Критерии оценивания декабрьского сочинения 2022

5 направлений итогового сочинения 2021-2022 от ФИПИ оценивается по пяти критериям.

TutorOnline RU

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

13 сентября 2018, 15:25

Could not load xLike class!

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение в 11 классе — это обязательное условие, чтобы попасть на сдачу ЕГЭ. Школьники должны получить «зачёт» за работу. Сочинение пишут в декабре. В феврале и мае есть резервные дни для второй попытки и тех, кто пропустит экзамен. Рассказываем, какие критерии нужно соблюсти, чтобы проверяющие приняли работу.

1

3 817

Всю полезную информацию об итоговом сочинении собрали в статье:

Как писать итоговое сочинение

.

А потренироваться писать сочинение можно за просмотром бесплатного вебинара:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Требования к итоговому сочинению

Требования к итоговому сочинению — это два условия, без выполнения которых работу даже не будут оценивать. То есть сразу поставят «незачёт».

требования к итоговому сочинению

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

В сочинении должно быть минимум 250 слов. Если слов будет меньше — работу не примут.

Предлоги, союзы и частицы считают как отдельные слова, если они пишутся через пробел. А вот инициалы перед фамилией считают вместе с фамилией одним словом.

Школьникам рекомендуют писать сочинение объёмом от 350 слов.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Школьники пишут итоговое сочинение самостоятельно. Другими словами, нельзя списывать у одноклассников или использовать заготовки из интернета. Даже если только один фрагмент текста окажется неуникальным, могут поставить «незачёт».

Если планируешь заучить и использовать в сочинении заготовки и шаблоны из интернета — это плохая идея. Никогда не знаешь, сколько человек рассчитывают на те же шаблоны. Если при подготовке к сочинению понравился готовый аргумент, возьми его на вооружение, но передай смысл своими словами.

Критерии итогового сочинения

Если два требования выполнены, сочинение будут оценивать по критериям. Всего пять критериев.

критерии оценивания итогового сочинения

За итоговое сочинение не ставят оценки или баллы. За каждый критерий выставляют «зачёт» или «незачёт». Нужно получить «зачёт» по трём из пяти критериев. Но есть нюанс.

Критерии № 1 и № 2 — обязательны. Если получить по одному из них «незачёт» — это автоматически «незачёт» за всю работу. То есть нужно получить «зачёт» за эти два критерия и ещё за один критерий.

Разберём критерии оценивания подробнее.

Критерий № 1. Соответствие теме

Рассуждение в сочинении должно быть на заданную тему. Это может быть ответ на проблемный вопрос или размышление над проблемой. Если начать философствовать на другую тему, потому что, например, лучше её понимаешь — поставят «незачёт».

Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Аргументация — это доказательство рассуждений в сочинении с помощью примеров из литературных произведений. Каждый тезис нужно подкрепить аргументом или несколькими. Нельзя просто пересказать текст произведения в качестве аргумента. Это должен быть анализ произведения, героя или события.

Если в сочинении не будет опоры на литературу или примеры будут искажены, критерий не зачтут.

Можно приводить аргументы из любой литературы: художественной, научно-популярной, публицистической.

В статье разобрали, что такое аргументы и откуда их брать.

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения

Рассуждение в сочинении должно быть построено логично. Это значит, что нельзя уходить от темы, а тезисы и аргументы должны быть приведены правильно.

Не нарушать логику поможет проблемный вопрос. Во время написания сочинения нужно постоянно возвращаться к нему и сверять, отвечает ли текст на этот вопрос.

В статье разобрали, что такое проблемный вопрос и какие ещё элементы должны быть в итоговом сочинении.

Критерий № 4. Качество письменной речи

В сочинении нужно использовать разные лексические обороты. Критерий подразумевает, что в тексте нет речевых ошибок и смысл сочинения легко понять.

Критерий № 5. Грамотность

Итоговое сочинение проверяют на ошибки. Если в среднем на 100 слов текста будет пять ошибок — поставят «незачёт».

Учитывают все виды ошибок: в словах, предложениях, знаках препинания.

Курс подготовки к итоговому сочинению и курс по базовой математике идёт подарком всем, кто оформит подписку на образовательную платформу «СОТКИ». Подробности по ссылке.

На чтение 5 мин Просмотров 12.1к.
Обновлено 23 января, 2022

Для успешной сдачи декабрьского сочинения выпускнику необходимо знать критерии оценивания итогового сочинения.

Итоговое сочинение как вид контроля знаний школьников появилось в 2014 году. С тех пор ежегодно ученики 11 классов в первую среду декабря собираются в пункте проведения экзаменов для прохождения данной процедуры.

Она является лишь допуском к итоговой аттестации обучающихся 11 класса, каковым является и итоговое собеседование в 9 классе. Это еще не экзамен, но уже первое важное испытание, влияющее на дальнейшую жизнь школьников. Поэтому большинство 11-классников не спит ночами и переживает, ведь отправиться на пересдачу не хочется. Чтобы избавиться от ненужного стресса, необходимо тщательно подготовиться к данной процедуре.

В первую очередь нужно понять, как оценивается декабрьское сочинение и за что конкретно можно получить баллы. Результатом итогового сочинения является лишь зачет, который не будет учитываться в аттестате. Чтобы набрать необходимое для зачета количество баллов, выпускник должен знать основные требования к содержанию и структуре данного вида работы. Этих требований всего два: количество слов и самостоятельность написания сочинения. Расскажем подробнее о каждом.

Содержание

  1. Требования к итоговому сочинению
  2. Первое требование — это количество слов.
  3. Второе требование — самостоятельность работы.
  4. Критерии оценивания итогового сочинения
  5. Критерий 1: соответствие теме.
  6. Критерий 2: аргументация.
  7. Критерий 3: композиция.
  8. Критерий 4: качество речи.
  9. Критерий 5: грамотность.

Требования к итоговому сочинению

Первое требование — это количество слов.

В методических рекомендациях обозначен примерный объем — 350 слов. Однако обучающийся может написать сочинение и меньшего объема, все зависит от словарного запаса и умения четко формулировать мысли. Кто-то умеет говорить кратко и существенно, а кому-то нужно больше слов, чтобы выразить те же мысли. Советуем писать меньше слов: в таком случае будет допущено меньше ошибок. Умение компактно выражать мысли пригодится при подготовке к сочинению по прочитанному тексту из ЕГЭ. Однако следует помнить, что если в работе менее 250 слов, то она будет считаться невыполненной и не будет проверяться по основным критериям.

Второе требование — самостоятельность работы.

Сочинение должно быть авторским, т. е. написано самим учеником. Допускается использование цитат, но на них должны быть ссылки: указание того, кому принадлежат слова. Использование сочинения другого лица или скопированный из интернета материал считается плагиатом. Поэтому необходимо понимать, что выучить написанное кем-то сочинение и присвоить ему свое имя невозможно. Такая работа не будет оценена по критериям.
Соблюдение данных требований делает работу допущенной к проверке по критериям. Теперь расскажем о критериях. Их всего пять: соответствие теме, аргументация, композиция, качество речи и грамотность. По каждому критерию выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за работу — 5.

Критерии оценивания итогового сочинения

Критерий 1: соответствие теме.

В рамках каждого из пяти направлений формулируется тема. Она может звучать в форме вопроса, утверждения или цитаты. При выполнении работы необходимо четко придерживаться указанной темы. Например, если тема сочинения «Добрыми рождаются или становятся?», нужно писать именно об истоках доброты в душе человека. Если в сочинении будет идти речь только о том, что такое доброта и кто из литературных героев был добрым, то по первому критерию автор сочинения получит незачет.

Критерий 2: аргументация.

Итоговое сочинение представляет собой рассуждение, обязательными составляющими которого являются тезис, аргументы и вывод. Сформулированный в первом абзаце тезис, основанный на предложенной теме, должен быть подтвержден аргументами из литературных произведений. При этом произведение должно стать опорой для рассуждения, а не просто приведением факта из жизни героев. Также особую роль играет фактическая точность изложения. Если содержание произведения искажено, то обучающийся потеряет балл по данному критерию. Количество аргументов строго не регламентировано: можно привести одни, а можно и два. Для доказательства сформулированного тезиса можно использовать два примера из одного произведения, или же два примера из разных произведений. При оценивании это не играет роли. Главное — соответствие примеров содержанию работы.
Первый и второй критерии являются основными. Незачет хотя бы по одному из них приведет к незачету за работу в целом. Зачет будет в том случае, если школьник набрал минимум три балла. Чтобы работа была принята, нужно набрать два балла по первым двум критериям и хотя бы один балл по следующим трем.

Критерий 3: композиция.

Как уже говорилось, итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение. При построении работы обязательно нужно учитывать все структурные элементы текста типа рассуждения (тезис — аргументы — вывод) и логическую связь между ними. Здесь учитывается и правильное деление текста на абзацы, и связь между предложениями, и правильное построение причинно-следственных отношений, логическое завершение текста сочинения, правильное употребление вопросно-ответной формы и др. Грубые логические ошибки или отсутствие тезисно-доказательной части приводят к потере балла по данному критерию.

Критерий 4: качество речи.

При проверке работы по данному критерию учитывается качество речи обучающихся: точность и ясность в формулировании мыслей, умение грамматически правильно строить предложения, достаточно богатый словарный запас, отсутствие в речи штампованных выражений. Присутствие в работе незначительных речевых ошибок допускается, однако они не должны затруднять понимание текста.

Критерий 5: грамотность.

В подсчет идут речевые ошибки, грамматические, орфографические и пунктуационные. Данный критерий вызывает трудности у большинства школьников, т. к. далеко не каждый школьник может запомнить все правила орфографии и пунктуации. Но это не значит, что можно сразу отчаиваться и проститься с баллом по этому критерию. Требования не слишком жесткие: на 100 слов допускается 5 ошибок в сумме. Если объем сочинения составляет 350 слов, то количество возможных ошибок больше — 17 в сумме. Соответственно, если слов меньше, то и ошибок должно быть меньше.

Таким образом, чтобы получить зачет за итоговое сочинение, необходимо:
— соблюдать количество слов;
— писать самостоятельно;
— не отвлекаться от заданной темы;
— привести хотя бы одни пример из литературы.

Надеемся, что вы получили всю волнующую вас информацию о критериях оценивания итогового сочинения и сможете использовать полученные знания при подготовке к испытанию. Желаем творческих успехов и высшего балла за работу! А если у вас остались какие-то вопросы, пишите их в комментариях к данной статье. Мы с удовольствием на них ответим!

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

В 2022 году правила публикации тем итогового сочинения поменялись, а значит, изменилась и подготовка к испытанию. Рассказываем о главных нововведениях и о том, на что стоит обратить особое внимание.

В этой статье:


Итоговое сочинение в 2022/23 учебном году: изменения, подготовка, темы

Итоговое сочинение — отдельная работа, которая проверяет общие речевые компетенции школьника и его умение рассуждать по конкретной теме, аргументировать свою позицию. Чтобы написать хорошее сочинение, ученику необходимо не только аргументировано выразить свою позицию, но и подкрепить её примерами из литературного материала.

При этом итоговое сочинение не похоже на задания, которые встречаются в ЕГЭ по литературе. Они требуют глубокого погружения в само произведение, навык анализа литературного текста, образов и концептов. В отличие от экзамена по литературе, итоговое сочинение таких специальных навыков не требует: достаточно уметь проводить простые аналогии и комментировать сравнения.

В 2022 году у репетиторов и выпускников был повод немного испугаться: ФИПИ объявил, что открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год публиковаться больше не будут. Теперь темы экзамена будут брать из закрытого банка.

Дело в том, что многие направления и темы прошлых лет повторяются, а потому школьники могут использовать для подготовки старые наработки. Встречавшиеся ранее формулировки тематических направлений — сейчас их больше 1,5 тысячи — поместили в закрытый банк.

Несмотря на изменения в публикации тем, требования и критерии оценивания итогового сочинения не изменились.

Темы 2022 года

Во время подготовки стоит ориентироваться на названия разделов и подразделов закрытого банка, изучать комментарии к ним. Структура банка есть на сайте ФИПИ, количество разделов — всегда три:

  1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Темы связаны с вопросами нравственного выбора и моральными идеалами. Темы из этого раздела призваны стимулировать философское рассуждение о вопросах различения вечного и мгновенного, добра и зла, свободы и ответственности. Кроме того, темы могут быть связаны со смыслом жизни, внутренними противоречиями и вечными понятиями вроде любви, верности, дружбы.

Подразделы: 

— Внутренний мир человека и его личностные качества.

— Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

— Познание человеком самого себя.

— Свобода человека и её ограничения.

  1. «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

В этом разделе учеников просят рассмотреть человека как часть социума — ребёнка, родителя, члена поколения или представителя народа и эпохи. Предполагается, что темы этого раздела будут нацелены на размышления о ценностях семьи и общества, традициях и обычаях, отношениях между обществом и человеком.

Подразделы:

— Семья, род; семейные ценности и традиции.

— Человек и общество.

— Родина, государство, гражданская позиция человека.

  1. «Природа и культура в жизни человека»

Здесь темы более абстрактные. Они подразумевают размышления о философских, социальных, этических, эстетических, экологических проблемах. Главный вопрос раздела: «Как это влияет на человека?».

Подразделы:

— Природа и человек.

— Наука и человек.

— Искусство и человек.

На самом экзаменам школьники будут выбирать не из пяти, а из шести тем — в каждом комплекте им предложат по две темы из каждого раздела.

Как выбрать тему на экзамене

На экзамене стоит потратить несколько минут на обдумывание темы сочинения, и сделать это стоит в начале работы. Понятно, что некоторые темы получится отсеять сразу, например, если они покажутся совсем непонятными или слишком трудными.

Более привлекательные темы заслуживают отдельного осмысления. Ученику стоит спросить себя: какая тема вызывает у него больше ассоциаций, мыслей о конкретных текстах и примерах. Это поможет выбрать наиболее привлекательную тему.

Затем стоит проанализировать саму формулировку темы:

  • Она может быть заявлена в виде прямого вопроса, например: «В чём проявляется любовь к Отечеству?». Это более понятный вариант формулировки темы, который подразумевает конкретный и последовательный ответ. Так, в случае приведённого примера выпускник может сначала объяснить своё понимание «любви к Отечеству», обозначить принципы этой любви, а затем, привести аргументы в поддержку своей позиции.
  • Возможна формулировка в виде проблемного вопроса, который подразумевает несколько возможных вариантов ответа.
  • Ещё один вариант формулировки — в утвердительной форме. Как правило, такие формулировки сразу подразумевают некий тезис, который необходимо раскрыть, подтвердить или опровергнуть. 

Как оценивают итоговое сочинение

В 2022 году итоговое сочинение состоится 7 декабря. Выпускникам предстоит написать развёрнутое и аргументированное сочинение по одной из предложенных тем за 3 часа 55 минут.

Объём сочинения не должен быть меньше 250 слов, иначе работу вообще не станут рассматривать. Рекомендуемый объём — не менее 350 слов, а вот максимальная граница не устанавливается. Впрочем, и чересчур усердствовать не стоит — учтите, что работу нужно будет проверить на орфографические, пунктуационные и, наконец, смысловые ошибки.

Текст должен быть уникальным — не содержать отрывки из других работ. От сочинений по русскому и литературе работа будет отличаться, поэтому не нужно писать по заученным благодаря другим экзаменам шаблонам.

Оценивают текст по пяти критериям, которые предполагают отметку «зачёт» или «незачёт». Работу оценивают по следующим критериям:

  1. Соответствие теме

Хотя итоговое сочинение — работа довольно свободная, далеко уходить от темы не нужно. Важно также соотносить доказательства и выводы с тезисами, не путать понятия и концепции.

  1. Ссылка на литературное произведение

Чтобы получить зачёт, необходимо привести в качестве примера хотя бы один литературный пример из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Балл не снимут, даже если школьник сошлётся на историю Гарри Поттера. Главное, чтобы в аргументе был смысл.

  1. Композиция и логика рассуждения

Получить балл за это сочинение просто — достаточно придерживаться классической структуры сочинения. Так, у него должно быть:

— вступление с заявленным тезисом, 

— блок с объяснением собственного мнения автора, 

— два аргумента (доказательство или контраргумент и микровывод),

— заключение всего текста. 

Если в сочинении есть ясное повествование, логика развития мысли и абзацы, автор текста получит зачёт.

  1. Качество письменной речи

Если язык автора слишком непонятный, а речевые ошибки мешают понимать написанное, поставят незачёт. Во всех остальных случаях — зачёт.

  1. Грамотность

Незачёт по этому критерию поставят в том случае, если на 100 слов будет больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. При этом важно помнить: экзаменуемые могут пользоваться орфографическим словарём. 

Подготовка к итоговому сочинению

Изучите методические рекомендации и правила заполнения бланков. Чтобы не допустить досадных ошибок, связанных с самыми простыми аспектами работы, заранее изучите документы, опубликованные ФИПИ.

Разберите основные произведения школьной программы. Составьте схемы и майндмэпы, которые помогут вспомнить ключевые эпизоды и имена главных героев произведений, попробуйте выделить основные конфликты.

Вспомните стихотворения и поэмы, которые тоже могут стать источниками аргументации для сочинения.

Потренируйтесь выстраивать аргументы для подкрепления своей позиции. Необязательно делать это письменно — потренироваться можно и в устном формате.

Попробуйте написать полноценное сочинение, не забывая о необходимом объёме, структуре и ошибках. В тексте можно обойтись без прямых цитат — достаточно передать суть сюжета и образ мыслей героев.

На что влияет оценка

Сочинение, по которому получен незачёт, придётся пересдавать, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Если всё в порядке, не спешите забывать о работе — она может пригодиться при поступлении. 

Некоторые вузы начисляют дополнительные баллы за текст — до 10 дополнительных баллов. Как правило, текст проверяется университетскими экспертами, которые решают, сколько баллов начислят абитуриенту. 

Поделиться


Комментарии

  • Критерии написания сочинения по литературе
  • Кровяно красных как пишется
  • Критерии написания итогового сочинения 2022
  • Кровь из носу как пишется
  • Критерии к итоговому сочинению по литературе