Критерии оценивания сочинения по обществознанию

Критерии оценивания эссе на ЕГЭ по обществознанию

07.11.2018

ВАЖНО! С 2022 года из ЕГЭ по обществознанию было исключено задание, предполагающее написание эссе. Вместо него появилось составное задание 24-25, которое проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 (план) рассматривается как основа написания доклада по заданной теме. А вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства. 

  • Как выполнять задание 25 на ЕГЭ в 2023 году

В 2019 году эссе по обществознанию и критерии его оценивания перетерпели некоторые изменения. Смотрим внимательно что именно изменилось в 2020 году!

  • Об изменениях более точно можно узнать на странице с демоверсией 2020

Рассмотрим подробно каждое из изменений, а затем полный лист все требований (критериев), по которым будут проверяться ваши эссе. Эксперт: Ксения Кафтаева, проект ОКЕГЭ

  • Примеры эссе с оценками эксперта
  • План и структура эссе
  • Большой банк примеров эссе

Задание 29.1

  1. Нужно сформулировать тезис, который вы будете доказывать в эссе. Запомните это, от тезиса мы будем плясать на протяжении всего мини-сочинения.
  2. Пересказать, перефразировать или последовательно объяснить каждое слово переть НЕЛЬЗЯ!

Задание 29.2

  1. Дано ключевое понятие, но нет иных теоретических пояснений — теряем 1 балл.
  2. Есть неточности, ошибки в формулировке теоретических положений — теряем 1 балл.
  3. Не раскрыли ключевое понятие — теряем 2 балла.
  4. Написали бытовым языком — теряем 2 балла.
  5. Использовали лишнее, не относящиеся к теме термины и теоретические положения — теряем два балла.

Запоминаем! Даем определение ключевого понятия, раскрываем тезис, который вы сформулировали в самом начале на теоретических положениях. Никакие лишние понятия не вводим и не объясняем.

Задание 29.3

Важно, этот критерий проверяем структуру мини-сочинения. Запоминаем структуру (подробнее о структуре):

  1. Раскрываем смысл цитаты, формулируем тезис, который будем доказывать.
  2. Даем корректное объяснение ключевого понятия, подтверждаем свой тезис теоретическими примерами.
  3. Приводим два фактических примера (о них сказано далее)
  4. Пишем вывод

Всё это должно быть написано НЕ бытовым языком, иначе теряем баллы!

Задание 29.4

Смотрим, что у нас происходит с фактическими аргументами.

  • Нельзя брать аргументы из однотипных источников (два примера из газеты, два примера их истории — нельзя; 1 пример из истории + 1 пример из литературы — можно).
  • Для каждого аргумента должен быть свой тезис → тезиса должно быть ДВА.

Что можно использовать как аргумент:

  • Сообщения СМИ.
  • Материалы учебных предметов.
  • Факты общественной жизни (история) и личного социального опыта.
  • Собственные наблюдения.

Важно, чтобы ваши наблюдения и личный социальный опыт были не на «бытовом» уровне, поэтому старайтесь избегать таким примеров. Лучше использовать факты из истории, литературу, данные статистики, статьи, фильмы.

Критерии оценивания от ФИПИ

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования 1
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. 0
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.
ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений 2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения 2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. 1
ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.
ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. 0
ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания
  Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3
выставляется 0 баллов
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов 1
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод 1
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания 0
29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров 2
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. 2
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. 1
Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.
ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.  
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0
Указание по оцениванию:
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
 
1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
 
2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
Максимальный балл 6

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

ЕГЭ по обществознанию

Официальный сайт ФИПИ совместно с демоверсией ЕГЭ 2021 опубликовал критерии оценивания эссе по обществознанию.

→ примеры эссе на 6 баллов

→ тренировочные варианты ЕГЭ

Таблица критериев с баллами от ФИПИ

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования 1
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.
ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом
0
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений 2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения 2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.
ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён; теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.
ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания
0
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод 1
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания 0
29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров 2
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/ положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом 2
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой  сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0
Указания по оцениванию: 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.
2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.) не требуется.
3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.
4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании

Формулировка задания № 29:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернетресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

Связанные страницы:

Критерии

Детализация

Баллы

Сумма

1.

Понимание темы и соответствие ей содержания работы (если тема не понята автором или проинтерпретирована совершен- но неправильно (грубо проигнорировано объективное содержание и логическая структура выбранного афоризма), остальные критерии при проверке данной работы могут не учиты- ваться и за все эссе выставляется либо «0» баллов, либо (по решению жюри) не более «10» баллов за всю работу

1.1

адекватность понимания темы 

0-2

12

1.2

грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного

0-3

1.3

соответствие содержания работы заявленной теме

0-2

1.4

полнота раскрытия темы

0-3

1.5

выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность их раскрытия

0 — 2

2.

Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (в случае, если анализ проведен исключительно на повседневно-житейском уровне или при наличии в работе не относящихся к теме фрагментов текста или примеров по данному пункту, ставиться оценка «0» баллов)

2.1

владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме)

0-2

12

2.2

знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме

0-2

2.3

использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне

0-2

2.4

0-2

2.5

аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.)

0-2

2.6

выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера

0-2

3.

Логичность авторского текста

3.1

ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений

0-3

10

3.2

обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации

0-3

3.3

грамотность определения понятий и грамотность классификаций

0-2

3.4

осуществление выводов, основанных на  структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т.п.

0-2

4.

Общая гуманитарная эрудиция

4.1

знание социальных фактов и их уместное использование

0-2

10

4.2

использование примеров из всемирной и отечественной истории

0-3

4.3

знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.)

0-3

4.4

творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления

0-2

5.

Навык организации академического текста, связность, системность, последова тельность изложения, культура письма

5.1
 

связность, системность, последовательность текста

0-2
 

6

5.2

четкая структурированность текста

0-1

5.3

соблюдение базовых стандартов академического цитирования

0-1

5.4

единство стиля, точность и выразительность языка

0-2

6.

Грамотность

6.1

Соблюдение орфографических норм

0-3

10

6.2

Соблюдение пунктуационных норм

0-3

6.3

Соблюдение языковых норм

0-2

6.4

Соблюдение речевых норм

0-2

ИТОГО

60

МИНИ-СОЧИНЕНИЕ /ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Критерий
1 (К1)

Смысл высказывания раскрыт.

То
есть эксперт видит Ваше понимание высказанной автором  идеи/темы/мысли. (1б)

      Для написания эссе я
выбрал(а) высказывание автора ФИО «Название»…. В данном
высказывании автор поднимает тему/идею…………. Автор также утверждает/
считает… …… ( перефразировать высказывание), с которым я
полностью/частично согласен.

Критерий
2 (К2)

– Теоретическое содержание мини-сочинения. Избранная тема раскрывается с
опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.
То есть, в своем сочинении вы используете не собственные отвлеченные
представления, а мыслите понятийным аппаратом, приводите термины/понятия/рассуждения/
выводы в контексте выделенной идеи) . ( 2шт — 2б)

     Для внесения ясности в
исследуемую тему обратимся к ключевым понятиям, которые использовал
автор…далее логически рассуждаем с использованием понятий/определений.

Критерий
3 (К3)

– Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и
выводов. Отсутствие ошибок в использовании понятий/теории/рассуждений.
(1б)

Критерий
4 (К4)

– Качество аргументации своей точки зрения. То есть, у Вас есть (!) точка
зрения по поднятой автором проблеме (вы поняли идею автора), и
обосновали ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов,
информации СМИ, знаний из других предметов — истории, литературы,
публицистика, социальная действительность/личный опыт.

         Обратимся
к источнику…

 Два
развернутых факта/примеров, связанных с идеей из различных источников
(2шт.
— 2б).

      Таким
образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что авто был прав в
своем высказывании.

Итого:
6 баллов ( первичных)

            
14 баллов ( вторичных) из 64б.

                                            
Шаблон

Высказывание

(
смысл, пояснение, перифраз)

Теоретический
блок

(
понятия, функции, признаки, связи явлений)

Фактическая
аргументация ( пример 1)

Фактическая
аргументация ( пример 2)

Краткий
вывод

Критерии оценивания мини-сочинения/ эссе на ЕГЭ по
обществознанию

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе
напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько
основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При
раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и
выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия,
теоретические
положения), иллюстрируя их фактами и примерами из
общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных
предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений,
рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из
различных источников.
Каждый приводимый факт / пример должен быть
сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением,
выводом.

***Философия *** Экономика *** Социология, социальная психология
*** Политология *** Правоведение

Критерии
оценивания мини-сочинения

Баллы

Раскрытие
смысла высказывания

1 балл

Смысл
высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей,
связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один
или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют)
обоснования.

1 балл

Смысл
высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не
сформулирован.

0
баллов

Если по
критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по
всем остальным критериям оценивания выставляется — 0 баллов

Теоретическое
содержание мини-сочинения (объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие
теоретических положений, рассуждений, выводов)

2
балла

В
контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены связанные
между собой объяснения ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические
положения, рассуждения, выводы.

2
балла

Корректность
использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов

1 балл

Отсутствуют
ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.

1 балл

В
ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.

0
балов

Указания
по оцениванию: 
Если по критерию 29.2 (теоретическое содержание мини-сочинения), выставляется
0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.

_____________________________________________________________________________

Качество
приводимых фактов и примеров

2
балла

Приведено
из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных
фактов / примеров, явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом. 

_____________________________________________________________________________
В качестве источников могут использоваться сообщения СМИ, материалы
учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты общественной
жизни и личного социального опыта, собственные наблюдения.  Примеры из
разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных
источников.

______________________________________________________________________________

2
балла

Приведен
только один корректный, развернуто сформулированный факт/пример, явно
связанный с иллюстрируемой (-ым) идеей/ тезисом / положением / рассуждением /
выводом. 
ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развернуто
сформулированные факты / примеры, явно связанные с иллюстрируемой (-ым) идеей
/ тезисом / положением / рассуждением.

_______________________________________________________________________________

1 балл

Факты
/ примеры отсутствуют.  Или ни один из приведенных фактов/ примеров явно
не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.  Или ни
один из приведенных фактов/ примеров не сформулирован развернуто.

0
баллов

Факты/примеры,
содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному
искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого
исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не
засчитываются при оценивании.

0
баллов

Максимальный балл 

: 6

Критерии оценивания ЕГЭ по обществознанию в 2021 — 2022 году

Вот уже много лет ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у выпускников 11 классов и 2022 год не станет исключением. Только сдав единый государственный экзамен, возможно поступить в пристижные ВУЗы РФ. Если вы планируете поступление на юридические или гуманитарные специальности, обществознание вам будет необходимо. Поэтому предлагаем начать подготовку с ознакомления с критериями оценки и основными требованиями. 

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Балл 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2
22 23 24 25 26 27 28 29 ИТОГО
2 3 3 4 3 3 4 6 64

21 задание

2 балла Вы правильно ответили на три вопроса
1 балл Вы правильно ответили на любые два вопроса
0 баллов Вы правильно ответили на любой один вопрос. ИЛИ все ответы неправильные
Максимальное колличество баллов — 2

22 задание

2 балла Вы правильно привели объяснение и дали ответы на два вопроса
1 балл Вы правильно привели любые два элемента ответа
0 баллов Вы правильно ответили на один вопрос. ИЛИ Привели рассуждения не соответствующие требованию задания. ИЛИ все ответы неправильные
Максимальное колличество баллов — 2

23 задание

3 балла Правильно названы два источника (пути) и приведены по 2 примера (всего 4 примера)
2 балла Правильно названы два источника (пути), приведены любые 2-3 примера
1 балл Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой 1 пример. ИЛИ Правильно назван 1 источник (путь) и приведены соответствующие ему 2 примера
0 баллов Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальное колличество баллов — 3

24 задание

3 балла Правильно названы и пояснены 3 функции
2 балла Правильно названы 2-3 функции, две из них пояснены
1 балл Правильно названы 1-3 функции, одна из них пояснена. ИЛИ Правильно названы только 3 функции
0 баллов Правильно названы только 1-2 функции. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальное колличество баллов — 3

25 задание

25.1 Раскрытие смысла определения — 2 балла
2 балла Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
1 балл Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
0 баллов В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
Указания по оцениванию
  1. Не засчитывается:
    • характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
    • в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
    • объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
  2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов.
25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах определения — 2 балла
2 балла Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
1 балл Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
0 баллов Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
Указания по оценке

При оценке не учитывается:

  • предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
  • предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
  • словосочетания, нераспространённые предложения.
Максимальное колличество баллов — 4

26 задание

3 балла Правильно названы три социальных института, проиллюстрировано социализирующее воздействие каждого из них
2 балла Правильно названы два-три социальных института, проиллюстрировано социализирующее воздействие любых двух из них
1 балл Правильно названы один – три социальных института, проиллюстрировано социализирующее воздействие любого одного из них
0 баллов Правильно названы только один – три социальных института. ИЛИ Приведён(-ены) только пример(ы) социализирующего воздействия одного – трёх социальных институтов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальное колличество баллов — 3

27 задание

3 балла Правильно даны ответы на четыре вопроса
2 балла Правильно даны ответы на любые три вопроса
1 балл Правильно даны ответы на любые два вопроса
0 баллов Правильно дан ответ на любой вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальное колличество баллов — 3

28 задание

28.1 Полное раскрытие темы — 3 балла
3 балла Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2 балла

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

1 балл Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
0 баллов Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
Указания по оцениванию
  1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов
28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана — 1 балл
1 балл Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей
0 баллов Все иные ситуации
Максимальное колличество баллов — 4

29 задание

29.1 Раскрытие смысла темы — 1 балл.
1 балл Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования
0 баллов Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом
Указания по оцениванию
  • Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения — 2 балла. 
(объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений

2 балл В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения
1 балл В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений
0 баллов Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания
Указание по оцениванию
  • Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов — 1 балл.
1 балл В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод
0 баллов Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания
29.4 Качество приводимых фактов и примеров — 2 балла.
2 балл Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом
1 балл Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом
0 баллов Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
Указание по оцениванию
  1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.
  2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.) не требуется.
  3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.
  4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании
Максимальное колличество баллов — 6

Нюансы в подготовке

Многим выпускникам может показаться ЕГЭ по обществознанию, достаточно простым предметом, но при детальном изучении критерие оценки, многие аббитуриенты сталкиваются со сложностями. Пройти испытание на высокий балл без основательной подготовки сегодня просто невозможно. Сейчас за выполнение 20-ти тестовой части дают только 34 первичных балла (≈53%), а за выполнение 9 заданий 2-й части – 30 ПБ (≈47%). Основными факторами влияющими на успешную сдачу ЕГЭ:

  • знание критериев оценивнаия;
  • выполнение требований к заполнению бланков;
  • глубокие теоретические знания по темам, перечисленным в кодификаторе;
  • умение систематизировать информацию, высказывать мнение по проблемным вопросам и аргументировать свой выбор;
  • умение писать эссе.

Детально проработать каждый из 5 тематических блоков помогут задания из открытого банка ФИПИ. Теоретическую информацию можно найти в разных источниках, можно использовать учебники, специальные издания, онлайн-уроки репетиторов.

Тест на профориентацию

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Даны правильные ответы на три вопроса 2
Даны правильные ответы только на два любых вопроса 1
Дан правильный ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указано не менее двух существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) 2
Смысл понятия в целом объяснён, НО в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий.
ИЛИ
В ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки
(характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
ИЛИ
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
ИЛИ
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильно приведены три примера с указанием отрасли права для каждого из них 3
Правильно приведены два-три примера с указанием отрасли права только для двух из них 2
Правильно приведены один–три примера с указанием отрасли
права только для одного из них
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 3

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены
дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:
– если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;
– если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Приведены три суждения (в соответствии с требованием задания) 3
Приведены только два суждения (в соответствии с требованием
задания)
2
Приведено только одно суждение (в соответствии с требованием задания) 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Даны правильные ответы на три вопроса 3
Даны правильные ответы только на два любых вопроса 2
Дан правильный ответ только на один любой вопрос 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильно даны ответы на четыре вопроса 4
Правильно даны ответы только на три любых вопроса 3
Правильно даны ответы только на два любых вопроса 2
Правильно дан ответ только на один любой вопрос 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
На основе Конституции Российской Федерации приведены три
подтверждения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
3
На основе Конституции Российской Федерации приведены только два подтверждения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки 2
На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно подтверждение при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ
На основе Конституции Российской Федерации приведены
два-три подтверждения при наличии дополнительных (сверх
требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
1
Ни одно подтверждение не сформулировано на основе Конституции Российской Федерации.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 3

  • Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  • 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Раскрытие темы по существу (24.1)
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два
пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по
существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых
два или более детализированы в подпунктах, включая два
пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по
существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован
в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта.
ИЛИ
Сложный план содержит не менее трёх пунктов,
включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть
данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы
в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет)
детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых
два или более детализированы в подпунктах, включая только
один пункт, наличие которого позволяет раскрыть данную
тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах,
позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Корректность формулировок (24.2)
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильно даны обоснование и ответ на вопрос, приведены три
примера (всего пять элементов ответа) при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих
неточности/ошибки
4
Правильно приведены только четыре любых элемента ответа при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки 3
Правильно приведены только три любых элемента ответа при
отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров,
содержащих неточности/ошибки
2
Правильно приведены только два любых элемента ответа при
отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров,
содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ
Правильно приведены любые три–пять элементов ответа при
наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки
1
Правильно приведён только один любой элемент ответа.
ИЛИ Правильно приведены любые два элемента ответа при
наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 4

Многие выпускники при подготовке к ЕГЭ по обществознанию сталкиваются с одним из самых сложных заданий экзамена — эссе. В каждом КИМ в задании 29 дается пять цитат различных ученых, общественных деятелей и политиков. Все цитаты разделены на, соответственно, пять разделов: философия, социальные отношения, право, политика и экономика — по одной цитате в каждом разделе.

Чтобы выполнить задание, необходимо выбрать одну из цитат и раскрыть ее смысл, аргументировав мнение автора цитаты двумя аргументами.

Критерии эссе по обществознанию

Всего при оценивании эссе эксперты пользуются четырьмя критериями:

  1. Раскрытие смысла высказывания — 1 балл
  2. Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевых понятий, наличие и корректность теоретических положений — 2 балла
  3. Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл
  4. Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла

К1. Раскрытие смысла высказывания

Критерий с раскрытием смысла цитаты является самым главным при оценивании. Если вы не раскрыли смысл того, что говорит автор в высказывании, то дальше эссе не оценивается.

Самая главная ошибка учеников — они понимают смысл высказывания, но неверно оформляют его. Недостаточно просто повторить то, что сказал автор. Важно именно объяснить, что он имеет в виду, порассуждать на данную тему.

🔫 Пример: «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром)

🤯 Как не надо писать: Вольфром считает себя гордым за страну, поэтому он не националист.

😍 Как надо написать: В данном высказывании автор говорит об истинном патриотизме. По мнению Вольфрома, настоящий патриот не может быть националистом…

После раскрытия основной мысли цитаты стоит порассуждать немного на эту тему, чтобы выразить свое мнение. Это не обязательно, но очень желательно, потому что поможет четко раскрыть тему.

К2. Теоретическое содержание сочинения

Далее нужно обязательно привести несколько теоретических положений, связанных с данной цитатой. Важно, чтобы это был не просто словарик с перечислением нескольких определений, а связанные красивые предложения, включающие в себя как определения, так и отдельные характеристики.

😍 Пример: «В политологии выделяют следующее определение понятия „государство“ — главный институт политической системы, управляющий обществом в конкретной стране, политическая организация страны. Для существования государство должно иметь территорию с признанными границами, иметь право на издание законов, на легальное насилие, членство (гражданство), систему устройства органов власти, а также ряд других признаков.

Также различные государства выделяют по форме правления (монархические или республики), по их политическому режиму (тоталитарный, авторитарный и демократический), а также по их форме устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное). Каждой из форм государств соответствуют свои принципы предоставления прав и свобод населению, основ политического строя и государственного устройства» 

Сколько всего нужно теоретических положений? Четко сказать нельзя, однако очевидно, что их должно быть от трех до пяти-семи в зависимости от сложности темы и ее составляющих.

Важно также не забывать, что под теоретическими положениями понимаются не только определения понятий, а в целом все возможные вариации теории, которая изучается в обществознании:

  • определения понятий
  • характеристики явлений
  • структура явлений
  • типология

Всего за критерий «К2» можно получить два балла, но зачастую выпускникам удается набрать только один балл по этому критерию. Вот основные ошибки:

  • Недостаточное количество теоретических положений. Например, если в цитате о многообразии политических режимов вы в теории укажете только один политический режим, а об остальных будете умалчивать.
  • Указаны только определения. Важно учитывать, что в эссе нужно не просто перечислить связанные определения «словариком», а использовать теоретические положения, характеристики, функции для рассуждения по теме цитаты.
  • Отдельные неточности в теоретических положениях

К3. Корректность суждений

Критерий «Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов» оценивает то, как автор эссе пользуется теоретическими положениями: как строит выводы, приводит классификации.

😩 Важно! Если по критерию К2 выставляется 0 баллов, то за критерий корректности суждений автоматически выставляется 0 баллов.

Обратите внимание, что все критерии оценивают эссе полностью, а не отдельные его части. То есть если в теоретической части эссе ваши рассуждения корректны, но в одном из аргументов вы составите некорректный с научной точки зрения вывод, то получить балл за «К3» будет нельзя.

К4. Аргументы к эссе по обществознанию

Самая важная часть эссе по обществознанию — аргументы-примеры. Важно, что все аргументы должны быть конкретными и максимально полными.

Самое главное требование к аргументам — подтверждение смысла цитаты автора, поэтому важно в конце каждого примера делать микро-вывод.

💰 Цитата эссе по экономике: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности общества при помощи ограниченных ресурсов»

😍 Очень крутой аргумент: «В произведении английского писателя Джорджа Мартина «Игра престолов» из цикла «Песнь льда и огня» поднимается как раз проблема удовлетворения потребностей населения города в условиях ограниченности ресурсов. Перед десницей (правой рукой) короля Эддардом Старком встаёт следующая задача: как удовлетворить потребности города в условии приближающегося турнира, то есть праздника, и более плохих урожаев вследствие приближения зимы.

Население города Королевской гавани нуждается в удовлетворении своих как первичных, если мы говорим о бедняках, то есть самой простой еде и предметов быта, необходимых для проживания, так и о вторичных потребностях, если мы говорим о представителях знати, то есть предметах косметики и атрибутики для присутствия на турнире. Турнир выступил в роли катализатора, то есть ускорил рост потребностей населения города в условиях приближающейся зимы, что ещё более ограничивало доступные ресурсы Королевской гавани.

Эддард Старк решил эту проблему, чем проявил как раз искусство, о котором говорил Л. Питер, а именно: он занял деньги у крупного землевладельца Ланнистера, балгодаря чему смог закупить товары первой и не только необходимости в другом крупном торговом городе — Хайгардене и сократил расходы на турнир, а также взносы для участия в нём»

Всего в эссе нужно привести как минимум два аргумента из разных источников. Откуда брать аргументы для эссе? Все очень просто, ФИПИ в критериях указывает список основных источников.

В ЕГЭ-2019 и ранее в эссе по обществознанию можно было приводить только реальные аргументы-примеры из социального опыта, учебных предметов и фактов общественной жизни, сообщений СМИ. В ЕГЭ-2020 (которое будут сдавать выпускники этого учебного года), список источников для аргументов изменился.

Откуда брать аргументы в эссе по обществознанию?

Всего ФИПИ выделила три возможных источника примеров-аргументов, которые можно приводить в эссе:

  • факты общественной жизни, в том числе смоделированные примеры
  • личный социальный опыт
  • история

😅 Важно! Каждый аргумент должен быть из разных сфер. Нельзя привести два аргумента из истории — за них поставят в сумме 1 балл (вместо двух). 

Аргументы из общественной жизни в эссе по обществознанию

В качестве аргументов из общественной жизни вы можете привести различные факты, которые узнали из сообщений СМИ, прочитали на каких-то специализированных сайтах. Кроме реальных фактов, можно приводить и смоделированные примеры, однако важно, чтобы эти примеры были максимально конкретными и подробными, полностью подтверждали примеры.

Важно, что приводя примеры из сообщений СМИ, в эссе не нужно указывать название этого СМИ и другие данные (автор статьи, редактор, дата выпуска и так далее).

Аргументы из личного социального опыта

Под этим видом аргументов понимают различные события из социальной жизни выпускника, а также его родственников, друзей и знакомых. Также в эту категорию входят прочитанные книги, сериалы, фильмы, театральные постановки. Даже если книги изучались в курсе литературы в школе, они будут входить в данную категорию.

Обратите внимание, что примеры из художественных произведений являются примерами из личного социального опыта, поэтому если привести один пример из Толстого, а второй про вашу сестру, то вы получите лишь 1 балл.

Аргументы из истории в эссе по обществознанию

Третий вид аргументов, которые можно приводить в эссе по обществознанию — аргументы из истории. Можно приводить примеры как из российской истории, так и из всемирной. Помимо истории общества, также допустимы примеры из истории литературы (в частности, биографии авторов), истории техники (например, история изобретения какого-либо технического средства) и так далее.

Структура эссе по обществознанию

Четкой структуры эссе не существует, так как критерии ФИПИ не устанавливают какой-то конкретный формат написания эссе. Также важно, что в обществознании нет требования минимального количества слов или предложений.

Большинство преподавателей рекомендуют использовать следующую структуру эссе, чтобы получить максимальные баллы:

  1. Раскрытие смысла цитаты (1-2 абзаца)
  2. Теоретические положения (2-3 абзаца)
  3. Аргумент 1 (2 абзаца)
  4. Аргумент 2 (2 абзаца)
  5. Вывод (1-2 предложения)

Помните, что все части эссе должны быть связаны между собой, а после каждого аргумента следует сделать микро-вывод примерно в одно предложение.

В конце эссе тоже лучше сделать вывод — этого нет в критериях, но наличие вывода позволяет четко раскрыть смысл высказывания: если в первых абзацах вы не полностью переформулировали цитату, но сделали это в выводе, то эссе засчитают в 99% случаев.

Многих выпускников пугает 29 задание ЕГЭ по обществознанию — эссе. К сожалению, у многих данное задание вызывает сложности. Ребята думают: «Это непосильное задание, и лучше я его пропущу, чем потрачу лишнее время на экзамене!». В этой статье мы разберем эссе ЕГЭ по обществознанию так, чтобы каждый из вас получил заветные баллы.

эссе егэ по обществознанию
Как писать эссе по обществознанию в 2022 году? Примеры, план, структура, аргументы

Внимание! В ЕГЭ по обществознанию больше нет задания 29 — то есть эссе или сочинение на экзамене теперь писать не надо. Вместо этого требуется составить план и объяснить какое-то понятие из школьного курса по обществознанию — задания 24-25. Наши преподаватели уже подготовили подробный разбор новых заданий. Предлагаем также изучить комментарий Артёма Мушты, методиста MAXIMUM Education:

Сколько себя помню, в ЕГЭ по обществознанию написание мини-сочинения, задание 29, всегда было последним. В формате мини-сочинения оно существовало в последние несколько лет — до этого оно называлось эссе. По старинке его многие так называют, хотя сами составители экзамена очень строго подчеркивали последние несколько лет, что это никакое не эссе, что это — мини-сочинение. Они обосновывали это тем, что мини-сочинение – это, собственно говоря, сочинение, а эссе — определенный литературный жанр, который требует обязательной ярко-выраженной позиции по какому-то вопросу.

В какой-то момент составители экзамена начали возмущаться, что очень многие ученики делали заготовки для задания 29, набирали себе базы аргументов, учили 100 самых популярных тем сочинений просто наизусть. В общем, подготовка к написанию эссе превращалась в какую-то профанацию, фарс. 

Составители экзамена с этим несколько лет пытались бороться, каким-то образом конкретизировали критерии, старались в методических рекомендациях подчеркивать, что задача эссе проверить три навыка:
— умение аргументировать,
— умение раскрывать на теоретическом уровне какие-то положения, используя понятия,
— и умение составлять эти понятия, приводить примеры
Но в итоге это ни к чему хорошему не привело и закончилось тем, что в 2022 году в ЕГЭ по обществознанию появился новый тип задания.

Я говорю о 25 задание, которое напрямую связано с предыдущим, 24-м. Как это выглядит теперь: ученику нужно составить план по теме «политические партии» — это задание 24. А в следующем нужно объяснить какой-то принцип, связанный с предыдущей темой: например, необходимость существования многопартийности. То есть придется раскрыть роль многопартийности в современной России, продемонстрировать различные функции и привести 3 примера партий, существующих в нашей стране. Таким образом, специфика нового здания в том, что оно направлено на понимание, знание и умение апеллировать к современным реалиям Российской Федерации.

Что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию?

На выбор предоставляется 5 цитат по известным тематическим блокам: философия, экономика, социология (социальная психология), политология и правоведение.  Ваша задача — выбрать только одну цитату. Здесь дам совет: многие ребята уже по ходу подготовки выбирают для себя один или два тематических блока, по которым будут писать эссе на ЕГЭ по обществознанию.

Как это сделать? Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные любимые тематические блоки, в которых вы чувствуете себя увереннее всего. Именно от этой мысли и отталкивайтесь. Однако тут стоит отметить, для уверенности нужно быть готовым писать эссе по любой цитате, так как никто не знает, какие цитаты попадутся. Примерно для написания хорошего эссе потребуется от 45 до 60 минут. Поэтому стоит распределить своё время на экзамене правильно.

Однако чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию на высокий балл, нужно хорошо знать все блоки, а не только самый любимый. Систематизировать все знания по предмету и закрыть пробелы вы можете на наших курсах подготовки к ЕГЭ. Мы разбираем все ловушки экзамена по обществознанию и подсказываем, как запомнить самые сложные термины и законы. А еще пишем пробный ЕГЭ, чтобы на настоящем вы не нервничали. Ждем вас!

Критерии оценивания

Приступая к эссе, необходимо понять, как эксперты ставят оценки. Эти критерии, по сути, и лягут в основу вашей работы.

Самый главным и ключевой критерий на который каждому необходимо ориентироваться — это раскрытие смысла высказывания (К1). Если за него вы получаете 0, то и за всё эссе ЕГЭ по обществознанию автоматически выставляется 0 баллов, какими бы прекрасными не были дальнейшие рассуждения. При раскрытии смысла высказывания с опорой на цитату вам могут помочь рассуждения в рамках неё и предположения о том, какой теоретический аспект затрагивается в цитате.  Словами-помощниками для вам могут стать «сущность», «идея» и «проблема».

Теоретическая аргументация — это К2, за
который максимум можно получить 2 балла. 
В качестве теоретической аргументации выступают все ваши теоретические
знания и аспекты, которые необходимы для раскрытия смысла цитаты или уже
встречаются в самой цитате.

Связность и логичность рассуждений, выводов — это К3. За него вы можете получить 1 балл, если ваши рассуждения будут содержать логические связки и переходы. К тому же, ваши рассуждения должны быть связными и непротиворечивыми. Не забывайте о микровыводе после каждого теоретического аргумента и выводе в конце задания.

Последний критерий — качество практических аргументов (К4), за который вы также можете получить 2 балла. О них я подробнее расскажу в следующем параграфе.

Таким образом, максимум за всё эссе можно получить 6 баллов.

Структура эссе ЕГЭ по обществознанию в 2022 году

Теперь, когда мы с вами знакомы с критериями оценивания 29 задания ЕГЭ по обществознанию, давайте рассмотрим, как должно выглядеть ваше эссе с точки зрения структурных элементов. Структура эссе должна содержать элементы, которые, во-первых, будут оцениваться экспертами, а, во-вторых, позволят вам создать логичный текст. Примерный объём хорошего эссе — от 1,5 до 2 страниц.

Ваше эссе должно содержать следующие элементы:

  • смысл высказывания (К1);
  • ваша позиция по данному высказыванию (согласие/несогласие). От вашей позиции будет зависеть дальнейшая логика приводимых практических и теоретических аргументов;
  • теоретические аргументы (К2) + микровыводы;
  • практическая аргументация (К4) + микровыводы;
  • общий вывод по всему эссе.

Если, выполняя 29 задание ЕГЭ по обществознанию, вы будете следовать чёткой структуре, вам не придётся тратить время на создание «скелета». К тому же вы будете чётко понимать, какие элементы обязательно должны присутствовать в вашей работе. Только что мы с вами создали шаблон вашего эссе, которым вы можете воспользоваться на реальном экзамене.

Практические и теоретические аргументы для эссе по обществознанию

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего эссе на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем эссе! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В эссе должно быть два практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию эссе и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

  1. Социальный опыт (факты общественной жизни, сообщения СМИ, статистические данные).
  2. Зарубежная и отечественная история. Обе они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте максимально конкретны!
  3. Личный опыт. Сюда входит все, что касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется.  

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Вот ещё один очень полезный совет. Создайте отдельную тетрадь, куда вы будете записывать ваши практические аргументы. Это послужит для вас личным «банком», к которому вы всегда сможете обратиться при подготовке. Не оставляйте без внимания ни одну новостную статью, которую вы прочитали или интересный фильм, который вы просмотрели. Ведь они могут пригодиться на экзамене!

Что нужно запомнить, чтобы написать эссе в 2022 году

Как вы поняли, эссе — это не такое страшное и сложное задание, каким мы его представляем. Самое главное — это оставьте 45-60 минут на экзамене для написания эссе и используйте в качестве «скелета» имеющийся у вас уже готовый шаблон.  Обязательно пополняйте свой «банк» практических аргументов и главное не бойтесь приступать к написанию эссе. У вас всё получится!

Во время написания экзамена в принципе очень важно правильно распределять свое время. Каждое задание имеет свой «вес», и если у вас что-то не получается, необязательно зацикливаться на чем-то одном. Решайте ЕГЭ дальше, а к сложному вопросу вернетесь, если у вас останется время. Иначе вы можете просто потерять баллы.

Научиться правильно распределять время на экзамене и понять свои сильные и слабые стороны можно на наших курсах подготовки к ЕГЭ. Мы поможем вам разобраться во всех критериях оценивания, закроем пробелы в знаниях и научим решать все задания ЕГЭ быстро и правильно. Записывайтесь!

Примеры эссе ЕГЭ по обществознанию

29.1. Философия «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Г. Чернышевский). Оценка 5/6, снят балл по К2.

Известный русский
писатель и публицист Н.Г.Чернышевский рассуждает в рамках такой науки как
философия; науки, изучающей внутренний мир человека, его мировоззрение, взгляды
(и факт существования личности в целом). Будучи автором высказывания о процессе
самопознания, Чернышевский говорит о том, что человек, не изучивший и не
понявший себя в полной мере, никогда не достигнет «глубокого знания людей».

Я не согласна с
автором, ведь бывают и такие случаи, когда человек, познав какую-либо часть
своего окружения, начинает проецировать их образы и поведение на себя, анализировать
последнее, и лишь по завершении этого действия осознает свою сущность, находит
свое внутреннее «я».

Само по себе самопознание — это особый вид познавательной деятельности, главной целью которого является получение человеком знаний о самом себе. Основными методами самопознания являются самонаблюдение и самоисследование; эти методы, при их использовании индивидом можно считать умениями, приобретенными им в процессе становления личности – социализации, которая, по определению, означает процесс получения навыков, необходимых для жизни в обществе, путем взаимодействия с другими индивидами и/или образами человека.

Так, например, огромную роль в процессе социализации и дальнейшего становления личности играют школьные уроки литературы — на них учащиеся в сопровождении учителя изучают различные произведения мировой классики, анализируют действия персонажей, лирических героев, да и самих «творцов историй» — писателей и поэтов. Проецируя изученные модели поведения на себя, ученики оценивают их со своей субъективной точки зрения, чем способствуют осуществлению более глубокого самоанализа и самоисследования; то есть через познание внутреннего мира и мыслей других людей (пусть и не всегда реально существующих) подростки находят и изучают свое истинное «я».

Одним из таких произведений, изученных нашим классом на уроках литературы, был роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Основной акцент наш преподаватель делал на изучении личности и мотивов действия главного героя — Печорина, молодого человека, ощущающего себя оружием в руках судьбы, являющегося фаталистом и совершенно не осознающего своих черт характера и личностных качеств (за исключением пороков), но при этом отлично понимающего других людей, предпосылки их поступков, их внутренние конфликты и тщательно скрываемые тревоги.

Проанализировав указанные выше примеры и рассуждения, можно сделать вывод, заключающийся в том, что человеку для глубокого знания других людей не обязательно полностью изучать себя, наоборот, практика в непосредственном понимании окружающих может способствовать развитию самопознания и, в дальнейшем, в формировании самосознания.

29.3 «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» (И. Гёте)

29 задание ЕГЭ по обществознанию

  • Кроссворд по рассказу дубровский с ответами и вопросами 6 класс
  • Критерии оценивания сочинения по картине 7 класс
  • Кроссворд по рассказу выстрел
  • Критерии оценивания сочинения по английскому языку
  • Кроссворд по рассказу бежин луг с ответами 6 класс