Критерии итогового сочинения для вуза

Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учётом его объёма и самостоятельности.

Критерии №1 и №2 являются основными.

Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания Баллы
К1. Соответствие теме
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает
на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (размышляя над предложенной темой, раскрывает разные ее аспекты в их взаимосвязи), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно
2
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает
на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается
1
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию,
формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст);

выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;

при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием
литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

2
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя
аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и
более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними,

и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения
выбранной темы,

и/или ограничивается простым пересказом произведения,

и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала

1
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении
существенно искажено содержание выбранного текста,

или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения),

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала

0
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью
изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически
связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не бо лее 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть

не
более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль не развивается

1
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или
отсутствует тезисно-доказательная часть
0
К4. Качество речи
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, стилистической
целостностью, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов, отсутствием неоправданных речевых штампов, канцеляризмов
2
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но имеются
нарушения стилистической целостности, неоправданные речевые штампы, канцеляризмы, отмечается однообразие грамматического строя речи
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла и/ или
сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
0
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к
раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, илинеожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением
нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля
1
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля
0
К6. Речевые нормы
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки 2
Допущено 3–4 речевые ошибки 1
Допущено 5 и более речевых ошибок 0
К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 3
Допущено 2–3 орфографические ошибки 2
Допущено 4–5 орфографических ошибок 1
Допущено более 5 орфографических ошибок 0
К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка 3
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки 2
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок 1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок 0
К9. Грамматические нормы
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка 2
Допущено 2–3 грамматические ошибки 1
Допущено 4 и более грамматических ошибок 0
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
Фактические ошибки отсутствуют 1
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ 20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Отметка по
десятибалльной системе

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Первичный балл 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 19 20

Документ: it-s22-23.pdf

На чтение 6 мин Просмотров 3к.
Обновлено 23 января, 2022

Кроме основных критериев выпускники должны знать и критерии оценивания итогового сочинения для вузов. Как известно, сочинение может принести дополнительные баллы для абитуриентов при поступлении. Ребята используют любую возможность, чтобы продвинуться в рейтинге и поступить на бюджет. Кроме баллов ЕГЭ вузы дают и дополнительные: за ступень ГТО, за индивидуальные достижения, за аттестат с отличием и, конечно же, итоговое сочинение. Однако не стоит быть уверенным в том, что каждое высшее учебное заведение учитывает результаты сочинения. Данную информацию следует уточнить в приемной комиссии или на сайте организации.

Если же вы уже убедились в том, что сочинение учитывается как индивидуальное достижение при поступлении на вашу специальность, тогда постарайтесь написать его на максимальный балл. Для этого нужно знать, за что именно начисляются баллы. Вузы оценивают работу по десятибалльной системе. Саму работу не нужно предоставлять в приемную комиссию вместе с другими документами. Ответственные за прием документов в вузе имеют доступ к отсканированной работе, хранящейся в электронной системе.

Познакомимся с вузовскими критериями подробнее.

Содержание

  1. Критерий 1- соответствие теме
  2. Критерий 2 – использование аргументов из литературы
  3. Критерий 3 – композиция сочинения
  4. Критерий 4 – качество речи
  5. Критерий 5 – Оригинальность сочинения
  6. Критерий 6 – речевые нормы
  7. Критерий 7 – орфографические нормы
  8. Критерий 8 – пунктуационные нормы
  9. Критерий 9 – грамматические ошибки
  10. Критерий 10 – фактическая точность изложения мыслей без учета литературного материала  

Критерий 1- соответствие теме

За этот критерий можно получить максимум 2 балла. Это возможно, если в работе прослеживается замысел, раскрывается тема сочинения и прослеживается верный путь рассуждения по предложенной проблемой или ответа на проблемный вопрос. Убедительность выпускника играет большую роль в данном критерии.

Если же выпускник поверхностно рассуждает над предложенной темой, или приводит рассуждение на близкую тему, то по первому критерию выставляется 1 балл.

Отсутствие в работе доказанного тезиса, приведенного в соответствии с названной темой, лишает выпускников всех баллов по первому критерию.

Критерий 2 – использование аргументов из литературы

Данный критерий также дает два балла. Получить их можно, приведя аргументы из различных литературных источников: романов, повестей, рассказов, публицистической литературы, дневников, мемуаров, произведений устного народного творчества и др. При этом, произведение, которое приводится в качестве доказательств, должно быть тематически сходно с самой работой. В работе может быть допущено не более одной фактической ошибки (неверное указание автора, названия произведения, имен литературных героев, фактов, описанных в произведении).

При наличии абстрактных высказываний относительно текста, не вполне уместного обращения к произведению, простого пересказа или 2-4 фактических ошибок данный критерий принесет лишь 1 балл.

Если же в работе нет примеров из литературы или сюжет произведения передан неверно, произведение лишь упоминается без необходимого анализа, автор более 5 раз указывает неверные факты из произведения, по второму критерию выпускник не получит ни одного балла.

Критерий 3 – композиция сочинения

Композицией называется построение произведения. Если в работе прослеживается наличие всех композиционных частей (тезис, аргументы, вывод), которые соединены между собой логической связью, отсутствую неуместные повторы мыслей, то критерий принесет 2 балла.

При наличии в работе не более двух нарушений последовательности мысли и необоснованных повторов приводит к снижению баллов на 1.

Если же логические ошибки мешают пониманию текста сочинения, то выпускник теряет все баллы за композицию сочинения.

Критерий 4 – качество речи

Чтобы получить 2 балла по этому критерию, нужно точно выражать мысли, использовать разнообразную лексику и синтаксические конструкции (простые предложения с причастными и деепричастными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), верно и по назначению употреблять термины.

При однообразии грамматического строя работы выставляется 1 балл.

Если речевое оформление работы затрудняет смысловое понимание сочинения, автор сочинения не продемонстрировал богатство словарного запаса и использовал однотипные синтаксические конструкции, выставляется 0 баллов.

Критерий 5 – Оригинальность сочинения

Этот критерий может принесли один дополнительный балл если в работе выпускник продемонстрировал творческий подход: привел интересные оригинальные мысли, неожиданные аргументы.

Если всего этого нет в работе, то по данному критерию ставится 0 баллов.

Критерий 6 – речевые нормы

К речевым ошибкам относится неверное употребление слов в несвойственном им значении, неверное употребление синонимов, неоправданное употребление слов различных лексических групп (просторечных, жаргонных слов, эмоционально-экспрессивной лексики), лишних слов, частые повторы и т.д.

Чтобы получит 2 балла по данному критерию, можно допустить не более двух речевых ошибок, 3-4 ошибки принесут 1 балл, а 5 более ошибок повлекут за собой 0 баллов.

Критерий 7 – орфографические нормы

Этого критерия чаще всего боятся школьники, ведь орфографическая зоркость присуща далеко не каждому. На протяжении всего обучения в школе ребята постигают азы орфографии, с каждым годом узнавая все новые и новые правила. Их так много, что в сознании школьников они не всегда умещаются. Однако данный критерий наряду со следующим является самым весомым – максимальный балл составляет 3. Чтобы получить этот максимальный балл, нужно избегать орфографических ошибок, допускается лишь одна негрубая. При наличии 2-3 ошибок выставляется 2 балла. Если ошибок 5 и более, то по данному критерию выставляется 0 баллов.

Критерий 8 – пунктуационные нормы

К сожалению, умение правильно расставлять знаки препинания в предложении дано не каждому. Три балла можно получить при наличии 1 пунктуационной ошибки. 2-3 ошибки дают 2 балла, а если в работе более 5 ошибок, это ведет к выставлению 0 баллов.

Критерий 9 – грамматические ошибки

Этот вид ошибок связан с неправильным образованием формы слова, неверным способом связи слов в предложении или неправильном построении предложения. Выставляется 2 балла в том случае, если грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. При наличии 2-3 ошибок выставляется 1 балл, а при 4 и более – 0 баллов.

Критерий 10 – фактическая точность изложения мыслей без учета литературного материала  

Критерий принесет 1 балл, если в работе нет искажения фактов действительности, слова употреблены в верном значении. Этот балл является беспроигрышным – потерять его очень сложно. Достаточно писать о том, в чем уверены и что не вызывает затруднений при формулировке мыслей.

Таким образом, работа может принести 20 баллов. Вузы переводят эти баллы в 10-ти балльную систему по следующему принципу:

0-4 = 0 баллов

5-6 = 1 балл

7=8 = 2 балла

9-10 = 3 балла

11-12 = 4 балла

13-14 =5 баллов

15-16 = 6 баллов

17 = 7 баллов

18 = 8 баллов

19 = 9 баллов

20 = 10 баллов

Эти баллы вы не увидите заранее. Вузы непосредственно во время проведения приемной кампании формируют комиссию по проверке сочинений и оценивают работы по приведенным выше критериям.

Надеемся, что данная информация была для вас полезной. Ведь при поступлении даже один балл может оказаться решающим. Поэтому рассчитать свои шансы нужно заранее. Постарайтесь соблюсти все требования к  речевому и грамматическому оформлению своего сочинения, чтобы оно принесло вам как можно больше баллов. А если у вас возникли вопросы, пишите нам в комментариях.

Итоговое сочинение для выпускников школ: темы, комментарии, материалы

Критерии оценивания итогового сочинения для вузов

Критерии оценивания итогового сочинения для вузов

10 критериев оценивания итогового сочинения для вузов (рекомендации)

    • Соответствие теме
    • Аргументация. Привлечение литературного материала
    • Композиция
    • Качество речи
    • Оригинальность сочинения
    • Речевые, орфографические, пунктационные, грамматические нормы сочинения
  • Фактическая точность в фоновом материале

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

1

Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

2

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но  ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием  литературного материала.

1

сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

0

К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается.

1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

0

К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и  различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

0

К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

1

Допущены 5 и более речевых ошибок.

0

К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

0

К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

0

К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

0

К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

0

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Отметка по десятибалльной системе оценивания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Первичный балл

0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20

Дополнительно

– Актуальные вопросы по итоговому сочинению, такие как:
каково его значение; когда сдавать; и что оно дает 11-классникам, – раскрываются здесь.
– Перечень тем итоговых сочинений для выпускников школ здесь.
– Комментарии к темам итоговых сочинений здесь.

– Критерии оценивания для школ здесь.

Как известно, приемные комиссии гуманитарных направлений высшего образования много внимания уделяют оцениванию итогового сочинения. Для них это очень важная работа, которая принимается наряду с результатами ЕГЭ. Однако оценивают они ее по баллам, то есть не так, как это делали в школе. Чтобы самостоятельно подсчитать свои шансы на успех, Многомудрый Литрекон рекомендует Вам сопоставить критерии оценивания ИС с Вашим эссе. Так Вы сможете прогнозировать ту оценку, которую вынесут члены жюри. Полученные баллы они прибавят к тому, что Вы принесете в сертификатах. Но важно помнить, что представители вузов имеют право выдвигать свои критерии, так что сейчас Вы получите примерный результат проверки.

Всего можно набрать 20 баллов. Как? А вот и посмотрим!

Содержание:

  • 1 К1: Соответствие теме
  • 2 К2: Аргументация
  • 3 К3: Композиция
  • 4 К4: Качество речи
  • 5 К5: Оригинальность сочинения
  • 6 К6: Речевые нормы
  • 7 К7: Орфографические нормы
  • 8 К8: Пунктуационные нормы
  • 9 К9: Грамматические нормы
  • 10 К10: Фактическая точность в фоновом материале

К1: Соответствие теме

Это один из главных критериев оценивания итогового сочинения. Если по нему Вы ничего не получите, то вся работа насмарку: ее не проверят и не зачтут.

  • Максимальное количество баллов – 2. Их Вы получите, если полностью раскроете поставленную тему, и Ваш замысел будет понятен жюри. То, что Вы хотите сказать, должно быть максимально прозрачно, обстоятельный ответ на поставленный вопрос должен быть дан в полной мере.
  • Если же Вы поверхностно затрагиваете поставленную проблему, то есть не углубляетесь и ограничиваетесь дежурными фразами и очевидными примерами, то получите 1 балл.
  • Если тема не раскрыта, и рассуждение ушло в иную плоскость, то по Вашу честь выпадает 0.

К2: Аргументация

Это второй критерий, от которого зависит, будут ли жюри вообще проверять Вашу работу и приобщать ее «к материалам дела».

  • Максимальное количество баллов – 2. Если выбранный литературный материал обогащен смысловым или комплексным художественным анализом (темы, проблемы, герои, конфликт), то Вы выжмете все из этого пункта. Как правило, все баллы получает тот, кто грамотно связал содержание произведения с темой, демонстрируя умение рассуждать и разбирать тексты «по косточкам». Также выбор произведения должен быть оправдан логически, а фактических ошибок (ФИО автора или героя, название деревни, где он жил, и т.д.) должно быть не более 1.
  • Если же участник ограничился пересказом и банальным изложением всех известных фактов из книги, то ему грозит понижение на 1 балл. Также он столкнется с этим грабежом, если допустит 2-4 фактических ошибки. Сомнительный выбор произведения тоже даром не пройдет. Но все это грозит лишь потерей 1 балла.
  • Если ученик допустил более 5 фактических неточностей, не привел аргументы или привел, но лишь скудно описал их, не рассуждая по теме, то ему грозит полный разгром – 0.

К3: Композиция

Максимум за него – 2 балла. Их Вы приобретете, если в работе будут:

  • Композиционная цельность;
  • Логичность изложения мыслей;
  • Соразмерность частей, внутри которых нет непоследовательности и необоснованных повторов.

Если хоть чего-нибудь из этого списка не будет в сочинении, то один балл Вы потеряете. Если же логические ошибки будут препятствовать осмыслению текста, или же аргументацию сочтут слабой и недостаточной, чтобы раскрыть тему, то по этому пункту Вы ничего не получите, но работа будет проверяться дальше.

К4: Качество речи

Предел мечтаний здесь – это 2 балла. Чтобы их получить, нужно было придерживаться этих правил:

  1. Точно выражаться, используя разнообразную лексику;
  2. Избегать повторения одних и тех же грамматических конструкций;
  3. К месту употреблять термины;
  4. Миновать штампов и шаблонов.

Бедность речи и скудость грамматического ассортимента сулят потерю 1 балла. Но если примитивный язык изобилует просторечиями, жаргонизмами и затрудняет понимание текста, то проверяющий ставит 0 и с тоской о своей участи читает работу дальше.

К5: Оригинальность сочинения

Максимум по этому критерию – 1 балл. Однако мало кому удается его получить, потому что оригинальным подходом не может похвастать большинство, иначе он не был бы оригинальным. Однако вот список пунктов, по которым подход признают нестандартным:

  • Яркость стиля и образность речи;
  • Необычные аргументы;
  • Свежие мысли о давно знакомых вещах;
  • Интересные и тонкие наблюдения о книге или теме.

На нет и баллов нет.

К6: Речевые нормы

Это щадящий критерий, который дает разжиться большинству выпускников, если они хоть как-то владеют словом.

  • Менее 2 оплошностей – 2 балла;
  • 3-4 речевые ошибки – 1 балл;
  • 5 и более – 0

Кроме того, он до того объективен и прост, что в нем не приходится сомневаться, в отличие от предыдущего, например.

К7: Орфографические нормы

Здесь тоже все предельно ясно и строго, подсчитать ошибки может любой ученик. Но лучше показать сочинение своему учителю, чтобы он точно сказал, не затаилась ли где-нибудь коварная оплошность.

  • Ошибок нет, или допущена 1 негрубая промашка — 3 балла;
  • 2-3 ошибки – 2 балла;
  • 4-5 ошибок – 1;
  • более 5 ошибок – 0;

К8: Пунктуационные нормы

Тут нужно быть особенно внимательным, так как пунктуация не так очевидна и однозначна, как другие разделы правописания. Споры о запятой порой ведут и филологи, ведь наш язык отнюдь не прост. Так что лучше проконсультироваться с учителями.

  1. Ошибок нет, или допущена 1 негрубая оплошность — 3;
  2. 1-3 ошибки — 2;
  3. 4-5 ошибок – 1;
  4. более 5 ошибок – 0.

«Грубость» ошибки определяется очевидностью: если в сложном предложении на самом видном месте не хватает запятой, это грубое нарушение, так как его можно вычислить по интонации, читая текст про себя. Если же это спорный случай, исключение из правила, то отношение к ошибке уже другое.

К9: Грамматические нормы

Это тоже простой и вполне предсказуемый критерий, который обеспечит легкие баллы, и их уже не оспорить субъективностью человека, которому надо отобрать из 10.000 всего лишь 10 человек.

  • не более 2 ошибок — 2;
  • 3-4 ошибки – 1;
  • 5 и более ошибок – 0.

К10: Фактическая точность в фоновом материале

Фоновый материал – это вступление, заключение и эпиграф (если есть). Обычно там очень сложно ошибиться, и это подарочный балл всем страждущим.

Если ошибок нет, то один балл отправляется в Вашу копилку, ну а если не судьба, то небольшая потеря не должна Вас особенно расстроить.

Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями,

реализующими образовательные программы высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные

критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

Критерии №1 и 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или

2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям

выставляется 0 баллов.

При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов 350. Если в

сочинении менее 250 слов подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая

работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в

сочинении не устанавливается.

а) Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав

убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме,

или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе

связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

б) Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный

замысел сочинения прослеживается.

в) Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

а) Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее

одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору,

определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный

уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика,

проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного

текста в единстве формы и содержания;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного

материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и

топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических

фактов и т.п.)

б) Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но

ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;

и/или допущено 24 фактические ошибки, связанные со знанием литературного

материала.

в) сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для

рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

а) Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей

и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений

последовательности и необоснованных повторов.

б) Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны

между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и

необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения

композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается.

в) Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или

отсутствует тезиснодоказательная часть, или аргументация не убедительна.

а) Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные

грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины,

избегает штампов.

б) Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и

однообразием грамматического строя речи.

в) Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение

написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями

и вульгаризмами.

К5. Оригинальность сочинения

а) выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы

сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем

убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

б) выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого,

нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

а) допущено не более 2 речевых ошибок;

б) допущены 34 речевые ошибки;

в) допущено 5 и более речевых ошибок.

К7. Орфографические нормы

а) Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

б) Допущено 2-3 орфографические ошибки.

в) Допущено 4-5 орфографических ошибок.

г) Допущено более 5 орфографических ошибок.

а) Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

б) Допущено 2-3 пунктуационные ошибки.

в) Допущено 4-5 пунктуационных ошибок.

г) Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

а) Допущено не более 2 грамматических ошибок.

б) Допущено 3-4 грамматические ошибки.

в) Допущено 5 и более грамматических ошибок.

К10. Фактическая точность в фоновом материале

а) Фактические ошибки отсутствуют.

б) Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

Рекомендации по переводу баллов в 10балльную шкалу

Отметка по

десятибалльной

системе оценивания

5 направлений итогового сочинения 2021-2022 от ФИПИ оценивается по пяти критериям.

TutorOnline RU

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

13 сентября 2018, 15:25

Could not load xLike class!

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение в 11 классе — это обязательное условие, чтобы попасть на сдачу ЕГЭ. Школьники должны получить «зачёт» за работу. Сочинение пишут в декабре. В феврале и мае есть резервные дни для второй попытки и тех, кто пропустит экзамен. Рассказываем, какие критерии нужно соблюсти, чтобы проверяющие приняли работу.

1

3 807

Всю полезную информацию об итоговом сочинении собрали в статье:

Как писать итоговое сочинение

.

А потренироваться писать сочинение можно за просмотром бесплатного вебинара:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Требования к итоговому сочинению

Требования к итоговому сочинению — это два условия, без выполнения которых работу даже не будут оценивать. То есть сразу поставят «незачёт».

требования к итоговому сочинению

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

В сочинении должно быть минимум 250 слов. Если слов будет меньше — работу не примут.

Предлоги, союзы и частицы считают как отдельные слова, если они пишутся через пробел. А вот инициалы перед фамилией считают вместе с фамилией одним словом.

Школьникам рекомендуют писать сочинение объёмом от 350 слов.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Школьники пишут итоговое сочинение самостоятельно. Другими словами, нельзя списывать у одноклассников или использовать заготовки из интернета. Даже если только один фрагмент текста окажется неуникальным, могут поставить «незачёт».

Если планируешь заучить и использовать в сочинении заготовки и шаблоны из интернета — это плохая идея. Никогда не знаешь, сколько человек рассчитывают на те же шаблоны. Если при подготовке к сочинению понравился готовый аргумент, возьми его на вооружение, но передай смысл своими словами.

Критерии итогового сочинения

Если два требования выполнены, сочинение будут оценивать по критериям. Всего пять критериев.

критерии оценивания итогового сочинения

За итоговое сочинение не ставят оценки или баллы. За каждый критерий выставляют «зачёт» или «незачёт». Нужно получить «зачёт» по трём из пяти критериев. Но есть нюанс.

Критерии № 1 и № 2 — обязательны. Если получить по одному из них «незачёт» — это автоматически «незачёт» за всю работу. То есть нужно получить «зачёт» за эти два критерия и ещё за один критерий.

Разберём критерии оценивания подробнее.

Критерий № 1. Соответствие теме

Рассуждение в сочинении должно быть на заданную тему. Это может быть ответ на проблемный вопрос или размышление над проблемой. Если начать философствовать на другую тему, потому что, например, лучше её понимаешь — поставят «незачёт».

Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Аргументация — это доказательство рассуждений в сочинении с помощью примеров из литературных произведений. Каждый тезис нужно подкрепить аргументом или несколькими. Нельзя просто пересказать текст произведения в качестве аргумента. Это должен быть анализ произведения, героя или события.

Если в сочинении не будет опоры на литературу или примеры будут искажены, критерий не зачтут.

Можно приводить аргументы из любой литературы: художественной, научно-популярной, публицистической.

В статье разобрали, что такое аргументы и откуда их брать.

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения

Рассуждение в сочинении должно быть построено логично. Это значит, что нельзя уходить от темы, а тезисы и аргументы должны быть приведены правильно.

Не нарушать логику поможет проблемный вопрос. Во время написания сочинения нужно постоянно возвращаться к нему и сверять, отвечает ли текст на этот вопрос.

В статье разобрали, что такое проблемный вопрос и какие ещё элементы должны быть в итоговом сочинении.

Критерий № 4. Качество письменной речи

В сочинении нужно использовать разные лексические обороты. Критерий подразумевает, что в тексте нет речевых ошибок и смысл сочинения легко понять.

Критерий № 5. Грамотность

Итоговое сочинение проверяют на ошибки. Если в среднем на 100 слов текста будет пять ошибок — поставят «незачёт».

Учитывают все виды ошибок: в словах, предложениях, знаках препинания.

Курс подготовки к итоговому сочинению и курс по базовой математике идёт подарком всем, кто оформит подписку на образовательную платформу «СОТКИ». Подробности по ссылке.

  • Кровать сказка детская чердак
  • Критерии итогового сочинения 11 класс 2022
  • Кровать низкая фанки домик сказка дс 10 1
  • Критерии изложения и сочинения огэ 9 класс
  • Кровать застелена как пишется н или нн