Иван
Алексеевич Бунин — писатель тонкой
психологической характеристики, умеющий
детально вылепить персонаж или окружающую
обстановку. При несложном сюжете поражает
богатство мыслей, образов и символики,
которые присущи художнику. В своем
повествовании Бунин несуетлив и
обстоятелен. Кажется, весь окружающий
мир вмещается в его небольшое произведение.
Это происходит благодаря прекрасному
и четкому слогу писателя, тем деталям
и подробностям, которые он включает в
свое произведение. Рассказ «Господин
из Сан-Франциско» не служит исключением,
в нем писатель старается ответить на
интересующие его вопросы: в чем счастье
человека, его предназначение на земле?
Со скрытой иронией и сарказмом описывает
Бунин главного героя — господина из
Сан-Франциско, не удостаивая его даже
имени (не заслужил). Сам же господин
полон снобизма и самодовольства. Всю
жизнь он стремился к богатству, создав
себе кумиров, пытался достичь того же
благополучия, что и они. Наконец, ему
кажется, что поставленная цель близка,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие,
он «хозяин» положения, но не тут-то было.
Деньги — могущественная сила, но на них
невозможно купить счастье, благополучие,
жизнь… Собираясь путешествовать в
Старый Свет, господин из Сан-Франциско
тщательно разрабатывает маршрут; «люди,
к которым принадлежал он, имели обычай
начинать наслаждения жизнью с поездки
в Европу, в Индию, в Египет… Маршрут был
выработан господином из Сан-Франциско
обширный. В декабре и январе он надеялся
наслаждаться солнцем в Южной Италии,
памятниками древности, тарантеллой.
Карнавал он думал провести в Ницце,
затем Монте-Карло, Рим, Венеция, Париж
и даже Япония». Кажется, все учтено и
выверено. Но подводит погода. Она
неподвластна простому смертному. За
деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но не всегда, и переезд на
Капри явился страшным испытанием. Утлый
пароходик едва справлялся с той стихией,
которая обрушилась на него. Господин
из Сан-Франциско считал, что все вокруг
создано лишь для того, чтобы ублажать
его персону, свято верил в могущество
«золотого тельца». «Он был довольно
щедр в пути и потому вполне верил в
заботливость всех тех, что кормили и
поили его, с утра до вечера служили ему,
предупреждая его малейшее желание,
охраняли его чистоту и покой, таскали
его вещи, звали для него носильщиков,
доставляли его сундуки в гостиницы. Так
было всюду, так было в плавании, так
должно было быть и в Неаполе». Да,
богатство американского туриста, словно
волшебным ключом, открывало многие
двери, но не все. Оно не смогло продлить
ему жизнь, оно не оберегло его и после
смерти. Сколько раболепия и преклонения
видел этот человек при жизни, столько
же унижений испытало его бренное тело
после смерти. Бунин показывает, сколь
призрачна власть денег в этом мире. И
жалок человек, делающий ставку на них.
Сотворив себе кумиров, он стремится
достичь того же благосостояния. Вот,
кажется, цель достигнута, он на вершине,
ради которой много лет трудился не
покладая рук. А что сделал, что оставил
потомкам? Даже имени его никто не
запомнил. Что запоминать? Тысячи таких
господ ежегодно путешествует по
стандартным маршрутам, претендуя на
исключительность, но они лишь подобие
друг друга, мнящие себя хозяевами жизни.
А наступает их черед, и уходят бесследно,
не вызывая ни сожаления, ни горечи. В
рассказе «Господин из Сан-Франциско»
Бунин показал иллюзорность и гибельность
такого пути для человека. Истинная
творческая личность старается
самореализоваться, принести максимальную
пользу Отечеству, рядом живущим людям,
поэтому имена их остаются в веках, как
и имя самого Ивана Алексеевича Бунина
— замечательного творца и художника
слова.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет остро социальную направленность, но смысл его не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение «вечных» проблем человечества в развитии цивилизации.
В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.
В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.
В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: «Умер человек». Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: «Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену — ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра…»
Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: «Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры…» Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом «играть в любовь за хорошие деньги».
На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравняться с теми, «кого некогда взял себе за образец». К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: «золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысина».
Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.
Скачать материал
Скачать материал
аудиоформат
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Чувство кризиса цивилизации
в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»Горе тебе, Вавилон,
город крепкий!
Из Библии. -
2 слайд
И.А.Бунин бывал на острове Капри в 1910,1912, 1913 годах. Впечатления от этих поездок отразились в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
-
3 слайд
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») И.А.Бунин продолжил традицию Л. Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности.
-
4 слайд
Композиция
Композиция рассказа имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается возвращением «домой, в могилу, на берега Нового Света». -
5 слайд
Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.
-
6 слайд
Опубликован в пятом номере московского сборника «Слово» в 1915 г. с эпиграфом из Апокалипсиса «Горе тебе, Вавилон,
город крепкий!» (снят автором в последующих изданиях). -
7 слайд
Антитеза-один из основных приёмов
Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества. Его трюмы и палубы — слои этого общества. -
8 слайд
Общество разделено на верхние «этажи» и нижние. Противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Постепенно выстраивается картина рая и ада.
-
9 слайд
«Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель,— его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра».
-
10 слайд
Старик Лоренцо-господин из Сан-Франциско
Живописный бедняк старик Лоренцо останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть. -
11 слайд
Пара, изображающая влюбленных, была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги».
Абруццские горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Это и есть истинные ценности жизни. -
12 слайд
Символические образы
Символично название
парохода — «Атлантида». Комфортабельный плавучий
отель — искусственность цивилизации — окружен
бурлящим океаном (жизненная стихия), путешествие «господина» оказывается движением к смерти вместе с цивилизацией,
обреченной на гибель (образ Дьявола в рассказе). -
13 слайд
Символично и отсутствие имени у главного героя, хотя
проходные персонажи названы (коридорный Луиджи, лодочник
Лоренцо). Главный персонаж считает себя господином и упивается своим положением. -
14 слайд
В господине нет ничего духовного, его цель — стать богатым и пожинать плоды этого богатства — осуществилась, но он не стал от этого счастливее.
-
15 слайд
Все остальные верят в незыблемость своего существования, охраняемого «языческим идолом» — командиром корабля.
-
16 слайд
Римский император Тиберий
Обобщающий образ ничтожности и тленности земного богатства и славы. -
17 слайд
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. -
18 слайд
Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Смысл рассказа — в ощущении неотвратимости её гибели.
-
19 слайд
Домашнее задание
Читать рассказы «Грамматика любви», «Солнечный удар».
Рассказать о роли Лушки в судьбе Ивлева.
Какова роль детали в рассказе «Солнечный удар»?
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 056 092 материала в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 01.08.2022
- 173
- 12
- 01.08.2022
- 107
- 1
- 01.08.2022
- 144
- 4
- 31.07.2022
- 122
- 1
- 31.07.2022
- 170
- 6
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Сочинение на тему: Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”
Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”
И. А. Бунин – не просто блистательный писатель, но и тонкий психолог, умеющий в своих произведениях детально описывать персонажей и окружающую их обстановку. Даже представляя несложный сюжет, он художественно передавал богатство мыслей, образов и символики. Таким и видится рассказ “Господин из Сан-Франциско”.
Несмотря на то, что это небольшое произведение, в него вмещается почти весь мир. События повествуются обстоятельно и несуетливо, соблюдая четкий слог. Особое место занимают детали и подробности.
Главный герой рассказа описан с легкой иронией и сарказмом. Автор не удостоил его даже имени. На протяжении всего произведения он предстает как некий Господин из Сан-Франциско, которого никто не запомнил и никто не знал.
Этот господин самодоволен, напыщен и полон снобизма, ведь у него много денег и он может позволить себе все, что пожелает. Но в деньгах ли счастье человека? Именно на этот вопрос автор постарался дать ответ.
Главный персонаж всю жизнь стремился обеспечить себе безбедное существование. И вот когда, наконец, решил передохнуть, его настигла смерть. Выходит, что вся власть денег не способна купить счастья, благополучия, и главное жизни.
Особое место автор отводит жизни на пароходе под названием “Атлантида”. Символично, что рассказ был написан спустя три года после крушения знаменитого “Титаника”, который тоже послужил наглядным примером быстротечности и тщетности жизни. В рассказе Бунина часто упоминается бушующий океан, поминутно завывающая зловещая сирена, исполинские печи, в которых неустанно, обливаясь потом, работают истопники. Все эти детали создают мрачную атмосферу и говорят о надвигающейся опасности.
В рассказе символично и то, что смерть человека не вызывает особого сострадания окружающих, а вызывает лишь недолгий переполох среди постояльцев гостиницы на Капри.
После смерти богатого господина из Сан-Франциско помещают в худший номер, чтобы не распугать клиентов. Для перемещения тела не находится даже гроба, и его везет проигравшийся извозчик, в длинном ящике из-под содовой воды. Извозчик рад неожиданной подработке, которую ему подбросил некий безызвестный господин.
Все эти подробности наводят на мысль, что жизнь человека, по сути, ничего не стоит. Вот главный герой трудился всю жизнь, не покладая рук, а его имени даже никто не запомнил. Возможно, автор с помощь.
Этого рассказа хотел передать идею иллюзорности и гибельности такого образа жизни для человека.
Loading…
Сочинение на тему: Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”
Тема- Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе Господин из СанФранциско И
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Самостоятельная работа№17
Тема: «Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина»
Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирут общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. Особенно показателен в этом плане замечательный рассказ Господин из Сан-Франциско, написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.
В этом коротком произведении, которое можно назвать своеобразным мини-романом, И. А. Бунин рассказывает о жизни людей, которым деньги дают, как кажется на первый взгляд, все радости и блага мира. Что же это за жизнь, жизнь общества, от которого зависят все блага цивилизации: фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей? Постепенно, шаг за шагом писатель подводит нас к мысли, что жизнь эта полна искусственного, ненастоящего. В ней нет места фантазии, проявлениям индивидуальности, потому что все знают, что надо делать, чтобы соответствовать высшему обществу. Пассажиры Атлантиды одинаковы, жизнь их идет по установленному распорядку, они одеваются в одинаковую одежду, в рассказе почти отсутствуют описания портретов попутчиков главного героя. Характерно и то, что Бунин не называет ни имени господина из Сан-Франциско, ни имен его жены и дочери. Они — одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, и жизнь их всех проходит одинаково.
И. А. Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского миллионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного труда он наконец понял, что добился того, к чему стремился. Он богат. И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет — едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью — и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он много ест, много пьет. Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть. Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.
Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, но он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь. Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, беззаботного гуляки и красавца, равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению И. А. Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.
И. А. Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственным в этом мире богачей. Именно любовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет необычная кровь, потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду. И высшая ступень опошления любви — пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры Атлантиды, не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле.
Смерть господина из Сан-Франциско ничего не изменила в мире. И вторая часть рассказа с точностью до наоборот повторяет первую. По иронии судьбы герой возвращается на родину в трюме той же Атлантиды. Но он больше не интересен ни гостям судна, которые продолжают жить по своему распорядку, ни хозяевам, потому что он не оставит теперь денег в их кассе. Продолжается и жизнь в Италии, но герой рассказа уже не увидит красоты гор, моря. Впрочем, это и неудивительно — он не увидел их и тогда, когда был жив. Деньги иссушили в нем чувство прекрасного, ослепили его. А потому он, миллионер, господин из Сан-Франциско, лежит сейчас в ящике из-под содовой в трюме корабля, за которым следит со скал Гибралтара Дьявол, а в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем, стоит матерь Божия, заступница всех страждущих в этом злом и прекрасном мире.
Изм.
Лист
докум.
Подпись
Дата
Лист
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист