Кроссенс для дошкольников по сказкам

Конспект НОД «Помощники
королевы сказок»

по развитию речи с
использованием технологии КРОССЕНС и СТРОИТЕЛЛИНГ

Цель: использование
современных инновационных технологий в образовательном процессе при развитии связной
речи старших дошкольников.

Задачи:

·       
расширять
кругозор;

·       
развивать
познавательные и эмоциональные способности;

·       
совершенствовать
умения детей разгадывать кроссенсы, выстраивая связи между картинками
ассоциативной головоломки;

·       
активизировать
мозговую деятельность, речевые и зрительные функции, при работе с кубиками
«строителлинг»;

·       
формировать
коллективный интеллект;

·       
воспитывать
любовь к русским народным сказкам.

Оборудование: интерактивная
доска, кроссенсы, мяч, кубики «Строиледдинг», презентация.

Ход мероприятия:

1.     Организационный
момент.

Приветствие «Колокольчик»

Воспитатель:

Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил! Ребята, мы
с вами готовимся к школе, там всех на урок зовет звонок, а нам колокольчик
поможет поприветствовать друг друга.

Дети, называя имя соседа в ласковой форме, звонят и
передают друг другу колокольчик.


Доброе утро, Варюша! Дин-дон!


Доброе утро, Илюша! Дин-дон! И т.д.

2.     Основная
часть.

— Ребята, я знаю,
что вы очень любите сказки, поэтому приглашаю вас в сказочное царство. Чтобы
туда попасть, я позвоню в волшебный колокольчик, а вы закройте глазки и хором
дружно говорите: «Вокруг себя я обернусь, в сказке доброй окажусь!»

На экране
интерактивной доски появляется замок сказок и Королева.

— Вот мы и
оказались в сказочном замке. А встречает нас в нем сама королева. Давайте
поздороваемся с ней.

Королева сказок; здравствуйте,
ребята! Приглашаю вас пройти в мой замок и присесть на королевские стульчики.

Дети рассаживаются
вокруг интерактивной доски.

Кроссенс по сказкам.

Королева сказок: ребята, а
вы хорошо знаете сказки? Вот я сейчас это и проверю. В одном из сказочных
домиков, все сказки спрятались, помогите мне, пожалуйста, их вернуть каждую на
свое место. Я буду загадывать загадку, если вы правильно назовете, сказка
вернется в свое окошко.

©
В
сказке лисонька плутовка

Обманула зайку
ловко,

Из избушки выгнав
прочь.

Плакал зайка день
и ночь.

Но в беде ему
помог

Один смелый
петушок.

                         (Заюшкина избушка)

©
Шла
Лиса по белу свету и вдруг скалочку нашла.

А за скалочку за
эту много взять она смогла:

Белу курочку, сизу
уточку,

Гусочку-щипалку, собачку-догонялку.
          (Лисичка со скалочкой)

©
Звери
жили в доме том,

Но медведь сломал
их дом,

Он залезть в него
не смог… 

Это сказка …
(ТЕРЕМОК).

©
Эта
рыжая плутовка

Обманула меня
ловко.

Хвать – и кинула в
мешок.

Хорошо, что спас
дружок.

                        
(«Кот, петух и лиса»)

© Колотил да колотил

По тарелке носом —
Ничего не проглотил
И остался с носом.
          (Лиса и журавль)

©
Ах,
как песенка долга,

Слышно только:
…  (га-га-га).

Ждёт лисица много
лет,

А конца у песни
…  (нет).

Вот так птицы у
бабуси

В сказке той
«…  и  …».

          («Лиса
и гуси»)

©
Румяный
круглый паренёк,

Сбежал из дому на
денёк.

С весёлой песенкой
бродил

И все напасти
обходил

До той, пока в
лесу

Не встретил хитрую
лису.       

          (Колобок)

©
Послушав
лисьего совета,

Сидел на речке до
рассвета.

Рыбешки, правда,
не поймал,

Лишь хвост бедняга
потерял.

          («Лиса и
волк»)

Королева сказок:

— Какие вы, ребята, молодцы! Вижу вы и правда хорошо знаете
сказки, но вот одно окошко осталось пустым, оно заполнится, когда вы угадаете,
почему именно эти сказки поселились в этом доме. Чем они все похожи? Кто
встречается в каждой из этих сказок?

— Правильно, лиса. Давайте расскажем о лисе все, что знаем. Я
буду бросать вам этого колобка, а вы мне возвращать его, отвечая на мой вопрос!
Если вы все правильно ответите,

— Лиса какая? (хитрая, ловкая, рыжая, быстрая)

— Лиса что делает? (ходит, бегает, крадётся, обманывает, ест,
хитрит)

— Как называют деток лисы? (лисята)

— А один ребенок? (лисенок)

— У лисы чей хвост? (лисий)

— А голова (лисья)

— Уши (лисьи)

— Шубка (лисья)

Входит лиса.

Лиса:

— Да, да, да! И голова у меня моя и уши мои. А давайте все,
что вы обо мне рассказали еще и покажем.

Физминутка «Лисица»

У
лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У
нее пушистый хвост, (показываем «хвост»)

Шуба
рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной
красоты.

Лиса
важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу
пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я
— охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур
ловить я мастерица!

Как
увижу — подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И
тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После
прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам
в норку отнесу. (побежали по кругу)

Составление новой сказки с помощью метода
«Строителлинг»

Королева обращается
к лисе.

— Лисичка-сестричка,
где ты так долго была. У тебя что-то случилось?

Лиса: да,
дорогая королева. Такая интересная история со мной произошла.

Королева сказок:
интересно, это какая же?

Лиса: а вот
ребята сейчас тебе ее и расскажут.

Лиса обращается к
детям полушёпотом

— Ребята, у меня
есть чудесный мешочек с волшебными кубиками. Вы же меня выручите, поможете
сочинить историю для королевы? Тогда за дело.

Дети вытаскивают
из мешочка кубик, бросают его и сочиняют историю.

Лиса: «Сегодня утром я гуляла по лесу и….

Королева сказок; Да,
необычный случай с тобой сегодня приключился. Спасибо вам ребята за рассказ, а
тебе лиса пора возвращаться в свой дом и постарайся больше не попадать в разные
истории.

Лиса уходит

Королева сказок: ребята и мне пора
идти в свой замок, проверить все ли герои сидят по своим сказкам. До свидания.
Приходите ко мне еще раз.

Королева сказок
уходит.

Воспитатель: Ребята, и
нам пора возвращаться в детский сад. Я вновь позвоню в волшебный колокольчик, а
вы закройте глазки и хором дружно говорите: «Вокруг себя я обернусь, в группе
любимой окажусь!»

— Расскажите нашим
гостям, что интересного с вами произошло на занятии.


Тесты, Игры, Головоломки, Фокусы

Автор: Никульникова Оксана Викторовна

   03.01.2019 09:57

Кроссенсы на закрепление содержания сказок для детей 6-7 летКроссенсы на закрепление содержания сказок для детей 6-7 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 178» города Магнитогорска

Составил педагог высшей квалификационной категории: Никульникова О.В.

Разгадывая кроссенс, необходимо сопоставлять картинки, установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9,

9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом.

Скачать конспект

Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Задача педагога – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Применять кроссенс можно на любом предмете и в любом классе.

Использование такого метода хорошо при изучении нового материала, выведение темы урока, установка проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала. Так же можно использовать кроссенс в качестве домашнего задания.

Алгоритм составления кроссенса:

  1. определить тематику, общую идею;
  2. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
  3. выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;
  4. найти связь между элементами, определить последовательность;
  5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5 — й квадрат);
  6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Данный метод можно использовать в начале урока, для определения темы урока.

Учениками предлагается определить тему данного урока и установить логические связи.

Кроссенсы педагог может создавать сам, а можно и предложить ученикам создавать их самостоятельно.

Таким образом, кроссенс повышают инициативность, креативность и развивают воображение у обучающихся. Также данный метод выполняет воспитательную функцию. Кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Он может стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсом способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

< Предыдущая   Следующая >

Конспект совместной деятельности с одаренными детьми

дошкольного возраста (6-7 лет)

(По мотивам сказки «Разные колеса» В.Г. Сутеева )

Цель: развитие интеллектуальных способностей при решении заданий по кроссенс технологии.

Задачи.

  1. Тренировать детей в разгадывании кроссенса по теме «Транспорт».

  2. Развивать умение выделять в предметах различные свойства, находить общие признаки, выстраивать взаимосвязи между картинками.

  3. Продолжать учить создавать целостный образ на основе геометрической формы.

  4. Развивать фантазию и любознательность.

Оборудование: кроссенс таблицы, лист с нарисованными кругами разной величины, бумага, цветные карандаши.

Содержание.

Педагог-психолог предлагает вспомнить сюжет сказки «Разные колеса» В.Г. Сутеева. Рассказывает начало: «Стоит пенёк, на пеньке — теремок.

А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок-Золотой гребешок.

Вот как-то пошли они в лес — за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами.

Ходили-ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят — а там пустая телега стоит. Телега-то пустая, да не простая — все колёса разные: одно совсем маленькое колесико, другое — побольше, третье — среднее, а четвёртое — большое-пребольшое колесище. Телега, видно, давно стоит: грибы под ней растут».

1. «История старой телеги» Детям задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни оставленная телега?» (Составление общей истории.)

Обсуждение «Можно отнести телегу к транспорту?»

2. Решение заданий с помощью кроссенс технологии по теме «Транспорт»

Детям поочередно вывешиваются кроссенс таблицы для разгадывания.

Напоминаются правила решения: «Читать кроссенс следует следующим способом: слева направо, сверху вниз (далее двигаться справа налево, один квадрат вверх и заканчивать на центральном 5 квадрате Таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой». Центральный квадрат связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе». Центральный квадрат (девятый) закрыт листом картона (сделаны прорези слева и справа или просто на магните прикреплен к доске вместе с таблицей белый квадрат). Дети отгадывают рисунок в нем. Ответы: пожарная машина, самолет, авианосец, ракета, снегоуборочный трактор. Кроссенс таблицы представлены в приложении.

Педагог-психолог продолжает сказку: «Стоят Мушка, Лягушка, Ежик да Петушок, смотрят и удивляются. Тут Заяц на дорогу из кустов выскочил, тоже смотрит, смеётся.

— Это твоя телега? — спрашивают Зайца.

— Нет, это Медведя телега. Он её делал-делал, не доделал да и бросил. Вот она и стоит.

— Давайте возьмём телегу домой, — сказал Ёжик. — В хозяйстве пригодится.

— Давайте, — сказали остальные.

Стали все телегу толкать, а она не идёт: у неё все колёса разные.

Толкали-толкали — толку никакого! Телега то направо завернёт, то налево упадёт.

И дорога плохая — то яма, то кочка.

А Заяц хохочет, от смеху надрывается:

— Кому нужна такая негодная телега!

Устали все, а бросить жалко — в хозяйстве пригодится».

Опять Ёжик догадался:

— Давайте все по колесу возьмём.

— Давайте!

Сняли с телеги колёса и домой покатили: Мушка — маленькое колесико, Ёжик — побольше, Лягушка — среднее…

А Петушок вскочил на самое большое колесище, ногами перебирает, крыльями хлопает и кричит:

— Ку-ка-ре-ку-у!

Заяц смеётся:

— Вот чудаки, домой разные колёса покатили!».

3. «Оживи фигуру». Детям предлагается дорисовать фигуры (круги разной величины) до целостного образа.

Педагог-психолог продолжает сказку: «Тем временем Мушка, Ежик, Лягушка и Петушок прикатили колёса домой и задумались: что с ними делать?

— Я знаю, — сказала Мушка, взяла самое маленькое колесико — прялочку сделала.

Ёжик догадался: к своему колесу две палки приладил — тачка вышла.

— Я тоже придумала, — сказала Лягушка и колесо побольше к колодцу пристроила, чтобы лучше было воду брать.

А Петушок большое колесище в ручей опустил, жернова поставил и мельницу построил.

Все колёса в хозяйстве пригодились: Мушка на прялочке нитки прядёт, Лягушка с колодца воду носит — огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит.

А Петушок на мельнице муку мелет».

В конце сказки заяц сказал: «Я смеялся над вами, а теперь вижу — в умелых руках и разные колёса могут пригодиться».

4. Дополнительное задание «Машина будущего». Педагог-психолог предлагает детям придумать и нарисовать машину из будущего. Поддерживает творческую инициативу. Возможно выполнение за пределами совместной деятельности (в группе, дома) при появлении у детей признаков утомления.

«Рефлексивный круг»

Дети и педагог-психолог садятся в круг.

Взрослый задает алгоритм рефлексии:

— расскажите о своем настроении конце нашей работы;

— что нового вы узнали, чему научились;

— как вы оцениваете свое участие в совместной работе.

Затем дети поочередно высказываются, взрослый своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

Приложение

12

01

Автор: Полухина Жанна Юрьевна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад 95 «Снежинка»
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Тема: «Использование технологии Кроссенс в речевом развитии ребенка посредством приобщение к художественной литературе»

Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка. Составила: Воспитатель Полухина Жанна Юрьевна МБДОУ «Детский

сад 95 «Снежинка» г. Норильск.

Тема: «Использование технологии Кроссенс в речевом развитии ребенка посредством приобщение

к художественной литературе»

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к организации

речевой работы с детьми.

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных

условиях предусматривает поиск новых эффективных технологий развития детской речи

Представляю вашему вниманию технологию «Кроссенс», которую можно использовать в

развитии речи дошкольников, приобщению к художественной литературе.

Цель: Активизировать мозговую деятельность. Создать условия для самостоятельного творческого

поиска.

Задачи: Формировать умения детей выстраивать связь между картинками;

Развивать умственные и речевые способности дошкольников, коммуникативные умения.

Развивать о мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление:

умение анализировать, сравнивать.

Способствовать повышению интереса детей к художественной литературе.

Что же такое Кроссенс? Кроссенс – это ребус, головоломка, загадка.

Кроссенс — это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Кроссенс это набор картинок.

Развивающий метод «кроссенс» способствует, на основе деятельностного подхода, формированию

креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Слово

«кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан Сергеем Фединым —

писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук,

художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом

«кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Кроссенс впервые

опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой стандартное

поле из девяти квадратов, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены в

нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная

объединяет по смыслу все картинки. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными,

но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Способы чтения кроссенса:

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить тематику, общую идею;

2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

3. Найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность;

4. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

Задача ребенка — разгадать картинку, которая должна быть в центральном квадрате, выполнить

задания по взаимосвязанным изображениям.

Приведу несколько примеров заданий, которые использую в своей работе: «Как называется

произведение?», «Кто автор произведения?», «Рассказать по иллюстрациям (рассказ, сказку,

стихотворение)», «Придумай окончания …».

Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы , и даже сами составлять их в

самостоятельной деятельности, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

Применение кроссенса разнообразно. Я использую кроссенс:

— в организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных

изображений);

— обобщение материала, закрепление;

— при подведении итога работы на занятии, включаю как рефлексию.

в индивидуальной работе;

— в качестве творческого домашнего задания. (вместе с родителями подобрать иллюстрацию на

заданную тему в печатном или электронном виде, или нарисовать)

Считаю: использование технологии Кроссенс способствует, на основе деятельностного подхода,

формированию креативности, сотрудничества, развитию коммуникативных умений

воспитанников. Воспитатель чаще выступает лишь в роли лидера, организатора, создателя

условий для инициативы воспитанников. Внедрение инновационных педагогических технологий

позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного

развития.

Пособие, которое использую имеет магнитное поле, магнитные стрелки и карточки по темам

ламинированные с двух сторон.

Список используемой литературы:

Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2

Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.

Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, — СПб.: ООО

«Издательство «Детство-пресс», 2012г.

Сыпченко Е.А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, — СПб.: ООО

«Издательство «Детство-пресс», 2013г.

О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС

Кроссенс 1 вариант

Цель: Создать условия для самостоятельного творческого поиска. Повышать любознательность,

интерес к художественной литературе

Задачи:

— Расширить и систематизировать знания детей о творчестве, о прочитанных произведениях

автора.

— Продолжать знакомство с разнообразными жанрами детской литературы.

— Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь.

— Развивать память, внимание, умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и

отрывкам из них;

— Формировать коммуникативные умения ;

— Способствовать проявлению самостоятельности, инициативы

— Воспитывать интерес к читательской деятельности.

Задания: «Подбери иллюстрации из произведения», «Кто автор произведений?», «Угадай из

какого произведения отрывок, подбери иллюстрацию»

Тема: «Истории от К.И.Чуковского»

?

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький! «Телефон»

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор. (Айболит)

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки.

Новые калошки. (Чудо-дерево)

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой: (Мойдодыр)

Эй вы, звери выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил (Краденое солнце)

Только вдруг из — за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает воробей (Тараканище)

Веселится народ

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого комара (Муха – Цокотуха)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушенными грибами (Путаница)

Тема: «Писатель детства – С. В. Михалков»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.( А что у вас?)

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча (Дядя Степа)

Женя празднует рожденье-

Юбиляру 8 лет.

Подарили гости Жене;

Пушку, танк и пистолет (Мир)

Весь укатанный,

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-ели

Забинтованным хвостом (Мой щенок)

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём (Песенка друзей)

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (Котята)

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил всё, что мог.

(Трезор)

Если встанет на посту,

Все увидят за версту!

Возле площади затор

Поломался светофор:

Загорелся жёлтый свет,

А зелёного всё нет…

Сто машин стоят, гудят

С места тронуться хотят. (Дяда Степа-милиционер)

Кроссенс: 2 вариант «Любимы истории»

Цель: Создать условия для самостоятельного творческого поиска. Повышать любознательность.

Задачи: Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, и его

произведениями.

Формировать навыки работы с иллюстрациями, последовательно располагать события и действия

персонажей;

Побудить к активной речевой деятельности;

Развивать память, внимание, коммуникативные умения, фантазию детей посредством придумывания

другого названия и окончания рассказа;

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Предполагаемые задания: «Как называется рассказ», «Кто автор рассказа», «Разложи в последовательности

иллюстрации и расскажи рассказ», «Придумай окончания рассказа»

Тема: «Живая шляпа»

1

2

3

4

5

?

6

7

8

9

Тема: «На горке»

  • Кружащий коршун как пишется
  • Кроссворды по сказке черная курица или подземные жители с ответами
  • Кроссворды по сказке спящая царевна с ответами
  • Кругом простирались неубранные поля как пишется слитно или раздельно
  • Кроссворды по сказке о мертвой царевне и семи богатырях