Критик анненский посчитал началом настоящего шукшина его рассказ

1. Первая книга рассказов Шукшина называлась:
а) «Сельские жители» +
б) «Горожане»
в) «Странные люди»

2. Какое произведение не принадлежит Шукшину:
а) «Калина красная»
б) «Компромисс» +
в) «Живёт такой парень»

3. Герои-«чудики» — это:
а) творческая интерпретация писателя
б) художественная фантазия писателя
в) замечательнейшее открытие писателя +

4. Критик Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ:
а) «Чудик» +
б) «Обида»
в) «Сапожки»

5. Шукшин вспоминает пору своего военного детства в произведении:
а) «Васюткино озеро»
б) «Детство»
в) «Из детских лет Ивана Попова» +

6. В основе рассказа «Дядя Ермолай» лежит:
а) сказочное событие
б) случай, произошедший с автором +
в) событие, известное всей стране

7. Кем Дмитрий приходится чудику, в рассказе «Чудик»:
а) племянником
б) дядей
в) братом +

8. Сколько лет было чудику:
а) 39 +
б) 42
в) 40

9. Название деревни, где происходили события рассказа «Срезал»:
а) Старая
б) Большая
в) Новая +

10. Имя героя рассказа «Срезал»:
а) Гарик Капустин
б) Глеб Капустин +
в) Григорий Капустин

11. Капустин сказал, что кандидатов сейчас:
а) как нерезаных собак +
б) как грибов в лесу
в) видимо-невидимо

12. Капустин пытался выяснить отношение кандидата к проблеме:
а) коммунизма
б) шаманизма +
в) оккультизма

13. Дед и Петька из рассказа «Критики» «больше всего на свете любили»:
а) кино +
б) футбол
в) театр

14. Почему дед и Петька садились в первый ряд:
а) билеты были дешевле +
б) Петька плохо слышал
в) оба плохо видели

15. Почему дед и Петька садились в первый ряд:
а) дед плохо слышал +
б) билеты были дороже
в) оба плохо видели

16. Имя милиционера из рассказа «Критики»:
а) Николай Кобяков
б) Ермолай Кибяков +
в) Тимофей Кабиков

17. Зачем чудик расписал детскую коляску:
а) посчитал, что это красиво
б) хотел удивить родственников
в) хотел сделать снохе приятное +

18. Один из рассказов Шукшина:
а) Чередниченко и аттракционы
б) Чередниченко и цирк +
в) Мищенко и цирк

19. Один из рассказов Шукшина:
а) Беседы при Солнце
б) Беседы при бледной луне
в) Беседы при ясной луне +

20. Один из рассказов Шукшина:
а) Заревой снег
б) Заревой дождь +
в) Закатный дождь

21. Один из рассказов Шукшина:
а) Крепкий мужик +
б) Хилый мужик
в) Крепкий парень

22. Почему чудик не стал требовать пятидесятирублевку:
а) была не его купюра
б) было стыдно +
в) постеснялся

23. Чудик не уважал:
а) городских жителей
б) хулиганов и грубиянов
в) хулиганов и продавцов +

24. Слово «срезал», в одноименном рассказе, употреблено в значении:
а) обрезать верхнюю часть чего-либо
б) обрывать резким замечанием, приводить в замешательство; конфузить +
в) ставить в крайне тяжелое, затруднительное положение; губить

25. Дед из рассказа «Критики», разбил телевизор, потому что:
а) ему не понравился фильм
б) дед напился
в) деда глубоко оскорбили +

26. Один из рассказов Шукшина:
а) Гриша Бесконвойный
б) Алеша Бесконвойный +
в) Саша Бесконвойный

27. Один из рассказов Шукшина:
а) Верую! +
б) Не верую!
в) Верю!

Открыть меню

 Поиск

Ответы на тесты

  • Блог
  • Тесты
    • Русский язык
    • Литература
    • История
    • География
    • Информатика
    • Физ культура
    • Экономика
    • Психология

Главная  ›  Литература — ответы на вопросы теста  ›  Критик Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ: — ответ на тест

Критик Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ: — ответ на тест

28.02.2021  ·    0

Вопрос: Критик Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ:
Ответ: «Чудик».

Похожие вопросы и ответы:

  • Первая книга рассказов Шукшина называлась: — ответ на тест
  • Какое произведение не принадлежит Шукшину: — ответ на тест
  • Герои-«чудики» – это: — ответ на тест
  • Шукшин вспоминает пору своего военного детства в…
  • В основе рассказа «Дядя Ермолай» лежит: — ответ на тест
  • Кем Дмитрий приходится чудику, в рассказе “Чудик”: — ответ…
  • Сколько лет было чудику: — ответ на тест
  • Название деревни, где происходили события рассказа «Срезал»:…
  • Имя героя рассказа «Срезал»: — ответ на тест
  • Капустин пытался выяснить отношение кандидата к проблеме: -…
  • Дед и Петька из рассказа «Критики» «больше всего на свете…
  • Почему дед и Петька садились в первый ряд: — ответ на тест
  • Имя милиционера из рассказа “Критики”: — ответ на тест
  • Зачем чудик расписал детскую коляску: — ответ на тест
  • Почему чудик не стал требовать пятидесятирублевку: — ответ…

Тест с ответами: “Рассказы В. Шукшина”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарий

Имя

Email

Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

Популярные тесты

  • Тест с ответами: “Пенсне” М.А.Осоргин
  • Тест с ответами: “Как я стал писателем” И.С.Шмелев
  • Тест с ответами: “Юшка” А.П.Платонов
  • Тест по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»
  • Тест с ответами: “Кусака” Л.Н.Андреев
  • Тест с ответами: “Хаджи-Мурат” Л.Н.Толстой
  • Тест с ответами: «Золотой ключик»
  • Тест с ответами: А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
  • Тест с ответами: Поэма “Двенадцать” А.А.Блока
  • Тест с ответами по биографии А.Н. Островского
  • Тест с ответами: “Рассказы В.Шукшина”
  • Тест с ответами: “Скотный двор царя Авгия”
  • Тест с ответами: “Тапер” А.И.Куприн
  • Тест с ответами: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

© 2022 Ответы на тесты  ·  Ответы на тесты на все предметы в одном месте.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты по творчеству В.М.Шукшина

10-11 класс

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2012

Пояснительная записка

Тест по творчеству В.М.Шукшина содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 — 11 классах .

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,

Творчество В.М.Шукшина (вариант I)

  1. Годы жизни Василия Макаровича Шукшина:

    А. 1929 – 1974;

    Б. 1939 – 1984;

    В. 1919 – 1964.

  2. В.М.Шукшин родился:

    А. на Урале;

    Б. на Алтае;

    В. на Кавказе.

  3. В.М.Шукшин:

А. окончил школу с золотой медалью;

Б. сдал экзамены экстерном за три последних класса средней школы;

В. имел семилетнее образование.

  1. В.М.Шукшин работал:

    А. врачом;

    Б. механизатором;

    В. учителем.

  2. В.М.Шукшин окончил:

    А. институт кинематографии;

    Б. литературный институт;

    В.театральный институт.

  3. Первая книга рассказов Шукшина называлась:

    А. «Странные люди»;

    Б. «Сельские жители»;

    В. «Горожане».

  4. Шукшин находился под воздействием творческой личности:

    А. А.Т.Твардовского;

    Б. А.И.Солженицына;

    В. М.А.Шолохова.

  5. Какое произведение не принадлежит Шукшину:

    А. «Калина красная»;

    Б. «Живёт такой парень»;

    В. «Компромисс».

  6. Герои-«чудики» — это:

А. художественная фантазия писателя;

Б. замечательнейшее открытие писателя;

В. творческая интерпретация писателя.

  1. Критик Л.Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ:

А. «Обида»;

Б. «Чудик»;

В. «Сапожки».

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

Б

В

А

Б

В

В

Б

Б

Творчество В.М.Шукшина (вариант II)

  1. Кем был В.М. Шукшин:

    А. писателем;

    Б. драматургом;

    В. режиссером.

  2. Фамилия Шукшина происходит от слова «шукша», что значит:

А. волокна, остающиеся от трепания и чесания липы;

Б. волокна, остающиеся от трепания и чесания льна;

В. волокна, остающиеся от трепания и чесания хлопка.

  1. Сколько было Шукшину лет, когда его отец Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа:

    А. 1 год;

    Б. три года;

    В. шесть лет.

  2. Со скольки лет работал Шукшин в колхозе?

    А. с шести;

    Б. десяти;

    В. с пятнадцати.

  3. Когда юный Шукшин впервые побывал на базаре, то окончательно решил стать

    А. продавцом;

    Б. грузчиком;

    В. жуликом.

  4. Кем работал Шукшин?

    А. учителем;

    Б. грузчиком;

    В. маляром.

  5. В.М.Шукшин окончил:

    А. институт кинематографии;

    Б. литературный институт;

    В.театральный институт.

  6. Первая книга рассказов Шукшина называлась:

    А. «Странные люди»;

    Б. «Горожане»;

    В. «Сельские жители».

  7. Сюжет освобождения от тюрьмы вора-рецидивиста Егора Прокудина по кличке Горе, человека с незаурядным характером – это сюжет киноповести:

    А. «Калина красная»;

    Б. «Печки-лавочки»»;

    В. «Точка зрения».

  8. По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы. Из предложенного списка выберите рассказ, который не экранизировали:

А. «Дядя Ермолай»

Б. «Живет такой парень

В. «Конец Любавиных».

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А,Б,В

Б

Б

А

В

А,Б,В

Б

В

А

А

Творчество В.М.Шукшина (вариант III)

(по произведению В.М.Шукшина «Одни»)

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

В   доме   Калачиковых   жил   неистребимый   крепкий   запах  выделанной кожи, вара и дегтя. Дом был большой, светлый. Когда-то он оглашался детским смехом; потом, позже, бывали здесь и свадьбы, бывали и скорбные ночные часы нехорошей тишины, когда зеркало завешено и слабый свет восковой свечи – бледный и немощный – чуть-чуть высвечивает глубокую тайну смерти. Много всякого было. Антип Калачиков со своей могучей половиной вывел к жизни двенадцать человек детей. А всего было восемнадцать.

Облик дома менялся с годами, но всегда неизменно оставался рабочий уголок Антипа – справа от печки, за перегородкой. Там Антип шил сбруи, уздечки, седелки, делал хомуты. И там же, на стенке, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни – балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив набочок голову, и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передает ей свои неторопливые стариковские думы. Он мог сидеть так целый день, и сидел бы, если бы не Марфа. Марфе действительно нужно было, чтобы он целыми днями только шил и шил: страсть как любила деньги, тряслась над копейкой. Она всю жизнь воевала с Антиповой балалайкой. Один раз дошло до того, что она в гневе кинула ее в огонь, в печку. Побледневший Антип смотрел, как она горит. Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка. Ее стало коробить… Трижды простонала она почти человеческим стоном – и умерла.

Антип пошел во двор, взял топор и изрубил на мелкие кусочки все заготовки хомутов, все сбруи, седла и уздечки. Рубил молча, аккуратно. На скамейке. Перетрусившая Марфа не сказала ни слова. После этого Антип пил неделю, не заявляясь домой. Потом пришел, повесил на стенку новую балалайку и сел за работу. Больше Марфа никогда не касалась балалайки. Но за Антипом следила внимательно: не засиживалась у соседей подолгу, вообще старалась не отлучаться из дому. Знала: только она за порог, Антип снимает балалайку и играет – не работает.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

А) рассказ,

Б) повесть,

В) быль,

Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?

А) является кульминацией сюжетного действия,

Б) завершает повествование,

В) является кульминацией сюжета,

Г) является экспозицией.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

А) судьба Марфы и Антипа,

Б) быт семьи Калачиковых,

В) любовь Антипа к балалайке,

Г) жизнь и смерть.

А4. Какую форму повествования в произведении В.М.Шукшина «Одни»?

А) повествование от первого лица,

Б) повествование от третьего лица,

В) рассказ в рассказе,

Г) монолог.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание жилища Калачиковых?

А) выявить в Антипыче отсутствие моральных и нравственных ориентиров,

Б) показать условия жизни героя и объяснить особую привязанность Антипа к балалайке,

В) украсить повествование,

Г) объяснить характер Антипа.

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении: «Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка».

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: со слов «Облик дома менялся…» и далее.

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Облик дома менялся…» выпишите словосочетание, которое характеризует отношение Антипа к балалайке.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Антип пошел во двор…» найдите эпитет, с помощью которого характеризуется Марфа, испугавшаяся разгневанного Антипа.

В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Антип пошел во двор …»)

КЛЮЧ:

А1

А2

А3

А4

А5

А

Г

В

Б

Б

В1

В2

В3

В4

В5

сравнение

интерьер

бессловесная глубокая любовь всей жизни

перетрусившая

поступок

Использованная литература:

  1. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

  2. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  3. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

  4. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты по творчеству В.М.Шукшина

10-11 класс

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2012

Пояснительная записка

Тест по творчеству В.М.Шукшина содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 — 11 классах .

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,

Творчество В.М.Шукшина (вариант I)

  1. Годы жизни Василия Макаровича Шукшина:

    А. 1929 – 1974;

    Б. 1939 – 1984;

    В. 1919 – 1964.

  2. В.М.Шукшин родился:

    А. на Урале;

    Б. на Алтае;

    В. на Кавказе.

  3. В.М.Шукшин:

А. окончил школу с золотой медалью;

Б. сдал экзамены экстерном за три последних класса средней школы;

В. имел семилетнее образование.

  1. В.М.Шукшин работал:

    А. врачом;

    Б. механизатором;

    В. учителем.

  2. В.М.Шукшин окончил:

    А. институт кинематографии;

    Б. литературный институт;

    В.театральный институт.

  3. Первая книга рассказов Шукшина называлась:

    А. «Странные люди»;

    Б. «Сельские жители»;

    В. «Горожане».

  4. Шукшин находился под воздействием творческой личности:

    А. А.Т.Твардовского;

    Б. А.И.Солженицына;

    В. М.А.Шолохова.

  5. Какое произведение не принадлежит Шукшину:

    А. «Калина красная»;

    Б. «Живёт такой парень»;

    В. «Компромисс».

  6. Герои-«чудики» — это:

А. художественная фантазия писателя;

Б. замечательнейшее открытие писателя;

В. творческая интерпретация писателя.

  1. Критик Л.Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ:

А. «Обида»;

Б. «Чудик»;

В. «Сапожки».

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

Б

В

А

Б

В

В

Б

Б

Творчество В.М.Шукшина (вариант II)

  1. Кем был В.М. Шукшин:

    А. писателем;

    Б. драматургом;

    В. режиссером.

  2. Фамилия Шукшина происходит от слова «шукша», что значит:

А. волокна, остающиеся от трепания и чесания липы;

Б. волокна, остающиеся от трепания и чесания льна;

В. волокна, остающиеся от трепания и чесания хлопка.

  1. Сколько было Шукшину лет, когда его отец Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа:

    А. 1 год;

    Б. три года;

    В. шесть лет.

  2. Со скольки лет работал Шукшин в колхозе?

    А. с шести;

    Б. десяти;

    В. с пятнадцати.

  3. Когда юный Шукшин впервые побывал на базаре, то окончательно решил стать

    А. продавцом;

    Б. грузчиком;

    В. жуликом.

  4. Кем работал Шукшин?

    А. учителем;

    Б. грузчиком;

    В. маляром.

  5. В.М.Шукшин окончил:

    А. институт кинематографии;

    Б. литературный институт;

    В.театральный институт.

  6. Первая книга рассказов Шукшина называлась:

    А. «Странные люди»;

    Б. «Горожане»;

    В. «Сельские жители».

  7. Сюжет освобождения от тюрьмы вора-рецидивиста Егора Прокудина по кличке Горе, человека с незаурядным характером – это сюжет киноповести:

    А. «Калина красная»;

    Б. «Печки-лавочки»»;

    В. «Точка зрения».

  8. По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы. Из предложенного списка выберите рассказ, который не экранизировали:

А. «Дядя Ермолай»

Б. «Живет такой парень

В. «Конец Любавиных».

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А,Б,В

Б

Б

А

В

А,Б,В

Б

В

А

А

Творчество В.М.Шукшина (вариант III)

(по произведению В.М.Шукшина «Одни»)

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

В   доме   Калачиковых   жил   неистребимый   крепкий   запах  выделанной кожи, вара и дегтя. Дом был большой, светлый. Когда-то он оглашался детским смехом; потом, позже, бывали здесь и свадьбы, бывали и скорбные ночные часы нехорошей тишины, когда зеркало завешено и слабый свет восковой свечи – бледный и немощный – чуть-чуть высвечивает глубокую тайну смерти. Много всякого было. Антип Калачиков со своей могучей половиной вывел к жизни двенадцать человек детей. А всего было восемнадцать.

Облик дома менялся с годами, но всегда неизменно оставался рабочий уголок Антипа – справа от печки, за перегородкой. Там Антип шил сбруи, уздечки, седелки, делал хомуты. И там же, на стенке, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни – балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив набочок голову, и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передает ей свои неторопливые стариковские думы. Он мог сидеть так целый день, и сидел бы, если бы не Марфа. Марфе действительно нужно было, чтобы он целыми днями только шил и шил: страсть как любила деньги, тряслась над копейкой. Она всю жизнь воевала с Антиповой балалайкой. Один раз дошло до того, что она в гневе кинула ее в огонь, в печку. Побледневший Антип смотрел, как она горит. Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка. Ее стало коробить… Трижды простонала она почти человеческим стоном – и умерла.

Антип пошел во двор, взял топор и изрубил на мелкие кусочки все заготовки хомутов, все сбруи, седла и уздечки. Рубил молча, аккуратно. На скамейке. Перетрусившая Марфа не сказала ни слова. После этого Антип пил неделю, не заявляясь домой. Потом пришел, повесил на стенку новую балалайку и сел за работу. Больше Марфа никогда не касалась балалайки. Но за Антипом следила внимательно: не засиживалась у соседей подолгу, вообще старалась не отлучаться из дому. Знала: только она за порог, Антип снимает балалайку и играет – не работает.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

А) рассказ,

Б) повесть,

В) быль,

Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?

А) является кульминацией сюжетного действия,

Б) завершает повествование,

В) является кульминацией сюжета,

Г) является экспозицией.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

А) судьба Марфы и Антипа,

Б) быт семьи Калачиковых,

В) любовь Антипа к балалайке,

Г) жизнь и смерть.

А4. Какую форму повествования в произведении В.М.Шукшина «Одни»?

А) повествование от первого лица,

Б) повествование от третьего лица,

В) рассказ в рассказе,

Г) монолог.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание жилища Калачиковых?

А) выявить в Антипыче отсутствие моральных и нравственных ориентиров,

Б) показать условия жизни героя и объяснить особую привязанность Антипа к балалайке,

В) украсить повествование,

Г) объяснить характер Антипа.

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении: «Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка».

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: со слов «Облик дома менялся…» и далее.

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Облик дома менялся…» выпишите словосочетание, которое характеризует отношение Антипа к балалайке.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Антип пошел во двор…» найдите эпитет, с помощью которого характеризуется Марфа, испугавшаяся разгневанного Антипа.

В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Антип пошел во двор …»)

КЛЮЧ:

А1

А2

А3

А4

А5

А

Г

В

Б

Б

В1

В2

В3

В4

В5

сравнение

интерьер

бессловесная глубокая любовь всей жизни

перетрусившая

поступок

Использованная литература:

  1. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

  2. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  3. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

  4. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.

Здесь представлены материалы теста на тему «Тесты по творчеству В.М.Шукшина (10 – 11 классы)», которые могут быть просмотрены в онлайн режиме или же их можно бесплатно скачать.
Предмет теста: Литература (10 класс). Также здесь Вы найдете подборку тестов на схожие темы, что поможет в еще лучшей подготовке к тестированию.

Творческий путь Шукшина В.М.

Василий Макарович Шукшин (1929—1974) родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После многих лет трудов, скитаний «в людях»: в колхозе у себя на родине, в Средней России (Калуге, Владимире) — на разных производствах, службы на флоте — он экстерном сдает экзамены за три последних класса средней школы.

Вскоре, правда не сразу, а после недолгой работы в школе, он вырвался в Москву (на деньги от продажи телки) и волей случая (по настоянию Михаила Ромма, известного кинорежиссера) попал во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии). В весьма сложной среде кинематографистов Шукшин — актер и режиссер — в течение ряда лет, сохраняя, скрывая природную свою свободу, в известном смысле свой «алтайский (и шире — деревенский) патриотизм», многому научился. Он ставил живые сценки, эскизы, этюды (как курсовые задания). Это все сослужило добрую службу будущему новеллисту: он начал мыслить предельно пластично, улавливая явный и скрытый драматизм жеста, весомость короткой реплики.

В 1963 г. после серии публикаций в журналах «Октябрь» и «Новый мир» (в «Новый мир» Шукшина, оценив его талант, привел В. П. Некрасов) у Шукшина вышла первая книга рассказов «Сельские жители». Далее последовали, чередуясь друг с другом, то отдельные издания киносценариев («Живет такой парень», 1964; «Калина красная», 1973), то «сценарных», чисто шукшинских рассказов, складывавшихся в циклы («Земляки», 1970; «Характеры», 1973), то романов («Любавины», 1965; «Я пришел дать вам волю», 1968). Последний роман — исторический, посвящен Степану Разину, роль которого в будущем фильме Шукшин мечтал, но, увы, не успел сыграть. Умер Шукшин — явно от перенапряжения всей жизни, и особенно творчества последних лет, — на съемках фильма по роману М. А. Шолохова (режиссер С. Бондарчук) в жаркое лето 1974 г. Умер явно накануне какого-то серьезного поворота, важного решения, новой самореализации — не без воздействия творческой личности Шолохова.

…Первый сборник В. Шукшина «Сельские жители» (1963) еще и во многом похож на первые книги В. Белова («Речные излуки») или В. Распутина («Я забыл спросить у Лешки», 1961). В его героях еще «спят» все будущие конфликты, чудачества, вся их скрытая «маргинальность». Запомним это понятие — «маргиналы»: так называют людей, которые выбиты из своей среды, из своей же биографии. В раннем сборнике еще нет разрыва, «выброса» человека из деревни — куда? — в пространство барака, вокзала, окраины. Герои вообще малоподвижны, им еще хватает места и дорог в сельской округе.

В рассказе «Одни» никаких «угроз» устойчивому жизненному укладу двух старичков — Марфы и Антипа — нет. Во всяком случае — извне. А опасность, идущая изнутри, — она вся состоит в неудержимой страсти Антипа к игре на балалайке! — такая опасность легко возникает, но легко и устраняется.

Попробуйте прочитать этот чудесный рассказ как идиллию, ничем еще не омраченную: он поддается и прочтению, и инсценировке. Ho за каждой лаконичной ситуацией — внутренний поединок двух разных натур. Марфа, скупая, прижимистая старуха, боится этой страсти: часами может играть Антип, оставив выгодное свое дело шорника, склонив голову к балалайке и ничего не видя вокруг. Чудится Марфе полный упадок хозяйства — и все из-за этой страсти, в ее понимании «придури».

Антип — певческая душа, музыка для него — это мир иной, хотя и не запредельный. Он видит, что еще можно вырвать и Марфу из стихии денег, рынка, поисков выгоды. Вот и она начинает, всплакнув, подпевать мужу… В эти мгновения Антип сияет, его маленькие умные глазки светятся озорным блеском, а порой он срывается с места и идет «по избе мелким бесом, игриво виляя костлявыми бедрами»…

Сколько ни повторялись за долгую жизнь этой пары подобные «стихийные концерты», герои к ним так и не привыкли: «Он стал подпрыгивать, Марфа засмеялась, потом всплакнула, но тут же вытерла слезы и опять засмеялась.

— Хоть бы уж не выдрючивался, Господи!.. Ведь смотреть не на что, а туда же…»

И снова «смыкалась» над героями, их кругозором обыденная жизнь на недели, месяцы: сбруи, хомуты, уздечки Антипа, беготня Марфы на рынок, подсчет денег, дожди за окном. Неожиданно подступали бабьи слезы, начинались взаимные утешения и прощения после наводящей на воспоминания песни.

«— Антип, а Антип!.. Прости ты меня, если я в чем-нибудь тебя обижаю, — проговорила она сквозь слезы.

— Ерунда, — сказал Антип. — Ты меня тоже прости, если я виноват.

— Играть тебе не даю…

— Ерунда, — опять сказал Антип. — Мне дай волю — я день и ночь согласен играть. Так тоже нельзя. Я понимаю.

— Хочешь читушечку тебе возьмем?»

Можно согласиться с мнением критика Л. Аннинского, посчитавшего началом «настоящего» Шукшина его рассказ «Чудик» (1967). Он действительно уже более конфликтен. Даже незлобивый, добрый, «живописный» по форме порыв героя наталкивается на грубость, жестокое непонимание, насмешки. Герою этому на почте не дают послать затейливую телеграмму жене:

«В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:

„Приземлились. Ветка сирени упала грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка“.

Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

— Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде… В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал:

„Приземлились. Все в порядке. Васятка“».

В целом герои-«чудики» Шукшина и их драмы, вынужденные сокращения душевности (и не только в тексте телеграммы) — это замечательнейшее открытие писателя. Он запечатлел — и опять с шутками, юмором, в комических ситуациях — тот сигнал тревоги, боль, который С. Есенин выразил так:

Мне больно, ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь.

В рассказе «В профиль и анфас» выведены два героя — старик крестьянин, который помнит о нужде, голоде, о бесплатном (за трудодни-палочки) труде, и молодой парень Иван, которому позорно, «скучно на один желудок работать». Дед, живущий целиком в «крестьянской Атлантиде», упрекает Ивана в пресыщенности, в изнеженности: «А мясо не позорно есть?» Ho в ответ он слышит вздох: «He поймешь, дед». Еще менее понятны старику и догадки Ивана о прошлых своих просчетах в жизни, об излишней честности:

«Старик усмехнулся:

— Обормот. Жена-то почти ушла. Пил небось?

— Я не фраер, дед, я был классный флотский специалист. Ушла-то?.. He знаю. Именно потому, что я не был фраером…

— Женись, маяться перестанешь. He до того будет.

— Нет, тоже не то. Я должен сгорать от любви. А где тут сгоришь! He понимаю: то ли я один такой дурак, то ли все так, но помалкивают…»

Петр Ивлев (повесть «Там, вдали») скучает с «положительной» односложной простой Ниной: «С ней было легко. Ho как-то слишком уж спокойно думалось: „Хорошая». He подмывал кипяток под сердце, не душила ревность, не глупел от счастья, не страдал от боли».

Слепец Ганя («В воскресенье мать-старушка…») пел свои песни до тех пор, пока его душевная песня о тюрьме, о страданиях доходила до других. Он пел в суровое время войны. А потом, когда его стали приглашать просто повеселить компанию, он стал… строптивым, замкнутым.

Чудак Колька Паратов («Жена мужа в Париж провожала») пьет во дворе дома, провоцируя на скандал свою жадную, тупую жену:

«Каждую неделю, в субботу вечером, Колька Паратов дает во дворе концерт. Выносит трехрядку с малиновым мехом, разворачивает ее и:

А жена мужа в Париж провожала,
Насушила ему сухарей…»

В. Шукшин опускает по привычке все, что отвлекает внимание от этого человеческого лица, от его гримас и боли. Просто сообщается, что «вокруг Кольки собирается изрядно людей», что на его вызов, обращенный к жене Валюше: «Отреагируй, лапочка!.. Хоть одним глазком, хоть левой ноженькой!» — слышится грубовато-отчужденный окрик: «Кретин!»

Печать

Просмотров: 8141

  • Кристаллики или кристалики как пишется
  • Критерии сочинения по литературе допуск
  • Кристаллик как пишется правильно
  • Критерии сочинения по истории
  • Кристалик или кристаллик как пишется