Критерии оценивания
К1 Указание событий (явлений, процессов) |
2 балла |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории |
2 балла |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
К3 Причинно-следственные связи |
2 балла |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России |
1 балл |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
К5 Использование исторической терминологии |
1 балл |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
К6 Наличие фактических ошибок |
3 балла |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
К7 Форма изложения |
1 балл |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай задание 25 по истории.
ЕГЭ-2021. История.
Задание № 25. Историческое сочинение.
Требования, критерии оценивания, баллы.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:
1) борьба Древнерусского государства с кочевниками;
2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.;
3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в рамках выбранного процесса;
– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). |
2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса). |
2 |
Правильно указано одно событие (явление, процесс). |
1 |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно. |
0 |
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. |
2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. |
2 |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)). |
1 |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы. |
0 |
К3. Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса. |
2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. |
1 |
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны. |
0 |
К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России. |
1 |
Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты. |
1 |
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов. ИЛИ Значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано. |
0 |
К5. Использование исторической терминологии. |
1 |
При изложении корректно использована историческая терминология. |
1 |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы. |
0 |
К6. Наличие фактических ошибок. 1 ,2или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
3 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки. |
3 |
Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
Допущено две ошибки. |
1 |
Допущены три или более фактические ошибки. |
0 |
К7. Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). |
1 |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений. |
0 |
Максимальный балл |
12 |
ИЛИ
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:
1) Ярослав Мудрый;
2) А.Д. Меншиков;
3) Г.К. Жуков.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). |
2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель. |
2 |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель. |
1 |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно. |
0 |
К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах). |
2 |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) |
2 |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) |
1 |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 |
К3. Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) |
2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) |
1 |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны |
0 |
К4. Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России |
1 |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти |
1 |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 |
К5. Использование исторической терминологии. |
1 |
При изложении корректно использована историческая терминология. |
1 |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы. |
0 |
К6. Наличие фактических ошибок. 1 ,2или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
3 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки. |
3 |
Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
Допущено две ошибки. |
1 |
Допущены три или более фактические ошибки. |
0 |
К7. Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). |
1 |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений. |
0 |
Максимальный балл |
12 |
12 июля 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
Требования и критерии проверки исторического сочинения
Задание 25 ЕГЭ по истории.
Что от нас ждёт эксперт?
1) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ событий (явлений, процессов), относящихся с данному периоду истории
2) ДВЕ исторические личности, деятельность которых связана с этими процессами. Также нужно показать их РОЛЬ в событиях
3) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ причинно-следственных связей между событиями (это требование, как правило, вызывает наибольшие затруднения)
4) ОЦЕНИТЬ влияние событий на дальнейшую историю России (своя оценка с аргументацией или мнение историка)
Какие периоды представлены в сочинении?
Под конкретным историческим периодом понимается:
1) время правления руководителя государства (часть длительного правления)
2) совокупность нескольких правлений («дворцовые перевороты»)
3) переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)
Первый вариант относится к периоду с древнейших времен до конца 17 века.
Второй вариант — 18-19 века
Третий вариант — 20-начало 21 века.
Каковы критерии оценивания?
Подробно критерии приведены в демо-версии на сайте ФИПИ. Здесь мы разберем их кратко
КРИТЕРИЙ №1 — УКАЗАНИЕ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ (2 события — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №2 — ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, ИХ РОЛЬ (2 личности, указана роль каждой — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №3 — ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (2 связи, характеризующие причины возникновения событий — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №4 — ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОБЫТИЙ НА ИСТОРИЮ РОССИИ (есть оценка, своя (с аргументацией) или историка — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №5 — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (термины использованы корректно — 1 балл)
ПО КРИТЕРИЯМ К6, К7 БАЛЛЫ СТАВЯТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПО КРИТЕРИЯМ К1-К4 ИХ НЕ МЕНЕЕ 4-Х!
КРИТЕРИЙ №6 — НАЛИЧИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК (если их нет — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №7 — ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ (если материал изложен связно в форме именно сочинения — 1 балл)
Критерии стали жестче, но понятнее. Сочинение потребует серьезной подготовки в течение всего учебного года. Общие фразы, отсутствие конкретики отрицательно повлияют на результат. Приветствуется эрудиция, точное знание дат, событий, персоналий.
→ Сборник готовых сочинений.
Источник: vk.com/egehistoria
Критерии оценивания задания 25 (исторического сочинения) ЕГЭ по истории
Максимум за выполнение данного задания можно получить 11 первичных баллов.
В рамках данного задания нужно написать историческое сочинение об одном из исторических процессов или об одном из исторических деятелей. Для каждой темы предусмотрены свои критерии оценивания.
Историческое сочинение об историческом процессе
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).
К1 Указание событий (явлений, процессов) — 2 балла
2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса)
1 балл
Правильно указано одно событие (явление, процесс)
0 баллов
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла
2 балла
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
1 балл
Правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
0 баллов
Правильно названы одна-две исторические личности; роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) в рамках выбранного процесса не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
ИЛИ
Правильно названы одна-две исторические личности; при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к выбранному процессу, приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
ИЛИ
Исторические личности названы неверно
ИЛИ
Исторические личности не названы
К3 Причинно-следственные связи — 2 балла
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2
2 балла
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
1 балл
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
0 баллов
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.
К4 Значение (последствие) выбранного процесса для истории России — 1 балл
1 балл
Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты
0 баллов
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов.
ИЛИ
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано
К5 Наличие фактических ошибок — 3 балла
1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов
3 балла
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
2 балл
Допущена одна фактическая ошибка
1 балл
Допущено две фактические ошибки
0 баллов
Допущено три или более фактические ошибки
К6 Форма изложения — 1 балл
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.
1 балл
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
0 баллов
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
Историческое сочинение об исторической личности
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).
К1. Указание событий (явлений, процессов) — 2 балла
2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель
1 балл
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель
0 баллов
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно
К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
1 балл
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
0 баллов
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно
ИЛИ
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
ИЛИ
Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно
К3 Причинно-следственные связи — 2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
2 балла
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
1 балл
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
0 баллов
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны
К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России — 1 балл
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3)
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля
0 баллов
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано
К5 Наличие фактических ошибок — 3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
3 балла
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
2 балла
Допущена 1 фактическая ошибка
1 балл
Допущены 2 фактические ошибки
0 баллов
Допущены 3 или более фактические ошибки
К6 Форма изложения — 1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
1 балл
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
0 баллов
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
Статья
рассчитана на учителей, которые работают в 11 классе и готовят обучающихся к
Единому Государственному Экзамену по истории. В данной работе подробно
рассмотрено как работать с заданием 25 по истории, подробно разобраны критерии
оценивания.
Статья написана действующим
экспертом по проверке ЕГЭ и ОГЭ истории и обществознания, Ветохиной Д.А.
СОЧИНЕНИЕ ПО ИСТОРИИ-2020
В этом учебном году за сочинение по истории можно получить 12
баллов, в прошлом году — 11. Работа оценивается экспертом по 7 критериям.
Сегодня я подробно разберу критерии, а в конце дам короткий алгоритм написания
сочинения по истории
Критерий 1 в историческом сочинении
Указание событий (явлений, процессов).
По этому критерию выпускник должен указать не менее 2 событий,
которые относятся к периоду. Тут можно набрать 2 балла. Прежде чем выбирать
события, подумайте, каких личностей вы сможете указать, которые сыграли роль в
данных явлениях, процессах. Так как критерий 1 тесно связан с критерием
2.
Например, берем период правления Ивана Грозного 1547-1584 гг.
Какие события мы можем взять? Конечно, же берем такой процесс, как
опричнина. Думаем, а каких личностей мы можем назвать, показать их роль. Второе
событие, можно указать Ливонскую войну или присоединение Сибирского ханства.
Очень важно правильно назвать события, соотнести их с периодом, указать верно
даты, если будут ошибки в датах, то можно потерять балл по К6. События, явления
и процессы, которые эксперт засчитал по К1 по другим критериям не
засчитываются.
К2 в историческом сочинении
Назвать исторические личности и их роль в указанных событиях
(явлениях, процессах) данного периода. Также можно получить 2 балла, если
правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль
каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, повлиявших на ход
и (или) результат названных событий.
Наш период 1547-1584 гг. Событие — #опричнина, действующие
лица? Самое простое назвать ИванаIV #Грозного. Какую роль он сыграл в данном
процессе? «Иван Грозный установил опричнину с целью подавления боярской
оппозиции, а также для установления режима личной власти, самодержавия».
Смотрим, какую роль сыграл Иван Грозный в опричнине? Он ее
установил, то есть роль мы показали, а еще расписали, цели царя и дописываем
результаты опричнины.
Следующая личность – Ермак Тимофеевич.
«Под командованием атамана Ермака была присоединена Западная
Сибирь, ликвидирована самостоятельность Сибирского ханства, были расширены территории
Московского царства за счет новых земель. Теперь Москва регулярна получала
налог в виде #ясака».
Какую роль сыграл Ермак? Конечно же, расширил территории. Таким
образом, мы охарактеризовали роль двух личностей, показали, как их конкретные
действия повлияли на ход истории #России.
К3 в историческом сочинении
Причинно-следственные связи.
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи,
названные при указании роли личностей, засчитанные по критерию К2
Тут тоже выпускник может получить 2 балла.
Что такое причинно-следственные связи? Это когда одно событие
вытекает из другого, самое простое назвать причины какого-либо события, или его
результаты.
Давайте напишем про причины Ливонской войны 1558 — 1583 или про ее
результаты.
«В результате активной внешней политики Ивана Грозного были
расширены территории Московского царства за счет присоединения Казани 1552
году, Астрахани в 1556 году, Сибирского ханства, начатое с 1582 года Ермаком».
Таким образом, мы показали две причинно-следственные связи.
К4 в историческом сочинении
Оценка влияния событий данного периода на дальнейшую историю
России.
Дана оценка влияния событий на дальнейшую историю #России с опорой
на исторические факты и (или) мнения историков. По этому критерию выпускник может
получить 1 балл. Важный критерий, но многие ученики его пропускают или забывают
про него. Некотрых пугает фраза «Мнение историков», обучающийся судорожно
начинает перечислять в голове всех историков, которые ему известны.
Мы все понимаем, что историков много, каждый из них написал ни
один труд по тому или иному вопросу, и как все это запомнить? Своих учеников я
всегда учу мыслить логично и находить выход из любой ситуации. Авторы
учебников, они тоже историки, они тоже написали свое мнение как тот или иной
период повлиял на дальнейший ход истории. Данилов, Косулина, Сахаров, Пчелов и
другие. В данном критерии очень важно связать описываемый период с последующим
периодом в истории.
Например,: «По мнению ряда историков, в том числе и Сахарова,
неудачи во внутренней и внешней политики Ивана Грозного стали причинами
Смутного времени в России. В частности, экономическая разруха, как следствие
опричнины, неудачи в Ливонской войне 1558-1583 гг.» Таким образом, мы показали
влияние периода на дальнейший ход истории, опираясь на факты, а также привели
мнение историка.
НО МНЕНИЕ ИСТОРИКА НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО УКАЗЫВАТЬ
К 5. Использование исторической терминологии, 1 балл.
Всегда возникает вопрос расписывать или нет понятие? Эксперт
проверяет умение выпускника оперировать понятием, то есть если в сочинении
верно и к месту применено «опричнина», «крепостные» и пр., то ученик получает
свой заслуженный балл.
К6-К7 – это бонусные баллы. Почему? Ну, во-первых, если выпускник
по К1- К4 набрал 5 балла и более, то К6-К7 проверяет эксперт.
К6 – наличие фактических ошибок
Не допустил ошибок — 3 балла. Допустил 1, то 2б, 2 — 1б. Более 2,
то 0 б.
К7. По этому критерию можно получить 1 балл, если выпускник
написал сочинение как связный рассказ. Тот, у кого «хромает» эпистолярный жанр,
может написать историческое сочинение как план, тогда можно не получить этот 1
балл, но зато побороться за все остальные.
Единый государственный экзамен по истории не является обязательным, однако его сдают многие выпускники для поступления в ВУЗы. В ходе подготовки необходимо не только освоить теоретический материал, а также изучить структуру теста и понять, по каким параметрам будет оцениваться ЕГЭ по истории, а также, сколько баллов можно получить за каждое задание. Все эти данные ежегодно публикуются на официальном сайте ФИПИ, а мы лишь собрали их воедино и представили удобном для восприятия виде.
В 2022 году время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.
№ задания |
Количество баллов |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
2 |
6 |
2 |
7 |
2 |
8 |
2 |
9 |
2 |
10 |
1 |
11 |
3 — ошибки отсутствуют 2 — если допущена одна ошибка 1 — если допущено две-три ошибки 2 — если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует. |
12 |
2 |
13 |
1 |
14 |
1 |
15 |
1 |
16 |
2 |
17 |
2 |
18 |
1 |
19 |
1 |
20 |
2 |
21 |
2 |
22 |
2 |
23 |
3 |
24 |
4 |
25 |
12 |
ИТОГО. |
56 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (№20-24).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы. |
Задание № 20. |
2 |
Правильно указаны название периода, руководитель СССР, исторический деятель. |
2 |
Правильно указаны любые два элемента. |
1 |
Правильно указан только один элемент или дан неверный ответ. |
0 |
Задание № 21. |
2 |
Правильно указаны три факта. |
2 |
Правильно указаны два факта. |
1 |
Правильно указан только один факт или дан неправильный ответ. |
|
Задание № 22. |
2 |
Правильно указаны партийный орган и два решения. |
2 |
Правильно указаны партийный орган и одно решение или правильно указаны два решения. |
1 |
Правильно указан только партийный орган или указано только одно решение или дан неверный ответ. |
0 |
Задание № 23. |
3 |
Правильно приведены три причины. |
3 |
Правильно приведены две причины. |
2 |
Правильно приведена толдько одна причина. |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания или дан неправильный ответ |
0 |
Задание № 24. |
4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки. |
4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки . |
3 |
Приведен один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки. |
2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение или в опровержение оценки. |
1 |
Приведён только один аргумент или только факты, описывающие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не аргументы или только гипотеза общего характера, не соответствующие требованию задания. Либо дан неправильный ответ. |
0 |
Задание № 25. Историческое сочинение.
В 2022 году историческое сочинение отменено.
Требования, критерии оценивания, баллы.
Для успешной сдачи экзамена в сочинении необходимо:
- описать не менее двух важных событий (явлений, процессов), связанных с указанным периодом истории;
- указать минимуи две исторические личности, деятельность которых связана с событиями (явлениями, процессами) в задании, охарактеризовать роли указанных ранее личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
ВАЖНО! При описании роли каждой названной Вами личности важно указать конкретные действия этого человека, в значительной степени оказавшие влияние на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
- описать не менее двух причинно-следственных связей, повлиявших на причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период;
- оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода, повлиявших на дальнейшую историю России.
В ходе сочинения необходимо правильно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В количестве баллов есть одно изменение.
Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (по данным 2020 г.)
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). |
|
Правильно указаны оба события (явления, процесса). |
2 |
Правильно указано только одно событие (явление, процесс). |
1 |
События (явления, процессы) не указаны или указаны с ошибкой. |
0 |
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. |
|
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. |
2 |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)). |
1 |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно или правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы. |
0 |
К3. Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
|
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период. |
2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период. |
1 |
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны. |
0 |
К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России |
|
Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с использованием на исторических фактов |
1 |
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов, либо значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано |
0 |
К5. Использование исторической терминологии. |
|
При изложении верно использована историческая терминология. |
1 |
Все исторические термины, понятия использованы неправильно, либо исторические термины, понятия не использованы. |
0 |
К6. Наличие фактических ошибок. 1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
|
В экзаменационном сочинении отсутствуют фактические ошибки. |
3 |
Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
Допущено две фактические ошибки. |
1 |
Допущено более трех фактических ошибок. |
0 |
К7. Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
|
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, ясное изложение материала). |
1 |
Ответ представлен не корректно, в виде отрывочных предложений. |
0 |
Максимальный балл |
12 |
Для поступления нужно сделать три простых шага:
1
Подать документы
Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—18:00 по будням и 10:00—15:00 в субботу)
Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:
- паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
- оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
- 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)
*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру признания, если требуется.
2
Пройти вступительные задания
Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.
*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.
3
Заключить договор об обучении
После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.
Материал опубликован на сайте ФИПИ 19.08.2019 г.
В количестве баллов за сочинение есть одно изменение.
Если по демоверсии — 2019 по критерию № 6 (наличие фактических ошибок) выставлялось 2 балла, то в 2020 году — 3 балла.
Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (а не 11).
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). | 2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса). | 2 |
Правильно указано одно событие (явление, процесс). | 1 |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно. | 0 |
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. | 2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. | 2 |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)). | 1 |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы. |
0 |
К3. Причинно-следственные связи.
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. | 2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. | 1 |
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны. | 0 |
К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. | 1 |
Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. | 1 |
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана. |
0 |
К5. Использование исторической терминологии. |
1 |
При изложении корректно использована историческая терминология. | 1 |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.
ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы. |
0 |
К6. Наличие фактических ошибок.
1, 2 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов. |
3 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки. | 3 |
Допущена одна фактическая ошибка. | 2 |
Допущено две фактические ошибки. | 1 |
Допущено три или более фактические ошибки. | 0 |
К7. Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов. |
1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). | 1 |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений. | 0 |
Максимальный балл | 12 |
Вернутьсяк списку тестов по истории ЕГЭ