Круги луллия по сказкам в детском саду

Материал
для выступления на педагогическом совете №1

 по
теме «Система работы по совершенствованию процесса

 речевого
развития через ознакомление

воспитанников
с книжной культурой»

 Подготовил:
Кондратьева Л. В., воспитатель

 СП
детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»

 с.
Большая Глушица

Тема: «Использование кругов Луллия в рамках организации
деятельности по ознакомлению детей по сказкам
»


В системе образования детей
дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают
информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами
их сложно удивить. Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и
упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».

Раймонд Луллий  создал приспособление, которое представляет собой
несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Оказывается её
можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально –
творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ (теория решения
изобретательских задач – это методика раннего развития, направленная на
развитие творческого воображения) для использования в дошкольных учреждениях.
Это пособие вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес к
изучаемому материалу
.

Сказки являются первой и самой доступной формой знакомства детей с
окружающим миром, средой, предметами и явлениями, формами взаимоотношений между
героями; они учат распознавать добро и зло, говорить, фантазировать,
размышлять; одним словом – становиться достойным гражданином нашего общества.

Очень важно правильно, доступно и разнопланово раскрывать смысл
каждой сказки для ребенка, чтобы формировать у него правильное восприятие мира.

 Для того чтобы ускорить и сделать процесс познания
наглядным, мною было разработано дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи
сказку» , для детей младшего дошкольного возраста  в которой встречаются все
сказки с которыми мы уже познакомились.

 Цель: создать условия для восприятия сказок, побудить
к активному речевому общению детей.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать умение
узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать
логические задания; активизировать словарный запас детей.

3. Формировать
коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение;
правильное словопроизношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками,
связную речь).

Развивающие:

1. Продолжать развивать
способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза,
сравнения.

2. Развивать познавательную
активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с
помощью элементов методики ТРИЗ.

Описание: Круги
Луллия представляю детям младшего дошкольного возраста, как чудесные кольца или
загадочные круги. На общую алюминиевую заклепку нанизано два вырезанных,
заламинированных  подвижных круга, одного  диаметра, снизу круг из двп.
В
серединке первого круга вырезано отверстие.

Второй круг разделен на 8 секторов.
На них располагаются разнообразные картинки: предметные, сюжетные, схематические
изображения. Первый круг свободно двигается.

Варианты игры:

1 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем
сказку с опорой на картинки.

2 вариант: загадываем загадку, а ребенок отгадывая, показывает
картинку-отгадку.

3 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает ее (характер,
внешность, поступки и т. д.).

4 вариант: спрашиваем что было сначала, а что потом.

5 вариант: задаём вопросы по сказкам.

Пособие соответствует
принципам вариативности, безопасности и доступности, используется в работе
с детьми в организованной и самостоятельной образовательной
деятельности, в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых
занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой
деятельности детей).

Круги Луллия позволяют,
создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать
занятия и свободную игровую деятельность детей увлекательными и эффективными.

В процессе работы с пособием у
детей развивается познавательный интерес, любознательность, творческая
активность. Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать и
объяснять, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения .

http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_13/8/d-7477/7477_html_m3ce60e09.jpg

Дидактическое пособие по типу кругов Луллия

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Описание игры:

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка. Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».

Раймонд Луллий (жил в Xlll – XlV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Оказывается её можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе (возможно использование в работе с детьми от 3 до 7 лет).

Круги Луллия могут использоваться в разнообразной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, художественно – эстетическому развитию. 

Дети самостоятельно придумывают как реальные, так и фантастические истории и сказки, составляют рассказы о практической значимости объектов с необычными признаками. 

Сказки являются первой и самой доступной формой знакомства детей с окружающим миром, средой, предметами и явлениями, формами взаимоотношений между героями; они учат распознавать добро и зло, говорить, фантазировать, размышлять; одним словом – становиться достойным гражданином нашего общества.

Очень важно правильно, доступно и разнопланово раскрывать смысл каждой сказки для ребенка, чтобы формировать у него правильное восприятие мира.

 В своей работе используем многочисленные приемы и формы работы со сказкой. Для того чтобы ускорить и сделать процесс познания наглядным, нами было разработано дидактическое пособие «В гостях у сказки», в которой встречаются все сказки с которыми мы уже познакомились, знакомимся и будем знакомиться в будущем.

Для изготовления пособия были взяты два картонных прямоугольника и два картонных круга одинаковых по диаметру. В верхнем прямоугольнике вырезано окошечко так, чтобы были видны совмещённые картинки, круги можно закрепить маленьким болтиком с гайкой.

 Цель:

Способствовать закреплению народных и авторских сказок.

Задачи:

Развивать память, внимание, мышление посредством анализа характеров героев, их роли в сказке, значению атрибутов присущим героям и предметам, встречающимся в сказках;

Развитие познавательной активности;    

Формировать связную речь детей.

Обогащение активного и пассивного словаря;

Подготовка к игре:

1. Установить пособие на столе.

2. Поднять крышку.

3. Уложить выбранные круги с картинками.

4. Закрыть крышкой.

5. Раскручивать и подбирать картинки по заданию.

Варианты игры: 

  1. Знакомство со сказкой. 

Ход игры: Воспитанникам предлагается соединить сказку, героя и атрибут, путем вращения кругов, при этом называя сказку, героя и атрибут (предмет).

 Цель: Способствовать закреплению народных и авторских сказок.

  1.  «Расскажи сказку»

Цель: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Ход игры: На первом круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на втором круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

  1. «Новая сказка»

Цель: закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых субъектов.

Ход игры: На первом круге заранее подготовленная сказка. Во второй круг помещаются случайные или подготовленные педагогом картинки. Задача детей сочинить сказку, которая получается, в результате вращения кругов. Данный вариант игры может проводиться с уже подготовленными детьми, так как является самым сложным.

  1. «Цветик – семицветик»

Цель:

— закреплять знание детей о сказке «Цветик-семицветик», о её жанровых особенностях; эмоционально вовлекать детей в нравственную проблему, поставленную автором ; закреплять умение детей различать цвета; 

— продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; развивать речь, память, логическое и творческое мышление; обогащать словарный запас детей, активизировать словарь;

— способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь; реабилитационные воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих, стремление доставить радость близким людям.

Ход игры: На первом круге сюжетные картинки по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик». На втором круге помещаются лепестки «Цветика – семицветика». Задача детей найти и правильно соотнести определённые сюжеты, описывающие в сказке, с нужным лепестком по цвету. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

  1.  «Из какой сказки тень?»

Цель: Учить, зрительно, анализировать силуэты и находить заданные силуэты; закреплять знания детей о знакомых литературных персонажах, сказках. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.

Ход игры: На первом круге силуэты героев по сказкам. Ведущий показывает тень, и спрашивает «Из какой сказки, тень? На втором круге дети находят нужный силуэт, называют героя сказки и название сказки.

Конспект НОД «Круги Луллия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Задачи:

-закреплять знания детей о сказках и их героях;

-развивать внимание, речь, творческое воображение в ходе составления сказки;

 — активизировать словарь детей по теме «Сказки»;

 — воспитывать интерес и любовь к сказкам;

 — побуждать употреблять сказочные фразы и словосочетания, использовать присказки и концовки, характерные для жанра сказки.

Ход занятия.

Воспитатель:

Давайте возьмемся за руки, почувствуем теплую ладошку друга и улыбнемся друг другу.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята сегодня нас ждет интересное занятие. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Сейчас я вам загадаю загадку. А отгадкой нам будет тема сегодняшнего занятия. Слушайте внимательно.

 В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка — Ёжка у окна…
Догадайтесь, кто она?

Ответы детей: Сказка.

Воспитатель:

Правильно сказка.

Ребята, а вы любите сказки?

А какая сказка у вас самая любимая?

Чем эта сказка тебе нравится?

Ответы детей.

Воспитатель:

 Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Но не просто поговорим, а сами их сочиним. Помогут нам в этом волшебные круги Луллия. А раз у нас круги волшебные, то и сказки будут …Какие?

Ответы детей: Волшебные.

Воспитатель:

Давайте подойдем к столу.

Посмотрите внимательно, чего же у нас не хватает на кругах Луллия?

Ответы детей.

Воспитатель:

Да, дети, у нас на кругах нет картинок. И сейчас мы это с вами исправим. Я буду вам загадывать загадки о главных героях сказки, а вы отгадывать.

Загадки.

1.Веретеном уколовшись, упала,

Сотню лет на кровати проспала.   (Спящая красавица)

2.Лети, лети, лепесток

Через запад на восток…(Девочка Женя)

3. Ровно в полночь убежала

И туфельку свою потеряла.  (Золушка)

4. У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный.  (Буратино)

5.Кто волшебницу узнает

Над землей она летает

Чудеса творит умея

Все в беде поможет…  (Фея)

6.Уплетая калачи

Ехал парень на печи.   (Емеля)

7.Он хозяина любил

Верно он ему служил

Сапоги носил и злого

Людоеда победил.   (Кот в сапогах)

8.Летела стрела и попала в болото

А в этом болоте поймал ее кто-то.  (Царевна Лягушка)

Постепенно « заселяю» 1 круг Луллия героями сказок.

А теперь давайте вспомним какой волшебный предмет был у каждого героя.

Ответы детей: веретено, цветик-семицветик, хрустальная туфелька, волшебная палочка, золотой ключик, щука, сапоги, стрела.

Вместе с детьми «заселяем» 2 круг Луллия «волшебными предметами».

Воспитатель:

Мы с вами разгадали загадки о положительных героях сказок. Но, как известно в сказках встречаются и отрицательные персонажи. Послушайте загадки и о них.

1.Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.  (Соловей – разбойник)

2.Бабушка в лесу живёт,

Травы-зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать … (Яга)

3.Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь

 Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? (Волк)
4.Злой и страшный на лицо,

Смерть запрятал он в яйцо,

 В Царстве золотых вещей

Кто живет? – Живет…(Кощей)

5. Я королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед. (Снежная королева) 
6. Нет врага детишкам злей,

Чем злой разбойник… (Бармалей)

7. Я сказочный, летучий,

Огнедышащий, могучий

Трехголовый грозный змей.

Назови меня скорей! (Змей Горыныч)

8.Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей. (Карабас Барабас)
Постепенно « заселяю» 3 круг Луллия героями сказок.

Воспитатель:

Давайте с вами немножко отдохнем.

Фикультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Давайте вернемся с вами к столу. Я предлагаю вам разделиться на три группы по три человека. Каждая группа будет сочинять сказку, а затем ее иллюстрировать. Героев сказок вы  будете  выбирать с помощью кругов Луллия.  (Каждая группа по очереди вращает круги).

Теперь, когда герои ваших сказок выбраны, переходим к следующему столу.

(Дети рассаживаются группами за столы).

Ребята, расскажите мне, какие части есть у сказки? (начало, середина, конец).

— О чем говорится в начале сказки? (где жили герои, место действия)

— В середине сказки? (о каком-то приключении героя, о волшебном предмете, о сражении с отрицательным героем)

— В конце сказки? (о возвращении героя)

Ответы детей.

Посмотрите внимательно на предметы на вашем столе, которые вам понадобятся для сочинения сказки и изготовления книги.

Особое внимание прошу обратить на схемы. Они пустые вам самим нужно будет их заполнить с помощью маленьких картинок. Сначала вы сочиняете сказку, затем заполняете таблицу и рассказываете эту сказку нам. И  в заключении оформляете вашу книгу. Не забудьте так же придумать название вашей сказки.

Презентация книг.

Воспитатель:

Ребята, понравилось сегодня вам наше необычное занятие? Чем понравилось?  (Ответы детей)

Спасибо вам большое. Вы молодцы.

Круги Луллия, как средство познавательного развития в работе с детьми раннего возраста «Расскажи сказку»

Ход мероприятия:

1 слайд.

Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Перепелкина Юлия Владимировна. Тема моего выступления «Круги Луллия, как средство познавательного развития в работе с детьми раннего возраста».

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны, педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Я хочу познакомить вас с одним из современных, интереснейших и эффективным методом: игры на основе кругов Луллия.

2 слайд.

Что же такое КРУГИ ЛУЛЛИЯ?

Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 13 века, создал приспособление- логическую машину, для открытия новых истин и умозаключений. Этот логический механизм состоял из нескольких подвижных кругов, разделенных поперечными линиями на отделения «камеры», в которых обозначались общие понятия, категории всего существующего. Вращая их можно было получить множество сложных комбинаций.

В настоящее время этот принцип основанный на морфологическом анализе, используют педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей.

3 слайд.

На данный момент особое внимание мы уделяем дидактическим играм «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Расскажи сказку.» состоят из двух дисков соединены в середине крепежом или болтиком. Готовые круги вырезаем, ламинируем, можно обтянуть скотчем, в серединке кругов сделать отверстие и собрать, можно с помощью болтика и гаечки (кто как придумает скрепить, чтобы круги двигались).

В верхнем диске вырезается сектор.  Круги должны быть хорошо подвижны. В раннем и младшем возрасте целесообразнее всего использовать два круга.

4 слайд.

Цель данной игры: создать условия для восприятия сказок, побудить к активному речевому общению детей.

Задачи:

1. Формировать умение узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Активизировать словарный запас детей.

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное словопроизношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности.

5 слайд

Варианты игры:

1 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.

2 вариант: загадываем загадку, а ребенок отгадывая, показывает картинку-отгадку.

3 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает ее (характер, внешность, поступки и т. д.).

4 вариант: спрашиваем что было сначала, а что потом.

5 вариант: задаём вопросы по сказкам.

На раннем возрасте ребенку следует предлагать хорошо знакомые сказки, так ему будет легко сформировать свой рассказ.

Для работы с кругами Луллия мной были изготовлены игры по разным сказкам, некоторые из них я представлю вам сегодня.

6 слайд

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Ход игры: Предложить детям внимательно рассмотреть круги Луллия, рассмотреть, что на них изображено и называть их вслух. Затем поворачивая круг по часовой стрелке, называть сказочного героя. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все герои из сказки. Задавать детям наводящие вопросы в виде диалога по сказкам.

7 слайд

Сказка Курочка Ряба

  • В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

  • Кто снес яичко?

— Зачем дед и баба хотели разбить яичко?

— Как помочь бабе и деду?

— Почему золотое яичко не разбилось?

— Золотое яичко какое?

— Мышка какая?

— Что есть у мыш

Сказка Теремок.

— Где стоял Теремок?

— Кто первым прибежал к теремку?

— Какая мышка? Как пищит мышка?

— Кто жил в Теремке сначала? Кто потом?

— Почему мышка пустила лягушку в Теремок жить?

— Какой герой? Что умеет делать? Как говорит?

— Что случилось с Теремком?

— Все звери остались без дома. Как вы думаете им грустно?

— Как вы думаете, почему зверям грустно? (остались без дома)

— А давайте подскажем им как решить эту проблему? (можно построить дом.)

— Что нужно Теремку? (стены, окна, крыша, двери)

— Какой Теремок был сначала? А какой потом?

  • Теремок большой или маленький?

Сказка Колобок

— Это кто? (Колобок)

— Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

— Кто испёк Колобка?

— Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

— Куда отправился Колобок? Зачем?

— Кого встретил Колобок сначала? Кого потом?

— Что случилось с Колобком? (ответы детей).

— Кто съел колобка?

  • Почему лиса съела колобка?

Сказка Репка

— Что посадил дед и она выросла большая – пребольшая?

— Какая выросла репка?

— Какая репка была сначала? А какая выросла потом?

— Кого дед позвал на помощь сначала, а кого потом?

— Как зовут собачку?

— Где у мышки (кошки, собачки) ушки (глазки, носик, ротик?

— Где живёт мышка кошка, собачка?

— А что ещё бывает жёлтое? твёрдое? большое? Маленькое?

— Кто помог вытянуть репку?

8 слайд.

Родители, увидев увлеченность детей данными играми, помогли нам изготовить новые круги Луллия. Таким образом нами была разработана картотека дидактических игр, которые я использую в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

9 слайд.

Метод кругов Луллия, как один из инновационных технологий и методических приёмов, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.

Детям очень нравится это пособие. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста и поставленных задач.  В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным универсальным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности.

Варианты этой методики безграничны. В группе активно используем, детям очень нравится и Вам в вашей работе, мы ее тоже рекомендуем использовать.

В конце своего выступления хочу продемонстрировать видеоролик.

Спасибо за внимание!

Аннотация.

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Круги Луллия – развивают интеллектуально-творческие способности детей, помогают поддерживать детский интерес к познанию окружающего мира. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Круги Луллия – это что-то вроде компьютера, только для слов. Дидактическая игра «Расскажи сказку», предназначена для детей 4-7лет. Игра может быть использована как для индивидуальной работы, так и для групповой. Её можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. Игра развивает память, внимание, помогает в совершенствовании всех сторон речи. Помогает в формировании будущего читателя.

Цель: Научить детей рассказывать русско-народные сказки по круглым картинкам и приобщить детей к художественной литературе

Задачи:

ОО «Речевое развитие»

— Обогащать словарный запас детей по названиям сказок:

«Гуси-Лебеди», «Репка», «Морозко», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Заюшкина избушка».

— Закреплять знания детей о героях русских народных сказок

ОО «Познавательное развитие»

— Формировать представление о народном фольклоре

— Составлять сказку по опорным картинкам

ОО «Социально- коммуникативное развитие»

— Воспитывать умение выслушивать друг друга, взаимопомощи, внимательности.

— Усидчивость, терпение.

ОО «Физическое развитие»

— Развивает память, внимание, зрительное восприятие, а также мелкую моторику рук.

Материалы и оборудования: распечатанные, вырезанные и заламинированные круги с названиями сказок и сказочных героев, кнопки для скрепления кругов

Варианты игры:

1 вариант: нужно взять один круг с картинкой и названием сказки и подобрать к нему второй круг с героями этой сказки.

2 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.

3 вариант: загадываем загадку, а ребёнок, отгадывая, показывает картинку-отгадку.

4 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает её (характер, внешность, поступки и т. д.).

5 вариант: спрашиваем, что было сначала, а что потом.

6 вариант: задаём вопросы по сказкам (смотри ниже).

Например,

Колобок — Это кто? (Колобок)

— Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

— Что ещё бывает такое же круглое? (метод анализа). (шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

— Колобок какого цвета? (жёлтого). Найди в группе предметы такого же цвета, что колобок.

— Кто испёк Колобка?

— Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

— Куда отправился Колобок? Зачем?

— Кого встретил Колобок сначала? Кого потом?

— Что случилось с Колобком? (ответы детей).

— Кто съел колобка?

— Почему лиса съела колобка?

— Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок).

— Что бы было, если бы колобок встретил ёжика.

НОД по сказкам с помощью кругов ЛУЛЛИЯ

Подготовила:

воспитатель Пивоварова С.И.

Цель: Развитие у детей лексико-грамматических средств языка по теме сказки

Задачи: Обучающие: Обогащать знания детей о сказках, активизировать словарь. Закреплять знания о героях сказок. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения

РазвивающиеРазвивать: коммуникативные навыки; умение рассуждать на заданную тему; умение слушать педагога и своих товарищей.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Материал:

макет «Круги Луллия»картинки: с изображением сказок их героев, колокольчика, конверт с изображением глаза, силуэты медведей по количеству детей, контейнер, стол.

Подготовка к деятельности:

Чтение сказок, знакомство с символами, обозначающими зрительную гимнастику (глаз, физкультминутку (колокольчик).

1. Организационный момент, создание интереса

Воспитатель:

Собрались все дети в круг(дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг (руки к груди, протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

(Дети стоят в кругу на ковре)

Посмотрите ребята к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся

Дети здороваются

ХОД НОД

Воспитатель:- Ребята а вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам и помогут нам в этом круги «Луллия»

Мы кругами поиграем,

Много нового узнаем!

— Хотите?

— Да!

Чтоб игру скорей начать

Надо место занимать (звучит музыка)

— Тихо, спокойно занимайте места вокруг стола.

(Дети проходят и садятся вокруг стола)

— Садитесь удобно, спину прижмите к спинке стула, руки положите на колени.

— Ребята, посмотрите на «волшебные круги». что вы видите на нижнем уровне, картинки с изображением чего?

Дети: — Сказок

На верхнем Дети (героев сказок). А еще в помощь нам, есть прищепки с картинками.

Правильно молодцы. Кроме картинок на игровом поле есть значки. (беру конверт с изображением глаза).

— Что это?

— Глаз

— Что он обозначает?

— Он обозначает, что надо сделать упражнения для глаз

— Да, чтобы глаза не уставали во время занятия, нужно выполнить гимнастику для них.

— А в конверте есть силуэты героя сказок (достаю из конверта медведей). Все узнали кто это? Предлагаю сделать с ним гимнастику.

Возьмите медведя в правую руку и выполним упражнения для глаз.

Гимнастика для глаз «Медведь»

(Дети выполняют вместе с педагогом зрительную гимнастику)

Летом ходит по дороге (силуэт влево, вправо, глаза смотрят на него)

Возле сосен и берез (силуэт и глаза вверх, вниз)

А зимою спит в берлоге (силуэт перед собой, закрывают глаза От мороза пряча нос (широко открывают глаза, смотрят на силуэт медведя)(Собираю силуэты в контейнер).

— Глаза приготовили – можно играть.

Первая игра, в которую предлагаю поиграть, называется «Кто из какой сказки.

— Эту игру мы уже знаем.

— Дима, напомни ребятам, что нужно делать в этой игре?

— Надо назвать сказку подобрать героя к этой сказки и предмет из этой сказки

Воспитатель:

-Но сначала я загадаю загадку, кто ее отгадает тот и будет вращать круги.

Загадка первая:

Утащили злые птицы

Кроху -братца у сестрице

Но сестричка хоть мала

Все же малыша спасла (Гуси- лебеди)

Кто из детей отгадает загадку вращает круги соединяя сказку с героем и с

предметом из сказки

Загадка вторая:

Нет ни речки, ни пруда-

Где воды напиться

Очень вкусная вода

В ямке от копытца

(сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Загадка третья:

Ее узнают все по шапочке красной

Однажды ей волк повстречался опасный

Он девочку съел бы не подавился

Но тут дровосек с топором появился (Красная шапочка)

Загадка четвертая:

Деревенька среди леса

трое братьев строились

Наблюдал волк с интересом

Как они поссорились (три поросенка)

Загадка пятая:

Маша в лес пошла с лукошком

Заблудилась там немножко

На избушку набрела

Кашу съела,спать легла (три медведя)

Загадка шестая:

А дорога далека.

А корзина велика.

Сесть бы на пенек,сьесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Молодцы ребята вы справились с заданием.

-Ребята, на «волшебных кругах» остались еще картинки. Давайте на них посмотрим и вспомним эти сказки.

Ребята, на игровом поле есть еще один значок (значок, обозначающий физкультминутку) колокольчик

— Что этот значок обозначает?

-Надо сделать физминутку

— Пора отдохнуть и сделать гимнастику.

Физминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (идти на внешней стороне стопы).

Папа был большой, большой (подняться на носки, руки вверх).

Мама чуть поменьше ростом (опустить руки на плечи).

А сынок малютка просто (присесть на корточки).

Очень маленький он был (идти вприсядку).

С погремушкою ходил. (руки вверх Динь,динь, динь)

(Дети выполняют физкультминутку)

— Ребята я предлагаю превратиться всем в сказочников и поиграть еще в одну игру«Сочини новую сказку»

Мы с вами возьмем сказку «Три медведя» а герои этой сказки будут : Красная шапочка и три поросенка. Вращаем круги.

1,2,3-сказку новую сочини

Я сказку начну, а вы будете ее продолжать согласны?

Дети: Да (рассказ сказки)

Молодцы ребята интересная получилась у нас сказка. На этом наше путешествие закончилось. Анализ деятельности, подведение итогов, рефлексия.

— Выходите на ковер. (Дети выходят на ковер и встают в круг)

— Какие сказки мы с вами сегодня вспомнили? Ответы детей.

— А какое пособие нам помогло? (круги Луллия)

— Понравилось вам ребята? Хотите еще поиграть с «волшебными кругами»? В следующий раз они обязательно помогут нам узнать еще что-нибудь интересное!

— Мы сегодня поиграли,

Много нового узнали!

Но пришла пора закончить,

Дети: — Нам понравилось всем очень!

Спасибо за внимание!!!

Знакомство с русскими народными сказками посредством дидактической игры «Круги Луллия»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. Мы воспитываем в наших детях и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности, собственного достоинства, эмоциональной привязанности, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

 Патриотическое воспитание, возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к своему народу. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если естественно и вместе с тем выразительна рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Одной из наиболее удачных форм по работе с детьми на знакомство с русскими народными сказками стала для нас дидактическая игра «Круги Луллия».

 Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Пособие можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми. Используя данное дидактическое пособие в образовательной деятельности ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий.

Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий.

«Расскажи сказку «Царевна-лягушка»

Цель игры: создать условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины. Понимание смысла сказки «Царевна-лягушка», что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»

На верхнем кольце выкладываем карточки с изображением героев этой сказки: Царь, Иван-царевич, лягушка — Василиса Премудрая, щука-заяц-медведь, Баба-яга, Кощей-бессмертный. На нижнем ситуации и места: три сына, стрела, болото, лес, избушка, яйцо. Задача детей сопоставляя сюжеты и атрибуты с героями рассказать сказку.

«Из какой сказки тень?»

Цель: Учить, зрительно, анализировать силуэты и находить заданные силуэты; закреплять знания детей о знакомых литературных персонажах, сказках. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.

На первом круге силуэты героев по сказкам. Ведущий показывает тень, и спрашивает «Из какой сказки, тень? На втором круге дети находят нужный силуэт, называют героя сказки, его основные характеристики и название сказки.

«Придумай сам»

Цель: придумать самостоятельно историю со сказочным героем, исходя из знаний о личностных характеристиках персонажа и задуманной ситуации. Что могло произойти именно с этим героем, если он окажется в такой ситуации. Его действия в заданный момент, охарактеризовать поступок и рассказать, как поступил бы сам в этой ситуации. На верхнем круге: Хаврошечка, Колобок, Курочка Ряба, Царевна-лягушка, Снегурочка, Емеля. На нижнем картинки мест: болото, море, пустыня, небо, Антарктида, футбольное поле.

Данная методика универсальна — применяя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры. Дошкольники вовлечены в игру, они самостоятельно заменяют круги, а также придумывают новые варианты выполнения заданий.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Варианты использования этой методики безграничны. Мы активно ее осваиваем, детям она очень нравится и Вам в вашей работе, мы ее тоже рекомендуем.

 В итоге хочется отметить, что в результате работы с кругами Луллия дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. А также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать. У дошкольников сформированы представления о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/470759-znakomstvo-s-russkimi-narodnymi-skazkami-posr

  • Круг сужен как пишется
  • Круг сужается как пишется
  • Круг моих интересов сочинение
  • Круг моих интересов рассказ
  • Круг интересов обломова сочинение