Крестьянские дети герои рассказов льва николаевича толстого

Сочинение по рассказам Л. Н. Толстого. Главный персонаж детских рассказов Толстого - крестьянский ребенок («Филипок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях, отношении к окружающим. Один из привлекательных образов - любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ «Филипок»). Малыш преодолевает все трудности и достигает цели - его принимают в школу учиться. Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде.

Многие рассказы писателя вызывают у нас  глубокое сопереживание («Акула», «Прыжок», «Котенок» и др.). Высокого психологического накала в этих рассказах достигает Толстой быстрым развитием сюжета. В рассказе «Акула» за двумя плавающими в океане мальчиками погналась акула. Выручают героев находчивость, самообладание отца одного из мальчиков - офицера-артиллериста, метко выстрелившего из корабельной пушки в акулу. В рассказе «Прыжок» находчивость капитана, приказавшего своему сыну прыгнуть с высокой реи в море, также спасает жизнь мальчику. Не менее трогателен рассказ «Котенок», где герой прикрывает своим телом от разъяренных собак любимого котенка. Сюжеты этих рассказов динамичны. Одно действие быстро сменяется другим. Во многих рассказах Толстого изображены правдивые картины сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдат-кино житье» и др.). Погибла корова, и семья голодает («Корова»). Отец - солдат, и нет работника в семье: нужда, голод одолевают («Солдаткино житье»). Но писатель вводит в рассказы оптимистические ноты.

    * Ø Возвратился солдат домой и восстановил хозяйство.
    * Ø Заработала бабка 20 рублей, служа у господ нянькой, и купили корову.

Однако в подобных произведениях не встретит протеста героев против существующего строя. Рассказывая детям о быте крестьян, Толстой не вскрывает основных причин тяжелой жизни народа. Толстовское «непротивление злу» пронизывает, как видим, и некоторые его детские рассказы. Иногда эти идеи выступают в произведении открыто («Бог правду видит, да не скоро скажет»). Велика заслуга Толстого в создании научно-популярных произведений для детей. Вместо длинных скучных статей писатель обращается к «описаниям», «рассуждениям», занимательным историям, живым ответам на детские вопросы «отчего?» и «как?» («Отчего потеют окна и бывает роса», «Как волки учат своих детей», «Магнит», «Черемуха» и др.). Писатель знакомит маленьких читателей с явлениями природы, с особенностями животного мира, дает им элементарные сведения из области физики, химии. Он стремился воспитать в детях вдумчивое, чуткое отношение к родной природе. Даже в научной книге Толстой проявляет себя прежде всего как художник, внося в нее, по выражению С. Я. Маршака, «живой голос», «живые наблюдения» («Заяц», «Русак», «Орел», «Лебедь» и др.).


 




В цикле рассказов о Бульке и Мильтоне («Булька», «Булька и кабан», «Фазаны», «Мильтон и Булька», «Черепаха», «Булька и волк», «Что случилось с Булькой в Пятигорске», «Конец Бульки и Мильтона») автор не толко сообщает много интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов, но и обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому. Свойственная Толстому простота и сжатость повествования не исключает сюжетной напряженности эпизодов, выразительности описаний.

Значительно реже обращается писатель к жанру сказки. Большинство его сказок носят познавательный («Волга и Вазуза», «Шах и Дон»), реже дидактический («Три подводы») или аллегорический характер («Царь и рубашка»). Толстой пересказал для детей известную сказку Г. X. Андерсена «Царское новое платье» (1858) и поместил ее в «Азбуке». В дальнейшем он переработал эту сказку, высоко оценивая ее за остро критическую направленность. Толстой обращался и к русскому былинному эпосу. Сохраняя былинный ритм, он пересказал для детей несколько былин героического содержания, отражающих могущество, силу, патриотические чувства человека из народа («Микулушка Селянинович», «Вольга-богатырь», «Сухман»).

Наблюдая, как дети воспринимают прочитанное им произведение, Л. Н. Толстой отмечал ряд художественных принципов, необходимых в произведениях для маленьких читателей: лаконизм повествования, простоту содержания. Занимательность в произведениях для детей писатель видел в содержании, а не в изощренности и надуманности формы. В рассказе «Прыжок» подробное описание положения мальчика, стоявшего на рее, он заменяет короткой фразой: «Стоило ему оступиться, и он разбился бы о палубу». В басне «Собака и повар» Толстой изменяет первоначальный текст на описание, более понятное крестьянскому ребенку. Краткость изложения, однако, не исключила применения писателем художественно-изобразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, антитез (вспомним рассказы «Булька», «Лев и собачка»). В поисках естественности повествования Толстой нередко применяет прием сказа, когда рассказ исходит от действующего лица или очевидца событий («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»).

Особое внимание обращал он на язык произведений. Художник писал: «Работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Обращаясь преимущественно к крестьянским детям, Толстой стремился к демократизации языка и потому пользовался, по его выражению, «языком, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может делать поэт».









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Детское и сказочное в творчестве Л Н Толстой. Поищите еще с сайта похожие.

Особенности художественного
повествования в рассказах

 Л.Н. Толстого о детях

Исследовательская работа

Автор работы:

Попова Виолетта Вячеславовна,

ученица 5  класса МОУСОШ №   

г. Тутаева

Научный руководитель:

Тумакова Евгения Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №

г. Тутаева

Тутаев, 2018 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………2

Толстой-педагог.
Создание школы для крестьянских  детей………………………………….4

Особенности
художественного повествования в рассказах  Л.Н.Толстого о детях………….5

Заключение…………………………………………………………………………………………8

Список
литературы………………………………………………………………………………..9

Введение      

Творчество
Льва Николаевича Толстого является бесценным для развития детской темы. Его
трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» является значимой в плане разрешения
важного вопроса: «Каково влияние периода детства на дальнейшую жизнь
человека?»  Еще одной несомненной заслугой Л.Н. Толстого является создание
целого цикла детских произведений, таких как «Азбука», «Новая азбука», «Книги
для чтения» и повесть «Кавказский пленник», ставшие основой литературного
образования многих поколений школьников. Именно Толстой одним из первых делает
попытку выработать универсальный язык произведений для детей: простой, но в то
же время выразительный и лаконичный.

Проблема
исследования

В
творчестве Л.Н. Толстого много небольших произведений для детей. Необходимо ли
автору строить особым образом повествование в таких произведениях? Как сделать
их не только интересными, но ещё и несущими воспитательную функцию? Актуальны
ли эти рассказы сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?

Гипотеза

Писатель,
создавая произведения для детей, выбирает в них особую форму повествования.

Актуальность

Детство
– неотъемлемая тема творчества практически каждого писателя, поэта, художника.
Она, как никакая другая, имеет тесную связь с реальной жизнью и находит отклик
в каждом человеке. Материалы данной работы могут быть использованы на уроках
словесности.

Цель

Выявление
особенностей повествования в рассказах Л. Н. Толстого о детях.

Задачи
исследовательской работы

1. Прочитать
произведения Л.Н. Толстого, посвящённые детской теме

2. Исследовать эти
произведения, выявить особенности повествования.

3. Определить, какие
нравственные уроки дает нам автор, актуальны ли они в наше время.

4. Оформить
результаты исследования

Предмет исследования

Рассказы Л. Н.
Толстого о детях

Методы исследования

Теоретический

Анализ

Толстой-педагог. Создание школы для
крестьянских  детей.

                                                                                                                
             «Надо…чтобы не
для                                                                                                                                                              
одного меня шла моя жизнь…»                                                                                                                                                                                                     Л.Н.Толстой

Л.
Н. Толстой был талантливым педагогом, именно поэтому  много рассказов он
посвящал детям. Писатель всю свою жизнь очень любил детей: и самых маленьких, и
более старших. Он всегда проводил с ними много времени: зимой катался на
коньках или санках, а летом гулял по полям, лесам, собирал с ними цветы, ягоды,
грибы. И всегда что-нибудь им рассказывал.

Толстой
с огромным увлечением обучал крестьянских детей в своей Яснополянской школе,
открытой в 1859 году. Пред тем, как построить школу для крестьянских детей, Лев
Николаевич отправился в станы Европы, чтобы узнать, «как учат детей там». В
школах, которые посетил Толстой, царила палочная дисциплина, применялись
телесные наказания, учеников заставляли механически зазубривать целые страницы
учебников. Писатель писал в своем дневнике: «Был в школе. Ужасно. Молитва за
короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети». По прибытии в
Россию Толстой заявил: «Ни в царской России, ни в странах буржуазного Запада,
никто не заботится о том, чтобы дети из народа получили настоящее образование».
В 1859 году Лев Николаевич построил школу для крестьянских детей, которая
находилась в его собственной усадьбе «Ясная Поляна». «В школе у нас было
весело, — вспоминает ученик этой школы Василий Морозов,- занимались с охотой.
Но еще с больше охотой, нежели мы, с нами занимался Лев Николаевич».

Л.
Н. Толстой написал несколько книг, по которым обучались в его школе: «Азбука»,
«Новая азбука» и четыре Русских книг для чтения. В полной мере любовь Толстого
к детям нашла свое отражение в рассказах.

Счастье
детства Толстой видит в удивительной свежести чувств юного существа, в
доверчивости детского сердца, в потребности любви и дружбы, в стремлении делать
людям добро, говорить им правду и защищать её всеми силами. Всё это нашло
отражение в его  рассказах. Перед писателем стояла непростая задача — создать
особый, неповторимый мир детства, понятный каждому его читателю. Маленькие
рассказы должны были дойти до сердца каждого ребёнка, чему-то научить, над
чем-то заставить задуматься. Именно поэтому Толстой выбирает для своих
произведений особую форму повествования, которая помогает писателю доступно
донести до детей важные жизненные истины.

С
целью анализа особенностей языка рассказов Л.Н.Толстого о детях я обратилась к
его произведениям, в центре изображения которых находятся наши ровесники.

Особенности
художественного повествования в рассказах  Л.Н.Толстого о детях

Целью
рассказов о детях, созданных Л.Н. Толстым, было не развлечь, а научить 
маленького слушателя важным жизненным истинам.   Такое произведение должно
сочетать в себе простоту слова, доступность повествования детскому восприятию.
Важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. В связи с
этим повествование в произведениях организовано особым образом.

В
ходе своей работы я выявила следующие особенности художественного
повествования, которые помогают писателю находить отклик в душе юного читателя.


Большинство героев рассказа Л.Н.Толстого не имеют имен. Автор называет их
«старшая девочка», «младшая девочка», «мальчик», «внучек», «ребята». На мой
взгляд, это связано с тем, что образ ребёнка обобщен, то есть любой из нас
может оказаться в подобной ситуации и испытать похожие чувства. Читая
произведение, каждый может почувствовать себя на месте главного героя,
попробовать сделать собственный выбор в создавшейся ситуации.

Очень
редко автор отходит от этой закономерности, но, даже давая своему герою имя,
Толстой делает это не случайно. Всем известен мальчик Филипок.  Автор
использует в имени героя уменьшительно-ласкательный суффикс, который выражает
авторское отношение к персонажу. В нем автора привлекает смелость,
любознательность, стремление к новому, способность ради своей цели преодолевать
любые препятствия. Писателю хочется, чтобы эти качества развивал в себе каждый
его маленький читатель.


 В рассказах Л.Н.Толстого отсутствует и описание внешности героев. В редких
случаях автор описывает предмет, принадлежащий герою. Например, в рассказе
«Филипок» у главного героя была старая отцовская шапка. Эта деталь помогает
показать, что маленький мальчик стремится быть взрослым.


 Отсутствие имен и описания внешности связано с тем, что в центре внимания
Толстого находится внутренний мир маленького героя, его сомнения или
переживания.

Изображение
действительности в рассказах дано глазами детей. Сам язык произведений
стилизован автором под детскую речь.

Ярким
примером этого является быль «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу
застала гроза». Рассказ ведется от лица главного героя. В нем отсутствуют
подробные описания, а предложения выстроены так, что создается впечатление,
будто это речь маленького ребенка: «Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти
домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело (2,с.65). Такое же
повествование встречается в рассказе «Как мальчик рассказывал про то, как он
дедушке нашел пчелиных маток»: «…потом дед снял с меня сетку и пошёл в избушку.
Там он дал мне большой кусок мёду; я съел его и обмазал себе щёки и руки» (1,
с.13). Все действия героев описаны предельно кратко. Даже рассуждая о чём-то,
герой избегает длинных монологов «…один раз я пришёл домой, а на крыльце сидело
двое слепых нищих. Я не знал, что мне делать; я боялся бежать назад и боялся
пройти мимо них: я думал, что они схватят меня» («Как мальчик рассказывал о
том, как он перестал бояться слепых нищих») (1, с.45). А в рассказе «Косточка»
писатель с предельной лаконичностью передает мучительное желание Вани съесть
сливы: «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились.
Очень хотелось съесть» (1, с.27).


 Таким образом, Л.Н.Толстой понимал, что дети видят мир иначе, чем взрослые. Он
намеренно избирает подобную манеру повествования, упрощает и предельно
сокращает предложения, отказываясь от длинных описаний. Язык произведений
понятен маленькому читателю,  герои говорят так же, как и он сам. Это помогает
ребёнку представить ситуацию, описанную в рассказе, оказаться на месте главного
героя, проанализировать его поступки и получить свои первые жизненные уроки.

 Сюжеты
рассказов Л.Н.Толстого очень драматичны. Чтобы раскрыть характер маленького
героя Толстой нередко показывает их в ситуациях, в которых им предстоит сделать
сложный выбор, от которого порой зависит жизнь.

 В
рассказе «Прыжок» главный герой чуть не погиб, оказавшись на краю перекладины
мачты. Ему предстоял сложный выбор: разбиться о палубу или прыгнуть в бездну
морских волн. В критический момент «мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул»
— преодолев свой страх, он выбрал жизнь. В произведении «Девочка и грибы»
маленькая героиня, пытаясь собрать рассыпавшиеся грибы, оказывается под
колесами поезда и в решающий момент «она ложится между рельсами головой вниз и
не шевелится». Это решение спасает ей жизнь. В рассказе «Девочка и разбойники»
маленькая девочка проявляет смекалку, сделав похожую на себя куклу и превращая
себя в чучело, и благодаря этому возвращается домой. В рассказе «Котенок» Вася
прикрывает собой котенка, спасая его от разъярившихся собак. Так не жалея себя
мальчик проявляет милосердие к более слабому существу.

Очень
опасная ситуация, в которой может оказаться каждый ребёнок, описана в рассказе
«Пожар». Его маленькая героиня прямо в избе подожгла снопы углями из печки.
Тогда «Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она
вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла,
Ваня схватил брата и потащил его. И так они вытащили его в окно на улицу и сами
выскочили». Этот рассказ помогает не растеряться в страшной ситуации.
Подсказывает, как действовать, чтобы спасти жизнь себе и другим.
Таким образом, Толстой хочет сказать читателю, что дети тоже способны принимать
правильные решения в экстремальных ситуациях, проявляя смекалку, смелость,
интуицию. Они находят выход из таких ситуаций, в которых не каждый взрослый
способен сделать правильное решение.

В
изображении детей присутствует особый психологизм, основанный на контрасте  их 
душевных  переживаний. Причем их чувства прямо не  описаны  автором, а 
переданы  через  действия. В рассказе «Косточка» главный герой испытывает
чувство  жгучего  стыда  за съеденную  без  спроса  сливу.  Мы понимаем его
переживания благодаря фразам: «Ваня покраснел», «Ваня побледнел», «заплакал»
(2, с.12). Автор предоставляет читателю право самому разобраться в чувствах
героя и сделать правильные выводы.  Рассказ «Корова» повествует нам о мальчике
Мише, который нехотя  стал  виновником  гибели  главной кормилицы семьи-
коровы. Он испытывает тяжкие  муки  совести: «не  слезал  с  печи», «каждый 
день  во  сне  видел  мертвую  буренку». Но он  находит  в  себе  силы  признаться 
матери  в  своем  поступке. Несмотря на то, что наказания не  последовало,  он 
искренне  переживает  не  только  смерть  коровы,  но  и  мучается мыслью «Как 
проживут  малые  дети  без  молока?». Жизненный  урок своим  родителям 
маленький  герой  в  рассказе  «Старый  дед  и внучек» . Видя  несправедливое 
отношение  к  старому   деду,  мальчик  смог  донести  до  родителей  их 
неправоту: «Им  стало  стыдно за  то, что  они  так  обижали  старика».(3,
с.34)
 Таким образом, Толстой  подчеркивает, что  дети  способны  на  сильные 
чувства  и  душевные  переживания. Они совершают  ошибки,  приобретают
жизненный  опыт  и  порой  дают  уроки  даже  взрослым.


 В рассказах Толстого дети иногда совершают неверные поступки, но прямой
авторской оценки нет. Нравственный вывод читатель делает сам.

 В
рассказе «Косточка» Ваня поступил на правильно съев без разрешения сливу, но в
тексте нет прямого авторского осуждения. Мы понимаем неправильность поступка
героя по действиям: «Ваня побледнел» (1, с.22).

 А
неправильные действия героя рассказа «Птичка» приводят к гибели чижа. Автор не
осуждает героя, потому, что Сережа сам испытывает муки совести «начал плакать»,
«не мог заснуть» (1, с.24). 

Среди
героев, созданных Л.Н. Толстым, нет идеальных, поступающих всегда правильно.
Этот авторский замысел помогает нам понять, что совершить неправильный поступок
может каждый. Однако и  исправить последствия этого поступка должен тоже
каждый.

Заключение

Таким образам,
проанализировав рассказы Л. Н. Толстого, я сделала следующие выводы:

1.     
Большинство героев не имеют имен, потому, что образ
ребёнка обобщен.

2.     
В рассказах отсутствуют описания внешности героя,
так как в центре внимания автора находится их внутренний мир.

3.     
Изображения действительности дано глазами детей,
чтобы маленький читатель представил эту обстановку и оказался на месте главного
героя.

4.     
Сюжеты рассказов драматичны, чтобы показать, что
дети способны принимать решения даже в самых экстремальных  ситуациях.

5.     
В рассказах присутствует особый психологизм,
основанный на контрасте душевных переживаний главных героев.

6.     
В рассказах нет прямой авторской оценки. Читатель
сам делает нравственный вывод.

Создавая
рассказы, Л. Н. Толстой ставил перед собой цель не развлечь маленького
читателя, а преподнести ему серьезные жизненные уроки, заставить задуматься над
собственным выбором в похожей ситуации.

Моя
гипотеза подтвердилась: произведения для детей, действительно, требуют особой
формы повествования, которая помогает маленьким читателям получить свои первые,
но такие важные жизненные уроки. Я считаю, несмотря на то, что рассказы
предназначены для детей, но даже взрослые могут извлечь для себя простые, но
важные истины.

Список литературы

1.Толстой, Л. Н. Косточка : рассказы
для детей / Лев Толстой ; рисунки Владимира Гальдяева. — Санкт-Петербург ;
Москва : Речь, 2015.

2.Толстой, Л. Н. Липунюшка : рассказы
и сказки / Лев Толстой ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург :
Амфора, 2011.

3. Толстой Л. Н. Рассказы о
детях/Рис. А. Пахомова и В. Юдина.— Переизд.— М.: Дет. лит., 1988.

V  Районная научно-исследовательская                                                            конференция  имени Наби Даули

Секция  «Русский язык и литература»

Творчество Л.Н.Толстого о детях и для детей. 

                           Автор:

                                                         Лисина  Ксения Олеговна

                                           ученица 5класса

                                                      МБОУ «Юхмачинская       средняя                          общеобразовательная школа»

                                                                 Алькеевского МР РТ

                                                                            Научный руководитель:

                                                                      Гилязова Нурия Калимулловна

                                                   учитель литературы

                                               МБОУ  «Юхмачинская    средняя                                                                                                                                                           общеобразовательная школа»

                                                                  Алькеевского МР РТ                                                                                                

Базарные Матаки

2016 

                   Творчество Толстого  о детях и  для детей.         2

Содержание

       Введение

       Основная часть

  1.  Педагогическая деятельность Толстого.
  2. «Азбука» и «Новая азбука»
  3.  Рассказы  и сказки о детях и для детей.
  4.  Рассказы о животных, басни .
  5. Отношение великого писателя к детям
  6. Заключение.
  7.   Литература.

3

  Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — крупнейший мыслитель,

писатель-реалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно.

      К практическому участию в деле народного просвещения Лев Николаевич стремился с юношеских лет, и более шестидесяти лет своей жизни Толстой посвятил педагогической деятельности и проблемам народного просвещения. Еще в 1849 году, совсем молодым, Толстой начал заниматься с крестьянскими детьми в Ясной Поляне.  Педагогическая деятельность Толстого включала в себя создание литературы для детского чтения. А через десять лет он открыл школу для крестьянских детей, в которой преподавал и сам. Работая в Яснополянской школе, Толстой начал писать произведения для детей. В них отразилось его общение с учениками, а также изучение фольклора. В начале 70-х гг. он пишет «Азбуку» (1871-72) и позже «Новую азбуку» (1874-75), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». В ходе довольно продолжительной работы с детьми Толстой выработал ряд принципов, которые затем легли в основу его учебных книг — «Азбука» и «Новая азбука». «Азбука»(1872)состояла из собственно азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил в состав книги рассказы, написанные крестьянскими детьми, произведения русского фольклора, отечественных и зарубежных авторов.  При жизни писателя книга выходила 28 раз. Всего для детей Толстой написал более 600 произведений самых разных жанров.   

Толстой несколько лет  собирал сказки, мифы, древнейшие рукописи, песни, чтобы написать их. По ней училось несколько поколений. 

   Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. Сначала   идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису давали ребенку настоящую картинку. Такие рассказы как «У Вари был Чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор

 4

предназначал малышам. Поэтому в рассказах даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на первый слой детского восприятия. В былях, баснях — смысл углубляется, содержание захватывает новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: прежнюю простоту, они отвечают уже не только учебным задачам, но и эстетическим.  
   Рассказы о детях вызывают особый интерес. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских.
 Дети — главные герои рассказов Толстого. Среди его персонажей малыши, подростки, крестьянские ребята и барские дети. Толстой не акцентирует внимание на социальной разнице, хотя в каждом рассказе дети в своей среде.  Их главные герои в основном крестьянские дети. Они сообразительны, настойчивы, добры. Характерными чертами этих книг для чтения являются высокая художественность, выразительность,  сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык.
  В одной из своих статей Л. Толстой писал о том, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и все его произведения   для детей.
  Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие. Толстой стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям.

    Сказки писателя разнообразны по форме и содержанию : обработка русских народных сказок («Липунюшка», «Вершки и Корешки»); обработка сказок писателей других стран («Еж и заяц», «Новое платье короля»); собственные оригинальные научно -познавательные сказки («Шат и Дон», «Волга и Вазуза»).

   Зачин сказки «Три медведя» выдержан в духе реалистического произведения: « Одна девочка ушла из дома в лес…» Но столь не сказочный зачин вводит читателя в обстоятельства вполне сказочные и знакомит с

5

персонажами, близкими к народной сказке. Сказочные говорящие медведи: отец Михаил Иванович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Наделенные человеческими именами, они и хату свою устроили как у людей, и привычки тоже человеческие: каждый есть похлёбку из своей чашки, да еще и ложкой. Кто хлебал из чашки? сидел на стуле? кровать кто помял?- это традиционные троекратные повторы для народной сказки. Но не в пример персонажам сказочным, девочка оказалась шустрой и избегает расплаты без помощи волшебных сил: открыв глаза и увидев медведей — выпрыгивает в окно. Толстому важно было показать, что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен. 
    В рассказе «Филиппок» перед маленьким читателем предстает история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстником; недаром рассказ имеет подзаголовок «Быль». Несмотря на краткость в рассказе создан характер мальчика. Филиппку стало скучно в избе сидеть, и он решил пойти в школу. Пришел, но так растерялся, что в ответ на вопросы учителя только молчал и плакал.  Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал говорить «Богородицу», чтобы показать, что молитвы знает, но запинался в каждом слове.  Добрый учитель оставил его в классе: «Ну, садись на лавку возле брата. А я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу». Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят: «Когда Филиппок шел по своей слободе, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка и залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок».

    Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у JI.H. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филиппок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и

 6

длинном пальто. Несмотря на краткость рассказа, в нем создан характер мальчика. Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути — ни собаки, набросившиеся на него, когда он «вышел к чужим дворам», ни страх перед учителем. 
  В другом рассказе-были  «
Корова»  психологическая характеристика героя более сложна. Мальчик Миша бросил осколки разбитого им стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока, «дети стали худые и бледные». Бабушке пришлось в няньки наняться, чтобы заработать на новую корову. Мальчика так мучает совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей». И в этом рассказе сюжетная линия освобождена от тормозящих действие описаний и характеристик, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение же психологической характеристики главного героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: не струсь Миша, признайся он вовремя, несчастья бы не произошло.

   Толстой стремится к тому, чтобы многовековой опыт народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Здесь нет описаний и характеристик, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение же психологической характеристики героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: если бы не испугался и признался вовремя, все бы было хорошо. Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод — нравственный или практический,- который вытекает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных

 7

обстоятельствах. 
    В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что обманывать – это плохо. Обман обязательно будет раскрыт и тогда обманщику будет очень стыдно. Рассказ учит быть правдивым и всегда слушаться старших. 

   Рассказы Л.Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

   Педагогическим и художественным воззрениям Л.Н.Толстого соответствовал жанр басни, классический в детском чтении. Лев Толстой создает свои басни, обратившись к первоисточникам: басням Эзопа, индийским басням Бидпая. Писатель не просто переводит классические тексты, он их перевоссоздает. При этом басня обретает иногда сходство со сказкой, рассказом. Басни, включенные Толстым в детское чтение, воспринимаются как его оригинальные произведения. Таковы наиболее известные из них: “Лев и мышь”, “Муравей и голубка”, “Обезьяна и горох”, “Лгун”, “Два товарища”.

    Для басен Толстого характерен динамичный сюжет. Многие из них построены в форме диалога (“Белка и волк”, “Волк и собака”, “Ученый сын”). Мораль вытекает из действия, как итог поступка (“Лгун”). Плохим и даже опасным, являются такое свойства человека как ложь и притворство. Очень легко потерять доверие людей, и очень трудно завоевать его вновь, в этом и заключается мораль басни Л.Н.Толстого «Лгун».Мальчик многократно

8

притворяясь, что на стадо напали волки, хотел всего лишь обратить на себя внимание. В итоге, ему просто перестали верить, а вот когда действительно пришла настоящая беда, на его слова уже никто не обращал внимания. Как следствие, мальчик навредил и себе, и всем, кто ему доверял стеречь своих животных.

    В баснях мораль предлагается в более открытом виде. Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта. Толстой стремился к тому, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания.          Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности,мудрости».       
    Очень трогательный рассказ «Лев и Собачка». Маленькую собачку бросили на съедение льву, а он не ток не растерзал её, а еще и полюбил. Когда хозяин бросил ему кусок мяса, лев кусок отдал собачке. А когда собачка заболела и умерла,  он обнял ее лапами и 5 дней лежал рядом, а на шестой умер . Рассказ «Лев и собачка» заканчивается грустно, лев умер, не пережив потери своего друга.  Рассказ «Лев и собачка» учит преданности и настоящей дружбе. Лев показал, что такое настоящая дружба, друзей нельзя менять, друг всегда остается один на всю жизнь.

    В третьей «Русской книге для чтения» помещены рассказы о Бульке — замечательном псе охотничьей породы. Главная мысль рассказа Толстого «Булька» заключается в том, что преданность собаки человеку не имеет границ. Пес Булька ,поняв, что его хозяин уезжает, сумел вырваться на свободу и бежал до тех пор, пока не догнал офицера. Пес Булька  обладает такими положительными качествами, как упорство и верность человеку. Рассказ учит быть ответственным за живых существ, которых человек берет на воспитание. Подвиги и приключения Бульки служат фоном для

9

утверждения гуманистической идеи, глубоко затрагивающей чувства читателей. Это рассказ об ответственности человека перед теми, кого  приручил. 
  Нравственное совершенствование человека — главная идея Толстого- писателя, философа, педагога. Она находила воплощение в его учительской деятельности и в произведениях для детей. Толстой  был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим. Такими примерами насыщены его произведения. Л.Толстой оставил поистине огромное наследие не только для взрослых,но и для детей.

 Литература:

1.Бегак Б. Классики в стране детства.-М.,1983.

2. Детская литератур :.Хрестоматия.//сост. :Чернявская Я.А., Регушевская Г.В._М.,1987.-С.94-98.

3. Русская литература для детей/ под ред.: Полозовой Т.Д.-М.,1997.-С.189-200.

Горенкова Оксана Григорьевна

МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска

учитель начальных классов

Значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в воспитании и развитии личности младшего школьника

I Процесс воспитания и формирования личности ребёнка должен быть умело организован.

По мнению Л. Н. Толстого, « дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далёкого от идеала общества… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Л.Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе». Во времена Л. Н. Толстого детей надо было спасать от нищеты, невежества, раннего тяжёлого труда, бесправия. Времена изменились. Теперь наши дети, имея материальные блага, порою даже в избытке, часто лишены самого необходимого: познавательного интереса, жажды открытия нового, неведомого, чувства причастности к происходящим событиям, родному краю, своему роду, обделены участием и пониманием родителей, не имеют друзей. И им также нужна помощь наставника, учителя.

Л. Н. Толстой считал: «Дети стремятся к общению со взрослыми, они доверчиво относятся к разумным педагогическим воздействиям, и им присущи большие возможности для развития и воспитания». Л. Н. Толстой был убежден: « Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ — все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания».

Л. Н. Толстой придавал большое значение своей педагогической деятельности в Яснополянской школе, а также созданию учебников для просвещения народа. Не найдя примеров для подражания в зарубежной учебной литературе и не обратив большого внимания на отечественную, Л. Н. Толстой пришел к необходимости создания собственных учебных книг, которые позволяли бы детям сознательно и творчески усваивать знания. Плодом его многолетних трудов стала «Азбука» — комплекс учебных материалов из четырех книг.

Для этих учебников Л. Н. Толстым было написано 629 произведений, из них 133 — на естественнонаучные темы. Его книги насыщены материалами из русской истории, народного быта, материалами наблюдений  русской природы. Он использует сказки, басни, былины, пословицы, поговорки. 

Многие современные психологи и педагоги большое внимание в развитии личности ребёнка отводят именно книге. Книга определяет сознание, формирует его мировоззрение, стимулирует познавательную деятельности ребенка. В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать». Книги, предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного читателя. Лев Толстой понимал это как никто другой. Поэтому он ставил перед собой следующую задачу: создать такие произведения, которые сочетали бы в себе простоту слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы. Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать такие произведения. Все произведения Л. Н. Толстого, адресованные детям, — часть литературного и педагогического наследия Л. Н. Толстого, которое «не отошло в прошлое». Разгадка, очевидно, кроется в следующем: «…я знаю, как думает народ и народный ребенок, и знаю, как говорить с ним… я и любовью и трудом приобрел это знание», — говорит сам Л. Н. Толстой.

II «Азбука» Л. Н. Толстого — комплекс учебных книг. Простота слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы.

Значительную часть учебных книг Л. Н. Толстого занимают крупицы народной мудрости — пословицы, поговорки, сказки, загадки, былины. Под руководством своих наставников дети прочтут пословицы и задумаются над их смыслом: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное — золотое».

«Капля мала, а по капле море».

«Конец — делу венец».

«Глупой птице свой дом не мил».

Заново откроют для себя ребятишки знакомые им предметы и явления: «Скручен, связан, по избе пляшет». (Веник.)

«Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава.)

II 1). Басни

Мораль басен Л. Н. Толстого не представляет сложности для детского восприятия. Лев Николаевич всегда стремился к тому, чтобы мораль была чёткой и ясной, живой и конкретной.

Читая строки басни «Два товарища», мы можем заметить, что мораль «произносит тот, который был оставлен своим другом». Интересуясь, о чём поведал другу Медведь, ненадёжный товарищ получил такой ответ: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Отличительными особенностями басен Толстого являются: простота и ясность языка, глубокое содержание, краткость изложения.

«Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, — ты не о моем, а о своем корме хлопочешь».

«Поделом мне за то, что я хотел съесть листья, те самые, какие спасли меня». «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».

«Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры, показывая сложную жизнь. Басня «Муравей и голубка» воспитывает смелость, сопереживание. Самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попадает в сеть, муравей выручает ее.

В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!» Когда же, в самом деле, пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком. 

В басне «Отец и сыновья» отец, приказав сломать веник, преподал наглядно непослушным сыновьям урок: нужно жить в согласии. Оказалось, что целиком сломать веник невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит». 

Л. Н. Толстой хотел, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности мудрости». 

II 2) Реалистическая проза для детей.

Л.Н. Толстого считают родоначальником реалистической прозы для детей. В его рассказах, даже самых маленьких, всегда есть идея, язык этих рассказов по своей простоте, ясности и точности не превзойден. То, что написал Л.Н. Толстой для детей, было большим событием в литературе и педагогике.

Работая над маленькими рассказами для детей, Л. Н. Толстой выбрасывает из них мораль, заставляя читателя делать вывод самостоятельно. Самое главное, чтобы идея произведения стала понятной ребенку. Для рассказов Л. Н. Толстого характерна краткая и простая фраза, немногосложные слова. Чем младше читатель, тем более явно должен быть выражен основной конфликт, охарактеризованы положительные и отрицательные герои.

Главные герои рассказов для детей – сами крестьянские дети. Л. Н. Толстой показывает их естественную жизнь, беря разные её стороны. Л. Н. Толстого в основном его интересует нравственная сторона . Его герои совершают подвиги: «Котёнок» — мальчик спасает маленького котёнка от своры собак, «Пожар» — ребёнок спасает брата и сестру.

Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто. Ярко создан характер мальчика. Когда Филиппок осознал, что ему хочется учиться в школе, ничто не могло сбить его с пути: ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем.
Психологическая характеристика героя Миши («Корова») более сложна. Мальчик бросил осколки разбитого стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Семья осталась без молока. Мальчика так мучила совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел бурую голову Буренушки с открытыми глазами». В этом рассказе нет описаний и характеристик героев, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение психологической характеристики героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: если бы не испугался и признался вовремя, все бы было хорошо. Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод — нравственный или практический,- который текает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». И: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребёнка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах. 
Л. Н. Толстого всегда  волновала тема воспитания правдивости. На эту тему он ещё пишет рассказ «Косточка», где убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду. В этих произведениях Толстой старается показать, что ложь иногда связана с трусостью и выводит мораль, что нужно быть честным и правдивым.

Даже в коротких рассказах Толстого вскрывается сущность взаимоотношений детей и взрослых в семье. Маленький Миша («Старый дед и внучек») дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». С фольклорной выразительностью и лаконизмом передаётся течение жизни, единство поколений. Писатель заставляет читателя задуматься над отношением к старым и беспомощным. Такие произведения очень актуальны в наше время, когда рвётся связь поколений, а в людях проявляется эгоизм и равнодушие даже по отношению к самым близким и родным.

Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме, контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.

Большое место в рассказах Льва Толстого занимают темы любви к физическому и умственному труду. В них автор подчёркивает большое значение упорства при выполнении работы и преодолении трудностей: «Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашёл пчелиных маток».

Каждым своим произведением Толстой стремится вызвать глубокие переживания ребёнка, воспитать в нем сопереживание, любовь интерес и уважение к людям. Сюжеты некоторых рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над текстом рассказа Толстой целенаправленно усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Во втором варианте осталась одна фраза, предельно напряжённая эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу». 

Работа Толстого над языком и стилем рассказов — непревзойдённый образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, …каждые три-четыре строчки… превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».

II 3) Рассказы о животных

Л. Н. Толстой явился основоположником зообеллетристического рассказа в русской детской литературе. В произведениях он знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера. Сообразительность и находчивость галки ( «Галка и кувшин») легко запоминаются маленькими детьми. Писатель познакомил читателей с повадками птицы в конкретных, зримых картинах, из которых состоит рассказ.

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Н. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.).
В одном из рассказов о Мильтоне и Бульке описывается интересная ситуация на охоте. «Как только Мильтон начинал искать, он (Булька) бросался вперед и мешал ему». Толстой думал: «Охота моя испорчена, но Мильтон… придумал, как обмануть Бульку… как только Булька забежит ему вперед, Мильтон бросит след, повернет в другую сторону и притворится, что он ищет. Булька бросится туда, куда показал Мильтон, а Мильтон… пойдет опять по настоящему следу. Всю охоту он обманывал Бульку и не дал ему испортить дело». Удивительно, собака, не проявив агрессии к Бульке, который постоянно мешал ей преследовать дичь, сумела выручить хозяина, не дав сорвать его охоту.

Произведения Л. Н. Толстого оказывают глубокое воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель даёт детям урок дружбы и преданности на примерах случаев из жизни животных. Чего стоит поступок Бульки, хозяин которого ехaл служить нa Кaвкaз и, решив не брать его с собой, ушёл из дома потихоньку. («Рассказ Офицера»). Не желая оставаться без хозяина, Булька « пробил раму и выскочил из окна и прямо по следу…проскакал так вёрст двадцать в самый жар». И вот это преданное существо догоняет хозяина: «Он бросился ко мне, лизнул мою руку и рaстянулся в тени под телегой. Язык его высунулся нa целую лaдонь. Он то втягивaл его нaзaд, глотaя слюни, то опять высовывaл нa целую лaдонь». Для настоящей дружбы нет препятствий!

Приглашая нас к размышлению о преданности наших младших братьев, Толстой также учит детишек брать на себя ответственность за них, гуманно относиться ко всему живому. «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила». Прочитав рассказ, дети радуются, что стрекоза осталась невредима, хочется верить, что сами они тоже не допустят жестокости по отношению к беззащитному существу!

Незабываемое впечатление на детей производит рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти собачки и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «…он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер». Несмотря на то, что дети не любят произведений с грустным финалом, вытирая слёзы, они называют «Льва и собачку» своим любимым произведением. Наверное, это происходит потому, что каждый из нас мечтает о таком преданном друге как лев.

II 4) Сближение стиля научно-популярных и художественных произведений в книгах для детей

Огромной заслугой Л. Н. Толстого является то, что в своей «Азбуке» он впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений для детей. Сказки, созданные Л. Н. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер и рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Для этого Толстой успешно использует приём одушевления предметов. Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребёнка спором двух сестёр-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт». Волшебно-сказочная форма помогают ребятам усваивать географические понятия: Каспийское море, Волга, Вазуза, Азовское море, Шат, Дон. Сказка «Шат и Дон» помимо географических открытий, которые сделают для себя маленькие читатели, учит рассуждать и делать правильные жизненные выводы.  «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шёл туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен».
Толстой использует разнообразные методы и приёмы изложения. Например, свои научно-познавательные рассказы-рассуждения («Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?», «Отчего бывает ветер?», «Для чего ветер?») писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. «Отчего стакан лопается, если нальёшь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается». 
Л. Н. Толстой советует педагогам: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений и всякой терминологии». Л. Н. Толстой учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ –описание «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

  Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, своим творчеством он помогал им учиться самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать.

III Произведения Л. Н. Толстого, адресованные детям, — его литературное и педагогическое наследие, которое, как и прежде, актуально.

Детская проза Л. Толстого – уникальное явление в русской литературе. Рассказы Толстого не только открывают детям красоту и богатство русского языка, прививают любовь к родному слову, но и воспитывают, просвещают, учат по-настоящему понимать окружающий мир. Многие из рассказов Л. Н. Толстого помещены в современных книгах для чтения в начальной школе, в хрестоматиях для детей дошкольного возраста и выпускаются отдельными изданиями. Во внеурочной деятельности педагоги охотно знакомят своих воспитанников с произведениями Л. Толстого, не вошедшими в курс «литературного чтения», но от этого не ставшими менее ценными и полезными в деле воспитания подрастающего поколения.

С уверенностью можно утверждать, что в России за последующий период так и не было создано ничего лучшего, чем учебники Л.Н. Толстого. Они и сейчас являются недосягаемой вершиной не только в мастерстве подборки речевого материала, но и воспитательных возможностях. С точки зрения филологии, им также нет равных среди учебников для начальной школы. Это факт, давно признанный не только в России, но и за рубежом.

3

  • Крестьянская русь в поэме мертвые души сочинение
  • Крестьянская россия в некрасовской лирике сочинение
  • Крестьянская реформа александра 2 сочинение
  • Крестьяне или крестьяни как пишется
  • Крестовый поход как пишется