13.12.2018
Для выпускников 2019 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».
Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.
Те, кто не смог участвовать в написании итогового сочинения 5 декабря, смогут написать его 6 февраля 2019 г. или 8 мая 2019 г.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Основные требования
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:
1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Критерии оценивания
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
1. «Соответствие теме»
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
3. «Композиция и логика рассуждения»
4. «Качество письменной речи»
5. «Грамотность».
При этом, критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по этим критериям. Выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом, а также дополнительно необходим «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла.
Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).
Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
Начисление баллов
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие теме
|
2 1 0 |
|
2 1 0 |
|
2 1 0 |
|
2 1 0 |
|
1 0 |
|
2 1 0 |
|
3 2 1 |
|
3 2 1 0 |
|
2 1 0 |
|
1 0 |
Максимальный балл |
20 |
Перевод баллов в десятибалльную шкалу
Первичный балл |
Отметка по десятибалльной системе |
0 — 4 |
0 |
5-6 |
1 |
7-8 |
2 |
9-10 |
3 |
11-12 |
4 |
13-14 |
5 |
15-16 |
6 |
17 |
7 |
18 |
8 |
19 |
9 |
20 |
10 |
Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875
ГлавCправ. 2018
Критерии оценивания итогового сочинения
Сочинение, которое вам предстоит написать в начале декабря, оценивается по системе «ЗАЧЁТ-НЕЗАЧЁТ».
Зачёт за всю работу ставится, если получены обязательные зачёты по:
— Требованию №1 (Объём сочинения)
— Требованию №2 (Самостоятельность работы)
— Критерию №1 («Соответствие теме»)
— Критерию №2 («Аргументация. Привлечение литературного материала»).
Также должен быть получен зачёт по одному из трёх оставшихся критериев:
— либо по Критерию №3 («Композиция»)
— либо по Критерию №4 («Качество речи»)
— либо по Критерию №5 («Грамотность»).
Итак, система оценивания состоит из ДВУХ установленных ТРЕБОВАНИЙ и ПЯТИ КРИТЕРИЕВ.
Требование № 1. Объём сочинения.
Ваша работа не должна быть менее 250 слов. Если в вашем сочинении будет, например, 249 слов, эксперты поставят незачёт. 250 слов – это необходимый минимум. ФИПИ рекомендует 350 слов для более полного раскрытия темы сочинения. Конечно, можно написать больше 350 слов, ограничений уже нет.
Требование № 2. Самостоятельность работы.
Первое, что делают эксперты, – проверяют вашу работу на плагиат, то есть на оригинальность текста. Пользоваться на экзамене какими-либо интернет-ресурсами или книгами нельзя. Списывать, конечно же, тоже нельзя. На экзамене вы должны продемонстрировать свой читательский опыт, умение самостоятельно анализировать художественное произведение в рамках заявленной темы. Вы можете пользоваться Орфографическим словарём, который выдадут там.
Критерий № 1. Соответствие теме.
Этот критерий направлен на проверку содержания сочинения. Вы рассуждаете, отвечая на вопрос, поставленный в теме, или размышляете над предложенной проблемой. Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, то есть содержание сочинения не раскрывает тему.
Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
В качестве аргументации должно быть привлечено не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. Лучше использовать два литературных произведения. Вы не только упоминаете подходящее литературное произведение, но и осмысливаете его в ракурсе заявленной проблемы, используя элементы анализа. Вы демонстрируете знания системы образов, проблематики произведения, средств художественной выразительности и так далее. Незачёт может быть поставлен, если:
1. сочинение написано без привлечения литературного материала;
2. содержание произведения искажено;
3. есть лишь упоминание литературных произведений, но они не становятся опорой для рассуждения.
Подведём промежуточный итог.
Если ученик получает зачёт по двум требованиям и по первому и второму критериям, зачёт ставится за всю работу. При этом важно получить зачёт по одному из трёх оставшихся критериев. Разберём их подробнее.
Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения.
В данном случае проверяется умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Вам необходимо выдержать соотношение между тезисом и доказательствами. Незачёт ставится, если есть грубые логические нарушения или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4. Качество письменной речи.
По данному критерию проверяется качество речевого оформления текста сочинения, то есть отмечается наличие речевых ошибок в тексте сочинения. Проверяется ваше умение точно выражать мысли, использовать разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, а также умение обходиться без речевых штампов. Незачёт ставится за низкое качество речи.
Критерий № 5. Грамотность.
По данному критерию оценивается грамотность выпускников. Незачёт ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, превышают в сумме 5 ошибок на 100 слов текста.
Желаю вам получить пять зачётов по всем пяти критериям!
*В статье использованы материалы ФИПИ
К.ф.н. Кривенкова И.А.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Критерии оценивания итогового сочинения» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
04.01.2023
Новые критерии на 2020-2021 учебный год: 4ege.ru/sochinenie/60212-kriterii-ocenivanija-itogovogo-sochinenija.html
Утверждённые критерии на 2019-2020 учебный год. Направления итогового сочинения здесь.
Документ: krit-is.pdf
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объём итогового сочинения»1
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Цитата: Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 5 «Грамотность»2
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.
1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.
3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках. Дополнительная информация об оценивании по Критерию № 5 представлена в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году.
Приложение 4 к письму
Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888
Критерии оценивания итогового сочинения
(изложения) в 2019/2020 учебном году
Москва, 2019
Оглавление
1.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими
образовательные программы среднего общего образования ……………………………………… 3
2.
Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими
образовательные программы среднего общего образования ……………………………………. 5
3.
Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями,
реализующими образовательные программы высшего образования ……………………….. 7
1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими
образовательные программы среднего общего образования
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения,
соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
1
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении
менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то
выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом
(такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность
написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого—либо источника или воспроизведение по
памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и
(или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на
источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать
объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за
невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не
проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по
критериям:
1.
«Соответствие теме»;
2.
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3.
«Композиция и логика рассуждения»;
4.
«Качество письменной речи»;
5.
«Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по
критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по
одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
1
При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается
любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё—таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие
символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия
(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной
проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем
нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается
конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать
свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного
материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых
жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры
на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации,
написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено
содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе
(аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется
«зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение
на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и
доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают
пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно—доказательная часть. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и
различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять
термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые
ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных
случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
2
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
2
Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей—инвалидов и инвалидов
может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной
форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится
по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания
итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по
критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1
и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной
форме по критерию № 5 не проверяется.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме
более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных
3
.
2. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими
образовательные программы среднего общего образования
Итоговое изложение пишется подробно.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения,
соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового изложения»
4
Рекомендуемое количество слов – 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен
исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и
служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за
работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям
оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание
изложения из какого—либо источника (работа другого участника, исходный текст
и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет»
за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение
не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям,
оценивается по критериям:
1.
«Содержание изложения»;
2.
«Логичность изложения»;
3.
«Использование элементов стиля исходного текста»;
4.
«Качество письменной речи»;
5.
«Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по
критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
3
На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.
Дополнительная информация об оценивании по Критерию № 5 представлена в Методических
рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019/2020
учебном году.
4
При подсчёте слов в изложении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается
любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё—таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие
символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по
одному из других критериев.
Критерий № 1 «Содержание изложения»
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.
«Незачет» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание
исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется
«зачет».
Критерий № 2 «Логичность изложения»
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание
исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности
внутри смысловых частей изложения.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают
пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля
исходного текста.
«Незачет» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют
элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику
и различные речевые конструкции.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые
речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
56
Проверяется грамотность участника. «Незачет» ставится при условии, если на 100
слов в среднем приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических,
орфографических, пунктуационных.
5
На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках. При
оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся,
проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.
Дополнительная информация об оценивании по Критерию № 5 представлена в Методических рекомендациях для
экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году.
6
Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей—инвалидов и инвалидов может по их
желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание
итогового изложения указанной категории участников итогового изложения проводится по двум установленным
требованиям «Объем итогового изложения» и «Самостоятельность написания итогового изложения». Итоговое
изложение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за
итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по
одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое изложение в устной форме по Критерию № 5 не проверяется.
3. Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями,
реализующими образовательные программы высшего образования
Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация
высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового
сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и
самостоятельности.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов,
то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0
баллов.
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает
на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (размышляя
над предложенной темой, раскрывает разные ее аспекты в их взаимосвязи),
коммуникативный замысел сочинения выражен ясно
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает
на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения
прослеживается
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию,
формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного
материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением
малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы
(достаточно опоры на один текст);
выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют
формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;
при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет
сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием
литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества
автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения,
в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя
аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими
высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и
более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними,
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения
выбранной темы,
и/или ограничивается простым пересказом произведения,
и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием
литературного материала
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении
существенно искажено содержание выбранного текста,
или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не
подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения),
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со
знанием литературного материала
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью
изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет
нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически
связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений
последовательности и необоснованные повторы мысли,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не
более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или
отсутствует тезисно—доказательная часть
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, стилистической
целостностью, использованием разнообразной лексики и различных
грамматических конструкций, уместным употреблением терминов, отсутствием
неоправданных речевых штампов, канцеляризмов
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но имеются
нарушения стилистической целостности, неоправданные речевые штампы,
канцеляризмы, отмечается однообразие грамматического строя речи
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла и/ или
сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического
строя речи
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к
раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или
неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением
нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или
интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки
Допущено 3–4 речевые ошибки
Допущено 5 и более речевых ошибок
К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
Допущено 2–3 орфографические ошибки
Допущено 4–5 орфографических ошибок
Допущено более 5 орфографических ошибок
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок
Допущено более 5 пунктуационных ошибок
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка
Допущено 2–3 грамматические ошибки
Допущено 4 и более грамматических ошибок
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
Фактические ошибки отсутствуют
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
Рекомендации по переводу баллов в 10—балльную шкалу
Отметка по
десятибалльной
системе
ЕГЭ -2019. Русский язык
Критерии оценивания и баллы.
Часть 1.
№ заданий. |
Количество баллов. |
1-7 9-15 17-25 |
По 1 баллу. |
16 |
От 0 до 2 баллов |
8 |
От 0 до 5 баллов. |
26 |
От 0 до 4 баллов. |
27 |
24 балла |
ИТОГО: 58 баллов. |
Внимание!
Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в соответствии с новыми критериями оценивания работы в 2019 году.
Даётся пошаговое объяснение каждой части сочинения, приводятся примеры написания этих частей.
Материал можно найти на моём сайте esse—ege.ru
Часть 2.
Критерии оценивания ответа на задание 27 |
Баллы |
|
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 |
|
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
5 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет . |
4 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет . |
3 |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение |
2 |
|
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение |
1 |
|
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. |
0 |
|
К 3 |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет . |
1 |
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 |
|
К 4 |
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. |
|
Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его . |
1 |
|
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») |
0 |
|
II |
Речевое оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текст |
0 |
|
К 6 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
|
III |
Грамотность |
|
К 7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено более четырёх ошибок |
0 |
|
К 8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущено одна–три ошибки |
2 |
|
Допущено четыре-пять ошибок |
1 |
|
Допущено более пяти ошибок |
0 |
|
К 9 |
Соблюдение языковых норм |
|
Грамматических ошибок нет |
2 |
|
Допущено одна-две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной речевой ошибки |
2 |
|
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено более трёх ошибок |
0 |
|
К11 |
Соблюдение этических норм |
1 |
Этические ошибки в работе отсутствуют |
0 |
|
Допущены этические ошибки (одна и более) |
||
К12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале |
0 |
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) |
24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения . Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов .
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна–три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
4 декабря 2019 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (5 февраля и 6 мая).
Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений:
1. «ВОЙНА И МИР» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи.
Опираясь на духовный опыт, воплощённый в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями:
• о вечном стремлении человека к миру и гармонии;
• о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях;
• о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении;
• о природе подлинного героизма и патриотизма;
• о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
2. НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжёлых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
3. ДОБРО И ЗЛО
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит своё отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
4. ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учётом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений.
Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня).
Понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию.
Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
5. ОН И ОНА
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребёнком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
При подготовке к сочинению полезно знать следующее:
● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
● Пересдать итоговое сочинение можно два раза. Получается, всего имеется 3 попытки.
● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытом информационном ресурсе ege.edu.ru.
● Работа выполняется чёрной гелевой или капиллярной ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.
Сочинение проверяется по следующим критериям:
КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:
● Получен «зачёт» по Критерию №1.
● Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение не списано.
Некоторые вузы дополнительно дают до 10 баллов за данное сочинение. В таком случае критерии будут следующими:
Школьники активно готовятся к декабрьскому сочинению, которое пройдет 4 числа 2019 года. Для того, чтобы набрать необходимое количество баллов, необходимо ознакомиться с примерами по всем направлениям, критериями оценивания и требованиями.
Примеры итогового сочинения по всем направлениям в 2019-2020 учебном году
Он и она
Должна ли женщина быть сильной
В современном мире принято считать, что женщина должна быть слабой. Однако правильное ли это мнение? Я считаю, что девушки, женщины должны оставаться сильными при любых обстоятельствах, чтобы справиться со всеми трудностями. Нужно быть готовыми ко всему.
В доказательство своему мнению могу привести в пример главную героиню книги М. Митчелл «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хару. Юная леди никогда не была обделена мужским вниманием. Но после начала войны, ситуация резко изменилась. Благодаря ежедневной работе, стараниям, ей удалось открыть собственную лесопилку. В этом была лишь ее заслуга, ее сила и настойчивость. Сложившееся ситуация сделала ее сильнее, закалила характер.
Мелани, еще одна героиня романа «Унесенные ветром», пережила не меньше Скарлетт О’Хару. Несмотря на проблемы со здоровьем и печальные прогнозы врачей, девушка выжила и продемонстрировала свою силу. Мелани всегда была надежной поддержкой для Скарлетт. Они вместе пережили все трудности, умело подстраивались под обстоятельства, научились жить по-новому.
Каждая женщина должна оставаться сильной. В современном мире без силы духа прожить очень сложно, практически невозможно.
Гордость и смирение
Мешает ли гордость быть счастливым
Каждый человек в тех или иных ситуациях проявляет эгоизм. Однако некоторые перебарщивают с данным качеством. Даже в критических ситуациях они не признают вины, продолжают доказывать свою правоту. Может ли быть такой человек на самом деле счастливым? Я считаю, что нет.
Мое мнение доказывает главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников делил общество на 2 группы: «твари дрожащие» и особенные личности, себя относил ко второй категории. После совершения убийства, он понял, что его теория потерпела крах, он не особенный человек, а обычный эгоист. Из-за своей гордости он не жалел в содеянном. Его дни начали наполняться мучениями, о счастье даже речи не шло. Лишь после искреннего раскаяния, жизнь Раскольникова начала постепенно улучшаться.
Пример из романа Достоевского показывает, что эгоизм мешает двигаться вперед, не дает быть по-настоящему счастливым. Нужно научиться признавать свои ошибки.
Добро и зло
Кого можно назвать добрым человеком
На протяжении жизни каждый человек встречает разных людей, добрых, злых. Возникает вопрос, кого можно назвать добрым человеком? Хорошие намерения проявляются по-разному: в словах, поступках.
Я считаю, что добрый человек совершает хорошие поступки, не ожидая ничего взамен. Многие авторы обращались к данной теме, в том числе и А. Платонов. Главный герой рассказа «Юшка» Ефим всегда хорошо относился к людям. Но общество не принимало его, бросало камни в спину, юноша воспринимал это как своеобразную любовь. Даже нуждаясь в помощи, он всеми силами пытался помочь сироте, которая жила в соседней деревне. Поэтому можно сделать вывод, что несмотря на ненависть со стороны окружающих, он не потерял веру в людей.
Завершая сочинение, хочу сказать, что нужно совершать добрые поступки несмотря ни на что, помогать нуждающимся от чистого сердца.
Критерии оценивания итогового сочинения в 2019-2020 учебном году
Требования и критерии оценивания итогового сочинения:
- минимальное количество слов – 250;
- итоговое сочинение должно быть написать самостоятельно;
- итоговое сочинение должно соответствовать предложенной теме;
- необходимо привести пример из литературного произведения;
- предложения должны быть логически связаны;
- использовать грамматические конструкции, терминологию, в случае необходимости;
- не допускать грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки (допустимо 3-4 ошибки на 100 слов).
Придерживаясь простых правил, удастся набрать необходимое количество баллов.
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ — 2019. Требования и критерии к сочинению по литературе в декабре.
За сочинение по литературе в декабре выпускники получают «зачёт» — «незачёт».
Рассмотрим основные требования к сочинению и критерии к нему.
Требования к сочинению по литературе в декабре.
Требование № 1. «Объем сочинения».
- Минимальное количество слов — Если в сочинении минимум 250- слов, то ставится «незачёт».
- Максимальное количество слов не установлено, поэтому ученик может писать сочинение в любом объёме, чтобы раскрыть полностью тему.
- Рекомендуемое количество слов — 350. Именно этот объём позволит кратко, чётко раскрыть тему.
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».
- Данное требование предполагает, что ученик будет писать сочинение самостоятельно, не списывая из каких-либо источников. Даже если ученик не списывал, а воспроизвёл по памяти заученный текст, это тоже будет считаться несамостоятельной работой. Обратите на это требование особое внимание! В Интернете можно найти много анализов того или иного произведения. Подходите к данному материалу творчески, исходя из темы, которую вы выберете.
- Можно приводить цитаты из текста. Полностью запомнить цитаты очень сложно. Это можно сделать лишь в том случае, если это отрывок из стихотворения или цитате небольшая. В основном передавайте суть высказывания. НО помните, что цитирование легко переходит в пересказ, что недопустимо. Цитаты не должны быть по объёму больше текста, написанного самим учеником.
КРИТЕРИИ.
Всего 5 критериев, по которым оценивается выпускное сочинение. Рассмотрим их.
1.«Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Запомните: основными являются критерии 1 и 2. Если по ним ученик получил «незачёт», то по остальным критериям сочинение не оценивается. Это и понятно. Если не раскрыта тема, то какое значение имеет композиция сочинения, грамотное его оформление.
Критерий № 1. «Соответствие теме».
Выбирая тему, вдумайтесь в её формулировку. Ошибка учащихся заключается в том, что сочинение по ЛЮБОЙ теме одного из направлений, например, «отцы и дети», они пишут одинаково, хотя темы звучат по-разному.
Если сочинение написано не по теме, что ставится «незачёт», даже если рассуждения в сочинении были по направлению, например, «отцы и дети.
Учитесь понимать ТЕМУ, то есть о ЧЁМ вы должны писать в сочинении.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Знание текста произведения – одно из требований к написанию сочинения. Необходимо для аргументации приводить примеры из него, причём конкретные, а не общего характера (например, «Кирсанов и Базаров во многом имели разные взгляды» — а какие это разные взгляды?)
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. Можно привести в пример два произведения, если необходимо показать противоположные характеры героев.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».
При проверке учитывается, насколько композиционно продумано сочинение, как связаны в нём его части: вступление, основная, заключение. Поверяется логика изложения, одно высказывание должно вытекать из другого, а писаться сами по себе.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи».
При оценивании сочинения обращается внимание на его речевое оформление. Мысли нужно выражать чётко, ясно, литературным языком, не допуская речевых ошибок.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность».
Запомните: на каждые 100 слов допускается по 5 ошибок (любых: орфографических, пунктуационных, грамматических).
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок.
Таковы требования к сочинению и критерии его оценивания. При подготовке к экзамену обязательно изучите их, чтобы не допускать неточностей, ошибок, чтобы ваша работа соответствовала «зачёту».
Успехов вам, ребята!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.