Почему осенью дожди идут чаще? Откуда они берутся, как вода попадает на небо? В этом ей помогает природный круговорот. Его роль для нашей планеты огромна. Сказка о путешествии капелек-сестричек знакомит детей с чудесными превращениями воды и рассказывает о значении круговорота в природе.
Больше половины нашей планеты покрыто водой. Это океаны, моря, реки, озёра, ручьи, подземные воды и ледники. Вода постоянно путешествует и помогает ей в этом солнце. Оно нагревает поверхность земли. А вода, превращаясь в пар, поднимается и образует облака. Когда облака переполняются капельками воды, начинается дождь.
Почему же осенью почти каждый день идёт дождь? Потому что таким образом земля готовится к морозам. После жаркого лета ей нужно остыть и насытиться влагой. Когда снег укроет землю, вода не замёрзнет, а продолжит питать корни деревьев и кустов.
Круговорот воды в природе необходим, чтобы поддерживать жизнь на Земле. Водой питаются растения, её пьют люди и животные. Чтобы детям было проще понять, как совершается круговорот воды в природе, прочитайте им небольшую сказку о путешествии двух капелек-сестричек.
Сказка о путешествии капелек-сестричек
В большом белом облаке было много капелек воды. Там жили дружные сестрички-близнецы. Они с высоты разглядывали землю, обсуждали всё, что видят, с подружками и удивлялись. Вместе капельки мечтали научиться летать и упорхнуть в бескрайние просторы. Им было любопытно узнать, что находится за пределами их дома.
Однажды летом облако стало быстро расти, оно сильно потяжелело, и начался дождь из тысяч капелек. Сестрички не успели оглянуться, как вместе со всеми полетели вниз. Они упали в лесной ручей. «Как быстро течёт вода! Интересно, куда мы плывём?», ‒ спрашивали все друг у друга.
Ручеёк с весёлым журчанием тёк к глубокому озеру и с разбегу в него впадал. Близняшки никогда не видели столько воды. В ней качались зелёные водоросли, плавали разноцветные рыбки. А вокруг озера расстилалась земля. Та самая, за которой они наблюдали с высокого облака. Было очень красиво!
Озеро поило водой травы, цветы и деревья, к нему прибегали напиться и поплескаться животные. «Ах, как здесь замечательно», – воскликнули сестрички и подставили солнышку свои щёчки. Вдруг подружки уменьшились, они стали легче и полетели наверх.
Над озером образовалось маленькое облачко. В нём было множество таких же капелек. Когда сестрички-близнецы поднялись чуть выше, то заметили, что похожие облака окружали их повсюду. Они поднимались из соседнего ручья, прудов и морей.
Оказывается, жаркое солнце нагрело водную гладь, и капельки превратились в пар. Он был легче воды, поэтому поднимался к небу. Сестрички радовались плавному полёту. Скоро они заметили, что чем выше поднимаются, тем холоднее становится воздух. Только успели сказать: «Ой, с нами что-то происходит!», как снова стали водяными капельками.
Мимо плыло кудрявое облако. Сёстры, недолго думая, запрыгнули на него. Там оказалось много подружек, которые тоже побывали на земле. Одни капельки попали в тёплое море, другие – отправились к водопадам, третьи – просочились глубоко в почву и вышли на поверхность с родником. Все наперебой рассказывали о своих приключениях и радовались новой встрече. Потом сестрички и другие жители облака обязательно повторят своё путешествие. Вот так в природе происходит круговорот воды. Капельки бесконечно движутся по кругу.
После прочтения рассказа вы можете сами понаблюдать за процессом круговорота, проведя простой эксперимент, как показано на видео ниже.
Дети по своей природе исследователи, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир и наблюдают. Им интересно, почему идёт дождь и куда потом деваются лужи, откуда берётся вода в озере и почему она не кончается. Всё это происходит из-за круговорота воды в природе. Без него наша планета Земля превратилась бы в огромную засушливую пустыню. Не стало бы океанов, морей, рек и подземных вод, а значит, не было бы и жизни.
Экологическая сказка о круговороте воды в природе для детей 5-7 лет
Экологическая сказка о круговороте воды в природе «Приключения капельки»
Цель: Дать представление о круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Объяснить детям по средствам сказки такие природные явления как облака,осадки, круговорот воды в природе.
2. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
3. Воспитывать доброту и отзывчивость.
Сказка «Приключения капельки»
Есть на нашей планете озеро, и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие — круговорот воды в природе.
В качестве подкрепления полученных знаний можно провести эксперимент.
Круговорот воды в природе
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Детям
про круговорот воды в природе
Как
часто летом после дождя можно увидеть радугу в полнеба. Это так красиво!
Почему
она бывает? Обязательно спрашивают любопытные детки.
Расскажите
детям про круговорот воды в природе, про дождь и ветер, про снег, молнию, гром
и радугу.
Сколько
существует наша планета Земля, столько существует такое явление, как круговорот
воды в природе.
Солнечные
жаркие лучи греют не только землю и нас с вами, но и поверхность любого
водоема: речки, озера, моря.
Вода
нагреваясь, превращается в пар, как в чайнике, когда он закипает и из него
появляется белый “дым” – пар.
С
этим явлением знаком каждый ребенок.
Вода
с поверхности водоема испаряясь, точно так же, как из чайника, превращается в
невидимый водяной пар, который поднимаясь высоко-высоко вверх, где очень
холодно, охлаждается, превращаясь вновь в маленькие-маленькие капельки воды или
острые кристаллы льда – иголочки.
Когда
таких капелек собирается очень много возникает белое облако, которое мы видим
на синем небе.
Облака
бывают разной формы и цвета.
Серое,
тяжелое облако называется тучей. В ней мелкие водяные капельки слились в большие
тяжелые дождевые капли, которые уже не могут удержаться в воздухе и падают
вниз.
Это
начался дождик.
Вода
из водоема побывала высоко вверху в виде пара и вернулась дождем на землю. Это
и есть круговорот воды в природе.
Если
воздух очень холодный, то водяные капельки могут замерзнуть и превратиться в
ледяные шарики, которые падают на землю. Это град.
Иногда
облака становятся совсем черными, грозовыми и в них образуются электрические
заряды, такие как в розетке дома.
Начинается
гроза. Сильный дождь, ветер.
А
когда две тучи с зарядами приближаются друг к другу, то между ними проскакивает
огромная электрическая искра – молния.
Такой
электрический разряд может проскакивать между тучей и землей. Молния может
ударить в высокое дерево на пустынном месте и оно загорится.
Поэтому
для зашиты высоких зданий от молний устанавливается заземление, по которому
электрический разряд уйдет в землю.
При
разряде возникает громкий звук, который мы называем – гром.
После
дождя, а иногда и во время дождя, если вдруг появится солнце, возникает на небе
радуга.
На
самом деле обычный солнечный световой луч состоит из семи лучей разного цвета:
красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.
Каждый
луч отдельно можно увидеть через прозрачную трехгранную призму.
Так
вот каждая капелька воды, как крохотная призма, разлагает проходящий солнечный
луч на семь разноцветных лучей.
Капелек
много и красивая радуга получается в полнеба.
А
еще летом и чаще осенью бывают туманы.
Туман
– это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе
около земли и он чаще образуется в низинах.
Осенью
бывает иней. Он образуется, когда водяной пар соприкасается с предметами,
температура которых ниже ноля градусов и состоит из мелких тонких ледяных
кристаллов.
А
откуда берется снег?
Он
образуется высоко в облаках. Снежинки получаются, если несколько ледяных
кристалликов соединяются вместе или присоединяются к замерзшей капельке воды.
Если
снежинки, падая вниз не растают, то на землю упадет снег.
Сколько
разных природных явлений, но это просто вода так крутится из века в век, а люди
назвали такой процесс – круговорот воды в природе.
Подготовил
воспитатель Левинская Т.В.
Во 2-3 классе начальной школы на окружающем мире ребята изучают сложную тему «Круговорот воды в природе». Как ученики её поняли, можно увидеть из сочинений или сказок, придуманных детьми, о капельке воды. Капелька совершает путешествие, тем самым, рассказывая как происходит круговорот воды в природе.
В своих сочинениях ребята поднимают экологические темы охраны воды. Их рисунки ещё раз доказывают, что беречь природу просто необходимо!
Путешествие капельки воды — сказки, придуманные детьми 2-3 класса
Необычная история
Прошлым летом со мной произошла необычная история. Был прекрасный вечер, я гуляла по парку и неожиданно пошел сильный дождь. Капли прям таки сыпались на землю и парк мгновенно превратился в огромною лужу. Чтобы не промокнуть до нитки я спряталась под огромным дубом. Стоять одной было, конечно, скучно и я решила немного развлечь себя и начала считать капли на листиках. Считала, считала, насчитала уже больше ста, как вдруг одна большая капля сказала мне: «Привет, как тебя зовут Девочка?»
Я очень удивилась и ответила: «Привет. Я Лиза. А разве капли умеют говорить?»
«Да» — ответила мне капля. «В каждой большой туче живет одна волшебная капля, которая умеет разговаривать. Меня зовут Динь- Динь. Я побуду с тобой пока идет дождь и мы вместе дождемся радугу» .
«Здорово!!!»-сказала ей я. «А расскажи мне что-нибудь про тучи и про дождь.»
«С радостью» — ответила капля. «Мы живем на небе и дружим друг с другом. Одна большая семья капель живет в одной туче. Мы ходим друг к другу в гости, играем и веселимся. Еще у нас есть работа- увлажнять землю. Мы собираемся тучами и выливаемся в виде дождя. Потом ждем пока солнышко вновь появится и порадует вас радугой и возвращаемся домой.»
«Как интересно! А тебе можно остаться со мной на денек? Я хочу познакомить тебя со всеми своими друзьями!»- спросила я.
«Лиза, я обещаю тебе, что мы увидимся в твоем дворе после дождика в четверг, а сегодня я должна возвращаться.»-ответила капелька.
Время за разговором пролетело незаметно и на небе показалась радуга. Динь- Динь попрощалась со мной и испарилась за одну секунду.
С тех пор я все жду этого дождика в четверг.
***
Капелька
В одной местности, среди кустарников протекал ручей. Он журчал своей водичкой, освежая и радуя собой всю округу. И вот однажды одна капелька водички из ручья решила посмотреть, что же происходит за кустарником, ей было очень интересно. Хотелось очень увидеть новое место.
Капелька выпрыгнула из ручья и стала осматривать всё вокруг себя. Недалеко она увидела белое пятно на поле. И капелька направилась к белому пятнышку. Когда она подошла поближе, то увидела ромашковое поле. Ей очень понравились эти волшебные цветы, и она решила с ними подружиться. А в ту пору стояло очень жаркое лето, и цветы стояли очень грустные. Ромашки рассказали грустную историю, что, если в ближайшее время не пойдёт дождик, то они помогут погибнуть. Капелька хотела пожертвовать собой, чтобы спасти хоть одну ромашку. Но все ромашки отказались. Им капелька тоже очень понравилась, и они успели с ней подружиться.
И, капелька придумала, как можно помочь ромашкам. Она превратилась в пар, поднялась в небо, и присоединилась к облаку, к таким же капелькам, как и она. Капелька рассказала про красивые цветы на поле, которые издалека были похожи на облако. Все капельки согласились помощь ромашкам. Облако приплыло к ромашковому полю вовремя, потому что ромашки уже начинали засыхать. Из облака полилась водичка на цветы. Ромашки все с любовью благодарили капельки. Всем капелькам ромашки очень понравились и они подружились. И друзья решили не расставаться.
Когда капельки испарялись, они превращались в облако и снова возвращались к своим друзьям — ромашкам.
***
Сказка «Необычное путешествие капельки»
В одном озере жила капелька . Была она похожа на все остальные капельки этого озера и на первый взгляд ничего в ней не было особенного. Но отличительная черта все же имелась: она была очень любознательной и хотела путешествовать. Конечно ей очень нравилось играть вместе с другими капельками и берегом озера, то набегать на него волной до скатываться с него.
Однажды капелька нежилась в лучах солнца и мечтала о том, как бы им подружиться . Солнышко будто услышало её желание, стало припекать сильнее.
Вдруг капельке стало очень жарко, она почувствовала, что её тело стало лёгким и воздушным. Но в какой-то момент она испугалась, ведь солнце было таким горячим! Капелька вовремя опомнилась, и пролетая мимо облака схватилась за край. Каково же было ее удивление, когда в облаке она увидела великое множество таких же капелек как она! Вся весёлая компания была ей тоже рада.
Капелька успокоилась ,теперь она была не одна и чем больше капелек к ним присоединялись, тем тяжелее становилось облако. Капелька смотрела вниз и видела вдалеке свое родное озеро, лес, поля. Но вдруг ей на глаза попался увядающий цветок. Он опустил свою голову и просил пить. Не раздумывая ни секунды капелька бросилась вниз. Он погибнет без меня, думала она, пока летела к цветку. Другие капли тоже полетели за ней и напоили цветок.
Когда цветок был спасен, капельки сидели у него на листьях и глядя на радугу мечтали. Кто-то мечтал продолжить своё путешествие завтра, а кто-то хотел задержаться на этом цветочном лугу. «А мне нравится путешествовать, и завтра я снова полечу, я хочу облететь весь мир! Когда я вернусь в своё озеро, то обязательно всем расскажу о своем путешествии» — сказала наша капелька.
***
Путешествие капельки.
Жила была в реке маленькая капелька. Сидеть на одном месте ей стало скучно и она решила попутешествовать.
Однажды в летний денёк пригрело солнце, капля поднялась высоко в небо и попала в облако. Так, вместе с другими каплями началось её путешествие по небу.
Как-то облачко проплывало над лесной опушкой и капелька заметила увядающих куст земляники. Маленькая капля с другими каплями срочно поспешили на помощь кустику, вылившись из облака проливным дождём.
После полива земляника ожила, а по опушке побежал ручеёк, в который и попала капля со своими друзьями. Ручеек устремился в сторону реки, где жила капелька.
Оказавшись снова дома, маленькая капелька рассказала родным, как весело путешествовать и приносить пользу.
Смотрите также:
Автор: Горн Людмила Александровна
Детям про круговорот воды в природе
Как часто летом после дождя можно увидеть радугу в полнеба. Это так красиво!
Почему она бывает? Обязательно спрашивают любопытные детки.
Расскажите детям про круговорот воды в природе, про дождь и ветер, про снег, молнию, гром и радугу.
Сколько существует наша планета Земля, столько существует такое явление, как круговорот воды в природе.
Солнечные жаркие лучи греют не только землю и нас с вами, но и поверхность любого водоема: речки, озера, моря.
Вода нагреваясь, превращается в пар, как в чайнике, когда он закипает и из него появляется белый “дым” – пар.
С этим явлением знаком каждый ребенок.
Вода с поверхности водоема испаряясь, точно так же, как из чайника, превращается в невидимый водяной пар, который поднимаясь высоко-высоко вверх, где очень холодно, охлаждается, превращаясь вновь в маленькие-маленькие капельки воды или острые кристаллы льда – иголочки.
Когда таких капелек собирается очень много возникает белое облако, которое мы видим на синем небе.
Облака бывают разной формы и цвета.
Серое, тяжелое облако называется тучей. В ней мелкие водяные капельки слились в большие тяжелые дождевые капли, которые уже не могут удержаться в воздухе и падают вниз.
Это начался дождик.
Вода из водоема побывала высоко вверху в виде пара и вернулась дождем на землю. Это и есть круговорот воды в природе.
Если воздух очень холодный, то водяные капельки могут замерзнуть и превратиться в ледяные шарики, которые падают на землю. Это град.
Иногда облака становятся совсем черными, грозовыми и в них образуются электрические заряды, такие как в розетке дома.
Начинается гроза. Сильный дождь, ветер.
А когда две тучи с зарядами приближаются друг к другу, то между ними проскакивает огромная электрическая искра – молния.
Такой электрический разряд может проскакивать между тучей и землей. Молния может ударить в высокое дерево на пустынном месте и оно загорится.
Поэтому для зашиты высоких зданий от молний устанавливается заземление, по которому электрический разряд уйдет в землю.
При разряде возникает громкий звук, который мы называем – гром.
После дождя, а иногда и во время дождя, если вдруг появится солнце, возникает на небе радуга.
На самом деле обычный солнечный световой луч состоит из семи лучей разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.
Каждый луч отдельно можно увидеть через прозрачную трехгранную призму.
Так вот каждая капелька воды, как крохотная призма, разлагает проходящий солнечный луч на семь разноцветных лучей.
Капелек много и красивая радуга получается в полнеба.
А еще летом и чаще осенью бывают туманы.
Туман – это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли и он чаще образуется в низинах.
Осенью бывает иней. Он образуется, когда водяной пар соприкасается с предметами, температура которых ниже ноля градусов и состоит из мелких тонких ледяных кристаллов.
А откуда берется снег?
Он образуется высоко в облаках. Снежинки получаются, если несколько ледяных кристалликов соединяются вместе или присоединяются к замерзшей капельке воды.
Если снежинки, падая вниз не растают, то на землю упадет снег.
Сколько разных природных явлений, но это просто вода так крутится из века в век, а люди назвали такой процесс – круговорот воды в природе.
Экологическая сказка о круговороте воды в природе «Приключения капельки».
Цель: Дать представление о круговороте воды в природе.
1. Объяснить детям по средствам сказки такие природные явления как облака,осадки, круговорот воды в природе.
2. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
3. Воспитывать доброту и отзывчивость.
Сказка «Приключения капельки».
Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие — круговорот воды в природе.