них.

Авалбек впервые увидел своего отца, погибшего на войне, когда ему исполнилось 5 лет. Всё случилось во время просмотра кинофильма в совхозной кошаре, стоящей у дороги. Туда он пришёл вместе с матерью – местной телефонисткой

Источник

Последние холода

Начало апреля 1945 года. Рассказчик, мальчик по имени Коля, живёт в небольшом тыловом городе вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама работает медсестрой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе.

Мама и бабушка стараются уберечь Колю от голода и прочих превратностей войны. Война подходит к концу, но еды не хватает, и мальчик постоянно голоден. Младшим классам школы выдают талоны на доппитание. Талонов на всех не хватает, и дети ходят в столовую по очереди. Колина очередь подходит в первый день после каникул.

Продолжение после рекламы:

Восьмая столовка, в которую Коле предстоит ходить, представляется мальчику райскими кущами с люстрами и фикусами. На самом деле столовая оказывается огромным и холодным залом, полным детей со всех школ города. Коля садится за стол рядом с двумя «гладкими пацанами» которые едят играя, наперегонки. Остатки хлеба они отдают вездесущим воробьям, чтобы не оставлять их шакалам.

Кто такие шакалы, Коля узнаёт на следующий день. Чтобы не встречаться с «гладкими», он приходит в столовую позже и уже заканчивает обед, когда перед ним появляется незнакомый мальчишка с жёлтым лицом и просит у Коли остатки ненавистного овсяного супа. Оторопев, он отдаёт суп, а какая-то девочка постарше делится своей порцией с младшей сестрой мальчишки. Коля понимает, что это и есть шакалы — голодающие дети, которые побираются в школьных столовках.

На следующий день Коля приходит в восьмую столовку рано из-за отменённой физкультуры. У него в портфеле лежит кусок хлеба, который мальчик стянул из буфета накануне вечером. В длиннейшую очередь, прямо перед Колей, вклинивается компания наглых и рослых пацанов во главе с носатым парнем. От шайки несёт табаком и «какой-то грубой и злой силой, с которой даже взрослые предпочитали не связываться».

Я не завидовал таким шайкам, их тогда было много, чуть не в каждом дворе или даже классе — там царили неправедные законы, зло и несправедливость.

Брифли существует благодаря рекламе:

Коля начинает высматривать желтолицего мальчика, но видит других шакалов, более наглых — они крадут еду с подносов. Соседка по столу рассказывает Коле, что такие шакалы могут отнять не только хлеб, но и тарелку с супом или котлетой. В этот момент Коля видит желтолицего. На этот раз он тоже берёт хлеб без разрешения. Обворованная девчонка начинает реветь, поднимается гвалт, и желтолицый успевает выскочить на улицу.

Коля слышит, как шайка носатого договаривается проучить шакала. Он выскакивает вслед за пацанами, которые уже напали на желтолицего. Тот принимает удары «с каким-то непонятным ‹…› смирением», а потом хватает носатого главаря за горло. Шайка не может вырвать главаря из его мёртвой хватки, желтолицый сам отпускает полузадушенного пацана, и шайка трусливо улепётывает.

Израсходовав в драке последние силы, желтолицый мальчик теряет сознание. Коля мчится за помощью к гардеробщице, и та отпаивает желтолицего сладким чаем. Он признаётся женщине, что не ел пять дней.

Коля знакомится с Вадькой, который старше мальчика на три класса, и его младшей сестрёнкой Марьей. Он узнаёт, что дети были эвакуированы из Минска в тыл недавно. Их отец погиб в начале войны, а мать сразу после приезда заболела тифом и попала в тифозный барак. Деньги и талоны на продукты Марья потеряла, и теперь дети выживают, как могут. Чтобы не расстраивать больную мать, дети каждый день пишут ей бодрые и оптимистичные письма, в которых нет ни слова правды.

Продолжение после рекламы:

Колю непреодолимо, как магнитом, тянет к Вадьке. Он чувствует, что его новый друг отличается от всех остальных людей, даже от взрослых.

Свобода, дарованная для сражения с голодом, самостоятельность, полученная для того, чтобы не помереть, выглядели иначе.

Вадим просит Колю одолжить ему до лета какую-нибудь куртку. Своё пальто, тёплое и добротное, он хочет продать, чтобы как-то прокормиться до начала месяца и новых продуктовых карточек.

Колина мама застаёт ребят во дворе, когда Вадим примеряет куртку, слишком тонкую для ранней весны. Коля рассказывает ей о несчастьях Вадика и Марьи. Женщина приводит их домой, сытно кормит и укладывает спать. Осмотрев тетради детей, Колина мама узнаёт их фамилию — Русаковы — и решает им помочь. На следующий день она звонит в школы, где учатся брат с сестрой, и сообщает об их бедственном положении. Коля об этом не знает — он просил всё хранить в тайне, чтобы не расстроить маму Русаковых.

На следующий день Коля прогуливает школу. Всё утро он вместе с Вадимом ходит по городу в поисках еды — не по годам взрослый мальчик не хочет сидеть на шее у чужих людей.

Это бывает часто, во все времена ‹…› мальчишка помладше, точно верный оруженосец, готов следовать за мальчишкой, который едва старше его.

Брифли существует благодаря рекламе:

Оказывается, Вадик знает все «хлебные» места города. Коля понимает, что шакалит он не первую неделю. По дороге Вадим рассказывает о шпане, которая отнимает в столовых еду, угрожая ножом. Затем ребята заходят в комнату под лестницей трёхэтажной коммуналки, которую выделили эвакуированным Русаковым. Такой убогой комнаты Коля не видел никогда. Постельное бельё сожгли из-за тифа, а окна так и остались заклеенными бумагой крест-накрест. После гибели мужа Вадькина мама живёт как во сне, поэтому Вадим так за неё боится.

В тот день Коля решает разделить с Вадиком свой обед в восьмой столовке. Возле столовой их догоняет Марья и сообщает, что школа выделила для них талоны на спецпитание, директор пообещал новые продуктовые карточки, а учителя собрали немного денег.

В столовой Марья получает обед первой, но вскоре лишается второго блюда — котлет. Их отнимает «парень с лицом, похожим на тыкву». Вооружившись подносом, Вадим заступается за сестру, несмотря на острую бритву в руке шакала. Вор убегает, оставив недоеденную котлету. Ребята не смотрят на неё, хотя ещё вчера доели бы не раздумывая.

Выходит, — подумал я, — когда голод отступает, человек сразу становится другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?

Реклама:

«Тыквенный парень» подкарауливает Вадима у входа в столовку и лезвием портит его пальто. Вадим расстроен — теперь он не сможет его продать.

Ребята расстаются — Вадим отправляется в школу, а Коля и Марья сочиняют письмо и относят его в страшный тифозный барак. По дороге Марья рассказывает, как они с братом выживали после потери карточек, и как стыдно поначалу выпрашивать еду в столовке. Только потом «голод убивает всякий стыд».

Вечером Колю ожидают три события. Сначала Вадик приходит из школы ошеломлённый — учителя собрали для брата и сестры целый портфель продуктов. Колина мама уверяет, что она здесь ни при чём. Второе событие — рассказ Марьи о том, как она с братом ходила в баню. Вадик не отпустил сестрёнку одну, девочка могла ошпариться, и Марье пришлось мыться в мужском отделении. С тех пор Марье стыдно ходить в баню.

Третьим событием оказывается нагоняй, который устраивает Коле мама, узнавшая, что сын прогулял школу. Коля пытается объяснить, что помогал Вадиму искать еду, но мама ничего не хочет слушать. Она решает, что Вадим плохо влияет на её сына. Коля возмущается, в его отношении к маме, всегда такой сильной и мудрой, «ломается какая-то тонкая перегородочка».

Хрупкая, ломкая это вещь — душа детская. Ох, как беречь надо бы её, ох, как надо!..

После этого нагоняя Коля «дрогнул духом», дружбы у него с Вадиком не получается — выходит лишь знакомство.

В течение всей весны Колина мама передаёт Вадиму, что больная из тифозного барака чувствует себя неплохо. Восьмого мая она приходит с работы расстроенная и в слезах. Коля пугается — вдруг сейчас, накануне победы, что-то случилось с папой. Собрав небольшой гостинец, мама вместе с Колей отправляется к Русаковым и там ведёт себя суетливо и беспокойно.

На следующий день, 9 мая, весь город празднует День Победы. Директриса школы поздравляет детей, а учительница просит запомнить всё пережитое, ведь они, дети войны, станут последними, кто сохранит эти воспоминания. Они должны сохранить «наше горе, нашу радость, наши слёзы» и передать эту память своим детям и внукам.

Реклама:

Потолкавшись после уроков в праздничной толпе, Коля отправляется к Вадиму и узнаёт, что его мама умерла несколько дней назад. Колина мама узнала об этом только вчера, поэтому и вела себя так странно. Слушая Вадима, Коля чувствует, как между ними «раскрывается чёрная вода», словно они с Марьей уплывают куда-то, а он, Коля, остаётся на берегу. Вадим сообщает, что их с Марьей отправят в детский дом, и просит Колю уйти.

Марья всё лежала, всё спала каким-то ненастоящим, сказочным сном, только вот сказка была недобрая, не о спящей царевне. Без всяких надежд была эта сказка.

Ещё один раз, последний, Коля встречается с Вадимом в конце лета. «Враз подросший, неулыбчивый парень» сообщает, что их детский дом уезжает.

Осенью Коля переходит в следующий класс, и ему снова выделяют талоны на доппитание. В восьмой столовке к нему снова подходит голодный мальчишка, и Коля делится с ним своей порцией.

Краткое содержание Лиханов Никто

Тяжелое, грустное, но до боли правдивое произведение, повествующее о печальной судьбе детей, оказавшихся ненужными собственным родителям. Николай Топоров, или, как называют его в интернате – Топорик – отличный паренек, который стал сиротой, ведь от него отказались родители.

По имени к нему почти никогда обращались, отчасти от того, что в его родном интернате таких, как он было с три десятка, а отчасти от того, что примечателен он ничем не был. Но, с ходом времени он становился умнее и опытнее, потихоньку завоевывал доверие и авторитет.

После интерната Коля решил поступать в ПТУ на специализацию механика. Именно тогда он пережил очень трудный период адаптации к «домашним» людям, фактически, начал все сначала, пытался снова заработать авторитет окружающих, сопротивляться трудностям. В общежитии его поливали грязью, ведь на нем было постыдное клеймо «выходец из интерната», что обычно значило, что ты вор, врун и вообще, связан с криминалом. В ПТУ он заводит знакомство с Валентином, убийцей и тем еще хулиганом, с которым они стали лучшими друзьями. Топорик был невероятно предан своему новоиспеченному другу, ведь тот был ему, практически, отцом, кормил и одевал его. Николай участвовал в преступлениях вместе с Валентином и совершил жестокую расправу с его убийцами.

Перед собственной смертью парень принес в родной интернат пакет, полный различных сладостей. Размышляя о нелегкой детской участи, он поставил пакет на землю и спросил «Господи, почему дети расплачиваются за грехи взрослых?».

Этим произведением писатель хочет обратить внимание на всеобщую беду – одиноких детей-сирот. Он не просто рассказывает об этом, как о факте. Он просит, кричит об их спасении. Главная идея – «Матери, не оставляйте своих детей».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Работа в периодических изданиях

С 1958 по 1961 год был литературным сотрудником газеты «Кировская правда», в 1961-1964 годах — главным редактором кировской газеты «Комсомольское племя». В 1963 году стал одним из основателем литературного клуба «Молодость» для начинающих авторов, который работает в Кирове до сих пор.

В 1964-1966 годах — корреспондент «Комсомольской правды» в Новосибирске.

В 1966-1968 годах был инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.

С 1968 года работал ответственным секретарем журнала «Смена». Затем в 1975-1988 годах был главным редактором этого издания.

Альберт Лиханов избирался секретарем Союза писателей Москвы, членом правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, был сопредседателем правления Союза писателей России.

Был президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД).

Также являлся членом Русского интеллектуального клуба, учрежденного в 1999 году.

Обновлено: 09.01.2023

В третью военную осень – да уж, пожалуй, это и не осень была, а начало зимы: на улице свистал знобкий ветер, перегонял по дороге белые охвостья снежной крупы, больно сек ею лицо, выжимая слезы, хотя на календаре числилась еще осень, и я не забыл густой дух картошки, жаренной на рыбьем жире, праздничного объедения, которым мы отметили октябрьскую годовщину, – так вот в третью военную осень, сразу после каникул, я записался в библиотеку.

Это только так говорится. И вы сейчас поймете почему.

После уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.

– Вот! С этой! Справкой! – разделяя слова, делая между ними паузы и, таким образом, не просто объясняя, а внушая, вдалбливая нам правило, которое требовалось запомнить, Анна Николаевна разъяснила и остальное. – И письменным! Поручительством! Мамы! Вместе! С мамой! Вы! Пойдете! В детскую! Библиотеку! И запишетесь!

Детское ликование трудно остановить.

Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. Ветер, например, можно остановить? Или дождь? Или бурю там, всякие, например, громы и молнии? Наберись терпения, подожди, стихнет ветер, промчатся тучи, и снова будет так, как было до стихии.

Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к теплой печке и сложила руки калачиком.

Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались.

Подумаешь, скажут нынешние ребята, делов-то – в библиотеку записаться, да это ж запросто, заходи в любую, покажи дневник, и вся недолга!

То-то и оно, что скажут так нынешние ребята.

Мы жили в другое, хоть и не такое, может, давнее время, и много тогда было всяких правил, которых теперь в помине нет.

Оканчивая пединститут, главная героиня Надя со своими одногруппниками решили работать только там, куда получат распределение. У Нади рано умер отец, и мать воспитывала детей сама, была властной женщиной, не хотела отпускать свою дочь в другой город Читать далее

Высшая Мера

Жизнь Софьи Сергеевны сложилась трудно и не совсем счастливо. Она и ее сестра — двойняшка Женя рано потеряли родителей. Замуж Женя вышла рано, в девятнадцать лет. Читать далее

Кикимора

В одном городе живет мальчик с бабушкой и матерью, его отец служит на фронте. Действие происходит в военное время. Около дома мальчика есть больница, она огорожена забором с большими щелями Читать далее

Крутые горы

Началась война. Когда это произошло, никто не осознавал что случилось. Я, совсем еще мальчишка, радостно провожал отца на фронт. Я и не догадывался, что нас ждет впереди. Осознание происходящего приходило потихоньку Читать далее

Лабиринт

Толику снится сон, будто он попал в лабораторию, где над людьми проводят эксперименты, и где его попытались задушить. Проснувшись он пересказывает его родителям и бабушке, на что последняя говорит, что это к беде. Читать далее

Мой генерал

Действие романа происходит во второй половине 20 столетия в Сибирском поселке, рядом с которым строится крупнейшая в стране гидроэлектростанция. Герои произведения – мальчик Антон, ученик 4 класса, его родители отец Читать далее

Никто

Действие романа происходит в 90-е годы. События развиваются в интернате.Коля Топоров (по кличке Топор) – воспитанник школы-интерната. Сюда он попал из детского дома и был один из немногих, к кому никто никогда не приходил. Читать далее

Обман

Сережа Воробьев – парень, у которого, как и у всех подростков, есть мечта. Он хочет стать летчиком по профессии. Но его отец, насколько он знает, погиб. Сережа вдруг узнает, что его отец на самом деле жив. Это поражает Сережу. У него ведь есть отчим. Читать далее

Последние холода

Солнечное затмение

Жизнь посылает нам радости, но что-то взамен забирает. Невозможно иметь одно и второе. Что-то да в жизни не будет. Так случилось и с этими обычными ребятами. Хоть они еще малы, их жизнь заставила думать совсем по-другому – по-взрослому Читать далее

Чистые камушки

После войны отец Михаськи становится спекулянтом. Даже верный друг Сашка не хочет больше с Михаськой дружить. Несмотря на это, с риском для жизни герой выручает Сашку из беды. Отец поступает подло Читать далее

Об авторе

А.А. Лиханов является общественным деятелем и писателем, произведения которого направлены на детскую аудиторию, в основном на старший юношеский возраст.

Первый рассказ писателя — «Шагреневая кожа». Опубликован в 1962 году, после чего молодой автор стал членом совета молодых писателей.

Расцвет карьеры писателя у А.А. Лиханова начался в 1967 году, когда вышли его книги «Обман» и «Лабиринт».

Писатель был очень внимателен к детскому поколению, особенно к проявлениям несправедливости по отношению к детям. Он написал много книг, посвященных детям. Такими являлись произведения под названиями «Мальчик, которому не больно», «Письма в защиту детства» и «Мой генерал».

Благодаря защите детей, писатель в 2000 году получил орден 4-й степени под названием «За заслуги перед Отечеством». В 2005 году автор получил одноименный орден 3-й степени.

Права детей автор защищал и на государственном уровне. Так, под конец 80-х годов писатель создал Детский фонд, который существует под его руководством и до сегодняшнего дня. Цель фонда — защита прав детей и подростков. Также, во времена существования советского союза Лиханов возглавлял Ассоциацию деятелей искусства и литературы для юношества и детей. Сейчас автор занимается благотворительной деятельностью, поддерживая детских писателей и возводя на свои средства библиотеки.

Кроме литературной деятельности, писатель участвовал и в кинематографии. Он был сценаристом. По мотивам его романа «Обман» был снят фильм «По семейным обстоятельствам». Также, на основании произведения «Мой генерал» был снят одноименный фильм, состоящий из 2-х частей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Альберт Лиханов «Бывает судьба уносит далеко от Родины. Но где бы я ни был.

 Необыкновенно искренние и светлые повести о лучшей поре жизни

Необыкновенно искренние и светлые повести о лучшей поре жизни

Детство и война Главный герой повестей- мальчик Коля Его семья живёт в провин.

Детство и война Главный герой повестей- мальчик Коля Его семья живёт в провинциальном городе, в котором мы узнаём Вятку В начале войны ему 6 лет и он собирается в школу

Вовка Крошкин Колин друг Вовка встречается почти во всех повестях этого цикла.

Война продолжалась… Главным делом Коли и его сверстников была учёба. Настоящи.

Война продолжалась… Главным делом Коли и его сверстников была учёба. Настоящим ангелом- хранителем и мудрым наставником для учеников стала учительница начальных классов Анна Николаевна

Крёсна Крёсной называли её бывшие ученики А кто такая крёсна Коля тоже осозн.

Крёсна Крёсной называли её бывшие ученики А кто такая крёсна Коля тоже осознаёт постепенно Как настоящая крёстная мать Анна Николаевна наставляет и хранит своих учеников

Крёсна. Крёстная мать. Крёстная мать — не та, что родила, а та, что приняла т.

Крёсна. Крёстная мать. Крёстная мать — не та, что родила, а та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела, как понимала, как считала нужным, берегла тебя. Учительница моя не была моей крёстной. А все-таки была… Где вы, дорогая моя Анна Николаевна? На каком небесном облачке? В какой небесной сини? Вы слышите меня? Так вот что хочу вам сказать. Вас давно уже нет. Но вы есть. Вы есть во мне. Вы есть — по-разному — во всех, кто учился у вас и кому вы крёсна навсегда — вашими уроками и вашей жизнью. Благодарю и помню вас, милая наша крёсна.

Памяти первой учительницы Эту повесть автор посвятил своей первой учительнице.

Детская библиотека На глазах у Коли разворачивается судьба библиотекаря- бывш.

Детская библиотека На глазах у Коли разворачивается судьба библиотекаря- бывшей балерины, эвакуированной из Ленинграда Умирает от туберкулёза её внук, с которым Коля знаком,- это для Коли была первая реальная жертва войны

Друг мой Пушкин Именно библиотекарь впервые дала Коле том Пушкина. С этого на.

Друг мой Пушкин Именно библиотекарь впервые дала Коле том Пушкина. С этого началась у Коли и его друга Вовы настоящая искренняя дружбы с великим поэтом

Делать людям добро В городе организуют столовые дополнительного питания для д.

Последние холода Коля сам сталкивается с шакалами лицом к лицу Это такие же д.

Последние холода Коля сам сталкивается с шакалами лицом к лицу Это такие же дети только голодные Голод заставляет их красть и попрошайничать Коля не может пройти мимо- он приглашает их к себе

Где скрывается зло Зло не всегда открыто иногда оно скрывается глубоко в чело.

Где скрывается зло Зло не всегда открыто иногда оно скрывается глубоко в человеке Носителем такого зла стал конюх Мирон, который с неоправданной жестокостью избивал лошадь Машку

Кикимора Возникает образ Кикиморы Что вы знаете об этом существе? Какое мест.

Кикимора Возникает образ Кикиморы Что вы знаете об этом существе? Какое место в нашем городе напоминает о ней?

«…вятских печников принимать надо наособицу-не торговаться, ведь печка на всю.

Конец войне Война кончалась, а отец не возвращался… но главное, что он был жи.

Конец войне Война кончалась, а отец не возвращался… но главное, что он был жив А вот у Васьки, нового знакомого Коли, отец уже никогда не вернётся На открытии памятника в Васиной деревне первый раз он видел горе не одного человека, а целой деревни

Лежачих не бьют Трудно преодолеть в себе страх и ненависть к врагу А когда эт.

Лежачих не бьют Трудно преодолеть в себе страх и ненависть к врагу А когда этот враг стал военнопленным и перед тобой мостит улицу в твоём городе- как себя вести? Эти протворечивые чувства у Коли и его друга.

Музыка Эта история произошла вскоре после войны О том, как Колька учился игра.

Музыка Эта история произошла вскоре после войны О том, как Колька учился играть, но вместо этого научился драться и не просто кулаками махать , а отстаивать справедливое дело

Нина Правдина Эта одноклассница казалась Коле в ту пору «непревзойдённой крас.

Откройте книги Альберта Анатольевича Лиханова и окунитесь в мир детства: пере.

Откройте книги Альберта Анатольевича Лиханова и окунитесь в мир детства: переживаний, волнений и настоящих чувств. Вас захватит мир военного провинциального городка, где не было реальных военных действий, но война обожгла каждую детскую душу, закалила в сердцах русских мальчиков любовь к малой и большой родине.

Краткое описание документа:

  • Презентация к уроку внеклассного чтения для сопровождения беседы- рекомендации к чтению произведений А.А.Лиханова, его цикла повестей «Русские мальчики».Проза Лиханова- это документальное свидетельство военного времени, поры его детства.Для современных школьников- эти повести как живой рассказ о том трудном для страны времени. Это не развлекательное чтение, а серьёзный читательский труд. Необходим рассказ учителя, как вводная часть к прочтению этих произведений. Презентация представляет короткие аннотации к нескольким повестям с целью заинтересовать юных читателей.Главный герой цикла их сверстник. Этот образ во многом автобиографичен.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 137 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2019 1889
  • PPTX 14.2 мбайт
  • 23 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Огородникова Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Книги А.А. Лиханова остро необходимы и детям, и родителям, и тем, кто работает на благо детства. Взрослым они помогут понять их маленьких современников. А школьники смогут глубже осознать испытания, выпавшие на долю страны, почувствовать связь истории своей семьи с историей народа. Благородная память о войне – одна из важнейших идей прозы писателя – необходима нынешним поколениям для духовного созревания и личностного становления.

Книги изданы в твердом перепрете, собраны в единую серию и проиллюстрированы известными художниками Светозаром Островым и Марией Пинкисевич.

Повесть

Окончилась война, но отец мальчика, героя повести, всё никак не вернётся домой. Но это поправимо. А вот у его друга Васьки, который учится в городе на счетовода, отец не вернётся никогда. Горе целой деревни постигает мальчика.

Повесть

В мире, где много недетских испытаний, малая душа всегда ищет путеводную нить, которая ведет к истине, к свету. И нить эта соткана бывает из слов, а слова эти — всегда книги. Первое прикосновение к слову, это великое открытие мира, царствие книг, собранных вместе, в библиотеку, особенно, детскую, — великая ступень в жизни человека. Особенно, если человек невелик, а на дворе — война.

Повесть

Повесть

Повесть

Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Их пожилая учительница, крёстная очень многих своих бывших учеников, как может оберегает своих маленьких питомцев, скрашивает их существование, отдаёт им тепло своего сердца. Этот урок доброты они запоминают на всю оставшуюся жизнь. Учительница как бы становится крёстной всему классу.

Повесть

Начало войны глазами малыша, первые тревоги — за отца и за маму, за страдающую Родину, недетские картины наступившей беды. И в то же время — детский мир во всём светлом многообразии, поиск ценностей, никогда не преходящих.

Повесть

Уже война идёт к победному концу, и пленные немцы, к удивлению ребятни и взрослых, мостят улицы в маленьком северорусском городке.

Повесть

Повесть

Повесть

Повесть рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвященная прошлому, обращена в наше настоящее.

Повесть

Повесть

Повесть

Повесть об артистах цирка в последние дни Великой Отечественной, о необычности цирковой жизни, о надеждах и испытаниях детства той поры.

Российский детский фонд

Главный редактор: ЛИХАНОВ Д. А.

Адрес: 101990 Москва, Армянский пер.11/2а

Сайт создан и поддерживается при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Сетевое издание Detfond
Свидетельство о регистрации СМИ: ФС77-73722 от 21 сентября 2018 г.
Учредитель — ООБФ «Российский детский фонд»

№ 599210412 в государственном реестре социально ориентированных некоммерческих организаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В обзоре рассказывается о самых известных книгах современного русского писателя А.А.Лиханова. Цель — заинтересовать школьников чтением книг. В файл входят презентация и текстовый документ с обзором.

Юноши, не бойтесь трудных книг.

Вы не отстраняйте их с тревогой

— К истине идут крутой дорогой.

Потому не бойтесь трудных книг.

Никогда не бойтесь горьких книг,

Книг неравнодушных и негладких.

Горькие слова правдивей сладких.

Потому не бойтесь горьких книг.

Эти строки можно с полным правом отнести и к книгам А.Лиханова, о котором мы говорим сегодня.

Свое творчество А.Лиханов посвятил детству. Герои его произведений — дети, подростки. Искренне, просто и доверительно автор рассказывает об их жизни, о сложностях возраста, о самопознании и самосовершенствовании юной личности, о становлении отношения к миру.

Его произведения можно разделить по темам.

Но вот закончилась Великая Отечественная война. Пережившие ее вчерашние выпускники начальной школы приходят в необычную для них «мужскую школу». Здесь происходит не только познание новых условий жизни, но и становление характера, мужание главного героя, от лица которого ведется повествование.

Седьмая тема – тема сиротства, детского одиночества, покинутости.

«Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком».

Альберт Анатольевич Лиханов

Читайте также:

      

  • На юге краткое содержание
  •   

  • Майские указы президента рф 2016 краткое содержание
  •   

  • Краткое содержание повести поэт
  •   

  • Вильмонт мужлан и флейтистка краткое содержание
  •   

  • Игра на военную тематику для начальной школы

  • Кресло кровать как пишется слитно или через дефис
  • Кресло качалка как пишется через дефис или нет
  • Кремль по английски как пишется слово
  • Креслице как пишется и почему
  • Кремлевский дворец съездов как пишется