Крылатые выражения из сказок 5 класс родной язык

Тема: «Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок»

Це л и:  

— познакомить учащихся с крылатыми выражениями;

— указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;

 — развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи;

— воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.

Ход урока

Организационный момент

Приветственное слово, проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания

Обсуждение предыдущей темы. Оценка сообщений учащихся

Целеполагание

Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.

Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.

Все вы скажите, что он не простой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.

Наш урок посвящен жемчужинам русского языка: пословицам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

Открытие нового знания

— Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы    используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.

      Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке.

А задумывались ли вы над тем, как возникли крылатые выражения? Можно, например, сказать: « Коля работает спустя рукава, а Петя засучив рукава…» Интересно, почему так говорят? Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие. Подобно этому выражению, все крылатые слова имеют свою историю возникновения.

— А как вы думаете, где чаще всего мы можем встретить крылатые выражения? (сказки)

V. Закрепления новых знаний и способов действий

— Крылатые выражения встречаются как в народных сказках, так и в литературных. А чем отличается народная сказка от литературной? (У народной сказки автором является народ, а у литературной – один писатель).

— Давайте выполним задание «Откуда эти строчки?»

1. У меня зазвонил телефон. («Телефон». Чуковский)

2. Петушок — Петушок 

Золотой гребешок.

Масляна головушка

Шелкова бородушка

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку. («Петушок золотой гребешок»)

3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя»)

4. Вдруг видит – стоит избушка, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси – лебеди»)

5. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? («Буратино»)

6. Сейчас потолкуем о книжке другой,

Тут синее море.

Тут берег морской.

Старик вышел к морю,

Он невод забросит

О жадной старушке

Рассказ тот пойдет.

А жадность, ребята,

К добру не ведет.

А кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)

Устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам  знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

     Встань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»).

     Рожки да ножки. («Серенький козлик»).

    И растет ребенок там не по дням, а по часам. (Сказка о царе Салтане»).

     Битый небитого везет. («Лиса и волк»).

     По щучьему велению.

Рефлексия

   Теперь, я думаю, ребята,  вы имеете представление о том, что  такое  крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.

Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение на школьную тему, включив несколько крылатых слов и устойчивых выражений

Крылатые слова для младших школьников

Что такое крылатые слова (или выражения), откуда они берутся? Дело в том, что эти выражения были сказаны или написаны кем-то и когда-то, и настолько они оказались удачными, что люди стали их повторять. Так постепенно они вошли в нашу устную и письменную речь.
Крылатыми их называют потому, что эти слова, прижившись в языке, словно на крыльях перелетают от человека к человеку.

Часто крылатыми становятся изречения великих людей, писателей, исторических деятелей. А могут они войти в нашу жизнь и со страниц книг или с экрана телевизора, а иногда приходят к нам из глубины веков.

Крылатые слова, как и пословицы и поговорки, обогащают нашу речь.

А Васька слушает, да ест.

Из басни И. Крылова «Кот и Повар».

Так говорят о человеке, который на все замечания и уговоры кивает головой и продолжает втихомолку делать всё по-своему.

А воз и ныне там!

Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

О деле, которое невозможно выполнить, поскольку каждый тянет его в свою сторону.

А ларчик просто открывался.

Из басни И. Крылова «Ларчик».

Так говорят, когда долго не могут найти ответ на простую задачу. А потом оказывается, что решение было крайне лёгким.

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Из басни И. Крылова «Квартет».

О коллективе, в котором ничто не идёт на лад потому, что никто не знает своего дела, нет единства, нет общей цели, каждый сам за себя.

Ахиллесова пята.

Значит то же, что и слабое, уязвимое место. Мифическому герою Ахиллесу оракул предрёк гибель. Тогда его мать, морская богиня Фетида, окунула младенца в священные воды реки Стикс. При этом она держала его за пятку. Ахиллес стал неуязвим — и только пятка, которая осталась сухой, была его слабым местом. Спустя годы, поражённый стрелой в пяту, Ахиллес умер.

Белая ворона.

Так говорят о человеке, резко отличающемся от других людей. Белая ворона всегда резко выделяется на фоне своих чёрных собратьев.

Выражение пошло от латинской крылатой фразы albus corvus [альбус корвус].

Внести свою лепту.

Иными словами: сделать некий вклад в общее дело.

В Библии говорится о том, как некая вдова пожертвовала для храма совсем малую жертву — 2 лепты (лепта — мелкая монета в древней Иудее). Но это приношение противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то вдова пожертвовала от бедности своей, лишив себя даже необходимого. Поэтому для Бога такая жертва была гораздо дороже.

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!

Из басни И. Крылова «Чиж и Голубь».

Говорится о человеке, который смеётся над чужой бедой и вскоре сам попадает в подобную ловушку.

Гадкий утёнок.

О человеке, чьи истинные достоинства открываются неожиданно для окружающих. Название сказки датского писателя Х.К. Андерсена. В ней говорится, что однажды среди вылупившихся утят оказался один уродливый — «гадкий утёнок», непохожий на собратьев. Над ним смеялись, издевались, но пришло время, утёнок вырос и оказался. прекрасным лебедем.

Заблудшая овца.

Так говорят о человеке, сбившемся с истинного пути.

В Библии сказано: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся».

Иван, родства не помнящий.

Так сейчас говорят про человека, который отказывается от традиций своего народа.

Выражение пришло к нам из истории. В царской России крепостные крестьяне, бежавшие от помещика, попадаясь в руки полиции, тщательно скрывали своё имя и происхождение. На все вопросы они отвечали, что зовут их «Иванами», а «родства своего» (то есть происхождения) они не помнят.

Как белка в колесе.

Из басни И. Крылова «Белка».

Обычно так говорят об очень занятом человеке, который выполняет много разных дел. Реже — о том, чьи усилия бесплодны, хотя и требуют немало времени и сил.

Как пить дать.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. «Как пить дать» — значит «точно», «обязательно», «непременно».

Когда рак на горе свистнет.

Значит никогда. Раки — жители речного дна — ни за что не покинут среду своего обитания, не вылезут на сушу и уж тем более не засвистят. И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны.

Крокодиловы слёзы.

Обычно так говорят о чьём-либо притворном, фальшивом сочувствии.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

Из басни И. Крылова «Кукушка и Петух».

Иронически о лицемерах, которые хвалят друг друга не за заслуги, а потому, что в ответ тоже хотят услышать похвалу.

Лебединая песня.

Так говорят о последнем проявлении таланта человека.

По легенде, лебеди, птицы не певчие, за несколько минут до смерти обретают голос и поют удивительно красиво.

Мальчик для битья.

Человек, страдающий за чужие провинности.

Из повести «Принц и нищий» американского писателя Марка Твена. В ней рассказывается о том, что в давние времена при юном наследнике английского престола состоял «паж для побоев», который должен был сносить все телесные наказания, которые полагались за плохую учёбу принцу: нельзя же было поднимать руку на «священную персону принца Уэльского», будущего короля Англии!

Маменькин сынок.

Иронически: изнеженный и мало приспособленный к самостоятельной жизни мальчик или молодой человек.

Первоисточник — комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Помещик Скотинин говорит сыну своих знакомых: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

На лбу (лице) написано.

«У него на лбу написано (или на лице написано)», — говорим мы о человеке, когда видим, о чём он думает, или знаем, как он поступил.

Это простое выражение связано со страшными обычаями нашего прошлого. В VII веке людям, замешанным в бунте или преступлениях, раскалённым железом ставили печать на правой щеке или на лбу. Ожог через некоторое время заживал, а вот шрам в виде буквы Б (это значило «бунтовщик») оставался на всю жизнь. От того же обычая пошло выражение: «заклеймить позором (презрением)» и слово «прожжённый» — прожжённый плут, мошенник и т. п.

Око видит, зуб неймёт.

Из басни И. Крылова «Лисица и Виноград».

Так говорят о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.

Сказки Пушкина

Самое сказочное место – Лукоморье, описанное А. С. Пушкиным. Пожалуй, до него никто так подробно и поэтично его не описывал. На некоторых иллюстрациях изображено, как берег будто бы делает лук своим изгибом и в образовавшейся лагуне происходят чудеса.

«Там русский дух, там Русью пахнет», — писал Пушкин. У него есть и другие фразеологизмы из народных сказок, видимо, поведанных ему няней Ариной Родионовной, большой любительницей фольклора.

и я там был мед пиво пил

«И я там был, мед-пиво пил», — заключает описание этого сказочного места Александр Сергеевич. Только, в отличие от народной традиции, он не стал подчеркивать, что «по усам текло, да в рот не попало». Он сообщает, что сидел под дубом и кот ему рассказывал сказки. Те, что он передал нам.

А мы с детства повторяем слова из них, порой забывая первоисточник:

  • Во лбу звезда горит — так могут сказать про синяк, прыщик на лбу.
  • У разбитого корыта — говорят о том, кто много хлопотал, да без толку.
  • Ну, теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного человека.
  • Сказка ложь, да в ней намек — указание на рациональное зерно рассказа.
  • Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, — так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида.
  • Кабы я была царица — посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ.
  • Ты прекрасна, спору нет — заслуженный комплимент.

Почему басни Крылова актуальны сегодня?

Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности. В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.

Источник

О баснях И.А. Крылова

Крылов Иван Анндреевич — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления. Сила художественного обобщения, которого достигает Крылов в своих баснях, подводит читателя к определённому выводу, что всё зло таится прежде всего в самом общественном строе, при котором Овцы всегда оказываются жертвами Львов, Волков и Медведей. Многие люди, прочитав басни И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.

Мой меч продолжение фразы из сказки

Три дороги- три пути- по какому идти? И ответ в старых русских былинах и сказках отличается кстати. И не всегда казался правильным вариант, наверное тоже такую версию в сказке в детстве читала и на подсознательном уровне запомнила, что налево пойдешь- смерть найдешь, прямо- не помню, а на право — все хорошо будет, а может это я сама придумала такой вариант еще в детстве, не знаю. Но вот что говорят сказки и былины русские- везде варианты разные:

— На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: Направо пойдёшь- коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь. — Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь- жив будешь, но себя позабудешь. ( что ложь как показала былина о 3х походах Илья Муромца). — Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь- голову сложишь, прямо пойдешь- друга найдешь. — Прямо поедешь голову сложишь, направо поедешь — коня потеряешь, налево поедешь- меча лишишься. — Прямо ехать — живым не быть, направо ехать — женатым быть, налево ехать — богатым быть. — Налево пойдешь — коня сохранишь, себя потеряешь. Направо пойдешь — себя сохранишь, коня потеряешь. Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь.

Вариантов много, как и сказок,но если порассуждать что в древности был конь — средство передвижения и верный друг одновременно. Что жизнь самое ценное и так понятно, а третий путь где теряешь и себя и всю свою собственность то бишь получается. тут вариантов вообще мало на самом деле- назад не пойдешь, так как в прошлое вернуться нельзя, — туда закрыты двери. А если допустим: лево- прошлое, прямо — настоящее, а право будущее, — то вывод очевиден- идти направо надо.

Если рассуждать что право от слова правда и от слова право на жизнь то направо получается а иногда это с надписью и не совпадает, да и какая разница — у меня такое мнение и оно мое, у кого то было другое- сколько людей столько и мнений. Тем более мое мнение все же с былиной совпадает — там направо — везде жив будешь написано.

А вот как трактуют эту былину наши современники, цитирую:

На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись:

Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь.

О чём это? Какую мудрость хотели передать нам этим заветом предки? Конь – это животная природа путника, Всадник – природа человеческая.

Пойти Направо– это значит пойти Стезёй Правды: победить в себе животное начало началом человеческим, следовать общественной праведности, правде. Поэтому, коня (материальные блага в перевес духовным, животное начало) на этом пути ты потеряешь. но себя спасёшь (или найдёшь

Пойти Налево – значит пойти Стезёй Кривды: высвободить своё животное начало в ущерб человеческому, и отринуть все общественные устои. Да, ты приобретёшь на этом пути материальные блага, увеличишь свои страсти и похоти, своё животное начало. Но совершенно точно окончательно потеряешь(ся) себя.

Пойти Прямо – это значит пойти наикратчайшим путём, Стезёй Мудрых, отринув и животное и человеческое ради «Божского», Божественного. Этот Путь – Путь Мудрых. Прямая стезя – ни для зверей, ни для людей, но лишь для тех, кто дерзнёт идти за пределы всего известного. Это путь прозорливых волхвов, умирающих для маяты мирской и возрождающихся для Жизни Вечной и познания Вечной Изначальной Мудрости.

А вот в сказках русских тоже кстати есть камень 3х дорог, немного по-другому сказано, но все верно- направо живым быть как ни крути, вот цитата из сказки:

В Сказке о молодильных яблоках и живой воде говорится: Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле лежит камень, на нем надпись написана: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь – убиту быть».

А вот в былине о 3х походах Ильи — Муромца, сказано: что он сначала направо пошел — а там смерть была написана, потом он надпись стер и написал что убит не был и пошел налево где женатым должен был стать а потом прямо где богатым но ни женатым ни богатым так и не стал а под камнем нашел сокровища.

Отсюда вывод, что возможно не нужно верить страхам своим и сомнениям ( что надписи в сказке навевают ) , а подумать и копнуть глубже, приняв верное для себя самого решение? Ведь недаром издревена говорят- зри в корень ( в данном случае под камень ), то есть глубже проблему изучай и не верь всему что говорят и пишут. Вот основные заповеди русских былин для последующих поколений, кто умом пытлив и догадлив.

Что главное в истории?

Также пословицы о сказках всегда несли в себе одно очень важное напоминание. Они не давали забыть о том, что в любой истории на первом месте должен стоять смысл, а не красота повествования. Ведь именно он помогает детям учиться и делать правильные выводы.

К сожалению, сегодня этот посыл часто игнорируют, и современные книги для детей не всегда отображают давние идеи о добре и зле. Именно поэтому так важно вспоминать советы наших предков и воплощать их в жизнь. Итак, вот несколько удачных примеров пословиц о значении морали в детских произведениях:

Источник

Урок №2.

Тема: «Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения».

Цели и задачи урока:

  1. Ознакомление детей с крылатыми выражениями. Обогащение словарного запаса.

  2. Развитие у учащихся культуры владения родным языком: научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка.

  3. Формирование представлений о безграничных возможностях великого могучего русского языка.

  4. Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения, умения употреблять крылатые выражения в своей речи.

  5. Воспитание интереса, любви к родному языку, гордости, любознательности, самостоятельности.

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных ситуациях.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий, умение работать по схеме, осуществление самоконтроля, выработка критериев оценки и умение определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, представление информации в разных формах, освоение способов проверки.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других. формулирование и аргументация своего мнения и позиции, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя построено на материале статьи Е. Преображенской из книги «Кружок русского языка в школе». (Учебник, стр.55-56).

Выводы записываются в тетрадь.

  1. Крылатые слова – это меткие, образные выражения, которые переходят из века в век от одного поколения к другому».

  2. К крылатым словам относятся афоризмы, пословицы, поговорки, высказывания исторических деятелей, героев художественных произведений.

  3. Крылатые слова украшают нашу речь, но пользоваться ими надо умело.

    1. Изучение нового материала.

  1. Сегодня мы изучим крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Но прежде я хотела бы напомнить имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, басни которого обогатили русский язык большим количеством крылатых слов и выражений. В начальной школе вы изучали эти произведения. Хочу определить индивидуальное домашнее задание: 2 ученика (по желанию) должны выписать крылатые слова из знакомых басен.

  2. История возникновения крылатых выражений.

Замечали ли вы, ребята, что для выражения наших мыслей мы используем устойчивые сочетания слов. Можно, например. сказать: « Коля работает спустя рукава, а Петя засучив рукава…» Интересно, почему так говорят? Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

Вывод Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их еще называют фразеологизмами, которые можно заменить одним словом. Значение крылатых выражений объяснить трудно, но все же попробуем.

Практическая работа.

В нашем учебнике содержится богатый материал по теме урока. Выполним некоторые упражнения. Узнаем, хорошо ли мы знаем родной язык.

  1. Упр. №54. Завершите устойчивые выражения, которые используются в сказках.

  2. Упр.51. Записать крылатые слова и выражения, распределяя их по источникам происхождения: а) из истории; б) из русских народных сказок; в) из художественных произведений.

  3. Крылатых слов и выражений также большое количество находим в русских народных и литературных сказках. Например:

—Ни много ни мало.

— Ни в сказке сказать, ни пером описать.

— Ни свет ни заря.

-В некотором царстве, в некотором государстве.

-Не садись на пенек, не ешь пирожок.

Обращаю ваше внимание на стр.61, где в рамочке помещены эти устойчивые выражения. Их особо выделили авторы учебника, потому что важно грамотно писать.

  1. Предлагаю устроить соревнования с целью выявления самого лучшего знатока крылатых выражений. Мне нужен помощник, который поможет мне в этой работе.

Определите значения следующих фразеологизмов:

во весь дух – быстро;

морочить голову – обманывать;

в час по чайной ложке – медленно;

рукой подать – близко;

ни в сказке сказать, ни пером описать – красиво, великолепно;

пальчики оближешь – очень вкусно;

развесить уши  — поверить;

 потерять голову от счастья – сильно обрадоваться.

Закончите крылатое выражение:

-Встань передо мной, ( как лист перед травой).

— Рожки да (ножки).

-Кому корешки, (а кому вершки).

-Битый небитого ( везет).

-По щучьему веленью. ( по моему хотенью).

— Поди, туда – (не знаю куда).

-Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается).

-Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).

— И растет ребенок там не по дням, (а по часам).

Поди туда — … (не знаю куда).

Скоро сказка сказывается — … (да не скоро дело делается).

Это все присказка, не сказка — … (сказка будет впереди).

 Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Продолжите:

Голоден как … (волк).

Хитер как… (лиса).

Труслив как … (заяц).

Неповоротлив как… (медведь).

Надут как … (индюк).

Нем как …(рыба).

Игра «Четвертый лишний»: в каждой группе выражений найдите то, которое является по своему лексическому значению лишним, и составьте с ним предложение.

а) хоть пруд пруди

кот наплакал

тьма-тьмущая

яблоку негде упасть

б) во все лопатки

сломя голову

черепашьим шагом

в мгновенье ока

в) слово в слово

тютелька в тютельку

вилами на воде писано

комар носа не подточит

г) попасть впросак

попасть на седьмое небо

попасть в переделку

попасть в переплет.

Соедините правильно 2 части крылатого выражения.

1. Попятился, как А. мышь

2. Задрожал, как Б. рыба

3. Затаился, как В. рак

4. Онемел, как Г. черепаха

5. Втянул шею, как Д. заяц

А. Скоро сказка сказывается, 1. по усам текло, в рот не попало.

Б. Это всё присказка, 2. да добра наживать.

В. Я там был, мёд-пиво пил, 3. да не скоро дело делается.

Г. Стали они жить-поживать, 4. добрым молодцам урок.

Д. Сказка ложь, да в ней намёк, 5. сказка будет впереди

IV. Итог.

Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях. А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.

V. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы тоже говорили о богатстве и красоте родного русского языка. Сейчас я приглашаю к доске тех учеников, которые нашли и записали высказывания великих людей о бережном отношении к русскому языку. Затем выступают ученики, которые сумели выполнить творческое задание.

 VI. Вашим домашним заданием на следующий урок будет 1) упр. №52. Выпишите из данных стихотворений крылатые слова и выражения. Объясните их значение.

2) Напишите небольшое сочинение на школьную тему, включив несколько крылатых слов и устойчивых выражений. Выполните одно задание по вашему выбору.

Автор: Кузнецова Анна Валерьевна

Организация: МКОУ «Ванинская СОШ» Октябрьского р–на Курской области

Населенный пункт: Курская область, Октябрьский район, д. Ванина

Цели: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов, крылатыми выражениями и источниками их возникновения.

Личностные: умение анализировать собственную работу, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Предметные: распознавать крылатые выражения, отличать их от фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.

Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей и чужой, систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Ход урока

I. Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас с вами урок родного (русского) языка. С каким настроением вы пришли на урок? (учащиеся оценивают свое настроение используя смайлики разных цветов) Желаю вам такого же позитивного настроения до конца занятия!

II. Актуализация знаний

Просмотр мультфильма. https://disk.yandex.ru/i/i6rHfi92MRtNEA

Какие слова произнесла щука?

Помните ли вы, откуда взят этот фрагмент? В нашем учебнике есть текст, который связан с выражением «по щучьему веленью»

Давайте обратимся к учебнику: упр. 61, стр. 59 и прочитаем текст (ученики читают по абзацу). Обратите внимание, что в тексте пропущен фрагмент.

Какие же чудеса совершались в сказке при помощи волшебных слов?

Как вы понимаете слова из текста «источник крылатого выражения»?

Какова основная мысль этого текста?

В каком значении может употребляться сегодня устойчивое выражение «по щучьему веленью»? В каких ситуациях мы можем его использовать?

Итак, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

(крылатые слова и источники их возникновения)

Какие цели мы поставим перед собой?

(Узнать, что такое крылатые слова и откуда они появляются)

Запись в тетради темы урока! (тема на слайде № 1, https://disk.yandex.ru/i/GZCPsV38OWQ3CA)

III. Теоретический материал. (стр. 60) Обсуждение.

(на слайде №2) Источники крылатых выражений:

-фольклор (сказки, былины);

-песни;

-кинофильмы;

-телепередачи;

— изречения исторических лиц.

Учитель: (слайд №3) Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название это восходит к Гомеру, в его поэмах «Иллиада» и «Одиссея» оно встречается много раз («Он крылатое слово промолвил» или «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл слова «крылатыми», потому что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

IV. Ребята, вы любите играть? Сейчас мы с вами проведем небольшую игру, которая называется «Угадай, откуда строчки»*. https://disk.yandex.ru/d/5f98G1ZLLa6lJg

На экране будут даны «крылатые выражения», а вам необходимо назвать источник возникновения каждого выражения (литературная сказка, народная сказка или басня) и название этого произведения, а также автора. Сначала давайте вспомним, чем отличаются литературная сказка и народная и, что называется басней.

Игра выводится на экран (правильное распределение на рабочей карточке к игре «Угадай, откуда строчки» https://disk.yandex.ru/i/NAkNAN4iNyNWIQ).

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

— Устали!

— Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вместе дружно повертелись

И за стол опять уселись!

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

— Один, два, три, четыре, пять.

— Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

V. Итак, «крылатые» — это слова и выражения, которые прочно закрепились в нашем языке, они образуют отдельную группу устойчивых выражений. Очень часто так называют фразеологизмы. Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них и подумать, есть ли разница между фразеологизмами и крылатыми словами.

«Делать нечего Илюше-

Целый день он бьёт баклуши». (слайд №4)

Известен ли вам данный фразеологизм? В каком значении он употребляется?

Известно ли вам, как он появился? Давайте обратимся к фразеологическому словарю: https://www.youtube.com/watch?v=nAPJomdC28U&t=3s

Бить баклуши. В древности баклушами называли заготовки из осины, предназначенные для изготовления вещей домашнего обихода. Осина – материал, благодатный для такой работы: она легко режется, не трескается, не коробится. Поэтому и считали изготовление вещей из осины делом пустячным, легким, не требующим особого мастерства. От этого и пошло: бить баклуши – «дело несерьезное, ненастоящее дело».

«Куда ты ведешь нас? «Не видно ни зги», —

Сусанину с сердцем вскричали враги» (слайд №5)

Знаком ли фразеологизм? В каком значении употребляется? Как появился?

https://www.youtube.com/watch?v=i6cjrQy0AiY

Ни зги не видно. Что такое зга? Это старинное русское слово, которое произошло от стъга («стёжка, дорожка, тропинка»). Поэтому выражение ни зги не видно буквально означает «не видно тропинки, дороги, пути».

Но существует и другое мнение учёных, которые связывают этот фразеологизм с древним словом зга – «металлическое колечко на дуге у лошади, к которому прикрепляется повод». Это слово было очень употребительным в древности, и не было

человека, который бы не знал, что такое зга. В метель, пургу, темень, когда, сидя в санях, даже колечка на дуге не увидишь, ямщик обычно так и говорил: «Вот темень! Ни зги не видно!»

«Чтоб завтра на концерте

Мы выступить смогли,

Костюмы нам достаньте

Ну, хоть из-под земли».

https://www.youtube.com/watch?v=jEPtHrhY_f8&t=1s

Из-под земли достать. Сейчас это выражение просто значит: «Достать, во что бы то ни стало!» А вот раньше эти слова понимались почти буквально. В те времена, когда никаких банков не было, простые люди не знали, где и как сберечь от покражи и войны своё денежное достояние. Они хранили деньги под землёй, зарывали их. Когда крестьянин говорил барину, что у него нечем заплатить налог, барин топал ногами и кричал: «Из-под земли достань да отдай!» Это было вполне понятно обоим.

Учитель: О чем мы узнаем, когда знакомимся с историей возникновения фразеологизма? Знаем ли мы, кто автор? Есть ли разница между фразеологизмом и «крылатым выражением?

Творческое задание. https://disk.yandex.ru/i/3NAGV6Ejrj7Bkw

Распределите устойчивые выражения в два столбика:

1) крылатые слова; 2)фразеологизмы. Объясните значение одного из них и приведите пример употребления данного устойчивого выражения.

Это я, почтальон Печкин. Сесть в калошу. Зарубить на носу. А Васька слушает да ест. По щучьему велению. Спустя рукава. Остаться у разбитого корыта. У меня зазвонил телефон. Мороз и солнце, день чудесный! Бить баклуши. Ну, погоди! Заткнуть за пояс. Нам не страшен серый волк! Три девицы под окном. Сломя голову. Во все лопатки. Черепашьим шагом. Ребята, давайте жить дружно! (после проводиться проверка по эталону (слайд №6).

VII. Рефлексия.

Сегодня мы с вами хорошо поработали!

Давайте подведем итог! С чем мы сегодня познакомились?

Что такое крылатые выражения? Для чего они нужны?

Что является источниками этих выражений?

Кто впервые употребил понятие «крылатые выражения»?

Какие же вы молодцы!

Чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам крылатых слов и выражений, также есть еще достаточно много книг, которые помогут вам узнать много интересного, при изучении устойчивых выражений. (Круг чтения (слайд №7))

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, используя соответствующий смайлик, и свое впечатление от данного урока.

 Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня и получил заслуженную оценку.

 Урок был интересен, урок был в определенной степени полезен для меня.

 Пользы от урока я получил мало, и не было интересно.

Приложения:

  1. file0.docx.. 34,9 КБ

  2. file1.docx.. 15,2 КБ

Опубликовано: 08.04.2021

👉 Ответы к странице 60. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Первая часть ответа на предыдущей странице 59

2) Как вы понимаете слова источник крылатого выражения?


Ответ:

Источник крылатого выражения — это сказка, в которой впервые было использовано крылатое выражение, а затем начало использоваться в повседневной жизни.

3) С какой целью создан прочитанный текст? Какая мысль в нём доказывается? Какие доводы приводятся для её доказательства?


Ответ:

Прочитанный текст создан с целью показать читателям, откуда приходят в повседневную жизнь крылатые выражения. В тексте доказывается мысль о том, что все крылатые выражения приходят к нам из сказок, былин и художественной литературы. Для доказательства своей мысли приводится довод о крылатом выражении «по щучьему велению», пришедшем из сказке о Емеле.

4) Опираясь на восстановленный вами фрагмент текста, объясните, в каком значении может употребляться сегодня устойчивое выражение как (словно) по щучьему веленью. Опишите ситуации, в которых оно используется.


Ответ:

Сегодня устойчивое выражение «как (словно) по щучьему веленью» употребляется в значении, что какое-либо событие произошло неожиданно, само собой, словно по волшебству. Например, девочка мечтала, чтобы родители ей подарили куклу, и вдруг, буквально через несколько часов, ее мечта осуществляется, тогда можно сказать, что данное событие произошло «как (словно по щучьему веленью».

Задание 62

1) Прочитайте крылатые выражения. Какие из них пришли в нашу речь из народных сказок, какие из литературных сказок и басен? Назовите эти произведения.


Ответ:

Из народных сказок:

1. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. — Литературная сказка «Сказка о царе Салтане».

2. Битый небитого везёт. — Литературная сказка «Лиса и Волк».

3. У сильного всегда бессильный виноват. — Басня «Волк и Ягнёнок».

4. Свет мой, зеркальце, скажи. — Литературная сказка «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

5. Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. — Народная сказка «Лиса и Заяц».

6. Кто, кто в теремочке живёт? — Народная сказка «Теремок».

7. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. — Народная сказка «Маша и Медведь».

8. Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона. — Басня «Слон и Моська».

9. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Народная сказка «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

10. Поле чудес в стране дураков. Литературная сказка «Буратино».

11. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь. — Басня «Квартет».

12. А воз и ныне там. — Басня «Лебедь, щука и рак».

13. Три девицы под окном. — Литературная сказка «Сказка о царе Салтане».

14. Тянут-потянут, вытянуть не могут. — Народная сказка «Репка».

15. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. — Басня «Волк и Ягнёнок».

16. Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! — Литературная сказка «Сказка о золотом петушке».

Продолжение на следующей странице 61

Крылатые выражения и фразы

  

Крылатые выражения и фразы

 
Крылатые выражения, слова и фразы, принадлежащие перу известных писателей и поэтов. Больше всего крылатых фраз и слов вошло в обиход из басен Крылова, поэм Пушкина, произведений Грибоедова, Чехова, Гоголя, Ильфа и Петрова и других.
 

Крылатые выражения из басен Крылова

 

А Васька слушает да ест
из басни И. А. Крылова (1769–1844) «Кот и повар» (1813)

 
А ларчик просто открывался
из басни И. А. Крылова «Ларчик» (1808)

 
Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона
из басни И. А. Крылова «Слон и Моська» (1808)

 
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он кукушку
из басни И. А. Крылова „Кукушка и петух“ (1841)

 
У сильного всегда бессильный виноват
из басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок»

 
* * *

Крылатые выражения из комедии Грибоедова «Горе от ума»

 

А судьи кто?
из комедии А. С. Грибоедова (1795–1829) «Горе от ума» (1824)

 
Ах, злые языки страшнее пистолета
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)

 
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)

 
Герой не моего романа
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)

 
Есть от чего в отчаянье прийти
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)

 
И дым отечества нам сладок и приятен
из комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума“ (1824)

 
Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали
из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь
из комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума“

 
Свежо предание, а верится с трудом
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)

 
Служить бы рад, прислуживаться тошно
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)

 
Счастливые часов не наблюдают
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)

 
* * *

Крылатые выражения из произведений Пушкина

 

А счастье было так возможно,
Так близко!
из романа в стихах «Евгений Онегин» А С. Пушкина (1799–1837), гл. 8 (1832)

 
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина

 
В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань
из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1829)

 
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820)

 
И жить торопится и чувствовать спешит
из стихотворения П. А. Вяземского (1792–1878) „Первый снег“ (1822)
Взята А. С. Пушкиным в качестве эпиграфа к 1-й главе „Евгения Онегина“

 
Любви все возрасты покорны
из поэмы „Евгений Онегин“ (1831) А. С. Пушкина

 
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь
из романа в стихах „Евгений Онегин“ (1831) А. С. Пушкина

 
Не мудрствуя лукаво
Выражение из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831)

 
Откуда ты, прекрасное дитя?
из драмы А. С. Пушкина «Русалка» (1837)

 
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831)

 
Пора, мой друг, пора!
из стихотворения А.С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.» (1834)

 
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина

 
С корабля на бал
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина

 
Ужасный век, ужасные сердца
из драмы А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» (1836)

 
Что пройдет, то будет мило
из стихотворения А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» (1825)

 
* * *

Крылатые выражения из произведений Гоголя

 

Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
из комедии Н. В. Гоголя (1809–1852) «Ревизор» (1836)

 
Дама приятная во всех отношениях
из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842)

 
Есть еще порох в пороховницах
из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1842)

 
Из прекрасного далека
Выражение из поэмы Н. В. Гоголя „Мертвые души“ (1842)

 
Срывать цветы удовольствия
Выражение из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836)

 
* * *

Крылатые выражения из произведений Лермонтова

 

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
из стихотворения М. Ю. Лермонтова (1814–1841) «Парус» (1841)

 
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно
из стихотворения М. Ю. Лермонтова «А. О. Смирновой» (1840)

 
И скучно, и грустно, и некому руку подать
из стихотворения М. Ю. Лермонтова „И скучно и грустно“ (1840)

 
* * *

Крылатые выражения из произведений Чехова

 

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)

 
Как бы чего не вышло
из рассказа А. П. Чехова „Человек в футляре“

 
Сюжет, достойный кисти Айвазовского
из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)

 
* * *

Крылатые выражения из произведений Горького

 

Да был ли мальчик-то?
из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1927)

 
В карете прошлого никуда не уедешь.
из пьесы М. Горького «На дне» (1902)
* * *

Крылатые фразы и выражения из произведений Ильфа
и Петрова «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев»

 

Сбылась мечта идиота
из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»

 
Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!!!

 
Не надо бороться за чистоту. Надо подметать!

 
Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты.

 
На каждую хорошую мысль неизбежно находится свой дурак, аккуратно доводящий её до абсурда.

 
Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

 
Мы чужие на этом празднике жизни.

 
Почём опиум для народа?

 
Вы ни пьете, ни курите, девушками не увлекаетесь… Зачем Вам деньги? Вы же не умеете их тратить.

 
«И тут Остапа понесло…»

 
Не делайте из еды культа.

 
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.

 
Дуся? Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.

Крылатые слова
Басни Крылова

 

  • Крылатые выражения из сказки маленький принц
  • Крылатые выражения из сказки конек горбунок
  • Крылатые выражения из сказки золотая рыбка
  • Крылатые выражения из русских народных сказок с объяснением
  • Крылатые выражения из русских народных сказок и их значения