Критерии оценивания
К1 Указание событий (явлений, процессов) |
2 балла |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории |
2 балла |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
К3 Причинно-следственные связи |
2 балла |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России |
1 балл |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
К5 Использование исторической терминологии |
1 балл |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
К6 Наличие фактических ошибок |
3 балла |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
К7 Форма изложения |
1 балл |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай задание 25 по истории.
ЕГЭ-2021. История.
Задание № 25. Историческое сочинение.
Требования, критерии оценивания, баллы.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:
1) борьба Древнерусского государства с кочевниками;
2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.;
3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в рамках выбранного процесса;
– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). |
2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса). |
2 |
Правильно указано одно событие (явление, процесс). |
1 |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно. |
0 |
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. |
2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. |
2 |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)). |
1 |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы. |
0 |
К3. Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса. |
2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. |
1 |
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны. |
0 |
К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России. |
1 |
Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты. |
1 |
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов. ИЛИ Значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано. |
0 |
К5. Использование исторической терминологии. |
1 |
При изложении корректно использована историческая терминология. |
1 |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы. |
0 |
К6. Наличие фактических ошибок. 1 ,2или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
3 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки. |
3 |
Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
Допущено две ошибки. |
1 |
Допущены три или более фактические ошибки. |
0 |
К7. Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). |
1 |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений. |
0 |
Максимальный балл |
12 |
ИЛИ
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:
1) Ярослав Мудрый;
2) А.Д. Меншиков;
3) Г.К. Жуков.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). |
2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель. |
2 |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель. |
1 |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно. |
0 |
К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах). |
2 |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) |
2 |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) |
1 |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 |
К3. Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) |
2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) |
1 |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны |
0 |
К4. Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России |
1 |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти |
1 |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 |
К5. Использование исторической терминологии. |
1 |
При изложении корректно использована историческая терминология. |
1 |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы. |
0 |
К6. Наличие фактических ошибок. 1 ,2или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
3 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки. |
3 |
Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
Допущено две ошибки. |
1 |
Допущены три или более фактические ошибки. |
0 |
К7. Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). |
1 |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений. |
0 |
Максимальный балл |
12 |
Статья
рассчитана на учителей, которые работают в 11 классе и готовят обучающихся к
Единому Государственному Экзамену по истории. В данной работе подробно
рассмотрено как работать с заданием 25 по истории, подробно разобраны критерии
оценивания.
Статья написана действующим
экспертом по проверке ЕГЭ и ОГЭ истории и обществознания, Ветохиной Д.А.
СОЧИНЕНИЕ ПО ИСТОРИИ-2020
В этом учебном году за сочинение по истории можно получить 12
баллов, в прошлом году — 11. Работа оценивается экспертом по 7 критериям.
Сегодня я подробно разберу критерии, а в конце дам короткий алгоритм написания
сочинения по истории
Критерий 1 в историческом сочинении
Указание событий (явлений, процессов).
По этому критерию выпускник должен указать не менее 2 событий,
которые относятся к периоду. Тут можно набрать 2 балла. Прежде чем выбирать
события, подумайте, каких личностей вы сможете указать, которые сыграли роль в
данных явлениях, процессах. Так как критерий 1 тесно связан с критерием
2.
Например, берем период правления Ивана Грозного 1547-1584 гг.
Какие события мы можем взять? Конечно, же берем такой процесс, как
опричнина. Думаем, а каких личностей мы можем назвать, показать их роль. Второе
событие, можно указать Ливонскую войну или присоединение Сибирского ханства.
Очень важно правильно назвать события, соотнести их с периодом, указать верно
даты, если будут ошибки в датах, то можно потерять балл по К6. События, явления
и процессы, которые эксперт засчитал по К1 по другим критериям не
засчитываются.
К2 в историческом сочинении
Назвать исторические личности и их роль в указанных событиях
(явлениях, процессах) данного периода. Также можно получить 2 балла, если
правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль
каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, повлиявших на ход
и (или) результат названных событий.
Наш период 1547-1584 гг. Событие — #опричнина, действующие
лица? Самое простое назвать ИванаIV #Грозного. Какую роль он сыграл в данном
процессе? «Иван Грозный установил опричнину с целью подавления боярской
оппозиции, а также для установления режима личной власти, самодержавия».
Смотрим, какую роль сыграл Иван Грозный в опричнине? Он ее
установил, то есть роль мы показали, а еще расписали, цели царя и дописываем
результаты опричнины.
Следующая личность – Ермак Тимофеевич.
«Под командованием атамана Ермака была присоединена Западная
Сибирь, ликвидирована самостоятельность Сибирского ханства, были расширены территории
Московского царства за счет новых земель. Теперь Москва регулярна получала
налог в виде #ясака».
Какую роль сыграл Ермак? Конечно же, расширил территории. Таким
образом, мы охарактеризовали роль двух личностей, показали, как их конкретные
действия повлияли на ход истории #России.
К3 в историческом сочинении
Причинно-следственные связи.
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи,
названные при указании роли личностей, засчитанные по критерию К2
Тут тоже выпускник может получить 2 балла.
Что такое причинно-следственные связи? Это когда одно событие
вытекает из другого, самое простое назвать причины какого-либо события, или его
результаты.
Давайте напишем про причины Ливонской войны 1558 — 1583 или про ее
результаты.
«В результате активной внешней политики Ивана Грозного были
расширены территории Московского царства за счет присоединения Казани 1552
году, Астрахани в 1556 году, Сибирского ханства, начатое с 1582 года Ермаком».
Таким образом, мы показали две причинно-следственные связи.
К4 в историческом сочинении
Оценка влияния событий данного периода на дальнейшую историю
России.
Дана оценка влияния событий на дальнейшую историю #России с опорой
на исторические факты и (или) мнения историков. По этому критерию выпускник может
получить 1 балл. Важный критерий, но многие ученики его пропускают или забывают
про него. Некотрых пугает фраза «Мнение историков», обучающийся судорожно
начинает перечислять в голове всех историков, которые ему известны.
Мы все понимаем, что историков много, каждый из них написал ни
один труд по тому или иному вопросу, и как все это запомнить? Своих учеников я
всегда учу мыслить логично и находить выход из любой ситуации. Авторы
учебников, они тоже историки, они тоже написали свое мнение как тот или иной
период повлиял на дальнейший ход истории. Данилов, Косулина, Сахаров, Пчелов и
другие. В данном критерии очень важно связать описываемый период с последующим
периодом в истории.
Например,: «По мнению ряда историков, в том числе и Сахарова,
неудачи во внутренней и внешней политики Ивана Грозного стали причинами
Смутного времени в России. В частности, экономическая разруха, как следствие
опричнины, неудачи в Ливонской войне 1558-1583 гг.» Таким образом, мы показали
влияние периода на дальнейший ход истории, опираясь на факты, а также привели
мнение историка.
НО МНЕНИЕ ИСТОРИКА НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО УКАЗЫВАТЬ
К 5. Использование исторической терминологии, 1 балл.
Всегда возникает вопрос расписывать или нет понятие? Эксперт
проверяет умение выпускника оперировать понятием, то есть если в сочинении
верно и к месту применено «опричнина», «крепостные» и пр., то ученик получает
свой заслуженный балл.
К6-К7 – это бонусные баллы. Почему? Ну, во-первых, если выпускник
по К1- К4 набрал 5 балла и более, то К6-К7 проверяет эксперт.
К6 – наличие фактических ошибок
Не допустил ошибок — 3 балла. Допустил 1, то 2б, 2 — 1б. Более 2,
то 0 б.
К7. По этому критерию можно получить 1 балл, если выпускник
написал сочинение как связный рассказ. Тот, у кого «хромает» эпистолярный жанр,
может написать историческое сочинение как план, тогда можно не получить этот 1
балл, но зато побороться за все остальные.
12 июля 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
Требования и критерии проверки исторического сочинения
Задание 25 ЕГЭ по истории.
Что от нас ждёт эксперт?
1) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ событий (явлений, процессов), относящихся с данному периоду истории
2) ДВЕ исторические личности, деятельность которых связана с этими процессами. Также нужно показать их РОЛЬ в событиях
3) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ причинно-следственных связей между событиями (это требование, как правило, вызывает наибольшие затруднения)
4) ОЦЕНИТЬ влияние событий на дальнейшую историю России (своя оценка с аргументацией или мнение историка)
Какие периоды представлены в сочинении?
Под конкретным историческим периодом понимается:
1) время правления руководителя государства (часть длительного правления)
2) совокупность нескольких правлений («дворцовые перевороты»)
3) переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)
Первый вариант относится к периоду с древнейших времен до конца 17 века.
Второй вариант — 18-19 века
Третий вариант — 20-начало 21 века.
Каковы критерии оценивания?
Подробно критерии приведены в демо-версии на сайте ФИПИ. Здесь мы разберем их кратко
КРИТЕРИЙ №1 — УКАЗАНИЕ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ (2 события — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №2 — ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, ИХ РОЛЬ (2 личности, указана роль каждой — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №3 — ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (2 связи, характеризующие причины возникновения событий — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №4 — ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОБЫТИЙ НА ИСТОРИЮ РОССИИ (есть оценка, своя (с аргументацией) или историка — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №5 — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (термины использованы корректно — 1 балл)
ПО КРИТЕРИЯМ К6, К7 БАЛЛЫ СТАВЯТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПО КРИТЕРИЯМ К1-К4 ИХ НЕ МЕНЕЕ 4-Х!
КРИТЕРИЙ №6 — НАЛИЧИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК (если их нет — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №7 — ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ (если материал изложен связно в форме именно сочинения — 1 балл)
Критерии стали жестче, но понятнее. Сочинение потребует серьезной подготовки в течение всего учебного года. Общие фразы, отсутствие конкретики отрицательно повлияют на результат. Приветствуется эрудиция, точное знание дат, событий, персоналий.
→ Сборник готовых сочинений.
Источник: vk.com/egehistoria
Единый государственный экзамен по истории не является обязательным, однако его сдают многие выпускники для поступления в ВУЗы. В ходе подготовки необходимо не только освоить теоретический материал, а также изучить структуру теста и понять, по каким параметрам будет оцениваться ЕГЭ по истории, а также, сколько баллов можно получить за каждое задание. Все эти данные ежегодно публикуются на официальном сайте ФИПИ, а мы лишь собрали их воедино и представили удобном для восприятия виде.
В 2022 году время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.
№ задания |
Количество баллов |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
2 |
6 |
2 |
7 |
2 |
8 |
2 |
9 |
2 |
10 |
1 |
11 |
3 — ошибки отсутствуют 2 — если допущена одна ошибка 1 — если допущено две-три ошибки 2 — если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует. |
12 |
2 |
13 |
1 |
14 |
1 |
15 |
1 |
16 |
2 |
17 |
2 |
18 |
1 |
19 |
1 |
20 |
2 |
21 |
2 |
22 |
2 |
23 |
3 |
24 |
4 |
25 |
12 |
ИТОГО. |
56 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом (№20-24).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы. |
Задание № 20. |
2 |
Правильно указаны название периода, руководитель СССР, исторический деятель. |
2 |
Правильно указаны любые два элемента. |
1 |
Правильно указан только один элемент или дан неверный ответ. |
0 |
Задание № 21. |
2 |
Правильно указаны три факта. |
2 |
Правильно указаны два факта. |
1 |
Правильно указан только один факт или дан неправильный ответ. |
|
Задание № 22. |
2 |
Правильно указаны партийный орган и два решения. |
2 |
Правильно указаны партийный орган и одно решение или правильно указаны два решения. |
1 |
Правильно указан только партийный орган или указано только одно решение или дан неверный ответ. |
0 |
Задание № 23. |
3 |
Правильно приведены три причины. |
3 |
Правильно приведены две причины. |
2 |
Правильно приведена толдько одна причина. |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания или дан неправильный ответ |
0 |
Задание № 24. |
4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки. |
4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки . |
3 |
Приведен один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки. |
2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение или в опровержение оценки. |
1 |
Приведён только один аргумент или только факты, описывающие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не аргументы или только гипотеза общего характера, не соответствующие требованию задания. Либо дан неправильный ответ. |
0 |
Задание № 25. Историческое сочинение.
В 2022 году историческое сочинение отменено.
Требования, критерии оценивания, баллы.
Для успешной сдачи экзамена в сочинении необходимо:
- описать не менее двух важных событий (явлений, процессов), связанных с указанным периодом истории;
- указать минимуи две исторические личности, деятельность которых связана с событиями (явлениями, процессами) в задании, охарактеризовать роли указанных ранее личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
ВАЖНО! При описании роли каждой названной Вами личности важно указать конкретные действия этого человека, в значительной степени оказавшие влияние на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
- описать не менее двух причинно-следственных связей, повлиявших на причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период;
- оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода, повлиявших на дальнейшую историю России.
В ходе сочинения необходимо правильно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В количестве баллов есть одно изменение.
Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (по данным 2020 г.)
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). |
|
Правильно указаны оба события (явления, процесса). |
2 |
Правильно указано только одно событие (явление, процесс). |
1 |
События (явления, процессы) не указаны или указаны с ошибкой. |
0 |
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. |
|
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. |
2 |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)). |
1 |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно или правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы. |
0 |
К3. Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
|
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период. |
2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период. |
1 |
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны. |
0 |
К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России |
|
Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с использованием на исторических фактов |
1 |
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов, либо значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано |
0 |
К5. Использование исторической терминологии. |
|
При изложении верно использована историческая терминология. |
1 |
Все исторические термины, понятия использованы неправильно, либо исторические термины, понятия не использованы. |
0 |
К6. Наличие фактических ошибок. 1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
|
В экзаменационном сочинении отсутствуют фактические ошибки. |
3 |
Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
Допущено две фактические ошибки. |
1 |
Допущено более трех фактических ошибок. |
0 |
К7. Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
|
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, ясное изложение материала). |
1 |
Ответ представлен не корректно, в виде отрывочных предложений. |
0 |
Максимальный балл |
12 |
Для поступления нужно сделать три простых шага:
1
Подать документы
Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—18:00 по будням и 10:00—15:00 в субботу)
Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:
- паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
- оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
- 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)
*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру признания, если требуется.
2
Пройти вступительные задания
Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.
*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.
3
Заключить договор об обучении
После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.
Изменение формата исторического эссе стало неожиданностью для выпускников 2020-2021 года. Написать сочинение по истории ЕГЭ 2021 стало сложнее: количество тем не ограничено и выучить несколько, которые точно попадутся на экзамене, больше не выйдет.
Какие изменения в 2021 году
Сочинение по истории ЕГЭ 2021 существенно отличается от аналогичного задания в предыдущие годы. В 2020 выпускникам было предложено написать эссе по одному из временных периодов трех эпох: время правления Рюриковичей и Смута, время правления Романовых, ХХ век. Он мог включать в себя глобальный процесс или время правления определенного человека.
В 2021 году в качестве тем, на которые нужно будет написать сочинение по истории ЕГЭ 2021, будут даны не даты, а личности или явления — по одному из каждой указанной выше эпохи. В одно время может происходить огромное количество процессов с участием важных для них людей. Именно поэтому заучивать готовые работы не получится: нельзя предугадать, что попадется на экзамене.
Это хорошая новость для выпускников, которые учатся, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021. Впоследствии это задание отсеет их конкурентов, которые раньше могли схитрить.
Как писать новое сочинение по истории 2021
Сочинение по истории ЕГЭ 2021 представлено двумя форматами: по процессу или явлению и по личности. Требования к ним незначительно, но отличаются.
Отвечая на вопрос, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало имя, нужно раскрыть, что хочет видеть эксперт в этой работе:
- Два процесса, в которых принимала участие заданный человек.
- Дополнительная личность, принимавшая участие в описываемых событиях.
- Роль заданной и выбранной личностей в процессах с указанием конкретных действий.
- Две причинно-следственные связи к выбранным процессам.
- Оценка влияния на произошедшее после смерти указанного человека.
Чтобы разобраться, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало явление, стоит также следовать некоторым требованиям:
- Два события в рамках этого явления.
- Два человека, участвующие в описываемых событиях.
- Роль этих людей в процессах с указанием конкретных действий.
- Две причинно-следственные связи к выбранным событиям.
- Оценка последствий указанного явления в контексте истории России.
Критерии оценки сочинения по истории
Как и любая экзаменационная работа, сочинение по истории ЕГЭ 2021 имеет определенные критерии, по которым оно будет оцениваться. Знание этих критериев поможет не только написать работу на максимальный балл, но и апеллировать в случае, если его несправедливо снизят.
К1. События — это как раз те два процесса, которые будут анализироваться в сочинении; они должны быть связаны с указанным процессом или именем. Балл можно получить, даже просто перечислив события.
К2. Роль личностей — один из наиболее сложных критериев, так как здесь требуется не просто назвать людей, принимавших участие в выбранных событиях, но и вспомнить, какие их действия оказали значительное влияние на ход действий. Важно понимать, что действия не должны быть абстрактными: требуется конкретика. При этом, роль не может выходить за рамки выбранного процесса.
К3. Причинно-следственная связь — в этом критерии требуется назвать причины и следствия, которые выходят за рамки процессов. Именно последнее отличает связь от роли.
К4. Влияние на дальнейшую историю России — этот критерий отличается от предыдущего тем, что выпускнику необходимо показать связь выбранных событий с выходящими за пределы указанного явления или жизни указанного человека.
К5. Терминология — корректное использование исторических понятий позволит получить балл по этому критерию, так как не использовать их вообще не получится; термином считается любое понятие, характеризующее какое-либо явление, а также историцизмы, имена, названия.
Если по К1-К4 набрано больше 6 баллов, сочинение по истории ЕГЭ 2021 также проверяется по следующим критериям:
К6. Фактика — в сочинении необходимо использовать корректную информацию, следует воздержаться от описания тех моментов, в которых нет уверенности.
К7. Формат сочинения — этот критерий проверяет умение излагать свои мысли в форме сочинения-рассуждения, а не маркированного списка и т.п.
План сочинения по истории ЕГЭ
Теперь, зная требования, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, необходимо оформить их в связное рассуждение, за которое эксперт поставит максимальный балл. Для этого лучше всего следовать четкому проверенному плану:
- Вступление: указанная личность или явление (их характеристика, временной период) + перечисление событий.
- Основная часть:
- Первый процесс — причина + роль первого (или указанного) человека + следствие.
- Второй процесс — причина + роль второго человека + следствие.
- Дополнительный процесс — причина + роль дополнительной личности + следствие.
- Заключение: оценка в контексте истории России (к каким явлениям другого временного периода привели выбранные события?).
На что делать упор при подготовке
Сочинение по истории ЕГЭ 2021 проверяет всестороннее знание исторического контекста, поэтому при подготовке к нему нужно делать упор на взаимосвязи явлений каждого периода, а также на роли важных героев (не всегда правителей) в них. Также с построением единой картины поможет хронологическая последовательность.
Если все процессы истории России будут связаны в единое полотно, то по одному названию или имени не составит труда восстановить полную картину периода. Более того, это поможет запомнить и раскрыть причинно-следственную связь и роли людей, то есть справиться с самыми сложными критериями экзамена.
Типичные ошибки
Однако знать, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, недостаточно, чтобы получить высший балл. На пути к 100 баллам могут встать также типичные ошибки:
- Фактические ошибки — чаще всего, они связаны с банальными описками (метрополия вместо митрополия или же излишние обобщения), но иногда они возникают из-за употребления терминологии в контексте несвойственного для нее времени.
- Смешение роли личности и причинно-следственной связи — выпускники часто не замечают, как превращают действия выбранных людей в следствия событий, из-за чего они лишаются баллов либо за К2, либо за К3.
- Оценка влияния на дальнейшую историю — выпускники не называют конкретной связи с событиями будущего, к которым привели явления разбираемого периода.
Несмотря на изменение формата, сочинение по истории ЕГЭ 2021 сохраняет структуру прошлых лет. Знания и регулярная практика помогут выполнить работу на высокие баллы. Чтобы накопить базу и уметь писать эссе по любой теме, необходимо начать подготовку уже сейчас!
В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.
В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).
Что же требуется в модели по историческим процессам?
Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
- используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
- в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
- стараться не допускать фактических ошибок;
- написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.
Что же требуется в модели по историческим личностям?
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
- назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
- в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
- стараться не допускать фактических ошибок;
- написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.
Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории
- Выбирать следует процесс/личность, который(-ую) лучше всего знает выпускник.
- Заполнить черновик в табличной форме:
- Написать текст исторического сочинения на основе черновика с учетом критериев оценивания задания 25 ЕГЭ по истории.
- Следует подстраховаться и перевыполнить требуемое количество, т.е. упомянуть не два события (явления, процесса), а три. Написать суммарно не две причины, а не меньше трех (также рекомендуется выделить последствия).
Событие (явление, процесс) | Причина(-ы) события (явления, процесса) | Личности и их конкретные действия | Значительное влияние конкретных действий исторической личности на ход и (или) результат событий (явлений, процессов) | Последствие (-я) события (явления, процесса) |
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)
ИЛИ Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям) |
Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).
Примеры верного раскрытия роли исторической личности:
- Чтобы взять неприступную турецкую крепость Измаил, Суворов начал готовиться к наступлению. Он приказал построить укрепления, похожие на крепость Измаил. На них солдаты обучались штурмовать неприступные стены. Были заготовлены длинные лестницы и веревки, чтобы быстро взбираться вверх по вертикальным стенам крепости. Когда приготовления были закончены, то Суворов выдвинул ультиматум защитникам крепости: «24 часа на размышление — воля. Первый мой выстрел — неволя. Штурм — смерть». Комендант крепости был удивлен таким смелым вызовом. Он не мог и предположить, что Измаил будет захвачен. Поэтому он ответил русскому полководцу: «Скорее небо упадет на землю, чем сдастся Измаил…» На следующий день Суворов приказал начать штурм крепости. Сначала по ней был открыт артиллерийский огонь. Затем, дождавшись тумана, русские войска начали штурмовать стены Измаила одновременно со всех сторон. Тренировки солдат не прошли даром. Они быстро взбирались на стены крепости и вступали с турками в рукопашный бой. Наконец, остатки турецкого гарнизона собрались в центре крепости. Они не имели более сил обороняться и сдались на милость победителя.
- Кутузов принял решение оставить Москву после военного совета в деревне Фили, что спасло русскую армию от разгрома.
- Павлом Пестелем был написан конституционный проект «Русская правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий.
- В августе 1946 г. Жданов выступил с докладом, осуждающим Ахматову и Зощенко; этот доклад лёг в основу постановления «О журналах „Звезда” и „Ленинград”», что положило начало идеологической кампании против интеллигенции после войны.
- Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности Сталина, тем самым начав процесс десталинизации.
Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений
Модель 1 – исторические процессы
Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.
В рамках выбранного процесса произошли такие важные события как битва на реке Воже 1378 г., Куликовская битва 1380 г. и нападение Тохтамыша на Москву 1382 г. | По К1 – 2 балла, т.к. верно названо 2 или более событий |
Рассмотрим более подробно битву на реке Воже. Ее причиной были успешные набеги хана Арапши на пограничные княжества Руси, после чего Мамай решил направить свои войска на Московское княжество и на Дмитрия Ивановича. Большую роль в данном событии сыграл московский князь Дмитрий Иванович, который смог успешно перекрыть брод, по которому ордынцы собирались перейти реку. Благодаря этому он смог занять удобную боевую позицию на холме. Это привело к первой серьезной победе русских войск над ордынцами. |
Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже) Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат) |
Также в данном процессе произошла Куликовская битва. Ее причиной было стремление Москвы стать независимым от Орды княжеством и победа на реке Воже. В данном процессе большую роль сыграл Сергей Радонежский, который, по преданию, благословил Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. Это способствовало поднятию духа русских войск. Еще большую роль в данном событии сыграл сам Дмитрий Донской, который расположил засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Боброком Волынским, который вступил в бой и переломил ход сражения. Это привело к победе русских войск над ордынцами. |
Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы) Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат) |
Еще немаловажным событием стал набег Тохтамыша на Москву. Большую роль в данном событии сыграл сам хан Тохтамыш, который пообещал, что если москвичи откроют ворота, то с ними не случится ничего дурного. Москва сдалась, но Тохтамыш разорил её. Это привело к тому, что Москва вновь начала выплачивать дань Орде (но в меньшем размере). |
Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат) Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша) |
Рассмотренный процесс сыграл большую роль в истории России. Благодаря победе на Куликовом поле, Москва становится окончательным центром объединения русских княжеств, а также повышается её международный авторитет. Дмитрий Донской пишет свою духовную грамоту, в которой он передает власть сыновьям без согласия Орды на выдачу ярлыка на великое княжение, а также дает понять, что Русь перестает быть политически зависимой от ордынцев. Все эти события привели к ослаблению Орды, появлению идеи о возможности полного освобождения от ордынской зависимости. Но сохранялась экономическая зависимость – нужно было платить выход Орде. |
Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов) Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7) |
Модель 2 – исторические личности
Петр I
В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене. Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне. По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором. |
Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина) Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат) |
Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы. Застройкой города по европейского формату занялся архитектор Доменико Трезини. Именно по его проекту была построена Петропавловская крепость с одноименным собором, также он построил здание Двенадцати коллегий. Также важно, что им были созданы «образцовые» проекты жилых домов и проект планировки по застройке города. В результате застраивался Санкт-Петербург по регулярной планировке, были заложены основы петровского барокко. |
Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина) Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат) |
Благодаря победе в Северной войне вырос международный авторитет страны (Россия стала одной из ведущих морских держав), активно развивалась экономика (благодаря активизации морской торговли через Санкт-Петербург и построенным мануфактурам по инициативе Петра I), была заложена новая система управления (созданные Сенат, Синод, губернии, «Табель о рангах» и пр. во многом просуществуют до 1917 г.) Однако указ Петра I о престолонаследии нарушил сложившийся порядок наследования власти, что привело впоследствии к дворцовым переворотам из-за отсутствия распоряжения императора о наследнике престола. |
Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России) Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7) |