Критерии оценивания исторического сочинения

Критерии оценивания

К1 Указание событий (явлений, процессов)

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.

К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.

К3 Причинно-следственные связи

2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.

К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России

1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.

К5 Использование исторической терминологии 

1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.

К6 Наличие фактических ошибок

3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.

К7 Форма изложения

1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12


Решай задание 25 по истории.

ЕГЭ-2021. История.

Задание № 25. Историческое сочинение.

Требования, критерии оценивания, баллы.

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:

1) борьба Древнерусского государства с кочевниками;

2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.;

3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

 – указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в рамках выбранного процесса;

– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания.

Баллы.

К1. Указание событий (явлений, процессов).

2

Правильно указаны два события (явления, процесса).

2

Правильно указано одно событие (явление, процесс).

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно.

0

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории.

2

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

2

Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)).

1

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

 ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

ИЛИ

 Исторические личности названы неверно.

 ИЛИ 

Исторические личности не названы.

0

К3. Причинно-следственные связи. 

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.

2

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса.

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

1

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.

0

К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России.

1

Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты.

1

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов.

 ИЛИ

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано.

0

К5. Использование исторической терминологии.

1

При изложении корректно использована историческая терминология.

1

Все исторические термины, понятия использованы некорректно. 

ИЛИ 

Исторические термины, понятия не использованы.

0

К6. Наличие фактических ошибок. 

1 ,2или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.

3

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки.

3

Допущена одна фактическая ошибка.

2

Допущено две ошибки.

1

Допущены три или более фактические ошибки.

0

К7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.

1

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

1

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений.

0

Максимальный балл

12

                                                              ИЛИ

 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

 1) Ярослав Мудрый;

2) А.Д. Меншиков;

3) Г.К. Жуков.

В сочинении необходимо:

 – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

 – назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

 – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания.

Баллы.

К1. Указание событий (явлений, процессов).

2

Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель.

2

Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель.

1

События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно.

0

К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах).

2

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

2

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

1

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

 Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ

 Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0

К3. Причинно-следственные связи. 

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.

2

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

1

Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны

0

К4. Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России

1

Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти

1

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0

К5. Использование исторической терминологии.

1

При изложении корректно использована историческая терминология.

1

Все исторические термины, понятия использованы некорректно. 

ИЛИ 

Исторические термины, понятия не использованы.

0

К6. Наличие фактических ошибок. 

1 ,2или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.

3

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки.

3

Допущена одна фактическая ошибка.

2

Допущено две ошибки.

1

Допущены три или более фактические ошибки.

0

К7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.

1

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

1

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений.

0

Максимальный балл

12

12 июля 2017

В закладки

Обсудить

Жалоба

Требования и критерии проверки исторического сочинения

Задание 25 ЕГЭ по истории.

Что от нас ждёт эксперт?
1) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ событий (явлений, процессов), относящихся с данному периоду истории
2) ДВЕ исторические личности, деятельность которых связана с этими процессами. Также нужно показать их РОЛЬ в событиях
3) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ причинно-следственных связей между событиями (это требование, как правило, вызывает наибольшие затруднения)
4) ОЦЕНИТЬ влияние событий на дальнейшую историю России (своя оценка с аргументацией или мнение историка)

Какие периоды представлены в сочинении?
Под конкретным историческим периодом понимается:
1) время правления руководителя государства (часть длительного правления)
2) совокупность нескольких правлений («дворцовые перевороты»)
3) переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)

Первый вариант относится к периоду с древнейших времен до конца 17 века.
Второй вариант — 18-19 века
Третий вариант — 20-начало 21 века.

Каковы критерии оценивания?
Подробно критерии приведены в демо-версии на сайте ФИПИ. Здесь мы разберем их кратко
КРИТЕРИЙ №1 — УКАЗАНИЕ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ (2 события — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №2 — ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, ИХ РОЛЬ (2 личности, указана роль каждой — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №3 — ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (2 связи, характеризующие причины возникновения событий — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №4 — ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОБЫТИЙ НА ИСТОРИЮ РОССИИ (есть оценка, своя (с аргументацией) или историка — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №5 — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (термины использованы корректно — 1 балл)

ПО КРИТЕРИЯМ К6, К7 БАЛЛЫ СТАВЯТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПО КРИТЕРИЯМ К1-К4 ИХ НЕ МЕНЕЕ 4-Х!

КРИТЕРИЙ №6 — НАЛИЧИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК (если их нет — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №7 — ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ (если материал изложен связно в форме именно сочинения — 1 балл)

Критерии стали жестче, но понятнее. Сочинение потребует серьезной подготовки в течение всего учебного года. Общие фразы, отсутствие конкретики отрицательно повлияют на результат. Приветствуется эрудиция, точное знание дат, событий, персоналий.

→ Сборник готовых сочинений.

Требования и критерии проверки исторического сочинения

Источник: vk.com/egehistoria

Критерии оценивания задания 25 (исторического сочинения) ЕГЭ по истории

Максимум за выполнение данного задания можно получить 11 первичных баллов.

В рамках данного задания нужно написать историческое сочинение об одном из исторических процессов или об одном из исторических деятелей. Для каждой темы предусмотрены свои критерии оценивания.

Историческое сочинение об историческом процессе

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

К1 Указание событий (явлений, процессов) — 2 балла

2 балла

Правильно указаны два события (явления, процесса)

1 балл

Правильно указано одно событие (явление, процесс)

0 баллов

События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно

К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла

2 балла

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

1 балл

Правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

0 баллов

Правильно названы одна-две исторические личности; роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) в рамках выбранного процесса не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности; при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к выбранному процессу, приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

ИЛИ

Исторические личности названы неверно

ИЛИ

Исторические личности не названы

К3 Причинно-следственные связи — 2 балла

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

2 балла

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

1 балл

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

0 баллов

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.

К4 Значение (последствие) выбранного процесса для истории России — 1 балл

1 балл

Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты

0 баллов

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов.

ИЛИ

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано

К5 Наличие фактических ошибок — 3 балла

1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов

3 балла

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

2 балл

Допущена одна фактическая ошибка

1 балл

Допущено две фактические ошибки

0 баллов

Допущено три или более фактические ошибки

К6 Форма изложения — 1 балл

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.

1 балл

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

0 баллов

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений


Историческое сочинение об исторической личности

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

К1. Указание событий (явлений, процессов) — 2 балла

2 балла

Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель

1 балл

Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель

0 баллов

События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно

К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла

2 балла

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

1 балл

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

0 баллов

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно

ИЛИ

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

ИЛИ

Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

К3 Причинно-следственные связи — 2 балла

(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

1 балл

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

0 баллов

Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны

К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России — 1 балл

(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3)

1 балл

Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля

0 баллов

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

К5 Наличие фактических ошибок — 3 балла

(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)

3 балла

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

2 балла

Допущена 1 фактическая ошибка

1 балл

Допущены 2 фактические ошибки

0 баллов

Допущены 3 или более фактические ошибки

К6 Форма изложения — 1 балл

(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)

1 балл

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

0 баллов

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

Статья
рассчитана на учителей, которые работают в 11 классе и готовят обучающихся к
Единому Государственному Экзамену по истории. В данной работе подробно
рассмотрено как работать с заданием 25 по истории, подробно разобраны критерии
оценивания.  

Статья написана действующим
экспертом по проверке ЕГЭ и ОГЭ истории и обществознания, Ветохиной Д.А.

СОЧИНЕНИЕ ПО ИСТОРИИ-2020

В этом учебном году за сочинение по истории можно получить 12
баллов, в прошлом году — 11. Работа оценивается экспертом по 7 критериям.
Сегодня я подробно разберу критерии, а в конце дам короткий алгоритм написания
сочинения по истории 

Критерий 1 в историческом сочинении

Указание событий (явлений, процессов).

По этому критерию выпускник должен указать не менее 2 событий,
которые относятся к периоду. Тут можно набрать 2 балла. Прежде чем выбирать
события, подумайте, каких личностей вы сможете указать, которые сыграли роль в
данных явлениях, процессах. Так как критерий 1 тесно связан с критерием
2. 

Например, берем период правления Ивана Грозного 1547-1584 гг.

Какие события мы можем взять? Конечно, же берем такой процесс, как
опричнина. Думаем, а каких личностей мы можем назвать, показать их роль. Второе
событие, можно указать Ливонскую войну или присоединение Сибирского ханства.
Очень важно правильно назвать события, соотнести их с периодом, указать верно
даты, если будут ошибки в датах, то можно потерять балл по К6. События, явления
и процессы, которые эксперт засчитал по К1 по другим критериям не
засчитываются.

К2 в историческом сочинении

Назвать исторические личности и их роль в указанных событиях
(явлениях, процессах) данного периода. Также можно получить 2 балла, если
правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль
каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, повлиявших на ход
и (или) результат названных событий. 

 Наш период 1547-1584 гг. Событие — #опричнина, действующие
лица? Самое простое назвать ИванаIV #Грозного. Какую роль он сыграл в данном
процессе? «Иван Грозный установил опричнину с целью подавления боярской
оппозиции, а также для установления режима личной власти, самодержавия». 

Смотрим, какую роль сыграл Иван Грозный в опричнине? Он ее
установил, то есть роль мы показали, а еще расписали, цели царя и дописываем
результаты опричнины.

Следующая личность – Ермак Тимофеевич. 

«Под командованием атамана Ермака была присоединена Западная
Сибирь, ликвидирована самостоятельность Сибирского ханства, были расширены территории
Московского царства за счет новых земель. Теперь Москва регулярна получала
налог в виде #ясака». 

Какую роль сыграл Ермак? Конечно же, расширил территории. Таким
образом, мы охарактеризовали роль двух личностей, показали, как их конкретные
действия повлияли на ход истории #России.

К3 в историческом сочинении

Причинно-следственные связи.

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи,
названные при указании роли личностей, засчитанные по критерию К2

Тут тоже выпускник может получить 2 балла.

Что такое причинно-следственные связи? Это когда одно событие
вытекает из другого, самое простое назвать причины какого-либо события, или его
результаты.

Давайте напишем про причины Ливонской войны 1558 — 1583 или про ее
результаты.  

 «В результате активной внешней политики Ивана Грозного были
расширены территории Московского царства за счет присоединения Казани 1552
году, Астрахани в 1556 году, Сибирского ханства, начатое с 1582 года Ермаком».
Таким образом, мы показали две причинно-следственные связи. 

К4 в историческом сочинении

Оценка влияния событий данного периода на дальнейшую историю
России.

Дана оценка влияния событий на дальнейшую историю #России с опорой
на исторические факты и (или) мнения историков. По этому критерию выпускник может
получить 1 балл. Важный критерий, но многие ученики его пропускают или забывают
про него. Некотрых пугает фраза «Мнение историков», обучающийся судорожно
начинает перечислять в голове всех историков, которые ему известны. 

Мы все понимаем, что историков много, каждый из них написал ни
один труд по тому или иному вопросу, и как все это запомнить? Своих учеников я
всегда учу мыслить логично и находить выход из любой ситуации. Авторы
учебников, они тоже историки, они тоже написали свое мнение как тот или иной
период повлиял на дальнейший ход истории. Данилов, Косулина, Сахаров, Пчелов и
другие. В данном критерии очень важно связать описываемый период с последующим
периодом в истории. 

Например,: «По мнению ряда историков, в том числе и Сахарова,
неудачи во внутренней и внешней политики Ивана Грозного стали причинами
Смутного времени в России. В частности, экономическая разруха, как следствие
опричнины, неудачи в Ливонской войне 1558-1583 гг.» Таким образом, мы показали
влияние периода на дальнейший ход истории, опираясь на факты, а также привели
мнение историка.

НО МНЕНИЕ ИСТОРИКА НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО УКАЗЫВАТЬ 

К 5.  Использование исторической терминологии, 1 балл. 

Всегда возникает вопрос расписывать или нет понятие? Эксперт
проверяет умение выпускника оперировать понятием, то есть если в сочинении
верно и к месту применено «опричнина», «крепостные» и пр., то ученик получает
свой заслуженный балл.

К6-К7 – это бонусные баллы. Почему? Ну, во-первых, если выпускник
по К1- К4 набрал 5 балла и более, то К6-К7 проверяет эксперт. 

К6 – наличие фактических ошибок

Не допустил ошибок — 3 балла. Допустил 1, то 2б, 2 — 1б. Более 2,
то 0 б.

К7. По этому критерию можно получить 1 балл, если выпускник
написал сочинение как связный рассказ. Тот, у кого «хромает» эпистолярный жанр,
может написать историческое сочинение как план, тогда можно не получить этот 1
балл, но зато побороться за все остальные. 

Единый государственный экзамен по истории не является обязательным, однако его сдают многие выпускники для поступления в ВУЗы. В ходе подготовки необходимо не только освоить теоретический материал, а также изучить структуру теста и понять, по каким параметрам будет оцениваться ЕГЭ по истории, а также, сколько баллов можно получить за каждое задание. Все эти данные ежегодно публикуются на официальном сайте ФИПИ, а мы лишь собрали их воедино и представили удобном для восприятия виде.

В 2022 году время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.
 

№ задания

Количество баллов

1

1

2

2

3

2

4

1

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

1

11

3 — ошибки отсутствуют

2 — если допущена одна ошибка

1 — если допущено две-три ошибки

2 — если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует.

12

2

13

1

14

1

15

1

16

2

17

2

18

1

19

1

20

2

21

2

22

2

23

3

24

4

25

12

ИТОГО.

56

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (№20-24).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы.

Задание № 20.

2

Правильно указаны название периода, руководитель СССР, исторический деятель.

2

Правильно указаны любые два элемента.

1

Правильно указан только один элемент или дан неверный ответ.

0

Задание № 21.

2

Правильно указаны три факта.

2

Правильно указаны два факта.

1

Правильно указан только один факт или дан неправильный ответ.

Задание № 22.

2

Правильно указаны партийный орган и два решения.

2

Правильно указаны партийный орган и одно решение или правильно указаны два решения.

1

Правильно указан только партийный орган или указано только одно решение или дан неверный ответ.

0

Задание № 23.

3

Правильно приведены три причины.

3

Правильно приведены две причины.

2

Правильно приведена толдько одна причина.

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания или дан неправильный ответ

0

Задание № 24.

4

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки.

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

Приведены один аргумент в подтверждение и два  в опровержение оценки .

3

Приведен один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки.

2

Приведены только два аргумента в подтверждение или в опровержение оценки.

1

Приведён только один аргумент или только факты, описывающие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не аргументы или

только гипотеза общего характера, не соответствующие требованию задания.

Либо дан неправильный ответ.

0

Задание № 25. Историческое сочинение.

В 2022 году историческое сочинение отменено.

Требования, критерии оценивания, баллы.

Для успешной сдачи экзамена в сочинении необходимо:

  • описать не менее двух важных событий (явлений, процессов), связанных с указанным периодом истории;
  • указать минимуи две исторические личности, деятельность которых связана с событиями (явлениями, процессами) в задании, охарактеризовать роли указанных ранее личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

ВАЖНО! При описании роли каждой названной Вами личности важно указать конкретные действия этого человека, в значительной степени оказавшие влияние на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

  • описать не менее двух причинно-следственных связей, повлиявших на причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших  в указанный период;
  • оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода, повлиявших на дальнейшую историю России.

 В ходе сочинения необходимо правильно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В количестве баллов есть одно изменение.

Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (по данным 2020 г.)

Критерии оценивания.

Баллы.

К1. Указание событий (явлений, процессов).

 

Правильно указаны оба события (явления, процесса).

2

Правильно указано только одно событие (явление, процесс).

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны с ошибкой.

0

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории.

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

2

Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)).

1

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно или правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы.

0

К3. Причинно-следственные связи. 

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период.

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период.

1

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.

0

К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России

Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с использованием на исторических фактов

1

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов, либо значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано

0

К5. Использование исторической терминологии.

При изложении верно использована историческая терминология.

1

Все исторические термины, понятия использованы неправильно, либо исторические термины, понятия не использованы.

0

К6. Наличие фактических ошибок. 

1, 2  или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено  в сумме не менее 6 баллов.

В экзаменационном сочинении отсутствуют фактические ошибки.

3

Допущена одна фактическая ошибка.

2

Допущено две фактические ошибки.

1

Допущено более трех фактических ошибок.

0

К7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме  не менее 6 баллов.

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, ясное изложение материала).

1

Ответ представлен не корректно, в виде отрывочных предложений.

0

Максимальный балл

12

Для поступления нужно сделать три простых шага:

1

Подать документы

Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—18:00 по будням и 10:00—15:00 в субботу)

Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:

  • паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
  • оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
  • 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)

*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру признания, если требуется.

2

Пройти вступительные задания

Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.

*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.

3

Заключить договор об обучении

После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.

Материал опубликован на сайте ФИПИ 19.08.2019 г.

 В количестве баллов за сочинение есть одно изменение.

Если по демоверсии  — 2019 по критерию № 6 (наличие фактических ошибок) выставлялось 2 балла, то в 2020 году — 3 балла.

Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (а не 11).

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей  в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших  в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду

Критерии оценивания.
Баллы.
К1. Указание событий (явлений, процессов). 2
Правильно указаны два события (явления, процесса). 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс). 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно. 0
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. 2
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)). 1
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ 

Исторические личности не названы.

0
К3. Причинно-следственные связи. 

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.

2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. 2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. 1
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны. 0
К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. 1
Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. 1
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана.

0
 

К5. Использование исторической терминологии.

1
При изложении корректно использована историческая терминология. 1
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы.

0
К6. Наличие фактических ошибок. 

1, 2  или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено  в сумме не менее 5 баллов.

3
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки. 3
Допущена одна фактическая ошибка. 2
Допущено две фактические ошибки. 1
Допущено три или более фактические ошибки. 0
К7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме  не менее 5 баллов.

1
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). 1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений. 0
Максимальный балл 12

Вернутьсяк списку тестов по истории ЕГЭ

  • Критерии оценивания изложений и сочинений в начальной школе по фгос
  • Кроссворд на тему рассказа мальчики чехова
  • Кроссворд на рассказ дубровский
  • Кроссворд на рассказ выстрел
  • Кроссворд маленькие рассказы о большой судьбе