Обозначь орфограмму, на которую нужно обратить внимание в каждом из данных слов. Образуй от этих слов наречия. Придумай и запиши сними словосочетания. Укажи главные и зависимые слова. Легкий- Дерзкий- Меткий- Жуткий —
Ответы (2)
Укажите, твердый или мягкий согласный произносится перед Е: Кашне, кларнет, компетентный, кузен, кюре, менеджер, модернизм, нейтрон, партер, протекция, реглан, рейд, сессия, синтез, террор, федеральный, форель, шинель, экспресс, альтернатива,
Ответы (1)
Ответить на вопрос как пишется: кружок или кружек однозначно нельзя, так как оба вариант написания правомерны и зависят от контекста, в котором данное слово упоминается.
Если речь идёт о маленьком круге или о секции по интересам (существительное в единственном числе, именительный падеж), то нужно писать кружОк.
Если же речь о посуде для чая/кофе/прочих напитков (существительное во множественном числе, родительный падеж), то пишем кружЕк.
Кроме того, можно проверить нужную гласную, запомнив её связь с вопросом:
- что? КружОк;
- чего? КружЕк.
Примеры употребления:
Я хотел обвести дату в кружок, но не был уверен, что захочу помнить об этом дне.
Вася всё утро дёргал отца за рукав, упрашивая записать его в кружок авиамоделистов.
Гости нахлынули потоком, их было так много, что не хватило ни стульев, ни кружек, ни, кажется, воздуха.
Не уверен в ответе?
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как пишется слово кружок …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Если непонятно, как правильно написать, «кружок» или «кружек», когда речь идет о множественном числе слова «кружка» (посуда для питья), то необходимо обратиться к правилам орфографии, регулирующим написание букв в корне. Давайте сделаем это вместе.
Как правильно пишется
Правильное написание слова – «кружек», если это не слово, означающее геометрическую фигуру круг небольшого размера – «кружок».
Какое правило применяется
Когда к слову можно подставить вопрос «чего?», то это посуда, а не геометрическая фигура. После шипящей буквы «ж» в корне должна употребляться гласная «е», если на нее не падает ударение. Если речь идет о геометрической фигуре, то после шипящей согласной под ударением должна писаться буква «о», а не «ё».
Примеры предложений
- Чтобы налить чай, учитель поставил несколько металлических кружек на импровизированный стол.
- Для участия в новой подвижнойю игре дети стали в кружок.
Проверь себя: «Производиться» или «производится» как пишется?
Как неправильно писать
Неправильно писать «кружок», если это множественное число в родительном падеже слова «кружка». Неправильно писать «кружёк», если речь идет о геометрической фигуре.
Попросила сестра отвести моего племянника на немецкий язык. Не
успевает она по выходным все свои салоны и шейпинг обойти. А муж
ее, как на грех, решил, в единственный свой свободный день, на ТО
съездить. Ну запрягли меня. Мне для любимого племянника и трех
часов не жалко, подумаешь два.
Пришли мы в этот Развивающий Детский Центр, племяш переобулся и
почапал знаниями обалдевать. А я комфортненько устроился в холле,
посмотрел детские картины, достал книжицу. В общем приятно.
Вдруг выскакивает откуда-то из недр инкубатора талантов
экзальтированная, но симпатичная особа и начинает меня обличать в
лености, закостенении и не стремлении к прекрасному. Я так
интересуюсь — «в чем собственно дело? я тут сижу, примус
починяю?». Она тычет нервной ручкой в красиво написанное объявление
«приглашаем всех желающих заниматься батиком». Я, конечно, вскинул
бровь и опять прогудел: «В какой связи?… » Вот, вставайте и идите
заниматься, что просто так час сидеть». Ну я ей, конечно, попытался
объяснить, что красить я очень даже умею, но живописец из меня
совсем даже наоборот. Она обрадовалась еще больше — «Про кисти
слышали — говорит — значит уже художник». Ловко так цапнула меня
за руку и поволокла за собой в недра рассадника искусства,
прекрасным заражаться. Впихнула, буквально, и радостно объявила: «А
вот у нас и мужчины желают по шелку рисовать» и испарилась.
Что вам сказать, я себя чувствовал полным идиотом. Не знал как
стоять, куда руки деть. Все-таки я очень стеснительный.
На меня с восторгом смотрели три прелестницы разных возрастов.
Первой пришла в себя самая юная — Оленька. Она подскочила
ко мне, вежливо представилась, пошла в шкаф, там и пропала, чем-то
шурша и попискивая. Вторая рисовальщица буквально выпала со своего
стульчика, подхватила картинки и рванула в угол. Эти маневры тоже
были неспроста, в углу была дверь, через которую меня втащили, и
сев там, она как бы перекрыла мне пути к отступлению. Руководитель
кружка прибывала в нирване. Я уже было принял все на счет личного
обаяния, но как всегда все оказалось не так-то просто.
Пока все было мило, мне показали лучшие работы, одну я даже хотел
купить, но малолетний автор не присутствовал и вообще у меня
оказался хороший вкус и это был их лучший выставочный экземпляр.
Потом меня усадили на центральное место, натянули на раму
батистовую тряпочку, показали, что делать. Пока все шло нормально.
Тонкости технологий я здесь открывать не буду. Постоянные кружковцы
все прибывали, я шокировал каждую, независимо от возраста.
Был в фаворе че уж там. Дельфины, которых для меня заботливо
перевели на батист, под моей рукой все больше походили на гибрид
утконоса с селедкой. Все искренно восторгались хвалили и говорили:
«почерк сразу виден, и одну и ту же картину ни кто одинаково не
нарисовал». Примерно на двадцатой минуте, когда мне уже смешали
краски, дали в руки главную кисть и положили моей рукой первый
мазок, двери разверзлись, вошла высокая комиссия и спонсор-меценат,
а тут я (как царь, как центр вселенной) с кистью в руке. Угу. Дама,
которая меня туда заманила, оказалась заведующей, она рассказала,
как все любят батик. Комиссии показали мои работы, представили меня
автором очень не плохих сюжетов. Когда меня спросили — как я
докатился до жизни такой, я не сплоховал и рассказал, что писать
батик мечтал с детства и только в серьезном возрасте, именно в этой
замечательной организации меня пригрели и научили всему, » но
знаете — добавил я — как энтузиасты нашего времени на хрупких
плечах тянут местный коллектив». Надо бы и заднее освещение
добавить, и удобные столики с наклоном, рамочек не хватает,
кнопочки дети из дома несут, красок для колорирования опять же
купить не на что, а батист нынче дорог. Краем глаза я видел что
руководитель кружка Галина почти рыдает, ученицы поникли, опустив
талантливые руки, девочки всхлипывали. Та еще картина. Высокая
комиссия со спонсором-меценатом прониклась, попросила списки
необходимого и уплыла, опекаемая заведующей.
Это был триумф. Меня любили все семь женщин, две из них совсем
девочки, три взрослые и две совсем взрослые. Я купался в сиянии
глаз, меня нежно трогали за руки и даже один раз прижались к плечу.
Разрешили выбрать любой платок, кроме выставочных. Что бы не
обидеть новых друзей, я взял один. Натяну на раму, повешу на кухне.
Будет о чем вспомнить. А тут и племяш пришел. Нас провожали, звали
всегда запросто в гости приходить. К праздникам у них бывают
чаепития со своей выпечкой, капустники и арбузники по сезону и
вообще все очень мило.
Да-с такая суббота.
Как правильно пишется словосочетание «кружок рисования»
- Как правильно пишется слово «кружка»
- Как правильно пишется слово «рисование»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: степенно — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «кружок рисования»
Синонимы к словосочетанию «кружок рисования»
Предложения со словосочетанием «кружок рисования»
- В кружок рисования ходить не стал, в музыкальной школе год проучился – бросил…
- И вот собирается вечерний кружок рисования для первобытных людей, они усердно скоблят и процарапывают, кто-то объединяется в пары или группы, у кого-то получаются одни каракули, как у маленьких детей, когда они впервые берутся за бумагу и карандаш.
- То она перекрашивала стены, то принималась за гончарное дело, то приводила домой новых друзей и открывала кружок рисования или книжный клуб.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «кружок рисования»
- Это просто неотразимое влияние кружка и особенностей воспитания, исключающих у нас возможность появления Рубенса, Тинторето, Тициана и Веласкеца, но зато производящих бездарнейших людей да учителей рисования или чиновников академии да художников Истоминых.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «кружка»
-
КРУ́ЖКА, -и, род. мн. —жек, дат. —жкам, ж. 1. Сосуд в форме стакана с ручкой. Эмалированная кружка. Алюминиевая кружка. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КРУЖКА
Афоризмы русских писателей со словом «кружка»
- Предрассудки — великая цепь, удерживающая человека в определенном, ограниченном кружку окостенелых понятий; ухо к ним привыкло, глаз присмотрелся, и нелепость, пользуясь правами давности, становится общепринятой истиной.
- Человек, необыкновенно рассеянный в кружке подчиненных, никогда не бывает рассеян с лицами высшими.
- Великие умы, которые укажут народам путь, сами выйдут из рядов народа. Вот тогда и случится поворот от власти бездарных вождей, возомнивших о себе, праздных умников, упоенных успехами в салонах и кружках.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
КРУ́ЖКА, -и, род. мн. —жек, дат. —жкам, ж. 1. Сосуд в форме стакана с ручкой. Эмалированная кружка. Алюминиевая кружка.
Все значения слова «кружка»
РИСОВА́НИЕ, -я, ср. Действие по знач. глаг. рисовать.
Все значения слова «рисование»
-
В кружок рисования ходить не стал, в музыкальной школе год проучился – бросил…
-
И вот собирается вечерний кружок рисования для первобытных людей, они усердно скоблят и процарапывают, кто-то объединяется в пары или группы, у кого-то получаются одни каракули, как у маленьких детей, когда они впервые берутся за бумагу и карандаш.
-
То она перекрашивала стены, то принималась за гончарное дело, то приводила домой новых друзей и открывала кружок рисования или книжный клуб.
- (все предложения)
- театральный кружок
- танцевальный кружок
- кружок по рисованию
- кружок танцев
- кружок кройки и шитья
- (ещё синонимы…)
- кружок
- (ещё ассоциации…)
- пустая кружка
- кружка чая
- члены кружка
- кружка опустела
- поставить кружку на стол
- (полная таблица сочетаемости…)
- рисование портретов
- уроки рисования
- заниматься рисованием
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «кружка»
- Разбор по составу слова «рисование»
- Как правильно пишется слово «кружка»
- Как правильно пишется слово «рисование»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО комплексных дисциплин МБОУ «Кардымовская СШ» Протокол № 1 от 27. 08. 2018г. Руководитель МО Николаенкова Т. П. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Морковкина Н. В.. 29.08.2018г. |
ПРИНЯТО Педсоветом МБОУ «Кардымовская СШ» Протокол № 1 от 29.08.2018г. |
Программа
кружка (внеурочная деятельность)
«ЧУДЕСА ИЗ ТКАНИ»
(роспись по ткани (батик) для 5-9-х классов
Разработчик – Николаенкова Татьяна Петровна, учитель технологии и МХК МБОУ «Кардымовская СШ»
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Николаенковой Т. П. «Роспись по ткани (батик)», опубликованной в «Педагогическом методическом бюллетене» № 8 за 2001 год информационно-методического отдела Института усовершенствования учителей г. Смоленска. Рассмотрена и одобрена методическим объединением учителей технологии, изобразительного искусства, МХК и музыки в 2012-13уч. году (Протокол № 1 от27.08 2012г). Переработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2014. Рассмотрена и одобрена методическим объединением комплексных дисциплин (технология, искусство, физическая культура, ОБЖ) (Протокол № 1 от28.08 2014г). Публикация в печатном и электронном виде Сертификат СВ 41/3443-1 10 июля 2015г https://educontest.net.Ассоциация творческих педагогов России. Секция «Педагогические идеи и технологии: среднее образование»
Количество часов: 34
Актуальность данной программы обуславливается повышенным интересом к искусству ручной росписи по ткани и недостаточным изучением техники на уроках; способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся, получаемых ими на уроках изобразительного искусства. На занятиях дети расширяют кругозор, учатся видеть красоту знакомых вещей, окружающего мира, чувствовать композицию, гармонию, получают знания о цвете, учатся смешивать цвета и знакомятся с цветовым кругом, овладевают навыками росписи по ткани, умению работать с тканями (различными фактурами). В процессе работы у учащихся развивается умение реализовывать новые идеи, выполнять эскизы и переносить рисунок на ткань, происходит развитие познавательной активности, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, развиваются межличностные отношения и коммуникативность, что помогает работать в команде.
Программа кружка «Роспись по ткани (батик)» направлена на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры, дает возможность учащимся проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником и создать своими руками прекрасные авторские, эксклюзивные вещи.
В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.
Практическая значимость: применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф и т. д.
Цели и задачи
Цели: художественно-эстетическое развитие учащихся на основе приобретенных ими в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний и навыков, а так же выявление одаренных детей в области изобразительного искусства. Цель — изготовление конечного «продукта», в данном случае – декоративного панно, по определённому плану, решая задачи изучения истории батицирования, основ композиции, цветоведения, техник рисования при подготовке к созданию эскиза, техник росписи, создания итоговой работы в выбранной технике.
Задачи: приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению композиции в технике батика (роспись по ткани), в том числе:
— ознакомление с искусством росписи по ткани;
— знание разнообразных техник росписи;
— знание правил и законов композиции;
— знание закономерностей создания цветового строя;
— знание закономерностей создания ритма и колорита;
— знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий в технике росписи по ткани.
— умение создавать декоративные композиции с учетом композиционных правил и законов;
— умение применять гармоничные цветовые сочетания при росписи;
— навыки при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми при росписи тканей.
Формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков при выполнении изделий декоративно-прикладного искусства, развитие эстетического восприятия искусства и, в частности, художественной росписи тканей.
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в рабочем процессе применяются следующие основные методы:
-
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
-
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий, поиск материала в сетевых ресурсах.)
-
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
-
исследовательские (исследование свойств ткани, красок, а также возможностей декорирования).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Итогом каждой пройденной темы становится композиция, выполненная в определенной технике.
Формируемые компетенции учащихся
В данной программе представлено несколько основных техник росписи по ткани, достаточно простых в исполнении и в тоже время весьма эффектных. Их разнообразие позволит каждому учащемуся выбрать любое изделие и способ его изготовления по своему вкусу (панно, шарфы). Возможно изменение используемых техник росписи по ткани, объектов труда с учетом пожеланий учащихся, материально-технической базы кабинета и школы.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
-специфику росписи по ткани, ее характерные техники и приемы;
-материалы и инструменты, ткани, используемые при росписи;
-способы подготовки ткани к работе;
-способы переноса рисунка на ткань;
-основные приемы росписи;
-дополнительные приемы росписи;
-виды крашения и фиксации;
получить навыки:
-в подготовке ткани для выполнения росписи;
-в переносе рисунка на ткань, увеличении или уменьшении рисунка, самостоятельной разработке рисунка;
-в выполнении различных техник росписи по ткани.
Знания и умения.
К концу обучения учащиеся должны знать:
— природа – главный, неиссякаемый источник вдохновения для творчества;
— законы композиции;
— основы цветоведения;
-разнообразие материалов и изобразительные средства;
— некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества;
уметь:
— пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);
— сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания,
— составить композицию;
— передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
— сознательно выбирать средства выражения замысла;
— активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя изделие.
Данная программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года
Занятия проводятся с учащимися 11 -15лет численность группы — до 10 человек с режимом занятий 1 раз в неделю по 1 часу.
Общее количество часов -34 (сентябрь-май).
Содержание программы кружка
Программа включает в себя 8 объединенных по смыслу тем, подобранных с учетом возрастных возможностей детей и спланированных по степени сложности. На протяжении всего периода освоения программы особое внимание обращается на организацию композиционной плоскости, выявление композиционного центра, выразительность пятна, линии, образность цвета.
Содержание программы кружка «Роспись по ткани (Батик.)» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Практическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами росписи по ткани, основанными на применении теоретических знаний.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Свободная роспись по ткани
Раздел 2: Способ холодного батика (техника гутта)
Раздел 3: Способ горячего батика
Календарно-тематический план
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во занятий |
Дата занятия |
1-е полугодие |
|||
Раздел 1. Тема 1: Свободная роспись по ткани. 1 полугодие. |
3 |
||
1 |
Свободная роспись. Беседа «Искусство батика» |
1 |
|
2-3 |
Свободная роспись «Осеннее дерево». Просмотр. Анализ. |
2 |
|
Раздел 2: Холодный батик (т. гутта). Тема 2 «Удивительная осень» |
7 |
||
4 |
Холодный батик. «Осенние цветы» |
1 |
|
5-6 |
Эскиз композиции «Золотая осень» |
2 |
|
7 |
Работа резервирующим составом |
1 |
|
8 |
Выполнение холодного батика «Золотая осень» |
1 |
|
9-10 |
Стилизация фактур. Упражнение на черно-белую стилизацию-цветок, животное |
2 |
|
Раздел 2: Холодный батик (т. гутта). Тема 3 «Декоративный натюрморт» |
6 |
||
11-12 |
Эскиз композиции Декоративный натюрморт. Цветная стилизация |
2 |
|
13 |
Продолжение работы над эскизом |
1 |
|
14 |
Работа в материале резервирующим составом |
1 |
|
15 |
Выполнение композиции в цвете |
1 |
|
16 |
Продолжение работы над композицией, выявление фактур |
1 |
|
Раздел 2: Холодный батик (т. гутта). Тема 4 «Подводный мир» |
5 |
||
17 |
Выполнение эскиза композиции «Подводный мир» Цветовое равновесие |
1 |
|
18 |
Практическая работа над композицией «Подводный мир» в технике холодного батика. Контуры |
1 |
|
19 |
Продолжение работы над композицией «Подводный мир» в технике холодного батика. Завершение работы. |
1 |
|
20 |
Просмотр. Анализ. |
1 |
|
2-е полугодие |
|||
Раздел 3: Горячий батик. Тема 5«Морозные узоры» |
2 |
||
21 |
Беседа «Знакомство с техникой художественной росписи ткани горячий батик». Этапы выполнения горячего батика «от светлого к темному» |
1 |
|
22 |
Упражнение в технике горячего батика «Морозные узоры» по готовым эскизам. Техника кракле |
1 |
|
Раздел 3: Горячий батик. Тема 6 «Зимний пейзаж» |
4 |
||
23 |
Работа над эскизом композиции «Зимний пейзаж» |
1 |
|
24 |
Практическая работа по усвоению техники сложного горячего батика. Выполнение 1-го этапа |
1 |
|
25 |
Выполнение батика по эскизу 1 этап |
1 |
|
26 |
2 и 3 этапы выполнения композиции в технике горячего батика |
1 |
|
Раздел 3: Горячий батик. Тема 7«Букет» |
4 |
||
27 |
Упражнение «Цветы» В технике горячего батика в 3 этапа |
1 |
|
28 |
Выполнение эскиза композиции «Букет» |
1 |
|
29 |
Выполнение 2-го этапа |
1 |
|
Раздел 3: Горячий батик. Тема 8 «Весна. Цветы» |
4 |
||
30 |
Выполнение эскиза композиции «Весна. Цветы» |
1 |
|
31 |
Творческая работа. Выполнение композиции «Весна. Цветы» по эскизу в технике горячего батика. |
1 |
|
32 |
Продолжение работы над композицией «Весна. Цветы» по эскизу в технике горячего батика. Использование сочетаний различных техник. Завершение работы. |
1 |
|
33 |
Просмотр. Подготовка работ к итоговой выставке |
1 |
2 |
34 |
Выставка |
1 |
|
Итого: |
34 |
34 |
Содержание разделов и тем.
1 полугодие
Раздел 1: Свободная роспись по ткани.
Тема:1.1 Свободная роспись по ткани. Беседа. Знакомство с искусством художественной росписи по ткани. Использование видеоряда. История возникновения. Виды батиков. Гармония цвета. Группы гармоничных цветов. Выполнение эскизов групп гармоничных цветов. Материал — гуашь.
1.2.Тема: Свободная роспись по ткани. Упражнение «Осеннее дерево»
Знакомство с материалами и принадлежностями, необходимыми для выполнения батика. Демонстрация – показ работы в технике свободной росписи. Выбор родственной группы цветов. Практическая работа в технике свободной росписи «Осеннее дерево».
Раздел 2: Холодный батик. Тема «Удивительная осень»
-
Тема: «Осенние цветы».
Знакомство с техникой художественной росписи по ткани – холодный способ — техника гутта. Поэтапное выполнение батика холодным способом. Правила безопасной работы с резервом, упражнение холодным способом «Осенние цветы».
-
Тема: «Золотая осень»
Выполнение эскиза композиции на тему «Золотая осень» с учетом композиционного центра. Статика и динамика в композиции. Выбор цветовой группы. Материал – карандаш, акварель.
2.3. Тема: «Золотая осень»
Подготовка подрамника: натяжение ткани, перенос изображения с эскиза на ткань. Инструкция техники безопасности работы с резервирующим составом. Обводка контуров изображения резервирующим составом.
2.4. Тема: «Золотая осень»
Выполнение учащимися композиции в цвете. Соблюдение этапности выполнения. Добиваться акварельности, выразительности цвета, правильная последовательность выполнения композиции.
2.5 Стилизация формы и фактур. Понятие стилизации. Упражнение на стилизацию растительных форм, изображений животных.
Стилизация фактур. Выполнение черно-белых стилизаций фактур.
Раздел 2: Холодный батик. Тема «Декоративный натюрморт»
2.1. Тема: «Декоративный натюрморт». Показ работ учащихся прошлых лет на тему «Декоративный натюрморт» выполненных в различных техниках. Просмотр видеоряда – демонстрация работ из методфонда на тему «Декоративный натюрморт», выполненных в разных техниках. Знакомство с принципами стилизации, основные приемы стилизации – линия, штрих, пятно. Цветовой ритм декоративной композиции. Цветовая доминанта.
Выполнение учащимися упражнения на черно-белую стилизацию (цветок, листок, рыбка). Материал: гелиевая ручка, формат А4
2.2. Тема: «Декоративный натюрморт» Выполнение учащимися эскиза композиции «Декоративный натюрморт», цветовая стилизация. Выбор цветовой гаммы. Выдержка доминанты в цвете. Чередование, ритм цветовых пятен, линий. Материал – гуашь. Работа над эскизом композиции на тему «Декоративный натюрморт»
2.3. Тема «Декоративный натюрморт». Перевод изображения на ткань «на просвет». Инструктаж по технике безопасности. Работа резервирующим составом по контуру (техника витраж), использование соли для создания фактуры в холодном способе.
2.4. Тема «Декоративный натюрморт». Работа в материале. Выполнение композиции по цветовому эскизу. Выдержка цветовой доминанты. Акварельность и выразительность. Выполнение упражнения – фактуры при помощи воды, набрызг.
2.5. Тема: «Декоративный натюрморт». Продолжение работы над композицией в технике холодной росписи. Уточнение цветовой тональности. Использование соли и воды для выявления фактур. Уточнение и выявление контуров. Завершение работы.
Самостоятельная работа: подготовка материала для практической работы «Подводный мир». Выполнение зарисовок обитателей подводного мира, поиск материала в сетевых ресурсах.
Раздел 2: Холодный батик. Тема «Подводный мир»
2.1. Тема: «Подводный мир». Демонстрация видеоряда «Подводный мир». Чередования ритмов. Демонстрация рисунков учащихся на данную тему. Выполнение эскиза композиции «Подводный мир». Ритмичная организация композиционного пространства. Динамика композиции. Исполнение в контрастной гамме. Выдержка цветового равновесия композиции. Материал – акварель. Доработка эскиза композиции «Подводный мир»
2.2. Тема: «Подводный мир». Работа по выполнению батика холодным способом. Выполнение композиции «Подводный мир» по эскизу. Первый этап работы – перенос изображения с эскиза на ткань. Работа контуром. Упражнение на поиск красивых цветовых сочетаний в технике свободной росписи.
2.3. Тема: «Подводный мир». Продолжение выполнения композиции «Подводный мир» в материале. Акварельность, выразительность. Выдержка цветовой гаммы. Подготовка к просмотру. Устранение недочетов.
2.4. Тема: Просмотр. Подведение итогов.
2 полугодие
Раздел 3: Горячий батик. «Морозные узоры»
3.1. Тема: «Морозные узоры». Беседа «Знакомство с техникой художественной росписи ткани горячий батик». Материалы и принадлежности. Демонстрация работ учащихся из методфонда, выполненных горячим способом. Просмотр видеофильма «Этапы выполнения горячего батика». Горячий способ в два перекрытия, от белого до тёмно-голубого и синего. Подготовка ткани для выполнения батика (натягивание ткани на подрамник).
3.2 Тема: «Морозные узоры». Упражнение в технике горячего батика «Морозные узоры» по готовым эскизам. Предварительный инструктаж по технике безопасности при работе с электроприборами. Группы холодно-родственной гаммы. Работа в материале. Последовательность выполнения. Приемы распределения воска для большей выразительности, ритмичности композиции. Техника кракле. Удаление воска. Анализ получившихся композиций.
Задание на дом: подготовить фотоматериал «Зимний пейзаж»
Раздел 3: Горячий батик. «Зимний пейзаж»
3.1. Тема «Зимний пейзаж» Выполнение эскиза композиции с учетом организации композиционного пространства, чередования ритмов композиции, выявления статики, динамики. Использование для эскиза домашних заготовок – фотографий, использование школьной литературы. Материал – карандаш.
3.2. Тема «Зимний пейзаж» Продолжение работы над композицией. Выполнение композиции в цвете. Цветовой ритм. Материал – акварель.
3.3. Тема «Зимний пейзаж» Перенос изображения с эскиза на формат. Подготовка подрамника для работы в материале. Обводка изображения темным маркером.
3.4. Тема «Зимний пейзаж» Поэтапное выполнение композиции «Зимний пейзаж» более сложным способом послойного нанесения. Инструктаж по технике безопасности перед выполнением задания. Нанесение двух слоев красочного слоя и воска.
3.5. Тема «Зимний пейзаж» Продолжение учащимися работы в технике горячего батика композиции «Зимний пейзаж». Нанесение последующих слоев до полного выполнения композиции в соответствии с эскизом. Снятие воска. Анализ.
Раздел 3: Горячий батик. «Букет»
3.1. Тема: «Букет». Выполнение сложного горячего батика в 3 перекрытия (этапа).
Этапы от светлого к тёмному. Инструктаж по технике безопасности работы с электроприборами, растопленным воском. Выполнение учащимися упражнений «Фрукты», «Цветок» на малом подрамнике. Последовательность соблюдения этапов горячего способа росписи. Снятие воскового слоя. Рисовая техника резервирования как альтернатива воска.
3.2 Тема: «Букет». Выполнение учащимися композиции «Букет». Материал – карандаш. Перенос изображения на ватман формата А2. Обводка рисунка по контуру тёмным маркером.
3.3. Тема: «Букет» Поэтапное выполнение композиции «Букет». Инструктаж по технике безопасности. Первый этапа – нанесение самого светлого красочного тона, просушивание. Резервирование воском светлых мест в композиции. Нанесение следующего тона цветового фона.
3.4. Тема: «Букет». Продолжение работы над композицией «Букет». Второй этап – резервирование средних по тону мест в композиции. Просушивание. Резервирование более темных мест в композиции. Нанесение самого темного тона красок. Просушивание. Снятия слоя воска.
Раздел 3: Горячий батик. «Весна. Цветы»
3.1 Тема: «Весна. Цветы» Выполнение эскиза композиции «Весна. Цветы». Просмотр подготовленного видеоряда с зимними пейзажами, использование методфонда. Организация композиционного пространства. Статика, динамика. Цветовой ритм. Цветовая доминанта. Цветовое равновесие. Поиск интересного варианта композиции. Цветовое решение.
3.2 Тема «Весна. Цветы» Выполнение композиции в материале в технике горячего батика. Соблюдение поэтапности. Использование дополнительно различных техник для выразительности композиции.
3.3. Тема: «Весна. Цветы» Продолжение работы в материале. Техника кракле. Завершение работы. Подготовка работ к просмотру. Устранение недочетов.
3.4. Тема: Просмотр. Подведение итогов.
Требования к уровню подготовки
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль проводится в процессе самостоятельной работы учащихся, практических работ, обсуждения этапов работы над композицией.
Промежуточный контроль проводится в форме просмотра работ учащихся преподавателем, в процессе выставок, проводимых каждое полугодие.
В начале работы над созданием изделия необходимо провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание) с помощью презентации учителя и поддерживающей ее беседы. Затем обсуждается общий план деятельности. Несколько раз проводится рефлексия, которая позволяет учащимся оценить свою работу; позволяющая оценить качество работы и скорректировать её. После завершения работы проводится защита работы учащимися, где заслушиваются выступления с итогами своей работы. Здесь в первую очередь формируется умение выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы. Итогом деятельности курса является выставка, завершающаяся коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?
Учебно-методическое обеспечение
Описание материально-технических условий реализации программы кружка внеурочной деятельности
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам кабинета технологии. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала.
Реализация программы требует наличия учебного кабинета оснащенного столами, стульями, подрамниками, компьютером. В кабинете так же должны быть вытяжка, розетка на 220В, необходимы технические средства: фен, электрическая плитка, утюг.
Методические рекомендации
Обучение построено, в основном, на создании грамотных композиций с учетом основных правил композиции и гармонии цвета. Программа требует наличия иллюстративного материала и технического оснащения.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по росписи:
1. Создание и анализ композиции.
2. Варианты цветовых эскизов.
3. Выполнение на «картоне».
4. Выполнение работы в материале.
Работа, как правило, ведется акриловыми или анилиновыми красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
— посещение выставок;
— поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
— чтение дополнительной литературы;
— выполнение кратковременных упражнений в домашних условиях
Работы учащихся
1.Изучение стилизаций фактур и форм. Заполнение стилизованных форм фактурами.
2. Создание эскизов панно.
Результат деятельности учащихся
Список литературы
-
Алексеев С.О. О колорите. — М., 1974
-
Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
-
Все о технике: цвет. Справочник для художников. — М.: Арт-Родник, 2002
-
Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. — М.: Арт-Родник, 2004
-
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
-
Волков Н. Н. Композиция в живописи. — М., 1977
-
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
-
Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. – М.: Владос 2003.
-
Гир А. Лучшие узоры и декоративные мотивы. – «Издательство Астрель» 2008
-
Дворкина И.А. Батик. Холодный. Горячий. Узелковый. – М.:ОАО Издательство «Радуга» 2002.-160с.,илл.
-
Искусство батика. Популярное издание. – М.: «Внешсигма» 2001
-
Кэролайн Эрл. Роспись по шелку – М.: Арт-родник 2002
-
Кожохина С. К. Батик. Все о картинках на ткани.- Ярославль : Академия развития : Холдинг 2000 -144с. : ил.
-
Психология цвета. — Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
-
Сарьева Ю. С. Роспись по ткани. Издательство «Феникс» Город Ростов. 2000. 150с.,илл. Успенская Е. Искусство батика. – М.: Внежсигма 2000
-
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974