Крестьянская россия в некрасовской лирике сочинение

Н.А.Некрасов отразил в своём творчестве жизнь народа, показав русское крестьянство не только с лучшей стороны, но и объективно нарисовав все особенности их труда, быта, традиций, характеров. Наиболее важными считал поэт те проблемы, которые вызывали у читателей сочувствие крестьянам: это эксплуатация и угнетение народа, унижение их и жестокое к ним обращение со стороны помещиков в условиях крепостного права.

Некрасов писал, что «лиру посвятил народу своему», и это был сознательный выбор. Сердце его страдало от жалости к угнетённым труженикам, и от гнева, когда видел «язвы родины своей», и от той ситуации безысходности, какая описана, например, в стихотворении «Железная дорога»:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Поэт хотел бы видеть крестьян другими, способными отстаивать свои права, не безропотными, и не терпящими издевательства с рабской покорностью. Поэт считал, что именно долготерпение и покорность приводят к тем последствиям, результат которых – нищета, забитость, пьянство. Например, Яким Нагой, герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», говорит, что он «до̀ смерти работает, до полусмерти пьёт». Понятно, что таким образом человек заглушал боль, смертельную усталость, уходил от мыслей о необходимости решения проблем. Об этом сказано и в «Размышлениях у парадного подъезда»:

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут…

Отсюда возникал законный вопрос, обращённый к крестьянину:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

На этот вопрос Некрасов сам же и ответил, показав судьбу «холопа примерного – Якова верного», терпение которого однажды лопнуло:  крестьянин завернул повозку в лес и повесился на глазах у беспомощного барина, бросив его, не способного ходить, в лесу. Это была месть тому, кто долгие годы не считал слугу за человека, был жестоким и к Якову, и к его родственникам.

Судьба другого бунтаря нарисована в образе богатыря Савелия. Поэт восхищается его силой, достоинством, волей, свободолюбием. «Клеймёный, да не раб!» – с гордостью говорил дед Савелий. Но провести многие годы на каторге, вдали от семьи – это ведь тоже не выход. Поэтому в произведениях Некрасова показаны разные пути поисков правды, когда крестьяне по-своему решали, как выжить семье при любых условиях. Например, Матрёну Тимофеевну, героиню той же поэмы, односельчане называют счастливой, но  в её судьбе больше горя, труда и унижений, чем каких-либо побед. Однако она никогда не теряла присутствия духа, много трудилась и боролась с нуждой. Пережила смерть ребёнка, была высечена розгами по велению барина за то, что попросила простить своего маленького сына-пастушка, не сумевшего уберечь овцу от голодной волчицы. Вместе с детьми вынесла голод и попреки в семье мужа, когда её обвиняли в том, что случился неурожай: крестьянка надела чистую рубаху в рождество, чем будто бы накликала беду. Мать готова посылать детей просить милостыню, хотя сама считала, что только упорный труд должен приносить достаток крестьянской семье. И всё-таки именно Матрёна Тимофеевна добивается справедливости, что никому прежде не удавалось. Она сумела с помощью губернаторши вернуть мужа, главу семейства, домой, так как Фёдора забрали в рекруты противозаконно. Но этот случай – исключение.

В жизни ещё одной семьи благополучное существование закончилось смертью обоих родителей, и детей ожидала сиротская доля. В поэме «Мороз, красный нос» рассказывается о людях, не щадивших себя, много и упорно работавших. Крестьянин Прокл был настоящим тружеником, ему даже удавалось скопить  денег. После летних работ и уборки урожая осенью он уезжал на заработки, добывая средства для жизни извозом. И оброк барину платил, и семье оставалось. Дарья была под стать мужу, красавица и труженица:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде.

Но однажды зимой случилась беда: Прокл простыл в дороге, а лечение крестьянское соответствовало их невежеству. Молодой мужчина умирает, и его жена Дарья, которая до этого несчастья жила в мире и согласии со своим мужем, не боялась тяжкого труда, растила детей, вдруг оказалась наедине с бедой и с такими трудностями, которые не по плечу одинокой женщине. Хотя именно к ней относятся слова, прославляющие крестьянку:

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна…

Однако на самом деле пахать, сеять, работать в поле, косить траву, жать и молотить рожь, заготавливать зимой дрова – это и сильному мужчине в одиночку непросто. Поэтому Дарья чувствует, что она обречена, что семья теперь познает нужду, голод, тоску непреодолимую.

Русские женщины, воспетые Некрасовым, не были слабохарактерными и беззащитными, несмотря на то, что часто оставались бесправными в условиях подневольного труда или же традиционного семейного уклада. Но поддаваться унынию считалось за грех, и крестьянки старались не показывать никому своей усталости, избегали тяжких дум о несчастной доле, и только наедине с собой могли уронить скупые слёзы, как это описано в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…». Некрасов изображает трудовые будни крестьянки жёсткими штрихами:

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Поэт называет женщину терпеливой матерью, так как ей приходится превозмогать не только смертельную усталость от непосильного труда, но и жалость к малым, грудным детям, которых брали с собой в поле. Иногда необходимость бросать ребёнка из-за выездов в поле или на сенокос оборачивалась трагедией: дети гибли, как это случилось в семье Матрёны Тимофеевны, героини произведения «Кому на Руси жить хорошо».

Некрасов показал в поэме и такого героя, которого можно назвать исключением из правил. Это человек, вырвавшийся из нищеты, он твёрдо стоит на ногах. Ермил Гирин – грамотный и честный человек, избранный крестьянами на должность бурмистра. Он с помощью крестьян купил мельницу, рассчитавшись при этом с каждым из добрых людей, выручивших его, хотя суммы не были записаны. Ермил заслужил уважение к себе не только трудолюбием и честностью, но и тем, что был человеком совестливым.

В произведении поэт показал также другую сторону крепостного права, когда человек не тяготится бесправным, зависимым положением, а приобретает такие черты, как угодничество, холопская преданность барину:

Люди холопского звания –

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Слуга Ипат так благодарен барину за его «милости», что готов оставаться вечным рабом. Он с умилением вспоминает, как барин запрягал его ради потехи в тележку, как окунал в прорубь, или заставлял играть на скрипке, усадив верхом на лошадь. Когда Ипат упал с лошади и его переехали сани, то барин всё-таки вернулся, не бросил умирать, за что и готов холоп вечно молиться на своего господина.

Были и  другие примеры, другие представители крестьянской России, которые хотели свободно трудиться на своей земле. И они считали нужным добиваться лучшей доли.

Картины народной жизни, отражённые в лирике Н.А.Некрасова, несли в себе веру в хорошее будущее для русского крестьянства. Поэт называет золотым спасённое в условиях крепостничества сердце народа, так как в этом сердце есть доброта, в нём живо стремление к свободному труду и к справедливости. Об этом написал в стихах Гриша Добросклонов, герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которому суждено стать народным заступником в борьбе за права крестьянства.

метки: Некрасов, Стихотворение, Крестьянин, Русский, Произведение, Крестьянство, Некрасовский, Представлять

Мы знаем Некрасова в первую очередь как народного поэта. Его мысли всегда были о простых русских людях, его стремлением было облегчить их участь, бороться за их права хотя бы с помощью печатного слова.

Многие поэты и писатели обращались к образам крестьян, но лишь у одного Некрасова они столь реалистичны и написаны с таким глубоким авторским пониманием. Образы русских людей у него не серые, унылые, забитые и убогие, как у большинства писателей. Нет, крестьяне Некрасова — зачастую люди высоких душевных качеств, сильные физически, обладающие огромным обаянием, умные. Как характерный пример можно назвать героиню стихотворения «Тройка». Автор описывает ее с любовью и тщательностью. И вот уже перед нами образ пышущей здоровьем молодой смуглой задорной девушки, бегущей вслед за тройкой. Но тут же поэт спешит разочаровать читателя, предсказав неизбежную и горькую судьбу крестьянки:

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Увы, это не литературное преувеличение, а сухая констатация факта. И если мы вчитаемся в книги Некрасова, то найдем еще множество подобных безрадостных картин. Крестьянин в глазах поэта — и душевно, и физически красивый человек. Но судьба (а лучше сказать, общественный строй) сгибает этих прекрасных людей, превращает их в угрюмых рабов, саму красоту преображает до неузнаваемости, до уродливости.

Причина народных страданий одна — тяжкое ярмо крепостного права. В нем источник всех бед, оно превращает людей практически в скот. Вот почему Некрасов с таким негодованием отзывается о крепостничестве и пишет столько стихотворений, направленных на защиту униженных мужиков и против угнетателей («В дороге», «Извозчик», «Забытая деревня»).

Радует поэта лишь то, что в народе, пусть исподволь, очень медленно и неуверенно, но все же назревает недовольство, которое даже сложно еще назвать протестом («Вино», «Псовая охота»).

3 стр., 1258 слов

Какого человека можно назвать счастливым?

… сочинениях не ограничились каким-то одним аспектом счастья. Они станут оппонентами тем, кто сейчас попробует защитить точку зрения своей группы в вопросе, какого же человек можно назвать счастливым. … Персонажи из главы «Счастливые» Сами мужики Автор поэмы. Кто же, по мнению поэта, счастлив на Руси? Выводы .(запись … был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? …

В стихотворении «Вино» герой практически готов открыто протестовать и защищать свое достоинство, но каждый раз выпитое вино мешает ему привести замыслы в действие. Вот и еще одна причина, по которой народ молчит и не поднимает головы, когда его быот — пресловутое русское пьянство. Русский мужик привык решать свои проблемы с помощью выпивки.

Но, несмотря ни на что, все же Некрасов верит в народ и в его светлое будущее. Об этом говорится в стихотворении «Школьник»:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай,-

Столько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Спасение русского народа Некрасов видит в учении. Чем образованнее человек, тем нетерпимее он относится к своим угнетателям. Тем более что в душе русского мужика хранятся неисчерпаемые богатства: доброта, щедрость, благородство, сострадание, милосердие. Все это должно найти выход, стать достоянием общества, а не погибать в измученных, истощенных людях.

С годами Некрасов развивался как поэт, но тема крестьянских страданий все так же живо волновала его и оставалась неизменной в его лирике. Уже будучи состоявшимся поэтом, он создает два своих знаменитых стихотворения: «Размышления у парадного подъезда» и «Железная дорога». Первое из этих стихотворений имеет реальную основу: окна Некрасова выходили на подъезд министра государственных имуществ. Поэт однажды увидел, как дворник выгонял со двора крестьян-просителей. Это подействовало на Некрасова столь сильно, что он создал свое знаменитое стихотворение, где, не боясь, открыто обвинял власть предержащих в бездушии и жестокосердии.

Стихотворение «Железная дорога» — целая повесть о страданиях крестьян, тысячами сложивших свои кости под полотно железной дороги только ради того, чтобы по этим костям в удобных теплых вагонах ездили их притеснители. Некрасов показывает картины народных страданий, переносимых молча и терпеливо. Своим стихотворением автор призывает читателя задуматься о судьбе тысяч невинных людей, которые всю свою жизнь тянут лямку, не жалуясь, а в награду за свой труд получают лишь страдания и горе.

Каждым новым стихотворением Некрасов добавлял яркие штрихи в картину народных бедствий. Тем самым он призывал мыслящих людей всеми силами бороться с крепостничеством, как с самым тяжким злом. Некрасов стремился также к тому, чтобы распространить свои произведения в народе. Об этом говорит и то, что он использовал в творчестве элементы народного языка. Многие произведения Некрасова имеют форму былины, сказки или песни. Это еще сильнее подчеркивает народность его лирики.

Сочувственное изображение крестьянского быта — основная черта некрасовской лирики. Поэтому Некрасов более всего заслуживает называться «народным поэтом» и занимает эту нишу в русской классической литературе по праву.

Похожие сочинения:

Каким предстаёт русское крестьянство в лирике Н.А. Некрасова?

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Поэт в своем стихотворении «Вчера в шесть часов …», написанном в жанре философской лирики, сравнивает свою «Музу» с молодой крестьянкой, которую избивают кнутом. Она терпит всю боль и не показывает своих страданий людям:

Вчера, в шесть часов

Я пошел в Хеймаркет;

Они избили женщину кнутом,

Молодая крестьянка.

Лирический герой, глядя на нее, гордится своим русским народом, считает его таким же сильным и гордым, как эта крестьянка. Более того, он сравнивает это со своей музой и говорит ей, используя риторические восклицания: «Смотри! Твоя сестра, дорогая!».

А стихотворение «Железная дорога», написанное трехсторонним дактилем, построено в форме диалога между отцом и сыном. Ваня спрашивает отца: «Папа! кто построил эту дорогу? На что «папочка» отвечает: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, дорогой!» Но тогда Некрасов в своем творчестве раскрывает горькую правду о том, как тяжело трудился этот путь бедными крестьянами. За свою работу и «роковые труды» они получили только бочку вина.

Но люди из безнадежности, понимая, что они ничего не могут сделать, смирились со своим положением и «с криком« ура! Бросился с дороги. Несмотря на сложную судьбу крестьян, автор продолжает полагать, что они когда-нибудь будут жить счастливо

Это выдержит все — и широко, ясно

Грудь проложит путь для себя.

Жаль только — жить в это чудесное время

Мне не нужно — ни мне, ни вам.

Стихотворение «Тройка», написанное в форме перекрестной рифмы, также показывает мрачную и удручающую картину: русская крестьянка бежит за тремя лошадьми, которые бросились в надежде, что молодой корнет обратит на нее внимание. Но Некрасов утверждает:

… да не то чтобы ты упал

Ты пойдешь за шлюхой.

Судьба молодой крестьянки невероятно горька, потому что ей не суждено быть счастливой. Эта героиня идентифицирует весь русский крестьянский народ, которому суждено быть подчиненным и работать вечно, неутомимо:

И будет похоронен во влажной могиле

Как вы пойдете своим трудным путем

Бесполезно угасшая сила

И без подогрева груди.

Русское крестьянство предстает в лирике Некрасова невероятно сильным, гордым, умелым и мечтающим о прекрасном будущем. Однако поэт также подчеркивает, что крестьяне бедны, обмануты и их работа не ценится. Но, несмотря на это, именно благодаря им Россия стала действительно великой страной, поэтому Некрасов обращает внимание крестьян своими стихами, которые «претерпят то, что посылает Бог!»

Доклад на тему: «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

  • Категория: Доклад по литературе

Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с индивиду­альной судьбой. Центральным в стихотворении является образ дороги, восходящий своей традицией к Н.В. Гоголю. Стихо­творение построено в форме разговора барина с ямщиком. На­чинается стихотворение традиционно:

Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку…

Но речь ямщика лишена привычных песенно-народных интонаций: наоборот, говор ямщика коряв и груб, переполнен диалектизмами. Сочувствие к ямщику сталкивается с его глу­боким невежеством: он не понимает силу просвещения и от­носится к нему, как к болезни:

На какой-то патрет все глядит Да читает какую-то книжку… Иногда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет…

Ф.М. Достоевский писал о Некрасове: «У него была своя, своеобразная сила в душе, не оставляющая его никогда, — это истинная, страстная, а главное, непосредственная любовь к народу».

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые со­вершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и совре­менников. Например, в стихотворении «Тройка» (1846) глав­ный мотив творчества Некрасова — беды и страдания наро­да — перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины- крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения —

предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах:

Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка… Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика.

Радостная перспектива счастливой жизни для крестьянки, отвергается поэтом, утверждается второй, более трагический вариант судьбы девушки, который полностью соответствует жизненным реалиям. Стихотворение представляет собой ли­рический монолог, интонация и лексический строй которого меняются в процессе повествования. Эта сложность объясня­ется не только богатством внутреннего мира повествователя, но и желанием рассказчика передать образ мышления тех, о ком говорится в стихотворении. Например, в первых двух строфах воспроизводится манера речи повествователя, дано его прямое обращение к героине:

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу — Все лицо твое вспыхнуло вдруг. И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?.. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет.

Но, начиная с третьей строфы, передается особенность ре­чи крестьянской девушки, ее окружения:

На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных как ночь…

Происходит речевое перевоплощение повествователя в лирическую героиню. Как отмечает исследователь лирики

Н.А. Некрасова Б.О. Корман: «В речи повествователя были уже элементы, которые сделали естественным переключение его лирического монолога в план речевого сознания героини».

В стихотворении «Родина» (1846) поэт обращается к поре детства, анализирует влияние крепостничества на формирова­ние детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные черты — они рождали ненависть, оз­лобленность, сопротивление, стремление вырваться из замк­нутого круга. Название иронично, так как родные места ассо­циируются в первую очередь с разнузданно-эгоистической жизнью господ, прозябанием задавленных страхом и нуждою рабов. Такая родина вызывает горькие воспоминания:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет…

Важное место занимает в стихотворении тема народного страдания: народ страдает от стихийных бедствий, болезней, несчастных случаев, от произвола помещиков, чиновников, властей.

В стихотворении «Несжатая полоса» (1855) поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тру­женика, который, имея клочок собственной земли, не в со­стоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» даны че­рез восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьян­ской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой по­лосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…». На смертном одре крестьянин думал не о себе, а о родной земле, которая оста­нется без него сиротою:

Знал, для чего и пахал он, и сеял, Да не по силам работу затеял. Плохо бедняге — не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет…

Но образ «несжатой полосы» имеет и иной, метафориче­ский смысл: Некрасов писал данное стихотворение будучи тяжело больным человеком, отправляясь на лечение за границу. «Несжатая полоса» — это и крестьянская нива, и «нива» поэтического труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, подобно любви крестьянина к своей земле.

Основная тема стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) — тема народной судьбы. Лирическое произве­дение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знат­ный вельможа, считающий «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, ифу», противопоставлен крепостному крестьянину. Лирический сюжет стихотворения предельно прост: «деревен­ские русские люди» издалека пришли в лаптях к знатному вель­може пожаловаться на свое разорение, но их прогнал швейцар, так как барин «не любит оборванной черни». Драматизм изобра­женной картины основан на контрасте между бесправным, ни­щим положением народа и паразитической, роскошной жизнью богачей. Почти буквально дан взгляд вельможи на народное сча­стье, полное пренебрежение к заступникам народа:

.. .Щелкоперов забавою Ты народное счастье зовешь; Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь!

В стихотворении «Железная дорога» (1864) изображаются «народные массы», которые голод согнал на строительство дороги, но здесь — каторжный труд и нечеловеческие условия существования, грабеж со стороны начальства:

Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас богатеи-десятники, Секло начальство, давила нужда…

В таких условиях человек, истощенный физически, пре­вращается в живого мертвеца:

Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах…

В произведении дан монолог генерала, в котором выража­ется презрительное отношение господ к народу, народному труду. В финале стихотворения поэт подвергает народную жизнь строгому анализу:

Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную, Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В письме к своему другу инженеру-путейцу А.Н. Ермако­ву Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Так Н.А. Некрасов писал о стихотворении 1847 года— «Эле­гия». Обращаясь к молодому поколению, поэт выбирает жанр элегии, в которой изображает бедственное положение народа и определяет высокое назначение поэзии. Некрасов в этот пе­риод занимается разработкой принципов элегического жанра, поэтому здесь прослеживается тесная связь лирического героя с жизненным материалом, то есть раздумья лирического героя на лоне сельской природы, при виде крестьянского труда, кре­стьянских радостей и невзгод. Главная тема стихотворения — приверженность пушкинской традиции, но в ином ключе:

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдания народа».

Некрасов продолжает разговор об унизительном положении народа, освобожденного от рабства. Таким образом, тема судь­бы нищего народа, покорного бичам, переходит от Пушкина (стихотворение «Деревня») к Некрасову. Постепенно одиче­ский, поучительный тон переходит в вопросительный, имею­щий оттенок самоиронии, сомнения. Отсюда использование ри­торических вопросов в трех первых частях стихотворения:

Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи… «Довольно ликовать в наивном увлеченьи, — Шепнула муза мне: — Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Кульминацией одической части является строка: «Я лиру посвятил народу своему…»; элегической — «Уж вечер наста­ет, волнуемый мечтами…». В первой части отчетливо про­слеживается традиция Г.Р. Державина и А.С. Пушкина. Во второй части вечерняя тишина и покой способствуют озаре­нию мысли лирического героя, гармонии его души; природа и человек приходят в состояние гармонии («Природа внемлет мне…»). Художник-творец может жить только в служении на­роду, а не себе. Финал стихотворения трагичен: поэзия и на­род разобщены:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта — Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Лирический герой Некрасова и на лоне природы не нахо­дит успокоительного разрешения мучительных «тайных дум» о «народном враге», которому он «сулит проклятия», об осво­божденном от рабства, но по-прежнему бесправном народе. Некрасовская элегия продолжает традицию Пушкина в сторо­ну драматизации жанра, которая достигается не с помощью использования внешних художественных приемов, а через уг­лубление конфликтности поэтической мысли стихотворения, через драматизацию его темы.

Проанализировав несколько некрасовских стихотворений, можно сделать вывод о том, что «крестьянская тема» была ве­дущей в творчества поэта. Но решалась она в каждом поэтиче­ском произведении по-разному.

Вопросы по докладу:

1)   Какая тема была ведущей в лирике Н.А. Некрасова?

2)   Назовите первое стихотворение поэта, встретившее одобрение со стороны критики. О чем это стихотворение?

3)    Как раскрывается «крестьянская тема» в стихотворени­ях «Тройка», «Размышления у парадного подъезда»?

4)   С какими поэтами-предшественниками перекликается стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»?

Какой предстает жизнь русского крестьянства в произведениях Н. А. Некрасова? (ЕГЭ по русскому)

Николая Алексеевича Некрасова можно смело называть народным поэтом. Выдающийся писатель 19-го столетия избрал “натуральное” направления, показывая жизнь без прикрас, вникая в мелкие подробности бытия простых людей, их горести и страдания.

Некрасов не пытался показывать лучшую сторону народной жизни, напротив – освещал проблемы, вызывающие сострадание и гнев из-за существовавшей несправедливости.

Жизнь русского крестьянства поэт изображает безрадостной и беспросветной. Люди страдают и от природных стихий, и от помещичьего произвола. Но, несмотря на тяжелый удел, народ сохраняет лучшие духовные качества.

Мужики-крестьяне представляются мудрыми и талантливыми в отличие от богатых господ.

Некрасов искренне считал, что все лучшее в России создано ее народом. На протяжении жизни он постоянно доказывал свое убеждение, восхищаясь простыми людьми: “Я лиру посвятил народу своему”. В творчестве поэта представлено огромное разнообразие характеро, при этом практически любой из героев наделен индивидуальностью.

Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий, богатырь святорусский – все они яркие и самобытные личности.

Богатырская сила вызывает восхищение и уважение, но Некрасов показывает и присущие простым людям пороки: пьянство, забитость, невежество. Нагой сам признается, что “до смерти работает, до полусмерти пьет”. Поэт осуждает рабскую покорность крестьян, заметив, как “великою скорбью народною переполнилась наша земля”.

Главная причина покорности, по мнению автора, кроется в невежестве.

И все-таки Некрасов оптимист, он верит, что придет время, “когда мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет”. Но пока даже такие неординарные люди как Яким Нагой, тянущиеся к красоте, приобретают на ярмарке обычные лубяные картинки. Они ассоциируются у крестьян со светлой стороной жизни.

Многие предшественники Некрасова изображали народ с сочувствием и жалостью. Но Николай Алексеевич, отождествляя себя с бесправными мужиками, стал выразителем народного гнева и боли. Он не просто знакомил читателей с различными представителями народных масс, но заставлял понять и полюбить их.

Некрасов поставил творчество в услужение народу. Поэзия стала его голосом, стоном и криком.

Печаль и гнев являются основными чувствами, вложенными автором в свои стихи. А как гражданин он видит лишь один путь к изменению тяжелой жизни народа – революционный…

Loading…

Какой предстает жизнь русского крестьянства в произведениях Н. А. Некрасова? (ЕГЭ по русскому)

(378 слов) Н. А. Некрасов постоянно обращался к теме жизни простого народа. Автор описывал жизнь крестьян, быт и нравы, их положение в обществе. Именно поэтому он столь подробно описал крестьянство в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Одной из центральных проблем поэмы становится проблема счастья. Семь мужиков-странников отправляются на поиски счастливца. Но, судя по названию деревень (Заплатово, Дырявино, Разутово и так далее), благополучия здесь не найти. Зато на пути встречается множество крестьян, «досыта не едавших, несолоно хлебавших», и «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». Они видят людей с тяжелыми судьбами: Якима Нагого, который «до смерти работает, до полусмерти пьет», Ермила Гирина, который старается жить по нравственным законам и справедливости, но все равно обречен на трагичную жизнь, старика Савелия, жизнь которого – это «лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения», крестьянку Матрену Тимофеевну, попавшую «с девичьей холи в ад». Разве можно назвать этих людей счастливыми?

Автор передал неоднородность крестьянского сословия, показав все известные ему типажи мужиков. Так, о тяжелой крестьянской жизни рассказывает Яким Нагой. Он говорит, что крестьяне запивают свое горе вином, потому что, если бы не алкоголь, они бы уже давно перевернули прежний уклад. У простого народа душа, «что туча черная» — «грозна и гневна», оттуда «надо бы громам греметь» и «кровавым лить дождям», однако они просто смиряются со своим положением. Холопа Ипата, напротив, полностью поглотило духовное рабство. После отмены крепостного права он не желает уходить от своего барина. Более того, он хвастается своим положением. Князь Утятин всячески издевается над ним, унижает, а Ипат называет оскорбления благодеяниями. Данный образ демонстрирует, что крепостное право глубоко проникло в сознание крестьянина. Они просто не знают, что существует другая, свободная жизнь, и не могут ею правильно распоряжаться. Однако в народе начинает теплиться сила, которая рано или поздно превратится в пожар. Среди крестьян появляются независимые борцы за справедливость. Такими являются бывший разбойник Кудеяр, который убивает циничного и эгоистичного пана Глуховского, старик Савелий, который с другими крестьянами заживо закапывает жестокого немца-управляющего, Гриша Добросклонов, готовый сделать все для народа.

Некрасов показывает трагическую судьбу крестьянства. Оно не может почувствовать вольность и счастье из-за духовного рабства. Многие из них не были способны освободиться, они уже смирились со своей судьбой, не желая изменять свое положение или просто не имея силы духа для создания новой жизни. Однако автор выражает надежду на скорое пробуждение народа, заканчивая эпилог поэмы патриотическими песнями Гриши Добросклонова.


Многомудрый Литрекон рад помочь Вам с подготовкой сочинения-рассуждения, но если Вам не по душе его старания, напишите, пожалуйста, почему?

Автор: Ольга Волкова

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе, и картинами этого горя полны его произведения. Особенно сильно взволновала поэта судьба угнетённой крестьянки. Ты вся - воплощённый испуг, - Ты вся - вековая истома! - говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне» - перед нами старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь её беспросветно тяжела, и, «кабы только не грех», старуха-мать покончила бы жизнь самоубийством. Та же тема - горе матери-крестьянки - поставлена в стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения - не выдумка, а быль. «Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь,- вспоминал Некрасов.- Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить». Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный её сын, замученный солдатчиной, «больнёхонек» вернулся домой и умер:

    * Девять дней хворал Иванушка,
    * На десятый день преставился.
    * Богатырского сложения.
    * Здоровенный был детинушка!

Но жестокая казарменная муштра сгубила, довела до чахотки этого богатыря. Так страшна была царская солдатчина, что даже в последнюю ночь перед смертью, в бреду Всё ему перед кончиною Служба эта представлялся. Бред умирающего раскрывает ужас положения крестьянина, сданного в солдаты, бесчеловечное обращение с ним:

    * Вдруг  метнулся…  смотрит жалобно… Повалился - плачет, кается, Крикнул: «Ваше благородие! Ваше!..» Вижу - задыхается…
    * Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная!.. Такими словами заключает автор рассказ Орины.

В произведениях Некрасова возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз - Красный нос»,  по духу - сестра некрасовских декабристок. Когда-то в молодости она «красотою дивила, была и ловка и сильна», но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, трудней которой «вряд ли сыскать». Нельзя равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина. И поэт говорит, обращаясь к крестьянке:

    * Тот сердца в груди не носил, Кто слёз над тобою не лил!

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни пореформенной деревни. Как и Чернышевский, он понимал грабительский характер «освобождения» и то, что изменились только формы угнетения народа. Некрасов с горечью отмечал, что положение народа после «освобождения» не улучшилось: В жизни крестьянина, ныне свободного, Бедность, невежество, мрак. В поэме «Дедушка», написанной в 1870 г., он нарисовал такой образ «свободного» крестьянина:

    * Вот он, наш пахарь угрюмый,
    * С тёмным, убитым лицом;
    * Лапти, лохмотья, шапчонка…
    * Голоден труженик вечный,

 Жизнь народа красноречиво обрисована в песнях «Голодная», «Барщинная», «Солдатская», «Весёлая», «Солёная» и других. Вот, например, каким показан дореформенный барщинный мужик в одной из этих песен:


 




    * Шкура вся вспорота,
    * Пухнет с мякины живот,
    * Верченый, крученый,
    * Сеченый,  мученый Еле Калина бредёт…
    * Белея, нечёсан Калинушка,
    * Нечем ему щеголять,
    * Только расписана спинушка,
    * Да за рубахой не знать.
    * С лаптя до ворота

Реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана. Как и прежде, крестьяне - люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что теперь их «вместо барина драть будет волостной». Безмерны народные страдания. Тяжёлый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. Но «почва добрая душа народа русского», и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.

    * В рабстве спасённое
    * Сердце свободное -
    * Золото, золото
    * Сердце народное!

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому «тошен свет», потому что у него «хлеба нет, крова нет». Они же выручают Ермила Гирина, который «бился» с купцом Алтынни-ковым. Крестьяне - «люди… великие» в работе; «привычка… к труду» никогда не покидает мужика. Поэт показал, как недовольство народа своим положением начинает переходить в открытое возмущение:

    * …иногда пройдет Команда.
    * Догадаешься: Должно быть, взбунтовалося
    * В избытке благодарности Селенье где-нибудь!

С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием. Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда. К тому же типу крестьян принадлежит и «непокорный» Агап, который на брань князя Утятина - «последыша» - ответил гневными словами: Цыц! Нишкни! Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы последышу Пинка - и кончен бал.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема крестьянской жизни в произведениях Некрасова. Поищите еще с сайта похожие.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Образ народа в лирике Некрасова

Образ народа в лирике Некрасова сочинение

Некрасов глубоко сострадал русскому народу. Это нашло отражение в его творчестве. Он пришлось на 50-70-е годы 19 века. Это время расцвета народной демократии. По всей России поднимается волна народного возмущения. Интеллигенция надеялась, что произойдёт крестьянская революция.

И пусть его стихи написаны не по литературным канонам того времени, но они так берут за душу, волнуют. Строчки врезаются в память на всю жизнь. Кажется, что его Муза – это крестьянка, которая постоянно трудится на барщине, рожает в поле, в стогу сена. Ей некогда заниматься ребёнком, она вынуждена работать.

Вот в стихотворении «Тройка» Некрасов описывает жизнь русской женщины. Красивая молодая женщина увидела в проезжающей тройке красавца-барина и бежит за ней. Она надеется, что может быть, он остановится и заберёт её с собой. А тут что её ожидает?

Вечно пьяный муж, куча сопливых ребятишек да сварливая свекровь. И будет она вечно терпеть побои пьяного мужа и вечное недовольство свекрови. Это стихотворение похоже на романс. Из него получилась народная песня.

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Сюда приходят люди что-то просить. Вот пришли крестьяне. Но швейцар их даже не пустил, так как они бедно одеты и от них плохо пахнет. Никому не интересны горести и страдания простого народа. Некрасов точно выразился, что нет в России такого уголка, «где бы русский мужик не стонал».

Стонет он и на Волге, когда на себя тянет корабли и баржи. Это «бурлаки идут бечевой», запряженные, как лошади или собаки. Глядя на всё это, у Некрасова сердце кровью обливается и рвётся душа. И он спрашивает у народа, долго ли он ещё будет страдать? Насколько у него хватит сил? Не пора ли просыпаться? Вот уже и творческая интеллигенция намекает на какие-то изменения в обществе.

Интересно стихотворение «В дороге». В нём речь идёт о крепостной крестьянке, которую хозяева выучили, дали образование, а потом отдали замуж за простого мужика, ямщика. И она вынуждена колоть дрова, носить воду, ходить на барщину. Но девушка увидела другую жизнь, она хочет так жить, но она, как птичка в клетке.

Муж жалеет её, но называет «белоручка» и «белоличка». Ему не понять, почему она читает книги, долго-долго смотрит на чей-то портрет и плачет. Муж не способен её понять. Для него женщина – баба, ломовая лошадь. Какая у неё может быть душа? Из-за прихоти дворян несчастные оба — и муж, и жена.

Большая поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов писал её 13 лет. Он пытался осмыслить, что принесла крестьянам реформа 1861 года. Она написана от лица семерых странников, которые путешествуют по России и ищут счастливого человека. В конце он задаёт риторический вопрос: «Народ освобождён. Но счастлив ли народ»?

Также читают:

Картинка к сочинению Образ народа в лирике Некрасова

Образ народа в лирике Некрасова

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Сентиментальная повесть Карамзина о несчастной любви молодой девушки-крестьянки и богатого дворянина, считается одним из лучших произведений писателя, открывшего новое направление в литературе

  • Образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина

    Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов. И случается так, что один существовавший

  • Сочинение Он и она (с примерами из литературы, аргументами)

    Одна душа в двух телах – так часто выражаются, когда хотят рассказать про союз двух людей противоположного пола. Такая двойственность, единство противоположностей, которое будто является самой лучшей иллюстрацией концепции

  • Сочинение Полковник на балу и после бала 8 класс Толстой

    На балу полковник выделялся, среди других, в первую очередь своим высоким ростом. Потом уже бросалась в глаза военная осанка и серебряные эполеты. Его стройная, статная фигура гордо возвышалась

  • Герои Сказки о царе Салтане Пушкина (характеристика персонажей)

    Александр Сергеевич Пушкин был автором многих сказок, и «Сказка о царе Салтане…» тоже его произведение. В этой сказке герои преодолевают все напасти и в конце концов получают заслуженную награду.

  • Крестьянская реформа александра 2 сочинение
  • Крестьяне или крестьяни как пишется
  • Крестовый поход как пишется
  • Крестовые походы как пишется
  • Крестный сыночек как пишется