Крылатые выражения и фразы
Крылатые выражения и фразы
Крылатые выражения, слова и фразы, принадлежащие перу известных писателей и поэтов. Больше всего крылатых фраз и слов вошло в обиход из басен Крылова, поэм Пушкина, произведений Грибоедова, Чехова, Гоголя, Ильфа и Петрова и других.
Крылатые выражения из басен Крылова
А Васька слушает да ест
из басни И. А. Крылова (1769–1844) «Кот и повар» (1813)
А ларчик просто открывался
из басни И. А. Крылова «Ларчик» (1808)
Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона
из басни И. А. Крылова «Слон и Моська» (1808)
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он кукушку
из басни И. А. Крылова „Кукушка и петух“ (1841)
У сильного всегда бессильный виноват
из басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок»
* * *
Крылатые выражения из комедии Грибоедова «Горе от ума»
А судьи кто?
из комедии А. С. Грибоедова (1795–1829) «Горе от ума» (1824)
Ах, злые языки страшнее пистолета
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Герой не моего романа
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Есть от чего в отчаянье прийти
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
И дым отечества нам сладок и приятен
из комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума“ (1824)
Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали
из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь
из комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума“
Свежо предание, а верится с трудом
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Служить бы рад, прислуживаться тошно
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Счастливые часов не наблюдают
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
* * *
Крылатые выражения из произведений Пушкина
А счастье было так возможно,
Так близко!
из романа в стихах «Евгений Онегин» А С. Пушкина (1799–1837), гл. 8 (1832)
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина
В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань
из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1829)
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820)
И жить торопится и чувствовать спешит
из стихотворения П. А. Вяземского (1792–1878) „Первый снег“ (1822)
Взята А. С. Пушкиным в качестве эпиграфа к 1-й главе „Евгения Онегина“
Любви все возрасты покорны
из поэмы „Евгений Онегин“ (1831) А. С. Пушкина
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь
из романа в стихах „Евгений Онегин“ (1831) А. С. Пушкина
Не мудрствуя лукаво
Выражение из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831)
Откуда ты, прекрасное дитя?
из драмы А. С. Пушкина «Русалка» (1837)
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831)
Пора, мой друг, пора!
из стихотворения А.С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.» (1834)
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина
С корабля на бал
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина
Ужасный век, ужасные сердца
из драмы А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» (1836)
Что пройдет, то будет мило
из стихотворения А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» (1825)
* * *
Крылатые выражения из произведений Гоголя
Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
из комедии Н. В. Гоголя (1809–1852) «Ревизор» (1836)
Дама приятная во всех отношениях
из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842)
Есть еще порох в пороховницах
из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1842)
Из прекрасного далека
Выражение из поэмы Н. В. Гоголя „Мертвые души“ (1842)
Срывать цветы удовольствия
Выражение из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836)
* * *
Крылатые выражения из произведений Лермонтова
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
из стихотворения М. Ю. Лермонтова (1814–1841) «Парус» (1841)
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно
из стихотворения М. Ю. Лермонтова «А. О. Смирновой» (1840)
И скучно, и грустно, и некому руку подать
из стихотворения М. Ю. Лермонтова „И скучно и грустно“ (1840)
* * *
Крылатые выражения из произведений Чехова
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)
Как бы чего не вышло
из рассказа А. П. Чехова „Человек в футляре“
Сюжет, достойный кисти Айвазовского
из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)
* * *
Крылатые выражения из произведений Горького
Да был ли мальчик-то?
из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1927)
В карете прошлого никуда не уедешь.
из пьесы М. Горького «На дне» (1902)
* * *
Крылатые фразы и выражения из произведений Ильфа
и Петрова «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев»
Сбылась мечта идиота
из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»
Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!!!
Не надо бороться за чистоту. Надо подметать!
Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты.
На каждую хорошую мысль неизбежно находится свой дурак, аккуратно доводящий её до абсурда.
Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Мы чужие на этом празднике жизни.
Почём опиум для народа?
Вы ни пьете, ни курите, девушками не увлекаетесь… Зачем Вам деньги? Вы же не умеете их тратить.
«И тут Остапа понесло…»
Не делайте из еды культа.
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.
Дуся? Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.
Крылатые слова
Басни Крылова
5 и 10 крылатых выражений из басен И.А. Крылова — примеры. Литература, 5 класс. Басни Крылова: выпишите фразеологизмы. Выражения, ставшие крылатыми и вошедшие в пословицы и поговорки.
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) — автор самых известных в русской литературе басен. Многие цитаты из его стихотворений стали крылатыми выражениями, вошли в пословицу.
Басня — это нравоучительный аллегорический рассказ. В баснях обычно действуют животные, растения и неодушевленные предметы — автор наделяет их человеческими чертами, высмеивает людские пороки и недостатки.
Первые басни Крылова появились в 1806 году: поэт начинал, переводя с французского языка произведений Лафонтена. Тот, в свою очередь, брал многие сюжеты у древнегреческого баснописца Эзопа — в его честь аллегорию до сих пор называют «эзоповым языком».
Всего Крылов написал 236 басен, которые вошли в девять изданных при его жизни сборников.
Названия басен Крылова, ставшие крылатыми выражениями
Названия некоторых басен И.А. Крылова сами по себе вошли в поговорку:
-
«Слон и Моська» — о попытках самоутвердиться за счет нападок на авторитеты.
-
«Мартышка и очки» — о невежественном человеке, ругающем что-то непонятное.
-
«Тришкин кафтан» — о попытке решать старые проблемы, создавая при этом новые.
-
«Свинья под дубом» — о недальновидности и неблагодарности, неумении ценить источник своей удачи.
-
«Лебедь, щука и рак» — о неумении работать вместе, эгоизме.
-
«Демьянова уха» — о назойливости, попытках навязать что-то, что человеку уже не нужно.
5 крылатых выражений из басен Крылова
-
Да только воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»)
-
Из дальних странствий возвратясь («Лжец»)
-
Мартышка к старости слаба глазами стала («Мартышка и очки»)
-
Ужимки и прыжки («Зеркало и Обезьяна»)
-
Уж сколько раз твердили миру («Ворона и Лисица»)
10 крылатых выражений из басен Крылова
-
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»)
-
Кто в лес, кто по дрова («Музыканты»)
-
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)
-
Услужливый дурак опаснее врага («Пустынник и медведь»)
-
Медвежья услуга («Пустынник и медведь»)
-
Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»)
-
У сильного всегда бессильный виноват («Волк и Ягненок»)
-
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)
-
Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська»)
-
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)
Еще 10 фразеологизмов из басен Крылова
-
Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют («Вороненок»)
-
Вертеться как белка в колесе («Белка»)
-
Мартышкин труд («Обезьяна»)
-
И под каждым ей кустом был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей»)
-
Ты все пела? это дело: так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей»)
-
А Васька слушает да ест («Кот и повар»)
-
В семье не без урода («Слон на воеводстве»)
-
Отколе, умная, бредешь ты голова? («Лисица и Осел»)
-
А ларчик просто открывался («Ларчик»)
-
Слона-то я и не приметил («Любопытный»)
- А Васька слушает да ест. «Кот и повар»
- А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
- А где пастух дурак, там и собаки дуры. «Волк и Волчонок»
- А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. «Трудолюбивый медведь»
- А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом. «Осёл и Соловей» - А ларчик просто открывался. «Ларчик»
- А он – дивит
Свой только муравейник. «Муравей» - А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. «Щука и Кот» - Берись за то, к чему ты сроден
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. «Скворец» - Ведь я не здешнего прихода. «Прихожанин»
- Великий зверь на малые дела. «Воспитание Льва»
- Ворона каркнула во всё воронье горло. «Ворона и Лисица»
- Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
- Да только воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»
- Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. «Парнас» - Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. «Музыканты»
- За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. «Кукушка и Петух» - Избави Бог и нас от этих судей! «Осёл и Соловей»
- И из гостей домой
Пришла свинья – свиньёй. «Свинья» - И сделалась моя Матрёна
Ни пава, ни ворона. «Ворона» - И Щуку бросили — в реку! «Щука»
- Как белка в колесе. «Белка»
- Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. «Стрекоза и Муравей» - Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. «Две собаки» - Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Щука и Рак» - Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. «Лев и Барс»
- Полают да отстанут. «Прохожие и собаки»
- Попался, как ворона в суп! «Ворона и Курица»
- Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела. «Стрекоза и муравей» - Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»
- Рыльце у тебя в пуху. «Лисица и Сурок»
- С разбором выбирай друзей. «Роща и Огонь»
- Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
- Слона – то я и не приметил. «Любопытный»
- Скупой теряет всё, желая всё достать. «Скупой и Курица»
- Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. «Волк и Ягнёнок»
- Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! «Стрекоза и Муравей» - Ты сер, а я, приятель, сед. «Волк на псарне»
- Коль выгонят в окно, так я влечу в
другое. «Муха и Пчела» - Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел. «Крестьянин и Работник» - Кто посмирней, так тот и виноват. «Мор зверей»
- Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. «Две бочки» - Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. «Лебедь, Щука и Рак» - Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
- Молчи! Всё знаю я сама;
Да эта крыса мне кума. «Совет мышей» - Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. «Квартет» - Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно. «Петух и Жемчужное зерно» - Наделала Синица славы,
А моря не зажгла. «Синица» - Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его. «Орёл и Крот» - Не плюй в колодец – пригодится
Воды напиться. «Лев и Мышь» - Но умысел другой тут был. «Музыканты»
- Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. «Лебедь, Щука и Рак» - Одни поддельные цветы
Дождя боятся. «Цветы» - Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут. «Музыканты» - Он порча, он чума, он язва здешних мест! «Кот и Повар»
- Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться! «Орёл и Куры» - Осёл мой глупостью в пословицу вошёл,
И на Осле уж возят воду. «Осёл» - Отколе, умная, бредёшь ты, голова? «Лисица и Осёл»
- От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и Лисица»
- Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. «Волк и Лисица» - По мне уж лучше пей,
Да дело разумей. «Музыканты» - У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»
- Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и Медведь»
- Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и Виноград»
- Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же. «Крестьянин и Змея» - Худые песни Соловью
В гостях у Кошки. «Кошка и Соловей» - Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна» - Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. «Кот и Повар» - Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала. «Ворона» - Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют. «Воронёнок» - Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
Ещё стих из категории:
Басни Крылова
- ← Более раннее
- Случайное
- Более позднее →
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.
Крылатые слова для младших школьников
Что такое крылатые слова (или выражения), откуда они берутся? Дело в том, что эти выражения были сказаны или написаны кем-то и когда-то, и настолько они оказались удачными, что люди стали их повторять. Так постепенно они вошли в нашу устную и письменную речь.
Крылатыми их называют потому, что эти слова, прижившись в языке, словно на крыльях перелетают от человека к человеку.
Часто крылатыми становятся изречения великих людей, писателей, исторических деятелей. А могут они войти в нашу жизнь и со страниц книг или с экрана телевизора, а иногда приходят к нам из глубины веков.
Крылатые слова, как и пословицы и поговорки, обогащают нашу речь.
А Васька слушает, да ест.
Из басни И. Крылова «Кот и Повар».
Так говорят о человеке, который на все замечания и уговоры кивает головой и продолжает втихомолку делать всё по-своему.
А воз и ныне там!
Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
О деле, которое невозможно выполнить, поскольку каждый тянет его в свою сторону.
А ларчик просто открывался.
Из басни И. Крылова «Ларчик».
Так говорят, когда долго не могут найти ответ на простую задачу. А потом оказывается, что решение было крайне лёгким.
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Из басни И. Крылова «Квартет».
О коллективе, в котором ничто не идёт на лад потому, что никто не знает своего дела, нет единства, нет общей цели, каждый сам за себя.
Ахиллесова пята.
Значит то же, что и слабое, уязвимое место. Мифическому герою Ахиллесу оракул предрёк гибель. Тогда его мать, морская богиня Фетида, окунула младенца в священные воды реки Стикс. При этом она держала его за пятку. Ахиллес стал неуязвим — и только пятка, которая осталась сухой, была его слабым местом. Спустя годы, поражённый стрелой в пяту, Ахиллес умер.
Белая ворона.
Так говорят о человеке, резко отличающемся от других людей. Белая ворона всегда резко выделяется на фоне своих чёрных собратьев.
Выражение пошло от латинской крылатой фразы albus corvus [альбус корвус].
Внести свою лепту.
Иными словами: сделать некий вклад в общее дело.
В Библии говорится о том, как некая вдова пожертвовала для храма совсем малую жертву — 2 лепты (лепта — мелкая монета в древней Иудее). Но это приношение противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то вдова пожертвовала от бедности своей, лишив себя даже необходимого. Поэтому для Бога такая жертва была гораздо дороже.
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!
Из басни И. Крылова «Чиж и Голубь».
Говорится о человеке, который смеётся над чужой бедой и вскоре сам попадает в подобную ловушку.
Гадкий утёнок.
О человеке, чьи истинные достоинства открываются неожиданно для окружающих. Название сказки датского писателя Х.К. Андерсена. В ней говорится, что однажды среди вылупившихся утят оказался один уродливый — «гадкий утёнок», непохожий на собратьев. Над ним смеялись, издевались, но пришло время, утёнок вырос и оказался. прекрасным лебедем.
Заблудшая овца.
Так говорят о человеке, сбившемся с истинного пути.
В Библии сказано: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся».
Иван, родства не помнящий.
Так сейчас говорят про человека, который отказывается от традиций своего народа.
Выражение пришло к нам из истории. В царской России крепостные крестьяне, бежавшие от помещика, попадаясь в руки полиции, тщательно скрывали своё имя и происхождение. На все вопросы они отвечали, что зовут их «Иванами», а «родства своего» (то есть происхождения) они не помнят.
Как белка в колесе.
Из басни И. Крылова «Белка».
Обычно так говорят об очень занятом человеке, который выполняет много разных дел. Реже — о том, чьи усилия бесплодны, хотя и требуют немало времени и сил.
Как пить дать.
По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. «Как пить дать» — значит «точно», «обязательно», «непременно».
Когда рак на горе свистнет.
Значит никогда. Раки — жители речного дна — ни за что не покинут среду своего обитания, не вылезут на сушу и уж тем более не засвистят. И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны.
Крокодиловы слёзы.
Обычно так говорят о чьём-либо притворном, фальшивом сочувствии.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Из басни И. Крылова «Кукушка и Петух».
Иронически о лицемерах, которые хвалят друг друга не за заслуги, а потому, что в ответ тоже хотят услышать похвалу.
Лебединая песня.
Так говорят о последнем проявлении таланта человека.
По легенде, лебеди, птицы не певчие, за несколько минут до смерти обретают голос и поют удивительно красиво.
Мальчик для битья.
Человек, страдающий за чужие провинности.
Из повести «Принц и нищий» американского писателя Марка Твена. В ней рассказывается о том, что в давние времена при юном наследнике английского престола состоял «паж для побоев», который должен был сносить все телесные наказания, которые полагались за плохую учёбу принцу: нельзя же было поднимать руку на «священную персону принца Уэльского», будущего короля Англии!
Маменькин сынок.
Иронически: изнеженный и мало приспособленный к самостоятельной жизни мальчик или молодой человек.
Первоисточник — комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Помещик Скотинин говорит сыну своих знакомых: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
На лбу (лице) написано.
«У него на лбу написано (или на лице написано)», — говорим мы о человеке, когда видим, о чём он думает, или знаем, как он поступил.
Это простое выражение связано со страшными обычаями нашего прошлого. В VII веке людям, замешанным в бунте или преступлениях, раскалённым железом ставили печать на правой щеке или на лбу. Ожог через некоторое время заживал, а вот шрам в виде буквы Б (это значило «бунтовщик») оставался на всю жизнь. От того же обычая пошло выражение: «заклеймить позором (презрением)» и слово «прожжённый» — прожжённый плут, мошенник и т. п.
Око видит, зуб неймёт.
Из басни И. Крылова «Лисица и Виноград».
Так говорят о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.
Сказки Пушкина
Самое сказочное место – Лукоморье, описанное А. С. Пушкиным. Пожалуй, до него никто так подробно и поэтично его не описывал. На некоторых иллюстрациях изображено, как берег будто бы делает лук своим изгибом и в образовавшейся лагуне происходят чудеса.
«Там русский дух, там Русью пахнет», — писал Пушкин. У него есть и другие фразеологизмы из народных сказок, видимо, поведанных ему няней Ариной Родионовной, большой любительницей фольклора.
«И я там был, мед-пиво пил», — заключает описание этого сказочного места Александр Сергеевич. Только, в отличие от народной традиции, он не стал подчеркивать, что «по усам текло, да в рот не попало». Он сообщает, что сидел под дубом и кот ему рассказывал сказки. Те, что он передал нам.
А мы с детства повторяем слова из них, порой забывая первоисточник:
- Во лбу звезда горит — так могут сказать про синяк, прыщик на лбу.
- У разбитого корыта — говорят о том, кто много хлопотал, да без толку.
- Ну, теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного человека.
- Сказка ложь, да в ней намек — указание на рациональное зерно рассказа.
- Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, — так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида.
- Кабы я была царица — посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ.
- Ты прекрасна, спору нет — заслуженный комплимент.
Почему басни Крылова актуальны сегодня?
Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности. В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.
Источник
О баснях И.А. Крылова
Крылов Иван Анндреевич — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления. Сила художественного обобщения, которого достигает Крылов в своих баснях, подводит читателя к определённому выводу, что всё зло таится прежде всего в самом общественном строе, при котором Овцы всегда оказываются жертвами Львов, Волков и Медведей. Многие люди, прочитав басни И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.
Мой меч продолжение фразы из сказки
Три дороги- три пути- по какому идти? И ответ в старых русских былинах и сказках отличается кстати. И не всегда казался правильным вариант, наверное тоже такую версию в сказке в детстве читала и на подсознательном уровне запомнила, что налево пойдешь- смерть найдешь, прямо- не помню, а на право — все хорошо будет, а может это я сама придумала такой вариант еще в детстве, не знаю. Но вот что говорят сказки и былины русские- везде варианты разные:
— На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: Направо пойдёшь- коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь. — Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь- жив будешь, но себя позабудешь. ( что ложь как показала былина о 3х походах Илья Муромца). — Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь- голову сложишь, прямо пойдешь- друга найдешь. — Прямо поедешь голову сложишь, направо поедешь — коня потеряешь, налево поедешь- меча лишишься. — Прямо ехать — живым не быть, направо ехать — женатым быть, налево ехать — богатым быть. — Налево пойдешь — коня сохранишь, себя потеряешь. Направо пойдешь — себя сохранишь, коня потеряешь. Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь.
Вариантов много, как и сказок,но если порассуждать что в древности был конь — средство передвижения и верный друг одновременно. Что жизнь самое ценное и так понятно, а третий путь где теряешь и себя и всю свою собственность то бишь получается. тут вариантов вообще мало на самом деле- назад не пойдешь, так как в прошлое вернуться нельзя, — туда закрыты двери. А если допустим: лево- прошлое, прямо — настоящее, а право будущее, — то вывод очевиден- идти направо надо.
Если рассуждать что право от слова правда и от слова право на жизнь то направо получается а иногда это с надписью и не совпадает, да и какая разница — у меня такое мнение и оно мое, у кого то было другое- сколько людей столько и мнений. Тем более мое мнение все же с былиной совпадает — там направо — везде жив будешь написано.
А вот как трактуют эту былину наши современники, цитирую:
На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись:
Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь.
О чём это? Какую мудрость хотели передать нам этим заветом предки? Конь – это животная природа путника, Всадник – природа человеческая.
Пойти Направо– это значит пойти Стезёй Правды: победить в себе животное начало началом человеческим, следовать общественной праведности, правде. Поэтому, коня (материальные блага в перевес духовным, животное начало) на этом пути ты потеряешь. но себя спасёшь (или найдёшь
Пойти Налево – значит пойти Стезёй Кривды: высвободить своё животное начало в ущерб человеческому, и отринуть все общественные устои. Да, ты приобретёшь на этом пути материальные блага, увеличишь свои страсти и похоти, своё животное начало. Но совершенно точно окончательно потеряешь(ся) себя.
Пойти Прямо – это значит пойти наикратчайшим путём, Стезёй Мудрых, отринув и животное и человеческое ради «Божского», Божественного. Этот Путь – Путь Мудрых. Прямая стезя – ни для зверей, ни для людей, но лишь для тех, кто дерзнёт идти за пределы всего известного. Это путь прозорливых волхвов, умирающих для маяты мирской и возрождающихся для Жизни Вечной и познания Вечной Изначальной Мудрости.
А вот в сказках русских тоже кстати есть камень 3х дорог, немного по-другому сказано, но все верно- направо живым быть как ни крути, вот цитата из сказки:
В Сказке о молодильных яблоках и живой воде говорится: Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле лежит камень, на нем надпись написана: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь – убиту быть».
А вот в былине о 3х походах Ильи — Муромца, сказано: что он сначала направо пошел — а там смерть была написана, потом он надпись стер и написал что убит не был и пошел налево где женатым должен был стать а потом прямо где богатым но ни женатым ни богатым так и не стал а под камнем нашел сокровища.
Отсюда вывод, что возможно не нужно верить страхам своим и сомнениям ( что надписи в сказке навевают ) , а подумать и копнуть глубже, приняв верное для себя самого решение? Ведь недаром издревена говорят- зри в корень ( в данном случае под камень ), то есть глубже проблему изучай и не верь всему что говорят и пишут. Вот основные заповеди русских былин для последующих поколений, кто умом пытлив и догадлив.
Что главное в истории?
Также пословицы о сказках всегда несли в себе одно очень важное напоминание. Они не давали забыть о том, что в любой истории на первом месте должен стоять смысл, а не красота повествования. Ведь именно он помогает детям учиться и делать правильные выводы.
К сожалению, сегодня этот посыл часто игнорируют, и современные книги для детей не всегда отображают давние идеи о добре и зле. Именно поэтому так важно вспоминать советы наших предков и воплощать их в жизнь. Итак, вот несколько удачных примеров пословиц о значении морали в детских произведениях:
Источник
Крылатые слова и выражения из русских народных сказок
Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялись некоторые из самых популярных поговорок в русском языке? Мы рассмотрим некоторые из самых распространенных крылатых выражений и слов, которые заимствованы из русских народных сказок.
Количество выражений: 15
Богатырский сон
В некотором царстве, в нашем государстве
Выше леса стоячего
Жар-птица
Живая вода (ироническое)
За тридевять земель; тридевятое (тридесятое) царство
Иванушка-дурачок
Избушка на курьих ножках
Личарда
Милитриса кирбитьевна
Молочные реки и кисельные берега
На ходу подметки режет (гнет)
По щучьему велению, по моему хотению (прошению)
При царе горохе
Царевна несмеяна
В статью вошли известные цитаты и фразы из сказок русского народа:
Гусь свинье не товарищ.
Бабушка надвое сказала.
Волос долог, да ум короток.
Стали они жить — поживать… и добра наживать.
Явился Иван, не ждан, не зван, повернул избушку — разбудил старушку!
Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя и подавно уйду!
Цитаты из сказок разлетаются по всему миру в виде крылатых выражений, например — Сказка ложь да в ней намек… или Толочь воду в ступе.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Чего тебе надобно, старче?
Со свиным рылом да в калашный ряд.
Упитанный, а не воспитанный.
В некотором царстве, не в нашем государстве.
Дуракам закон не писан.
Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается…
За тридевять земель.
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.
Работа дураков любит.
Кашу маслом не испортишь.
Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Колобок-колобок, я тебя съем!
По щучьему велению… по моему хотению.
Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
Носить воду в решете.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
И я там был, мёд — пиво пил… по усам текло, а в рот не попало.
Марфушенька, душенька!
Не стреляй в меня, Иванушка, я тебе еще пригожусь!
Не хочу быть дворовою девицею, а хочу быть царицею!
Негде в тридевятом государстве…
На чистом сливочном масле воспитанный.
Несёт меня лиса… за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы.
Сивка — бурка, вещая каурка! Встань передо мной, как лист перед травой.
Но помни, как только часы пробьют двенадцать…
Мал золотник да дорог!
По щучьему велению, по моему хотенью…
Любишь кататься — люби и саночки возить!
Повернись к лесу задом ко мне передом…
Когда одна палочка и восемь дырочек истребят целое войско…
Поп толоконный лоб…
Катись, катись яблочко по золотому блюдечку.
Свежо предание, да вериться с трудом.
Избушка на курьих ножках.
И хочется, и колется.
Сколько веревочка не вейся — а конец то будет!
За одного битого двух небитых дают.
Скоро сказка сказывается… да не скоро дело делается. (цитаты про сказки)
Долго ли коротко ли…
Соколу лес не диво, волку зима за обычай.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, милая?
Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
В некотором царстве… в некотором государстве.
Уговор дороже денег.
Битый небитого везет…
Цыплят по осени считают.
Баста карапузики — кончился танцы.
Я не я, и лошадь не моя.
Баба с возу — кобыле легче.
Темы выпуска: высказывания, изречения, афоризмы, статусы, фразы и цитаты из сказок, русских народных…
А Васька слушает да ест («Кот и Повар»)
Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по — своему.
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)
Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком -либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
Без драки попасть в большие забияки («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.
Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.
Избави бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей»)
Употребляется по отношению к людям, высказывающим свое мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны.
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей»)
Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит оно кукушку. («Кукушка и Петух»)
Употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга.
Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.
Мартышкин труд. («Обезьяна»)
Бесполезный труд, напрасные страдания.
От радости в зобу дыханье сперло («Ворона и Лисица»)
От чувства радости захватывает дух.
Попрыгунья стрекоза (« Стрекоза и Муравей»)
Легкомысленная, ветреная женщина.
Слон и моська («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.
Ты все пела, это дело: так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей»)
Употребляется в качестве упрека беззаботному человеку.